Дети алкоголиков психология невротики

По мнению автора, такие дети не могут получить полноценное представление о модели поведения в обществе, они не приспособлены к решению различных жизненных ситуаций. Без полноценного детства такие люди не могут стать по-настоящему взрослыми.

Войтиц в своем произведении предлагает помощь людям, выросшим в неблагополучной семье, которая заключается в формировании представлений о том, какое поведение приведет к успешному решению той или иной проблемы, а какое не приведет к достижению цели. Кроме того, автор пытается объяснить, каким образом следует избавиться от приобретенных комплексов.


Дети в семье алкоголиков и их внешние отличительные черты

Дети, выросшие в семье, где существует проблема алкоголизма, отличаются набором психологических нарушений, а нередко и психических. Так, у ребенка развивается чувство неполноценности, он не доверяет другим людям, возможен инфантилизм, так как не чувствует защиты родителей. В результате педагогической запущенности страдает интеллектуальная способность, что выражается в плохой успеваемости в школе, а также невозможности наладить социальные связи, что сопровождается плохим поведением.

В случае зачатия и вынашивания плода женщиной, страдающей алкоголизмом, велика вероятность врожденных патологий плода:

  • заячья губа;
  • изменение формы глаз (узкие с выраженным верхним веком);
  • расширенный и плоский нос;
  • дисплазия костной ткани тазобедренного сустава;
  • волчья пасть;
  • сглаживание носогубной складки;
  • дисплазия грудной клетки;
  • нарушение интеллекта: олигофрения, слабоумие;
  • болезни, обусловленные генными и хромосомными мутациями;
  • прием алкоголя во время беременности также может вызвать гипоксию плода, что приводит к неврологическим нарушениям;
  • аномалии развития внутренних органов и отсутствие частей тела.


12 особенных черт характера

  1. Неуверенность в себе развивается в результате накопления психологических комплексов и отсутствия чувство защищенности.
  2. Сложности интимной жизни складываются из-за недоверия к партнеру, таким людям тяжело открыться и позволить другим нарушить зону комфорта, так как испытывают страх предательства.
  3. Повышенная самокритика – следствие постоянного осуждения со стороны матери и отца, зачастую безосновательного. Ребенок в такой ситуации чувствует себя ненужным и ни на что непригодным.
  4. Агрессия – результат неприспособленности, человек не знает, как повести себя в сложной ситуации и не находит ничего лучшего, чем выразить свои негативные эмоции.
  5. Чужие среди своих – признак того, что в детстве человек не был нужен своим родителям, тогда как его сверстники воспитывались в нормальной семье, получали заботу и ласку. Такой контраст глубоко отпечатывается в детской психике, и чувство отверженности сопровождает человека во взрослом состоянии.
  6. Необходимость в положительной оценке возникает за счет, того, что в детстве ребенок не получал похвалы от родителей, а агрессивное отношение было ответом как на хорошие, так и на плохие поступки.
  7. Чувство вины зарождается еще в глубоком детстве, при этом во взрослом периоде человек ощущает собственную причастность к неудачам и страданиям близких, даже если его вины в этом нет.
  8. Легкомыслие и импульсивность зарождается в результате неумения обдумывать последствия собственных поступков, а также из-за страха неудач, что зачастую приводит к действиям наугад.
  9. Патологическая преданность выражается в верности любовному партнеру при сложных взаимоотношениях, прощением за любые поступки, постоянным желанием удержать любимого любыми методами.
  10. Перенос модели поведения родителей на собственную семью, так как ребенок не имел возможности формирования верных представлений о семейной жизни. Нередко это проявляется в агрессивном воспитании собственных детей с применением физической силы как по отношению к детям, так и к супругу или супруге.
  11. Отсутствие жизненного плана – характерная черта людей, выросших в семьях алкоголиков, так как родители-пьяницы никогда не строят планы на будущее, их не беспокоит карьерный и личностный рост. Такие люди живут по течению.
  12. Неумение получать удовольствие от жизни развивается в результате постоянного чувства вины, обиды, человек часто обращается к тяжелому детству, что приводит к плохим мыслям.


Особенности помощи детям из семьи алкоголиков

  1. Работа с психологом помогает формированию психики, решению конфликтных ситуаций.
  2. Патронаж: органы опеки должны ставить на учет неблагополучные семьи, защищать права ребенка, обеспечивать социальную и психологическую поддержку, а в критических ситуациях при возникновении угрозы жизни ставится вопрос об ограничении или лишении родительских прав.
  3. Индивидуальное обучение. Дети, чьи родители злоупотребляют спиртными напитками, зачастую требуют особого подхода со стороны педагогов.
  4. Органы социальной защиты, а также ПДН проводят профилактические беседы с детьми, растущими в неблагополучных семьях, направленные на предотвращение алкоголизации.

ВашНарколог предупреждает: Станет ли ребенок алкоголиков пьяницей?

