Динамика работоспособности нервная система

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

- ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго
5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей
работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне-слабая нервная система;

- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Сила нервной системы - СНС 2 – слабая.

Подвижность нервной системы – максимальный темп во всех интервалах времени больше 35 – подвижный тип; 25-35 – средний тип; меньше 25 – инертный тип.

Врабатываемость – максимальное количество точек в первом квадрате указывает на высокую врабатываемость и стартовую мобилизацию; увеличение темпа в последних квадратах говорит о хорошем волевом (финишном) усилии испытуемого.

Психомоторная работоспособность – сумма точек за 50 сек. Более 300 – высокая, 200-300 – средняя, менее 200 – низкая.

Проанализируйте результаты и запишите в тетради выводы о типологических свойствах нервной системы испытуемого.

Работа 4. Исследование хронотипов и биоритмов работоспособности человека.

Регулярные, периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений наблюдаются на всех уровнях организации живой материи – от внутриклеточных процессов до популяционных, называются биологическими ритмами (биоритмами). В основе их лежат изменения метаболических процессов под влиянием внешних и внутренних циклических факторов: геофизических факторов окружающей среды (смена дня и ночи, изменения температуры, влажности, атмосферного давления, напряженности электрических и магнитных полей, интенсивности космических излучений, сезонных и солнечно-лунных влияний) и нейрогуморальных, протекающих в определенном, наследственно закрепленном темпе и ритме.

Считается, что каждый человек со дня рождения живет по своим биоритмам (биологическим часам), которые со строгой периодичностью влияют на дружеское состояние, проявление интеллектуальных способностей, эмоциональность и т.д. Многие ученые выделяют биоритмы с длиной периода в 23,69 дня (физический цикл), 28,43 дней (эмоциональный цикл) и 33,16 дня (интеллектуальный цикл), которые позволяют с достаточной точностью прогнозировать состояние здоровья и динамику работоспособности человека.

Согласно теории биоритмов в дни, соответствующие положительной фазе физического биоритма, человек испытывает подъем работоспособности, ощущает прилив силы и бодрости, проявляет устойчивость к отрицательным воздействиям. Любая деятельность, связанная с затратами физических сил, реализуется успешно. В отрицательной фазе происходит снижение выносливости организма, наступает быстрая утомляемость при объемной или скоростной физической работе, нарушается координация движений.

Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности человека (творчество, сообразительность, память, логика), так как обусловлен деятельностью головного мозга. Положительная фаза характеризует повышенную способность к усвоению информации, анализу и активизации творческого мышления. В отрицательной фазе происходит спад творческих сил.

Внимательно ознакомьтесь с анкетой хронотипа, выберите ответ, определите количество баллов.

Анкета:

1. Трудно ли вам вставать рано утром:

а) да, почти всегда
б) иногда
в) редко
г) очень редко

2. В какое время вы предпочли бы ложиться спать:

а) после 1 часа ночи
б) с 23 до 1 часа ночи
в) после 22 часов
г) до 22 часов

3. Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе:

а) плотный
б) менее плотный
в) вареное яйцо или бутерброд
г) достаточно чаю или кофе

4. Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят:

а) в первой половине дня
б) во второй половине дня

5. От чего вам легче отказаться:

а) от утреннего чая или кофе
б) от вечернего чая

6. Легко ли вам переменить свои привычки, связанные с едой:

а) очень легко
б) достаточно легко
в) трудно
г) не меняю

7. Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать:

а) более чем на 2 часа
б) на 1-2 часа
в) менее чем на 1 час
г) как обычно

8. Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и, когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы:

а) вы поторопились
б) вы опоздали

Сделайте вывод о присущем Вам хронотипе работоспособности.

Лабораторная работа № 1

Тема: Определение силы нервной системы

(теппинг-тест Е.П.Ильина)

Цель исследования: определить тип нервной системы при помощи теппинг-теста (методика Е.П.Ильина).

Задачи:

1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим показателям не ведущей руки (для правшей - левая рука, для левшей -правая).

2. Выявить динамические особенности работоспособности испытуемого (по показателям ведущей руки).

