Цнс человека по возрастам

Возрастные особенности нервных процессов у детей.

У ребенка координация рефлекторных реакций далеко не совершенна. Ответная реакция у него связана с обилием ненужных движений и неэкономичными вегетативными сдвигами.

Высокая степень иррадиации нервных процессов у детей определяется также тем, что на первых этапах постнатального развитие ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.

По сравнению со взрослыми у детей выше возбудимость нервной ткани, меньше специализация нервных центров, более распространены явления конвергенции и положительной индукции. Конвергенция состоит в проведении нервных импульсов к одному нейрону из различных участков нервной системы. Н/р, на один и тот же нейрон могут конвергировать импульсы от слуховых, зрительных и кожных рецепторов. У них отмечается неустойчивость внимания.

Координация рефлекторных реакций у детей совершенствуется в ходе онтогенеза и завершается к 18-20 годам.

Спинной мозг взрослого человека размешается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и общей массой 34-38 г.

Несмотря на то что спинной мозг новорожденного является наиболее зрелой частью ЦНС, его окончательное развитие заканчивается только к 20 годам. За этот период масса мозга увеличивается в 8 раз.

В спинном мозге выделяют шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый сегменты, от которых отходит 31 пара спинно-мозговых нервов, иннервирующих скелетную мускулатуру и кожу. Каждый сегмент стоит из серого и белого вещества. Серое вещество расположено в центре сегмента и в нем различают задние, боковые и передние рога. Серое вещество – это тела нервных клеток, а белое вещество – это аксоны нервных клеток покрытые миелиновой оболочкой, имеющей белый цвет.

Спинной мозг выполняет две основные функции рефлекторную ипроводниковую. Рефлекторная функция заключается в осуществлении спинномозговых рефлексов, а проводниковая в проведении нервных импульсов от рецепторов нашего тела в головной мозг и от головного мозга к сегментам спинного мозга. Проводниковая функция спинного мозга осуществляется за счет проводящих путей, образующих белое вещество спинного мозга. Различают восходящие и нисходящие проводящие пути.

Среди нисходящих путей есть один пирамидный и 4 экстрапирамидных. Пирамидный путь является прямым однонейронным путем и через него осуществляются наши произвольные движения. Экстрапирамидные пути являются многонейронными и через них осуществляется регуляция тонуса мышц и общие двигательные акты (поворот головы, движение всей конечностью).

Спинной мозг содержит два утолщения: шейное и поясничное, которые начинают формироваться в первые годы жизни ребенка. Шейное утолщение связано с регуляцией движений верхних конечностей, поясничное – нижних.

Головной мозг состоит из ствола мозга и конечного мозга, включающего большие полушария.

От основания головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые связывают головной мозг со многими внутренними органами, мышцами лица, шеи, языка, глаз, а также обеспечивают поступление в головной мозг сенсорной информации от зрительных, вкусовых, слуховых и обонятельных рецепторов, вестибулярного аппарата, тактильных рецепторов кожи лица.

Основные части головного мозга выделяются уже к 3-му месяцу эмбрионального развития, а к 5 месяцу эмбриогенеза уже хорошо заметны основные борозды больших полушарий.

К моменту рождения общая масса головного мозга составляет около 400 г. Наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые два года жизни. Затем темпы его развития немного снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет, к этому моменту масса мозга достигает уже 4/5 массы взрослого человека.

Развитие головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности достигают, прежде всего, стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже к 2-4 годам постнатального развития.

К стволовой части относят продолговатый мозг, задний мозг (варолиев мост и мозжечок), средний мозг и промежуточный. В филогенетическом отношении это наиболее древние нервные структуры, и поэтому их функции тесно связаны с регуляцией примитивных функциональных процессов.

