Детское стихотворение написанное хореем

Разделы: Литература

Цель: научить определять двусложные размеры. Закрепить понятие ритма. Развивать творческие способности учащихся.

1. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией. Вспомните, пожалуйста, что такое лирика? А какие музы были?

(Греческое слово "лирикос" значит "произносимый под аккомпанемент лиры", "музыкальный", "волнующий". Музы - по-гречески значит мы слящие.

Каллиопа - муза эпической поэзии и знания; Клио - муза истории; Мельпомена - муза пения и трагической поэзии; Эвтерпа - покровительница музыкального искусства; Эрато - муза любовных песен; Терпсихора - муза танцев; Урания - астрономии и математики; Талия - комедии; Полигимния - муза песнопений (гимнов) в честь богов и героев).

Автор лирического произведения стремится к выражению чувств, своего отношения к природе, родине, к другому человеку, к самому себе. Но как и любое другое искусство, искусство поэтического слова стремится к правдивому отражению действительности.

Недавно вы рисовали рисунки к стихам. Давайте попробуем определить, к какому стихотворению эти работы. Все ли они созвучны стихам? Объясните - почему?

2. Сейчас я прочитаю вам строчки, а вы подумайте - это стихи или не стихи?

а) Зима злится недаром, пора ее прошла. Тютчев.

б) Луна пробивается сквозь волнистые туманы, она печально льет свет на печальные поляны. Пушкин "Зимняя дорога"

Да, это проза. Получилось так, что я изменила порядок слов и что-то пропало. Как должны звучать стихи? Музыкально, ритмично. А ритм и пропал. Верните ритм и прочитайте, кто помнит, эти строчки.

Со словом ритм мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, дня и ночи. Ритм - это свойство всемирного бытия:

Ракрыв глаза, гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье,
И этих строк размеременное пенье,
Все ритм. (писал поэт Иван Бунин, с творчеством которого мы скоро познакомимся).

Много ритмичного в работе человеческого организама: работа сердца, дыхание. В окружающем мире есть ритмы, которые поэт берет, перенимает: стук колес поезда, ритм часов. Наример, у Пушкина есть "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы":

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.

А вот другой поэт тоже передает тиканье часов. Булат Окуджава "Часики":

А часики тикают, тикают, тикают,
Тикают ночи и дни,
И тихую, тихую, тихую, тихую
Жизнь мне пророчат они.

Замечено, что дети сочиняют свои первые стихи в таком ритме: тa-та тa-та тa-та.

Какой ритм они постоянно ощущают? Биение сердца.

А ритм - это сердце поэзии. Но как это бывает и в жизни, когда человек возбужден, сердце бьется чаще, если грустен, задумчив - медленнее. Также и в стихах:

На цыпочках
Подкрался вечер:
Зажег звезду,
И постелил туманы,
И, палец приложив к губам,
Прилег.
Пабло Тычина "Вечер"

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком
Все вертится,
И кружится,
И несется кувырком.
К.Чуковский "Мойдодыр"

Ритм - это повторяемость одинаковых элементов. А чем создается ритм? Давайте простучим:

2. Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.

Итак, ритм создается чередованием ударных и безударных слогов. А сравните две схемы, чем они отличаются? Что общего?

В первом случае ударение подает на первый слог, а во втором - на второй.

Повторяющийся, одинаковый элемент состоит из слогов. Значит это двусложный размер. Таким размерам дали название еще в Древней Греции. Хорей - от слов "пляска, хоровод". Хорей значит плясовой, также бывают стихи маршевыми.

Второй размер - ямб. Это самый употребительный размер нашей поэзии. Происхождение этого слова, по всей видимости, произошло от имени дочери бога Пана и нимфы Эхо, которую звали Ямба. Ямба была служанкой в царском доме, куда пришла Деметра, горевавшая из-за похищения дочери. Ямба стала развлекать ее песнями, шутками. И развлекла. Ударение здесь падает на 2 слог.

Поучимся определять размер. Примеры с карточки. (Карточки прилагаются в конце плана урока).

