Дипломы по сенсорной афазии

Экспериментальная работа по устранению предпосылок речевых нарушений у больных сенсорной афазией

Тип: Дипломная работа | Цена: 1750 р. | Страниц: 61 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: whatsapp, viber +79169449174, Skype dip-master, E-mail info @ prof-diplom.ru. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы афазии в логопедии 6

1.1. Афазия как вид речевых нарушений 6

1.2. Виды афазий 13

1.3. Проблема восстановительного обучения при афазии 23

Глава 2. Экспериментальная работа по устранению предпосылок речевых нарушений у больных сенсорной афазией 36

2.1. Констатирующий эксперимент 36

2.2. Формирующий эксперимент 46

2.3. Контрольный эксперимент 54

Список литературы 61

Нарушения мозгового кровообращения нередко оставляют дефекты, приводящие больных к инвалидности - спастические парезы, нарушения координации, афазии. Преодоление этих дефектов и реабилитация таких больных представляют известные трудности и требуют упорной работы как специалистов по восстановлению, так и самих больных.

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. (примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции. Они проявляются в форме афазий и дизартрии, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий), ге-мипарезами и психическими расстройствами. Последние связаны либо непо-средственно с очаговой или общемозговой патологией; либо являются реак-цией на дефект, то есть на резко изменившийся социальный статус и положе-ние в семье. По выходе из острого состояния больной начинает оценивать свое положение: невозможность речевого общения, социально-бытовую не-компетентность, ограничение самостоятельного передвижения и, наконец, неверие в возможность возвращения к труду. Все это приводит к появлению депрессий, тяжелых невротических состояний, суицидальных мыслей и к це-лому ряду других психических расстройств, которые и являются причиной социальной депривации.

Речь - комплексная функция головного мозга является главным средством общения. Расстройства речи в виде афазий возникают при поражении, так называемых, речевых зон мозга, расположенных в заднем отделе нижней лобной извилины, в верхней височной извилине, нижней теменной доле и на стыке теменной, височной и затылочной областей доминантного полушария. Афазии обычно связаны с агнозиями, апраксиями и другими сложными нарушениями высших корковых функций (А. Р. Лурия, 1947, 1968, 1973).

Проблема афазии достаточно полно разработана, включая раздел вос-становительного обучения. Классиками неврологии (Р. Вгоса, К. Wernice и др.), затем выдающимся нейропсихологом современности А.Р. Лурия и его последователями (Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.В. Аху-тина, Ж.М. Глозман, Т.Г. Визель и др.) выработана методология и инстру-ментарий изучения и преодоления данного вида патологии речи. Большой вклад внесен также исследователями и практиками (В.К. Орфинская, В.М. Коган, В.В. Оппель, М.К. Бурлакова, М. Критчли, И.М.Тонконогий и др.).

Цель исследования: изучить особенности экспрессивной стороны ре-чи у больных сенсорной афазией.

1. Рассмотреть афазию как вид речевых нарушений.

2. Изучить виды афазии.

3. Определить проблему восстановительного обучения при афазии.

4. Провести экспериментальную работу по восстановлению речевых нарушений у больных сенсорной афазией в городской больнице № 1 р-н Ога-нер г. Норильска.

Объект исследования: особенности экспрессивной стороны речи у больных сенсорной афазией.

Предмет исследования: содержание работы по восстановлению рече-вых нарушений у больных сенсорной афазией.

Гипотеза: в работе с больными сенсорной формой афазии, находящи-мися в остром и подостром периодах заболевания, необходимы особые пря-мые методы восстановительного обучения, отличные от методов работы при классических афазиях.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретический: анализ педагогической, психологической, медицинской, специальной литературы.

2. Социолого-педагогический: (изучение анкетных данных, изучение речевых карт, изучение медицинской документации, знакомство с опытом работы педагогов-логопедов, работающих с данной категорией больных).

3. Экспериментальный метод (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

4. Статистический метод (количественная и качественная обработка данных).

Экспериментальная база исследования: городская больница № 1 р-н Оганер г. Норильск. Эксперимент проводился с больными после инсульта в количестве 30 человек.

Теоретическая основа: для написания работы были использованы труды таких авторов, как: Бейн Э.С., Визель Т.Г., Глозман Ж.М., Львов М.Р., Хомская Е.Д. , Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Шкловский В.М. и других.