Отделы ствола мозга выполняют проводящие и рефлекторные функции. В продолговатом мозге находятся центры жизненно важных рефлексов: дыхательных и сердечных, а также здесь есть центры многих защитных рефлексов: чихания, кашля, мигания, закрытия век. Средний мозг содержит первичные зрительные центры и принимает участие в осуществлении зрачкового рефлекса, аккомодации, конвергенции и зрительного ориентировочного рефлекса, а также здесь есть первичные слуховые центры, принимающие участие в осуществлении слухового ориентировочного рефлекса, в регуляции сложных двигательных рефлексов, в ориентации тела в пространстве. В промежуточноммозге выделяют подбугровую область (гипоталамус) и зрительные бугры (таламус).

Гипоталамус является высшим вегетативным центром. Он регулирует обмен веществ, температуру тела, чувство голода и жажды, деятельность всех внутренних органов. Таламус является своего рода воротами, через которые все сенсорные сигналы, кроме обонятельных, поступают в кору больших полушарий большого мозга. Основная функция мозжечка заключается в координации всех двигательных актов путем согласования скорости сокращения различных мышц, участвующих в данном конкретном двигательном акте. Кроме того, мозжечок обеспечивает двигательный акт вегетативным компонентом, т.е. приспосабливает дыхание, работу сердца к данному конкретному двигательному акту.

Ретикулярная формация, или сетчатая состоит из нейронов различной формы и размеров и расположена в центральной части ствола мозга. Ретикулярная формация оказывает влияние на спинной мозг, большие полушария и мозжечок. На спинной мозг ретикулярная формация оказывает как активирующее, так и тормозящее влияние. На большие полушария и мозжечок оказывает активирующее влияние, которое называют неспецифической активацией. При уменьшении неспецифической активации большие полушария переходят в состояние пониженной возбудимости и человек засыпает.

Конечный мозг состоит из больших полушарий и расположенных внутри них подкорковых, или базальных ганглиев.

Конечный мозг человека является наиболее молодым в филогенетическом отношении образованием. Подкорковые ганглии принимают участие в регуляции сложных половых и поведенческих реакций, имеют важное значение в организации оптимальной двигательной деятельности.

Большие полушария головного мозга – парные образования. Это основная часть конечного мозга. У человека они достигают наибольшего развития и составляют почти 80 % от общей массы мозга. В функциональном отношении большие полушария являются высшим отделом ЦНС, регулирующим все нижележащие отделы. Кроме того, большие полушария являются основой нашего мышления и сознания. Поверхность больших полушарий покрыта извилинами, которые представляют собой складки поверхностного слоя.

I этап. У новорожденного вес спинного мозга 10 г., а отношение спинного мозга к головному 1:100 (у взрослых 1:50). В это время спинной мозг растет быстро, а дифференцировка его нейронов выражена слабо. Проводящие пути и спинномозговые нервы не покрыты миелиновой оболочкой. Отсюда широкая иррадиация возбуждения по сегментам спинного мозга, генерализация спинномозговых рефлексов.

У новорожденного вес головного мозга около 400 г. В течение первого года вес увеличивается в 2,5 раза и к концу года достигает 1000 г. Однако формообразование на этом этапе идет медленными темпами и большие полушария по своей форме значительно отличаются от взрослого человека. Так, у детей первого года жизни слабо развит лобный отдел больших полушарий, борозды и извилины малы, мелки. В связи с незрелостью коры больших полушарий, функция ее несовершенна, контроль над корковыми образованиями слабый. Отсутствие корковых влияний на сегменты спинного мозга в первые месяцы жизни приводит к хаотичности движений.

Продолговатый мозг и варолиев мост растут быстро и все основные их центры сформированы. Однако их функция еще несовершенна, так как их регуляция осуществляется в основном за счет безусловных рефлексов, т. е. по принципу отклонения.

Средний мозг по отношению к взрослым составляет 40 %. Нейроны не дифференцированы. Функции среднего мозга не совершенны, движения не точны из-за несогласованности двигательного и тонического компонентов. Конвергенция и аккомодация глазных яблок не совершенны и не координированы. У новорожденного глазные яблоки могут даже двигаться одновременно в разные стороны. Отсутствует координация сокращений и перераспределения тонуса мышц пальцев рук.

