Деятельность высокоорганизованной нервной системы животных и особенно конечно человека

Окружающее нас пространство пронизано потоками электромагнитных излучений. Их источники - Солнце, далекие звезды, сама Земля. Мы живем в атмосфере невидимых электромагнитных полей. Их постоянное влияние на нас, как и на все живое, не столь заметно, как воздействие тепла или света, но оно несомненно существует. В отдельных случаях воздействие электромагнитных излучений мы наблюдаем зримо. На обезьяну направили мощное радиоизлучение с длиной волны в один метр. Пока оно не касалось головы, животное никак не реагировало. Но как только электромагнитные волны стали атаковать его мозг, обезьяна тут же насторожилась. Затем ее стало клонить ко сну, но ненадолго; сбросив с себя сонливость, животное начало крутить головой и скалить зубы, выражая явное неудовольствие.

Установлено, что сантиметровые радиоволны даже небольшой мощности замедляют биение сердца и понижают давление крови. Некоторым людям при облучении сантиметровыми волнами слышатся звуки. Американский психиатр Уиск обследовал женщину, которая. слышала радиоволны также, как мы слышим звуковые колебания в воздухе. Внешне это выглядело так, как будто она слушала целый десяток радиоприемников, работающих одновременно на разных волнах.

Врач проверил ее психику. Нет, это не было галлюцинацией. Затем выяснилось, что звуки женщина слышит только в своей квартире - в доме, который был недавно построен.

Уиск тщательно, с помощью различных чувствительных приборов, исследовал квартиру и установил, что в ней благодаря каким-то особенностям в расположении электропроводки, телефонных проводов, отопительной системы, радиосети генерируется электромагнитное поле, порождающее радиоволны, а женщина воспринимает их как голоса.

Не поверив своему выводу, ученый проделал еще один опыт: сконструировал радиотехническое устройство, излучающее в пространство такие же радиоволны, и незаметно для своей подопытной включал это устройство. Та слышала голоса! Сомнений не оставалось: женщина обладала шестым "чувством". С какими аномалиями мы здесь встречаемся? Когда и почему такое бывает? Пока об этом можно лишь гадать. Ученые многократно проверяли воздействие магнитного поля на человеческий мозг. Вот один из экспериментов: человека погружали в гипнотический сон, внушали ему какую-нибудь картину-галлюцинацию, а затем подносили к голове сильный магнит. Внушенная галлюцинация исчезла. "У меня был сильный подковообразный магнит, который удерживал груз в полтора килограмма, - писал об этом Л. Л. Васильев. - Место поднесения магнита к голове испытуемого значения не имело - это мог быть затылок, лоб, темя, но, существенно, чтобы плоскость симметрии головы проходила между полюсами магнита. У пяти испытуемых магнит нарушал внушение галлюцинации, когда северный его полюс находился против левой стороны головы, а южный - против правой, и только у одного - при обратном положении полюсов". Как известно, деятельность нашего мозга сопровождается генерированием биотоков, - процессы возбуждения нервных клеток - это процессы электрические, вернее, электрохимические. Образно говоря, нервные волокна выполняют роль телеграфных проводов, по которым к мозгу и от мозга передаются электрические сигналы и приказы. Коль скоро это так, то можно думать, что работа мозга сопровождается электромагнитными излучениями - живой организм образует вокруг себя электромагнитное поле.

