Цнс у детей с челюстно лицевой патологией


  • Причины расщелины губы и неба
  • Виды врожденных расщелин губы и неба
  • Сроки и особенности диагностики пороков развития
  • Лечение расщелины губы и неба: основные задачи и этапы
  • Правила ухода за новорожденным с пороками развития
  • Как кормить малышей
  • Рекомендованные хирургические операции
    • Изолированная расщелина верхней губы
    • Врожденная расщелина губы и неба
  • Подготовка к операции
  • Реабилитация
    • Санация полости рта и регулярное посещение стоматолога
    • Ортодонтическое лечение
    • Речь и звукообразование
  • Послеоперационные последствия

Рождение ребенка с такими пороками — тяжелое испытание, как для самого новорожденного, так и для родителей. В 25% случаев расщелина губы или неба сопровождается другими патологиями, но в остальном протекают изолированно. В любом случае при современном уровне медицины, при правильно составленном плане лечения, дефект полностью устраняется. IllnessNews расскажет о тернистом пути лечения расщелины губы и неба.

Причины расщелины губы и неба

Расщелина губы и неба может формироваться по многочисленным причинам, и в конкретном случае, установить причинный фактор порой тяжело, а в некоторых случаях, вообще невозможно. Существует группа наиболее часто встречающихся причин, которые провоцируют патологию:

  • стрессы и сильные эмоциональные потрясения матери в первом триместре беременности ;
  • инфекционные заболевания;
  • вредные привычки: курение и злоупотребление алкоголем, наркотики в первом триместре беременности;
  • стать причиной может прием и некоторых медицинских препаратов, несовместимых с беременностью. В первые недели беременности происходит закладка всех систем и органов, и негативное воздействие может стать причиной серьезных пороков развития;
  • в 5% случаев виновником станет именно наследственный фактор.

Даже обезопасив себя и своего малыша от негативного воздействия, нельзя с уверенностью сказать, что плод полностью защищен от негативных факторов. Поэтому все силы нужно сосредоточить именно на лечении.

Научный стоматологический журнал PLoS One опубликовал анализ более 14 исследований, посвященных формированию расщелины губы и неба у детей. Авторами исследования стали ученые Канады, Египта и Великобритании. Научный интерес касался влияния вредных привычек на формирование пороков развития. Доказано, что у женщин с пагубной привычкой риски развития у плода пороков развития увеличиваются на 50%.

Примечательно, что одинаковые риски развития пороков сохраняются как при непосредственном курении, так и при пассивном, когда женщинам приходиться дышать чужим сигаретным дымом. Другие исследования показывают, что у будущих матерей, которые являются пассивными курильщиками, на 23% выше риск рождения мертвого ребенка, и на 13% повышаются риски рождения малышей с физическими дефектами.

Виды врожденных расщелин губы и неба


Расщелину губы и неба принято разделять на три группы, каждая из которых будет иметь различные степени тяжести, следовательно, особенности лечения:

  • изолированная расщелина верхней губы;
  • изолированная расщелина неба;
  • сквозные расщелины губы и неба.

Сроки и особенности диагностики пороков развития

Диагностировать расщелину губы и неба можно во время внутриутробного развития на 11-12 неделе гестации, именно в это время происходит окончательное формирование лица плода. В ряде случаев, врожденные пороки развития губы и неба оказываются неприятным сюрпризом, ведь во время УЗИ не удается диагностировать патологию: плод может закрываться от датчиков.

Лечение расщелины губы и неба: основные задачи и этапы

Родители должны понимать, что появление на свет малыша с расщелиной губы и неба — это не приговор. Благодаря современному, хоть и длительному лечению, которое требует немаленьких финансовых и эмоциональных затрат, но в конечном итоге любая проблема решаема.

Лечение детей с расщелиной губы и неба — одна из самых трудных задач челюстно-лицевой хирургии, которая будет требовать комплексного подхода. В лечении ребенка, на протяжении нескольких лет будут участвовать:

  • неонатолог, а после и педиатр;
  • челюстно-лицевой хирург;
  • ортодонт;
  • логопед;
  • невролог;
  • ЛОР;
  • стоматолог;
  • психолог.

При наличии сопутствующих заболеваний могут привлекаться и другие узкие специалисты.

Также разработан оптимальный протокол хирургического лечения, состоящий из нескольких этапов выполняемых в разное время:

  • хейлопластика, позволяющая устранить дефект в области губы и носа, и восстановить анатомическую и функциональную полноценность губы. Такая операция проводится буквально с момента рождения;
  • на мягком небе, для закрытия дефекта, проводятся в 6-7 месяцев;
  • на твердом небе обычно проводятся в возрасте 12-14 месяцев;
  • по показаниям и при необходимости с 6 месяцев проводятся другие реконструктивные операции.