Ретикулярная формация ствола мозга занимает относительно меньший объем, чем у взрослых. Нейроны расположены тесно, их аксоны не покрыты миелиновой оболочкой. Активация больших полушарий слабая и их возбудимость понижена (новорожденный спит до 22 часов в сутки).

Мозжечок у новорожденного весит 20 г, а к концу года – 90 г. Дифференцировка слоев начинается уже с первых месяцев после рождения, но к концу года все еще остается много недифференцированных нейронов. Функции мозжечка несовершенны, движения не координированы, так как нет согласования скорости сокращения различных мышц и обеспечения движения тоническим и вегетативным компонентом.

Промежуточный мозг растет относительно медленно. В гипоталамусе не закончена дифференцировка ядер, нейроны различных ядер почти не отличаются по форме, нет миелинизации их аксонов. Отсюда несовершенство функций. Нет четкости в передаче информации в кору больших полушарий, отсутствует контроль со стороны высших вегетативных центров, имеется несовершенство терморегуляции.

Подкорковые ядра составляют 20% по отношению к взрослым. Дифференцировка нейронов слабая, миелинизация проводящих путей неполная. Несовершенство функций проявляется в генерализации и неловкости движений.

II этап. На втором этапе развития ребенка продолжается рост и дифференцировка всех отделов ЦНС. Вес спинного мозга достигает 14 г. На этом этапе заканчивается миелинизация всех спинномозговых нервов и афферентных (восходящих) проводящих путей спинного мозга. Нисходящие проводящие пути еще не полностью покрыты миелиновой оболочкой. Следствием этого является неточность координации спинномозговых рефлексов. Так, в 2 года нет еще дифференцировки ходьбы и бега. Ребенок быстро перебирает ногами, шаги у него короткие. Только к концу этапа наступает дифференцировка ходьбы и бега.

Продолговатый мозг и варолиев мост продолжают дифференцировку. К концу этапа их нейроны приобретают форму взрослого человека, отличаясь только размерами. Все черепномозговые нервы к концу этапа покрываются миелиновой оболочкой и их функция почти такая же, как у взрослых.

Средний мозг по отношению к взрослому составляет 50%. Заканчивается дифференцировка III и IV пары черепно-мозговых нервов и нейронов четверохолмия. Однако нисходящие пути среднего мозга еще не полностью покрыты миелиновой оболочкой и поэтому функции еще несовершенны.

Нейроны ретикулярной формации ствола мозга к концу этапа заканчивают дифференцировку, но миелинизация нисходящего пути формации еще не закончена. В связи с этим остается неточность облегчающих и тормозящих влияний ретикулярной формации на спинномозговые рефлексы. В то же время восходящие активирующие влияния на этом этапе уже достаточно интенсивны и качественно не отличаются от взрослых.

Мозжечок растет равномерно, его клетки заканчивают дифференцировку. Однако по размерам нейроны мозжечка еще меньше, чем у взрослых. Чувствительные пути мозжечка уже покрыты миелиновой оболочкой, а двигательные еще нет, поэтому имеется не тосчная координация тонуса мышц.

В зрительных буграх происходит дифференцировка нейронов на две группы ядер: переключающие и ассоциативные. Миелиновая оболочка нейронов еще не полностью сформирована. Отсюда несовершенен еще корковый анализ и синтез. У детей этого этапа развития активное внимание практически отсутствует. Функции гипоталамуса также несовершенны. Слабый контроль над вегетативной нервной системой, недостаточная терморегуляция.

Подкорковые ядра по отношению к взрослым составляют 40%, нейроны их еще не закончили дифференцировку, а аксоны не покрыты миелиновой оболочкой. В связи с этим сохраняется неловкость движений.

К концу 3-го года жизни вес головного мозга увеличивается до 1200 г. Формообразование больших полушарий и дифференцировка на этом этапе идет значительно большими темпами в сравнении с предыдущим. Поверхность больших полушарий становится похожей на таковую у взрослых, хотя борозды и извилины все еще остаются более мелкими. Относительно мало развит лобный отдел больших полушарий.

