Высокая нервно психическая активность разнообразие и богатство мимики

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Флегматик -- человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына показали, что стройная картина соответствия четырех типов ВНД -- высшей нервной деятельности (по Павлову) четырем темпераментам, известным с древности, не так очевидна, как предполагалось ранее.

Они предложили временно отказаться от обсуждения типов ВНД вплоть до более полного изучения ее основных свойств и их взаимоотношений, показали парциальность этих свойств при применении условнорефлекторных процедур к различным анализаторным системам, наметили пути поиска общих свойств нервной системы в амодальных регуляторных структурах мозга. Особенно важны выводы Б. М Теплова об отсутствии прямого параллелизма между основными свойствами нервной системы и особенностями поведения, о неравномерности суждения о физиологических свойствах нервной системы по психологическим характеристикам поведения. Свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее -- другие. Стоит задача поиска отдельных свойств нервной системы, обусловливающей индивидуальные различия по параметрам общей психической активности и эмоциональности -- главных двух измерений темперамента. Таким образом, темперамент -- это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

Следует помнить также, что свойства нервной системы практически не меняются в процессе жизни человека. Но так как темперамент - это ограненные социальными условиями свойства нервной системы, то тренировкой и воспитанием можно корректировать (в известных пределах) его внешние проявления. Так, например, вспыльчивый холерик может научиться сдерживать себя, привыкнуть к самодисциплине, соблюдению режима дня и т.д.

Свойства темперамента, придавая своеобразие манере и стилю деятельности, не предопределяют самих умственных способностей человека. Особенности темперамента обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. Однако, в свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента.


2. Система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учения научного познания - это:
базис исследования
\методология исследования
проект исследования
план исследования

3. Отметьте задачи психологии:
/анализ развития психических явлений
/содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику
/качественное изучение психологических явлений
/изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений

4. Что изучает патопсихология?
аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
/особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма

5. Создание новых образов без каких-либо внешних побудителей - это:
мечта
активное воображение
грёзы
/пассивное воображение

6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
/интерференция навыков
диффузия навыков
индукция навыков
дифференциация навыков

7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные
/экстерорецептивные
интерорецептивные
внешними

8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
пассивное воображение
творческое воображение
/репродуктивное воображение
активное воображение

9. Психология - это:
наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека
/наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека
наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности человека
наука о субъективных закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животного или человека

10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
психотип
/психика
психология
генетика

11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
возрастная психология
зоопсихология
/социальная психология
педагогическая психология

12. Отметьте утверждения, соответствующие основным принципам и положениям современной отечественной психологии:
/Психика человека - высший продукт развития материи, является результатом функционирования мозга
/Функции психики обеспечивает головной мозг, но содержание психики обеспечиваются не самим мозгом, её источником являются внешний мир
Психические процессы - это объективные образы реальности.
/Важнейшие стороны психики человека социально обусловлены

13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
психоанализ
психодиагностика
/эвристика
психоаналитика

14. Укажите основные положения теории отражения:
/Личность и деятельность находятся в единстве
Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
/Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями

15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
проективная методика
/ анализ продуктов деятельности
тестирование
анкетирование

16. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
/личностные тесты
/тесты способностей
тесты-анкетирование
/тесты интеллекта

17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
медицинская психология
криминогенная психология
/юридическая психология
военная психология

18. Укажите достоинства метода эксперимента:
/естественность поведения испытуемого
неопределенность во времени
/возможность управления процессом исследования
проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых

19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
/сангвинического
флегматического
холерического
меланхолического

20. Повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов - это:
негативная адаптация
синестезия
/сенсибилизация
позитивная адаптация

В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная впечатлительность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях оборачивается отсутствием необходимой сосредоточенности, поспешностью, поверхностностью.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может вылиться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю в критических обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае негативных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бледность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.

Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Цель воспитания заключается, следовательно, не в том, чтобы переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы планомерно добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой – ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении. Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера: овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.

Вместе с тем следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне психической деятельности. Характер же связан с содержательной стороной личности.

В процессе развития характера свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к формированию различных свойств характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может сложиться сильный характер, и наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при тепличном воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент обусловлен конкретным содержанием жизни человека. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, для разных людей нужны разные приемы выработки тех или иных психических качеств. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента.

ТЕСТОВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Мэндлер и Сарасон первыми предприняли попытку исследовать зависимость результатов тестирования от степени душевного равновесия тестируемых. Ими было установлено, что существует обратно пропорциональная связь между уровнем тревожности и показателями тестов интеллекта и тестов достижений, которая отмечается как у взрослых, так и у детей. Иначе говоря, чем более обеспокоен тестируемый, тем ниже его шансы предстать умным по результатам тестового обследования. Впоследствии С. Сарасоном в Йельском университете было выполнено еще несколько исследований (опубликованных в начале 60-х), которые в целом подтвердили выявленную закономерность. Аналогичные данные были получены К. Хиллом с соавторами (1964, 1966), а также И. Годри и Ч. Спилбергером (1974). Последним был даже разработан соответствующий опросник, позволяющий количественно оценивать степень ситуативной тревожности, что придало исследованиям в данной области статистическую убедительность.

