Дорожевец а н искажение образа физического я у больных ожирением и нервной анорексией




1. Характеристика больных нервной анорексией
2. Характеристика больных ожирением .
2. Результаты здоровых испытуемых .
1. Особенности аффективного и когнитивного компонентов образа внешности. .
2. Исследование связи между особенностями когнитивного и аффективного компонентов образа внешности
3. Экспериментальное исследование характера влияния аффективной оценки внешности на точность ее восприятия
3, Результаты больных ожирением.
1. Особенности аффективного и когнитивного компонентов образа внешности.
2. Исследование связи между особенностями когнитивного и аффективного компонентов образа внешности .
4, Результаты больных нервной анорексией .
1. Особенности аффективного и когнитивного компонентов оораза внешности
2. Исследование связи между особенностями когнитивного и аффективного компонентов образа внешности
3. Анализ связи между когнитивным и аффективным компонентами образа внешности у больных шизофренией с синдромом нервной анорексии.
5. Исследование роли когнитивной дифференци
рованности в процессе взаимодействия аффективного и когнитивного компонентов образа
внешности.
1. Особенности когнитивной дифференцированное ти в экспериментальных группах. .
2. Исследования влияния когнитивной дифференцированное ти на величину искажения
в каадой экспериментальной группе. . . .
3. Экспериментальное исследование влияния личностного неуспеха на искажение представления о своей внешности
4. Влияние уровня когнитивной дифференцированное ти на особенности образа внешности у больных с особым пищевым поведением .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Так, у японок во время Второй мировой войны в образе тела полностью обесценивалась грудь, а идеальной считалась
плоская грудная клетка женщины носили мужскую военную форму. Однако после войны под влиянием западной культуры образ тела был радикально изменен и в х годах японские женщины стремились иметь грудь голливудских размеров i, v, . Внутри данного ценностноориентированного подхода представлены и советские исследования образа физического Я, выполненные прежде всего, на возрастном и клиническом материале. Куницына , исследуя проблемы самовосприятия подростка, показала, что у пятиклассника в оценке себя преобладает перечисление своих физических качеств, тогда как в 6 классе в самооценке начинают преобладать фиксации на личностных особенностях. Позже, в 0 классах, самооценка физического Я наделяется качествами красивый, стройный, толстушка и др. Было отмечено, что девочки значительно подробнее мальчиков описывали собственную внешность. Эта закономерность была показала и на более высоком возрастном уровне при исследовании особенностей образа внешности у студентов Гусева, . В исследовании Ничипорова было показано, что в подростковом возрасте повышается значимость внешнего облика в структуре ценностей, структурируется представление о собственной внешности и ее элементах. В этот период складывается самооценка внешности, приобретая в дальнейшем достаточно устойчивый характер. Образуется и актуализируется в сознании связь между идеалом внешней привлекательности личности и самооценкой внешности.








Коллеги, здравствуйте! Включаюсь в тему, оставлю пару своих комментариев. Как здорово, что тема получила отклик с вашей стороны, как здорово обмениваться опытом, видение каждого из нас очень ценно и позволяет взглянуть с разных ракурсов диагностический материал.

Мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проективные методики являются вспомогательными в нашей работе. Но некоторые проявленные элементы в них (в частности, в рисунках) могут открыть или подчеркнуть для нас некоторые особенности, может быть как-то повлиять на нашу с вами гипотезу в исследовании. Но лишь вспомогательными. А потому у каждого из нас, что очевидно), каждый рисунок вызывает огромное множество дополнительных вопросов.

Прилагаю некоторую электронную сборку материалов по проективным методикам. Увы, что в печатном варианте никак не прикрепить. Как говорил Александр Иванович Копытин на одном из своих семинаров, понимание рисунка приходит только с опытом. Но есть материалы наших с вами коллег, на которые мы можем опираться. Я предлагаю такую сборку, возможно, у вас есть также что-то полезное, пожалуйста, предлагайте!


