Действие раздражителей вызывает возникновение нервного импульса в а чувствительных нейронах

1. Какую функ­цию в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го вы­пол­ня­ет нерв­ная клет­ка

1) дви­га­тель­ную 2) за­щит­ную 3) транс­пор­та ве­ществ 4) про­ве­де­ния воз­буж­де­ния

2. В каком от­де­ле мозга рас­по­ло­жен центр ды­ха­ния

1) про­дол­го­ва­тый мозг 2) про­ме­жу­точ­ный мозг 3) моз­же­чок 4) кора боль­ших по­лу­ша­рий

3. Со­ма­ти­че­ская нерв­ная си­сте­ма ре­гу­ли­ру­ет де­я­тель­ность

1) серд­ца, же­луд­ка 2) желез внут­рен­ней сек­ре­ции 3) ске­лет­ных мышц 4) глад­кой му­ску­ла­ту­ры

4. Ре­гу­ля­цию и со­гла­со­ва­ние фи­зио­ло­ги­че­ских про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих во внут­рен­них ор­га­нах, обес­пе­чи­ва­ет

1) про­ме­жу­точ­ный мозг 2) сред­ний мозг 3) спин­ной мозг 4) моз­же­чок

5. Цен­тры услов­ных ре­флек­сов, в от­ли­чие от без­услов­ных, рас­по­ло­же­ны у че­ло­ве­ка в

1) коре боль­ших по­лу­ша­рий 2) про­дол­го­ва­том мозге 3) моз­жеч­ке 4) сред­нем мозге

6.В коре боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга зри­тель­ный ана­ли­за­тор рас­по­ло­жен в об­ла­сти

1) ви­соч­ной 2) за­ты­лоч­ной 3) те­мен­ной 4) лоб­ной

7. Какой отдел мозга ре­гу­ли­ру­ет ко­ор­ди­на­цию дви­же­ний

1) про­дол­го­ва­тый мозг 2) про­ме­жу­точ­ный мозг 3) моз­же­чок 4) кора боль­ших по­лу­ша­рий

8. Серое ве­ще­ство в го­лов­ном и спин­ном мозге об­ра­зо­ва­но

1) те­ла­ми ней­ро­нов и их ко­рот­ки­ми от­рост­ка­ми 2) длин­ны­ми от­рост­ка­ми ней­ро­нов
3) чув­стви­тель­ны­ми ней­ро­на­ми 4) дви­га­тель­ны­ми ней­ро­на­ми

9. Трав­ма моз­жеч­ка может при­ве­сти к на­ру­ше­нию

1) зре­ния 2) ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний

3) де­я­тель­но­сти ор­га­нов ды­ха­ния 4) де­я­тель­но­сти ор­га­нов кро­во­об­ра­ще­ния

10. Про­дол­го­ва­тый мозг, в от­ли­чие от моз­жеч­ка,

1) ко­ор­ди­ни­ру­ет дви­же­ния 2) обес­пе­чи­ва­ет рав­но­ве­сие тела в про­стран­стве
3) спо­соб­ству­ет точ­но­сти дей­ствий 4) управ­ля­ет сер­деч­ной де­я­тель­но­стью и ды­ха­ни­ем

11. Нерв­ная ре­гу­ля­ция у че­ло­ве­ка осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью

1) ве­ществ, вы­ра­ба­ты­ва­е­мых в же­ле­зах внут­рен­ней сек­ре­ции
2) фер­мен­тов, об­ра­зу­ю­щих­ся в пи­ще­ва­ри­тель­ных же­ле­зах
3) нук­ле­и­но­вых кис­лот, об­ра­зу­ю­щих­ся в ядре клет­ки
4) элек­три­че­ских волн, рас­про­стра­ня­ю­щих­ся по нерв­ным во­лок­нам

12. При ум­ствен­ной ра­бо­те в клет­ках мозга че­ло­ве­ка уси­ли­ва­ет­ся

1) об­ра­зо­ва­ние гли­ко­ге­на 2) на­коп­ле­ние ин­су­ли­на

3) энер­ге­ти­че­ский обмен 4) пла­сти­че­ский обмен

13. В каком от­де­ле го­лов­но­го мозга рас­по­ла­га­ют­ся цен­тры речи че­ло­ве­ка

1) про­дол­го­ва­тый мозг 2) про­ме­жу­точ­ный мозг 3) моз­же­чок 4) кора боль­ших по­лу­ша­рий

14. В какую об­ласть коры боль­ших по­лу­ша­рий по­сту­па­ют нерв­ные им­пуль­сы от ре­цеп­то­ров слуха

1) за­ты­лоч­ную 2) те­мен­ную 3) ви­соч­ную4) лоб­ную

15.Какие функ­ции вы­пол­ня­ют в нерв­ной ткани клет­ки-спут­ни­ки

1) воз­ник­но­ве­ния воз­буж­де­ния и его про­ве­де­ния по нерв­ным во­лок­нам
2) пи­та­тель­ную, опор­ную и за­щит­ную
3) пе­ре­да­чи нерв­ных им­пуль­сов от ней­ро­на к ней­ро­ну
4) по­сто­ян­но­го об­нов­ле­ния нерв­ной ткани

