Дисфазия и афазия что это такое

Рубрика МКБ-10: R47.0

Содержание

  • 1 Определение и общие сведения
  • 2 Этиология и патогенез
  • 3 Клинические проявления
  • 4 Дисфазия и афазия: Диагностика
  • 5 Дифференциальный диагноз
  • 6 Дисфазия и афазия: Лечение
  • 7 Профилактика
  • 8 Прочее
  • 9 Источники (ссылки)
  • 10 Дополнительная литература (рекомендуемая)
  • 11 Действующие вещества

Афазия - это системное нарушение различных сторон речи, связанное с локальным поражением речевых зон, располагающихся у правшей в доминантном по речи левом полушарии головного мозга. При афазии наряду с нарушением речи обычно страдают чтение и письмо.

Можно выделить 4 основные формы афазии:

- моторную (афазия Брока);

- сенсорную (афазия Вернике);

- сенсомоторную (глобальная афазия);

Наиболее частой причиной афазии является инсульт. Среди других причин афазий - ЧМТ (Черепно-мозговая травма), энцефалит. Афазии наблюдаются при прогрессирующих атрофических заболеваниях головного мозга, таких как болезнь Альцгеймера.

При моторной афазии страдает речевая зона Брока, расположенная у правшей в задних отделах левой нижней лобной извилины. Сенсорная афазия возникает при локализации очага поражения в задней трети левой верхней височной извилины (речевая зона Вернике). Сенсомоторная афазия наблюдается при поражении обеих речевых зон (Брока и Вернике). Амнестическая афазия возникает при поражении теменно-височной области левого полушария.

Для моторной афазии характерно:

- понимание речи окружающих, в основном, сохранено;

- чтение и письмо могут быть нарушены в различной степени.

Для сенсорной афазии характерны:

- из-за нарушений фонематического слуха (фонемы - звуки, характерные только для речи; у каждого языка имеются свои, специфические для него фонемы) нарушено повторение;

- нарушены чтение и письмо.

При сенсомоторной афазии наблюдаются разной степени выраженности как нарушение собственной речи, так и понимание речи. При этом, как правило, первым восстанавливается понимание речи.

Для восстановления речи используются психолого-педагогические занятия, которые обычно проводит специально обученный логопед или нейропсихолог. Занятия по восстановлению речи более эффективны в комплексе с лечением ноотропными препаратами.

Восстановление письма и чтения

Параллельно с занятиями по восстановлению устной речи и ее пониманию больных необходимо обучать чтению и письму, так как восстановление этих функций в значительной степени способствует и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой (грубый парез), следует с самого начала учить писать больного левой рукой.

Лучше начинать обучение рукописному письму, чем печатанию на компьютере, так как письмо прописью более тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение больного печатанию на компьютере, особенно, в тех случаях, когда больной владел им до болезни.

Причины дисфазии

Дисфазия может быть вызвана одной или несколькими причинами:

  • интоксикация плода во время беременности вследствие употребления матерью алкоголя, никотина, наркотиков или больших доз лекарственных средств, также вследствие отравления химическими веществами, бытовыми токсинами;
  • перенесённые во время беременности заболевания, инфекции (сифилис, токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха и т.п.);
  • неполноценное и скудное питание беременной (например, острая нехватка белка);
  • дефицит йода у мамы во время беременности;
  • резус-конфликт, иммунологическая несовместимость крови у матери и ребёнка;
  • родовая травма головного мозга новорожденного;
  • черепно-мозговые травмы у ребенка в доречевом периоде;
  • асфиксия плода в пренатальный период или при рождении;
  • генетическая, наследственная предрасположенность;
  • нейроинфекции.

Симптомы дисфазии

Большинство симптомов дисфазии является неспецифическими и характерными для очень многих диагнозов, связанными с речевыми дисфункциями. Каждый конкретный случай необходимо оценивать в комплексе с уточнением структуры дефекта и по наличию сразу нескольких симптомов:

Виды дисфазии

Специалисты выделяют три вида дисфазии: моторная (экспрессивная), сенсорная (импрессивная) и смешанная (сенсомоторная).

