Для выявления сенсорной афазии пациента просят

Сенсорная форма афазии — речевое расстройство, вызванное нейрогенными поражениями височных долей головного мозга. Патология часто является следствием инсульта: больной слышит речь окружающих, но не понимает ее смысл, теряет вербальные навыки.

В редких случаях заболевание диагностируют у детей. Прогнозы при сенсорной афазии зависят от многих факторов, но практика показывает, что при правильном лечении обычно наблюдается значительное улучшение состояния больного.

Формы сенсорной афазии

Рассмотрим формы сенсорной афазии.

Дисфункция блока восприятия, анализа и хранения поступающей информации. Человек, страдающий семантической афазией, в основном понимает обращенную к нему речь и может связно говорить.

На фоне выявленных нарушений появляются проблемы с письменной речью, чтением.

Может пропасть чувство ритма. Все это дестабилизирует и без того шаткое психологическое состояние больного: нарастает тревожность, возбудимость, возможно появление бессонницы.

Определение объединяет нарушения понимания чисел и совершения арифметических операций.

Выражается акалькулия по-разному: больной перестает воспринимать цифры на звук и/или визуально, не может восстановить числовой ряд по уменьшению или возрастанию, не способен совершать вычисления. Чаще всего при акалькулии люди не видят разницы между визуально схожими цифрами (9 и 6, 132 и 231).

Патология крайне редко встречается в обособленном виде, обычно она сопровождает другие виды сенсорных афазий. Полная картина дисфункции будет зависеть от того, какой именно участок мозга был поражен и насколько сильно. В целом акалькулия успешно корректируется.

Моторно сенсорная афазия часто приобретает афферентную форму: при сохранении способности воспроизводить звуки больной теряет способность произносить многие слова, особенно сложные, часто вообще не может говорить.

Понимание обращенной речи при этом сохраняется, чем пациент сообщает при помощи вербальных знаков — например, кивком головы. При отсутствии проблем с мелкой моторикой человек с моторной афазией может изъясняться письменно. Навыки чтения тоже сохраняются.

Эфферентная форма: типичным признаком является навязчивое повторение отдельных слогов (напоминает заикание) или слов. Иногда сохраняется автоматизированная речь, то есть человек непроизвольно выдает выученные когда-то стихи, песни.

Крайняя, самая тяжелая степень нарушения. Больной не воспринимает чужую речь и не говорит самостоятельно. Чтение, письмо, изъяснение при помощи артикуляции при тотальной афазии невозможны. Близким пациента с таким диагнозом нужно помнить, что отклонение не является психическим!

Обычно тотальная афазия проявляется и наблюдается первые несколько дней после инсульта, затем в большинстве случаев сознание и речь пациента восстанавливаются, пусть и не полностью.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Афазия у детей встречается редко — примерно в 0,4% случаев выявления нарушений речи ставится этот диагноз. Если у взрослых сенсорная форма афазии чаще всего развивается после инсульта, то в детском возрасте такой фактор практически исключен.

Классификация детских афазий зависит от природы заболевания: оно может быть вызвано изменением тканей головного мозга или долгой эпилептической активностью. Оба типа включают несколько разновидностей, признаки которых зависят от характера и локализации очага поражения.

Следует выделить несколько факторов, провоцирующих развитие сенсорной афазии у детей:

  • гипоксия плода во время беременности;
  • сдавливания, гематомы и отеки головного мозга в результате родовых травм;
  • воспалительные, инфекционные, дегенеративные процессы;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухолевые процессы, затрагивающие головной мозг;
  • врожденные церебральные сосудистые аномалии;
  • синдром Ландау-Клеффнера.

Последний пункт сам по себе часто называют эпилептической афазией, хотя он не является эпилепсией в ее обычном медицинском значении. Механизм патологии изучен не до конца, но известно, что склонность к ней часто наследуется.

Сенсорная форма афазии у детей долгое время может оставаться незамеченной — форма ее протекания обычно более мягкая, чем у взрослых. Фиксируют патологию в 3-7 лет, но внимательные родители могут и раньше заметить первые тревожные звоночки:

Сенсорная форма афазии у детей чаще выражается не комплексно, а как отдельное проявление: нарушение устной, экспрессивной, импрессивной речи, чтения (алексия), письма (аграфия).

Очень редко и обычно в подростковом возрасте фиксируется динамическая афазия — отсутствие в речи глаголов, шаблонов.