Правила ухода за новорожденным с пороками развития


Ребенок с пороками развития челюстно-лицевой области требует особого ухода. При кормлении малыша, для того чтобы исключить аспирацию (попадание пищи в дыхательные пути) нужно кормить по особым правилам:

В остальном, дети с расщелиной губы и неба обычные, им также необходим режим дня, прогулки на свежем воздухе, процедуры закаливания и воздушные ванны.

Как кормить малышей

Кормление малышей с расщелиной губы и неба может осуществляться несколькими способами. Наиболее оптимальным питанием будет грудное молоко, поэтому нужно постараться сохранить лактацию. Иногда даже при значительном дефекте, кормление грудью может осуществляться естественным путем. Но при этом, нужно следить за тем, чтобы при кормлении у ребенка был полноценный доступ кислорода через полость носа, иначе высоки риски аспирации.

В некоторых случаях рекомендуется воспользоваться альтернативными способами кормления:

  • при помощи ложечки — что наиболее оптимально. В качестве питания можно использовать смесь или сцеженное грудное молоко. Используя такой метод кормления, в последующем не возникнет необходимости переучивать малыша и отказываться от сосания. Ведь в послеоперационный период сосание может стать причиной сильной боли и формирования рубцов;
  • в качестве ложечки рекомендовано использовать кофейную, за несколько дней можно легко приспособиться к кормлению;
  • современные производители товаров для детей предлагают специализированные бутылочки: с фиксированными ложечками, специальные шприцы с сосками, поильники разных фирм;
  • детям с синдром Пьера-Робена рекомендовано пользоваться бутылочками со сменными длинными латексными сосками.
  • Подбирать способ вскармливания будет именно доктор, после тщательного осмотра и обследования ребенка.

Рекомендованные хирургические операции


Конкретный план лечения во многом зависит от типа патологии: изолированная она или нет, имеются ли сопутствующие патологии и заболевания внутренних органов. В любом случае, схема хирургического и последующего лечения определяется состоянием ребенка.

Наиболее благоприятное состояние, которое позволяет кормить ребенка грудью, а также сдвинуть сроки хирургического лечения. Как правило, оперативное вмешательство проводится в полгода. В превалирующем большинстве случаев, удается добиться положительных результатов после первичной хейлопластики (верхней губы и носа), которые чаще не требуют последующей коррекции. В ряде случаев могут понадобиться лишь незначительные корригирующие операции, для устранения мелких дефектов, например, при восстановлении прикуса.

Формирование костного дефекта — одна из основных причин потери постоянных зубов. Стоматологами рекомендовано устранить дефект в возрасте 7-10 лет, только после прорезывания постоянных резцов. Хирургическое лечение всегда сопровождается ортодонтическим. Родители должны понимать, что такое лечение длительное, сложное.

При этом типе пороков хирургическое лечение может состоять из нескольких этапов. Начинать лечение рекомендовано с четвертой недели жизни малыша — первичная пластика верхней губы и носа. Главная цель лечения — исправить косметический дефект и деформационные изменения верхней губы и носа. После операции может остаться рубец, незаметный и похожий на валик фильтрума. Наличие этого рубца позволяет восстановить нормальную анатомию носогубной области.

В дальнейшем, доктора рекомендуют устранить остаточные дефекты неба после его пластики — дефекты различной формы, которые обеспечивают сообщение полости носа и рта.

Подготовка к операции


Любое оперативное вмешательство требует предварительной подготовки. Перед любой плановой операцией малыш должен быть готов: не должно быть инфекционных и соматических заболеваний, хронические патологии должны быть в стадии ремиссии.

И родители, и врачи должны обратить особое внимание на аллергическую предрасположенность ребенка. В течение нескольких месяцев до оперативного вмешательства в рацион запрещено вводить новые продукты. Любое проявление аллергической реакции может существенно отсрочить сроки оперативного вмешательства.

К моменту проведения операции ребенка необходимо отучить от сосания соски и бутылочки.

В большинстве случаев, пластика мягкого неба проводится в возрасте 6-8 месяцев, что совпадает со сроками прорезывания первых молочных зубов. Синдром прорезывания зубов — капризы, неприятные ощущения или же проявление ринита, воспаление слизистой, будут способствовать отсрочке оперативного вмешательства или же увеличению рисков осложнений и последствий.

Накануне операции, хирурги и анестезиологи дают особенные рекомендации, и родители должны очень тщательно их соблюдать.