Еще около четверти века назад французский исследователь де Но обнаружил такое поле вокруг возбужденного нерва. Затем другие ученые зарегистрировали его влияние уже на расстоянии. Однако позднее такие же опыты дали отрицательные результаты. Выяснение вопроса затянулось на десятилетия. Но вот не так давно ленинградские исследователи П. Гуляев, В. Заботин и Н. Шлиппенбах снова и на этот раз самым убедительным образом показали, что вокруг изолированного нерва лягушки при его возбуждении создается электромагнитное поле, причем, оно существует лишь тысячные доли секунды. Таким образом, многое говорит за то, что наш организм, как и организм животных, создает свое электромагнитное поле и не остается безответным к воздействию внешних, окружающих нас полей. А отсюда - не так уж беспочвенна мысль о существовании особой радиосвязи в живой природе. Мы уже говорили о том, что человек в моменты крайней опасности способен совершить почти невозможное. Механизм этого явления еще далеко не ясен. Одна из загадок в том, каким образом мы, в кратчайшее время, порой мгновенно, мобилизуем все свои силы организма на свершение. "Отец" кибернетики Норберт Винер и советский ученый А. С. Пресман высказывают предположение, что в организме на этот случай существует своего рода аварийная сигнализация, которая и мобилизует все, на что мы способны.

На каком же принципе может работать такая сигнализация, если учесть, что самое главное здесь быстродействие? Первое, что приходит в голову, - это биорадиосвязь. Разумеется, никакими точными экспериментами для доказательства этой догадки мы не располагаем. В 1972 году Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий зарегистрировал явление межклеточных дистантных электромагнитных взаимодействий в системе двухтканевых культур. Честь этого открытия принадлежит сибирским ученым В. П. Казначееву, С. П. Шурину и Л. П. Михайловой. Не вдаваясь в подробности многолетних исследований, скажем о их сути. Оказывается, клетки, изолированные друг от друга, могут "обмениваться" информацией.

. В двух камерах, разделенных кварцевыми окнами, которые могут пропускать ультрафиолетовые лучи и через которые можно "смотреть" друг на друга, выращиваются клетки живой ткани. Одну из камер заражают злокачественными вирусами. Они атакуют клетки, нарушая их жизнедеятельность. Одна за другой клетки гибнут. И тут открылось нечто поразительное: клетки, выращенные в соседней камере, также стали погибать! Этому еще нет объяснения, но сам факт строго доказан.

Деятельность высокоорганизованной нервной системы животных и особенно, конечно, человека таит в себе много загадок. Впрочем, весь мир живого необычайно сложный, с поистине неисчислимым количеством "белых пятен". К тому же многие методы изучения объектов неживой природы не годятся для познания процессов, происходящих в живых организмах и - в еще большей степени - для познания самих организмов как сложнейших самоорганизующихся систем.

Наука (прежде всего такие ее разделы, как биология, физиология, биофизика, биохимия и другие) вторглась в этот мир сравнительно недавно, тем не менее уже успела поразить нас рядом сенсационных открытий. Но неполнота наших знаний о живом, этой специфической форме существования материи, дает о себе знать буквально на каждом шагу. В качестве примера невольно вспоминаются бурные споры вокруг фактов, которые многим, в том числе ученым, кажутся неопровержимым доказательством наличия каких-то еще непознанных форм биоэнергетической связи между людьми. Выдвинута гипотеза о "биологическом поле", в котором могут быть сигналы, распространяющиеся по законам, не известным еще науке. Писатели-фантасты сочинили об этой биосвязи не один десяток романов, повестей, рассказов. И кто знает, не окажутся ли их пророчества справедливыми.

1. Что роднит человека с животными

Какие есть доказательства родства человека с животными?

А какие-нибудь другие подтверждения этому есть?

Антрополог: Без сомнения! О родстве человека с другими животными свидетельствует наличие у него, так называемых, рудиментарных органов, то есть таких органов, которые утратили свое значение в процессе эволюции. Их насчитывают несколько десятков. Например, изучая строение копчика - нижнего отдела человеческого позвоночника, состоящего из нескольких сросшихся позвонков, можно заключить, что у далеких предков человека когда-то был хвост. На теле человека множество мелких редких волосков – это остатки густой шерсти наших предков. Слепая кишка человека имеет небольшой отросток – аппендикс, который не участвует в процессе пищеварения. Но у многих травоядных животных – это важнейший отдел кишечника. О чем это говорит? Правильно! Наши далекие предки были травоядными. Но когда древние люди перешли на мясную пищу, надобность в аппендиксе отпала, и он в конце концов превратился в рудиментарный орган. Можно при желании найти и другие примеры, говорящие о том, что человек вышел из мира животных и по-прежнему имеет с ними много общего.

