Дефолт система мозга с невротическим расстройством

Сегодня мы разберём совет, о котором говорят достаточно часто, но почему-то мало у кого получается его выполнить. Буквально через несколько минут вы поймете почему и получите информацию, которая вам поможет его реализовать в своей жизни.


Это очень старый лайфхак. Еще древние мудрецы заметили, что,позволяя своим мыслям бродить по негативным событиям из прошлого или беспокоиться о вещах, которые могут или не могут произойти в будущем, на самом деле мы получаем больше вреда, чем пользы. Но теперь, когда мы знаем, как работает наш мозг, мы понимаем почему.

Всё, о чём мы думаем в каждый момент, создаёт наше Восприятие, которое составляет половину нашего Уравнения эмоций. И когда мы думаем о прошлых негативных событиях, произошли ли они пять минут, пять часов или пять лет назад, мы вспоминаем момент, который ушёл. Момент, который уже в прошлом.


Но что тут плохого, размышлять о прошлом? Размышляйте, это ваша жизнь и ваше право делать с ней то, что вы сами решите. Моё дело лишь вам сообщить, что, копаясь в прошлом, вы тем самым крадёте у себя настоящий момент.

Когда вы думаете о каком-то другом моменте, который уже ушёл, вы вновь и вновь приносите в свой мозг то прошлое восприятие.

Затем это Сниженное Восприятие проходит через ваше Уравнение Эмоций, создавая тем самым негативную эмоцию в вашем настоящем моменте от того, что произошло в прошлом. Делая это, вы, по сути, позволяете прошлому моменту взять у вас этот настоящий момент. И, делая это снова и снова, вы этим негативным восприятием с прошлых моментов разрушаете свою жизнь вещами, которые больше не существуют.

И если бы только порча настоящего момента мусором из прошлого была бы единственной проблемой, но это не так.

А информацию о том, как изменяются биохимические процессы в организме во время депрессии, вы можете сами легко найти в интернете.

Происходит то же самое, когда вы чрезмерно беспокоитесь о будущем: вы разрушаете настоящие моменты для себя воображаемым событием, которое ещё не наступило или, может, и никогда не наступит.

Хотя и можно потратить некоторое время на пересмотр и установку нашего ожидания относительно будущего момента, чтобы уменьшить потенциальные негативные реакции, но когда вы слишком много внимания уделяете будущему, вы точно также сжигаете настоящие моменты тем, что никогда может и не произойти.


Далее он говорит:

Ощущал ли ты когда-нибудь, делал ли, думал ли или чувствовал что-нибудь вне момента Сейчас? Считаешь ли ты, что когда-нибудь будешь на это способен? Может ли что-либо происходить или быть за пределами момента Сейчас? Ответ очевиден, не правда ли?

Ничего не происходило в прошлом — все происходит в момент Сейчас.


Ничего не произойдет в будущем — все произойдет в момент Сейчас.

То, о чем ты думаешь как о прошлом, — это лишь след в памяти твоего ума, след минувшего момента Сейчас. Когда ты вспоминаешь о прошлом, то реактивируешь след в памяти — сейчас ты поступаешь именно так. Будущее — это воображаемый настоящий момент, проекция ума. Когда будущее наступает, то оно наступает как настоящий момент. Когда ты размышляешь о будущем, ты делаешь это сейчас. Прошлое и будущее со всей очевидностью не имеют собственной реальности, они могут лишь отражать свет солнца, и, стало быть, прошлое и будущее — это только слабое отражение света, силы и реальности вечного присутствия. Их реальность “заимствована” у настоящего момента.

Но почему все это знают и, возможно, даже понимают, но не у всех получается следовать этому древнему, но очень эффективному совету? Всё дело в принципах работы нашего мозга.

Помните, я писал, что нами управляют эмоции, а эмоции – это алгоритмы? Алгоритмам наплевать на то, крадёте ли вы настоящие моменты счастья, упиваясь горем, которое случилось в прошлом или потенциально может случиться в будущем, им без разницы будет у вас счастливая или несчастная жизнь, для них главное, чтобы вы передали свои гены в будущее.

Нейрофизиологи обнаружили, что в нашем мозге несколько специфических систем, заточенных под определённые режимы его работы.