Моторная дисфазия вызвана поражением центра Брока (речедвигательного анализатора) – области коры головного мозга, отвечающей за моторную организацию и воспроизведение речи. Ребёнок с моторной дисфазией чаще всего имеет ясное и чёткое мышление, но не может выразить свои мысли вербально, затрудняется в подборе нужного слова, иногда заменяя его противоположным по значению. Такие дети хорошо понимают обращённую речь, складывается впечатление, что им просто не хочется говорить. На самом деле из-за поражения участков мозга, которые передают смысловую информацию к органам речи, ребёнок не знает, как произнести слово технически, как выполнить те или иные речевые движения. Дети с моторной дисфазией имеют скудный словарный запас (иногда всего в 50-100 слов), они не могут построить полноценную фразу, выражают свои мысли короткими репликами, часто прибегают к помощи мимики и жестов. Из-за практически отсутствующей речи к 4 годам у детей с моторной дисфазией без соответствующей коррекции может появиться сопутствующее нарушение – интеллектуальный дефицит.

Сенсорная дисфазия возникает в результате поражения речеслухового анализатора (области Вернике, отвечающей за восприятие, усвоение и понимание речи) в головном мозге. При такой патологии физиологический слух сохранен, то есть ребёнок слышит, но не понимает обращённую речь, не распознает её как систему знаков, не воспринимает смысл сказанного (другое название – речевая слуховая агнозия). Так чувствуют себя люди, когда вокруг них все говорят на незнакомом чужом языке, в особо сложных случаях речь окружающих воспринимается такими детьми как белый шум. Дети с сенсорной дисфазией часто даже не отзываются на своё имя, плохо понимают, о чём их просят. Они могут понимать отдельные слова, но теряют их смысл, когда они используются в составе развернутой грамматической конструкции. Такие дети не могут установить связь между звучанием слова и его значением, во время разговора они пристально смотрят в лицо собеседника, стараясь читать по губам, или пытаются уловить смысл сказанного по интонации. В тихой спокойной обстановке до них можно донести информацию, используя короткие предложения (из 2-3 слов). Часто ребёнок с сенсорной дисфазией понимает кого-то одного (например, только маму или педагога). Для детей, страдающих этим нарушением, характерна повышенная речевая активность, нервозность, часто они бессвязно повторяют все слова, которые знают. Такие дети не критичны к собственной речи, совершают ошибки в ударениях, искажают или заменяют звуки. При сенсорной дисфазии особенно велик риск отставания в развитии. У детей страдающих этим заболеванием, интеллектуальный дефицит более выражен и встречается гораздо чаще, чем при моторной дисфазии.

Сенсорная дисфазия в чистом виде встречается редко. Чаще происходит комплексное нарушение речевого развития, которое называют сенсомоторной дисфазией.

Сенсомоторная дисфазия сочетает в себе моторные и сенсорные симптомы. Дети с такой патологией испытывают сложности и с восприятием, и с воспроизведением речи.

Диагностика дисфазии

Ребёнок с любой формой дисфазии нуждается в обследовании психолога, нейропсихолога, логопеда и невролога. Обращаться за помощью к специалистам нужно, если речь ребёнка развивается с выраженным отставанием от нормы. Однако не стоит бить тревогу раньше времени, развитие речи – процесс индивидуальный. Диагностику дисфазии рекомендуется проводить у детей не младше 2,5-3 лет. Неврологическое обследование позволяет определить степень поражения мозга. Для верной постановки диагноза специалистам необходимо исключить сходные по симптоматике патологии: задержку речевого развития, дизартрию, мутизм, тугоухость, аутизм, детскую депрессию, умственную отсталость. Логопед оценивает состояние речи, объём словарного запаса, состояние артикуляционного аппарата, уровень понимания обращённой речи. Нейропсихолог определяет дисфункциональные зоны головного мозга, участвует в постановке диагноза и выявлении сопутствующих нарушений, планировании коррекционной работы; при необходимости – в проведении занятий с ребёнком.

Коррекция дисфазии

Нередко дисфазия осложнена сопутствующими интеллектуальными, когнитивными или психическими нарушениями. Тогда, в зависимости от их характера, к коррекционной работе, помимо логопеда, присоединяются такие специалисты, как психолог/нейропсихолог, невролог и дефектолог. Они вместе планируют и выстраивают комплексную коррекцию.

Также при дисфазии (особенно сенсорной) показаны сеансы Томатис-терапии и занятия с аппаратом Forbain (между сессиями Томатиса, для усиления эффекта).