Однако среди исследований, широким фронтом развернувшихся с начала 50-х, после новаторской работы Мэндлера и Сарасона, отнюдь не все однозначно свидетельствовали в пользу их выводов. Так, Д. Френч (1962) не обнаружил значимых различий в результатах тестирования студентов колледжей в напряженной и спокойной обстановке. Кроме того, было отмечено, что в выявленной взаимозависимости невозможно определить направление причинно-следственных связей. Не исключено, что у детей возникает тревожность при тестировании из-за того, что когда-то они плохо выполнили тест и у них сохранилось впечатление предыдущей неудачи и разочарования. В пользу такого объяснения свидетельствует тот факт, что у испытуемых с высокими показателями по тестам интеллекта исчезает обратная связь между уровнем тревожности и успешностью.


От Галена до Юнга

Для сангвиника характерными являются высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Эмоциональные переживания сангвиника неглубоки, а его подвижность часто мешает сосредоточенности. Холерику также свойственны высокая нервно-психическая активность и энергия действий, но при этом — резкость и стремительность движений, сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Флегматик характеризуется низким уровнем активности поведения и трудностью переключения, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений.

Меланхолика отличают сдержанность и приглушенность речи, глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении с преобладанием отрицательных эмоций. Ему свойственны эмоциональная ранимость и некоторая замкнутость.

После Гиппократа и Галена к этой теме подключалось множество врачей, философов, психологов и, конечно, любителей оккультных наук. Тот факт, что последние чувствовали себя в ней весьма свободно, еще раз подтверждает неоднозначность темы, ее сопряжение с самыми разными областями знаний, так или иначе изучающими человека.

Азбука качеств

Сколько бы раз человек ни оказывался в похожих ситуациях, его ответная реакция всегда будет примерно одинаковой. А потому, хорошо зная человека, можно с большим процентом вероятности предугадать развитие событий. Обычно по тому, как ведет себя человек, и оценивают его характер, проявление которого всецело связано с темпераментом, задатками и способностями конкретного человека.

По мнению большинства современных психологов, качества темперамента являются врожденными и проявляются в эмоциональности, скорости движений и мышления, общительности. Однако почти невозможно встретить типы темперамента в чистом виде. Обычно наблюдается преобладание качеств одного вида в сочетании с другими. Они, если человек не прилагает сознательных усилий, мало меняются со временем и в глубокой старости будут теми же, что и при рождении. Как и темперамент, задатки человека, обусловливающие морфологические и функциональные особенности мозга и органов ощущения, формируются в период внутриутробного развития и являются врожденными. Они составляют основу для развития приобретенных способностей, проявляющихся в процессе деятельности, главным видом которой является обучение.

Можно ли удобрить характер?

Во-первых, следует отметить, что характер человека, в отличие от качеств темперамента, не является врожденным свойством личности, он формируется на протяжении всего жизненного пути, его предпосылки можно усмотреть, начиная с самого раннего возраста, однако первые проявления можно обнаружить у 12-летних подростков.

Многие черты характера базируются на психофизиологических свойствах нервной системы, которые врожденные, наследуемые и плохо поддаются изменению. Терпеливость и усидчивость как черты характера более свойственны лицам с неимпульсивными типами темперамента — флегматику и меланхолику, а общительность, — наоборот, людям с высокой импульсивностью — холерику и сангвинику.

Во-вторых, характер выражается через привычное поведение, на долю сегодняшнего поколения достался очень изменчивый мир. Успешность жизни в нем напрямую зависит от способности перестраивать свое поведение под насущную задачу.

В-третьих, чем меньше ребенок, тем меньший у него жизненный опыт и тем менее развита произвольность, то есть умение управлять собой. Следовательно, возрастает роль окружающих ребенка взрослых, которые регулируют поведение малыша. Они выступают в качестве учителей. И чем выше уровень учителя, тем более успешного ученика он может воспитать. Хорошие качества будут лучше привиты в том случае, если значимые для ребенка люди, в том числе, конечно, и родители, будут сами их проявлять, не возводя их, однако, в принцип.

В-четвертых, в прошлом делалось множество попыток просчитать влияние на формирование характера ребенка тех или иных факторов окружающей среды. В конечном итоге их можно свести к простым истинам: родительству надо учиться, как и всему другому — любите своего ребенка, будьте естественными, руководствуйтесь не теориями воспитания, пусть даже авторитетными, а своими чувствами и чувствами ребенка.