Диагностика

Учитывая разнообразие проявлений сенсорной афазии, разную степень их выраженности, а также большую вероятность совмещения сразу нескольких патологий, для постановки точного диагноза потребуется провести подробное обследование пациента, которое включает:

  • Сбор анамнеза. Изучение истории болезней пациента поможет выяснить, когда и почему именно начала развиваться афазия;
  • Осмотр невролога. Врач оценивает симптоматику, предполагает локализацию поражения. У детей оценивается уровень психического развития, его соответствие возрасту;
  • Посещение нейрохирурга. Обязательно для пациентов с черепно-мозговыми травмами и внутричерепными опухолями;
  • МРТ, МСКТ головного мозга. Методы позволяют выявить изменения структуры головного мозга: гематомы, новообразования, воспаления, зоны инсульта, дегенеративные процессы;
  • При нарушениях мозгового кровообращения необходимо сделать МРТ сосудов головного мозга;
  • Все пациенты с подозрениями на психические нарушения попадают на осмотр к психиатру. Задача врача в этом случае — выделить признаки сенсорной афазии на фоне когнитивных расстройств.

Дальнейшая диагностика заключается в проведении множества тестов, выявляющих афазические нарушения. Тестирование контролируется логопедом, неврологом, психологом.

Изучается устная и письменная речь больного, его способность к повторной и рядовой речи (перечисления дней недели, числовой ряд), сохранение грамматики и понимания терминов.

Проверяется слуховое и визуальное понимание цифр, способность производить вычисления.

Для выявления скрытых нарушений восприятия пациента просят прочитать отрывок текста вслух или про себя, а затем пересказать прочитанное.

Тестирование маленьких детей проводится по специальной методике, приближенной к игровой форме.

Используются карточки с картинками, пазлы, логические и математические задания. Ребенка просят вспомнить сюжет любимой сказки, посмотреть мультфильм и кратко пересказать его.

Коррекция сенсорной афазии

На основе результатов проведенного обследования для каждого конкретного случая сенсорной афазии разрабатывается индивидуальная программа комплексного лечения. Обычно в него входят:

  • Медикаментозная терапия. Назначаются ноотропные и нейротрофические препараты, комплекс витаминов. При угрозе отека головного мозга вводят осмодиуретики через капельницу, прописывают мочегонные препараты. Пациентам с инфекционными поражениями головного мозга необходимо пройти лечение медикаментами, разработанными для борьбы с возбудителями болезни. В случае выявления психических отклонений могут быть назначены психотропные препараты.
  • Арифметические и логопедические занятия. Упражнения подбираются в соответствии с картиной заболевания. Методики направлены на восстановление зрительного и слухового восприятия, логического мышления, способности к концентрации. Пациент проговаривает сначала короткие, затем сложные фразы, решает арифметические задачи. Хорошие результаты дает работа с предметными картинками, соотнесение изображений и текста, простые диктанты. Занятия должны проводиться ежедневно, поэтому без помощи близких пациенту не обойтись. Часто развивающие детские пособия могут быть использованы для восстановительных занятий при сенсорной афазии у взрослых.
  • Психотерапия. Речевые нарушения, вызванные афазией, становятся причиной угнетенного психологического состояния у пациента. Больше остальных страдают дети, которые не могут влиться в социальную среду и вынуждены терпеть насмешки сверстников. Позитивная дружелюбная обстановка в семье и твердая поддержка близких имеют огромное влияние на результативность терапии. Замечено, что прогресс у больных афазией часто возникает после общения с животными — лошадьми, собаками, кошками. По возможности рекомендуется завести домашнего питомца.

Прогнозы лечения могут быть разными в зависимости от тяжести и типа сенсорной афазии.

Негативными факторами считаются пожилой возраст, патологии кровообращения, наличие не подлежащих удалению внутричерепных опухолей.

Для молодых физически крепких людей, чье заболевание было спровоцировано травмой или лакунарным инсультом, вероятность полного восстановления близка к стопроцентной.


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.


В клинической практике невролога оценка когнитивных функций включает исследование ориентации, внимания, памяти, счёта, речи, письма, чтения, праксиса, гнозиса.

Ориентация

Исследование способности пациента ориентироваться в собственной личности, месте, времени и текущей ситуации проводят параллельно с оценкой состояния его сознания.