Этапы исследования: Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:

1 этап - поисково-теоретический, который включал изучение и анализ литературы по афазии, нейропсихологии, восстановительному обучению, дефектологии и других смежных наук.

2 этап - экспериментальный делился на два подэтапа:

- на первом проводился констатирующий эксперимент по изучению 30 больных с афазией, с целью отбора пациентов в группы по восстановлению речи в процессе предметно-практической деятельности;

- на втором подэтапе проводился формирующий эксперимент, который включал проведение групповых и подгрупповых логопедических занятий, динамические наблюдения. Оценивалась эффективность методов работы с отобранными больными.

3 этап - обобщающий, на котором выполнялась обработка, анализ и обобщение результатов исследований.

1. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. - Медицина, 1964. - 235 с.

2. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. - М.: Медицина, 1982. - 248 с.

3. Визель Т.Г. Как вернуть речь. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 214 с.

4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: Психология, 2006. - 286 с.

5. Глозман Ж.М. Изменение личности при афазии (в динамике восстановительного обучения). Дефектология. - М.: Психология, 1985. - 264 с.

6. Кожевников А.Я. Афазия и центральный орган речи. Афазия и восстановительное обучение. Тексты / Под ред. Ж.М. Голозман. - М.: МГУ, 1983. - 218 с.

7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2008. - 680 с.

8. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000. - 247с.

9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Владос, 2007. - 347 с.

10. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. - СПб.: Дельта 2008. - 208.

11. Проблемы афазии и восстановительного обучения, т.1. / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МГУ, 1975. - 275 с.

12. Проблемы афазии и восстановительного обучения, т.2. / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МГУ, 1979. - 328 с.

13. Хомская Е.Д. Мозг и активизация. - М.: МГУ, 1987. - 286 с.

14. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. - М.: МГУ, 1989. - 274 с.

15. Цветкова Л.С. Афазия и восприятие / Под ред. Л.С. Цветковой, Н.Г. Торчуа. - Воронеж, 1997. - 175 с.

16. Шкловский В.М. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1982. - №7. - С. 28.

17. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 264 с.

18. Шахпаронова Н.В., Кадыков А.С. Восстановление речи при ишемическом инсульте // Вестник практической неврологии. - 1992. - №1. - С. 25.

19. Шохор-Троцкая М.К.. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. - М.: Медицина, 1972. - 186 с.

20. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л. 1974. - 427 с.


Речь представляет собой сложную функциональную систему, опирающуюся на совместную деятельность вторичных и третичных зон мозга, в основном второго и третьего функциональных блоков левого полушария. Каждый из этих отделов обеспечивает ту или иную сторону речевого процесса (планирование высказывания, его семантическую и кинестетическую, артикуляторную реализацию, акустический анализ воспринимаемой на слух речи, оптический анализ печатного текста и т. д.). При поражении этих речевых зон происходит нарушение первичной нейропсихологической предпосылки, отражающей специфическую деятельность соответствующего анализатора.

Скачать:

ВложениеРазмер
motornaya_i_sensornaya_afaziya.docx 58.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Институт непрерывного педагогического образования

Программа дополнительного профессионального образования

Моторная и сенсорная афазия

Реферат по психолингвистике

Выполнила: Арнаутова Л.В.,

Проверил: Добря М.Я.

  1. Введение……………………………………. стр.3
  2. Основная часть…………………………………… стр.4

Направления коррекционной работы……………стр.6

Восстановление речи при моторной афазии…….стр.7

Восстановление речи при сенсорной афазии…. стр.8

  1. Заключение………………………………………. стр.10
  2. Библиографический список………………………стр.11

Речь представляет собой сложную функциональную систему, опирающуюся на совместную деятельность вторичных и третичных зон мозга, в основном второго и третьего функциональных блоков левого полушария. Каждый из этих отделов обеспечивает ту или иную сторону речевого процесса (планирование высказывания, его семантическую и кинестетическую, артикуляторную реализацию, акустический анализ воспринимаемой на слух речи, оптический анализ печатного текста и т. д.). При поражении этих речевых зон происходит нарушение первичной нейропсихологической предпосылки, отражающей специфическую деятельность соответствующего анализатора. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический распад функциональной системы речи, т. е. нарушение всех видов речевой деятельности: понимания, экспрессивной устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень их нарушения зависят, прежде всего, не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от нарушения гностической (кинестетической, акустической или оптической) предпосылки, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов; понимание речи, сама устная речь, чтение и особенно письмо более грубо страдают при поражении вторичных зон, осуществляющих анализ звукового состава слова.

Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения.

Афазия (от греч. а — частица, означающая отрицание, и phasis речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Сам термин "афазия" был впервые введен французским ученым Труссо в XIX в.

Причины афазии заключаются в разнообразных органических нарушениях речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При данной патологии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры левого полушария.

Афазия является результатом:

а) тяжелых травм головного мозга;

б) воспалительных процессов и опухолей мозга;

в) сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения.

Форма афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

а) обширность очага поражения и его локализация;

б) характер нарушения мозгового кровообращения;

в) состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют

Изучением афазии занимались многие ученые: А. Р. Фурия, Э. С. Вейн, В. М. Коган и др.

Были выделены разные формы афазии:

а) моторная — потеря способности пользоваться самостоятельной речью;

б) сенсорная — нарушение способности воспринимать речь окружающих;

в) амнестическая — забывание отдельных слов и их значений;

г) тотальная — потеря способности и говорить, и понимать речь.

В настоящее время продолжаются исследования в области афазии (М. К. Бурлакова, Л. С. Цветкова, В. М. Шкловский, Т. Г. Визель, Е. Н. Правдина-Винарская, И. Т. Власенко и др.).

Афазия, как отмечалось выше, чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда она наблюдается и у детей. Как правило, детская афазия бывает двух видов: моторная и сенсорная.

Моторная афазия — является наиболее распространенной. Этот вид афазии возникает при поражении речедвигательного центра (центр Брока). Моторная афазия возникает при поражении пост центральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных кзади от центральной, или роландовой борозды (поле 40,см.рис) Для данного вида патологии характерным является то, что больной либо совсем утрачивает способность говорить, либо у него сохраняются очень незначительные речевые возможности. Моторный афазик слышит речь, понимает ее, но сам не владеет способностью воспроизводить речь. Ему трудно правильно повторить подсказанные слова, предложения, хотя в ряде случаев он может произнести обрывки слов и коротких фраз.

Как правило, у человека, страдающего моторной афазией, сохраняются наиболее автоматизированные обыденные слова и очень простые предложения, он использует без достаточного осмысления случайные слоги, слова, обрывки предложений ("Вот"; "Это"; "Я сам" и т. п.). Такое явление носит название эмболофразии (от греч. embol — вставление, вторжение, phasis- речь). Употребление таких вставных слов чаще всего зависит не от того, что хочет или должен произнести афазик, а от того, насколько легкой будет его речь в плане воспроизведения фонем и их сочетаний.

Спонтанная речь у моторного афазика невозможна вследствие нарушения пускового механизма, так как при нарушении центра Брока утрачивается способность воспроизводить звуки речи, слоговые структуры слов.

Наряду с такой тяжелой картиной экспрессивной речи при "чистой" форме моторной афазии понимание речи сохраняется. Е. Н. Правдина-Винарская и др. отмечают, что при моторной афазии у детей частично или полностью распадаются навыки письменной речи. Чтение нарушается больше, чем письмо. При громком чтении появляются паралексии ("вона" — вместо ворона). Паралексия (от греч. para — возле, около, lego — читаю) - нарушение чтения, обусловленное речевым расстройством.

Причины этого явления изучены недостаточно. У детей с моторной афазией наряду с невозможностью самостоятельно воспроизводить ряды слогов и предложений нередко отмечается правильное написание цифровых рядов, складывание из разрезной азбуки своего имени, фамилии и т. д.

У этих детей наблюдаются особенности личностного плана. Как правило, ребенок осознает и тяжело переживает свой дефект. Он достаточно самокритичен, чувствует свою беспомощность, поэтому быстро теряет уверенность в себе. В результате наступает состояние депрессии. Депрессия может усиливаться в том случае, если окружающие люди плохо понимают речь ребенка. Эти факторы отрицательно влияют на развитие личности ребенка.