Существует прямая зависимость между существованием проблемы алкогольной зависимости в семье и последующей алкоголизацией детей, но она не абсолютная. На развитие болезни влияет также окружение человека, индивидуальные черты характера. По данным некоторых исследований, около 60% детей, росших с родителями-алкоголиками, становятся пьяницами.

Существует корреляция между количеством пьющих родителей и вероятностью развития зависимости у ребенка, так, если и отец, и мать злоупотребляют этанолом, значительно повышается риск возникновения алкоголизма.

Этанол расщепляется в организме человека под воздействием специфического фермента, вырабатываемого печенью – алкогольдегидрогеназой. Его количество и интенсивность функционирования определяется экспрессией определенных генов, поэтому у детей, родившихся от родителей, больных алкоголизмом, действие фермента выражено ярко, в результате чего спиртные напитки усваиваются легче, что может стать проблемой.

Статистические исследования показывают, что наибольшей предрасположенностью к злоупотреблению этанолом обладают люди с третьей группой крови.

Несмотря на многие факторы риска, зачастую люди, воспитанные в семье алкоголиков, относятся к спиртным напиткам крайне отрицательно и никогда не становятся зависимыми.

Что такое синдром ВДА (взрослые дети алкоголиков)?

Психика детей, росших в семье алкоголиков, приобретает типичные черты, которые традиционно объединяют в психологии синдромом взрослых детей алкоголиков – приобретенные когнитивные, эмоциональные схемы поведения, которые затрудняют социальное взаимодействие:

  • неуверенность в себе;
  • преследующее чувство вины;
  • снижение уровня эмпатии и выражения эмоций;
  • дезадаптивность к жизненным ситуациям;
  • нерешительность;
  • повышенная самокритика;
  • зависимость от чужой оценки.

Психологическая помощь детям алкоголиков

Для того, чтобы избавиться от комплексов и психологических проблем, стоит обратиться к психологу. Основная его задача – внутреннее примирение с родителями, что способствует разрешению большинства проблем.

  1. Преодоление отрицания, которое означает защитную реакцию, позволяет обозначить проблему, а значит, приступить к последующей работе над собой.
  2. Избавление от чувства вины добивается в результате разбора мотивации и причин того или иного поведения зависимого от алкоголя родителя. При этом к человеку приходит осознанность, что он не повинен в семейных проблемах.
  3. Последующая работа психолога заключается в исправлении установок, не приводящих к достижению желаемых результатов, изменении восприятия окружающего мира.

Все малыши, рожденные в семьях наркоманов и алкоголиков, разные. Но пагубное пристрастие родителей накладывает отпечаток на их дальнейшую жизнь. Их дети имеют как внешние отличительные признаки, так и особенности на психическом уровне. Однако не всегда в семьях, где отец и мать злоупотребляют алкоголем, ребенок рождается с явными признаками уродства. Тем не менее, согласно статистике, таким детям сложно нормально жить и общаться, они склонны к безбрачию, наркомании и, соответственно, алкоголизму.

Изменения в репродуктивной системе под воздействием алкоголя

Регулярное распитие спиртных напитков оказывает негативное воздействие на все внутренние органы и системы, в том числе это касается и репродуктивной функции. Злоупотребление алкоголем на протяжении нескольких лет может стать причиной развития следующих нарушений со стороны репродуктивной системы:

  • проблемы с зачатием, бесплодие. Если кто-то из партнеров постоянно балуется спиртным, даже если зачатие произойдет, существует повышенная вероятность, что ребенок родится с отклонениями;
  • ухудшение потенции у мужчин – подобное нарушение возникает не только из-за физиологических изменений, но и из-за снижения выработки тестостерона;
  • деформирование и изменение структуры половых клеток (подобная патология может развиться у представителей обоих полов);
  • ранний климакс у женщин;
  • эректильная дисфункция;
  • воспалительных процесс в половых органах.

Негативно влияет на репродуктивную систему

Медики предупреждают, что негативно отразиться на репродуктивной функции может даже незначительное потребление алкоголя – около 250 мл в неделю.

Причины патологии

Молекулы алкоголя беспроблемно проходят плацентарный барьер. И делают они это на любых сроках. Даже в заключительном триместре употребления спиртного может быть провокатором серьезных неполадок в работе систем организма плода.

Иногда у ребенка даже нет внешних признаков ФАС, как и внутренних патологий, но с возрастом таких детей может отличать чрезмерная агрессивность, слабый самоконтроль, проблемы с обучаемостью, а также серьезная склонность к зависимостям.

Если мать пила всю беременность – исключить ФАС практически невозможно.

Регулярное злоупотребление становится причиной патологии, которую вылечить до конца невозможно даже с самыми лучшими медиками в самых лучших клиниках.

Дети, рожденные от алкоголиков

Как показывает медицинская практика, у детей, рожденных пьющими родителями, не всегда есть физиологические и умственные дефекты. А если воспитанием занимаются другие родственники, например, бабушка или тетя, ребенок может быть ухоженным, и ничем не будет отличаться от сверстников. Даже если у чада имеются небольшие психологические нарушения, при хорошем воспитании и регулярных занятиях они сглаживаются и становятся незаметны для окружающих.