Одна из них, так называемая дефолт-система мозга, которая работает, когда вы ничего не делаете, или делаете что-то на автомате и не сфокусированы на какой-либо задаче. Это определённое состояние мозга. Упрощённо можно представить как включенный компьютер, который находится в спящем режиме.

Например, когда вы решаете сложную математическую или любую другую задачку вы не можете одновременно думать, почему Наташка, которая вам очень сильно нравится, как-то косо посмотрела на вас сегодня, и быть сосредоточенным на решении задачи.

И чего это она так на меня смотрела сегодня, что во мне не так? Я что-то не то сказал, или надел джинсы, которые не сочетаются с майкой? А, может, потому что обувь грязная? Или ей вчера не понравилось, как я разговаривал с её подружкой?

Ну, вы, конечно, можете об этом думать и одновременно пытаться решать задачку, но вы очень хорошо понимаете, что задачка не будет решена. Для того чтоб ее решить, вам надо переключиться с Наташки на задачку.

И когда вы её решите, уже по дороге домой в метро или на машине, когда вы выполняете знакомые действия, и делаете это как бы на автомате, снова будет работать default-система мозга.


О ней много пишет Андрей Курпатов в своих книжках, почитайте кому интересно.

И вот она родимая и портит нам жизнь. Когда работает эта система, мы можем быть уверены, что мозг будет анализировать события, которые произошли в прошлом или должны случиться в будущем с точки зрения того, как эти события повлияют на элементы, которые находятся на карте <себя>вашего мозга. Эта система генерирует исключительно эгоистического характер мысли, направленные только на себя.

О дефолт- и таск-системах мозга я немного больше расскажу в статьях про медитацию, но суть вы поняли. У нас есть специальная система, то есть алгоритм, который нас постоянно отправляет то в прошлое, то будущее и мешает нам сконцентрироваться на настоящем. Вот поэтому такое упражнение, как медитация, сильно помогает в том, чтобы научиться жить в настоящем моменте.

Так что сейчас делать, если поймал себя на том, что думаешь о негативных аспектах прошлого или будущего?

Ответ будет следующий.

Если вы способны себя ловить и наблюдать за своими мыслями, это уже половина решения проблемы. Значит, вы уже находитесь в пространстве метасознания. Ваше сознание наблюдает за вашим мозгом.

И это тот момент, когда вы можете сознательно изменить то, чем занят ваш мозг. Не упустите эту драгоценную возможность. Остановите этот поток мыслей. Это всего лишь шум и мусор вашей жизни.

Сосредоточьте ваше внимание на непосредственном окружении и на том, что происходит в данный момент вокруг вас.

Обратите внимание на то, что есть, а не на то, где гуляет ваш мозг и то, чего уже нет.

Обратите внимание на то, что приходит через ваши чувства.

Свет солнца, звёзды, вид, достопримечательность.

Попробуйте взглянуть на происходящее без вашей его оценки.

Просто наблюдайте за тем, что происходит в этот самый момент, не осознано меняя алгоритмы своего мозга.

Он будет пытаться отвлечь вас.

Он будет пытаться управлять вами.


Одна из моих любимых историй в этом духе – о великом мастере разума, основателе Риндзай, по имени Эйсай.

Говорят, он когда-то стоял перед большим количеством монахов, чтобы провести, как они ожидали, долгую и умную беседу.

Но он постоял перед ними, поднял глаза на большую группу людей и задал только один вопрос, после чего вышел из комнаты.

Это был сильный инсайт для меня.

Потому что каждый ответ, который я мог сформулировать на этот вопрос, относился или к прошлому, или к будущему того или иного элемента <меня>на карте <меня>моего мозга, кем на самом деле я не являюсь.

Этот урок ещё раз показал мне, что у меня есть всё, чтобы насладиться этим моментом, и мне больше не нужно ничего.

Ну, разве что только немного ваших лайков или комментариев.

Рад, что вам нравится моё зачаточное чувство юмора.)

С вами был доктор Майкл Свобода.

Живите ярко, друзья!

Впереди самое интересное. Вступайте в наше сообщество в Телеграм, чтобы быть в курсе последних новостей проекта АНТИДОТ.

