Диагностика нервно психического развития детей первого года жизни фрухт

Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной в работе: Дети — сироты. Консультирование и диагностика. М., 1998. Она не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

10 Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции:удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции:вздрагивает и моргает при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук с обеих сторон.

18-20 Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции:удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5—10 с успокаивается; движения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10—15 с.

1 Месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции:плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону, не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции:прислушивается во время и послезвучания погремушки (10—15 с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение:первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3—4 обращения к нему.

4. Движения общие:лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку в течение 20—25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит непрерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение 5 с и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево; возможен преимущественный поворот голову в одну сторону;

3. Эмоции и социальное поведение.

а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке: случайно увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и сосредотачивает на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения заторможены.

4. Движения общие:лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи:повторно произносит отдельные звуки.

Категория: Манипуляции в педиатрии

Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на 3 категории: стойкие пожизненные автоматизмы; рефлексы, отражающие специфические усло­вия, в которых находится ребёнок на данном промежутке физического развития и которые впоследствии исчезают; реф­лексы, или автоматизмы, которые ещё только начинают проявляться и поэтому не всегда выявляются сразу после рождения.

Показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни (по К. Фрухту)
Возраст Зрительная ориентация А.З.(Аз) слуховая ориентация А.С. (Ас) Эмоции (Э) Движение руки (Д.Р.) Движение общее (Д.О.) Понимаемая речь (Р.П.) Активная речь (Р.А.) Новые умения, навыки (Н)
1 месяц плавное прослеживание движения предмета прислушивается у звуку голоса первая улыбка в ответ на разговор - лёжа на животе пытается поднять и удержать голову - - -
2 месяца длительное зрительное сосредоточение на предмете ищущие повороты головы при длительном звуке быстрый ответ улыбкой - лёжа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову - произносит отдельные звуки -
3 месяца зрительное сосредоточение в вертикальном положении - комплекс оживления на общение с ним случайно наталкивается руками (над грудью) на игрушку лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке в подмышках крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах - - -
4 месяца узнаёт мать находит глазами невидимый источник звука громко смеётся в ответ на обращение к нему рассматривает и захватывает висящую игрушку - - гулит придерживает руками грудь или бутылочку
5 месяцев отличает близких от чужих узнаёт голос матери и отца, различает строгую и ласковую интонацию - чётко берёт игрушку из рук взрослых и удерживает её долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в подмышках - подолгу певуче гулит ест с ложки
6 месяцев - по разному реагирует на своё и чужое время - свободно берёт игрушки из разных положений переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки, и подползает - произносит отдельные слоги снимает с ложки губами
7 месяцев - - - стучит, размахивает игрушками ползает на вопрос "где?" находит взглядом предмет подолгу лепечет пьёт из чашки
8 месяцев - - - движение руки с игрушкой сам садится, ложится, сидит, встаёт. опускается, переступает на вопрос "где?" находит много предметов, выполняет различные действия - пьёт из чашки
9 месяцев - плясовые движения - пирамиды, кубики, то есть совершенствование движений переходит от предмета к предмету знает своё имя слоги спокойно относится к высаживанию на горшок
10 месяцев - - - - входит на невысокую поверхность и сходит с неё - - -
11 месяцев - - - - стоит самостоятельно, делает самостоятельные шаги - первые "дай", "на", "ав", "па" -
12 месяцев узнаёт на фотографии знакомых - - переносит действия с одного предмета на другой ходит самостоятельно без опоры понимает без показа название предметов, "нельзя", имена - -

  1. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия 'Медицина для вас'. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  2. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста - Москва: Медицина, 1981.

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:

  1. развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
  2. умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
  3. вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
  4. причинные действия;
  5. построение объектных связей в пространстве;
  6. развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:

В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:

  1. познание;
  2. движения;
  3. самообслуживание;
  4. общение;
  5. языковая шкала.

По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.

Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:

  1. 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
  2. 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
  3. 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
  4. 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.

На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.

Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:

  1. здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;
  2. группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;
  3. группа нарушения развития – КПР ниже 80.

Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.

Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.

Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.

Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.

Практическая по теме 5

Как только ребенок появляется на свет, врачи сразу же оценивают его состояние и физическое развитие. Но измеряют не только вес и рост, есть и другие характеристики, по которым можно судить о том, насколько ребенок здоров. Для этого используют специальную шкалу, предложенную врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар и названную ее именем.