Если же кто-то из родителей ребенка или оба партнера злоупотребляли спиртным на протяжении нескольких лет, существует риск, что малыш может родиться с фетальным алкогольным синдромом (вероятность рождения малыша с ФАС существует и у бывших пьяниц). Эта патология сопровождается физиологическими аномалиями и умственными нарушениями.

Проблема заключается в том, что заболевание невозможно диагностировать во время беременности, и в большинстве случаев оно не поддается лечению. Ситуация усугубляется и тем, что, если родители заберут такого ребенка из роддома и будут продолжать вести прежний образ жизни, малыш вырастет в деформированной семье , будучи предоставленым сам себе. В результате этого симптоматика патологии только укрепится и станет более выраженной.

Фетальный алкогольный синдром

На заметку! Выраженность нарушений при фетальном алкогольном синдроме зависит от стадии алкогольной зависимости родителей и того, как долго они злоупотребляют спиртным.

Этапы формирования зависимости

Детский алкоголизм – это болезнь, развивающаяся постепенно. Каждый её этап имеет чётко выраженные признаки:

  • Привыкание к алкоголю.
  • Стадия регулярного потребления.
  • Зависимость на психическом уровне.
  • Появление признаков абстиненции.
  • Деградация личности, деменция.

На первом этапе потребление спиртного носит эпизодический, разовый характер. При этом сопротивляемость детского организма этанолу минимальна. Процесс привыкания длиться несколько месяцев. Если в это время обнаружить негатив в поведении молодого человека и своевременно принять меры, можно не допустить развития болезни. Поэтому родителям важно всегда внимательно относиться к своим детям и следить, в какой компании они проводят свободное время и как организован досуг.

В тех случаях, когда начальный этап формирования зависимости упущен, ребёнок начнёт пить регулярно. Это уже большая проблема, которую нельзя решить одними запретительными мерами.

На втором этапе развития детского алкоголизма ещё можно прекратить употреблять спиртное. Но сделать это гораздо сложнее. Детям нужно объяснять, чем опасен алкоголь и как обойтись без него. Нужно увлечь школьника интересными и здоровыми делами. Записать в спортивную секцию, заняться с ним туризмом, рыбалкой.

Психическая зависимость проявляет себя примерно через 1 год после начала регулярного потребления этил содержащих напитков. В этот период детского алкоголизма алкоголь становиться желанным в любое время. При этом качество напитка не имеет значения. Детский организм начинает легко переносить большие дозы этила, появляются первые запои, развивается хроническая стадия болезни. Больному уже не интересны занятия в школе, ему поведение не вписывается в общепринятые рамки, нормы морали и взаимопонимания становятся чуждыми.

Появление абстинентного синдрома говорит о том, что детский алкоголизм прогрессирует и носит хронический характер. Если нет возможности употребить очередную дозу, синдром отмены негативно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Но длительность негативных симптомов меньше, чем у взрослых. И абстиненция возникает только при употреблении больших доз спиртного.

Наследственность алкоголизма

Если родители регулярно распивают алкоголь, эта пагубная привычка в любом случае окажет негативное влияние на потомство. В большинстве случаев у детей алкоголиков с рождения присутствуют физиологические и психологические нарушения, которые мешают им вести полноценный образ жизни и сказываются на дальнейшей судьбе.

Если у ребенка, рожденного от алкоголиков, есть фетальный алкогольный синдром, любой опытный медик сразу поймет это, только взглянув на новорожденного. В большинстве случаев дети алкоголиков выглядят не так, как остальные малыши – у них присутствуют характерные внешние признаки синдрома. К ним относят:

  • дефекты мягкого или твердого неба верхней губы – заячья губа, волчья пасть;
  • слабо развитая носогубная складка;
  • слишком тонкая верхняя губа;
  • атипичный размер челюстей – чаще всего верхняя челюсть недостаточно развита;
  • узкие глаза, удлиненные складки верхнего века;
  • широкая носовая перегородка, приплюснутый нос.

Также у матерей-алкоголичек велика вероятность рождения ребенка с проявлениями дисэмбриогенеза – нарушение формирования частей тела и органов. Часто у родителей, страдающих от хронического алкоголизма, на свет появляются дети с недоразвитыми конечностями, аномалиями в строении черепной коробки, врожденной глухотой или слепотой.

На заметку! Стоит учитывать, что наличие подобных симптомов не всегда указывает на то, что женщина страдает от хронического алкоголизма, так как они могут свидетельствовать и о других патологиях.

Из-за отсутствия внимания, заботы и воспитания со стороны родителей, у детей, родившихся от алкоголиков, как правило, нарушено восприятие семьи. Также они неверно ассоциируют себя в социуме и из-за этого не могут приспособиться к нормальной жизни. Во многом это обусловлено тем, что ребенок смотрит на поведение родителей и берет с них дурной пример.