2. Инстинкты и разум

Чем человек отличается от других животных?

Антрополог: Главное отличие человека от всех остальных живых существ заключается в том, что он обладает разумом. Именно благодаря разуму человек способен быстро ориентироваться в окружающей обстановке и принимать решения, наиболее целесообразные для настоящего момента.

Ну, это еще не факт! Разве другие животные на это не способны? Вспомним хотя бы пчёл, муравьёв и других насекомых.

Допустим, с насекомыми всё понятно. А как быть с собаками или обезьянами?

Антрополог: Действительно, поведение высокоорганизованных животных (например, собак или обезьян) гораздо сложнее, чем поведение насекомых. Они способны делать выбор, предвидеть последствия того или иного своего поступка. Однако и в этом случае поведение животных является инстинктивным, а не разумным. Просто высокоорганизованные животные способны к обучению. Обезьяны и собаки, в отличие от насекомых, могут менять своё поведение в зависимости от ситуации. Но они совершенно не способны к творчеству, к созданию чего-либо нового. Эта способность присуща одному только человеку. Человек трудится, и в результате его трудовой деятельности происходит преобразование окружающего мира. Человек может размышлять, анализировать, обобщать, делать выводы, накапливать и передавать информацию. Он единственный из живых существ, кто способен к познанию мира и самого себя. Эта его особенность и называется разумом.
Разум – это способность человека понимать и осмысливать мир и самого себя, способность к творчеству и познанию.
Именно разум позволил человеку изобрести множество полезных вещей и занять господствующее положение на нашей планете. Да, он не так быстро бегает, как леопард, не такой зоркий, как орёл, он не умеет летать, как птицы, у него нет острых когтей, мощных клыков, толстой шкуры. Но благодаря биноклю, человек видит лучше орла, благодаря автомобилю перемещается быстрее леопарда, а благодаря самолёту летает выше и быстрее любой птицы.

Люди сродни животным. Значит, у них тоже есть инстинкты?

3. Мозг – основной инструмент мыслительной деятельности

Если разум - самое важное, что отличает человека от других животных, тогда у них должно быть разное строение мозга!

Антрополог: Действительно, главным инструментом разумной деятельности человека является его головной мозг. Но этот жизненно важный орган есть и у многих других живых существ, например, у рыб, у птиц и у зверей. Однако разумом они не обладают! Заманчиво было бы считать, что его мозг устроен совсем не так, как мозг других животных. Однако научные исследования этого не подтвердили. В строении головного мозга человека, как и в строении других его органов, можно обнаружить множество общих черт со строением мозга зверей и птиц, что еще раз подтверждает тот факт, что человек вышел в своём развитии из животного мира, что он – часть природы. Начать с того, что в работе любого мозга, будь то мозг птицы, обезьяны или человека, ведущую роль играют особые нервные клетки – нейроны. (К примеру, у человека нейроны составляют одну десятую часть всех клеток нервной ткани). Сложность нервной системы находится в прямой зависимости от числа составляющих её нейронов. Например, у червей их всего около 100, а у человека – более 10 миллиардов!

Работа нервной системы, труд и физические упражнения


Мозг человека, его нервная система издавна привлекали умы ученых. Работе мозга посвящены тысячи исследований, так как именно мозг во многом, если не во всем, определяет деятельность нашего организма, его поведение и приспособление к окружающей среде.

Рис. Схема движения сигнала от воспринимающего аппарата — до исполнительного (рефлекторная дуга).