Второй формой детской афазии является сенсорная. При сенсорной афазии в первую очередь нарушается восприятие речи (центр Вернике). Сенсорная афазия, или акустически чувствительная, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (поле 22 см. рис). Поэтому страдает и ее понимание. Афазик слышит речь, но не понимает, о чем говорят. Это состояние можно сравнить с тем, которое бывает, когда человек слышит незнакомую иностранную речь.

Существует разная степень нарушения восприятия речи не только собственной, но и чужой.

На ранних стадиях заболевания мозга отмечается более глубокое расстройство понимания речи, на более поздних этапах заболевания афазики затрудняются в понимании лишь отдельных смысловых структур. Сенсорный афазик теряет способность узнавать ранее выученные слова.

В результате нарушенного фонематического слуха у сенсорных афазиков расстраивается самоконтроль за собственными высказываниями. Хотя ничто не препятствует сохранности их нормальной речевой деятельности, она не может быть полноценной из-за следующих причин:

1) отсутствие слухового контроля за речью; 2) нарушения понимания речи.

Словесная продукция у детей с сенсорной афазией сильно отстает от нормы: слова искажены, часто встречаются парафразии (замена одного элемента речи — слога, слова — другими).

При сенсорной афазии распадаются навыки письма и чтения: ребенок не узнает написанных слов, даже тех, которые он раньше хорошо знал; различая отдельные буквы, он не может понять смысла сложенных из них слов.

Просодическая (ритмико-мелодическая) сторона речи при сенсорной афазии, как правило, не страдает; речь детей достаточно интонирована.

Афазию необходимо отличать от сходных состояний:

1. Афазия отличается от алалии тем, что при алалии речи не было вообще (она еще не успела сформироваться), а при афазии происходит распад уже сформировавшейся речи.

2. Афазия отличается от дислалии тем, что при дислалии нарушается только звуковая сторона речи, а при афазии, помимо этого, еще и смысловая.

3. Афазия отличается от дизартрии тем, что при моторной афазии проявлений грубого нарушения в подвижности языка и губ (вне речи) не обнаруживается. При дизартрии резкая ограниченность активности артикуляционного аппарата наблюдается как во время речи, так и вне ее.

4. При тугоухости у детей нарушается физический слух, а при всех формах афазии дети слышат хорошо.

5. Афазия ведет к задержке психического развития, которую следует отличать от умственной отсталости, когда снижение интеллекта является не вторичным (как при афазии), а первичным.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений:

1. Медицинское направление — прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится по назначению и под наблюдением врачей.

2. Логопедическое направление — непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.

Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки. Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.

Существуют общие положения для восстановления речи у детей с моторной и сенсорной афазией.

Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе — восстановление пассивного и активного словарного запаса.

По форме проведения логопедические занятия должны носить в основном индивидуальный характер, так как дети резко отличаются друг от друга по своим речевым и личностным особенностям. Кроме того, восстановление речи всегда протекает у разных детей по-разному. На протяжении всего времени логопедической работы необходима помощь родителей, воспитателей, близких ребенка: они должны продолжать восстановительную работу, контролировать ее, вселять в ребенка веру в его собственные силы. Поскольку полученные на занятиях речевые навыки весьма неустойчивы и быстро утрачиваются, необходимо в течение всего срока обучения неоднократно повторять и закреплять усвоенное.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ПРИ МОТОРНОЙ АФАЗИИ

При моторной афазии логопедическая работа включает в себя следующие направления:

1. Отработка артикуляторных дифференцировок.

2. Отработка произношения слов разной слоговой структуры.

3. Активизация лексического запаса и преодоление имеющегося аграмматизма.

4. Формирование связной речи и воспитание навыков связного рассказывания.

5. Устранение нарушений чтения и письма.

С первых же занятий параллельно с развитием фонематического слуха следует проводить работу по формированию у детей навыков звукового анализа. Необходимо научить детей выделять названный звук в словах, где он находится в разных позициях.

Работа по развитию произносительных навыков отличается большим своеобразием. Начинать ее рекомендуется с отработки сохранных звуков, поскольку главная задача -оживить утраченную способность речедвигательного анализатора.

Следующий этап — восстановление отсутствующих звуков. При этом внимание ребенка фиксируют не только на акустической характеристике звука, но и на артикуляторной, а также графической ( если ребенок школьного возраста). Большую пользу приносят упражнения в сопряженном (совместном с логопедом) и отраженном (вслед за логопедом) повторении автоматизированных речевых рядов. В дальнейшем эти ряды необходимо преобразовывать в слова и короткие предложения.