Но вы понимаете, что стихи это не только ритм. Еще очень важна. рифма. Рифма - это созвучие в конце строки. В старину ее называли краесогласием. Но вот, например, Незнайка понял это так: к слову палка он подобрал рифму селедка. Ну, раз вы знаете, как это делать, давайте попробуем подобрать рифмы:

С. Михалков
1. Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
- Старость нужно (уважать).

В.С. Шефнер
2. Сторожихи спят в строжках,
Спят коты и мыши,
Дождь (в серебряных сапожках)
Пробежал по крыше.

С. Михалков "Всадник"
3. Я в канаву не хочу,
Но приходится - лечу
Не схватился я за гриву,
А схватился за крапиву.
- Отойдите от меня,
Я не сяду (больше на эту лошадь).

(Объяснить, почему в этом стихотворении вместо "коня" слово "лошадь" и рифма отсутствует: просто мальчик, обжёгшись о крапиву, заплакал от боли и обиды).

Все, о чем мы говорили, направлено на то, чтобы создать выразительные, яркие, ритмичные, мелодичные стихи. Главное в них, конечно, смысл. Догадайтесь, чем закончится стихотворение "В тайге" А.К. Передреева.

Качались ели,
Тишину колыша,
Встревоженно отряхивая снег.
Скользил по снегу
Человек на лыжах,
И очень торопился человек.
Он знал - опасна ранней мглы завеса,
Он видел -
Затевается пурга.
Не выберешься вовремя
Из леса,
Начнешь плутать, -
Не выпустит тайга.
И он спешил.
И знал он, что успеет
Дойти к жилью,
К веселому огню,
Успеет раньше,
Чем в лесу стемнеет.
И вдруг
Увидел
Сранную лыжню.
Петляя меж стволами,
Как слепая,
Она металась
На исходе дня.
И понял человек,
Что погибает
Лыжня чужая,
В дебри уходя.
А он спешил,
Он очень торопился,
Он шел к жилью,
К веселому огню.
Качались ели,
Ветер в елях бился..
И. (две лыжни слились в одну лыжню).

А теперь хотелось бы послушать ваши стихи об осени. Почитайте, пожалуйста.

Д/з. Учебник стр. 69 (переделать). Сочинить два четверостишья, одно - хореем, другое - ямбом.

Задания на карточках. (Определить двусложные размеры).

1. Мороз и солнце, день чудесный
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
(Пушкин А.С., ямб)

2. По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(Пушкин А.С., хорей)

3. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
(Пушкин А.С., ямб)

4. "Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе. "
(Пушкин А.С., хорей)

5. Мальчик строил лодку
И построил лодку
И поплыл по речке
В тихую погодку
(Самойлов Д.С., хорей)

6. Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На стройных стебельках.
(Рождественский В.А., ямб)

7. Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Рождественский В.А., ямб)

8. Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело.
Дохнул сентябрь. И георгины
Дыханьем ночи обожгло.
(Бунин И.А., ямб)

9. Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
(Маршак С.Я., хорей)

10. Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
(Чуковский К.И., хорей)

11. В этом месте очень колко
Все, что в руки ни возьмешь:
Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.
(Маршак С.Я., хорей)

12. Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
(Пушкин А.С., хорей)

13. Сухой тростник он срезал
И скважину продул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
(Лермонтов М.Ю., ямб)

14. Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь,
Шагай, шагай тихонечко,
Мой добрый старый конь.
(Рубцов Н., ямб)

15. Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
А перед ним по ветру
Качались тростники.
(Лермонтов М.Ю., ямб)

16. Если где-то нет кого-то,
Значит где-то кто-то есть.
Только где же этот кто-то?
И куда он мог залезть?
(Берестов В., хорей)


Стихотворный размер - это ритмическая форма стихотворения. Он определяет чередование безударных и ударных слогов, структуру стиха.

Единица измерения стихотворного размера - стопа . Стопа состоит из нескольких слогов: один из них ударный, другие - безударные.

Например, в строке четыре стопы. В каждой стопе два слога: первый ударный, а второй - безударный. Это называется четырехстопный хорей: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет.

Что такое ямб и хорей. Примеры стихов

Двухсложные стопы состоят из двух слогов. Наиболее популярные двухсложные размеры - ямб и хорей.

Хрей - двудольный размер с ударением на первую долю.
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

Ямб - двудольный размер с ударением на вторую долю
Моро́з и со́лнце, де́нь чуде́сный

Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов

Самые распространенные трехсложные размеры - дактиль, амфибрахий и анапест.