Медитация помогает избавиться от блуждающего разума, учит концентрации на предмете или задаче. Но так ли бесполезен свободный поток мыслей? Оказывается, блуждающий разум необходим для творчества и является признаком хорошей памяти.

Когда вы стоите в пробке или в очереди с разряженным смартфоном, моете полы в квартире, отдыхаете между подходами в спортзале, о чём вы думаете? Ни о чём конкретном, ваш разум просто блуждает, цепляясь за разные события, уводя вас в прошлое или заглядывая в будущее. Вы сами не знаете, куда заведут вас такие размышления, и не контролируете этот мыслительный поток.

Одно исследование выявило, что наш ум находится в состоянии блуждания 46,9% всего времени.

Сегодня люди всё больше говорят о медитации и концентрации на задачах. Так что свободные размышления или блуждание ума без определённой цели кажутся бесполезным занятием, которое только отнимает ваше время. Но так ли это? Давайте разбираться.

С помощью МРТ и электроэнцефалограммы учёные могут отследить, какие участки мозга работают в процессе выполнения разных задач. Так проводится множество исследований мозговой активности и делаются выводы, какие структуры мозга несут ответственность за выполнение конкретных задач.

Исследуя работу мозга во время блуждания ума, учёные увидели необычную, даже уникальную картину. В процессе были задействованы две системы: дефолт-система мозга и исполнительная система.

Обычно эти системы в мозге работают по очереди: когда включается дефолт-система, выключается исполнительная. Во время блуждания ума включаются обе, что схоже с работой мозга во время творческого мышления. Перед тем как приходит понимание и решение проблемы, включаются такие области мозга, как дорсальная часть поясной извилины и задняя поясная кора.


Зелёными стрелками показаны структуры дефолт-системы мозга. Синими стрелками — структуры исполнительной системы. А — дорсальная часть поясной извилины, B — вентральная часть поясной извилины, С — предклинье полушарий головного мозга, D — двусторонний височно-теменной узел, E — дорсолатеральная префронтальная кора

Таким образом, блуждание ума позволяет одновременно запускать исполнительные процессы, не угнетая при этом дефолт-систему мозга для творчества и мысленного моделирования.

Исследования показали, что люди, склонные к блужданию ума, лучше справляются с творческими задачами. Например, с задачей на словесные ассоциации, когда нужно сказать, что общего между тремя, казалось бы, не связанными друг с другом словами. Возможно, это вызвано одновременной работой двух систем мозга.

Чтобы стимулировать творческий процесс, можно отправиться на прогулку или заняться задачами, во время выполнения которых вы можете размышлять. Однако для творчества недостаточно отпустить мысли, нужно также научиться замечать, что ваш разум блуждает, и ловить идеи, которые приходят во время этого.

Новое исследование показало, что блуждающий ум взаимодействует с рабочей памятью.

Вот пример работы такой памяти. Вы поужинали с другом, прощаетесь и обещаете позвонить ему, как придёте домой. По пути вы попадаете в небольшую аварию. Стресс, ругань, переживания, оформление ДТП… И когда после всего этого вы наконец приходите домой, вы всё же вспоминаете, что нужно позвонить другу.

В ходе эксперимента исследователи устанавливали, есть ли зависимость между объёмом рабочей памяти человека и его склонностью к свободным размышлениям. Чтобы выяснить это, они сначала попросили участников выполнить два очень простых задания, которые заставили бы их уйти в свои мысли. Например, нажимать кнопку в ответ на появление буквы на экране. В процессе выполнения задания исследователи фиксировали, сохраняют ли участники внимание или нет. После этого они проверили состояние рабочей памяти испытуемых, предлагая им запоминать серии букв, перемежая это задание простыми математическими примерами.

Оказалось, что существует взаимосвязь между блужданием в мыслях в первом задании и хорошими показателями запоминания во втором. Участники, больше пребывающие в своих мыслях во время первого задания, лучше запоминали серии букв, несмотря на постоянные переключения на математические примеры.

При выполнении несложных задач люди с хорошей рабочей памятью могут уплывать в мыслях, думая о чём-то помимо задачи. Другими словами, у них слишком большой запас памяти, чтобы тратить её на простые задачи.

Исследователи предполагают, что мыслительный процесс, лежащий в основе блуждающего разума, схож с процессом функционирования рабочей памяти. А она, в свою очередь, связана с уровнем интеллекта в целом.