После операции ребенок будет находиться в палате интенсивной терапии, под постоянным и бдительным контролем врача-реаниматолога. После малыша переводят в палату челюстно-лицевого стационара, где родители и медицинский персонал будут ухаживать за малышом.

В первые часы после операции ребенку прописывают обезболивающие, антибиотики и противогрибковая терапия.

Реабилитация

Реабилитация ребенка с пороками развития челюстно-лицевой области — один из самых длительных и сложных периодов. Впереди длительное лечение у нескольких специалистов. Занятия с логопедом, иногда рекомендуются упражнения с педагогами по вокалу и многочисленными медицинскими специалистами.

Во всей реабилитации можно проследить основные этапы.

Кариес и его осложнения — потенциальный источник инфекции для всего организма ребенка. Именно кариес может стать причиной обострения многих хронических заболеваний или же может стать причиной отсрочек оперативного вмешательства.

Кроме того, пульпит или периодонтит может стать причиной преждевременного удаления зубов, что для детей с расщелиной губы и неба может стать причиной осложнений во время ортодонтического лечения.

Именно поэтому стоматологи советуют посещать профилактические осмотры каждые три месяца, проводить весь комплекс профилактических и лечебных процедур.


Ортодонтическое лечение направлено на выравнивание зубного ряда и построение правильного прикуса. Пластинки или специальные несъемные аппараты могут использоваться для расширения верхней челюсти, выравнивания зубного ряда.

Устранив деформации верхней челюсти, создаются все условия для ее правильного роста и развития. Правильно составленное и выполненное лечение позволяет предотвратить серьезные ортодонтические проблемы и сделать улыбку правильной и идеальной.

Основа формирования звука — фонационное дыхание, используемое во время речи. Выдыхаемый воздух является акустической средой, которая образует передачу и формирование звуков. Полость рта — резонатор, который позволяет приобрести звуковую окраску, силу, тембр. Органы артикуляции: щеки, язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо — препятствия на пути звуковой волны, и то, что заставляет появляться гласные и согласные звуки. Именно мягкое небо — наиболее важная составляющая артикуляционного аппарата.

После операции дети с пороками развития челюстно-лицевой области годами занимаются с логопедами для восстановления нормальной функции речи.


Нам повезло попасть в руки молодого, но уже опытного челюстно-лицевого хирурга — Геннадия Васильевича Гончакова, который тогда оперировал на базе 41-й московской больницы. В первый же месяц доктором была проведена хейлопластика. Кормление осуществлялось сцеженным молоком, докорм смесью — все с маленькой кофейной ложки. Было непросто, и это еще мягко сказано. Но трудности проходят, а со временем почти и забываются. Почти.

Вторая операция — твердое и мягкое небо — была проведена в 2,5 года, оперировал тоже Геннадий Васильевич. Третья: в 6 лет — пластика преддверия и коррекция дефекта на маленьком язычке.

Заговорила дочка поздно, в 3 года, и даже тогда не выговаривала 32 буквы. Но с трех до семи лет — это было время постоянных и усердных занятий с логопедом раз в неделю, и три раза в неделю с родителями. В итоге, все звуки в наличии, назальности нет. Конечно, было трудно, но мы установили график занятий по часам и твердо его придерживались, а между занятий старательно поправляли ее речь, чтобы выработать автоматизм.

Сразу после операции на небе началось ортодонтическое лечение: съемные и несъемные аппараты, а с 10 лет и брекеты. К 16 годам мы получили ровный ряд зубов и правильный прикус. Конечно, можно было бы еще иссечь старый рубец на губе, подправить форму носа, но дочь устраивает ее внешность, и лишних операций делать она не стремится. Мы уважаем ее мнение. Как родители мы сделали для нее все, что смогли, в этом сомнений никаких нет.

Послеоперационные последствия


Формирование рубца — естественный процесс, который может продолжатся 6-8 месяцев. На протяжении всего этого времени меняется форма губы и носа: губа может подтягиваться по линии рубца, а крыло носа — к носовой перегородке. Такие изменения способствуют уменьшению диаметра носового хода и деформации носа.

Дети непоседливы, и травмы преследуют детей на каждом шагу. Травмы, солнечный свет и многое другое негативно влияют на формирование рубца. В соответствии с этим, доктора рекомендуют соблюдать ряд простых правил:

  • пользоваться солнцезащитными кремами;
  • временно избегать поездок к морю;
  • профилактика травм;
  • назначение и использование противорубцовых средств;
  • использование носовых вкладышей для профилактики деформации носа.
  • От соблюдения всех рекомендаций будет зависеть состояние ребенка, последующая жизнь и состояние.