Наталья, здравствуйте!
Действительно не понятно множество важных деталей исследования, в чем соглашусь с Жанной, например: групповое занятие - это групповая диагностика? или урок ИЗО? Если диагностика, то на что направлена? Какая была инструкция? Как вел себя мальчик, прежде чем приступил к рисунку? С чего начал рисовать? и множество других вопросов. Я не эксперт в рисунках, но многих ответов здесь мне не хватает.

Есть некоторые признаки, которые я бы выделила помимо эмоциональной сферы, это интеллект, развитие, которые я бы поисследовала (по запросу учителя, если таковой имеется). Например, я вижу схожесть формы дерева и цветка, которые подчеркивают друг друга. Так как мало информации, не готова сказать больше. Ну и связь эту дорогу в огород и прочей части хотелось бы понять.
Могу точно выделить нажим и штриховку: мальчик, как я бы отметила, явно хочет что-то выразить. Здесь также можно было бы поисследовать, что именно.


Жанна, рисунок и ваше описание подростка у меня вызывает тревогу.

На самом деле очень трудно браться за интерпретацию подростков (даже раньше, детей 8-9 лет), потому что важно знать интересы испытуемого, начиная от увиденного в мультфильме/фильме, от событий, предшествующих рисунку и до приверженности какой-либо субкультуре может влиять на то, что мы видим в процессе диагностики.

Если же в интересах не находится соответствия рисунку, то можно сказать, что рисунок лишь подчеркнул тревожные для нас признаки, которые вы дали в описании, выбранные способы справиться со сложностями. В этом случае хотелось бы провести патопсихологическую диагностику и рекомендовать психиатра, а далее уже вам брать в работу.

А в самом рисунке заметны элементы, предполагающие неспособность/невозможность проявляться себя, будто все проявления сталкиваются с разрушением чего-то важного для автора (не цельное тело, полностью окруженное острыми деталями) . Один из способов быть неагрессивным и удобным ребенку - это направлять всю свою агрессию на себя. Возможно, это можно отнести к автору рисунка.
Также автор выражает отсутствие безопасной среды (возможно в только в мыслях, важна диагностика психиатра, или она реальна в семье/школе/круге общения). Но остальной мир в поле зрения (см. расположение рисунка, он занимает больше половины листа, это положительный момент), элементы рисунка человека направлены вниз - скорее снижение энергетического потенциала и наличие чувства разочарования. Предполагаю так. Много интересного и полезного отметили коллеги выше


Наталия, рисунок ребенка не соответствует возрасту 6,5 лет. Возможно иначе поставленная инструкция "нарисуй человека правильно", или, например, (после ряда вопросов для исследования: Кто он, мальчик или девочка? Когда вырастит, будет папой или мамой?) дать инструкцию "нарисуй папу".
Здесь можно спросить прямым текстом: "ты считаешь, что так правильно нарисовал человека или ты так захотел? - в 6,5 лет ребенок спокойно отвечает на такие наши вопросы при нормальном интеллектуальном развитии. Если отвечает не "по норме" - то стоит поисследовать соответствие развития возрасту, то самое, что вы уже знаете после 2 модуля нашего с вами дистанционного цикла.

Невроз навязчивых состояний ребенку 6,5 лет ставит невролог? не психиатр? в 6,5 лет? возможно, стоит направить ребенка к детскому психиатру. Но для начала ваши вопросы по рисункам могли бы вам ответить на многие вопросы. Ну и главное: с чем к вам обратились и какая ваша гипотеза?!