Блуждающий разум помогает в какой-то степени абстрагироваться от реальности, чтобы снизить стресс и психологическое давление. Например, исследования выявили, что заключённые в исправительных учреждениях постоянно уходят в мечты от суровой реальности. Иногда они делают это сознательно, но чаще мозг сам выбирает такой способ защиты от непривлекательной действительности.

Кроме того, блуждающий разум помогает скрасить скучные моменты во время информационного голода. Например, когда вам совсем нечем заняться и не на что посмотреть (в метро, в пробке, в очереди), вы просто уходите в свои мысли, и время течёт быстрее. Попробуйте в такой момент сконцентрироваться на происходящем, и каждая минута для вас будет длиться целую вечность.

Многие религиозные учения и практики утверждают, что счастье можно обрести только в настоящем моменте, концентрируясь на реальности. Сделать это помогает медитация.

Если вы не контролируете блуждающий разум и привыкаете получать удовольствие от мечтаний и несуществующих свершений, это не принесёт вам счастья. Наоборот, несоответствие воображаемого мира и реальной картины ввергнет вас в депрессию и нежелание что-то менять. Поэтому, как и в случае с творчеством и новыми идеями, необходимо научиться контролировать блуждающий разум: отпускать мысли свободно плавать, но отслеживать, куда они вас заводят, и уметь прекратить этот поток по собственному желанию.

Итак, блуждающий разум — это часть исключительной человеческой способности, отличающей наш вид от всех остальных. Некоторые великие открытия, прекрасные творения и глубокие мысли — это результат отсутствия конкретной темы размышлений. Любой человек, хоть раз испытавший момент прозрения во время расслабленного течения мыслей, например, моясь в душе, может подтвердить этот феномен.

Блуждающие мысли — это эволюционный джекпот, доставшийся нашему виду. Возможно, в нём заключается даже большее преимущество, чем в сознательном стратегическом мышлении. Свободные размышления, с уникальной неврологической картиной, открывают возможности для построения случайных связей и ассоциаций, которые так необходимы для творчества.

Так что отложите гаджеты и позвольте своим мыслям свободно течь. Возможно, вы найдёте неожиданные решения или стоящие идеи.

skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)


Очень важные наблюдения, связанные с особенностями человеческого мышления, предлагаются ниже. Важные с точки зрения функционирования мифологического сознания и объясняющие, почему человек не только разумный, но и мифический. И они показывают, что в известном смысле дикари решают более сложные задачки и работают на более высоком уровне мышления, чем современные люди.

А ещё меня приколола информация о том, что ключевую идею, изложенную ниже, рецензируемый научный журнал не принял, т.к. она была слишком непривычной.

Мы до сих пор не умеем измерять эффективность мышления

Мышление – наш самый главный ресурс.

Ирония состоит в том, что наука, для которой мышление должно быть очень важной вещью, не имеет ни одного теста, который позволяет определить эффективность вашего мышления.

Тест IQ помогает вам определить, как человек решает данные головоломки. Но при корректной формулировке дикари, живущие в тропиках, решают задачи лучше выпускников Гарварда.

Три главных характеристики сознания

Философия, религия и психология прошлого заставляли нас идентифицироваться с собственным сознанием. И мы думаем, что наше сознание – это и есть мышление.

Вот что на самом деле представляет собой сознание:

Во-первых, оно не многозадачно: вы можете решать только одну задачу в единицу времени.

Во-вторых, решая эту задачу, вы оперируете всего тремя аспектами ситуации, тремя интеллектуальными объектами.

В-третьих, продолжительность вашей сознательной мысли — 3 секунды.

Всего одна задача, три объекта и три секунды!

Когда мозг ничем не занят, он наиболее активен

Большинство интеллектуальных задач – речь, внимание, координация, поведение – мозг решает неосознанно.

В 1997 Гордон Шульман сделал исследование, которое не принял ни один научный журнал: он выяснил, что в состоянии покоя наш значительно мозг более активен и деятелен, нежели когда мы решаем сознательные задачи.

С 2001 года – это самое перспективное направление психологических исследований. После того, как в 2001 году исследовательская группа Cтэнфордского университета под руководством Маркуса Рейчла опубликовала свою теорию дефолт-системы мозга.