В связи с большим морфологическим и функциональным созреванием нейронов больших полушарий значительно совершенствуется и функция коры головного мозга. Так, благодаря корковому контролю над спинным мозгом более совершенными становятся произвольные движения. (ребенок ходит, бегает, прыгает).

Однако кора больших полушарий ребенка все еще остается функционально незрелой, контроль ее над нижележащими отделами ЦНС несовершенен. Особенно это касается эмоциональной сферы ребенка. Нет контроля над эмоциями.

III этап. На этом этапе развития полностью заканчивает свое развитие спинной мозг с его проводящими путями. К концу этапа заканчивается развитие также продолговатого мозга и варолиева моста.

Средний мозг сотавляет 90% от взрослого. К концу этапа заканчивается дифференцировка почти всех отделов среднего мозга. Однако еще имеет место несовершенство в координации движений пальцев рук и ребенку с большим трудом даются такие двигательные навыки как рисование, письмо.

На III этапе заканчивается дифференцировка ретикулярной формации ствола мозга и заканчивает свое развитие мозжечок.

В промежуточном мозге дифференцировка еще не закончена. Подкорковые ядра составляют 80% от взрослых и в них также не закончена дифференцировка нейронов и миелинизация аксонов.

Вес головного мозга достигает 1250 г. По своей форме большие полушария почти такие же, как у взрослых. Отличие заключается в том, что лобные доли еще относительно меньше развиты. На этом этапе заканчивается дифференцировка тел и дендритов корковых нейронов. Однако их аксоны еще не полностью покрыты миелиновой оболочкой. Функциональная незрелость коры больших полушарий проявляется в относительной слабости процессов торможения и в относительной легкости иррадиации процессов возбуждения (ребенок быстро перевозбуждается во время игры, плохо засыпает, спит беспокойно). Нет еще контроля коры над эмоциями.

IV этап.На протяжении IV этапа развития ребенка заканчивается дифференцировка и миелинизация всех отделов ЦНС и проводящих путей, которые еще не закончили своего развития на предыдущем этапе. К концу этапа все отделы ЦНС морфологически такие же, как у взрослых людей.

К 9-10 годам все головного мозга достигает 1350 г (у взрослых 1400-1600 г). На этом этапе еще имеется относительная недоразвитость лобных долей больших полушарий. В этом возрасте мышление у детей все еще остается конкретным, хотя они уже начинают пользоваться абстрактными понятиями. Поэтому преподавание должно строиться не только на словесном логическом объяснении, но обязательно с использованием наглядностей (таблицы. рисунки, опыты), с обязательным знакомством ребенка с конкретными явлениями и предметами. Несмотря на морфологическую и функциональную незрелость больших полушарий, данный этап характеризуется довольно совершенной функцией коры головного мозга. Кора больших полушарий берет под контроль эмоции.

V этап. В 12-13 лет вес головного мозга достигает 1400 г. Отмечается усиленный рост лобных долей. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Только к 13-16 годам заканчивается рост лобных долей, вес головного мозга достигает массы взрослого. Усиливаются процессы торможения. К 17-18 годам морфологическое развитие больших полушарий заканчивается, но функциональное совершенствование продолжается и у взрослых людей.

| следующая лекция ==>
Рефлекс как основа нервной деятельности | Доминирующего полушария головного мозга

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Возрастные особенности нервной системы имеют некоторые отличия. Они различаются в детском, юном и пожилом возрасте. За все перестройки в эти периоды отвечают нейроны и синапсы. Любые раздражители, полученные вне организма и внутри него, ведут за собой определенные реакции. Все эти реакции имеют единую целостную структуру, состоящую из миллиардов “разумных” клеток. Эта конструкция является нервной системой.