Дактиль - один ударный слог, за которым идут два безударных.
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники

Амфибрахий - второй слог ударный, первый и третий безударные.
Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях.

Анапест (антидактиль) - два безударных слога, а затем один ударный.
О, весна́ без конца́ и без кра́ю

Как определить стихотворный размер

Посчитайте количество слогов в строке. Для этого подчеркните все гласные буквы: сколько гласных - столько и слогов.

Прочтите строку вслух и расставьте ударения.

Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.

Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.

Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.

Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу .

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях
С споко́йною ва́жностью ли́ц,
С краси́вою си́лой в движе́ньях,
С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.
Н.А. Некрасов

Как запомнить названия стихотворных размеров?

Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени Иван:

Ива́н - ямб
Ва́ня - хорей
Ва́нечка - дактиль
Ваню́ша - амфибрахий
Иоа́нн - анапест

Выучите стихотворение В.В. Онуфриева о трехсложных размерах.

Во́все не сло́жные [дактиль]
Разме́ры трёхсло́жные, [амфибрахий]
Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст. [анапест]
Да́ктиль - он пе́рвый, [дактиль]
Второ́й - амфибра́хий, [амфибрахий]
Ну а тре́тий уже анапе́ст! [анапест]

Какие еще бывают стихотворные размеры?

Есть писатели, чье творчество продолжает жить еще долго после них. Агния Барто — одна из них. Ее поэзия многогранна, как и сама поэтесса. Ее добрые, светлые стихи интересны и всегда актуальны. Их любят и дети, и взрослые.

Флажок

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажёг.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Козленок

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Самолёт

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Кораблик

Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
– Прокати, капитан!

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.

Бычок

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Котёнок

Котёнок возится с клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет вбок…
Hикак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.

Сто одёжек

Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке
Платьице.
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик
Катится?
Сто одежек,
Сто застежек.
Слова вымолвить
Не может.
Так меня
Закутали,
Что я не знаю,
Тут ли я?

Лягушата

Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!

Смешной цветок

Смешной цветок поставлен в вазу!
Его не полили ни разу,
Ему не нужно влаги,
Он сделан из бумаги.

А почему такой он важный?
А потому, что он бумажный.

В центре внимания Барто — ребенок. Она пишет на современные темы о современных детях. Особенность ее стихов — простота, чувство юмора, детский слог, легкая рифма. Она умело сочетает в своих произведениях детское и взрослое. Барто пишет так, что взрослый видит себя вчерашнего и мысленно возвращается в детство, а ребенок узнает себя настоящего и с удовольствием наблюдает за собой со стороны.

Уникальность поэзии Агнии Львовны состоит в том, что она не просто развлекает детей, она их воспитывает. Через своих героев поэтесса учит малышей любить ближних, уважать старших, защищать слабых.

Знакомиться с произведениями Барто можно с раннего детства. Когда кроха еще совсем маленький, читайте ему стихи с выразительной интонацией, а он пусть копирует вас, подражая героям. Разыгрывайте сценки из произведений. Когда ребенок подрастет, заучивайте стихи наизусть. Произведения Барто совсем небольшие, их осиливают даже самые маленькие.

Источником вдохновения поэтессы был фольклор, поэтому ее стихи полны афоризмов, а строки из некоторых произведений стали пословицами.

Когда Агния Львовна выходила на сцену и начинала читать свои стихотворения, детская зрительская аудитория дружно подхватывала за ней. Барто не раз говорила, что ее дело сочинять стихи, а рассказывать их должны сами дети.

Агния Львовна получала много писем от ребят, она старалась всем отвечать. Благодаря этому общению поэтесса пополняла свою творческую копилку, черпала вдохновение.

Дети любят Барто, потому что видят себя в ее стихах. Она умеет говорить со своим маленьким читателем просто, легко, задорно о важном. Автор выступает от лица своего читателя, апеллируя к малышу, она выбирает простой и понятный для него язык.