3. Провести сравнительный анализ показателей особенности нервной системы с динамикой работоспособности испытуемого.

Теоретическое обоснование.

Сила нервных процессов является показателем работоспособно­сти нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

Е.П. Ильин, основываясь на типологии свойств нервной системы И.П. Павлова, предлагает провести более детальную дифференцировку нервной системы по силе. Соответственно сильная нервная система включает в себя следующие подклассы:

- собственно сильная нервная система;

- среднесильная нервная система;

- среднеслабая нервная система.

Использованная для данного опыта методика Е.П. Ильина основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (рис. 1):

Материалы и оборудование:

1) бланк, представляющий собой стандартный лист бумаги (203х288 мм, 210х297мм), разделенный на шесть расположенных по три в два ряда квадратов (см. Приложение 1),

4) протокол исследования: (см. Приложение 1).

Процедура исследования

Исследование состоит из двух этапов. Его проводят в паре: испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом, взять бланк и карандаш.

Первый этап

На первом этапе испытуемому предлагают проставлять карандашом точки в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой.

Инструкция испытуемому: "По моему сигналу начинайте проставлять карандашом точки в каждом квадрате данного бланка. Старайтесь проставить как можно больше точек и переходите с одного квадрата на другой только по моей команде и только по направлению часовой стрелки. Теперь возьмите в правую руку карандаш и по сигналу "Начали!" проставляйте точки".

Проверив правильность понимания инструкции, экспериментатор дает сигнал "Начали!" и через каждые 5 секунд командует: "Перейти в другой квадрат!" По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате он говорит "Стоп!"

Второй этап

Второй этап начинается вслед за первым после прочтения инструкции с предложением взять карандаш в левую руку и проставлять точки на новом бланке левой рукой.

Инструкция и порядок проведения исследования на втором этапе такие же, как и на первом.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – определить характер работоспособности испытуемого во время выполнения задания теппинг-теста. Для этого сначала необходимо подсчитать количество точек, расставленных испытуемым за каждые 5 секунд в квадратах первого и второго бланка, и занести результаты в протокол.

Затем строятся графики работоспособности отдельно для правой и левой рук. Для этого на оси абсцисс нужно отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов

Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям. Типы динамики максимального темпа движения проиллюстрированы графиками (рис.2).

Рис. 2. Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – нисходящего типа; г – промежуточного и вогнутого типов. Горизонтальная линия – линия,отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд

1. График работоспособности по типу выпуклый: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемого – сильный.

2. График работоспособности по типу ровный, максимальный темп удерживается испытуемым примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Тип нервной систему у испытуемого средней силы.

3. График работоспособности по типу нисходящий: максимальный темп снижается уже со второго 5 секундного отрезка времени и остается на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Это свидетельствует о слабости типа нервной системы испытуемого.

4. График работоспособности по типу промежуточный; темп работы снижается в этом случае после первых 10-14 секунд. Тип нервной системы в этом случае средне-слабый.

5. График работоспособности по типу вогнутый: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабым типом нервной системы.

При анализе результатов сначала сопоставляют графики работоспособности левой и правой руки. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.

Контрольные вопросы:

1. Что является показателем силы нервной системы в методике Е.П. Ильина?

2. Какие типы динамики темпа следует выделить при работе по данной методике?

3. Что дает сравнение динамики работоспособности и динамики силы нервной системы?

Внутренние факторы и работоспособность человека

Под работоспособностью понимается количество и качество работы, выполняемой в соответствии с функциональными возможностями организма за определенное время.

Работоспособность определяется внешними и внутренними факторами.

Ведущим внутренним фактором является уровень функциональной активности во время работы. Эта активность зависит от типологических свойств нервной системы, уровня мотивации, психофизиологических особенностей человека, адаптационных возможностей и др. Физиологическая активность организма, как было экспериментально доказано, имеет циклические колебания, которые получили название биологических ритмов. Высшие функции мозга – эмоции, память, восприятие, интеллектуальная активность тоже подвержены ритмическим колебаниям.