Теперь мы теперь совершенно иначе смотрим на мозг и представляем, что с нами происходит.

Есть основные системы работы мозга:

- Система, которая отвечает за то, что вы удерживаете внимание и концентрируетесь.

- Система, которая отвечает за познание – обработку информации.

Дефолт-система в разы больше в объемах, чем эти сознательные центры мозга.

Это огромный нейрофизиологический паттерн, который работает в тот момент, когда вы как бы ничего не думаете, ничего не делаете сознательно.

Дефолт-система, которая у нас включается в состоянии условного покоя, у животных является первоочередной.

Жить в стае — не сахар, а мы с вами — стайные животные. Если животное находится в стае, оно вынуждено постоянно отслеживать поведение всех остальных членов группы. Тут не туда зашел — тебе дали по башке. Здесь не то взял — тебе опять дали.

Но если животное считывает невербальные сигналы — длину клыков, количество пищи, куда она передвинулась и так далее — то мы с вами используем язык: превращаем других людей в сложные интеллектуальные модели, которые живут в нашей голове.

Эти интеллектуальные модели там живы: у них есть смысл, у них есть сущность, они представляют собой целостный нарратив. Вы можете взять и рассказать про своего ребенка или партнера целую историю.

Мы воспринимаем деловые проблемы живыми существами

Теперь представьте свою интеллектуальную работу, связанную с профессиональной деятельностью.

Дефолт-система научилась создавать эти виртуальные сущности внутри вашей головы, сложные интеллектуальные объекты, и крутить их.

Максимальная сложность, которую наша дефолт-система научилась разворачивать — это порядка 200 интеллектуальных объектов одновременно в нашей голове.

На самом деле мы дико тупые, если мозг не тренировать

К счастью, мы сейчас начали понимать, как машинка мышления работает.

Она ограниченная: мы с вами дико тупые, правда. У нас очень плохие мозги.

Вам все рассказывают сказки, что там всё дико сложно… Но правда состоит в том, что в целом это аппарат так себе, если этот аппарат не тренировать. Если нас в соответствующую культуру не поместить, к сожалению, мы будем просто homo, без приставки sapiens.

Главная болезнь современного общества – информационная псевдодебильность

Информационная псевдодебильность — это не болезнь, это не психическое расстройство. Это интеллектуальное состояние людей, когда они не могут собрать сложные интеллектуальные объекты.

Наше общество стало производить умных глупцов. Люди про всё знают, про всё имеют мнение. Личное мнение — это просто какая-то новая икона. При этом критическое мышление, способность системного мышления, к сожалению, вообще отсутствует.

Три причины информационной псевдодебильности

Почему так происходит?

Во-первых — фундаментальная информационная зависимость.

Мы все находимся на гигантском информационном крючке: всё, что мы делаем – бесконечно потребляем информацию.

Когда включается сеть, отвечающая за потребление информации, дефолт-система мозга выключается: они антагонисты. В тот момент, когда вы потребляете информацию, ваш мозг перестает складывать сложные интеллектуальные объекты: он просто распознает образы и получает от этого удовольствие. Собственно говоря, это два противоположных процесса: или думаем и тренируем мозг, или потребляем информацию.

Вторая причина — жизнь стала очень безопасной.

Мы никогда не жили в таком безопасном мире. Соответственно, образ будущего сложно сформировать, амбиции сложно сформировать, развлечения и сексуальность абсолютно доступны. То есть мы получаем общество, у которого нет мотивации что-либо делать, но всегда есть альтернатива.

Сейчас стало модно говорить про прокрастинацию. Это просто модное слово – за этим нет никакого особого состояния. Мозг становится неспособен организовать деятельность, если у него нет плана и цели.

Третья вещь — это информационная интоксикация.

То количество информации, которое мы потребляем, замусоривает наше внутреннее пространство. У нас просто нет сил на коммуникацию с другими людьми.

Раньше информация была недоступна, она была распределена между разными людьми. И если вы хотели, чтобы кто-то с вами поделился информацией — вы должны были формировать его лояльность, давать ему ощущение понимания. Сейчас информация стала абсолютно доступной: мне никто не нужен, чтобы узнать ответ на любой вопрос. Зачем я буду напрягаться, чтобы строить внутри головы сложный интеллектуальный объект этого странного человека с его заморочками, тараканами, переживания, желаниями?