Работа нервной системы представляет собой миллиарды клеток, имеющих многочисленные, порой очень длинные ответвления (корешки), которые протянулись ко всем органам и системам организма. К нервной системе относятся и те образования (рецепторы), которые в процессе развития животных и человека обрели способность воспринимать внешние и внутренние раздражения, например, аппарат слуха или зрения, температурной или тактильной чувствительности, мышечно-суставного чувства (проприоцепторы) и др.

С клетками нервной системы связана наша работоспособность, периодизация и жизненные ритмы функционирования всех органов и систем человека.

Именно нервные клетки на протяжении всей нашей жизни работают с большим напряжением. Они легко ранимы и бы стро истощаются. Поврежденные же клетки практически не восстанавливаются. Все это и заставляет относиться к ним с большой бережливостью, искать, путей сохранения оптимальной работоспособности нервных клеток и расширения функ циональных возможностей нервной системы в целом.

Из рецепторного (воспринимающего) аппарата, нервного проводящего пути и определенных групп мозговых клеток состоит анализатор, через который поступает в центральную нервную систему информация о состоянии наших органов, положении тела в пространстве, окружающих нас предметах, температуре воздуха, атмосферном давлении и т. п.

А — кора головного мозга; Б —подкорковые образования; В — гормональная система; Г — мышечная система.

Многочисленные преемники замечательных отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Веденского, А.А. Ухтомского в своих исследованиях показали многообразие и сложную архитектуру взаимосвязей организма с внешней и внутренней средой, основанную на условно-рефлектор ных реакциях. Последние способны совершенствоваться и закрепляться.

В повседневной жизни человека: в труде, быту, при занятиях спортом, — центральным вопросом остается возможность срочной переработки обильной информации, поступающей с рецепторного аппарата, и тех путей решения, которые возникают перед организмом (его нервной системой) в связи со складывающейся ситуацией в его деятельности.

Современному культурному человеку хорошо известно, что его поведение, деятельность, черты характера обусловлены особенностями функционирования нервной системы, ее био логическими свойствами.

Еще Гиппократ делил всех людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков, имея в виду, что одни горячи, как кровь, другие легко возбудимы, третьи, наоборот, трудно возбудимы, а четвертым присуща уравновешенность характера.

Один из основоположников современного учения о нервизме И. П. Павлов считал, что свойства нервной системы обусловлены такими качествами, как сила нервного процесса, его подвижность и соотношение возбудительных и тормозных процессов.

Работа нервной системы, сила нервного процесса, или степень истощаемости нервной системы, имеет общебиологическое значение и опреде ляет предел работоспособности нервных клеток. Сила нервно го процесса определяет способность человека выполнять боль шой объем работы с сохранением заданного ритма и темпа. Наоборот, при слабости нервного процесса наступает быстрое истощение деятельности, она становится неустойчивой, затухающей, аритмичной.

Второе свойство — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте замыкательных реакций, в скорости смены возбуждения торможением и возврата к первоначальному состоянию. Это скорость распространения (иррадиация) возбудительного процесса по нервной системе, его концентраций; в тех или иных отделах, группах клеток. Функциональная подвижность нервных процессов определяет скорость ответной реакции человека или его различных систем на поступающие сигналы раздражения. Она характеризует перестройку и приспособление организма к меняющимся условиям деятельности быта. От подвижности нервных процессов зависит диапазон устойчивости организма, широта его приспособительных реакций.

Э. Б. Коссовская видит проявление подвижности нервных процессов в том, как быстро человек, его органы и системы могут перестроить свое функционирование от уровня покоя к рабочему состоянию. Или, наоборот, от рабочего уровня перейти к состоянию покоя. Скорость протекания восстановительных процессов в период отдыха также определяется подвижностью нервных процессов.

Человек с высокой подвижностью нервных процессов быстро приспосабливается к новой обстановке, легко овладевает навыками.