Что такое нейроны и синапсы

Нейрон – это единица, представляющая всю цепочку общей нервной системы. Состоит эта клетка из ядра, отростков и тела. Взрослый человеческий организм состоит из 100 миллиардов нейронов. Число это является приблизительным. Нейроны, как и любые другие клетки, отвечают за определенные функции. В первую очередь, они поддерживают свои собственные функции, приспосабливаются к различным возрастным изменениям, и оказывают определенное действие на процессы, происходящие с соседними клетками. Главной задачей нейронов является обработка всей полученной информации из внешний среды. Информацию нейронам передают синапсы головного мозга.

Синапсы – это место, где два нейрона получают конкретную информацию, или же нейрон взаимодействует с эффекторной клеткой. Синапсы способны вызвать как реакцию возбуждения, так и реакцию торможения нейронов.

Особенности детской нервной системы


Становление нервной системы особо ощутимо у детей до года. Каждый день происходят значимые изменения:

  • появляется осмысленная улыбка на внимание взрослых в 1 месяц;
  • первый смех в 2 месяца;
  • в 3 месяца ребенок произносит намеренно разные звуки, это станет его любимым занятием;
  • в 4 месяца пытается садиться;
  • в 5 месяцев сам сидит, вертится на животе в разные стороны и пытается ползать;
  • в 6 – раскачивается вперед-назад и ползает;
  • встает на ноги, держась за опору в 7 месяцев;
  • в 8 – интересуется разной едой и пытается есть сам;
  • в 9 месяцев повторяет такие простые движения, как привет и пока;
  • в 10 месяцев ребенок учится сам стоять;
  • в 11 месяцев играет не с игрушками, а с людьми;
  • по достижении года ребенок начинает ходить.

На этом возрастные особенности нервной системы детей не ограничиваются. Здесь перечислена лишь микроскопическая доля изменений в ходе роста и становления центральной нервной системы (ЦНС) первого года ребенка. Взрослея, ребенок учится говорить. К трем годам его словарный запас может достигать 1500 слов. Он рассказывает и понимает события, которые не имел в своей практике. Говорит сложными предложениями.

Еще одна яркая характеристика изменений в ЦНС – обратный процесс младенческих навыков, которые являются следствием незрелости коры головного мозга. Обратный процесс развития врожденных рефлексов, вызванных активностью таламополидарной системы, прогрессирует до года. По достижению этого возраста неврологическое состояние ребенка становится почти идентично сформировавшемуся взрослому человеку.


К детсадовскому возрасту ребенок достигает новых изменений в нервной системе. Происходит усовершенствование, перестраивание и дифференцировка психических функций, свойств и психоэмоционального развития. Тормозные реакции становятся выражены сильнее. Ребенок этого возраста активно познает окружающий его мир. У него появляется множество вопросов, на которые он желает получить ответы. Он тянется к себе подобным, заводя новые знакомства в считанные секунды.

К пяти годам некоторые дети умеют писать и читать. Малыш часами может проводить за красками и карандашами, создавая каждый раз новые шедевры. У некоторых детей появляется влечение к музыке, пению или танцам. Дети начинают усваивать некоторые нормы: слушаться – хорошо, не слушаться – плохо, ударил – больно, поэтому бить нельзя. Дети налаживают контакт не только с другими детьми, но и с животными.

После похода в школу продолжается становление личностных черт и формирование характера. Появляются стремления к индивидуальным отличительным особенностям, например, желание рисовать лучше других, быть старостой в классе, уметь больше всех отжиматься и т.д.

В подростковые годы нервная система имеет свои особенности, заключающиеся в абстрактном мышлении, бунтарстве и агрессии с целью достижения собственной значимости. Происходит гормональная перестройка.

В разные периоды взросления происходит значимое изменение всех внутренних систем и органов. Например, изменяется частота пульса, интенсивность дыхания, активность мозговых функций и артериальное давление. Наблюдаются изменения в биохимических реакциях.

Особенности перестройки нервной системы в момент старения


Особенности нервной системы в период старения определяются общими изменениями организма в целом:

  • изменение мышечного тонуса;
  • умственная и физическая активность;
  • психическая перестройка;
  • адаптационные функции;
  • изменения в репродуктивной системе человека.