Поскольку дети алкоголиков часто отстают в развитии, в школе они становятся объектом насмешек либо другие ученики просто избегают их. Все это приводит к развитию комплексов и неуверенности, ребенок чувствует себя одиноким и ненужным. Чтобы забыть о проблемах, чадо также может начать употреблять спиртное, наркотические или токсичные вещества.

Хотя многие и придерживаются мнения, что существует ген алкоголизма, передающийся по наследству, данная теория до сих пор не подтверждена. В ходе многочисленных исследований и экспериментов большинство ученых пришли к выводу, что единого гена, отвечающего за то, станет человек пьяницей или нет, не существует. Зато обнаружено более 1000 генов, дисфункция которых существенно повышает вероятность возникновения алкогольной зависимости.

Важно! Выявить, что у ребенка есть предрасположенность к спиртному, можно при помощи теста ДНК.

Даже если у ребенка есть генетическая предрасположенность к пьянству, это не является гарантией того, что он обязательно станет алкоголиком. Точно также, как и ее отсутствие не является 100% защитой от пьянства. Несмотря на то, что распитие алкоголя родителями в любом случае оказывает негативное влияние на наследственность, большее значение имеют внешние факторы. Именно от них более чем на 60% зависит, станет ли ребенок алкоголиком.

Синдром ВДА

На психологическом уровне лица с синдромом ВДА остаются детьми. Такие личности обладают следующими характеристиками:

  • заниженной самооценкой;
  • отсутствием самоуважения;
  • замкнутостью;
  • неоправданным чувством вины;
  • неспособностью выражать свои мысли, эмоции;
  • стремлением подстраиваться под мнение других людей;
  • сильным страхом одиночества;
  • неумением подбирать подходящего во всех отношениях партнера.

Отпечаток, наложенный происхождением из алкогольной семьи, остается на долгие годы. Отсутствие родительского понимания и заботы в детстве приводит к развитию многих комплексов, устранить которые удается только под руководством опытного психолога.

Чтобы улучшить качество жизни людей с синдромом ВДА, современная психология разработала методы индивидуальной и групповой психотерапии.

Особенности развития детей в неблагополучных семьях

Самая неблагоприятная ситуация для ребенка – когда он растет в семье, где оба родителя пьющие. В этом случае изначально будет оказываться деформирующее воздействие на формирование психики и личности. Из-за отсутствия поблизости хотя бы одного взрослого человека с социально-нормальным поведением, такие дети с детства чувствуют себя ненужными и одинокими. В большинстве случаев у них нарушена социализация, что проявляется уже с младших классов.

Проблемы с социализацией

Чаще всего именно отец-пьяница становится олицетворением негативной стороны, ведь в большинстве случает такой родитель проявляет грубость и злость по отношению к ребенку и другим членам семьи. Это приводит к тому, что у чада складывается неправильный образ мужского поведения в семье.

Сын в будущем может проявлять инфантильность, а дочь просто будет ненавидеть мужчин. Если говорить о конкретных последствиях, то в большинстве случаев влияние отца-алкоголика на жизнь детей будет таким:

  • ребенок будет видеть проявление любви даже в жалости, поскольку не сможет отличить эти два чувства;
  • у ребенка может проявляться патологическая привязанность к людям;
  • такие дети ощущают тревожность по любому поводу, они плохо воспринимают критику и легко обижаются;
  • даже при развитых коммуникативных навыках такие дети часто ссорятся и не могут работать в команде;
  • ребенок может быть склонен к постоянному вранью.

Если сложилась обратная картина и от алкоголизма страдает мать, то подобная ситуация также будет иметь специфические последствия, которые чаще проявляются следующим образом:

  • нарушение психоэмоционального фона у ребенка, неспособность любить;
  • повышенная скрытность;
  • чрезмерное стремление привлечь к себе внимание;
  • склонность винить себя в происходящем;
  • недооценка собственных возможностей;
  • склонность к истеричному поведению;
  • проблемы с усвоением новых знаний и навыков.

Если ребенка рожает женщина, которая во время беременности не отказывалась от потребления алкоголя, проблемы малыша могут быть частично обусловлены токсичным воздействием этанола на его организм в фазе формирования эмбриона. Нередко алкоголь оказывает негативное влияние на генетику, в том числе провоцирует сбои в функционировании нервной системы.

Рекомендации специалистов

Врачи рекомендуют придерживаться следующих советов при работе с детьми из неблагополучных семей:

При помощи поддержки взрослых людей, малыш из семьи алкоголиков способен сформироваться личностью. Психологическое воздействие может помочь справиться с проблемами и начать вести нормальный образ жизни.

Как помочь ребенку в семье алкоголиков?