Поэтесса умело переплела в своем творчестве юмор и лирику. Она искренне верила, что смех — главный союзник взрослого в воспитании ребенка. Вместе с тем ее сатира незлобная. Барто высмеивает то какой-то недостаток, то определенный типаж, то нежелательное явление, но не самого ребенка. Чтобы малыш усвоил ее урок, Агния Львовна дает имена своим героям и наделяет их яркими чертами. Потом, услышав какое-то имя, ребенок будет ассоциировать его с определенными качествами.

Барто хорошо знакомы детские шалости, ребячьи хитрости, она умеет рассказать об этом весело, по-доброму посмеяться над проказником. Описывая своих героев, она никогда не выражала к ним явного своего отношения. Она как бы наблюдала со стороны. Барто не читает нотаций, не произносит длинных нравоучений. Она просто расставляет нужные акценты, шутя по поводу тех или иных поступков. Ребенок сам делает выводы, он сам понимает, кто хорошо поступает, а кто — не очень, с кого следует брать пример, а чье поведение не стоит копировать.

Стихи Барто для малышей написаны хореем. Они естественны, динамичны, их интонация яркая и выразительная, язык разговорный.

Вернуться в раздел Детские стихи

  • По авторам
    • Барто Агния
    • Берестов Валентин
    • Благинина Елена
    • Заходер Борис
    • Маршак Самуил
    • Мецгер Александр
    • Михалков Сергей
    • Мориц Юнна
    • Орлов Владимир
    • Сапгир Генрих
    • Суриков Иван
    • Успенский Эдуард
  • Праздники
    • Стихи про Новый год Подразделы
      • Стихи про Деда Мороза
      • Стихи про Снегурочку
      • Стихи про снеговика
      • Стихи про новогоднюю елку
      • Стихи про снежинки
      • Короткие новогодние стихи для самых маленьких
    • Стихи на Рождество
    • Детские стихи ко Дню святого Валентина
    • Детские стихи про 23 Февраля
    • Стихи на 8 марта
    • Стихи про Масленицу
    • Стихи к Пасхе
    • Стихи к 1 сентября
    • Стихи ко Дню учителя
    • Стихи ко Дню матери
  • Времена года
    • Стихи про зиму
    • Стихи про весну
    • Стихи про лето
    • Стихи про осень
  • Природа
    • Стихи про грибы
    • Стихи про овощи и фрукты
    • Стихи про цветы
  • Животный мир
    • Стихи про рыб
    • Стихи про насекомых
    • Стихи про птиц
    • Стихи про животных
  • Обучающие стишки
    • Потешки
    • Считалки
    • Скороговорки
    • Мирилки
  • Для самых маленьких
    • Добрые стихи Берестова для самых маленьких
    • Стихи Агнии Барто для малышей
    • Стихи для малышей
    • Сборник потешек и пестушек для малышей
    • Стихи для самых маленьких
  • Загадки
  • Стихи
  • Басни
  • Сказки
  • Песни
  • Аудиосказки
  • Детское радио

Материалы о развитии и воспитании детей

Вопросы и ответы родителей о здоровье, развитии и воспитании детей

В первой статье, посвященной детской поэзии и детским поэтам, мы вспомнили Корнея Ивановича Чуковского и разгадали некоторые секреты его стихов, что так нравятся и малышам, и мамам.

1. Стихи должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии должен быть материал для художника.

Сказки и стихи Чуковского — это почти мультфильмы. Фантастическое и роскошное богатство для художника. Опора на зрительное восприятие малыша — это, пожалуй, одно из самых важных свойств детских книг вообще, причем как раз стихотворную речь малыши воспринимают хорошо и со слуха: ритмичная, эмоциональная она сама по себе привлекает внимание. Восприятие стихотворения как литературного произведения, включение ребенка в настоящее взаимодействие с текстом возможно именно посредствам картинки, иллюстрации.

Даже если самой иллюстрации нет (а иногда от нее нужно отказываться сознательно), главной особенностью детского собственно стихотворения и его восприятия становится возможность представить зрительно то, о чем идет речь:

Я научился плавать так:
Первым делом снял башмак.

Сидел Бибигон
Под большим лопухом
И спорил о чем-то
С моим петухом.

Оба отрывка легко воплощаются в детскую картинку — любая мама с малышом может сесть и либо нарисовать (слепить, склеить, представить) иллюстрацию, либо ее разыграть.