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белогай Ксения Николаевна

Анализируются факторы, влияющие на становление образа тела в юности : семейные предикторы, социокультурные стереотипы, отношения со сверстниками и любовными партнерами, средства массовой информации и интернет. Описываются результаты эмпирического исследования, проведенного в группе девушек 18-20 лет и показавшего зависимость образа тела девушек от обратной связи , даваемой родителями, и взаимосвязь образа тела девушек с характеристиками их пищевого поведения . В работе доказывается, что для российских девушек характерно нормативное недовольство внешностью, демонстрируемое на разных выборках по всему миру. Ретроспективные оценки обратной связи , полученной в подростковом возрасте от родителей, являются для девушек значимым фактором, влияющим на степень принятия своего тела. Обратная связь , получаемая от любовного партнера, также имеет большое значение в формировании образа тела в период юности .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белогай Ксения Николаевна

Interrelation of Eating Habit and Body Image Parameters Based on Environment Predictors in Adolescent Girls

The paper analyzes the factors underlying the development of body image in adolescence : family predictors, social and cultural patterns, relations with peers and intimate partners, the media and the Internet. The results of the empirical study of the group of girls aged between 18 and 20 showed dependence of girls’ body image on the feedback from their parents and interrelation of girls’ body image with characterization of their eating behaviors. The study showed that the Russian girls were generally disgruntled at their appearance, which was proved by the survey of many samples around the world. Retrospective assessment of the feedback from parents received in adolescence is an important factor for girls affecting the level of acceptance of their own body. The feedback from an intimate partner plays an important role in the development of body image in adolescence as well.

И З В Е С Т И Я

2018. Т. 26. С. 14-29

Иркутского государственного университета

Взаимосвязь пищевого поведения и параметров образа тела, обусловленных средовыми предикторами,

у девушек в период юности

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

Аннотация. Анализируются факторы, влияющие на становление образа тела в юности: семейные предикторы, социокультурные стереотипы, отношения со сверстниками и любовными партнерами, средства массовой информации и интернет. Описываются результаты эмпирического исследования, проведенного в группе девушек 18-20 лет и показавшего зависимость образа тела девушек от обратной связи, даваемой родителями, и взаимосвязь образа тела девушек с характеристиками их пищевого поведения. В работе доказывается, что для российских девушек характерно нормативное недовольство внешностью, демонстрируемое на разных выборках по всему миру. Ретроспективные оценки обратной связи, полученной в подростковом возрасте от родителей, являются для девушек значимым фактором, влияющим на степень принятия своего тела. Обратная связь, получаемая от любовного партнера, также имеет большое значение в формировании образа тела в период юности.

Ключевые слова: образ тела, юность, биоэкологическая модель, обратная связь, пищевое поведение.

Теоретическое обоснование проблемы

Красота и физическая привлекательность всегда рассматривались человечеством как атрибуты, предположительно, связанные со счастьем и успехом. В постиндустриальном обществе акцентирование на внешности становится все более интенсивным, можно сказать, что современное общество одержимо проблемами привлекательности тела. В таком контексте негативный образ тела становится настолько распространенным, что даже упоминается как нормативный. Нормативное недовольство внешностью коррелирует с низкой самооценкой, неупорядоченным пищевым поведением и снижением психологического благополучия в целом [Holmqvist Оайа1"ю, 2013].

В настоящее время большинство исследований, проводимых на российской выборке, касается клинических групп. Работ, выполненных на неклинических выборках, крайне мало, отсутствуют данные о том, как содер-

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 17-36-00016-ОГН.

жательные характеристики образа тела связаны с особенностями пищевого поведения девушек и женщин и каковы средовые предикторы этих взаимосвязей. Целью нашей работы является эмпирическое исследование взаимосвязи пищевого поведения и параметров образа тела, обусловленных средо-выми предикторами, у девушек в период юности.

В основу исследования положена социокультурная модель образа тела. Структура образа тела, по нашему мнению, включает следующие компоненты: пространственный (схема тела, перцептивный и бессознательный образ тела, телесные границы); оценочно-информационный (оценка функциональности тела, его размеров, степень рассогласования с внешними и внутренними стандартами, отраженный образ тела, репрезентация в сознании интеро- и проприоцептивных ощущений); энергетический (весь комплекс эмоций, вызываемых телом, включая обеспокоенность формами тела, его принятие/непринятие, эмоциональные реакции на обратную связь относительно тела) и временной (возрастная динамика образа тела в онтогенезе, связанная как с физическим, так и с психическим развитием).