Шкала Апгар нужна для того, чтобы определить, каким детям требуется больше внимания. Согласно данной шкале, состояние здоровья каждого новорожденного оценивают по пяти показателям: это частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи младенца.

Оценка по шкале Апгар – независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), – это еще не диагноз. Это – сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку. В зависимости от результатов оценки могут назначить дополнительное обследование: анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ, нейросонографию. И уже после этого решается, что дальше делать – наблюдать или лечить ребенка.

Шкала включает в себя 5 признаков, каждый из которых определяется два раза — после первой и пятой минуты с момента рождения. Нормой является большее число баллов. При показателях ниже семи, ведется дальнейшее наблюдение. Врач отслеживает состояние каждые пять минут. Каждый критерий оценивается баллами. При их суммировании получается цифра, по которой судят о здоровье ребенка. Как правило, достаточно провести оценивание по завершении 1-й и 5-й минуты жизни. При наличии проблем у, требуется проведение дополнительного оценивания.

Во время осмотра за каждый признак дают 0, 1 или 2 балла. Оценка в 2 балла считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл – выражен слабо, 0 баллов – признак отсутствует.

Показатели состояния новорожденного

Дыхание
Максимальной оценки заслуживает дыхательная деятельность, если число движений при дыхании составляет 40-45 в минуту, а также если с появлением на свет слышен громкий крик. Если при рождении ребенок способен плакать, но при этом не кричит, а слышно дрожание голоса и наблюдаются медленные дыхательные движения, то ставится оценка в 1 балл. При критической ситуации, когда дыхание отсутствует и не издаются никакие звуки, количество балов равно нулю.

Частота биения сердца
Оценка в два балла ставится при частоте сердцебиения равной 130-140 ударов в минуту. Принято считать, что частота сердцебиения более 100 ударов в минуту заслуживает максимального числа баллов.
Если при внутриутробном развитии поступление кислорода было недостаточное, то наблюдается замедленное дыхание, а сердце бьется несколько реже, чем при норме. Оценка составляет в этом случае 1 балл. При отсутствии пульса, если сердечная деятельность находится на неудовлетворительном уровне, баллы не насчитываются.

Мышечный тонус
Чаще всего новорожденные имеют повышенный тонус. Это объясняется пребыванием в чреве в единственно возможной позе. Если ребенок держит конечности в согнутом состоянии и осуществляет движения только изредка, то ставится оценка в 1 балл. При отсутствии движений вовсе оценка — 0 баллов.

Рефлексы
У новорожденного сразу же срабатывают безусловные рефлексы, поэтому он кричит или делает свой первый вдох. При их проявлении сразу оценка — 2 балла. Если пришлось оказывать помощь и рефлексы появились не сразу, то 1 балл. В худшем случае рефлексы отсутствуют — 0 баллов.

Цвет кожи
В идеальном случае цвет кожных покровов бывает разных оттенков розового. Этот факт свидетельствует о нормальном состоянии кровообращения. Кроме этого, осматривается слизистая рта, губы, ладошки и ступни. Если наблюдается небольшая синюшность, то 1 балл. Если ребенок имеет бледный или синюшный цвет тела, то оценка неудовлетворительная.

0 баллов 1 балл 2 балла
Пульс Отсутствует Менее 100 уд./мин. Более 100 уд./мин
Дыхание Отсутствует Медленное, нерегулярное Хорошее, крик
Мышечный рефлекс Слабый Сгибает ноги и руки Активно двигается
Рефлексы Отсутствует Слабо выражен Вызываются
Цвет кожи Синюшный, бледный Нормальный, но синюшные ноги и рука Нормальный по всему телу

7-10 баллов: Оптимально, норма
5-6 баллов: Легкие отклонения в состоянии здоровья
3-4 балла: Средние отклонения в состоянии здоровья
0-2 балла: Сильные отклонения в состоянии здоровья

Оценивание должно производиться врачом очень быстро, так как промедление может стоить очень дорого. При сумме баллов, равной 7 и более, здоровье оценивается как хорошее, при 4-6 баллах не исключается необходимость в проведении реанимационных мероприятий. Суммарная оценка ниже 4-х требует неотложных действий по спасению жизни.