16.Цен­тры гло­та­тель­ных, ды­ха­тель­ных, сер­деч­но-со­су­ди­стых и дру­гих жиз­нен­но важ­ных ре­флек­сов рас­по­ла­га­ют­ся в 1) моз­жеч­ке 2) сред­нем мозге 3) про­дол­го­ва­том мозге 4) про­ме­жу­точ­ном мозге

17. Ре­флек­сы, ко­то­рые не могут быть уси­ле­ны или за­тор­мо­же­ны по воле че­ло­ве­ка, осу­ществ­ля­ют­ся через нерв­ную си­сте­му 1) цен­траль­ную 2) ве­ге­та­тив­ную 3) со­ма­ти­че­скую 4) пе­ри­фе­ри­че­скую

18.Дей­ствие раз­дра­жи­те­лей вы­зы­ва­ет воз­ник­но­ве­ние нерв­но­го им­пуль­са в

1) чув­стви­тель­ных ней­ро­нах 2) дви­га­тель­ных ней­ро­нах 3) ре­цеп­то­рах 4) вста­воч­ных ней­ро­нах

19. Нерв­ным им­пуль­сом на­зы­ва­ют

1) элек­три­че­скую волну, бе­гу­щую по нерв­но­му во­лок­ну
2) пе­ре­да­чу ин­фор­ма­ции с од­но­го ней­ро­на на сле­ду­ю­щий
3) пе­ре­да­чу ин­фор­ма­ции от клет­ки к клет­ке
4) про­цесс, обес­пе­чи­ва­ю­щий тор­мо­же­ние клет­ки-ад­ре­са­та

20.Нерв­ная ре­гу­ля­ция функ­ций в теле че­ло­ве­ка осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью

1) элек­три­че­ских им­пуль­сов 2) ме­ха­ни­че­ских раз­дра­же­ний 3) гор­мо­нов 4) фер­мен­тов

21. Пучки длин­ных от­рост­ков ней­ро­нов, по­кры­тые со­еди­ни­тель­но­ткан­ной обо­лоч­кой и рас­по­ло­жен­ные вне цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы, об­ра­зу­ют

1) нервы 2) моз­же­чок 3) спин­ной мозг 4) кору боль­ших по­лу­ша­рий

22. При­мер эле­мен­тар­ной рас­су­доч­ной де­я­тель­но­сти

1) от­дер­ги­ва­ние руки при со­при­кос­но­ве­нии с го­ря­чим пред­ме­том
2) под­ка­ра­у­ли­ва­ние хищ­ни­ком своей до­бы­чи в за­са­де
3) вскарм­ли­ва­ние жи­вот­ны­ми своих де­те­ны­шей
4) речь по­пу­гая

23. Нерв­ная ре­гу­ля­ция функ­ций в теле че­ло­ве­ка осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью

1) элек­три­че­ских им­пуль­сов 2) ме­ха­ни­че­ских раз­дра­же­ний 3) гор­мо­нов 4) фер­мен­тов

24. Струк­тур­ной и функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей нерв­ной си­сте­мы счи­та­ют

1) ней­рон 2) нерв­ную ткань 3) нерв­ные узлы 4) нервы

25. Ре­цеп­то­ры - это чув­стви­тель­ные об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые

1) пе­ре­да­ют им­пуль­сы в цен­траль­ную нерв­ную си­сте­му
2) пе­ре­да­ют нерв­ные им­пуль­сы со вста­воч­ных ней­ро­нов на ис­пол­ни­тель­ные
3) вос­при­ни­ма­ют раз­дра­же­ния и пре­об­ра­зу­ют энер­гию раз­дра­жи­те­лей в про­цесс нерв­но­го воз­буж­де­ния
4) вос­при­ни­ма­ют нерв­ные им­пуль­сы от чув­стви­тель­ных ней­ро­нов

26. Наи­бо­лее чув­стви­тель­ны к не­до­стат­ку кис­ло­ро­да клет­ки

1) спин­но­го мозга 2) го­лов­но­го мозга 3) пе­че­ни и почек 4) же­луд­ка и ки­шеч­ни­ка

27. Со­ма­ти­че­ская нерв­ная си­сте­ма, в от­ли­чие от ве­ге­та­тив­ной, управ­ля­ет ра­бо­той

1) ске­лет­ных мышц 2) серд­ца и со­су­дов 3) ки­шеч­ни­ка 4) почек

28. Про­дол­го­ва­тый отдел го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка не ре­гу­ли­ру­ет

1) ды­ха­тель­ные дви­же­ния 2) пе­ри­сталь­ти­ку ки­шеч­ни­кА 3) сер­деч­ные со­кра­ще­ния 4) рав­но­ве­сие тела

29. По каким нер­вам про­ис­хо­дит пе­ре­дви­же­ние им­пуль­сов, уси­ли­ва­ю­щих пульс?