При старении также проявляются изменения в желудочково-цистернальной системе: происходит ее расширение, вес мозга становится меньше, извилины истончаются, борозды углубляются и расширяются, количество нейронов идет на уменьшение, и их место занимают глиальные элементы.

В процентном соотношении потеря нейронов во время старения достигает 25 – 46%. В возрасте 70 – 80 лет число нервных клеток уменьшается в спинномозговых узлах на 30% в сравнении с 40 – 50-летними людьми.

Несмотря на такие значимые изменения, жизненно важные центры организма уменьшение нейронов обходит стороной.

Их потеря в таких местах минимальна. В период старения организма в нервных клетках накапливается липофусцин, именуемый пигментом старения. Он появляется из-за окисления НЖК и является обязательным элементом в любом стареющем организме.

При осмотре нейронов старого человека через микроскоп видны значительные изменения в виде увеличения нервных клеток и исходящих из них отростков, нарушения мембран у лизосом, гомогенизации цитоплазмы и многих других клеточные изменений.

Разные функции, за которые отвечает нервная система, подвергаются значительным изменениям в процессе старения организма. Исключение составляет мембранный потенциал нейронов, средняя величина которого существенным изменениям не подлежит. Синоптическое проведение становится медленней, снижается скорость нервного возбуждения.

Интегративная сфера нервной системы подвергается изменениям: рефлекторные функции теряют былую скорость, уменьшается способность концентрации внимания, уменьшается восприятие к запоминанию, логические же способности, наоборот, прогрессируют.

Период старения, изменения нервной системы нельзя расценивать, как общий, равномерно идущий на снижение фактор. В этот период происходит неравное изменение ее функций: некоторые существенно изменяются, какие-то замедляют действие, а в некоторых ячейках наблюдается прогресс по отношению к младшему возрасту. Помимо психомоторных функций и поведенческих систем происходят стабильные изменения в тканях.

Научное объяснение взаимодействия нервных систем

Нервная система представляет собой сложный механизм. Все действия, предпринятые человеком, произошли вследствие работы головного мозга, которая делится на три звена: на этапе начального звена происходит внешнее воздействие, которое несет за собой возбуждение в органах чувств.

На втором этапе в работу вступает центральное звено. Это звено несет ответственность за все процессы возбуждения в органах чувств и последующие за ними торможения. Это действие активизирует все психические восприятия: эмоции, чувства, желания, ассоциации и т.д. Завершающим звеном служит действие на основании мышления или рефлекса. Все эти звенья гармонируют как единая цепь, работают слаженно и дополняют друг друга.

Особенности функционирования центральной нервной системы необычайно сложны. Изменения, происходящие с возрастом – в младенчестве, юности и старости – систематичны, но не неизменны, так как в каждом отдельном случае изменения обусловлены разными факторами: врожденные дефекты (слепота, глухота и т.д.), приобретенные болезни и многие другие особенности, которые нельзя учесть за невозможностью их все предусмотреть.

Нервная система развивается из наружного зародышевого листка - эктодермы. Она закладывается в возрасте 2,5 нед в виде нервной пластинки, которая вначале превращается в желобок, а затем в трубку. В стенке трубки имеются эмбриональные клетки двух типов: нейробласты - будущие нейроны и спонгиобласты - будущие глиальные клетки. Из заднего конца трубки развивается спинной мозг, а из переднего - головной, который характеризуется чрезвычайно быстрыми темпами роста и поздними сроками созревания.

Развитие центральных и периферических отделов нервной системы идет гетерохронно. В развитии нервной системы отражен общебиологический закон: онтогенез повторяет филогенез. Быстрее развиваются более старые в эволюционном плане отделы, позднее -молодые. Однако ни один отдел мозга не работает изолированно. Функционирование любого отдела связано с другими отделами центральной нервной системы.