Расщелина губа и неба занимает одно из первых мест по тяжести анатомических и функциональных нарушений среди всех врожденных патологий. За последнее время по данным литературы количество больных, рожденных с расщелиной, увеличилось на 30%. Одной из основных причин возникновения нашей патологии является влияние экологических факторов.

В современном мире в большинстве случаев для будущих родителей доступна ранняя диагностика. Она позволяет изучить проблему, познакомиться с вариантами лечения ребенка, найти специалистов. К сожалению, бывает и так, что при проведении УЗИ во время беременности малыш прячет свой дефект. Он подставляет ручки, ножки, крутится и т. д. Складывается впечатление, что он знает о своей проблеме и старается обезопасить себя.

При лечении расщелины очень важно правильно определить все сроки оперативного лечения, этапы и методы.

С 1980 по 1995 годы я опрерировал новорожденных детей. При анализе операций я отказался от таких ранних операций. Считаю, что в таком периоде они нужны больше родителям и родственникам, нежели малышам.

С 1990—91 годов я провожу все операции до года. После обследования назначается хейлопластика (с одного месяца) — обычно в 2—2,5 месяца. Далее пластика мягкого неба в 6—7 месяцев. Пластика твердого неба — в 12—13 месяцев. При двусторонних расщелинах хейлопластика в один этап — в 2—3 месяца.

Нельзя недооценивать и послеоперационный период. Для этого еще до хирургического лечения нужно исключить все соски, пустышки и научить кушать из ложки, чтобы в послеоперационном периоде пользоваться только ими. Это необходимо для исключения нагрузки на губу, так как будет происходить формирование рубца, которое продолжается 1,5—2 года.

Главное, чтобы родители не отчаивались и знали, что благодаря современной медицине исправить можно практически любую ситуацию. Верьте в своего малыша, все трудности останутся позади, а ваш ребенок принесет вам столько счастья!

Наличие расщелины неба влечет за собой появление целого ряда симптомов, существенно осложняющих физическое и речевое развитие ребенка с первых дней жизни.

Грудное вскармливание таких детей представляет определенные трудности, т. к. ребенок не может нормально сосать и глотать, молоко вытекает через нос. До проведения пластики неба с целью нормализации процесса питания используется специальная пластинка для закрытия расщелины – обтуратор.

Расщелины губы и неба являются причиной частых простудных заболеваний из-за неразобщенности носовой и ротовой полостей, что способствует инфицированию дыхательных путей. Вдыхаемый воздух не согревается и не очищается. Это приводит к частым воспалениям слизистой оболочки, которые переходят на среднее ухо, бронхи, легкие. В 2,5-3 раза чаще регистрируется осложненное течение ОРВИ (бронхиты, синуситы, лимфадениты, пневмонии). Распространены хронические фарингиты. Задняя стенка глотки раздраженная, сухая.

Дети с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области страдают разнообразной сопутствующей патологией (функциональные кардиопатии и пороки сердца, заболевания почек, нарушения иммунной системы, болезни легких, патология ЦНС). Отмечается задержка физического развития с дефицитом массы тела и роста, что является следствием трудностей при сосании и глотании.

Исследования детей школьного возраста с ринолалией показали, что у 75% выявлена предрасположенность к заболеваниям ЛОР-органов. Нарушения слуха возникают вследствие болезненных процессов в звукопроводящем и звуковоспринимающем отделах речевого аппарата. Переход воспалительного процесса со слизистой оболочки носа и глотки на слизистую евстахиевых труб приводит к воспалению среднего уха, что в свою очередь является причиной стойкого снижения слуха. Снижение слуха чаще наблюдаются у детей, имеющих аденоидные разращения, искривления носовой перегородки, гипертрофию носовых раковин, увеличенные миндалины. Учитывая это, необходимо помнить, что при коррекционном воздействии на детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба, необходима совместная работа врача-отоларинголога и логопеда. Пластике неба должна предшествовать санация ЛОР-органов, особое внимание должно быть обращено на состояние носового дыхания.

Представляют интерес данные о состоянии центральной нервной системы. В некоторых источниках, относящихся к более раннему временному периоду (60-70-е годы), указано, что большинство детей не имеет грубой органической симптоматики, но у них отмечается лабильность настроения, слабость активного торможения (Уракова А.И.).