1) сим­па­ти­че­ским 2) спин­но­моз­го­вым 3) па­ра­сим­па­ти­че­ским 4) че­реп­но-моз­го­вым чув­стви­тель­ным

30. При­мер са­мо­ре­гу­ля­ции ор­га­низ­ма

1) уча­ще­ние серд­це­би­е­ния в душ­ной ком­на­те 2) по­во­рот го­ло­вы на рез­кий звук
3) ре­ак­ция на вне­зап­ный лай со­ба­ки 4) услов­ный ре­флекс на запах лю­би­мо­го блюда

31.Ве­ге­та­тив­ная нерв­ная си­сте­ма ре­гу­ли­ру­ет ра­бо­ту мышц

1) груд­ной клет­ки 2) ко­неч­но­стей 3) брюш­но­го прес­са 4) внут­рен­них ор­га­нов

32. Нерв­ная ткань со­сто­ит из

1) плот­но при­ле­га­ю­щих друг к другу кле­ток
2) кле­ток-спут­ни­ков и кле­ток с ко­рот­ки­ми и длин­ны­ми от­рост­ка­ми
3) длин­ных во­ло­кон со мно­же­ством ядер
4) кле­ток и меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства с эла­стич­ны­ми во­лок­на­ми

33. Ко­рот­кий от­ро­сток нерв­ной клет­ки на­зы­ва­ет­ся:

1) аксон, 2) ней­рон, 3) денд­рит, 4) си­напс.

34. Длин­ный от­ро­сток нерв­ной клет­ки на­зы­ва­ет­ся:

1) аксон, 2) ней­рон, 3) денд­рит, 4) си­напс.

35. Место кон­так­тов двух нерв­ных кле­ток друг с дру­гом на­зы­ва­ет­ся:

1) аксон, 2) ней­рон, 3) денд­рит, 4) си­напс.

1) ней­рон­ная цепь, 2) скоп­ле­ние тел ней­ро­нов,
3) пучки ак­со­нов, вы­хо­дя­щие за пре­де­лы мозга, 4) ре­цеп­то­ры.

37. По­лу­ша­рия го­лов­но­го мозга со­еди­ня­ют­ся друг с дру­гом:

1) мо­стом, 2) мо­зо­ли­стым телом, 3) сред­ним моз­гом, 4) про­ме­жу­точ­ным моз­гом.

38. Вли­я­ние па­ра­сим­па­ти­че­ской нерв­ной си­сте­мы на сер­деч­ную де­я­тель­ность вы­ра­жа­ет­ся в:

1) за­мед­ле­нии серд­це­би­е­ния, 2) уча­ще­нии серд­це­би­е­ния, 3) оста­нов­ке серд­ца, 4) арит­мии.

39. Нерв­ная си­сте­ма – это:

1) орган, 2) ткань, 3) си­сте­ма ор­га­нов, 4) ор­га­но­ид.

40.Ак­со­ны – от­рост­ки нерв­ных кле­ток, ко­то­рые вы­хо­дят за пре­де­лы цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы, со­би­ра­ют­ся в пучки и об­ра­зу­ют:

1) под­кор­ко­вые ядра, 2) нерв­ные узлы, 3) кору моз­жеч­ка, 4) нервы.

41. Нерв­ные клет­ки от­ли­ча­ют­ся от осталь­ных на­ли­чи­ем:

1) ядра с хро­мо­со­ма­ми, 2) от­рост­ков раз­ной длины, 3) мно­го­ядер­но­стью, 4) со­кра­ти­мо­стью.

42. В про­дол­го­ва­том мозге рас­по­ло­жен центр ре­флек­са:

1) чи­ха­ния, 2) мо­че­ис­пус­ка­ния, 3) де­фе­ка­ции, 4) ко­лен­но­го.

43. Спин­ной мозг - это со­став­ная часть нерв­ной си­сте­мы:

1) пе­ри­фе­ри­че­ской; 2) ве­ге­та­тив­ной; 3) со­ма­ти­че­ской; 4) цен­траль­ной

44. Какой бук­вой на ри­сун­ке обо­зна­чен отдел мозга че­ло­ве­ка, в ко­то­ром рас­по­ла­га­ют­ся цен­тры речи?

46. К услов­ным ре­флек­сам от­но­сит­ся

47. Бо­ле­вой от­дер­ги­ва­тель­ный ре­флекс у че­ло­ве­ка кон­тро­ли­ру­ет­ся

1) толь­ко спин­ным моз­гом 2) толь­ко го­лов­ным моз­гом
3) спин­ным и го­лов­ным моз­гом 4) толь­ко корой го­лов­но­го мозга

Болевой раздражитель (например, булавочный укол) приведет к возникновению безусловного рефлекса — отдергивания пальца еще до того момента, как головной мозг отправит сообщение о необходимости участия в этом процессе мышц. Но в то же самое время, приходя в лабораторию сдавать кровь мы не отдергиваем руку, так как головной мозг затормаживает проявление безусловного рефлекса. Значит, болевой отдергивательный рефлекс у человека контролируется и спинным, и головным мозгом.