Для рассмотрения системы факторов, определяющих образ тела, мы использовали биоэкологическую концепцию U. Bronfenbrenner. Данная концепция существенно трансформировалась с течением времени, на сегодняшний день в формулировке рассматриваемой модели подчеркивается, что развитие человека - это идущий в двух направлениях реципрокный процесс, начало которого обусловлено генетическим фундаментом и который разворачивается в результате взаимодействия с непосредственным окружением [Bronfenbrenner, Evans, 2000].

Обобщая данные, накопленные в науке относительно специфики развития образа тела в детском и подростковом возрасте, мы выделяем индивидуальные, социально-психологические микро- и мезофакторы и социальные экзо- и макрофакторы (рис. 1).

Среди индивидуальных биологических факторов, влияющих на образ тела в юности, анализу подвергаются пол, возраст, телосложение (индекс массы тела (ИМТ), рост, вес), влияние времени наступления пубертата и особенности его протекания, особенности и дефекты внешности и хронические соматические заболевания.

Обобщая результаты исследований, проведенных в постиндустриальных обществах по всему миру, K. Holmqvist Gattario отмечает, что в этих странах ИМТ и самоуважение подростков имеют обратную взаимосвязь. Одновременно в Корее и Гамбии такая взаимосвязь не обнаруживается [Holmqvist Gattario, 2013]. Однако к настоящему времени накоплены данные, что обратная взаимосвязь между самооценкой и ИМТ характерна толь-

ко для девушек (выше ИМТ, ниже самооценка), в то время как для мальчиков эта связь криволинейная [Kostanski, Fisher, Gullone, 2004]. Когда мальчики вступают в эпоху полового созревания, увеличение размера их тела приближает их к мускулистому мужскому культурному идеалу. Мальчики с недостаточным или избыточным весом и недостатком мышечной массы испытывают серьезные проблемы с принятием тела, хотя давление на них со стороны СМИ и семьи меньше, чем на девочек. В подростковом возрасте родители, как правило, становятся более критичными в отношении внешнего вида детей, их питания и физической активности [Croll, 2005]. Изменение веса девочки, ее костей и телосложения (расширение бедер) по мере приближения к пубертату снижает самооценку девочки и делает ее более нацеленной на современный идеал худого тела. Распространение стереотипа стройности приводит к тому, что у детей с избыточным весом не только страдает самооценка, их чаще дразнят и преследуют сверстники и члены семьи. На этом примере видно, как взаимодействуют между собой индивидуальные факторы (ИМТ) и микросистема - семья и сверстники.

Рис. 1. Факторы становления образа тела в юношеском возрасте

Если говорить о влиянии на образ тела соматических и психических заболеваний, то эта проблема широко исследуется как в России, в рамках клинической психологии, так и за рубежом. Достаточно подробно в рамках клинической психологии рассмотрена проблема искажения образа тела при нарушениях пищевого поведения и ожирении [Дорожевец, 1986].

Анализируя взаимосвязь телесности и субъективной картины жизненного пути, Т. Д. Василенко показывает, что телесный опыт при хронических заболеваниях может осмысливаться как в адаптивном, так и в дезадаптивном плане, интегрируясь в субъективную картину жизненного пути [Василенко, 2011].

Таким образом, на сегодняшний день накоплено достаточно много сведений о влиянии на образ тела соматических заболеваний.

Важно подчеркнуть, что в процессе становления образа тела индивидуум не является лишь пассивным восприемником информации, поступающей извне, он активно интерпретирует эту информацию. Как мы полагаем, проблемы с образом тела зависят от того, в какой степени девочка, девушка, женщина интернализует идеал тела, а также от ее склонности сравнивать себя со сверстницами и медиаизображениями. Еще одним психологическим индивидуальным фактором формирования образа тела, свойственным именно девочкам, является низкая самооценка при одновременно высоком пер-фекционизме ^ейЬет, РахШп, 2012].