Что касается соотношения тормозно-возбудительных процессов, то они могут быть уравновешенными или представлены преобладанием возбуждения над торможением.

По мнению И. П. Павлова, обратного соотношения у бодрствующего организма не может существовать, оно не является биологически оправданным. Вместе с тем в последнее время отдельные исследователи, в частности С. Д. Амром, выделяют лиц с преобладанием именно торможения над возбуждением.

Все эти качества (сила, подвижность и возбудительно-тормозные соотношения) взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют самое прямое отношение к пластическим свойствам нервной системы. Их можно сравнить со скульптором или художником и материалом, из которого создается произведение искусства.

Могут быть прекрасные руки ваятеля и совершенно негодный к творению материал или, наоборот, замечательные краски, глина, камень, но отсутствие таланта у художника. И в том и другом случае возможности к созданию произведения искусства остаются весьма и весьма ограниченными, а могут быть и обреченными на неудачу. Всегда торжествует лишь соединение этих двух факторов. Так и с человеком. Когда его нервная система характеризуется высокими пластическими свойствами (строительный материал!) и большой подвижностью нервных процессов (ваятель!), он быстро ориентируется в окружающей обстановке, легко и хорошо приспосабливается к условиям работы, в короткий промежуток времени и четко переключается с одной деятельности на другую. В организме такого человека быстрее развиваются механизмы защиты против переохлаждения и перегревания, вредного действия различных микробов и т. п.

В работах М. М. Кольцовой, В. Я. Кряжева, А. А. Логинова, В. М. Минаевой, И. Н. Филимонова, Минковского и др. показано, что у человека в первые дни и месяцы его жизни начинают развиваться и дифференцироваться те корковые отделы, которые обеспечивают соответствующее функционирование двигательного и кожного анализаторов. Это лишний раз подтверждает роль функции в развитии нервной системы.

Совершенствование условно рефлекторной деятельности идет по пути развития и шлифовки отдельных качеств, лежащих в основе поведения человека, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, усиления значения второй сигнальной системы (слова, мышления) и уточнения взаимо действия ее с первой. Для процесса старения организма характерно нарушение деятельности нервной системы. При этом происходящие изменения обусловлены не столько анатомическими, сколько функциональными изменениями основных нервных процессов. С возрастом, когда в силу специфики работы, условий жизни, заболеваний, двигательная активность ухудшается, снижается и деятельность нервной системы: нарушается возбудительно-тормозной баланс, нервные процессы становятся более инертными, сила их падает, страдает замыкательная функция. В поведении такого человека появляется стремление к сохранению сложившихся условий быта, работы. Он менее охотно воспринимает различные реорганизации, внедрение нового, с большим трудом отказывается от привычек и переучивается.

Возрастной процесс совершенствования деятельности нервной системы и последующей ее инволюции при старении показали в своих исследованиях В, И. Великжанина, Н. Н. Заслина, Л. А. Новикова, А. Я- Кудряшова, Н. С. Мирзоянц, Хилла, Монниери и др.

Не будет преувеличением сказать, что бесконечное разнообразие связей организма со средой, непрерывное уравновешивание его функций с последней происходит посредством мышечной деятельности. Правда, в настоящее время такие связи не всегда внешне проявляются достаточно ярко. Это обусловлено эволюцией функций отдельных систем и организма в целом, развитием второй сигнальной системы. И все же работу мышц И. М. Сеченов рассматривает как определенное деятельное состояние мозга.

Единение нервных процессов и мышечных двигательных проявлений, с одной стороны, и подверженность их направленной тренировке, с другой, открывают пути к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

В разное время Н. А. Грациановым, Р. В. Силлай, Джоне сом, Олсоном, Портером, Терманом и другими исследователями обращалось внимание на взаимосвязь между физическим развитием и умственными способностями.