Если ребенок до появления афазии обучался в школе, в процессе восстановительной работы необходимо использовать сохранные навыки письменной речи. Поэтому цикл занятий рекомендуется проводить в письменной форме (ребенок записывает числовые ряды, слова и предложения в тетради). В процессе восстановления письменной речи проводятся звукобуквенный анализ состава слов, а также различные варианты упражнений типа: вставить в слове пропущенную букву; дополнить подпись под картинкой; закончить начатое слово; ответить (письменно) на вопрос и т. п.

На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ ПРИ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ

Поскольку сенсорная афазия у детей в чистом виде встречается редко и в современной логопедии изучена мало, подробно разработанной методики по восстановлению речи у данной категории детей не имеется.

Сенсорные афазики находятся в более сложном положении, чем моторные, так как у них резко ограничено понимание речи. Ребенок плохо контактирует с окружающими, его внимание не концентрируется должным образом на речи; интеллектуальные возможности снижены (вторично). Поэтому задача первостепенной важности — вызвать ребенка на контакт, активизировать его положительные эмоции. Внимание детей привлекают к значению конкретного слова, смысловому содержанию короткой инструкции. При этом рекомендуется устное задание сопровождать демонстрацией таблички с соответствующей надписью. В процессе восстановления речи необходимо опираться на сохранные анализаторы, главным образом на зрительный, двигательный.

Коррекционная работа протекает очень трудно и требует длительного времени. Основные направления коррекции дефекта включают:

1. Развитие у детей фонематического восприятия, так как это главное нарушение при данном дефекте.

2. Обучение детей пониманию речи. Это направление сливается с первым, и к ним присоединяется работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (клубок - комок, убочка- уточка).

3. Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

Если ребенок ранее обучался в школе, в процессе логопедических занятий рекомендуется проводить серию упражнений по письму и чтению. Сенсорные афазики трудно воспринимают на слух диктуемые слова и фразы (даже очень простые). Поэтому необходимо максимально использовать все средства, помогающие воспринимать материал. Так, диктант должен сочетать в себе все виды опоры (зрительную, графическую и др.).

Содержание логопедической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нарушения, а также от возраста ребенка.

Первоначальную помощь (медицинскую и педагогическую) ребенок получает в условиях стационара, где работает логопед. В дальнейшем ребенок может быть направлен для индивидуальных занятий в специальное (дошкольное или школьное) учреждение. Врач продолжает наблюдать за ним амбулаторно. Сроки коррекционной работы определить трудно, они индивидуальны для каждого ребенка и могут колебаться от полугода до нескольких лет.

В последние годы в логопедической практике значительно возросло число случаев афазии у детей и подростков. Несмотря на большое количество исследований в области изучения и восстановительного обучения взрослых больных с афазией, вопрос диагностики и коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков остается практически неизученным. Афазия у детей и подростков характеризуется специфичностью проявлений, значительной индивидуальной вариабельностью, что вызывает необходимость в разработке целенаправленных методов восстановления речи у этой категории больных.

Значимость проблемы диагностики и восстановительного обучения при афазии у детей и подростков и недостаточность исследований по проблеме возникновения и преодоления афазических расстройств у детей и подростков, отсутствие методической литературы требуют углубленного изучения и разработки дифференцированной логопедической работы с обоснованием принципов, направлений и приемов коррекционно-восстановительной работы.

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии

детского возраста/ под ред. Цветковой JI.C. М., 2001

  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медпресс, 1998
  2. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. Л.: Медицина,1964
  3. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М.: Медицина,1982
  4. Бейн Э.С.,Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий/ Под ред. Э.С.Бейн.- София,1970
  5. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: Просвещение , 1992
  6. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997