Читая малышу стихи, нужно обязательно помнить, что опора на зрительный образ не только усиливает впечатление, но и развивает речь и воображение. Так соотносятся звук и картинка, а совместное создание иллюстраций к стихам или чтение отдельных стихотворных строчек в качестве комментария к случайным картинкам, фотографиям — это и продолжение интересного, богатого эмоционально общения, и серьезный шаг к собственному внимательному отношению к миру, к умению видеть волшебное в обычном.

2. Нужна наибыстрейшая смена образов.

Следуя за непосредственностью и непоседливостью ребенка, поэтическая сказка тоже непоседлива и изменчива — все время предлагает новое, интересное, яркое. Так сказки самого Корнея Ивановича поделены на малюсенькие главки, каждая из которых — новое действие, динамичное изменение, развитие сюжета.

Боже, Боже,
Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Картинки должны быстро сменять одна другую. В каждой строчке как будто новый кадр, новый предмет, животное и активное движение, динамика.

Я был на счастливом острове,
Там я катался на ослике!
И там грузовик мой валялся,
который давно потерялся!

Повстречал я того,
Кто жил в маленьком доме
Вместе с кошкой,
Собакой,
Синицей.
И, кроме
Них,
Там жила пятнистая
Божья коровка.

Жил на свете один человечек,
И пошел человечек гулять,
И нашел он двенадцать дощечек,
И решил себе домик собрать.

3. Словесная живопись должна быть лиричной.

Нельзя забывать об эмоциональности — детское восприятие построено на переживании, эмоции.

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

Важно обращать внимание не только на смену эпизодов, но и на их эмоциональную окраску (плачут, бедные), стараться показать голосом, интонацией, темпом чтения, паузой переживания, определяющие тональность фрагмента:

Он прыгнул на дорогу.
А я уж ставил ногу
и чуть не наступил!
И чуть я не убил!

А вот прекрасная картинка тихой радости, счастья:
День окончен. Делать нечего.
Вечер снежно-голубой.
Хорошо уютным вечером
Нам бедовать с тобой.

4. Нужна подвижность и переменчивость ритма.

И блестит у него за спиной
Золотой-золотой,
Расписной,
Синий-синий
Павлиний
Хвост.

стихи, в которых меняется ритм от строчки к строчке:

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

А вот пример совершенно бесподобной передачи каждого из образов при помощи смены ритма:

Помнишь, Мурочка, на даче
В нашей лужице горячей
Головастики плясали,
Головастики плескались,
Головастики ныряли,
Баловались, кувыркались.
А старая жаба,
Как баба,
Сидела на кочке,
Вязала чулочки
И басом сказала:
— Спать!
— Ах, бабушка, милая бабушка,
Позволь нам еще поиграть.

Все это позволяет создать иллюзию разговорной речи: как будто мама и не стихи читает, а рассказывает что-то очень интересное. Такая свобода облегчает восприятие стихов на слух, делает их подвижными, живыми. Посмотрите, как смена действий и впечатлений (сначала девочка разглядывает с опаской гуся, а потом весело бежит по мостику) передается изменением ритма стихотворной речи.

Пьёт козленок из корыта,
На тебя глядит сердито.
Ты не бойся — это гусь.
Я сама его боюсь.

Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться к речке,
Будем плавать, загорать,
Наши трусики стирать.

Или пример того, как неожиданный поворот событий вдруг изменяет ритм стихотворения:

Если печка — то печет,
Если сечка — то сечет,
Ну, а гречка, то гречет?
Вот и нет,
Она растет.

5. Нужна повышенная музыкальность поэтической речи.

Детские стихи обладают одной очень важной особенностью — они бытуют в устной форме. Для ребенка не существует написанных стихов — только звучащие, причем звучащие с маминого голоса, а поэтому для них важна музыкальность, особая звучность.

Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,
И похрюкивают:

А вот еще послушайте, как стучат колеса в этом стихотворении:

На стрелке:
— Стук!
На стыке:
— Стук! -
Состав несется через луг.

Важно внимательно прислушиваться к стихам, улавливать звуковые нюансы и особенности (звукопись), не бояться играть с ними.

6. Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу.

Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки, -
Приходи, угощайся, облизывайся!