  • Ориентация в собственной личности: просят пациента назвать своё имя, адрес проживания, профессию, семейное положение.
  • Ориентация в месте: просят пациента сказать, где он сейчас находится (город, название медицинского учреждения, этаж) и каким образом прибыл сюда (транспортом, пешком).
  • Ориентация во времени: просят больного назвать текущую дату (число, месяц, год), день недели, время. Можно спросить дату ближайшего приближающегося либо прошедшего праздника.

Дальнейшее исследование психических функций пациента проводят в том случае, если установлено, что он находится в ясном сознании и способен понимать инструкции и задаваемые ему вопросы.

Внимание

Под вниманием человека понимают как способность постигать множество аспектов стимулирующих воздействий в любой из моментов времени, так и неспецифический фактор обеспечения селективности, избирательности протекания всех психических процессов в целом. Неврологи нередко обозначают этим термином способность фокусироваться на определённых сенсорных стимулах, выделяя их из числа прочих. Принято различать фиксацию внимания, переключение внимания с одного стимула на другой и поддержание внимания (необходимое для выполнения задания без признаков утомления). Эти процессы могут быть произвольными и непроизвольными.


[1], [2], [3], [4], [5], [6]

Память

В соответствии с концепцией временной организации памяти различают следующие её виды: непосредственная (мгновенная, сенсорная), кратковременная (рабочая) и долговременная.

Оценка счёта в клинической неврологической практике чаще всего ограничивается заданиями на выполнение арифметических действий и решение простых арифметических задач.

  • Серийный счёт: просят пациента выполнить серийное вычитание семи из 100 (вычесть семь из 100, затем последовательно вычитать семь из остатка ещё 3-5 раз) либо три из 30. Отмечают количество ошибок и время, необходимое пациенту для выполнения задания. Ошибки при выполнении теста могут наблюдаться не только при акалькулии, но и при расстройствах концентрации внимания, а также при апатии или депрессии.
  • Если у пациента выявлены нарушения когнитивных функций при решении упомянутых задач, ему предлагают простые задачи на сложение, вычитание, умножение, деление. Можно предложить решение и бытовых задач с арифметическими действиями: например, подсчитать, сколько можно купить груш на 10 рублей, если одна груша стоит 3 рубля, сколько при этом останется сдачи и т.п.

Способность к обобщениям и абстрагированию


[7], [8], [9], [10]

При беседе с пациентом анализируют, как он понимает обращенную к нему речь (сенсорная часть речи) и воспроизводит её (моторная часть речи). Расстройства речи составляют одну из сложных проблем клинической неврологии, её исследуют не только неврологи, но и нейропсихологи, логопеды. Ниже рассматриваются лишь основные вопросы речевых расстройств, помогающие топической диагностике.

Речь может страдать относительно изолированно от других высших мозговых функций при очаговых поражениях головного мозга либо одновременно с другими нарушениями в когнитивной сфере при деменциях. Афазия - нарушение уже сформировавшейся речи, которое возникает при очаговых поражениях коры и прилежащей подкорковой области доминантного полушария (левого у правшей) и представляет собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата (то есть без пареза речевой мускулатуры - язычных, гортанных, дыхательных мышц).

Классическая моторная афазия (афазия Брока) возникает при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария, а сенсорная афазия (афазия Вернике) - при поражении средних и задних отделов верхней височной извилины доминантного полушария. При моторной афазии нарушаются все виды устной речи (спонтанная речь, повторение, автоматизированная речь), а также письмо, но понимание устной и письменной речи относительно сохранно. При сенсорной афазии Вернике страдает как понимание устной и письменной речи, так и собственная устная и письменная речь пациента.

Праксис

Под праксисом понимают способность выполнять последовательные комплексы сознательных произвольных движений to совершать целенаправленные действия по выработанному индивидуальной практикой плану. Апраксия характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта, сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных, символической жестикуляции и др.) без выраженных признаков центрального пареза или нарушений координации движений. В зависимости от локализации очага поражения различают несколько видов апраксий.

Гнозис

Агнозия - расстройство узнавания объектов (предметов, лиц) при сохранности элементарных форм чувствительности, зрения, слуха. Различают несколько типов агнозии - зрительную, слуховую, обонятельную и др. (в зависимости от того, в пределах какого анализатора произошло нарушение). В клинической практике наиболее часто наблюдают оптико-пространственную агнозию и аутотопагнозию.