Другие исследователи (1998г.), приводя данные комплексного изучения детей с врожденными расщелинами губы и неба в возрасте от 3 до 14 лет, называют следующие цифры: в 92% случаев отмечены “погра-ничные” состояния (астеноневротический синдром, астеническая суб-депрессия, гиперкинетический, гипердинамический и аффективный синдромы); у 80% больных выявлена внутричерепная гипертензия и гид-роцефально-гипертензионный синдром. Помимо этого наблюдалась раз-нообразная рассеянная неврологическая микросимптоматика резидуального характера: головные боли, снижение памяти, нарушение сна, повышенная возбудимость, навязчивые движения, снохождение, нервные тики, депрессивные типы настроения, страхи, плаксивость, снижение мотиваций (Лильин Е.Т.).

Соматическое состояние детей с врожденными расщелинами губы и неба усугубляется необходимостью неоднократных оперативных вмешательств. Так, лечение детей с врожденной расщелиной губы и неба начинается с первых часов жизни ребенка, затем в грудном возрасте, нередко заканчиваясь к 16-18 годам. Повторное использование наркоза и влияние операционной травмы при коррекции врожденной расщелины является дополнительной стрессовой ситуацией, часто приводящей к обострению имеющейся сочетанной патологии или проявлению патологии скрытой. Данные факторы ведут к снижению результатов хирургического лечения и, как следствие, значительно затрудняют и ухудшают формирование нового речевого стереотипа.

Для наиболее успешной реабилитации детей с челюстно-лицевой патологией необходимо проведение комплексных осмотров, осуществляемых хирургом, ортодонтом, педиатром, логопедом, оториноларингологом, неврологом, психологом, методистом по лечебной физкультуре, медицинским генетиком.

Диспансеризация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба строится на сочетании профилактических и лечебных мероприятий, проводимых в период роста ребенка. Наибольший эффект будет достигнут, если работа всех специалистов проводится как единое целое в одном медицинском учреждении.

В настоящее время в России продолжают создаваться межобластные лечебно-консультативные центры, осуществляющие диспансерное наблюдение и лечение детей с челюстно-лицевой патологией. В Москве вопросами комплексной реабилитации таких детей уже в течение многих лет успешно занимаются в Научно-практическом Центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы. Идея организации Центра принадлежит доктору медицинских наук, профессору, академику РАЕН Андрею Георгиевичу Притыко. В Центре разрабатываются и внедряются в практику новые диагностические и лечебные методики, позволяющие осуществлять реабилитацию детей с первых дней жизни. Специалистами Центра разработана система комплексной помощи детям с врожденными расщелинами верхней губы и неба. В задачи работы входит:

1. Ранняя хирургическая коррекция анатомических нарушений.

2. Ортодонтическое лечение имеющихся деформаций зубочелюстной системы и предупреждение развития вторичных деформаций.

3. Логопедическое воздействие, направленное на воспитание правильного звукопроизношения и устранение назального тембра голоса.

4. Медико-генетическое консультирование родителей.

5. Динамическое наблюдение у невролога и педиатра.

6. Общеукрепляющее лечение.

7. Своевременная стоматологическая и оториноларингологическая помощь.

8. Психологическое консультирование.

В Научно-практическом Центре дети наблюдаются у хирурга с момента рождения. Такой подход позволяет четко определить время, этапы и объем проведения хирургического лечения. В настоящее время в Центре активно проводятся ранние пластики неба (до 1-го года), когда ребенок имеет минимальный опыт в патологическом голосо- и речеобразовании. Те, у кого остаются дефекты в переднем отделе твердого неба и небно-глоточная недостаточность, продолжают находиться под динамическим наблюдением хирурга, т. к. формирование нормального звучания речи у них невозможно без повторного оперативного вмешательства.

В совместной помощи ортодонта и хирурга нуждаются дети с аномалиями развития зубо-челюстной системы, влияющими на качество фонации и артикуляции и существенно осложняющими логопедическое воздействие. Так, сквозные расщелины альвеолярного отростка приво-дят к утечке воздушной струи через носовые ходы, что нарушает нор-мальное резонирование носовой полости, а нарушения прикуса (про-трузии, сужение верхней челюсти) ведут к искаженному произношению или отсутствию губно-губных, губно-зубных, переднеязычных, свистя-щих и сонорных звуков. Для оптимальной коррекции зубо-челюстных аномалий используются современные ортодонтические аппараты и последующая пластика дефекта альвеолярного отростка. С целью предупреждения развития тяжелых зубо-челюстных деформаций проводится ортодонтическое лечение с первых дней жизни ребенка. Раннее ортодонтическое вмешательство позволяет контролировать развитие верхней челюсти. Предоперационное ортодонтическое лечение создает благополучные условия для пластики неба, а в некоторых случаях и для пластики верхней губы.