И лапша,
И лапша
Уродилась хороша!
Крупная да сочная,
Сладкая, молочная,
Только знай — поливай
Да воробушков гоняй:
Любят-любят ее воры воробушки!

Рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строчки, создавая понятную малышу созвучность — близкие созвучные окончания слышны даже маленькому ребенку, а значит, легко запоминаются, легко воспринимаются, дарят ощущение праздника, игры.

7. Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы.

Рифмующиеся слова наделяются особым — сильным — звучанием, а значит, приобретают дополнительное значение.

А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.

А вот примеры, когда главное зарифмованное слово стоит в сильной позиции — в самом конце строфы:

Землянику нарисую
И раскрашу красным цветом.
Собирал ее в саду я
Прошлым летом.

Воробей загpyстил за окошком,
Hепpивычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.

8. Каждая строка должна жить своей собственной жизнью.

Виртуозное владение приемами народно-поэтического творчества Чуковского подарило нам возможность любые из его стихов легко запомнить, легко ими дополнить личный устно-творческий багаж.

9. Не загромождать детских стихов прилагательными.

Дети мыслят предметно, действенно и очень мало внимания уделяют свойствам предметов. Обратите внимание, что в приведенных ниже стихах редкие прилагательные используются как носитель эмоции: они стоят в самом конце строфы (расчудесное) или в последней строчке (ясный), выполняют выделительную функцию — называется самый важный признак (желтенькое):

Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.

А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход
И поехал в огород.

В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

У Пети есть кораблик,
У Саши — пистолет.
Но желтенького стеклышка
У них, конечно, нет.
Когда погода хмурится
И серо все, как тень,
Гляжу я в это стеклышко
И вижу ясный день.

10. Преобладающим ритмом этих стихов должен быть хорей.

Иными словами — ритм детских потешек, взрослых частушек, когда ударение в строке падает на первый слог.

Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Иван Петровича.

Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

11. Детские стихи должны быть игровыми.

А как иначе, если игра — это естественное состояние ребенка-дошкольника! В каком-то смысле все знакомство с литературой для малыша — это только новые игры или источник новых сюжетов для игр.

Вот под это стихотворение Якова Акима можно весело попыхтеть, посопеть и пофукать:

Еж пыхтит и морщится:
— Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!

На лошадке ехали,
До угла доехали.

Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.

Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!

А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.

12. Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией.

Это, пожалуй, самое важное условие для поэтов и для родителей! Необходимо очень ответственно отнестись к выбору стихотворений для чтения малышам, подрастающим дошколятам, маленьким школьникам. Читая в раннем детстве своим детям книги, мы формируем их вкус, их читательское чутье, даем первые и самые важные ориентиры для самостоятельного чтения. Корявые, неряшливые стихи (а их, увы, много) могут привить ребенку неверное, небрежное отношение к слову.

Детские стихи должны вызывать и у взрослого положительный эстетический отклик — приятное звучание, интересные и в то же время удачные по созвучию рифмы, ритм стихотворения, помогающий его читать, а не нарушающий впечатление — вот признаки настоящей поэзии. Если маме стихи не нравятся, то их точно читать не стоит — чтение должно быть приятным, приносить удовольствие.

Для написания этой статьи использовались книги:

А также материалы сайтов:

А вот далеко не полный список поэтов, с творчеством которым мы рекомендуем вам познакомиться:

Яков Аким
Зоя Александрова
Агния Барто
Валентин Берестов
Елена Благинина
Марина Бородицкая
Григоре Виеру
Инна Гамазкова
Дарья Герасимова
Олег Григорьев
Уолтер Де ла Мэр
Николай Заболоцкий
Борис Заходер
Виктор Котов
Иван Крылов
Алексей Крылов
Гайда Лагздынь
Вадим Левин
Виктор Лунин
Татьяна Макарова
Самуил Маршак
Владимир Маяковский
Сергей Михалков
Юнна Мориц
Эмма Мошковская
Рената Муха
Владимир Орлов
Александр Пушкин
Генрих Сапгир
Петр Синявский
Владимир Сутеев
Ирина Токмакова
Юлиан Тувим
Андрей Усачев
Эдуард Успенский
Даниил Хармс
Саша Черный
Корней Чуковский
Михаил Яснов

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.