48. Пе­ре­да­ча нерв­но­го им­пуль­са в си­нап­се осу­ществ­ля­ет­ся

1) нук­ле­и­но­вой кис­ло­той 2) кле­точ­ным соком 3) ме­ди­а­то­ром4) фер­мен­том

49. Функ­ция вста­воч­ных ней­ро­нов за­клю­ча­ет­ся в

1) вос­при­я­тии раз­дра­же­ния ор­га­на
2) про­ве­де­нии нерв­но­го им­пуль­са к мышце
3) про­ве­де­нии нерв­но­го им­пуль­са от ор­га­на в ЦНС
4) пе­ре­да­че им­пуль­са от ней­ро­на к ней­ро­ну внут­ри ЦНС

50. Цен­тры ори­ен­ти­ро­воч­ных ре­флек­сов: зре­ния, слуха на­хо­дят­ся в

1) про­дол­го­ва­том мозге 2) сред­нем мозге 3) моз­жеч­ке 4) коре го­лов­но­го мозга

51. В каком от­де­ле цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы на­хо­дит­ся центр ды­ха­ния и сер­деч­но-со­су­ди­стой де­я­тель­но­сти?

1) в про­дол­го­ва­том мозге 2) в сред­нем мозге 3) в коре боль­ших по­лу­ша­рий 4) в про­ме­жу­точ­ном мозге

52. Си­сте­ма, со­сто­я­щая из ре­цеп­то­ров, нерва и опре­делённой зоны коры го­лов­но­го мозга, на­зы­ва­ет­ся

1) ре­флек­тор­ной дугой 2) про­во­дя­щим путём 3) ана­ли­за­то­ром 4) ней­ро­ном

53. Без­услов­ные ре­флек­сы

1) вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся у каж­дой особи в те­че­ние жизни 3) со вре­ме­нем за­ту­ха­ют и ис­че­за­ют
2) яв­ля­ют­ся врождёнными и пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству4) ин­ди­ви­ду­аль­ны для каж­дой особи

54. Серое ве­ще­ство спин­но­го мозга со­сто­ит из

1) ак­со­нов дви­га­тель­ных ней­ро­нов 2) ак­со­нов чув­стви­тель­ных ней­ро­нов
3) тел ней­ро­нов и ко­рот­ких от­рост­ков 4) ре­цеп­то­ров и нерв­ных во­ло­кон

55. Какая струк­ту­ра го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка осу­ществ­ля­ет ре­гу­ля­цию ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний и по­ло­же­ния тела в про­стран­стве?

1) моз­же­чок 2) ги­по­физ 3) про­дол­го­ва­тый мозг 4) про­ме­жу­точ­ный мозг

57. Нерв­ные им­пуль­сы воз­ни­ка­ют в

1) глад­кой му­ску­ла­ту­ре 2) ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нах
3) клет­ках эпи­дер­ми­са 4) ре­цеп­то­рах

58. Де­я­тель­ность нерв­ных кле­ток ко­ор­ди­ни­ру­ет­ся бла­го­да­ря про­цес­сам

1) воз­буж­де­ния и тор­мо­же­ния 2) син­те­за и рас­щеп­ле­ния
3) роста и раз­ви­тия 4) ды­ха­ния и пи­та­ния

59. Де­я­тель­ность внут­рен­них ор­га­нов че­ло­ве­ка ре­гу­ли­ру­ет­ся

1) серым ве­ще­ством моз­жеч­ка 2) ве­ге­та­тив­ной нерв­ной си­сте­мой
3) со­ма­ти­че­ской нерв­ной си­сте­мой 4) белым ве­ще­ством спин­но­го мозга

Возникновение нервного импульса связано с состоянием мембраны нейрона. Биологические мембраны, будучи липидно-белковым комплексом, непроницаемы для заряженных ионов. Перемещение ионов через мембрану осуществляется с помощью специальных транспортных систем: натриевого насоса, работающего с затратой энергии (Na + , К + -АТФ-аза) и ионпроводящих каналов – натриевых и калиевых.

В состоянии физиологического покоя по разные стороны мембраны имеет место разность концентраций ионов, главным образом Na + и К + . Концентрация ионов К + выше в клетке, ионов Na + – в межклеточной жидкости. Это влияет и на распределение других ионов. Разность концентраций ионов поддерживается с помощью натриевого насоса, перекачивающего ионы против градиента концентрации (в противном случае диффузия ионов по градиенту концентрации привела бы к выравниванию концентраций ионов по обе стороны мембраны и гибели клетки) Таким образом, внутри аксона образуется избыток (–) зарядов, снаружи – (+) зарядов, то есть возникает разность электрических потенциалов – потенциал покоя (ПП). Его значение составляет – 60-70 мВ. ПП одинаков по всей длине нервного волокна (рис. 4).

Раздражение нервного волокна приводит сначала к открытию Na + - и К + - каналов. Раньше открываются Na + -каналы, и в клетку устремляется поток ионов натрия. Это изменяет трансмембранный потенциал: сначала он становится равным 0 (деполяризация мембраны), затем происходит перезарядка мембраны, внутренняя сторона мембраны приобретает (+) заряд, наружная (-). Разность потенциалов при этом достигает 40 мВ. Эта величина и есть потенциал действия (ПД)

Натриевые каналы закрываются, открываются калиевые, начинается выход калия из клетки, потенциал изменяется от – 40 мВ до – 70 мВ, то есть идет реполяризация мембраны. После закрытия ионных каналов ионный насос восстанавливает исходное распределение ионов по сторонам мембраны.

Механизмы памяти.

Концепции биохимического кодирования индивидуального опыта в памяти опираются на две группы фактов:

· возможность передачи приобретенной информации необученному мозгу с помощью этих факторов.