В целом дисфазия хорошо поддаётся коррекции, важно не упустить момент и вовремя обратиться к специалисту.

Подозреваете у своего ребенка данный диагноз? Или нужна помощь в коррекции дисфазии? Обращайтесь к нашим специалистам по тел.: (812) 642-47-02.


Дисфазия у ребенка проявляется главным образом отсутствием речи. Все остальные сопутствующие симптомы подтверждают данный диагноз. Разобраться в причинах заболевания и принципах лечения поможет опытный детский врач. От правильно подобранной терапии зависит прогноз на будущее.

  1. Что такое дисфазия развития?
  2. Виды дисфазии
  3. Симптомы
  4. Причины
  5. Лечение
  6. Ожидаемый прогноз на будущее

Что такое дисфазия развития?

Под дисфазией понимают стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка. Связана такая патология с определенными органическими поражениями в коре головного мозга, который отвечает за развитие речевых навыков. Дисфазию нередко путают с афазией, при которой ребенок перестает говорить в связи с утратой навыков речи. Происходит это в результате тяжелых травм, заканчивающихся сотрясением, заболеваний сосудов или операции на коре головного мозга, а также при его опухолях.

Дисфазия всегда начинает проявляться в перинатальном или раннем периоде развития речевых навыков у младенца. Степень тяжести заболевания при обращении к врачу устанавливается исходя от времени поражения систем головного мозга. Самым опасным периодам считается 3 – 4 месяц беременности. Ребенок при таком заболевании не только не может разговаривать, но и зачастую плохо понимает речь окружающих людей.

Виды дисфазии

Выделяют несколько видов дисфазии:

  • Моторная. При этом заболевании в головной коре происходят изменения, приводящие к невозможности выражать свои мысли словами. При тяжелых формах дети не в состоянии начать говорить, а могут только издавать отдельные не членораздельные звуки. При этом они сохраняют способность выражать свои эмоции и чувства через жесты и интонацию. Многие дети с диагностированной моторной дисфазией могут говорить до 7 лет, но у них наблюдается неправильная постановка речи, сбивчивость в выражении чувств, путаница в словах. Трудности устной речи, как правило, сопровождаются с проблемами в чтении и в написании букв. Мысленные образы у больного ребенка формируются четко, но выразить их языком или в письменном виде ему не удается.
  • Сенсорная. Больной малыш с трудом понимает чужую речь и не до конца осознает смысл отдельных слов и фраз. Процесс восприятия похож на то, как будто бы с ним говорит иностранец. Информацию донести до ребенка возможно лишь обрывками отдельных фраз, состоящих не более из 2-3 слов. При этом, чем спокойнее и монотоннее голос, тем больше шансов усвоить смысл сказанного. Вместе с трудностью восприятия и понимания речевой информации у ребенка наблюдается забывчивость. Он не способен разборчиво прочитать текст, даже если сам его написал.
  • Сенсомоторная. Нарушение речи затрагивает моторные и сенсорные нарушения. Дети с таким диагнозом не в состоянии ни понять слова и выражения, ни выразить свои эмоции внятной речью. Патология не дает полноценно развиваться вербальным и невербальным навыкам коммуникабельности.

Симптомы


Симптоматика детской дисфазии различна и зависит от возраста и индивидуальности конкретной личности. Первыми признаками проявления заболевания служит тот факт, что малышу сложно дается высказать свою мысль, он долго подбирает нужные слова, чтобы выразить эмоцию или желание.

Речь при этом медленная, тягучая и отрывистая одновременно. Ребенок не способен говорить длинный монолог. Чтобы произнести отдельную фразу из 3 – 5 слов, ему требуется чуть ли не полминуты времени. Уловить смысл монолога ребенка удается с трудом.

ВНИМАНИЕ! Характерным признаком моторной дисфазии является пропуск коротких слов и предлогов. В его речи присутствуют лишние звуки и бессмысленные словосочетания. В письменном виде больной ребенок допускает массу грамматических ошибок в элементарных словах, не говоря уже о знаках препинания. При этом может менять хаотично порядок слов.