Биологические ритмы сохраняются на протяжении всей жизни человека. С первобытных времен практически остались без изменений суточные, месячные, годовые ритмы, поэтому очень сложно угнаться за ритмами современной жизни. Для каждого человека в течение суток характерны подъемы и спады важнейших жизненных систем, а зафиксировать важнейшие биоритмы можно в хронограммах. Основными показателями являются температура тела, пульс, частота дыхания в состоянии покоя и др. Поскольку живой организм взаимодействует с окружающей средой, то можно выделить $2$ категории ритмов – биоритмы, совпадающие с геофизическими циклами, т.е. адаптивные ритмы и рабочие ритмы, которые отражают деятельность систем организма.

  • Курсовая работа Работоспособность и ее динамика 450 руб.
  • Реферат Работоспособность и ее динамика 280 руб.
  • Контрольная работа Работоспособность и ее динамика 240 руб.

Периодичность адаптивных ритмов очень близка к $24$ часам, т.е. это околосуточные ритмы.

Рабочие ритмы отражают временную организацию физиологических функций.

Изменение работоспособности организма происходит по суточному ритму, это значит, что максимальная работоспособность будет отмечаться с $8 $ до $12$ часов и с $14$ до $17$ часов. Наименьшая работоспособность наступает с $12$ до $14$ часов и с $3$ до $4$ часов.

Работоспособность человека зависит не только от биоритмов, но и от уровня его профессиональной подготовленности, от профессиональных навыков. Работники, имеющие разный уровень профессионализма, одно и то же задание выполняют с различной скоростью и качеством, разными психологическими и физическими затратами. У опытного специалиста рабочая нагрузка не вызывает заметного снижения работоспособности.

Ещё одним внутренним фактором работоспособности является мотив деятельности. При недостаточной мотивации происходит снижение работоспособности, что доказали проведенные специальные эксперименты Корнадта и Баймлера.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Также было доказано, что показатель мышечной выносливости увеличивается, если присутствует соревновательный мотив. Причем, если соревнования командные, то выносливость увеличивается в большей степени. Мотивом деятельности выступают психологические причины, которые и определяют целенаправленные действия человека. Мотивы отличаются от свойств личности и характеризуют частное и изменчивое отношение человека к внешнему миру. Они взаимодействуют между собой и могут меняться. Согласующиеся мотивы дополняют друг друга, а противоречивые отрицательно сказываются на уровне работоспособности и вызывают конфликтные ситуации.

Немалое влияние на работоспособность оказывают и эмоции работников, как позитивные, так и негативные. Положительный эмоциональный фон, в частности, приводит к повышению чувствительности зрительного и слухового анализаторов. Надо сказать и о том, что у части людей эмоциональное напряжение в экстремальной ситуации, приводит к повышению работоспособности, в то время как у других она резко падает. Для высокого уровня работоспособности характерен слабый или средний уровень эмоционального напряжения. Развитие утомления в данном случае замедляется.

Внешние факторы и работоспособность человека

Некоторые внешние факторы – температура, давление, влажность, лучистая энергия, оказывая влияние на работоспособность, могут иметь двоякое проявление.

В первом случае они могут выступать факторами стресса и снижать работоспособность, потому что произойдет снижение функциональных возможностей отдельных систем человека, да и организма в целом.

Во втором случае каждый внешний фактор тоже приводит к определенным изменениям в системах, тканях и органах человека, а это окажет влияние на работоспособность. Этот второй аспект в условиях современного производства имеет большое значение. В чрезвычайных или искусственно создаваемых ситуациях резкие изменения внешних факторов не являются редкостью, правда касаются они людей достаточно редких профессий – космонавтов, водолазов, полярников и др.

Общая работоспособность существенным образом зависит от колебаний температурного режима в рабочей зоне. Её повышение приводит к изменениям в системах организма и, как правило, снижает работоспособность. Кислорода в крови становится меньше, увеличивается уровень молочной кислоты, нарастает метаболический ацидоз. Сердечнососудистая система резко реагирует на эти изменения. Тепловая перегрузка приводит к истощению функциональных резервов организма и снижению работоспособности.