Бремя акцентуации

Совершенство как спасение

Нормальные люди априори обречены на изменение характера. Обстоятельства, кризисы, возрастные и индивидуальные, победы и утраты, приобретенный опыт и вынесенные уроки — все это, без исключения, влияет на человека. Но вот в какую сторону — лучшую или худшую — он меняется, зависит только от него.

На сегодняшний день существует множество психологических методик и тренингов, которые при желании и готовности самого человека помогают не только совершенствовать хорошие качества характера, но и освобождаться от негативных качеств и ошибочных заблуждений.

Двадцать лет назад появилась даже новая наука о человеке под названием соционика, которая, основываясь на различных типах характера, изучает отношения человека с окружающим миром, не забывая о его назначении и роли в обществе. Основоположницей новой науки стала литовская исследовательница А. Аугустинавичюте. Она предположила, что люди разных психологических типов имеют разные механизмы переработки информации. Принимая ее по-разному, они, соответственно, по-разному ее и передают. Такая передача от одного к другому может осуществляться либо легко и просто, либо с затруднениями. Отсюда исследовательница выстраивает целую систему взаимоотношений между людьми, изменений их линии поведения и характеров, изначально подчеркивая значение теории Юнга.

Влияния извне

Существует аргументированное мнение, что изменения в характере бывают связаны с тяжелыми или длительными заболеваниями, а также с серьезными жизненными потрясениями. Однако в старческом возрасте у многих людей все же появляются особенности, осложняющие — иногда значительно — общение с ними. Эгоизм, жадность, подозрительность, негативизм, упрямство — трудно не заметить эти качества, особенно, если раньше их не было.

В чем причина? Долгое время наиболее распространенной была точка зрения о заострении и огрублении прошлых личностных черт. Предполагалось, что в старости происходит сдвиг в негативную сторону присущих ранее свойств характера: осторожность становится трусливостью, бережливость — скупостью, принципиальность — абсолютной несговорчивостью.

Но позже было замечено, что почти все, у кого в пожилом возрасте появились несвойственные ранее черты, имели ту или иную форму сердечно-сосудистой патологии — чаще гипертоническую болезнь и церебральный атеросклероз. А это, скорее, говорит о том, что не сам по себе возраст, а болезни, свойственные этому возрасту, способны повлиять на личностные качества. Тем более что подобные изменения под влиянием различных заболеваний возможны и в значительно более молодом возрасте. Ведь любое, даже самое легкое, заболевание изменяет в какой-то степени нашу жизнь, причиняя большие или меньшие неудобства. Сама по себе боль портит наше настроение, вызывая раздражительность и даже агрессивность. Изменений в жизни больных с хроническим заболеванием еще больше. Помимо боли, постоянной или периодической, у человека возникает множество других проблем. Это и необходимость ограничений, например, соблюдение диеты или строгого режима, и тревога о возможных осложнениях, и невозможность выполнять в полной мере свои профессиональные обязанности. Поэтому часто в характере людей с хроническими заболеваниями можно увидеть такие черты, как обидчивость, завистливость, пессимизм, подавленность.

Существует также ряд заболеваний и болезненных состояний, при которых изменения личности происходят непосредственно по биологическим причинам. Например, хроническая почечная недостаточность, при которой отмечаются явления интоксикации и, как следствие, общая слабость, ослабление памяти и внимания, а также раздражительность и невозможность следить за своими эмоциями. К таким же заболеваниям относится сахарный диабет. У больных можно наблюдать капризность, эгоцентризм, несдержанность. При сердечно-сосудистых заболеваниях отмечаются нерешительность, утрата волевой активности, обидчивость, впечатлительность, легкая перемена настроений без видимой причины. Постоянно повышенное настроение, общительность, резко возросшая активность и любовь к жизни могут быть при туберкулезе.

Изменения личности у больных с дефектами тела и органов чувств объясняются значимостью внешности для человека. При деформировании лица или его отдельных частей, при кожных изменениях, при так называемых калечащих операциях — с удалением органов или частей тела, часто наблюдаются снижение самооценки, обидчивость, чувствительность, замкнутость, пессимизм.

Изменения характера часто наблюдаются у людей, переживших черепно-мозговую травму: раздражительность, утомление от длительного общения, иногда — периоды угрюмости и злобности.

На характер человека могут оказать влияние не только соматические заболевания. Длительные негативные переживания, серьезные изменения в жизни, сильные стрессы также могут сказаться на личностных качествах. Но какие именно изменения станут результатом тех или иных проблем, сказать точно невозможно. Дело в том, что не только и не столько само по себе событие имеет значение, а то, как его воспринимает конкретный человек.