Со стороны восприятия речи и эмоций других людей у ребенка наблюдаются следующие симптомы:

  • тщетно пытается воспринять смысл слов, делая при этом соответствующую гримасу;
  • иногда кажется, что малыш понял сказанное, но в итоге он просто отстраняется от непонятной информации и уходит глубоко в себя;
  • прежде чем что-то ответить, он очень долго думает, а при просьбе медленно ее выполняет;
  • может невпопад что-то резко ответить на элементарную просьбу;
  • совершенно не воспринимает быструю речь, а еще больше не любит активной жестикуляции при этом;
  • грамматика дается очень непросто, ошибки в письме неизбежны.

На раннем этапе проявления у младенца симптомы заболевания проявляются в виде несвязного лепета и отсутствия привычки подражать произносимым извне звукам. Такое поведение наблюдается, как правило, на первом или втором году жизни. После 2,5 лет развитие затормаживается. Словарный запас не пополняется и, в итоге, скуднеет. После трех лет такого ребенка невозможно научить обобщать слова в фразы и различать такие понятия, как синонимы и антонимы.

Причины

Причинами развития моторной дисфлазии являются:

  • Воздействующие факторы на плод у беременной женщины. Частые ионизирующие излучения, такие как рентген, могут негативным образом сказаться на правильном формировании головного мозга малыша. Если мать во время вынашивания плода женщина пила алкоголь, была подвержена воздействию бытовых токсинов или наркотических веществ, то вероятность патологии увеличивается. При наличии у будущей матери таких инфекционных заболеваний, как сифилис, краснуха, токсоплазмоз или цитомегаловирусная инфекция, нарушается развитие плода.
  • Травмы головного мозга ребенка в результате родовой деятельности. Например, удушье, сдавливание головы малыша акушерскими щипцами и, как следствие, внутричерепное кровоизлияние.
  • Недостаток йода в рационе ребенка в раннем возрасте (в утробе и на стадии роста до 2 – 3 лет).
  • Аутизм.

ВАЖНО! Сосудистые поражения головного мозга в результате травм могут возникнуть из-за проблем с полноценным кровоснабжением. Травмирование может иметь открытый или закрытый вид. Все они приводят к нарушению речевых центров. Область поражения головного мозга при моторной дисфазии обширна и поддается только длительному лечению.

Лечение


В качестве терапии больному моторной дисфазией ребенку необходимо наблюдаться у логопеда. Специальные техники помогут малышу сформировать и развить речь, установить правильное произношение отдельных слогов и фраз. Помимо этого, малышу назначаются ноотропные препараты, которые улучшают питание клеток головного мозга.

Обязательным этапом лечения служит проработка речевых и смежных навыков. Специально подобранные алгоритмы помогут скомпенсировать имеющиеся нарушения. В начальных и средних классах с детьми, имеющим диагноз моторная дисфазия, проводят занятия с репетиторами. Такие детки также нуждаются в помощи психолога, психотерапевта и трудотерапевта.

Лечение необходимо проводить на ранней стадии диагностирования заболевания, сразу же после обнаружения соответствующей симптоматики. Родители должны использовать максимально корректный подход для лечения своего ребенка, применяя техники, которые назначит логопед и лечащий врач.

Ожидаемый прогноз на будущее

При разрушительных процессах на мозговую активность ребенка, при моторной дисфазии все же сохраняется интеллект. У некоторых ребятишек он даже имеет очень высокий показатель, но когнитивных нарушений избежать все-равно непросто. Маленькие дети практически всегда отличаются нарушенным абстрактным мышлением и восприятием действительности такого плана. Обобщение информации им дается тяжело, поэтому даже при полноценном лечении они отстают от своих сверстников по скорости усвоения школьного материала.

СПРАВКА! Моторная дисфазия всегда несет в себе последствия нарушения концентрации и внимания. Ребенок практически никогда не может выделяться среди сверстников, так как постоянно отстает от них в развитии и речевом и умственном.

Если моторная дисфазия не будет компенсирована к школьному возрасту, то могут возникнуть такие поведенческие проблемы, как самоизоляция в обществе и семье, отчуждение от сверстников, враждебное отношение к окружению, вспыльчивость и неконтролируемая тревога.

Моторная дисфазия развивается у детей с нарушенным мозговым кровообращением. Это может произойти во время вынашивания мамой плода, либо в более поздний срок (в 1,5 -2 года). Своевременная диагностика и лечения приносят хороший результат, позволяют ребенку хоть немного адаптироваться в окружающем мире.