Световой комфорт благоприятно сказывается на работоспособности людей и физического и умственного труда.

Освещение оказывает влияние на общую активность человека, психологический статус, эмоциональную тональность, влияя, таким образом, на работоспособность человека. Отдельные монохроматические цвета влияют на состояние человека, делают условия комфортными или дискомфортными, вызывают чувства подавленности, беспокойства или, наоборот, чувство легкости и свободы.

Исследования, проведенные психологами, показали, что оптимизация цветового климата и освещенности увеличивает работоспособность на $15$-$20$ % и отдаляет развитие утомления.

На работоспособность большое влияние оказывает шум, т.е. разные по частоте и интенсивности звуковые колебания. Шум не только влияет на работоспособность, но и наносит вред здоровью. Степень его воздействия на человека зависит от силы звука, длительности воздействия, крутизны нарастания, частотного спектра, наконец, от готовности человека к его восприятию. Небольшая интенсивность производственного шума влияет на слуховой анализатор, приводит к снижению его чувствительности. Шум тормозит концентрацию внимания, повышает общую возбудимость, снижает восприятие, память, т.е. отрицательно влияет на психику человека и, безусловно, снижает работоспособность, которая может не восстановиться даже после отдыха. Этот внешний фактор имеет и другую сторону.

Эксперименты, проведенные Германом и Тодтом, позволили сделать вывод, что шум в $55$ дБ обеспечивает оптимальный уровень функционирования слухового анализатора. Отсутствие шумового фона, т.е. абсолютная тишина, тоже приводит к снижению работоспособности. Таким образом, воздействие шума на организм совершенно индивидуально и степень его воздействия будет зависеть от свойств нервной системы, состояния в данный момент, характера деятельности и адаптационных возможностей человека.

Работоспособность человека и все вытекающие отсюда последствия связаны и с организацией рабочего места. Это не просто удобный стул или стол, это, прежде всего, санитарно-гигиенические условия рабочей зоны, особенности рабочей позы в течение трудового дня, наличие инструментов, удобная организация сенсорной и моторной зоны пульта управления и др.

Динамика работоспособности

Существующие исследования по работоспособности человека в течение смены, свидетельствуют о том, что в её динамике проявляются закономерные подъемы и спады.

В.И. Медведев по вопросу работоспособности в течение рабочей смены выделяет 8 фаз колебания:

  1. Фаза мобилизации, в течение которой тонус центральной нервной системы повышается, усиливается функциональная активность органов и систем, т.е. происходит подготовка к деятельности;
  2. Фаза первичной реакции или начало деятельности. В этот момент почти все показатели функционального состояния уравновешены или снижены;
  3. Фаза гиперкомпенсации. Организм готовится к общему ритму работы и включается в деятельность, т.е. это весь начальный период работы;
  4. Фаза компенсации. Оптимальная эффективность труда, при которой, показатели уровня работы систем организма стабилизировались;
  5. Фаза субкомпенсации. Интенсивная и длительная работа приводит к нарушению оптимального уровня функционирования, в результате чего работоспособность снижается;
  6. Фаза декомпенсации. Функциональное состояние ухудшается, идут вегетативные нарушения;
  7. Фаза срыва. Резкое падение работоспособности в результате расстройства регуляторных механизмов;
  8. Фаза конечного порыва. Резервные возможности организма при волевой мобилизации ведут к повышению работоспособности на короткий период времени.

Такие авторы как М.И. Виноградов, А.С. Косилов, А.С. Егоров и др. предлагают более обобщенную классификацию фаз работоспособности, которая чаще используется в практической физиологии. Фазы работоспособности, выделенные В.И. Медведевым, они сгруппировали в $3$ периода – врабатывание, устойчивая работоспособность, развивающееся утомление. Индивидуальные особенности организма работника проявляются даже в период устойчивой работоспособности и имеют место апериодические колебания.