Самое ужасное, что в этот момент не тренируется система мозга, отвечающая впоследствии за мышление. И как люди, с которым мы взаимодействуем, стали двухмерными, картонными, так и мысли, которые мы начинаем думать, становятся всё более плоскими, все более примитивными.

Мы – есть наш мозг. А он ленивый и не хочет нагрузки. Его можно только заставлять работать.

Научите ваш мозг получать удовольствие от сложности, потому что это единственный вариант, который позволит сохранить приставку sapiens к этому обезьяньему определению homo.


Давайте для начала уясним главное: ваше сознание и ваш мозг — это две разные вещи. Есть множество исследований на эту тему, подробно останавливаться на которых мы не будем (если кому-то интересно с пруфлинками — название книги вам известно) обозначим тезисно выводы этих исследований:

Вы не можете управлять вашим мозгом. Но это не значит что вы ничего не можете сделать.
Во-первых, вы должны понять для чего эволюция создала мозг именно таким какой он есть и как он работает.
Во-вторых, вы можете заинтересовывать мозг в решении тех задач, которые вам важны.

Для начала, надо осознать очевидную, но оттого не менее захватывающую мысль: эволюция не создавала нас чтобы писать код. Вся интеллектуальная мощь, которая позволила создать теорию относительности, слетать в космос и придумать Инстаграм была создана эволюцией явно не для Инстаграма.

  • анатомический (лобные, височные доли, теменная область, таламус и т.д.)
  • функциональный (сеть выявления значимости, центральная исполнительная сеть, сеть пассивного режима)

Думаю, паталогоанатомов среди нас не много, поэтому мы, в первую очередь будем интересоваться функциональной, а не анатомической структурой мозга.

Эволюционно, любому животному (в том числе человеку), необходимо было сознательно решать довольно не мудреные задачи: увидеть добычу и дать команду на преследование, распознать хищника и принять решение бежать или прятаться.

Дальше будет очень похоже на старпёрское брюзжание, но это факт: пока не совсем понятно как это получилось, но исследования на аппарате фМРТ однозначно указывают на то, что вы можете делать только что-то одно из трех:

  • усваивать информацию
  • решать сознательную задачу
  • анализировать ситуацию дефолт-системой.

Мозг не многозадачен. В этом легко убедиться: попробуйте одновременно читать эту статью и писать на бумажке таблицу умножения на 2. Вы не будете пытаться делать что-то физиологически-невозможное: писать, смотря в монитор вы сможете легко. Но вот и писать и читать одновременно не получится.

Так что когда вы листаете фэйсбук — вы находитесь в состоянии усваивания информации, работает центральная исполнительная сеть. Дефолт-система в это время не активна, она не думает.

Слышали ли вы о том, как изобрели периодическую систему химических элементов? Менделееву она просто приснилась! Знаете ли вы обстоятельства открытия закона всемирного тяготения? Ньютону яблоко упало на голову! То есть люди в эти моменты сознательно не думали о проблеме. Один спал, второй яблоки ел. Но их дефолт-система была по-настоящему озадачена и думала на полную катушку!

И самая хорошая новость состоит в том, что мы все-таки можем создать такие условия, в которых наша дефолт-система бросит перетирать какую-то свою муть про нахамившую вам продавщицу и все-таки заинтересуется проблемой архитектуры дазы данных.

Заказчик выдвигает противоречивые требования — потому что все заказчики дураки
На всех проектах такая архитектура работает — значит и на этом сработает

Для того, чтобы дефолт-система начала работать — надо показать ей противоречия ситуации. Заставить ее видеть, что модель реальности, которую она построила — существенно ущербна, не учитывает значимых аспектов ситуации, устарела. План простой:

  1. Прочитать из базы данных все, что у вас есть по интересующему вопросу
  2. Загрузить все это в дефолт-систему
  3. .
  4. Profit!

А уж видя противоречия, дефолт-система сама заинтересуется деталями и начнет думать. Действовать нужно примерно так:

Как изменилась человеческая психика и как меняется наш мозг в эпоху цифровизации.