Характеризуя систему социально-психологических микро- и мезофак-торов, чаще всего на этом уровне упоминают о влиянии семьи и сверстников. В период детства особенно сильно на образ тела влияют самые близкие для ребенка люди - его родители и сиблинги. Позитивная и негативная, вербальная и невербальная обратная связь от родителей и сиблингов; родительское моделирование; послания и установки; первичная привязанность являются теми ключевыми микрофакторами, которые определяют образ тела ребенка и подростка.

К подростковому возрасту сверстники становятся теми значимыми другими, которые начинают оказывать все большее влияние на становление образа тела, - разговоры девочки-подростка с подружками становятся важным повседневным контекстом становления образа тела. В старшем подростковом возрасте и юности особое значение для девушки приобретает обратная связь от возлюбленного. Обратная связь от значимых других и сознательные усилия человека способны формировать своеобразный буфер или защитный фильтр на пути поступающей негативной информации, способной снизить самооценку и оценку своего тела [Wood-Barcalow, Ту1ка, Аи-gustus-Horvath, 2010].

Мезофакторы - это соединение нескольких микрофакторов, их взаимодействие друг с другом. Например, если давление на ребенка относительно тела оказывают и члены семьи, и сверстники, вероятность возникновения неудовлетворенности телом и соответствующего поведения гораздо выше. Если же хотя бы одна из микросистем противостоит нереалистичным идеалам, транслируемым СМИ, и давлению других микросистем, у ребенка есть больше шансов на формирование позитивного образа тела. Однако на сегодняшний день у нас нет информации о том, вклад какой микросистемы и для людей какого возраста более важен. Хотя есть данные H. Shroff и J. Thompson, что для подростков важнее влияние СМИ и сверстников, а не членов семьи [Shroff, Thompson, 2006].

К социальным экзо- и макрофакторам относятся СМИ и интернет (транслируемый идеал нереалистично худого тела); социальные сети (например, фотографии, размещенные на страницах селебрити), изображение тела в принтах на одежде и другой продукции; социокультурные традиции, связанные с телом; принадлежность к определенной группе и усвоение ее стереотипов. Экзосистема и макросистема - это уровень факторов, на которые сам индивидуум не может влиять непосредственно, но они играют существенную роль в его развитии [Bronfenbrenner, 2000].

Еще в 1990-е гг. E. Stice с соавторами утверждали, что СМИ - это самый мощный конвейер культуры внешнего вида, включая тиранию стройности, восприятие тела как проекта и гендерные стереотипные идеалы внешности [Relation of media exposure . , 1994]. Результаты корреляционных исследований последних лет показывают, что существует прямая связь между временем, проводимым женщинами в социальных сетях, интернали-зацией ими идеала худобы и неупорядоченным пищевым поведением [Tiggemann, Miller, 2010].

Организация и методы исследования

В рамках эмпирического исследования, проведенного в группе из 132 девушек в возрасте 18-20 лет, мы изучали содержательные характеристики образа тела в период юности и проверяли гипотезу о взаимосвязи образа тела, особенностей пищевого поведения и семейных предикторов становления образа тела в этот возрастной период.

Обсуждение результатов исследования

Описательная статистика для группы девушек приведена в табл. 1.

Описательная статистика для группы девушек в период юности

Параметры Среднее значение Медиана Минимум Максимум Ст. откл.

Вес, кг 58,0 55,0 40,0 94,0 11,2

Рост, см 164,6 164,0 146,0 178,0 7,5

ИМТ 21,3 20,3 15,6 35,16 3,7

Возраст наступления менархе 12,6 13,0 0,0 17,0 2,3

Информационно-оценочный компонент образа тела

Степень соответствия внешним стандартам, % 55,5 60,0 0,0 100,0 26,1

Степень соответствия внутренним стандартам, % 62,8 70,0 0,0 100,0 26,9

Окончание табл. 1

Параметры Среднее значение Медиана Минимум Максимум Ст. откл.