Медико-генетическое консультирование является одним из основных методов профилактики врожденной патологии. В задачи генетической консультации входит выявление характера врожденной патологии – наследственное заболевание, наследственная предрасположенность, ненаследственная патология. Это является возможным благодаря использованию различных методов клинической генетики. Объективное медико-генетическое консультирование позволяет более точно прогнозировать последующее деторождение в семье.

Для получения наиболее эффективных результатов логопедического обучения необходимым является заключение невролога. Среди наиболее часто встречающихся диагнозов следует отметить синдром гиперактивности, перинатальную энцефалопатию, минимальную мозговую дисфункцию. Детям назначается медикаментозное лечение, оказывающее положительное воздействие на весь коррекционно-восстановительный процесс. Общее динамическое наблюдение продолжается в течение всего периода обучения. Его целью является коррекция схемы лечения в соответствии с динамикой в обучении.

Учитывая наличие различной сопутствующей патологии, дети находятся под постоянным наблюдением педиатра. На дооперационном этапе педиатру принадлежит ведущая роль при определении противопоказаний к проведению оперативного лечения. В дальнейшем детям проводится общеукрепляющее лечение с учетом соматического состояния каждого ребенка.

Параллельно с логопедическими занятиями дети посещают каби-нет физиотерапии, где им проводится как общий лечебный, так и массаж мышц артикуляционного аппарата. Кроме того, физиотерапевтические мероприятия способствуют уменьшению проявлений неврологических симптомов. Особую помощь оказывают специалисты ЛФК, способствуя развитию общей и мелкой моторики.

Дети, испытывающие трудности в коммуникации и социальной адаптации, получают консультацию психолога. Своевременное психологическое консультирование является необходимым для предупреждения вторичных психических наслоений.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; Нарушение авторского права страницы

Многолетний опыт реабилитации больных с врожденной патологией лица показывает, что успех лечения зависит не только от степени сложности манипуляций и квалификации врача, но и от психоэмоционального состояния пациента, и от умения врача индивидуально подойти к больному и положительно воздействовать на его психоэмоциональную сферу в процессе лечения. Полученные данные психологического обследования пациентов с врожденной патологией лица и их родителей обусловливают необходимость включения психокоррекционной работы в комплексную восстановительную реабилитацию данной категории больных и членов их семей.

Результаты психологического исследования больных с врожденной патологией лица и психо-математического анализа личностных особенностей

Для объективизации данных психологического обследования мы применили психо-математический анализ. Проведение такого анализа позволило определить степень влияния хронической психотравмы на психологическое и психическое здоровье детей с врожденной патологией ЧЛО. Наличие врожденного порока ЧЛО, неблагоприятная социально-психологическая среда обитания у такой категории пациентов, безусловно, ведут к аномальной личностно-характерологической и невротической изменчивости. И если с помощью дискриминантного анализа (непараметрическая математическая статистика) нам удастся доказать аномальную личностную и поведенческую изменчивость, то на этапе реабилитации детей с врожденной патологией лица потребуются значительные усилия по нормализации их психолого-физиологического состояния.

В табл. 11.1 представлены результаты средних значений и их стандартные отклонения, которые отображают различия между сравниваемыми группами.

Построена линейная дискриминантная функция, которая выполняет дифференциально-диагностическую процедуру между двумя сравниваемыми группами. Дискриминантная функция представлена в следующем виде:


гдеХ— психотипологические параметры личности, R — дискриминантный индекс (коэффициент канонической корреляции), который оценивает величину взаимосвязи между двумя множествами переменных.

Таблица 11.1

Анализ психопараметров в группах сравнения (психотип истероидный)

Если суммарное значение Y будет больше дискриминантного индекса R, то результаты обследуемого следует отнести к истероидному психотипу, если же значение Y будет меньше индекса R, то результаты принадлежат представителю контрольной группы. Чем больше значение R, тем выше разделительная способность дискриминантной функции.

В процессе психолого-математического анализа удалось выделить взаимосочетания психотипологических маркеров, участвующих в дискриминации двух сравниваемых групп:

  • — личностная тревожность = 10,1 %;
  • — УД = 6 %;
  • — застреваемость = 16 %;
  • — демонстративность = 7 %;
  • — тревожность = 30 %;
  • — эмотивность = 27 %.

Настоящее взаимосочетание маркеров отражает психотипологическую и невротическую изменчивость представителей истероидного психотипа.