MedPsy.World - сайт для всех, кто интересуется психологией и её медицинским аспектом.

Афазия и её виды


Речь — это психическая функция человека, которая представляет собой процесс общения посредством языка. Нарушения речи изучают многие дисциплины, нейропсихология же исследует разные формы патологии речи, которые возникают при локальных поражениях головного мозга.

Афазии – это системные нарушения всех видов речи (сюда относится не только высказывание, но и понимание чужой речи). Эти нарушения касаются уже сформировавшейся речи, которые возникают при поражениях левого полушария головного мозга. То есть в большинстве случаев афазии возникают у взрослых людей, у детей они возможны только при поражении мозга после того, как речь уже сформировалась. Как правило, афазии возникают у 90% правшей и 9% левшей. Мужчины ими страдают чаще, чем женщины (Например, в результате сосудистой патологии афазии возникают в 60% у мужчин и лишь в 8-12% у женщин).

Почему возникают афазии?

Афазии могут появляться по различным причинам, например из-за сосудистой патологии (инсульты, инфаркты, нарушение мозгового кровообращения), при черепно-мозговых травмах и опухолях.

Какие виды афазии бывают и как их выявляют?

Используют всё тот же нейропсихологический альбом Лурии, показывают различные картинки, просят назвать изображённые предметы. Больной затрудняется называть необходимое слово, заменяет его другим. Также во время обследования нейропсихолог может попросить обследуемого нарисовать курицу, больной с оптико-мнестической афазией изображает её с хвостом петуха (это происходит по причине замены слова).

  • Для акустико-мнестической афазии (поражение средних и задних отделов височной области, 21 поле по Бродману) характерна скудная речь с пропусками слов. Помимо этого сужается восприятие на слух, нарушается память, больной не может удержать в памяти только что услышанную информацию (повторяет не больше 2-3 слов из 10). Это приводит к трудностям понимания развёрнутой речи. Также для этой формы афазии свойственны и вербальные парафазии, и алексия, иногда больной может прочитать текст, но воспроизвести его через 1-2 минуты — нет. Отмечается словесная реминисценция, это явление, при котором человек лучшее воспроизводит материал через несколько часов, чем сразу после предъявления.

В нейропсихологическом альбоме просят показать три предмета, но больной показывает лишь один-два, так как у него резко снижена оперативная память.

Для диагностики семантической афазии больного просят объяснить, например разницу между такими предложениями: брат отца / отец брата.

Предлагают решить задачу на степени сравнения:

Также затруднительно человеку с семантической афазией понять хронологию событий. Например, Перед завтраком я зашел к другу. Что было раньше, завтрак или визит к другу?

Кроме того, больные путаются в пространственных конструкциях: Земля освещается Солнцем / Солнце освещает Землю.

Также для проверки понимания предлогов просят посмотреть на карточку и показать называемые картинки: бочонок на ящике, бочонок заящиком и т.д.

  • При эфферентной моторной афазии (ЭМА) (поражение вторичных полей коры нижних отделов премоторной коры) больному для произнесения слов нужно время, чтобы переключиться с одного положения губ на другое. Для ЭМА характерна разорванная, скандированная речь, когда больной говорит, как по слогам (хо-ро-ша-я по-го-да), то есть не хватает плавности произнесения слова. Наблюдается множество неконтролируемых штампов (в тяжелых случаях появляется мат). Также отмечаются и персеверации в устной речи. Человек с ЭМА испытывает невероятные трудности в произнесении скороговорок. Наблюдается глагольная слабость, то есть дефицит и/или пропуск глаголов, не правильная постановка сказуемого в предложении, употребление инфинитивов вместе личных форм. Также нередки и нестыковки в окончаниях существительных, неправильное употребление рода, числа и времени. При ЭМА чтение и письмо грубо нарушены. Под диктовку больной пишет, постоянно заменяя буквы, пропуская гласные и согласные. При грубой форме ЭМА свободная (спонтанная) речь очень бедна, она состоит лишь из называния предметов и явлений. При этом интонация однообразная, отмечаются ошибки в ударении. Повторная речь оказывается лучше спонтанной, но она также наполнена застреваниями на определённых звуках.