Негативные комментарии о внешности (КОВ) 15,0 15,0 8,0 31,0 4,3

Комплименты (КОВ) 13,6 14,0 2,0 33,0 5,2

Энергетический компонент образа тела

Обеспокоенность формами тела 59 51,0 0,0 180,0 45,0

Эмоциональная реакция на негативные комментарии о внешности (КОВ) 12,4 11,0 0,0 28,0 6,6

Эмоциональная реакция на комплименты (КОВ) 8,29 8,0 2,0 16,0 3,6

Временной компонент образа тела

Степень удовлетворенности внешним обликом в 5 лет 8,7 10,0 0 10,0 2,2

Степень удовлетворенности внешним обликом в 10 лет 8,0 9,0 0 10,0 2,4

Степень удовлетворенности внешним обликом в 15 лет 5,9 5,0 0 10,0 2,7

Степень удовлетворенности внешним обликом в настоящий момент 6,7 7,0 0 10,0 2,5

Девушки обследованной группы имеют соответствующий возрастной норме индекс массы тела, вес и рост, возраст наступления менархе в среднем 12,6 года. Несмотря на нормальный индекс массы тела девушек, изучение информационно-оценочного компонента образа тела показывает, что степень рассогласования с внешними и внутренними стандартами велика, соответствие тела внешним и внутренним стандартам девушки определяют в среднем в 56 и 63 % соответственно. Среди обследованных девушек 7 % отметили, что их тело совсем не соответствует внешним и (или) внутренним стандартам. При этом у девушек в рассматриваемом возрастном периоде, как и у подростков, оценка соответствия собственным идеалам положительно коррелирует с оценкой соответствия внешним стандартам (коэффициент корреляции 0,74 при р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Обеспокоенность формами тела в юношеском возрасте в зависимости от обратной связи (ОС), даваемой отцом (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I —г— частота комментариев

-40 -1-'-'-'- на комментарии о внешности

без ограничений диеты, срьюы -г: обеспокоенность

диеты переедание формами тела

Holmqvist Gattario K. Body image in adolescence: through the lenses of culture, gender

Kostanski M., Fisher A., Gullone E. Current conceptualisation of body image dissatisfaction: Have we got it wrong? // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. Vol. 45. P. 1317-1325.

Portrayals of overweight individuals on commercial television / B. S. Greenberg [et. al] // American Journal of Public Health. 2003. Vol. 93(8). P. 1342-1348.

Wertheim E. H., Paxton S. J. Body image development - adolescent girls // Encyclopedia of body image and human appearance / T. F. Cash (ed.). London, UK: Academic Press. 2012. P. 187-193.

Interrelation of Eating Habit and Body Image Parameters Based on Environment Predictors in Adolescent Girls

Kemerovo State University, Kemerovo

Abstract. The paper analyzes the factors underlying the development of body image in adolescence: family predictors, social and cultural patterns, relations with peers and intimate partners, the media and the Internet. The results of the empirical study of the group of girls aged between 18 and 20 showed dependence of girls' body image on the feedback from their parents and interrelation of girls' body image with characterization of their eating behaviors. The study showed that the Russian girls were generally disgruntled at their appearance, which was proved by the survey of many samples around the world. Retrospective assessment of the feedback from parents received in adolescence is an important factor for girls affecting the level of acceptance of their own body. The feedback from an intimate partner plays an important role in the development of body image in adolescence as well.

Keywords: body image, adolescence, bio-ecological model, feedback, eating behavior.