Профессора 3. И. Бирюкова, М. Я. Горкин, В. В. Розен-блат, А. Д. Слоним, Г. Ф. Фольтборт, Матеев указывают, что определенное чередование повышения нервной деятельности с понижением ее работы, которое бывает при выполнении физических упражнений, оказывает тренирующее влияние на нервные процессы.

Возрастающая функциональная активность нервной системы неразрывно связана и с совершенствованием деятельности наших анализаторов: улучшается глазомер, ориентация в пространстве, точность движений и т. п.

Доказано также, что физические упражнения повышают эффективность последующей работы — особенно сложной, с умственным компонентом.

Физические упражнения и массаж являются эффективными средствами активного отдыха, восстановления работоспособности в первую очередь нервной системы. Влияние активного отдыха на утомленный организм человека сложно и многообразно.

Всякий труд, физический или умственный, неизбежно связан с утомлением, которое проявляется в снижении работо способности. Утомление же рассматривается физиологами как защитная реакция в первую очередь нервной системы против перегрузки. Оно носит временный характер.

Профессором В. Э. Нагорным в лаборатории здорового режима Московского университета было установлено, что под воздействием умственных перегрузок во многих случаях наблюдается значительное повышение тонуса крупных и средних артериальных сосудов головного мозга и увеличение периферического сопротивления мелких сосудов. Данное обстоятельство заставило искать пути улучшения именно мозгового кровообращения в период отдыха.

М. И. Виноградовым, А. Ф. Вербовым, 3. М. Золиной, А. В. Коробковым, И. М. Саркизовым-Серазини, В. Э. Нагорным доказано, что работа нервной системы под влиянием различных физических упражнений массажа эти состояния могут быть в определенных границах изменены в лучшую сторону. А это оказывает существенное влияние на функцию головного мозга, способствует восстановлению его работоспособности.


Рис. 4. Схема взаимного влияния двух очагов возбуждения. Заштрихова ны зоны торможения.

По мнению В. Э. Нагорного, такими упражнениями являются;

а) циклические, выполняемые в медленном и среднем темпе: ходьба, бег и т. п.;

б) вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса. Это поднимание рук вперед, в стороны, вверх; дуговые и круговые движения руками и др.;

в) связанные с умеренным раздражением вестибулярного аппарата. Например, наклоны или повороты головы, туловища;

г) все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц;

д) вызывающие изменение гидростатического давления крови в сосудах головы (при отсутствии противопоказаний). Имеются в виду переходы от горизонтального положения к положению сидя, стоя, наклоны и др.;

е) различные варианты дыхательных упражнений. Следует иметь в виду, что на мозговое кровообращение оказывает влияние не только характер самих упражнений, но и последовательность их выполнения в комплексе, интенсивность, объем и место их в режиме дня.

Однако было бы глубоко ошибочным думать, что стиму лирующая роль мышц для мозговой деятельности состоит в чисто механическом увеличении притока крови к мозгу. Мозг и мышцы представляют собой функциональное единство. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость даже при наличии достаточного кровоснабжения. По мнению М. Р. Могендовича, психический тонус в значительной мере определяется мышечным тонусом, так как у них одна основа — проприоцепция.

Физические упражнения создают мощный поток импульсов в центральную нервную систему. Возникают множественные очаги возбуждения. Отсутствие же или недостаток такой импульсации с мышц ведет к ухудшению работы мозга.

По мнению М. И. Виноградова, Н. В. Зимкина, Ю. К. Заморенова и Б. К. Заморенова, В. В. Розенблата, Г. В. Фольборта, работа нервной системы, а именно важнейшим механизмом улучшения работоспособности после выполнения физических упражнений является углубление торможения уже заторможенных нервных клеток и усиление возбудительного процесса в неработавших участках коры.

Интересно и то обстоятельство, что когда при активном отдыхе упражнения выполняются в медленном темпе, восстановительные процессы идут медленнее., чем при выполнении тех же комплексов, но в среднем или быстром темпе.