Факторы, обуславливающие выносливость:

  1. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивой работоспособности;
  2. Специфика работы. Мышцы ног более выносливы, чем мышцы рук в $1,5$-$2$ раза. Динамическая работа, по-сравнению со статической, без признаков утомления, продолжается в десятки раз больше;
  3. Возраст работающего. Выносливость выше в молодом возрасте;
  4. Пол работающего. Мужчины выносливее женщин при больших нагрузках;
  5. Концентрация внимания и волевое напряжение во время интенсивной работы показатели выносливости снижают;
  6. Положительное эмоциональное состояние удлиняют период устойчивой работоспособности;
  7. Работоспособность увеличивается при наличии умений, навыков, опыта;
  8. Сила нервной системы работника.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Работоспособность человеческого организма изменяется во времени. Изменение работоспособности на протяжении рабочего дня, суток и недели называют динамикой работоспособности. Динамика работоспособности имеет несколько стадий:

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) - отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

Стадия устойчивой работоспособности - проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) - в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижениеминтереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.

Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва - полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва - сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности - характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:

По графику работоспособности можно объективно установить состояние условий труда, оценить режим труда и отдыха и т. д. Чтобы их обнаружить и оценить, необходимо построить кривую работоспособности.


Типичная кривая работоспособности в течение рабочей смены

а) период врабатываемости;

б) период устойчивой работоспособности;

в) период снижения работоспособности.

Виды работоспособности

Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работоспособность.

Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связных с корректировкой текстов в типографии.

Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу..

Основными целями изучения работоспособности являются следующие:

- Обществу, руководителям производственных организаций важно на научной основе определять объем работы для субъекта труда. Это должен быть достаточно большой и вместе с тем реализуемый объем заданий / норма выработки (при имеющихся орудиях труда, технологиях, условиях труда). При выполнении нормы выработки в течение многих лет люди не должны перенапрягаться и терять здоровье из-за развития профессионального истощения и связанных с ним заболеваний. Это задачи психофизиологического нормирования и охраны труда.

- Выполнение некоторых видов труда сопряжено с высокой ответственностью; цена ошибки велика, и поэтому важно контролировать состояние не только оборудования, технологических субъектов, но и субъекта. Это задача обеспечения надежности, безошибочности трудовых действий, требующая контроля состояния работоспособности человека до начала работы и в процессе её выполнения.

- Индивидуальные свойства работоспособности персонала учитываются в профессиональном отборе кадров.

- Исследование работоспособности субъекта труда позволяет выявить негативные факторы и наметить пути оптимизации труда, повышения работоспособности.

- Измерение сдвигов работоспособности субъекта труда используется в целях выбора предпочтительных вариантов ременных режимов работы, орудий и видов труда. Критерием выбора является высокая эффективность труда при обеспечении состояния функционального комфорта у работника.

Разнообразные ситуации, которые возникают в реальной трудовой деятельности, продуцируют достаточно широкий спектр соответствующие им психологических состояний.

Психическое утомление

Психическое утомление возникает тогда, когда получение желаемого результата требовало продолжительной работы, даже если она была не слишком тяжелой. Состояние ожидание результата вызывает чувство утомления.

С точки зрения производственной оценки выполняемой работы утомление сопровождается уменьшением производительности (количественный показатель) и эффективности (показатель, характеризующий качество) труда. Утомление рассматривается с 3-х сторон:

а) со стороны субъективной - как психическое состояние;

б) со стороны физиологических механизмов;

в) со стороны снижения производительности и качества труда.

В психологии труда утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние включающее следующие компоненты:

1. Чувствослабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать работу.

2. Расстройствовнимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание отвлекается, становится вялым, малоподвижным, или наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

4. Нарушение вмоторнойсфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

5. Ухудшение памяти и мышления.

6. Ослаблениеволи.

7.Сонливость - как выражение охранного торможения.

Степень утомления со временем изменяется, при продолжительной работе усиливается проявление того или компонента, характеризующего фазу утомления, появляются и развиваются последующие (по времени) компоненты. Таким образом, речь идет о динамике утомления, характеризующейся совокупностью стадий.