. или: Алалия, дисфазия развития, ранняя детская афазия

  • Дети
  • Акции
  • Симптомы
  • Формы
  • Причины
  • Диагностика
  • Лечение
  • Осложнения и последствия
  • Профилактика

Симптомы дисфазии

Формы

Причины

  • Повреждающие факторы, воздействующие на плод через организм беременной женщины.
    • Ионизирующее излучение (например, при частом использовании рентгена у беременной).
    • Химические агенты (например, бытовые токсины, алкоголь, наркотики, попадающие в организм беременной).
    • Инфекционные заболевания у беременной:
      • цитомегаловирусная инфекция;
      • сифилис;
      • краснуха;
      • токсоплазмоз.
    • Недоедание у беременной (или грубое нарушение диеты, например, отказ от употребления мяса в контексте вегетерианства, но без должной компенсации необходимых веществ с помощью разнообразия продуктов).
    • Недостаток йода у беременной (необходим для правильного развития нервной системы).
  • Травмы головного мозга ребенка в процессе родов: асфиксия (удушье), родовая травма (например, сдавление головки ребенка акушерскими щипцами при родовспоможении, внутричерепное кровоизлияние).
  • Недостаток йода в пищевом рационе ребенка в раннем возрасте (новорожденность и до 2-3 лет).
  • Аутизм.

Врач логопед поможет при лечении заболевания

Диагностика

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания (опрос матери ребенка):
    • как протекала беременность этим ребенком (не было ли у беременной женщины простудных заболеваний, не принимала ли она лекарственные препараты, алкоголь);
    • как протекали роды (было ли наложение акушерских щипцов на головку ребенка, кислородное голодание);
    • полноценно ли питалась женщина во время беременности.
  • Неврологический осмотр ребенка: поиск возможных признаков неврологических нарушений (повышение мышечного тонуса, повышение рефлексов).
  • Осмотр ребенка логопедом: оценка речи, наличия перепутывания слогов, неправильного произношения букв и звуков.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы ребенка: позволяет послойно изучить строение головного мозга, выявить какие-либо структурные нарушения (недоразвитие головного мозга, последствия травмы).
  • Возможна также консультация детского невролога.

Лечение дисфазии

  • Длительная и упорная работа с логопедом: с помощью специальных техник производят формирование и развитие речи, правильного произношения отдельных букв и слов.
  • Препараты, улучшающие питание головного мозга (ноотропы).

Осложнения и последствия

  • Сохранение речевого дефекта на всю жизнь.
  • Нарушение социальной и трудовой (в будущем) адаптации.

Профилактика дисфазии

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Необходима консультация с врачом

Е.В. Козлова, Н.Н. Заваденко – Дисфазия развития: клинико-катамнестическое исследование, 2013 г.
Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Академия, 2000 г.
Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. 3-е изд. М.: Владос, 1999 г.

  • Выбрать подходящего врача логопед
  • Сдать анализы
  • Получить от врача схему лечения
  • Выполнить все рекомендации

Речь – сложный психический процесс, отражающий мышление человека. Чтобы понимать структуру языка требуется вовлечение коры головного мозга и подкорковых структур. Они воспринимают, обрабатывают и формируют обратную связь с внешним миром. В целом человеческий мозг выполняет две фундаментальные речевые функции:

Что это такое

Афазия – приобретенное нарушение речи, возникшие из-за органического поражения центра восприятия или формирования речи. Структура дефекта состоит из нарушения восприятия или нарушения формирования и воспроизведения речи при сохранности органов слуха и мышц, участвующих в акте разговора или письма. То есть основа дефекта локализуется в доминантном полушарии головного мозга (при левшестве – правое полушарие, у правшей – левое). Если больной не воспринимает речь потому, что плохо слышит – это не афазия, так как дефект не в коре мозга, а в органах слуха.

Наибольший прикладной и теоретический вклад внес А.Р. Лурия – основатель нейропсихологии как науки. По его разработкам и классификациям работает научный медицинский мир в области расстройств разговора.

Данные Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что среди всех больных дисфазией 30% – люди трудоспособного возраста. Мужчины в трое больше страдают расстройством языка, чем женщины. 75% пациентов получают инвалидность и не могут дальше работать. Среди всех больных 1% – это дети.