Детям, растущим в неблагополучной семье, необходимо повышенное внимание, забота, понимание и поддержка окружающих. Лучшее, что можно сделать для них – регулярно отправлять на консультации с профессиональным психологом. Такие специалисты сегодня работают практически во всех дошкольных и школьных учреждениях. Они разрабатывают и проводят специальные программы, обладающие следующим действием:

  • учат ребенка сдерживать негативные эмоции и гнев, контролировать свои чувства;
  • помогают найти общий язык со сверстниками;
  • помогают осознавать и исправлять свои ошибки;
  • учат ответственности за поступки;
  • подготавливают ребенка ко взрослой жизни.

Подобные консультации помогают изменить отношение к себе и раскрывают сильную сторону личности. Благодаря этому ребенку становится намного легче адаптироваться в социуме.

Формы заболевания

Есть три степени тяжести ФАС.

В самых сложных случаях ребенок умирает почти сразу после рождения, так как аномалии развития не позволяют ему самостоятельно дышать и т.д.

Степени тяжести ФАС:

  1. Легкая степень – выражается несильными деформациями черепа и лицевых костей, некоторые расстройства пищевого поведения, и еще проблемы в обучении (ребенок плохо запоминает и усваивает новый материал), обычно эта степень обозначается врачами как нарушения фетального алкогольного спектра.
  2. Средняя степень – выраженные аномалии развития черепа, строение лица специфическое, психическое и физическое развитие тоже нарушено.
  3. Тяжелая степень – врожденное слабоумие может принять степень дебилизма, соматические нарушения выражены серьезно, наблюдаются патологии ЦНС.

Проще говоря, при некоторых степенях ФАС ребенок имеет возможность выучиться, приобрести профессию, коррекция может дать прекрасный результат.

Но другие степени – это приговор, и исправить ситуацию фактически нельзя.

Станет ли ребенок из семьи алкоголиков пьяницей?

Предсказать, как сложится жизнь ребенка, растущего в неблагополучной семье, невозможно. Врачи-наркологи уверяют, что в большей степени это зависит не от наследственности, а от того, в какой среде находится и растет ребенок.

Если после рождения малыша мать и отец продолжают пить, у них нет средств к достойному существованию, а ребенок предоставлен сам себе, существует повышенная вероятность, что в подростковом возрасте он также начнет прикладываться к бутылке, поскольку будет считать такое поведение нормой. Если же ребенка заберут и будут воспитывать родственники, его жизнь вполне может сложиться.

Симптомы и признаки

Классический ФАС можно увидеть уже после рождения ребенка, в первые минуты его жизни.

Это сделает любой педиатр, настолько типичны признаки: характерные черты лица, недоразвитость пальчиков, некоторые аномалии внешних половых органов.

Внешние признаки патологии:

  1. Микроцефалия – маленькая головка и головной мозг.
  2. Коротенький подбородок.
  3. Широкое личико с маленькими, узкими глазками.
  4. Низкая переносица, широковатый и короткий, словно приплюснутый носик.
  5. Низкие, выпяченные уши.
  6. Заячья губа.
  7. Укороченные пальчики и стопы.
  8. Костные аномалии.
  9. Дефектность половых органов – увеличение больших половых губ (девочки), недоопущение яичек (мальчики).
  10. Нет анального отверстия.

Внутренние патологии проявятся со временем, но внешние признаки говорят об аномалии развития сразу.

Диагностика

При осмотре ребенка видны признаки патологии – врачи сразу замечают дисформизм лица.

Маркеры этого заболевания можно увидеть в анализах ребенка, и даже в анализе волоса замечают специфические признаки ФАС.

Инструментальные методы диагностики – ЭхоКГ, НГС, УЗИ внутренних органов, а также МРТ головного мозга.

На сегодняшний день прорывом можно считать изобретение группы ученых: сегодня можно измерить степень алкогольного синдрома эмбриона во втором и третьем триместре беременности. Разумеется, такая методика проводится не во всех больницах и поликлиниках.


Это были 90-е. Моя мать, запойная алкоголичка, работала учителем физкультуры в школе, отец был военным с диагностированной шизофренией. Я до сих пор не понимаю, как они умудрялись сохранять работу, учитывая эти факты. Наверное, время было такое.

Мои самые болезненные воспоминания о детстве связаны с возрастом до семи лет. Отец часто уезжал в командировки, и мама начинала пить. Она приводила мужчин, занималась с ними сексом. Я в это время был брошен. Иногда она забывала забрать меня из детского сада. Воспитатель приводила меня домой, и я не понимал, почему мама валяется на полу и мычит. В эти периоды она не готовила еду, и я ходил голодный.

Все детство меня сопровождало чувство стыда. Я учился в той же школе, где работала мать. Мне постоянно приходилось врать во время ее запоев, что она болеет. Хотя я думаю, что все знали правду, потому что она пропадала с работы на неделю-две как раз после 1 сентября, Дня учителя или Восьмого марта. Иногда она начинала пить на рабочем месте. Бывало, что мне приходилось тащить ее из школы домой. Маму не увольняли, потому что считали крутым профессионалом.

Отец был очень холодным и ко мне, и к маме. Он предпочитал не замечать проблемы. Брак родителей фактически перестал существовать: они продолжали жить вместе, но спали в разных комнатах и почти не общались.