а) Относительно слабое чувство утомления. Производительность труда падает незначительно. Усталость проявляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, чувствует себя еще вполне работоспособным (влияние мотивации). Данная стадия характеризуется нарастанием сопротивляемости утомлению.

б) Понижение производительности становится заметным и все более угрожающим. На рассматриваемом этапе это понижение зачастую относится только к качеству, а не к количеству труда.

Психическая напряженность

Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку при решении поставленных перед ним задач. Возникает, как правило, в условиях сложной деятельности, вызванной следующими факторами:

Эмоциональная составляющая психической напряженности обусловлена степенью ответственности за принятые решения, дефицитом времени, дефицитом необходимой для принятия решения информации.

Существует общее правило оценки количества и знака эмоций в зависимости от объемаинформации, необходимой для решения поставленной задачи. П.В. Симонов выразил его в 1970 г. в виде формулы,

Э = П*(Ир - Ин), связывающей следующие показатели:

Э - количество и качество эмоций;

П - уровень потребности;

Ин- необходимое количество информации (для решения поставленной задачи, удовлетворения потребности и т.д.), то есть прогноз;

Ир- реальное(или фактическое) количество имеющейся у человека информации.

Психическая напряженность может по-разному влиять на поведение человека, что в общем случае проявляется в двух формах:

а) возбудимая, - характеризующаяся повышенными двигательными реакциями, суетливостью, излишней говорливостью и т.д.

Состояние психической напряженности возникает в случаях повышенной ответственности, дефицита времени или столкновения с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим является то, что они требуют от человека новых, нестандартных действий.

В зависимости от степени напряженности, это состояние по-разному влияет на результативность деятельности. В одних случаях оно ухудшает показатели деятельности, приводит к дезинтеграции личности. В других случаях, напротив, оказывает благоприятное воздействие.

Отсутствие мотивации

Состояние отсутствия мотивации (или пониженной мотивации) возникает даже чаще, чем состояния психического утомления или психической напряженности. Рассматриваемое состояние более характерно для наемных работников, чем для хозяев предприятий или ответственных лиц. Работник обеспечен всеми необходимыми средствами и, следуя требованиям своих руководителей, более или менее легко может получить результат. Но его работоспособность при этом неуклонно снижается. Более того, наблюдаются нежелательные функциональные сдвиги, напоминающие симптомы усталости или субъективное ощущение недомогания.

Таким образом, безразличие к цели естественным путем ведет к снижению (а в пределе - отсутствию) мотивации и, в конечном счете, приводит к дезактивации психических процессов субъекта труда.

Несмотря на внешнее сходство с состоянием психического утомления, снижение мотивации отличается от него причинами возникновения и психофизиологическими проявлениями. При падении мотивации сотрудник, нуждается в активности. Часто эта активность заключается в поиске нового или особого смысла деятельности.

Поэтому если наблюдается снижение мотивации у ваших подчиненных, то вы, как инженер, организатор работы первичной производственной ячейки, должны привнести смысл в их деятельность, найти внутренние мотивы исполнителей, больше опираться на их личную заинтересованность. Простые призывы, принуждение и наказания неэффективны в борьбе с данным негативным состоянием. Оно развивается вследствие однообразной и неинтересной работы, частого повторения стереотипных действий. Работник оказывается отделенным и от действительных целей своего труда, и от его результатов.

Стресс

Стресс - реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, "неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование" (Селье).

В зависимости от вида стрессоров, подразделяют:

- физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физический труд, чрезмерный холод или жара, недостаток кислорода, болевые стимулы);

- психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий, потеря близких людей, информационные перегрузки, обида и т.д.).

Ганс Селье, крупнейший специалист в области изучения стресса, выделяет следующие фазы развития общего синдрома адаптации:

* реакция тревоги - на этой стадии возбуждается симпатическая нервная система и надпочечники выбрасывают в кровь "гормоны стресса" - адреналин и норадреналин;

* фаза сопротивления - на этой стадии происходит мобилизация всего организма для преодоления стрессовой ситуации;

* фаза истощения - эта фаза наступает, если стрессовые ситуации наступают слишком часто и организм не успевает восстановить свои силы между стрессами.