Афазия – это не только медицинская проблема. Расстройство произношения влечет за собой социальную и психологическую дезадаптацию. Нарушение понимания или формирования речи затрудняет коммуникацию людей, снижают их трудоспособность, препятствует развитию потенциала. Психологическая сторона проблемы – развитие психических расстройств и неврозов. Больные афазией осознают свой дефект.

У зрелых личностей механизмы психологической защиты позволяют избежать болезней, однако у людей, механизмы защиты которых незрелы, от осознания собственного дефекта развивается депрессия и тревога. Такие люди замыкаются в себе, отгораживаются от остальных и пересекают социальные контакты, не выходят на работу приносят убыток экономике государства.

Дисфазия как нейропсихологический синдром пересекается с алалией. Отличие афазии от алалии заключается в том, первый синдром – это нарушение сформированной речи, алалия – это недоразвитие речи или ее отсутствие. В основном наблюдается у детей с нормальным интеллектом.


Классификация и симптомы

Существует несколько классификаций. Первая классификация афазии – общепринятое разделение языковых расстройств, созданная Лурией. Ученый разделил их у взрослых так:

  • Передние формы афазии:
    • эфферентная моторная;
    • передний аграмматизм;
    • динамическая дисфазия;
  • Задние формы:
    • сенсорная дисфазия;
    • акустико-мнестическая дисфазия;
    • семантическая дисфазия;
    • афферентная моторная или кинестетическая афазия.

Ниже представлена характеристика основных форм афазии.

Дисфазия Брока развивается после поражения нижних отделов лобной коры конечного мозга (по Бродману – это 44 поле). Эта область отвечает за мышечную активность и согласованность всех мускулов речевого аппарата. Поражение зоны Брока нарушает иннервацию этих мышц, из-за чего расстраивается артикуляции и нарушается оральный праксис.

Пациент повторяет слова, с трудностью переходит к новым слогам и фразам. В его речи наблюдается персеверация (непроизвольные повторения слов собеседника). У пациента с афазией Брока расстраиваются навыки чтения и письма. Возникает аграфия и дислексия.

Расстройство приводит к паузам между словами. Таким образом нарушается структура повествования, так как некоторые звуки не могут слиться в единое слово или фразу.

Нарушается обработка синтаксических структур речи, однако корковое программирование языка сохраняется. По тяжести есть такие формы афазии:

Характеризуется нарушением построения внутреннего плана разговора и письма и затруднение в произношении длинных фраз или рассказа. Уплощается активное произношение слов: пациенты не задают вопросы врачу касательно своего здоровья, не вступают в диалог, не обращается с просьбой о помощи.

Разговор звучит как отдельные, бессвязные слова. В повествовании уменьшается количество глаголов и местоимений. При тяжелом течение речь выпадает полностью и присутствуют эхо-симптомы: больной непроизвольно повторяет отдельные слова или фразы за собеседником. При неосложненном течение речь состоит из шаблонных фраз, уплощена спонтанная речь. На вопросы отвечает стереотипными словами, которые обычно используются в бытовом разговоре.

Письмо чтение при афазии сохранены частично. Проблемы появляются при написании рассказа под диктовку логопеда. Во время чтения на первый план выступает невнимательность, ошибки в интонациях и постановке ударений, пропускаются слова. У некоторых больных нарушается способность к арифметическому счету.

При масштабном поражении лобных долей у больного возникают психические нарушения в виде апатии, депрессии, эмоциональной плоскости, пониженного настроения. Такие пациенты заторможены и у них отсутствует мотивация.


Механизм возникновения заключается в повреждении сенсорной зоны, которая локализуется в верхнем участке темпоральной коры (область Вернике), отвечающая за понимание речи и арифметический счет. Слуховая афазия характеризуется расстройством восприятия фонем речи, когда больной не способен воспринимать слово как целую структуру. То есть нарушение понимания речи заключатся в невозможности слышать предложения как организованную совокупность звуков.

Внешние органы слуха не нарушены, поэтому пациент все слышит, однако не может понять содержания обращения. Звуки не формируют у него ассоциаций, поэтому родной язык кажется ему иностранным.

Экспрессивная речь, то есть диалог, сохранен. Однако присутствуют некоторые аномалии: неологизмы (новые, выдуманные слова), иносказания. Повышается продукция речи: пациент говорит чрезвычайно много. Чтобы повысить качество передаваемой информации больной использует жесты и мимику.