Экономика мозга

Мы состоим из тех химических элементов, которые мы потребляем с пищей из окружающей среды. В этом смысле – мы то, что мы едим. Но то же самое идентично и для ментальной сферы – мы то, какую информацию мы потребляем.

Обратите внимание на изображение выше. Там изображены статья по нейрофизиологии и Instagram Ким Кардашьян. Что бросилось в глаза раньше?

Не удивляйтесь и не стыдитесь – так работает наша психика: когда нам предлагают две задачи – простую и сложную, вы выбираете ту, что проще.

Это связано с экономикой нашего мозга. Он потребляет очень большое количество энергии, поэтому экономический принцип требует от нас всегда выбирать те задачи, которые проще.

Представители медиаиндустрии, которые создают свой контент, соревнуются друг с другом на предмет того, какой контент сделать как можно более простым, и сейчас мы наблюдаем эскалацию примитивного контента.

Мы – это то, какой контент мы потребляем.

По сути дела, сейчас мы переживаем фундаментальную трансформацию: из цивилизации текстов и системного мышления, мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного.

Как изменение структуры информации влияет на то, что происходит с нами с нейрофизиологической точки зрения?

За последние годы мы получили возможность заглянуть в живой, работающий мозг. Мы узнали, что он работает совсем иначе, нежели мы думали раньше.

Профессор Маркус Рейчел рассказал о том, что наш мозг работает в трех базовых режимах.

Мозг активный занимается потреблением информации. Пока вы читаете эту статью, ваш мозг находится примерно в таком состоянии. За потребляете информации отвечает центральная исполнительная сеть.

Мозг, занятый ориентацией в ситуации: например, вы вошли в зал и вам нужно сесть. У вас включилась сеть выявления значимости.

Как организован мозг?

Раньше мы думали, что мозг организован по локальным принципам – что есть отдельные зоны мозга, которые отличают за отдельные функции: зрительная кора, слуховая кора, двигательная кора…

Сейчас мы узнали, что все намного сложнее. В течение первых 25 лет жизни, наши нейронные клетки связываются с друг другом. В отдаленных отделах мозга прорастают нейронные связи и образуют те самые нейронные сети, которые будут отвечать за три базовых режимы работы.

До 25 лет мы, по сути, программируем свой мозг.

Когда мы рождаемся, наши связи в мозге действительно локальные и для того, чтобы мы научились концентрировать внимание, ориентироваться в ситуации и думать, нам нужно 25 лет жизни.

В какой ситуации оказались нынешние молодые люди, которые занимаются программированием своего мозга?

В гиперинформационной среде самое неприятное связано с подавлением работы дефолт-системы мозга.

Описанные выше три системы являются антагонистами. То есть, когда вы активизируете сеть выявления значимости и центральную исполнительную сеть, дефолт-система, ответственная за мышление, подавляется.

Напротив, когда подавляются центральная исполнительная сеть и сеть выявления значимости, дефолт-система активизируется.

В ситуации, когда вы потребляете контент постоянно, у вас активна центральная исполнительная сеть, а это значит, что энергии в ваши зоны мозга, отвечающие за мышление, не поступает.

Поэтому не надо удивляться, что люди, которые не вылезают из Twitter и Instagram редко включают голову. Мыслят стереотипами и штампами, не развиваются – и речь лишь о взрослых людях!

40 процентов детей в России и США до 10 лет практически постоянно находятся онлайн. То есть практически постоянно потребляют информацию.

Если верить Лаборатории Касперского, европейские родители более сознательны в этом смысле, но к 14 и 17 годам ситуация сравнивается, и практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн.

Они отправляют свой сервер мышления в спячку, или же он у них просто не формируется.

Но это не единственная проблема.

Нет времени мыслить

Для того, чтобы вы включили свою дефолт-систему, чтобы она занялась серьезной проблемой и стала думать, ей нужно время – 23 минуты.

Если этих двадцати трех минут не будет, то вы будете продолжать находиться в другом пространстве.

По данным исследований 2016 года, уже тогда среднестатистический человек проводил порядка 80 телефонных сессий сутки. Это значит, что он прерывался каждые 15 минут – то есть у него фактически не было времени, чтобы запустить свою дефолт-систему и загрузить её необходимым интеллектуальными объектами.