Теоретическое изучение структуры дефекта речи дошкольников при сенсорной афазии показало, что это заболевание обусловлено очагом поражения, относящимся к особому уровню мозговой организации речи и имеющим индивидуальную значимость. Нарушения звукового анализа при сенсорной афазии не являются единичными, наблюдаются нарушения фонематического слуха, фонематического восприятия, речевого слуха, памяти, внимания.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей при сенсорной афазии наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития, что непосредственно негативно отражается в дальнейшем на социализации дошкольников и на образовательном процессе. У дошкольников, имеющих нарушение звукового анал Показать все иза при сенсорной афазии, появляются трудности в овладении правильным звукопроизношением, навыков звукового анализа и синтеза, усвоения чтения и письма. Сложность состоит в том, что таким детям трудно правильно услышать звук и представить его в виде знака в быстром потоке речи окружающих. Часть слов или предложений дошкольники при таком заболевании не воспринимают, так как нарушен механизм речевого процесса.
Теоретическое исследование особенностей формирования и развития фонематического слуха, понимания речевых структур в дошкольном возрасте помогло понять, что дети, имеющие сенсорную афазию, не различают звуки по причине недостаточности дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора. Поэтому у детей наблюдается несформированность или слабая сформированность фонематического слуха: они не способны различать фонемы в конкретных слогах, словах или целых предложениях. Неумение распознать звуки, слоги приводит к неправильному произношению, а, следовательно, к непониманию значения слова.
Для дошкольников, имеющие проблемы в развитии речи, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В социальном и психологическом плане такие дети испытывают трудности в общении. Неточность или нечеткость восприятия звукового образа слова, иногда замедленный темп речи, влияет на игровую деятельность детей с недоразвитием речи, а это, в свою очередь, проявляется в игровом поведении.
Экспериментальное исследование уровня сформированности фонематического слуха и навыков выполнения элементарного звукового анализа привело к следующим психолого-педагогическим выводам:
1. К 5-6 годам речь дошкольников сильно обогащается. В речи дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. Так как этот этап является подготовительным к школе, то постановка звукопроизношения в этом возрасте становится особенно актуальной проблемой.
2. Исследование нарушения речи при сенсорной афазии с помощью разработанной системы методов позволило выявить следующее: уровень сформированности фонематического слуха, уровень понимания слоговой и звуковой структуры слова, точность произнесения слогов, определение количества и места звука в слове зависит от степени сенсорной афазии. Степень выраженности нарушений звукового анализа при сенсорной афазии характеризует количественные и качественные изменения речи, способность дошкольников воспринимать и осознавать содержание слов или фраз с использованием вербальных и невербальных средств языка.
3. Полученные данные показывают, что сенсорная афазия является многофакторным явлением и требует учета различных факторов в подходе к методам преодоления речевого дефекта:
- решающее значение в восстановлении речи при сенсорной афазии принадлежит комплексной систематической коррекции речевых нарушений;
- эффективность логопедической деятельности с дошкольниками при сенсорной афазии зависит от степени выраженности нарушения речи, соотношения нарушения различных речевых процессов, этиологии, давности заболевания.
4. Вся коррекционная деятельность логопеда и дошкольников, имеющих нарушения звукового анализа при сенсорной афазии, строилась на использовании прямых методов обучения: методе стимуляции понимания обиходного пассивного словаря, методе стимуляции понимания ситуативной фразовой речи, методе подготовки к письму (письменная речь), методе восстановления фонематического слуха с использованием стандартных методик, методе восстановления понимания лексического значения слов. Логопедические занятия с детьми были разработаны с учетом возрастных особенностей развития и речевых возможностей каждого ребенка, то есть с опорой на уровень восприятия и понимания речевых конструкций. Занятия предусматривали совместную деятельность логопеда, психолога, преподавателя физического воспитания. Были определены следующие направления: использование речевых упражнений, артикуляционная гимнастика, парадоксальная гимнастика по Стрельниковой, логопедическая ритмика, ролевые и подвижные игры.
5. Разработанный цикл дидактических игр и упражнений для дошкольников, имеющих сенсорную афазию, можно проводить в любом дошкольном учреждении, так как они способствуют комплексному развитию личности ребенка: совершенствуется координация мелких движений при подвижных играх или играх по правилам, зрительный контакт, развиваются речевые и коммуникативные навыки, навыки звукового анализа и синтеза, звукопроизношения. Систематически пополняется активный словарный запас, развиваются практические умения использовать в речевых ситуациях новые слова и выражения.
6. Индивидуальное развитие фонематического слуха, навыков выполнения звукового анализа основано на самостоятельной деятельности детей, позволяющей им реализовать свою познавательную способность. Эта свобода выбора ребенком зависит от логопеда, который не только наблюдает за его игровой деятельностью, но и координирует её, согласно уровню интеллектуального и психического развития. Коррекционная работа логопеда направлена на перспективу работы в зоне ближайшего развития детей в группе: в этом направлении строятся индивидуальные и групповые занятия по совершенствованию речевых способностей и коррекции оптической дисграфии.
Таким образом, цель и задачи дипломной работы были достигнуты. Выдвинутая гипотеза: учитывая, что структура нарушения речи дошкольников зависит от степени выраженности сенсорной афазии, возникающей в результате локальных поражений головного мозга, можно предположить, что комплексное изучение у детей дошкольного возраста позволит выявить причины возникновения афазии и определить психолого-педагогические технологии её профилактики. Коррекционная работа логопеда должна строиться с учетом сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка, служащих основой успешности социальных отношений в детской среде, нами доказана Скрыть