Созревание нервной системы идет по следующим направлениям:

  • • увеличение массы нервной ткани;
  • • дифференцировка нейронов и нейрофибрилл;
  • • увеличение количества, длины и диаметра отростков нейронов и их миелинизация;
  • • развитие глиальных клеток;
  • • совершенствование связей между нейронами (увеличение количества синапсов);
  • • развитие шипикового аппарата на дендритах;
  • • увеличение возбудимости, проводимости и лабильности нейронов и волокон;
  • • увеличение синтеза и содержания нейромедиаторов;
  • • повышение величины мембранного потенциала.

Ни один показатель не является определяющим в обеспечении нервной деятельности, важно их соотношение на каждом этапе онтогенеза.

Развитие нейронов. На 3-м месяце внутриутробного развития начинается рост аксонов, появляются нейрофибриллы, формируются синапсы и обнаруживается проведение возбуждения. Дендриты формируются позднее аксонов, к концу внутриутробного периода, а после рождения увеличивается количество их разветвлении и синапсов. У плода человека клеточная масса ЦНС достигает своего верхнего уровня в первые 20-24 нед внутриутробного развития, и это число нейронов остается практически постоянным до старости. Нейроны после дифференцировки в основном не подвергаются дальнейшему делению, а глиальные клетки продолжают делиться всю жизнь. Однако объем нейронов на ранних стадиях онтогенеза увеличивается. В старческом возрасте число нейронов коры больших полушарий и масса мозга уменьшается, но усиливается активность оставшихся нейронов. В процессе развития меняется соотношение между глиальными и нервными клетками значительно. У новорожденного количество нейронов больше, чем глиальных клеток, к 20-30 годам их соотношение становится равным, после 30 лет количество глиальных клеток увеличивается.

Миелинизация отростков нервных клеток начинается еще внутриутробно под влиянием гормонов щитовидной железы. В начале миелиновая оболочка рыхлая, а потом уплотняется. Сначала миелином покрываются периферические нервы, потом отростки нервных клеток, находящиеся в спинном и головном мозге. Волокна двигательных нейронов миелинизируются раньше чувствительных. Миелинизация во всех периферических нервных волокнах практически завершается к 9-10 годам. Формирование оболочек в значительной степени зависит от условий жизни ребенка. В неблагоприятных условиях процесс миелинизации может замедляться на несколько лет, что затрудняет управляющую и регулирующую деятельность нервной системы.

У детей раннего возраста в синапсах выделяется меньше медиаторов, и они быстро расходуются. Поэтому работоспособность у них низкая, быстро наступает утомление. Кроме того, потенциал действия у них более длителен, что сказывается на скорости проведения возбуждения и лабильности нервных волокон. К 9—10 годам лабильность достигает практически уровня взрослых (300-1000 импульсов в 1 с). В то же время нервные центры обладают большой компенсаторной возможностью. В период и некоторое время после рождения нейроны мозга имеют низкую чувствительность к гипоксии. Затем чувствительность к недостатку кислорода увеличивается, и в целом нервная система ребенка более чувствительна к гипоксии вследствие высокого уровня обмена веществ.

При старении организма происходят структурно-функциональные изменения в нейронах. Так, общее количество нейронов уменьшается до 40-70%, в них развиваются дистрофические процессы, связанные с вакуолизацией, накоплением липидов и пигмента липофусцина в цитоплазме, развивается сегментарная демиелинизация аксонов. Уменьшается количество синапсов, особенно аксодендрит-ных, и содержание медиаторов в них. Снижается энергетический обмен в клетках, что вызывает уменьшение образования АТФ, активности мембранных насосов. Это приводит к снижению лабильности нейронов, замедлению скорости проведения возбуждения через синапсы. Параллельно изменяется структура и функции глии. Относительное количество глиальных клеток по отношению к нейронам возрастает, при снижении функции микроглии активизируется функция астроцитов. Глия начинает более активно снабжать пластическими материалами нейроны, удаляет из них липофусцин, увеличивает захват медиаторов нейронов, начинает играть роль в образовании и закреплении временных связей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.