  • При динамической афазии (поражение премоторных отделов) речь очень бедная, у больного нет активности и инициативы. Составление фразы и развернутый ответ вызывают немалые трудности. У таких пациентов обычно страдает монолог. Диалог частично доступен, но отмечается эхолалия, то есть больной повторяет только что услышанное слово или фразу (Нейропсихолог: — Вы сегодня хорошо спали? Пациент: — Хорошо спали. Нейропсихолог: — Ваша семья приезжала? Пациент: — Семья приезжала). Несмотря на достаточный словарный запас, спонтанная речь практически отсутствует, она наполнена штампами разговорного характера, интонация однообразная. При динамической афазии больной может повторить отдельные существительные и показать 1-2 предмета на картинке, но назвать глаголы не может. Подбадривание и подсказки со стороны психолога не помогают пациенту выполнить задания. Письмо от себя практически невозможно, при списывании и письме под диктовку сложных фраз наблюдаются искажения. Больной динамической афазией может читать, но пересказать материал не в состоянии, он может прочесть простые слова, но чтение фраз искажается.

Сенсорная дисфазия имеет центральный механизм, в основе которого лежит патология высшей корковой функции височной коры. При этом периферические органы слуха, проводящие пути и нервные волокна целы. Это значит, что человек слышит обращенную к нему речь, фразы и слова, но он не понимает смысла: для больного это набор бессмысленных звуков. Для него родная речь становится иностранной.

Причины

Очаг поражения при сенсорной афазии локализуется в зоне Вернике. Это область височной коры, которая располагается в верхней височной извилине, спереди ограничиваясь лобной. Речевая зона Вернике отвечает за понимание и усвоение слуховой и письменной речи.

Однако дисфазия может быть преходящей, временной, которая проходит самостоятельно. Преходящая дисфазия возникает вследствие эпилепсии, транзиторной ишемической атаки и мигрени. Следует помнить, что наличие дисфазии при транзиторной ишемической атаке говорит о повышении риска развития острого мозгового кровообращения в течение ближайших двух недель.

Сенсорная дисфазия Вернике может быть результатом нейродегенеративных заболеваний. Чаще всего патология речи коррелирует с лобно-височной деменцией и болезнью Альцгеймера. При этом в клинической картине нейродегенеративного заболевания ничего, кроме дисфазии почти не наблюдается.

Симптомы

Клиническая картина речевого расстройства состоит из отдельных групп речевых патологий. Признаки сенсорной афазии:

  1. Слуховая агнозия. Это выражается в том, что больной правильно и адекватно воспринимает невербальные звуки. Шум ветра, гул двигателей, ноты с фортепиано и пение птиц больной узнает и может правильно отождествить звук и источник.
  2. Нарушение экспрессивной речи. Наиболее отчетливо выражается в первую неделю после инсульта. Характеризуется непрерывным потоком мало разборчивых звуков и фраз. Преобладают короткие слоги. Предложения и фразы в основном плавные. Это главное отличие от дисфазии Брока, при которой речь отрывчатая и с большими паузами.
  3. Патология диалога. Больные с трудом подбирают нужные слова в разговоре. Увеличивается речевая продукция, то есть больные много, но не разборчиво говорят. При тяжелой дисфазии речь совершенно не ясна окружающим, так как представляет поток разных звук, не складывающихся в слова или фразы.
  4. Нарушение номинативной функции. Это выражается в том, что больной не может назвать наименование предмета, явления или действия.
  5. Патология артикуляции, мимики и жестикуляции. Симптомы нарушения встречаются редко. Обычно они выражаются в нарушении подбора интонации и неправильной длительности гласных.
  6. Аграфия и алексия. Частично нарушается чтение и письмо под диктовку.

Сенсорная дисфазия часто сопровождается с другими неврологическими расстройствами, особенно после инсульта. Дисфазия сочетается с правосторонним снижением мышечной силы (гемипарез), со слабостью в правой руке, правосторонним нарушением зрения или со снижением чувствительности по гемитипу.


Диагностика

Диагностикой занимается врач-психиатр совместно с логопедом. После того, как больной придет в сознание, с ним начинается диагностическая работа. Сначала врачи беседуют с больным. В ходе беседы специалисты выслушивают речь и исследуют понимание обращенных слов к больному.