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕНСОРНОЙ АФАЗИЕЙ 8
1.1 Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития дошкольников при сенсорной афазии 13
1.3 Причины появления нарушения звукового анализа и синтеза у детей с сенсорной афазией 18
1.4 Методика коррекционной работы при сенсорной афазии 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СЕНСОРНУЮ АФАЗИЮ 31
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 31
2.2 Результаты исследования фонематического слуха и звукового анализа при сенсорной афазии у дошкольников в условиях детского сада 36
2.3 Логопедическая работа с использованием различных методик по Показать все восстановлению речи у детей с сенсорной афазией 44
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Скрыть

1. Антонова, О.В. Умные игры - Умные дети: Развивающие игры и упражнения для детей / О.В. Антонова. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. - 153с. - (Умница).
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
3. Барабанщиков, В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. - М., 2009. - С. 5 - 14.
4. Бейн, Э.С. Афазия и пути ее преодоления [Текст] / Э.С. Бейн. - М., 1994. - 148с.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. - М., 2002. - 384 с.
6. Бельтюков, В.И. Об усвоени Показать все и детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. М, Изд-во АПН РФ, 2002. - 189с.
7. Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1997. - 255с.
8. Бурлакова, М.К. Речь и афазия [Текст] /М.К. Бурлакова - М.: Медицина, 2009. - 279с.
9. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер. - М., 2008. - 378 с.
10. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Для воспитателей дет. cада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 2008. - 268с.
11. Венгер, Л.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга [Текст] / Л.А. Венгер, А.А. Ибатуллина. - Вопросы психологии. - 2010. - № 20. - С.43-46
12. Визель, Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии. - М.: Наука, 2006. - с.154-200.
13. Визель, Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход): автореф. докт. дис.Т.Г. Визель. - М., 2002. - 190с.
14. Визель, Т.Г. Как вернуть речь [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 214 с.
15. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель. - М.: Психология, 2006. - 286 с.
16. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. Ч.2. Потология речи / Т.Г. Визель. - М.: АСТ, 2009. - 230с.
17. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов вузов [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 352с. - (Коррекционная педагогика).
18. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики: Проблемы общей психологии [Текст] / Соб.соч. Т.3, Т.5 //Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 346с., 420с.
19. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. - М., 2006.
20. Гвоздев, А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., Педагогика, 2007. - 288 с.
21. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] / Ж.М. Глозман. - М., 2006. - 178с.
22. Ершова, Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. - СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 176с.
23. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М., Педагогика, 2005. - 287 с.
24 Зайцев И.С. Афазия: Учебное пособие [Текст] / И.С. Зайцев. - Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. - 180с.
25. Краснощёкова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] / Н.В. Краснощёкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 124с.
26. Криничная, А. Знакомьтесь, Монтессори [Текст] / А. Криничная. - Мой ребенок. - 2005. - № 12. - С. 110-116.
27. Лаврентьева, Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Т.В. Лаврентьева. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 58с.
28. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: 2001. - 274 с.
29. Лурия, А.Р. Травматическая афазия [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: АМН, 1997. - 367с.
30. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1992. - 504с.
31. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. - М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. - 392 с.
32. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. Воронеж, 2004. - 280с.
33. Никоненко, Т.И. Развитие фонематического слуха у дошкольников // Звездочка наша. - 2008. - № 1. - С.47-51.
34. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. - СПб., 2002. - С.8.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.