Первые гипотезы, связывающие запечатление информации с биохимическими изменениями в нервной ткани родились на основе широко известных в 60-е гг. опытов Г. Хидена, когда было показано, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах.

Выяснилось, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие клетке способность резонировать в ответ на повторные действия одних и тех же раздражителей.

Таким образом, было установлено, что РНК играет важную роль в механизмах формирования и сохранения следов памяти.

Однако в более поздних работах было показано, что в консолидации энграмм памяти ведущую роль играет ДНК, которая может служить хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу специфического информационного кода.

В настоящее время идея существования биохимических факторов, способных к сохранению и переносу информации, большинством исследователей воспринимается критически. Считается, что гипотеза молекулярного кодирования индивидуального опыта не имеет прямых фактических доказательств.

Медиаторам - химическим посредникам в синаптической передаче информации - придается большое значение в обеспечении механизмов долговременной памяти. Основные медиаторные системы головного мозга принимают самое непосредственное участие в обучении и формировании энграмм памяти. Так, экспериментально установлено, что уменьшение количества норадреналина замедляет обучение, вызывает амнезию и нарушает извлечение следов из памяти.

Р.И. Кругликов (1986) разработал концепцию, в соответствии с которой в основе долговременной памяти лежат сложные структурно-химические преобразования на системном и клеточном уровнях головного мозга. Показано, что под влиянием обучения увеличивается количество холинорецепторов, то есть рецепторов, расположенных на теле нейрона и отвечающих за обнаружение медиатора ацетилхолина. В процессе образования условного рефлекса повышается чувствительность соответствующих нейронов к ацетилхолину, что облегчает обучение, ускоряет запоминание и способствует более быстрому извлечению следа из памяти. В то же время вещества, препятствующие действию ацетилхолина, нарушают обучение и воспроизведение, вызывая амнезию (потерю памяти).

Биохимические методы, которые позволяют проникнуть в последовательность процессов, происходящих в синаптических мембранах с последующим синтезом новых белков, привлекают многих исследователей памяти. На этом пути ожидаются новые яркие открытия. Предполагается, например, что для различных видов памяти в ближайшем будущем будут выявлены различия в биохимических процессах.

Тем не менее следует подчеркнуть, что интенсивные биохимические исследования привели к явной переоценке и автономизации клеточно-молекулярного уровня изучения механизмов памяти. Как указывает С. Роуз, эксперименты, проводимые только на клеточном уровне, слишком ограничены и, по-видимому, не способны ответить на вопрос, как мозг человека запоминает, например, сложные симфонические партитуры или извлекает из памяти данные, необходимые для разгадывания простого кроссворда.

Для более полного знания специфики функционирования процессов памяти необходим переход на уровень сложных мозговых систем, где многие нейроны соединены между собой морфологическими и функциональными связями. При этом психофизиологические исследования на здоровых людях позволяют изучать процессы переработки и хранения информации, а изучение больных с различного рода амнезиями, возникающими после повреждения мозга, позволяет глубже проникать в тайны памяти.

Березов стр. 641-642

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 730 ;

Возникновение нервного импульса связано с состоянием мембраны нейрона. Биологические мембраны, будучи липидно-белковым комплексом, непроницаемы для заряженных ионов. Перемещение ионов через мембрану осуществляется с помощью специальных транспортных систем: натриевого насоса, работающего с затратой энергии (Na + , К + -АТФ-аза) и ионпроводящих каналов – натриевых и калиевых.

В состоянии физиологического покоя по разные стороны мембраны имеет место разность концентраций ионов, главным образом Na + и К + . Концентрация ионов К + выше в клетке, ионов Na + – в межклеточной жидкости. Это влияет и на распределение других ионов. Разность концентраций ионов поддерживается с помощью натриевого насоса, перекачивающего ионы против градиента концентрации (в противном случае диффузия ионов по градиенту концентрации привела бы к выравниванию концентраций ионов по обе стороны мембраны и гибели клетки) Таким образом, внутри аксона образуется избыток (–) зарядов, снаружи – (+) зарядов, то есть возникает разность электрических потенциалов – потенциал покоя (ПП). Его значение составляет – 60-70 мВ. ПП одинаков по всей длине нервного волокна (рис. 4).

Раздражение нервного волокна приводит сначала к открытию Na + - и К + - каналов. Раньше открываются Na + -каналы, и в клетку устремляется поток ионов натрия. Это изменяет трансмембранный потенциал: сначала он становится равным 0 (деполяризация мембраны), затем происходит перезарядка мембраны, внутренняя сторона мембраны приобретает (+) заряд, наружная (-). Разность потенциалов при этом достигает 40 мВ. Эта величина и есть потенциал действия (ПД)

Натриевые каналы закрываются, открываются калиевые, начинается выход калия из клетки, потенциал изменяется от – 40 мВ до – 70 мВ, то есть идет реполяризация мембраны. После закрытия ионных каналов ионный насос восстанавливает исходное распределение ионов по сторонам мембраны.

Механизмы памяти.

Концепции биохимического кодирования индивидуального опыта в памяти опираются на две группы фактов:

· возможность передачи приобретенной информации необученному мозгу с помощью этих факторов.

Первые гипотезы, связывающие запечатление информации с биохимическими изменениями в нервной ткани родились на основе широко известных в 60-е гг. опытов Г. Хидена, когда было показано, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах.