Обращается внимание на речевую продукцию, число сказанных за минуту слов, наличие повторов слов и фраз, длительность фраз и их структура. Учитывается нарушение падежей, наличие союзов, предлогов. Оценивая структуру повествования, врачи параллельно смотрят на моторную функцию: проводится оценка

Методы коррекции

Лечение сенсорной афазии начинается с восстановления общего состояния больного. Врачи должны убедиться, что пациент уже может учиться без ущерба для его здоровья и без сильной психофизиологической нагрузки.

Сначала назначается медикаментозная терапия, стабилизирующая состояние пациента и улучшающая трофику головного мозга. Проводится этиотропная терапия, устраняющая причину дисфазии.

Главная задача восстановительного обучения – реабилитировать речевые навыки и восприятие диалога, вернуть больного в социум, научить самостоятельно следить за состоянием своей речи.

Восстановление речи при сенсорной афазии проводится логопедом. Считается, что наибольший шанс полного восстановления имеют молодые люди, наличие высшего образования и геморрагический инсульт (в плане соотношения прогноза ишемический инсульт тяжелее геморрагического).

В реабилитации имеет значение частота и интенсивность занятий. Так, исследования показали, что восстановление речи зависит не так сильно от сложности и специфики заданий, как от напора и частоты выполнения самих упражнений.


В результате органического поражения участков головного мозга отвечающих за способность разговаривать и понимать слова у человека может развиться такое состояние как афазия. Термином обозначается нарушение ранее имеющейся речевой функции, возникшая патология может выражаться в утрате навыков произношения слов и письма, потере способности к пониманию чужой речи. Афазия может выражаться легкими признаками или тяжелыми расстройствами, в последнем случае также нарушается двигательная и психическая сфера. Под влиянием заболевания изменяется личность больного, поэтому лечением выявленной патологии занимаются неврологи, психотерапевты, логопеды.

Причины

Нарушение речи развивается под влиянием патологических процессов, происходящих в контролирующих способность говорить центрах головного мозга. Заболевание характерно для пожилого возраста, иногда оно возникает у детей старше трех лет, то есть афазия развивается тогда, когда уже речь полностью сформирована. Среди причин расстройства речи выделяют:

  1. Инсульты – геморрагический и ишемический.
  2. Травмы головного мозга.
  3. Опухоли.
  4. Воспалительно – инфекционные заболевания – энцефалиты, менингиты, абсцессы.
  5. Хронические прогрессирующие изменения ЦНС – болезнь Пика или Альцгеймера.
  6. Оперативные вмешательства по поводу разных заболеваний.

Афазические расстройства при кровоизлияниях и травмах возникает резко, при новообразованиях письменная и устная речь ухудшается медленно. Тяжесть заболевания зависит от обширности очага поражения, возраста больного, своевременности лечения.

Классифицирование расстройств речи позволяет врачам наиболее правильно подобрать схему лечения, предположить период дальнейшего выздоровления и сформировать прогноз. Разработано несколько классификаций, при постановке диагноза наибольшее значение имеет подразделение афазий, рассмотренное А. Р. Лурией.

  1. Сенсорная афазия или афазия Вернике. Получила такое название за счет поражения одноименной зоны, расположенной в верхних участках височной извилины. При таком поражении нарушается фонетический слух, то есть больной путает звуки. Вследствие этого обращенные к нему слова становятся не понятными. При грубых нарушениях страдает и импрессивная и экспрессивная речь, нарушается чтение слов и фраз вслух, не правильно записываются предложения.
  2. Акустико – мнестическая афазия возникает при патологическом поражении средней трети височной извилины. Нарушается слухоречевая память. Пациент понимает то, что говорят другие, но при этом надолго не может удержать в памяти то, что ему сказали. Сохранено чтение. Больной может списывать представленную информацию. Устная речь скудная, часто наблюдаются пропуски существительных или их замена на подходящие по предназначению слова.
  3. Афазия афферентная моторная развивается при поражении нижних участков постцентральной коры. Больной не может достаточно точно управлять артикуляционными движениями. При грубых нарушениях пациенту доступны лишь отдельные звуки. Часто больной владеет всего несколькими словами, которые до болезни произносил чаще всего. При осмотре выявляются изменения в управлении языком – пациент не может им дотронуться до губ, не получается надуть щеки.
  4. Эфферентная моторная форма афазии возникает при нарушениях в зоне Брока, расположенной в нижних участках премоторной области. Нарушается переключение с одной артикуляционной формы на другую. Больной при легком поражении предпочитает выбирать слова с одинаковыми слогами или использует стереотипные выражения – эмболы, при помощи которых пытается построить всю свою речь. Произнесенная речь напоминает телеграмму, то есть делаются паузы между словами, выпадают глаголы. В тяжелых случаях произносятся только отдельные звуки. При длительном речевом нарушении страдает письменная речь, чтение.
  5. Оптико – мнестический вид афазии возникает при патологическом поражении височно – затылочных участков левого полушария. Разрушается связь между самим словом и тем, что оно обозначает. Больной будет долго искать подходящее обозначение предмета и явления, за счет чего разговор значительно тормозится.
  6. Динамическая афазия развивается при поражении премоторных участков, примыкающих сверху к зоне Брока. У больного нарушается целостность высказывания, отсутствует самостоятельная речь. Пациент односложно отвечает на вопросы, при этом нередко наблюдается повтор последнего произнесенного слова.