Критика к дефекту языка частично отсутствует, поэтому, когда больного просят говорить внятнее или ему делают замечание, он раздражается.

Общие симптомы афазии редко затрагивают только нарушение восприятия слуховой и письменной речи. Обычно дисфазия Вернике сопровождается односторонним нарушением зрения, парезом правой носогубной складки.

Клиническая картина после травматического события сопровождается психическим возбуждением и нередко психозом с бредом ущерба или преследования. В совокупности с неологизмами и повышенной продукцией речи на первый взгляд врачу кажется, что у больного рецидив шизофрении или острая интоксикация психотропными веществами. Однако дальнейшее ведение пациента и дифференциальная диагностика устанавливают, что это расстройство речи вследствие инсульта.

Поражение мозга локализуется в 21 и 37 поле Бродмана, что снижает слухоречевую память. У пациентов с акустико-мнестической афазии понижается скорость обработки речевой информации. Это выявляется в диалоге, когда между репликой или вопросом проходит время, которое нужно больному, чтобы понять смысл сказанного. При этом у него не наблюдаются признаки сниженного интеллекта.

Механизм нарушения заключается в том, что у пострадавшего в коре головного мозга тормозятся слухоречевые следы двумя путями:

  • Проактивное торможение. Выявляется беседе, когда больного просят повторить рассказ. Он воспроизводит из общего повествования 1-2 слова.
  • Ретроактивное торможение. Заключается в нарушении повтора последних слов. То есть из рассказа или предложения воспроизводятся только первые 1-3 слова.

Нарушается понимание организованных грамматических и логических речевых структур. Неврология повреждения – гибель нейронов области на границе между теменной и затылочной областями.

Системные нарушения речи проявляются затруднением понимания или выполнения задач и упражнений, которые содержат синтаксические элементы. Наблюдается синхронное нарушение простейших операций мышления, однако простые предложения и рассказы воспринимаются больным нормально.

Возникает при поражении теменной области gyrus postcentralis. Основное отличие – нарушение артикуляционного праксиса. Это проявляется утратой способности четко выговаривать отдельные звуки. Когда пациент пытается говорить, он делает хаотические движения языком и губами.

Нарушается чтение и письмо. Однако часто письмо остается сохранным и становится единственным способом коммуникации с врачом и родными в острый период после травматического происшествия.

Афферентная дисфазия бывает двух вариантов:

  1. Наблюдается нарушение пространственного синтеза, который обеспечивает целостность и синхронность артикуляционных мышц. При тяжелом течении спонтанная речь полностью отсутствует.
  2. Проводниковая афазия. Речь изобилует стереотипными высказываниями.


Детская дисфазия бывает трех вариантов. Виды афазии и их характеристика:

  • Нарушение речи, возникшие вследствие органических факторов, например, после черепно-мозговой травмы или в результате сдавливания мозга опухолью.
  • Расстройства языка, возникшие на фоне эпилепсии из-за эпилептиформной активности мозга, когда в коре возникает спонтанное синхронное возбуждение.
  • Сочетание эпилепсии и органических причин, которые расстраивают речь.

Классификация по тяжести:

  1. Грубая. Нарушается восприятия и формирование слов и фраз вместе с нарушением чтения и письма.
  2. Умеренная. Наблюдаются фрагментарные нарушения каждой составляющей речи.
  3. Легкая, или частичная афазия. Наблюдаются отдельные патологии при сохранности других компонентов. Например, при нарушении слуховой речи сохраняется чтение, письмо, счет и диалогический язык.

Транскортикальная афазия – сопровождается нарушением спонтанной речи, беглостью и прерывистостью. При больно читает вслух нормально и понимание языка сохранено. Частично нарушается называние наименований предметов, объектов и явлений.

Травматическая афазия. Название отражает суть патологии: расстройство речи возникло после травматического события и сохраняется в острый период, однако со временем устраняется.

Глобальная афазия. Возникает при поражении области вокруг сильвиевого водопровода, которая охватывает глубокие структуры белового вещества и хвостатого ядра. Нарушается понимание и формирование речи.

Подкорковая афазия. Возникает при поражении подкорковых отделов мозга, отвечающих за формирование речи при сохранности коры. Другое название – псевдоафазия. Смешанное расстройство, сопровождающееся нарушением понимания и воспроизведения речи.