Выяснилось, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие клетке способность резонировать в ответ на повторные действия одних и тех же раздражителей.

Таким образом, было установлено, что РНК играет важную роль в механизмах формирования и сохранения следов памяти.

Однако в более поздних работах было показано, что в консолидации энграмм памяти ведущую роль играет ДНК, которая может служить хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу специфического информационного кода.

В настоящее время идея существования биохимических факторов, способных к сохранению и переносу информации, большинством исследователей воспринимается критически. Считается, что гипотеза молекулярного кодирования индивидуального опыта не имеет прямых фактических доказательств.

Медиаторам - химическим посредникам в синаптической передаче информации - придается большое значение в обеспечении механизмов долговременной памяти. Основные медиаторные системы головного мозга принимают самое непосредственное участие в обучении и формировании энграмм памяти. Так, экспериментально установлено, что уменьшение количества норадреналина замедляет обучение, вызывает амнезию и нарушает извлечение следов из памяти.

Р.И. Кругликов (1986) разработал концепцию, в соответствии с которой в основе долговременной памяти лежат сложные структурно-химические преобразования на системном и клеточном уровнях головного мозга. Показано, что под влиянием обучения увеличивается количество холинорецепторов, то есть рецепторов, расположенных на теле нейрона и отвечающих за обнаружение медиатора ацетилхолина. В процессе образования условного рефлекса повышается чувствительность соответствующих нейронов к ацетилхолину, что облегчает обучение, ускоряет запоминание и способствует более быстрому извлечению следа из памяти. В то же время вещества, препятствующие действию ацетилхолина, нарушают обучение и воспроизведение, вызывая амнезию (потерю памяти).

Биохимические методы, которые позволяют проникнуть в последовательность процессов, происходящих в синаптических мембранах с последующим синтезом новых белков, привлекают многих исследователей памяти. На этом пути ожидаются новые яркие открытия. Предполагается, например, что для различных видов памяти в ближайшем будущем будут выявлены различия в биохимических процессах.

Тем не менее следует подчеркнуть, что интенсивные биохимические исследования привели к явной переоценке и автономизации клеточно-молекулярного уровня изучения механизмов памяти. Как указывает С. Роуз, эксперименты, проводимые только на клеточном уровне, слишком ограничены и, по-видимому, не способны ответить на вопрос, как мозг человека запоминает, например, сложные симфонические партитуры или извлекает из памяти данные, необходимые для разгадывания простого кроссворда.

Для более полного знания специфики функционирования процессов памяти необходим переход на уровень сложных мозговых систем, где многие нейроны соединены между собой морфологическими и функциональными связями. При этом психофизиологические исследования на здоровых людях позволяют изучать процессы переработки и хранения информации, а изучение больных с различного рода амнезиями, возникающими после повреждения мозга, позволяет глубже проникать в тайны памяти.

Березов стр. 641-642

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 731 ;

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Орозова Гузаль АлишеровнаНаписать 1851 03.01.2018

Номер материала: ДБ-1001819

  • Биология
  • 8 класс
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    03.01.2018 1103
    03.01.2018 353
    03.01.2018 639
    03.01.2018 689
    03.01.2018 2833
    03.01.2018 589
    03.01.2018 388
    03.01.2018 398

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Нервный импульс

Строго говоря, движущееся по нервам возбуждение представляет собой нервные импульсы, а не потенциалы действия.

Можно сказать короче:

Но в физиологической литературе в качестве синонима для нервного импульса принято использовать также и термин "потенциал действия". Хотя потенциал действия - это только электрический компонент нервного импульса.

Потенциал действия – это резкое скачкообразное изменение мембранного потенциала с отрицательного на положительный и обратно.

Потенциал действия - это электрическая характеристика (электрическая составляющая) нервного импульса.

Нервный импульс - это сложный структурно-электро-химический процесс, распространяющийся по мембране нейрона в виде бегущей волны изменений.

Потенциал действия - это только электрический компонент нервного импульса, характеризующий изменения электрического заряда (потенциала) на локальном участке мембраны во время прохождения через него нервного импульса (от -70 до +30 мВ и обратно). (Кликните на изображение слева, чтобы увидеть анимацию.)

Сравните два приведённых выше рисунка (покликайте по ним) и, как говорится, почувствуйте разницу!

Где рождаются нервные импульсы?

Как ни странно, не все студенты, изучившие физиологию возбуждения, могут ответить на этот вопрос. ((

Хотя ответ не сложен. Нервные импульсы рождаются на нейронах всего в нескольких местах:

1) аксонный холмик (это переход тела нейрона в аксон),

2) рецепторное окончание дендрита,

3) первый перехват Ранвье на дендрите (триггерная зона дендрита),

4) постсинаптическая мембрана возбуждающего синапса.

Места возникновения нервных импульсов:

1. Аксонный холмик - главный породитель нервных импульсов.