У части больных присутствует сразу несколько форм афазии, что затрудняет дальнейшее лечение. В зарубежной медицинской литературе используется упрощенная классификация:

Ниже следует видео, в котором интересным и доступным языком разъясняются особенности форм афазии:

Диагноз афазии и выявление причин подобного нарушения проводится совместным обследованием нескольких врачей. Это неврологи, нейрохирурги, психотерапевты, логопеды. Для установления причины используется компьютерная томография отделов головного мозга, дуплексное сканирование, ангиография. В ходе обследования проводят следующие тесты:

  1. Оценку устной речи. Больному предлагается ответить расширенно на вопросы. Пациента просят точно повторить простые и сложные предложения.
  2. Оценку письма под диктовку или списывание.
  3. Оценку слуховой памяти.

Для выявления афазии подходят и тесты, при которых пациента просят назвать предметы, описать из чего они состоят. Больному предлагают назвать вещи, животных, явления на определенную букву – здоровый человек за минуту вспоминает не менее 12 слов.

Коррекция и лечение

Пациент нуждается в постоянном внимании медицинского персонала и родственников. При назначении лечения необходимо учитывать, что больной не воспринимает один из видов речи, поэтому все рекомендации должны быть пояснены несколькими способами – при помощи картинок, жестами, воспроизведением похожих действий. Курс лечения складывается из терапии основного заболевания и из занятий с логопедом – афазиологм. Восстановление речи происходит медленно за несколько лет, поэтому помощь близких людей в это период особенно важна и необходима.

Форма логопедических занятий зависит от вида нарушения. На первых занятиях необходимо выработать у больного желание к восстановлению утраченных функций, предотвратить появление стереотипных выражений.

Работу с пациентом проводят по всем направлениям, то есть работают над устной, письменной речью, стимулируют чтение и запоминание.

Больной с афазией нормально воспринимает окружающую действительность, но вместе с тем под влиянием болезни у него может развиться депрессия, агрессивность, не желание к продолжению лечения. Для таких пациентов важна помощь психолога, в восстановительный период прогноз полного выздоровления зависит и от внимательности родственников. Близким людям при общении с человеком с нарушенной речью рекомендуется соблюдать следующие правила:


  1. Не нужно в присутствии больного говорить с третьими лицами о болезни, прогнозах, возникших нарушениях.
  2. Необходимо стимулировать больного на самостоятельно начатые диалоги. Не нужно за него произносить трудные для него слова.
  3. Пациенту с афазией необходима постоянная помощь при выполнении врачебных предписаний. Ему необходимо доступным способом объяснять предстоящие обследования и процедуры, контролировать время приема лекарств.
  4. Больной нуждается в постоянном общении – только разговоры, объяснения, чтение вслух позволят замедлить появление других речевых нарушений. Телевизор и газеты не в состоянии восстановить нарушенную речевую функцию.
  5. Необходимо проявлять терпения, объясняя по нескольку раз не понятные для родственника термины.


Нарушение речи может быть первым тревожным признаком болезни Альцгеймера. Узнайте главное об этом заболевании.
Повреждения мозга после инсульта может сопровождаться афазией. Подробности здесь.

Прогноз восстановления письменной и устной речи зависит от причины заболевания, возраста больного, степени органического поражения головного мозга. У молодых пациентов чаще всего наблюдается благоприятный исход. Во многом дальнейшая речь больного зависит от грамотного специалиста – логопеда и от родственников, оказывающих постоянную моральную поддержку в восстановительный период.

Как мы экономим на добавках и витаминах: пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.