В подростковом возрасте у меня появились мысли о суициде. Еще сложнее стало, когда я съехал от родителей после университета. Внешняя часть жизни наладилась: я жил в центре города, у меня были близкие отношения и хорошая работа. Это внешнее благополучие не соответствовало моему внутреннему состоянию. Было ощущение, что моя жизнь — не настоящая.

Сейчас мы с мамой общаемся, но это нестабильные отношения. Она не пьет уже пару лет — с тех пор, как вышла на пенсию, но мне это не помогает, у меня в голове уже есть та мама, из прошлого. Мне сложно сходиться с людьми. Сейчас у меня есть временная работа, но жены и детей нет. Мои родители все еще вместе, но они либо не говорят друг с другом, либо ругаются, так что у меня нет модели нормальной семьи.

Я понимаю, что с моей травмой нужно работать еще довольно долго. Есть очень много факторов, которые выводят меня из равновесия. Например, перед праздниками я чувствую тревогу, потому что они ассоциируются с мамиными запоями. Это нормально.

Пока лучшее, что я могу себе позволить, — это прийти в гости к друзьям, у которых хорошие отношения с женами и детьми. Я смотрю на них и укрепляюсь в мысли, что и у меня все может быть по-другому.

Сергей был недолюбленным ребенком, а из таких детей, как правило, вырастают разочарованные взрослые. Ему не стоит оставаться со своими личностными проблемами наедине. Мысли о суициде и симптомы анорексии говорят о том, что Сергею нужно обратиться к психиатру. Возможно, у него не получится полностью решить эти проблемы за пять лет, как он рассчитывает, но в любом случае ему предстоит интересный путь познания себя.

Один из первых шагов на этом пути — простить родителей. Здесь речь идет о самой простой идее, которая банальна, но которая действительно работает: мы не можем изменить обстоятельства и прошлое, но можем изменить свое отношение к ним.

Существует миф (ложное убеждение), что лишь непосредственное общение с активным алкоголиком или наркоманом может оказать определенное влияние.
Однако ни развод, ни расставание, ни даже смерть химически зависимого человека не останавливают развитие созависимости в семье.
Отдельно стоит сказать еще об одной группе жертв алкоголизма (и наркомании) - это взрослые дети алкоголиков.
Многие из них во взрослой жизни испытывают проблемы, которые являются последствиями прошлого.

Характерные черты взрослых детей алкоголиков:

Низкая самооценка
Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в своих силах.
Взрослые дети алкоголиков - большие мастера в создании своего внешнего образа: они стремятся убедить окружающих, что у них "все в порядке", надеясь одновременно убедить в этом и себя. Положительные внешние изменения не приводят, тем не менее, к преодолению чувства неполноценности. Возникает "синдром самозванца", постоянный страх разоблачения, установления, кто он есть.

Фокусировка на внешнее окружение
Химически зависимые семьи вынашивают мысль, что если выждать достаточно продолжительное время, то все встанет на свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том, что не стоит что-либо менять, так как ни к чему хорошему это не приведет.
Члены семьи очень редко в состоянии определить приоритеты.
Даже когда дети считают, что что-то можно сделать и добиться изменений, и выражают свое недовольство родителями, модель пассивности остается врезавшейся в их сознание, и будет прослеживаться при решении проблем в их уже взрослой жизни.
Взрослые дети алкоголиков считают себя жертвами обстоятельств, не способными контролировать события жизни.
Решение проблем взаимоотношений видится взрослым детям алкоголиков в желании другого человека измениться. Они не способны видеть, что их собственная реакция на проблему может лишь усилить стрессовую ситуацию. Они уверены, что не могут управлять своими мыслями или чувствами и поэтому должны реагировать автоматически, раздражаясь, обвиняя и угрожая всякий раз, когда другие "провоцируют" их.
Каждое утро взрослые дети алкоголиков оценивают предстоящий день по поступкам, мыслям, чувствам других людей и вообще по тому, "как идут дела". Их часто называют "сверхбдительными" за постоянное проявление исключительного интереса ко всему, за способность улавливать малейшие внешние признаки, например, выражения лиц, психологическую атмосферу комнаты и т.п. Такая способность развивается в силу необходимости в семье алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик делает или что он делал вчера вечером. Фокус на внешнее окружение в химически зависимых семьях приводит к тому, что взрослые дети алкоголиков живут реакциями на окружающий мир, и их чувства и принимаемые решения часто зависят от этого. Они искренне заблуждаются, полагая, что, когда "обстановка" измениться, у них все будет хорошо.