Belogai K.N., Morozova I.S. Psikhologiia telesnosti: problemy stanovleniia, naprav-leniia issledovanii, tekhnologii psikhologicheskoi pomoshchi: uchebnoe posobie [Psychology of corporeality: problems of formation, directions of research, technology of psychological help]. Kemerovo, Kemerovo State University Publ., 2018, pp. 174-203. (in Russian)

Belugina E.V. Otnoshenie k svoemu vneshnemu obliku v period serediny zhizni [Attitude to his appearance in the middle of life. Cand. sci. diss]. Rostov-n-Donu, 2003, 199 p. (in Russian)

Vasilenko T.D. Telesnost i subyektivnaya kartina zhiznennogo puti lichnosti: [Corporeality and subjective picture of a person's life path. Doct. sci. diss]. Kursk, 2011, 414 p. (in Russian)

Dorozhevets A. N. Iskazheniye obraza fizicheskogo Ya u bolnykh ozhireniyem i nervnoy anoreksiyey [Distortion of the image of the physical self in patients with obesity and anorexia nervosa. Cand. sci. diss]. Moscow, 1986, 194 p. (in Russian)

Skugarevskiy O.A. Narusheniya pishchevogo povedeniya: monografiya [Disorders of eating behavior]. Minsk, 2007, 340 p. (in Russian)

Bronfenbrenner U., Evans G.W. Developmental science in the 21st century: Emerging questions, theoretical models, research designs, and empirical findings. Social Development, 2000, vol. 9, pp. 115-125.

Kostanski M., Fisher A., Gullone E. Current conceptualisation of body image dissatisfaction: Have we got it wrong? Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2004, vol. 45, pp. 1317-1325.

Greenberg B.S. [et. al]. Portrayals of overweight individuals on commercial television. American Journal of Public Health, 2003, vol. 93(8), pp. 1342-1348.

Wertheim E. H., Paxton S. J. Body image development - adolescent girls //Encyclopedia of body image and human appearance. Cash T.F. (ed.). London, UK, Academic Press, 2012, pp. 187-193.

Белогай Ксения Николаевна

кандидат психологических наук, доцент кафедра акмеологии и психологии развития

Кемеровский государственный университет

Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 e-mail: Belogi@mail.ru

Belogai Ksenia Nikolaevna

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Acmeol-ogy and Developmental Psychology Kemerovo State University 6, Krasnaya st., Kemerovo, 650000, Russian Federation e-mail: Belogi@mail.ru

Дата поступления: 14.09.2018 Received: September, 14, 2018

обзывай и ругай толстых и тех, кто много ест;

поддерживай в стремлении похудеть до 36 кг;

и сама тоже худей - до 50-40 и дальше - чем меньше, тем лучше;

Всё это звучит устрашающе и дико для людей, которые далеки от мира похудения, но тысячи девушек и юношей верили в это. И продолжают верить.

Всё, перечисленное выше, способно нанести необратимый вред психике не только подростков, но и людей более старшего возраста.

2.4. Опрос "Влияние тематических сообществ в социальных сетях на идеалы людей с РПП"

Для выявления влияния тематических сообществ на идеалы людей с расстройствами пищевого поведения мы опросили людей, страдающих РПП, и тех, кто сумел побороть их хотя бы частично.

Результаты опросов представлены в таблице (см. Приложение 4). Исходя из них, можно сделать вывод о том, что для большинства опрошенных решающим фактором на формирование идеалов нездоровой худобы послужили сообщества, пропагандирующие нездоровое похудение. Все подобные сообщества схожи с тематикой того, о котором рассказывалось в пункте 2.3. Следовательно, они действительно способны нанести вред не только психологическому здоровью человека, но и физическому, негативно воздействуя на образ мыслей людей через публикуемые материалы.

2.5. Методы, применяемые для сокращения распространения данной проблемы

На данный момент в России очень мало организаций, которые занимаются исследованием расстройств пищевого поведения, а также принимают меры по предотвращению пропаганды. Одна из подобных организаций – Центр изучения расстройств пищевого поведения. В данном клинико-диагностическом центре лечения расстройств пищевого поведения занимаются дестигматизацией ментальных расстройств, популяризацией научных знаний о РПП и распространением эффективных методов лечения расстройств пищевого поведения.