Аксонный холмик - это самое начало аксона, там где он начинается на теле нейрона. Именно аксонный холмик является главным породителем (генератором) нервных импульсов на нейроне. Во всех остальных местах вероятность рождения нервного импульса намного меньше. Дело в том, что у мембраны аксонного холмика повышена чувствительность к возбуждению и понижен критический уровень деполяризации (КУД) по сравнению с остальными участками мембраны. Поэтому, когда на мембране нейрона начинают суммироваться многочисленные возбуждающие постсинаптические потенциалы (ВПСП), которые возникают в самых разных местах на постсинаптических мембранах всех его синаптических контактов, то раньше всего КУД достигается именно на аксонном холмике. Там-то эта сверхпороговая для холмика деполяризация и открывает потенциал-чувствительные натриевые каналы, в которые входит поток ионов натрия, порождающий потенциал действия и нервный импульс.

Итак, аксонный холмик является интегративной зоной на мембране, он интегрирует все возникающие на нейроне локальные потенциалы (возбуждающие и тормозные) - и первый срабатывает на достижение КУД, порождая нервный импульс.

Важно также учесть следующий факт. От аксонного холмика нервный импульс разбегается по всей мембране своего нейрона: как по аксону к пресинаптическоим окончаниям, так и по дендритам к постсинаптическим "начинаниям". Все локальные потенциалы при этом снимаются с мембраны нейрона и со всех его синапсов, т.к. они "перебиваются" потенциалом действия от пробегающего по всей мембране нервного импульса.

2. Рецепторное окончание чувствительного (афферентного) нейрона.

Если нейрон имеет рецепторное окончание, то на него может воздействовать адекватный раздражитель и порождать на этом окончании сначала генераторный потенциал, а затем и нервный импульс. Когда генераторный потенциал достигает КУД, то на этом окончании открываются потенциал-зависимые натриевые ионные каналы и рождается потенциал действия и нервный импульс. Нервный импульс бежит по дендриту к телу нейрона, а затем по его аксону к пресинаптическим окончаниям для передачи возбуждения на следующий нейрон. Так работают, к примеру, болевые рецепторы (ноцицепторы), являющиеся дендритными окончаниями болевых нейронов. Нервные импульсы в болевых нейронах вознимают именно на рецепторных окончаниях дендритов.

3. Первый перехват Ранвье на дендрите (триггерная зона дендрита).

Локальные возбуждающие постсинаптические потенциалы (ВПСП) на окончаниях дендрита, которые формируются в ответ на возбуждения, приходящие к дендриту через синапсы, суммируются на первом перехвате Ранвье этого дендрита, если он, конечно, миелинизирован. Там находится участок мембраны с повышенной чувствительностью к возбуждению (пониженным порогом), поэтому именно в этом участке легче всего преодолевается критический уровень деполяризации (КУД), после чего открываются потенциал-управляемые ионные каналы для натрия - и возникает потенциал действия (нервный импульс).

4. Постсинаптическая мембрана возбуждающего синапса.

В редких случаях ВПСП на возбуждающем синапсе может быть настолько силён, что прямо там же достигает КУД и порождает нервный импульс. Но чаще это бывает возможно только в результате суммации нескольких ВПСП: или с нескольких соседних синапсов, сработавших одновременно (пространственная суммация), или за счёт того, что на данный синапс пришло несколько импульсов подряд (временная суммация).

Видео: Проведение нервного импульса по нервному волокну

Потенциал действия как нервный импульс

Ниже размещён материал, взятый из учебно-методического пособия автора данного сайта, на который вполне можно ссылаться в своём списке литературы:

Сазонов В.Ф. Понятие и виды торможения в физиологии центральной нервной системы: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. Рязань: РГПУ, 2004. 80 с.

Все процессы мембранных изменений, происходящих в ходе распространяющегося возбуждения, достаточно хорошо изучены и описаны в научной и учебной литературе. Но не всегда это описание легко понять, поскольку в данном процессе задействовано слишком много компонентов (с точки зрения обычного студента, а не вундеркинда, конечно).

Для облегчения понимания мы предлагаем рассматривать единый электрохимический процесс распространяющегося динамичного возбуждения с трех сторон, на трех уровнях:

Электрические явления – развитие потенциала действия.

Химические явления – движение ионных потоков.

Структурные явления – поведение ионных каналов.

Три стороны процесса распространяющегося возбуждения

1. Потенциал действия (ПД)

Потенциал действия – это скачкообразное изменение постоянного мембранного потенциала с отрицательной поляризации на положительную и обратно.

Обычно мембранный потенциал в нейронах ЦНС изменяется от –70 мВ до +30 мВ, а затем вновь возвращается к исходному состоянию, т.е. к –70 мВ. Как видим, понятие потенциала действия характеризуется через электрические явления на мембране.

На электрическом уровне изменения начинаются как смена поляризованного состояния мембраны на деполяризацию. Сначала деполяризация идет в виде локального возбуждающего потенциала. Вплоть до критического уровня деполяризации (примерно –50 мВ) это относительно простое линейное уменьшение электроотрицательности, пропорциональное силе воздействующего раздражителя. А вот потом начинается более крутая самоусиливающаяся деполяризация, она развивается не с постоянной скоростью, а с ускорением . Говоря образно, деполяризация так разгоняется, что перескакивает через нулевую отметку, не заметив этого, и даже переходит в положительную поляризацию. После достижения пика (обычно +30 мВ) начинается обратный процесс – реполяризация , т.е. восстановление отрицательной поляризации мембраны.