Неспособность идентифицировать или выразить чувства
Научиться различать чувства и выражать их уместным образом можно лишь в результате тренировок или моделирования в семье. Когда такая возможность в семье отсутствует или, еще хуже, обстановка агрессивна, дети усваивают определенные модели поведения.
Взрослые дети алкоголиков могут думать о чувствах и могут научиться их развивать путем имитирования реакций и поведения других людей. Они могут точно знать, что они должны чувствовать и даже как реагировать при этом, но в действительности, сами не чувствуют в полном смысле этого слова. Со временем они становятся замкнутыми, теряют контакт со своим внутренним миром. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями.
Некоторые взрослые дети алкоголиков как бы дают себе разрешение выражать определенные чувства, например, раздражение, ранимость, печаль и т.д.
Женщины обычно избегают гнева, они позволяют себе рыдать, но никогда не выражают ярости.
Неспособность определять и выражать чувства приводит к бесплодным попыткам в интимной сфере. Если вы знаете, как я чувствую, вы знаете меня. Если я не знаю, как я чувствую, и даже если я знаю, но не могу рассказать вам, мы никогда не будем способны соединиться интимным образом. Взрослые дети алкоголиков чувствуют себя хорошо лишь с теми, кто имеет такой же или похожий уровень способности чувствовать.

Неспособность попросить помощь
В химически зависимых семьях существует закон жизни: если ты не позаботишься о себе сам, то никто о тебе не позаботится. Детям становится ясно, что у родителей не остается для них ни душевных, ни физических сил.
Став взрослыми, дети алкоголиков не могут надеяться на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными сами просить помощи у других даже в таких простых случаях, как подвезти на работу или получить чашку кофе. В то же время они обязательны в отношении помощи другим, даже когда нет необходимости или люди не заслуживают этого. Такая модель поведения, когда избегаются любые разговоры о помощи в связи с личными трудностями, ведет к обострению проблем и необходимости дальнейшего отрицания. Не имеет значения, большие это или маленькие проблемы, реакция детей алкоголиков одинакова.

Экстремальное мышление
Эта черта касается способности принимать решения, рассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуациях. Наиболее типичная реакция на повседневные проблемы в семьях алкоголиков: "этого не происходит". Такая тенденция ведет к тому, что проблема откладывается до тех пор, пока она не станет еще острее, и ее нельзя уже избежать.
Когда кризисная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих действий главным образом сводится к поиску виновного, а затем наблюдается либо чрезмерная активность, либо почти полная пассивность. Экстремальное мышление приводит к тому, что члены семьи или ничего не делают вообще, или принимают абсурдные решения.

Этот далеко неполный перечень характерных черт дает возможность представить те трудности, с которыми сталкиваются взрослые дети алкоголиков. Они влияют на семьи, которые создают взрослые дети алкоголиков.

Список характерных особенностей взрослых детей алкоголиков (по материалам группы программы ВДА в Интернете)

• Пытаются отгадать, что такое норма
а) мне трудно себе представить, что нормально и правильно во взаимоотношениях между людьми;
б) мне трудно определить, что в жизни нормально, а что нет;

• Испытывают трудности с доведением своих дел до конца
а) часто случается, что не смотря на огромный энтузиазм, с которым я берусь за какое-то дело, впоследствии я оставляю его не оконченным;

• Лгут в ситуациях, когда с таким же успехом могли бы сказать правду
а) я склонен говорить не то, что думаю;
б) случается, что я непроизвольно лгу, хотя в этом нет смысла;

• Низко себя ценят и плохо к себе относятся
а) я готов очень сурово осуждать себя и своё поведение;
б) мне трудно почувствовать свою ценность и важность;

• Испытывают трудность в переживании радости и веселья
а) мне трудно расслабиться и спонтанно беззаботно веселиться;
б) во время веселья я начинаю контролировать своё поведение, или вдруг меня охватывает тоска;

• Относятся к себе слишком серьёзно

• Испытывают трудности в установлении близких отношений
а) я боюсь, что близкие, сильные отношения с другим человеком могут повлиять на меня так, что я в них потеряю самого себя;
б) боюсь, что я могу внутренне перегореть в близких отношениях;

• Чрезмерно реагируют на перемены, которые не могут контролировать
а) я отношусь с огромным напряжением и беспокойством к переменам, на которые не могу повлиять;
б) мне трудно приспособиться к переменам, над которыми я не имею контроля;

• Постоянно ищут признания и подтверждения
а) я склонен постоянно искать признание и подтверждение моей значимости;
б) Отношение людей ко мне и моим поступкам является важным критерием моей самооценки;

• Считают, что они отличаются от других
а) я ясно чувствую своё отличие от других людей;
б) мне трудно почувствовать общность с другими людьми, я чувствую, что между нами существует какая-то преграда;

• Несут чрезмерную ответственность или полностью безответственны
а) мне трудно делить ответственность в ситуациях, когда я связан с другими людьми: я или всё принимаю на себя или полностью отстраняюсь;
б) я склонен к крайностям в оценке того, что происходит в моей жизни: иногда я чувствую себя ответственным за всё происходящее, а иногда я думаю, что от меня ничего не зависит;

• Необыкновенно лояльны, даже перед лицом фактов, что другой человек этого не заслуживает
а) я способен к максимальной лояльности, даже по отношению к людям, не заслуживающим её;
б) я остаюсь верным раз взятым на себя обязательствам, даже когда плачу за них чересчур высокую цену;