Результаты средних значений психологических показателей сравниваемых групп отдалены друг от друга в трехмерном пространстве на 8 условных единиц (у. е.), что отражает высокий уровень достоверности и подтверждает нарастающую психотипологическую изменчивость в сторону диапазона ПАЛ у детей с патологией ЧЛО и истероидным психотипом (табл. 11.2)

Таблица 11.2

Разность психопараметров в группах сравнения (психотип истероидный)

Разность средних величин

Квадрат Махаланобиса подтверждает высокий уровень различий между психотипологическими и невротическими особенностями у детей сравниваемых групп (рис. 11.1).

В табл. 11.3 представлены результаты средних значений и их стандартные отклонения, отображающие различия сравниваемых групп.

В табл. 11.4 показаны результаты вычисленных значений и разность средних, что является первоначальным показателем достоверности полученных результатов, подтверждая или опровергая необходимость проведения дальнейшего психолого-математического анализа.


Рис. 11.1. Проекции средних значений психологических показателей сравниваемых групп с истероидным психотипом в трехмерное пространство

Таблица 11.3

Анализ психопараметров в группах сравнения (психотип циклоидный)

Построена линейная дискриминантная функция, которая выполняет дифференциально-диагностическую процедуру между двумя сравниваемыми группами. Дискриминантная функция представлена в следующем виде:

У = +0,01062X1 - 0,17097X2 + 0,10752X3 + 0,21324X4 - 0,27539X5 - -0,14848X6 + 0,08181X7 + 0,06735X8 + 0,16168X9 + 0,07924X10 + + 0,52548X11 - 0,06334X12 - 0,16368X13.

Если суммарное значение Y будет больше дискриминантного индекса R, то результаты обследуемого следует отнести к циклоидному психотипу, если же значение Y будет меньше индекса R, то результаты принадлежат представителю контрольной группы.

В процессе психолого-математического анализа удалось выделить взаимосочетания психотипологических маркеров, участвующих в дискриминации двух сравниваемых групп:

  • — личностная тревожность = 33 %;
  • — УД = 13 %;
  • — демонстративность = 6 %;
  • — застреваемость = 7 %;
  • — педантичность = 6 %;
  • — эмотивность = 33 %.

Настоящее взаимосочетание маркеров отражает психотипологическую и невротическую изменчивость представителей циклоидного психотипа.

Таблица 11.4

Разность психопараметров в группах сравнения (психотип циклоидный)

Разность средних величин

Квадрат Махаланобиса подтверждает высокий уровень различий между психотипологическими и невротическими особенностями у детей сравниваемых групп (рис. 11.2).

Результаты психологических показателей сравниваемых групп отдалены друг от друга в трехмерном пространстве на 4 у. е., что отражает высокий уровень достоверности и подтверждает нарастающую психотипологическую изменчивость в сторону диапазона ПАЛ у детей с патологией ЧЛО и циклоидным психотипом.


Рис. 11.2. Проекции средних значений психологических показателей сравниваемых групп с циклоидным психотипом в трехмерное пространство

В табл. 11.5 представлены результаты средних значений и их стандартные отклонения, которые отображают различия между сравниваемыми группами.

Таблица 11.5

Анализ психопараметров в группах сравнения (психотип шизоидный)

В табл. 11.6 представлены результаты вычисленных значений и разность средних, что является первоначальным показателем достоверности полученных результатов, подтверждая или опровергая необходимость проведения дальнейшего психолого-математического анализа. Построена линейная дискриминантная функция, которая выполняет дифференциально-диагностическую процедуру между двумя сравниваемыми группами. Дискриминантная функция представлена в следующем виде:


Если суммарное значение Y будет больше дискриминантного индекса R, то результаты обследуемого следует отнести к шизоидному психотипу, если же значение Y будет меньше индекса R, то результаты принадлежат представителю контрольной группы.

Таблица 11.6

Разность психопараметров в группах сравнения (психотип шизоидный)

Разность средних величин

В процессе психолого-математического анализа удалось выделить взаимосочетания психотипологических маркеров, участвующих в дискриминации двух сравниваемых групп:

  • — личностная тревожность = 8,4 %;
  • — УД = 6 %;
  • — демонстративность = 8 %;
  • — застреваемость = 29 %;
  • — гипертимность = 14 %;
  • — дистимность = 20.5 %;
  • — тревожность = 20 %;
  • — эмотивность =14 %.

Настоящее взаимосочетание маркеров отражает психотипологическую и невротическую изменчивость представителей шизоидного психотипа. Квадрат Махаланобиса подтверждает высокий уровень различий между психотипологическими и невротическими особенностями у детей сравниваемых групп (рис. 11.3).