Некоторое количество стрессовых ситуаций человеку необходимо, т.к. стресс (по крайней мере, две его фазы) оказывает мобилизующее воздействие, закаляет организм, повышает его сопротивляемость в отношении различных стрессоров. Но если, изменения, требующие адаптации, идут сплошной чередой (а в условиях современного крупного города человек подвергается воздействию стрессоров почти ежеминутно), то организм не успевает восстановиться и войти в нормальный режим работы - стресс становится хроническим.

Выделяют следующие основные признаки хронического стресса в стадии истощения:

* эмоциональный дисбаланс (перепады настроения);

Неблагоприятные последствия хронического стресса часто называют дистрессом. Дистресс вызывает самые разнообразные нарушения в жизнедеятельности индивида: снижает сопротивляемость инфекциям вследствие ослабления иммунитета, способствует появлению различных психосоматических (т.е. имеющих психическую природу) заболеваний - гастритов, язвы желудка, сердечно-сосудистых заболеваний, аллергии, бронхиальной астмы, заболеваний позвоночника и многих других, формирует различные нарушения в сфере мотивационной активности личности, невротические реакции и даже реактивные психозы.

Состояние монотонии

Состояние монотонии возникает в том случае, когда человеку представлены только средства деятельности в виде исходного материала, оборудования, технологии, алгоритма работы. Как итог - отсутствие удовлетворения от воплощенных усилий.

Под влиянием монотоннности действий (и в результате возникновения монотонии как психологического состояния) человек становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонии также отрицательно действует и на организм человека, приводя к преждевременному утомлению. На физиологическом уровне это проявляется в снижении частоты сердцебиения, частоты дыхания, скорости реакции.

Если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, человек с более высоким уровнем интеллекта, переживает чувство монотонности в меньшей степени. Это связано с тем, что он, обладая более широким кругозором и способностью к анализу, лучше понимает необходимость этих действий для достижения общей цели. А это значит, что он может лучше активизировать свою работоспособность, усматривая в однообразном - многообразие. Возможность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам.

В связи со сказанным, можно выделить две группы путей борьбы с монотонией на производстве:

а) объединение чрезмерно простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию действия;

б) периодическая смена операций, выполняемых каждым исполнителем, т.е. совмещение операций;

в) периодическое изменение ритма работы;

г) введение дополнительных перерывов;

д) введение посторонних раздражителей - стимулов (дополнительная информация в русле основного технологического процесса, но требующая немедленных реакций, но не идущих в ущерб основной деятельности, введение функциональной музыки и т.д.).

а) осознать необходимость выполнения однообразной работы. (В таком случае повышается роль мотивов и стимулов в работе). Чем более ясно и отчетливо человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем более он заинтересовывается своей работой и тем менее переживает состояние монотонии;

б) стремиться отыскать интересное в однообразной работе;

г) стремиться к созданию внешних условий, ослабляющих впечатление от однообразной работы.

Состояние тревожности

Тревожность - это многозначный психологический термин, описывающий как определенное состояние индивида в ограниченный промежуток времени, так и устойчивое свойство человека.

Состояние тревожности связано с особенностями производства и оказывает значительное влияние на успешность профессиональной деятельности. Ни в одном виде деятельности не удается регламентировать служебные обязанности, отношения, технологический процесс в целом, в такой степени, чтобы полностью исключить неопределенность.

Под тревожностью понимается индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях, в том числе и таких, объективные характеристики которых к этому не располагают.

Различают личностную тревожность (РТ) и ситуативную, или реактивную (ЛТ) тревожность.

Ситуативная (или реактивная) тревожность - это временное, преходящее состояние, являющееся формой эмоциональной реакции индивида на ситуацию, содержащую для него реальную или воображаемую опасность. Состояние реактивной тревоги характеризуется напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Низкая тревожность, наоборот, требует от руководителя усилий по побуждению активности личности, большего внимания к мотивации деятельности, возбуждения заинтересованности исполнителя, акцентирования перед работником общественной и личной значимости и необходимости решения тех или иных задач.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.