• Поддаются импульсам
а) я часто делаю что-то опрометчиво, не обращая внимания на последствия;
б) я склонен к принятию необдуманных решений, не принимая во внимание других возможностей;

• Испытывают чувство вины, когда защищают свои права и поэтому часто уступают другим
а) когда я что-то делаю для себя, то чувствую вину, что занимаюсь собой, а не другими;
б) я считаю, что не имею права заниматься собой;

• Испытывают страх перед другими людьми, а особенно, перед всякого вида властью и начальством
а) мне кажется что, если кто-нибудь познакомится со мной ближе, то потеряет ко мне всякий интерес;

• Испытывают страх перед злостью и скандалами
а) я боюсь конфликтов и раздражения между людьми и стараюсь их избегать;
б) я опасаюсь своего гнева и стараюсь его не показывать;

• Любят вести себя как жертвы
а) я часто попадаю в ситуации, за которые, прежде всего я, плачу огромную цену;
б) я легко оказываюсь в ситуациях, в которых чувствую себя обиженным;

• Очень боятся расставаний и потерь
а) у меня часто появляются мысли, что близкий мне человек может меня покинуть;
б) когда у меня возникают конфликты с близким человеком, то я опасаюсь, что он меня бросит

• Боятся проявлять свои чувства
а) мне не легко открываться перед другими и проявлять свои чувства;
б) я очень осторожен и воздержан в открывании своих личных сфер, т.к. это не безопасно;

• Неумение гармонично развивать отношения с людьми
а) мне очень трудно углублять и поддерживать в гармонии отношения с близкими мне людьми;
б) я склонен входить в личные отношения сразу и на очень глубокий уровень;

• Сильная восприимчивость
а) я очень чувствителен, меня легко обидеть;
б) я знаю некоторые свои сферы, прикосновение к которым приносит сильную боль;

• Страх перед потерей контроля
а) чтобы чувствовать себя безопасно и уверенно, в той ситуации, в которой нахожусь, я должен в значительной мере контролировать её;
б) боюсь, что если я не буду владеть ситуацией, то произойдет что-то плохое;

• Боятся ожидать что-то хорошее
а) я стараюсь не ожидать хороших событий, потому что боюсь разочарований;
б) мечты об удачном ходе событий возбуждают во мне тревогу;

• Низкий уровень доверия к людям
а) мне кажется, что полностью я могу положиться исключительно на себя;
б) Я очень осторожен в отношениях с другими людьми. Нелегко получить моё доверие;

• Склонность получать большее удовлетворение в кризисах и хаосе, чем в спокойной стабильной жизни
а) размеренная повседневная жизнь становится для меня скучной;
б) большее удовлетворение мне приносят кризисы и хаос, чем спокойная стабильная жизнь;

• Склонность видеть мир в чёрно-белых цветах
а) в трудных ситуациях я часто принимаю категорические решения;
б) в кризисной ситуации я всё вижу в чёрно/белом цвете;

• Склонность к отрицанию, чтобы защищать себя
а) когда я вижу опасность, то избегаю размышления о ней, стараясь утвердиться в убеждении, что всё в порядке;
б) когда возрастает моё беспокойство, я не пытаюсь искать его источник, лишь мысленно ограждаюсь от этой трудной ситуации;

• Трудность в отделении любви от жалости
а) я склонен входить в отношения с людьми, которые во мне нуждаются, которым я могу помочь;

• Склонность оставаться в трудных ситуациях дольше, чем другие, несмотря на потери
а) в трудных ситуациях мне трудно определить момент, в котором я уже ничего не могу сделать;
б) мне трудно выйти из трудной ситуации, несмотря на потери;

• Терпение, как следствие долговременной тоски
а) мне хорошо знакомо чувство обессиливающей тоски;
б) иногда мне становится грустно, без видимой причины;

• Страх перед потерей
а) каждое изменение в жизни ассоциируется у меня с потерей;
б) я опасаюсь, что могу потерять что-то очень для меня важное;

• Страх в переживании чувств
а) я чувствую внутренний барьер, не позволяющий мне свободно и полно чувствовать;
б) чувствую, что что-то ограничивает меня в спонтанном выражении чувств;

• Чувство внутреннего принуждения быть сильным и не поддаваться моментам слабости
а) я должен быть готовым к жизненным трудностям и что-то заставляет меня быть твёрдым и стойким;
б) я не могу позволить себе моменты слабости;

• Легко попадают в зависимость или находят зависимых партнеров
а) я часто делаю вещи, которые мне вредны и, хотя понимаю это, тем не менее продолжаю этим заниматься.
К ним относятся: курение, употребление алкоголя, обжорство или голодовки, употребление успокаивающих и обезболивающих средств, агрессивное поведение, специфические сексуальные привычки, обгрызание ногтей, терзающее мышление, утомительные привычки в повседневной жизни (уборка, частое мытье).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.