Таким образом, физические упражнения, мышечная работ а — неизменный спутник нашей жизни. Это орудие развития организма, совершенствования его функций, приспособления к условиям существования.

С понижением двигательной активности связаны многий заболевания, старение.

Упражнения помогают нам бороться с усталостью, сохранять высокий уровень работоспособности и совершенствовать интеллект.

Статья на тему Работа нервной системы

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, совокупность сложных рефлекторных реакций, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма К изменяющимся условиям внешней среды; осуществляется высшими отделами головного мозга. Термин "В. н. д." ввёл сов. физиолог И. И. Павлов. Согласно учению Павлова, в основе В. н. д. лежат условные рефлексы (УР), вырабатываемые высшими отделами ц. н. с. (преим. корой больших полушарий головного мозга), а также сложные безусловные рефлексы (инстинкты), осуществляемые подкорковыми образованиями. Для образования УР необходимы определённые условия: неоднократное совпадение во времени безусловного и условного (ранее индифферентного) раздражителей; предшествование условного раздражителя безусловному; адекватность обоих раздражителей; отсутствие посторонних влияний. Образование УР основано на установлении новой временной связи между двумя рефлекторными системами: воспринимающей условное раздражение (по системе анализатора) и системой, осуществляющей безусловный рефлекс. Эта связь осуществляется с участием не только горизонтальных (кора — кора), но и вертикальных (кора — подкорка — кора) волокон, В процессе выработки и упрочения УР происходят вначале иррадиация (распространение), а затем и концентрация возбуждения. В начальном периоде образования УР (т. п. периоде генерализации) раздражители обобщаются, и УР, выработанный на определённый раздражитель, воспроизводится при действии др. сходных раздражителей. При упрочении УР иррадиация возбуждения уменьшается и эффект генерализации проявляется лишь в отношении очень близких раздражителей.

Наряду с возбуждением важную роль в условнорефлекторной деятельности играет внутреннее, или условное, торможение. Оно возникает при неподкреплении условного раздражителя безусловным и лежит в основе угасания, дифференцирования и запаздывания УР. Процесс внутреннего торможения позволяет ослабить или полностью исключить посторонние, нецелесообразные реакции и облегчает выработку тонких реакций, адекватных действующим раздражениям. Индивидуальные особенности В. н. д. животных проявляются в различной скорости образования и упрочения условных реакций, в неодинаковой быстроте выработки условного торможения и т. д. ( см. типы высшей нервной деятельности) . Биол. значение УР в том, что они позволяют животному с первых дней жизни приспосабливать свое поведение и функции внутр. органов к изменяющимся условиям среды. На использовании УР основаны поиск пищи, защита от вредных воздействий, избежание опасности и т. п. Знание закономерностей В. н. д. с.-х. животных позволяет правильно организовать воспитание молодняка и рациональный уход за животными, выработать у них стереотип на распорядок дня, научно обосновать тренинг. В обычных условиях существования поведение животных складывается из совокупности врождённых (включая сложные инстинктивные) и приобретённых (условнорефлекторных) элементов. Чем выше положение животного в эволюционном ряду, тем больший удельный вес занимают в его поведении элементы обучения. Поэтому учение о В. н. д. составляет естественнонаучную основу . науки о поведении животных в естеств. условиях.

Лит.: Физиология высшей нервной деятельности, ч. 1 — 2, М. 1970. (Руководство по физиологии); Георгиевский В. И., Практическое руководство по физиологии с.-х. животных, М., 1976; [Костин А. П.], Высшая нервная деятельность в кн.: Вопросы физиологии с.-х. животных, ч. 3, Краснодар, 1976.

Курс физиологии высшей нервной деятельности дает основные сведения о физиологических механизмах осуществления наиболее совершенных форм тонкого приспособительного поведения, учитывающего опыт прошлых событий для предвидения жизненно важных ситуаций в будущем. Эта функция, реализуемая высшими, филогенетически молодыми структурами нервной системы, приобрела чрезвычайное значение и ведущую роль в поведении, особенно в жизни высокоорганизованных животных.