А это зависит от типа нервной системы, от уже сформированных черт характера, от субъективной значимости события. Увольнение с работы может быть просто неприятностью для одного человека и настоящей трагедией для другого. Конечно, люди со слабым типом нервной системы больше страдают от ударов судьбы, у них с большей вероятностью развиваются невротические расстройства, которые в данном случае и являются непосредственной причиной изменений в характере. Но в условиях сильной или очень длительной травматизации может пострадать и устойчивый (по типу нервной системы) человек.

Крайности на стыке

Как видите, два из трех признаков указывают на то, что характер нормального человека может и должен меняться.

У каждого из нас, пожалуй, найдется немало знакомых, характеризуя которых мы сказали бы, что он слишком замкнут или, наоборот, крайне активен, очень самолюбив или чрезмерно ревнив. Вариативность черт характера проявляется не только в их многообразии, но и в количественной выраженности. Предельная выраженность той или иной черты, при которой наблюдаются отклонения в поведении, не выходящие за пределы нормы, называется акцентуацией. Проявления акцентуации начинаются уже в детском возрасте, но более четко их можно увидеть у подростков. По оценке Леонгарда, от 50 до 80% детей подросткового возраста имеют те или иные заострения черт характера. С возрастом эти черты могут сгладиться, приблизиться к норме. Но все же 40—60% (по результатам различных исследований) взрослого населения сохраняют в своем характере акцентуированные черты. Выраженность их может быть слабой, а может доходить до психопатии (тотальная деформация характера). Бороться с проявлениями акцентуации довольно сложно, особенно, если самого человека все устраивает. Но можно уменьшить их негативные проявления, создав определенные условия. Например, педант будет чувствовать себя значительно лучше, занимаясь сложной, ответственной работой, требующей точности и пунктуальности, а демонстративная личность нуждается в занятиях, где нужно показать себя в прямом или переносном смысле: театр, журналистика, организаторская деятельность.

Наиболее известна классификация типов акцентуации немецкого психолога К. Леонгарда. Она выстроена на огромном практическом материале и основана на оценке стиля общения человека с окружающими.

Изучение личности продолжается, и, несмотря на то, что многое из тайн человеческих характеров стало явным и каждый из нас является определенным психотипом, вопросов перед исследователями остается по-прежнему больше, чем ответов.

Триединая сущность

Первая попытка классификации типов характера принадлежит Платону. Считая, что душа человека состоит из интеллектуальной, волевой и эмоциональной частей, философ выделил 5 типов характера. У первого, названного нормальным, преобладает высшее, интеллектуальное начало. У второго, отнесенного к тимократическому типу, — волевое, для него типичны развитое честолюбие и склонность к борьбе. Эмоциональная же основа, по мнению Платона, дает развитие таким типам характера, как олигархический — с чертами стяжательства или бережливости, демократический — с выраженным стремлением к получению удовольствий и тиранический — со склонностью к низменным влечениям.

Результаты исследований внутренней структуры темперамента, проведенных Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, привели к выводу о том, что темперамент человека имеет три главных, ведущих компонента [33, 54]:

Каждый из перечисленных компонентов, в свою очередь, обладает своей сложной структурой и различными формами проявлений. Все психологические компоненты структуры темперамента называют свойствами темперамента.

Изучая свойства темперамента, В.С. Мерлин выделил критерии отнесения тех или иных психологических особенностей к свойствам темперамента: «мы имеем необходимые основания для того, чтобы отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые:

  • регулируют динамику психической деятельности в целом;
  • характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
  • имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
  • находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
  • однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

В настоящее время, по результатам исследований Теплова, Мерлина, Русалова и других, различают следующие основные свойства темперамента [1, 3, 8, 22, 24, 27, 36, 49]:

Следует отметить, что перечисленные свойства темперамента в большинстве источников рядоположены, не систематизированы.

Многие исследователи рассматривают темперамент и критерии его типологии с точки зрения двух или нескольких свойств темперамента. Так, например, Я. Стреляу считает главными фундаментальными измерениями темперамента реактивность и активность, Г. Айзенк – экстраверсию / интроверсию и эмоциональную стабильность / нестабильность (нейротизм) [50], С.Л. Рубинштейн основывает типологию темпераментов на впечатлительности и импульсивности [49] и т.п.

Наиболее разработанной является типология темперамента И.П. Павлова, описанная на основании выделенных его последователями свойств темперамента. Пример такой характеристики типов темперамента приводит В.Д. Небылицын [33]:

  1. Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
  2. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
  3. Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
  4. Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

В то же время многие исследователи вовсе отказываются от типологии темперамента, считая, что число и многообразие всевозможных типов темперамента слишком велико: классическая классификация, включающая четыре типа темперамента, далеко не охватывает всех возможных вариантов. Кроме того, для разработки окончательной типологии темперамента необходимо полностью завершить изучение свойств нервных процессов, и обратиться к данной проблеме лишь основываясь на окончательных сведениях о биологических основах темперамента.

Таким образом, на современном этапе развития науки темперамент человека изучен недостаточно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.