Нельзя однозначно сказать, что новорожденный, которому поставили 9 или 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов. Это означает только то, что в первом случае младенец нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, в первую минуту кожа конечностей синюшная, а не розовая, поскольку системе кровообращения требуется около 5 минут, чтобы наладить работу, или здоровый новорожденный теряет баллы, потому что тихо кричит в первые минуты жизни.

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (сокр. вариант методики Э. Фрух).

Цель диагностики - своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.

Диагностика детей раннего возраста позволяет качественно оценить: зрительные и слуховые реакции; эмоции и предпосылки социального поведения; общую двигательную активность; движения руки и действия с предметами; предпосылки активной речи и ее понимание; навыки в режимных процессах.

10 дней
Зрительные ориентировочные реакции- удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.
Слуховые ориентировочные реакции- вздрагивает и моргает при резком звуке

8-20 дней
Зрительные ориентировочные реакции- удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.
Слуховые ориентировочные реакции- через 5—10с успокаивается; движения торможены. Слуховое сосредоточение 10—15 с.

1 месяц
Зрительные ориентировочные реакции- плавное прослеживание движущегося предмета.
Слуховые ориентировочные реакции- прислушивается во время и после звучания погремушки (10—15 с), движения заторможены.
Эмоции и социальное поведение- первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3—4 обращения к нему.
Движения общие- лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (5 с)
Подготовительные этапы развития активной речи- издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 месяца
Зрительные- а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.
Слуховые- а) ищущие повороты головы при длительном звуке; возможен преимущественный поворот голову в одну сторону; б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
Эмоции/соц. поведение- а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним; б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке. Движения заторможены.
Движения общие- поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.
Подгот. этапы развития активной речи- повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца
Зрительные- зрительное сосредоточение в вертикальном положении; после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.
Эмоции/соц. поведение- а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоц. общение с ним(нарастает и сохраняется после обращения в течение 5—10 с). б) ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки- случайно наталкивается руками на игрушки; Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.
Движения общие- а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин): сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин; б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого): удерживает голову прямо в течение 30 с; в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

4 месяц
Зрительные- узнает мать или близкого человека. В доме ребенка реакция может отсутствовать.
Слуховые- а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Движения заторможены.
Эмоции/соц. Поведение- а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления б) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему
Движения руки и действия с предметами- смотрит на игрушку, потягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).
Движения общие- то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
Подгот. этапы развития активной речи - гулит сам или через 1—3 мин после общения с ним взрослого.

5 месяц
Зрительные- отличает близких людей от чужих по внешнему виду;
Слуховые- а) узнает голос матери или близкого человека. б) различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции/соц. Поведение- радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит;
Движения руки и действия с предметами- а) берет игрушку из рук взрослого; б) удерживает в руке игрушку.
Движения общие- а) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук; б) переворачивается со спины на живот; в) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Подготовительные этапы развития активной речи- подолгу певуче гулит
Навыки и умения в процессах- ест с ложки полугустую и густую пищу. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

6 месяц
Зрительные-по-разному реагирует на свое и чужое имена — прислушивается.
Движения руки и действия с предметами- уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую;
Движения общие- а) переворачивается с живота на спину; б) передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Подготовительные этапы развития активной речи- произносит отдельные слоги.
Навыки и умения в процессах- а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами; б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.


11 месяц
Эмоции и социальное поведение- а) радуется приходу детей; б) избирательное отношение к детям
Действия с предметами- овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого
Движения общие- а) стоит самостоятельно; б) делает первые самостоятельные шаги;
Понимание речи- а) по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами; б) появляются первые обобщения в понимаемой речи
Активная речь- произносит первые слова-обозначения

Данная методика создана для осуществления динамического контроля нервно-психического развития ребенка в периоды от 1 до 3-х месяцев, с 4 до 6, с 7 до 9 и с 9 до 12 месяцев позволяет увидеть общую тенденцию развития, определить сформированность психологических достижений возраста, предупредить отставание в развитии, а так же своевременно оказать меры по его поддержанию.

Сведения о психическом развитии, полученные в результате применения методики, позволяют специалисту выявить актуальные и потенциальные познавательные возможности малыша, установить темп психического развития и обнаружить его особенности, определить индивидуальный психологический портрет. В помощь родителям, с учетом выявленных сведений, специалистом составляется индивидуальная программа развития, содержащая методы и приемы педагогического воздействия, удовлетворяющие образовательным потребностям малыша и способствующие активизации темпа его развития.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.