Рис. 11.3. Проекции средних значений психологических показателей сравниваемых групп с шизоидным психотипом в трехмерном пространстве

Результаты групп сравнения отдалены друг от друга в трехмерном пространстве на 11 у. е., что отражает высокий уровень достоверности и подтверждает нарастающую психотипологическую изменчивость в сторону диапазона ПАЛ у детей с патологией ЧЛО и шизоидным психотипом. В табл. 11.7 представлены результаты средних значений и их стандартные отклонения, которые отображают различия между сравниваемыми группами.

Таблица 11.7

Анализ психопараметров в группе контроля и у больных с врожденной расщелиной (психотип эпилептоидный)

В табл. 11.8 представлены результаты вычисленных значений и разность средних, что является первоначальным показателем достоверности полученных результатов, подтверждая или опровергая необходимость проведения дальнейшего психолого-математического анализа. Построена линейная дискриминантная функция, которая выполняет дифференциально-диагностическую процедуру между двумя сравниваемыми группами. Дискриминантная функция представлена в следующем виде:

1

Если суммарное значение Y будет больше дискриминантного индекса R, то результаты обследуемого следует отнести к эпилептоидному психотипу, если же значение Y будет меньше индекса R, то результаты принадлежат представителю контрольной группы.

Таблица 11.8

Разность значений психопараметров в группе контроля и у детей с врожденным пороком

В процессе психо-математического анализа выделили взаимосоче- тания психотипологических маркеров, участвующих в дискриминации двух групп:

  • — ситуативная тревожность = 11 %;
  • — личностная тревожность = 9 %;
  • — застреваемость = 8 %;
  • — педантичность = 10 %;
  • — возбудимость = 18 %;
  • — гипертимность = 14 %;
  • — дистимность = 16 %;
  • — эмотивность = 20 %.

Настоящее взаимосочетание маркеров отражает психотипологическую и невротическую изменчивость представителей эпилептоидного психотипа.

Квадрат Махаланобиса подтверждает высокий уровень различий между психотипологическими и невротическими особенностями у детей сравниваемых групп (рис. 11.4). Их результаты отдалены друг от друга в трехмерном пространстве на 22 у. е., что отражает высокий уровень достоверности и подтверждает нарастающую психотипологическую изменчивость в сторону диапазона ПАЛ у детей с патологией ЧЛО и эпилептоидным психотипом. Психо-математический анализ выявил наиболее уязвимый в отношении социально-психологической депривации их личностный психотип. Степень деструктивного воздействия социально-психологической травмы на личностный психотип представлена в следующем виде:

  • — эпилептоидный психотип;
  • — шизоидный психотип;
  • — истероидный психотип;
  • — циклоидный психотип.

Представители эпилептоидного психотипа отличаются более ранним началом аномальной психотипологической изменчивости и более быстрым негативным дрейфом в конституционально-континуальном пространстве из диапазона психологической нормы — акцентуации — в сторону диапазона ПАЛ. За ними располагаются дети с шизоидными личностно-характерологическими особенностями, на третьем месте — истероиды. Самые устойчивые к условиям социальной депривации оказались дети с циклоидными личностными особенностями, что объясняется, вероятнее всего, наиболее высоким энергетическим тонусом личности и не менее высокой толерантностью к социально-психологическим стрессорам. Группы обследованных с патологией ЧЛО на достоверном уровне отличаются от детей контрольной группы, что указывает на различную расположенность детей в диапазоне ПАЛ (рис. 11.5).


Рис. 11.4. Проекции значений психологических показателей сравниваемых групп с эпилептоидным психотипом в трехмерное пространство


Рис. 11.5. Конституционально-континуальное пространство с расположением в диапазоне ПАЛ в зависимости от степени выраженности психотипологических особенностей

Представители циклоидного психотипа ближе всех из обследованных групп располагаются к границам диапазона психологической нормы — акцентуации. Дети с эпилептоидной структурой психотипа ближе всех располагаются к границам диапазона психопатии, что свидетельствует о нарастании аномальных личностных и поведенческих расстройств по мере удаления от границ диапазона психологической нормы — акцентуации.

Правомерно предположить, что дети, располагающиеся в конституционально-континуальном пространстве ближе к границам диапазона психопатии, более, чем все остальные, нуждаются в специализированной психологической помощи, с одной стороны, а с другой стороны, у них ниже вероятность возврата, позитивного психотипологического дрейфа в сторону диапазона психологической нормы — акцентуации. Можно утверждать, что дети с патологией ЧЛО, относящиеся к эпилеп- тоидному, шизоидному или истероидному психотипам, подвергаются личностно-характерологической деструкции и требуют больших усилий клинического психолога и психотерапевта для достижения позитивных сдвигов в процессе реабилитации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.