В процессе развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности на примере простых слюноотделительных условных рефлексов собаки были раскрыты общие законы и свойства образования временных связей, дифференцирования сигнальных раздражителей, роли центральных нервных процессов возбуждения и торможения в их осуществлении, формировании сложных форм аналитико-синтетической деятельности мозга. Однако несмотря на многочисленные настойчивые исследования, сведения о нейрофизиологической природе этих явлений до сих пор остаются далеко не полными. Даже по таким коренным вопросам, как место и способ замыкания временной связи и структуры мозга, нет единого мнения.

Высшая нервная деятельность высокоорганизованных животных явилась результатом эволюции более примитивных временных связей, начиная от донервных организмов. Изучение истории их развития и усложнения может пролить новый свет на природу наиболее сложных форм высшей нервной деятельности. При этом следует иметь в виду, что экологически обусловленные особенности образа жизни определили соответствующие направления развития нервной системы и сформировали видовые различия динамических стереотипов поведения. Знание этих видовых особенностей поведения и условий их возникновения имеет не только теоретическое, но и практическое значение для народного хозяйства. Понимание закономерностей формирования поведения животных открывает путь к направленной его переделке в нужном направлении, использованию естественных и воспитанию новых полезных для хозяйства навыков.

Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979.

Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1974.

Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М., 1959.

Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Полн. собр. тр. М., Л., 1947. Т. 4.

Физиология высшей нервной деятельности // Сер. Руководство по физиологии. М. 1970. Т. I; 1971, Т. II.

Физиологическая генетика и генетика поведения // Сер. Руководство по физиологии. М., 1981.

Дополнительная Механизмы условно-рефлекторной деятельности

Адрианов О.С. О принципах организации интегральной деятельности мозга. М. 1976.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

Асратян Э.А. Очерки по физиологии условных рефлексов. М., 1970.

Батуев А.А. Эволюция лобных долей и интегративная деятельность мозга. Л., 1973.

Беритов И.С. Нервные механизмы поведения высших животных. М., Л., 1961.

Гасанов У.Д. Внутреннее торможение. М., 1972.

Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л., 1985.

Коган А.Б., Чораян О.Г. Вероятностные механизмы нервной деятельности. Ростов-на-Дону, 1980.

Конорски Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970.

Котляр Б.И., Майоров В.И., Тимофеева Н.О., Шульговский В.В. Нейронная организация условно-рефлекторного поведения. М., 1983.

Кратин Ю.Г. Анализ сигналов мозгом. Л., 1977.

Кураев Г.А. Функциональная асимметрия коры мозга и обучение. Ростов-на-Дону, 1982.

Ливанов М.Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М., 1972.

Орбели Л.А. Лекции по вопросам, высшей нервной деятельности. М., Л., 1945.

Русинов В.С. Доминанта. М., 1960.

Серков Ф.Н. Корковое торможение. Киев, 1986.

Соколов Е.Н. Механизмы памяти. М., 1969.

Эделмен Дж., Маунткастл В. Разумный мозг. М., 1981.

Высшая нервная деятельность животных

Бианки В.Л. Эволюция парной функции полушарий мозга. Тбилиси, 1986.

Бирюков Д.А. Экологическая физиология нервной деятельности. Л., 1960.

Дьюсберн Д. Поведение животных. М., 1981.

Карманова И.Г. Эволюция сна. Л., 1977.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1977.

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.

Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984.

Высшая нервная деятельность человека

Амосов Н.М. Алгоритмы разума. Киев, 1979.

Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. М., 1968.

Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1974.

Иваницкий А.М. Мозговые механизмы оценки сигналов. М., 1976.

Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М. 1977.

Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. М., 1981.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

Небылицын Н.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.