Дефолт-система эволюционно была создана для того, чтобы мы выстраивали социальные отношения с другими людьми. Эволюционно, это самая социальная система.

Но что мы наблюдаем настоящий момент: уже в 1997 году количество экранного времени сравнялась с количеством времени, которые мы использовали, общаясь с лицом к лицу.

В момент появления iPhone в 2007 году, время у экрана составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу – уже менее 2-х.

И, как вы понимаете, со временем эта тенденция только усиливалась.

В результате, в мире, по сути дела, эпидемия цифрового аутизма.

Цифровой аутизм

Цифровой аутизм – это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека, другие люди для них стали заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них по отдельности.

Даже на свиданиях такие люди предпочитают телефон, нежели общение с человеком, с которым они на это свидание пришли.

Кто-то может сказать, что это может быть это новой цивилизацией, и что мы должны просто к этому привыкнуть – таков новый мир.

Но тем кто так думает, следует ознакомиться с данными исследования 2018 года. Исследование было сделано на очень больших выборках и говорит о следующем: если вы проводите в телефоне больше двух с половиной-трёх часов, то у вас резко возрастает показатель депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей.

Конечно, кто-то пытается бороться с депрессией и уходит в телефон, чтобы избавиться от неприятных и депрессивных мыслей, но для большинства всё-таки присутствие в телефоне вызывает ощущение собственной неполноценности, отчужденности и социального напряжения.

Социальные сети действуют очень болезненно.

Согласно израильским исследованиям, людей, которые не пользовались до этого смартфонами, попросили попользоваться ими на протяжении трех месяцев.

В результате у этих людей выросла социальная настороженность, агрессия, внутренние напряжения и соглашательство.

Дистальное виденье

Наши цели и мотивации объясняются тем, насколько, наш мозг способен конструировать образ будущего.

И вот что получается: если дефолт-система не работает, то возможность заглядывать вперёд у человека утрачивается. Он не может мотивироваться и не может ставить перед собой цели.

Вишенка на этом безумном торте – очень интересное исследование 2017-го года.

Исследовались группы студентов, которые выполняли креативные и мыслительные тесты.

Это было три группы по несколько сотен человек. Различия между группами состояли в следующем: представители первой группы, заполняя тесты, должны были оставить свои телефоны за пределами комнаты, в которой они заполняли тесты. Представители второй группы могли держать телефон рядом с собой – например, в кармане или в сумке. Представители третьей группы должны были положить телефон перед собой экраном вниз и дальше заполнять тесты.

Оказалось, что даже физическое местоположение телефона влияет, с одной стороны, на объём оперативной памяти, с другой – на подвижный интеллект.

Чем дальше от вас телефон, тем лучше работает мозг.

Выводы

Изменение в потреблении информации приводит к тому, что мы переживаем, по сути дела, разделение мира не только мира на богатых и бедных, но и на умных и глупых.

Кроме этого, мы наблюдаем изменения в структуре социального взаимодействия.

Отсутствие вертикальных систем управления и социальности, где есть верх и низ и переход к горизонтальному обществу ведёт к тому, что мы теряем навыки и биологические возможности к обучению.

Мы хуже учимся, и от этого страдает образовательный процесс.

Изменение в коммуникациях приводит к:

  • Цифровому аутизму
  • Снижению эмоционального интеллекта
  • Увеличению цифровой зависимости

Общая установка на гедонизм, на получение удовольствия при неспособности строить образы будущего, приводит к тому, что люди становятся очень нетолерантны к своим провалам и рассчитывают на легкий успех.

Всё это не лучшим образом будет работать на общество, экономику и цивилизацию в целом.

К сожалению, именно это сейчас и составляет основную проблему.

  • Медитация и осознанность позволяют улучшить состояние сети выявления значимости, которая отвечает за переключение между дефолт-системой и центральной исполнительной сетью.
  • Если вы используете правило цифровой гигиены, центральная исполнительная сеть улучшает свою работу и у вас улучшается эффективность мышления.
  • Для того, чтобы ваша отвечающая за мышление дефолт-система работала, вам необходимо улучшать социальные связи и увеличивать количество социальных коммуникаций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.