Сенсомоторная афазия. Возникает при поражении зоны Брока и зоны Вернике на уровне коры мозга. Сопровождается нарушением понимания и формирования речи, расстройством навыков чтения, письма и счета.

Причины

Ишемический инсульт – это наиболее распространенная причина. На его фоне останавливается кровообращение в бассейне средней мозговой артерии, питающая корковые речевые центры.

Остальные причины возникновения афазии:

  • ЧМТ. При травмах головного мозга нервные клетки сначала погибают от механического воздействия (удара), а затем от посттравматического отека и асептического воспаления.
  • Опухоли. В основном это глиомы и глиобластомы.
  • Нейроинфекции: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит. Массивное воспаление мозговой ткани и оболочек приводит к смерти нервных клеток.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Пика, Паркинсона, Альцгеймера, хорея Гентингтона. Эти расстройства сопровождаются постепенной атрофией клеток мозга.


Диагностика

Дисфазия диагностируется тремя взаимодополняющими способами:

  1. Нейровизуализация.
  2. Клиническая беседа.
  3. Обследование у патопсихолога или медицинского психолога.

Обследование лиц с афазией начинается с выявления органического очага патологии. Для этого в клинической практике используются методы нейровизуализации – компьютерная и магнитно-резонансная томография, функциональная МРТ или позитронно-эмиссионная томография. Диагностические инструменты устанавливают локализацию очага и его характеристики, например, объем поражения зоны Брока.

Второй этап – обследование речевых функций у больных. Представляет собой клиническую беседу, в ходе которой невролог с логопедом выявляют расстройства языка при помощи вопросов, диалога и просьбы выполнить диагностические упражнения, например, кратко написать автобиографию. В результате клинической беседы оценивается форма афазии и ее глубина.

Третий этап – обследование у медицинского психолога. Специалист выявляется сопутствующие нарушения высшей нервной деятельности, например, нарушение пространственной ориентации, неспособность к счету, снижение интеллекта и психические расстройства и состояния (депрессия, тревога).

Коррекция

Весь процесс лечения демонстрируется на стандартной ситуации. Человек с инсультом попадает в отделение интенсивной терапии и реанимации. Ему вводят препараты, восстанавливающие кровоток мозга, объем циркулирующей крови и лекарство при афазии, регулирующее реологические свойства крови, чтобы рассосать тромб, что привел к ишемии сосудов мозга. В таком состоянии он пребывает 2-3 дня.

Когда пациент пришел в сознание, он отвечает на просьбы врача, самостоятельно дышит и может говорить, начинается ранний этап восстановления. Он длится до 6 месяцев. Ранний этап начинается со стимуляции речи. В течение всей ранней фазы проводится логопедическая и психотерапевтическая работа с больным.

После раннего начинается резидуальный этап при афазии. Он начинается спустя 6 месяцев после мозговой катастрофы. Пациент участвует в восстановлении языка при помощи упражнений и заданий, которые может выполнять самостоятельно.

Включаются специфические логопедические методики, например, у детей это могут быть логопедические игры или массаж при афазии.

Реабилитация сопровождается психологическим дискомфортом. Больные осознают свои дефекты. Рекомендации близким больных – иметь терпение: пациенты будут говорить невнятно, нечленораздельно, будут издавать хаотические звуки, говорить медленно и с паузами между словами. Однако это преходящий период, и при должном внимании к родственнику и работе с ним речь начнет возвращается к концу первого месяца после травматического события.

Прогноз

Чем больше факторов, описанных ниже, тем выше вероятность полного восстановления речи:

  • высшее образование;
  • молодой возраст (до 40 лет);
  • знание 2-3 языков;
  • ежедневная работа с логопедом, или самостоятельное упражнение с задачами;
  • выполнение назначений врача;
  • внимание к больному и психологическая поддержка.

Факторы, которые отрицательно влияют на прогноз:

  1. пожилой возраст;
  2. отсутствие образования;
  3. работа связана с физическими нагрузками;
  4. пропуск занятий с логопедом;
  5. невыполнение врачебных назначений;
  6. наличие сопутствующих болезней центральной нервной системы или внутренних органов.

На прогноз также влияют факторы, не зависящие от пациента:

  • масштаб ишемического очага;
  • компетентность врачей;
  • географическая местность (в городе обычно больше специалистов).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.