Кратко опишем электрические явления во время течения потенциала действия:

Восходящая ветвь графика:

потенциал покоя – исходное обычное поляризованное электроотрицательное состояние мембраны (–70 мВ);

нарастающий локальный потенциал – пропорциональная раздражителю деполяризация;

критический уровень деполяризации (–50 мВ) – резкое ускорение деполяризации (за счет самораскрытия натриевых каналов), с этой точки начинается спайк – высокоамплитудная часть потенциала действия;

самоусиливающаяся круто нарастающая деполяризация;

переход нулевой отметки (0 мВ) – смена полярности мембраны;

пик (+30 мВ) – вершина процесса изменения полярности мембраны, вершина потенциала действия.

Нисходящая ветвь графика:

реполяризация – восстановление прежней электроотрицательности мембраны;

переход нулевой отметки (0 мВ) – обратная смена полярности мембраны на прежнюю, отрицательную;

переход критического уровня деполяризации (–50 мВ) – прекращение фазы относительной рефрактерности (невозбудимости) и возврат возбудимости;

следовые процессы (следовая деполяризация или следовая гиперполяризация);

восстановление потенциала покоя – норма (–70 мВ).

Итак, сначала – деполяризация, затем – реполяризация. Сначала – утрата электроотрицательности, затем – восстановление электроотрицательности.

2. Ионные потоки

Итак, важно осознать, что все электрические токи, которые идут через мембрану, являются ионными потоками . Привычного нам из физики тока в виде потока электронов в клетках, как в водных системах, просто нет. Ссылки на потоки электронов будут ошибкой.

На химическом уровне мы, описывая распространяющееся возбуждение, должны рассмотреть, как изменяются характеристики ионных потоков, идущих через мембрану. Главное в этом процессе то, что при деполяризации резко усиливается поток ионов натрия внутрь клетки, а затем он внезапно прекращается на спайке потенциала действия. Входящий поток натрия как раз и вызывает деполяризацию, так как ионы натрия приносят с собой положительные заряды в клетку (чем и снижают электроотрицательность). Затем, после спайка, значительно нарастает выходящий наружу поток ионов калия, что вызывает реполяризацию. Ведь калий, как мы неоднократно говорили, выносит с собой из клетки положительные заряды. Отрицательные заряды остаются внутри клетки в большинстве, и за счет этого усиливается электроотрицательность. Это и есть восстановление поляризации за счет выходящего потока ионов калия. Заметим, что выходящий поток ионов калия возникает практически одновременно с появлением натриевого потока, но нарастает медленно и длится в 10 раз дольше. Несмотря на продолжительность калиевого потока самих ионов расходуется немного – всего одна миллионная доля от запаса калия в клетке (0,000001 часть).

Подведем итоги. Восходящая ветвь графика потенциала действия образуется за счет входа в клетку ионов натрия, а нисходящая – за счет выхода из клетки ионов калия.

3. Ионные каналы

Все три стороны процесса возбуждения – электрическая, химическая и структурная – необходимы для понимания его сущности. Но все-таки все начинается с работы ионных каналов. Именно состояние ионных каналов предопределяет поведение ионов, а поведение ионов в свою очередь сопровождается электрическими явлениями. Начинают процесс возбуждения натриевые каналы .

Пожар как метафора распространяющегося возбуждения

Когда мы искали образный пример, аналогию или метафору, которая может наглядно передать смысл распространяющегося возбуждения, то остановились на образе пожара. Действительно, распространяющееся возбуждение похоже на лесной пожар, когда горящие деревья остаются на месте, а фронт огня распространяется и уходит все дальше и дальше во все стороны от очага возгорания.

Как же в этой метафоре будет выглядеть явление торможения?

Ответ очевиден – торможение будет выглядеть как тушение пожара, как уменьшение горения и затухание огня. Но если огонь распространяется сам по себе, то тушение требует усилий. Из потушенного участка процесс тушения сам по себе не пойдет во все стороны.

Существует три варианта борьбы с пожаром: (1) либо надо ждать, когда все сгорит и огонь истощит все горючие запасы, (2) либо надо поливать водой горящие участки, чтобы они погасли, (3) либо надо поливать заранее ближайшие нетронутые огнем участки, чтобы они не загорелись.

АВТОВОЛНЫ В АКТИВНО-ВОЗБУДИМЫХ СРЕДАХ (АВС)

При распространении волны в активно-возбудимых средах не происходит переноса энергии. Энергия не переносится, а освобождается, когда до участка АВС доходит возбуждение. Можно провести аналогию с серией взрывов зарядов, заложенных на некотором расстоянии друг от друга (например, при тушении лесных пожаров, строительстве, мелиоративных работах), когда взрыв одного заряда вызывает взрыв рядом расположенного и так далее. Лесной пожар также является примером распространения волны в активно- возбудимой среде. Пламя распространяется по области с распределенными запасами энергии - деревья, валежник, сухой мох.

Основные свойства волн, распространяющихся в активно-возбудимых средах (АВС)

Волна возбуждения распространяется в АВС без затухания; прохождение волны возбуждения связано с рефрактерностью - невозбудимостью среды в течение некоторого промежутка времени (периода рефрактерности).

Видео: Потенциал действия (Action potential)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.