Ещё одним методом, применяемым для предотвращения проблемы пропаганды РПП, являются сообщества обратные тем, в которых привлекают к нездоровой худобе. В них присутствуют материалы, говорящие читателям о том, что кости – это не то, к чему нужно стремиться, что анорексия – это болезнь, а не эстетика.

Проанализировав статистику, а также результаты опроса (см. Приложение 5), мы сделали вывод о том, что столь малое внимание к проблеме РПП может быть вызвано тем, что многие люди не идут к специалистам и занимаются самоанализом и самолечением, от чего общественность не замечает эту проблему.

2.6. Методы, которые необходимо предпринять для сокращения распространения данной проблемы

Для того, чтобы предотвратить распространение пропаганды среди подростков на идеализацию расстройств пищевого поведения, необходимо предпринять следующие меры:

Проведение ряда мероприятий в школах, направленных на осведомление школьников о расстройствах пищевого поведения и их последствиях, а также о нездоровом похудении;

Проведение консультаций с диетологами и психологами в школах с периодичностью раз в год;

Организация сети поддержки для больных с расстройствами пищевого поведения;

Проведение мероприятий в школах, направленных на ознакомление школьников с базовой информацией об обмене веществ и здоровом питании;

В заключение проделанной работы можно сформулировать следующий вывод: Материалы сообществ с тематикой нездорового похудения в социальных сетях оказывают сильное негативное воздействие на пользователей, а также способны нанести вред их психологическому и физическому здоровью. Это особенно ярко иллюстрирует пример одного из самых крупных сообществ, где пропагандируются расстройства пищевого поведения, воздействуя на образ мыслей своих участников.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении других сообществ с тематикой нездорового похудения и других средств массовой информации. Это сможет дать нам более полную информацию о пропаганде расстройств пищевого поведения и мерах по борьбе с ней.

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это может быть изучение не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения биологии, так как расстройства пищевого поведения оказывают влияние и на душевное, и физическое состояние человека.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут помочь педагогам и общественным активистам в формировании программ мероприятий, посвященных осведомлению школьников о расстройствах пищевого поведения и их последствиях, а также о нездоровом похудении.

В процессе работы над исследованием я приобрела важный опыт других людей. Уверена, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок, которые совершили многие люди с диагнозом РПП. Результаты исследования заставили меня задуматься о тысячах людей, которые борются с расстройствами пищевого поведения, а также о том, что данная проблема очень распространена в России, но до сих пор мало изучена и поэтому проводится крайне мало мер по её предотвращению.

Список использованной литературы

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10 пересмотр Москва. Медицина. 2011 г.

Дорожевец А. Н. Искажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорексией. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук., М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010 г.

Гурова О.Ю. Метаболические и психические особенности пациентов с ожирением: Автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 2010 г.

Справочник по психиатрии. под ред. Снежневского А. В. Москва. Медицина. 2011 г.

Дорожевец А. Н., Соколова Е. Т. Исследования образа тела в зарубежной психологии // Вестник МГУ, серия 14: психология. — 2011 г.

Федорова И.И. Клинико-динамический и психотерапевтический аспекты нарушений пищевого поведения: Дис. … канд. мед. наук. Томск, 2007 г.

Г.В. Старшенбаум "Расстройства питания"//"Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия", изд. Высшей школы психологии, 2013 г.

Ф. Александер "Нарушения питания, расстройства аппетита"//"Психосоматическая медицина", изд. "ЭКСМО-Пресс", 2014

Идеалом стало тело без капли жира

Идеалом стало тело с фотографий худых моделей

Мне навязали идеалы

Появилось стремления похудеть до полного истощения

Появилось искажённое восприятие своего тела, ненависть к себе, а идеалом стали кости

Я начала искать в себе несуществующие недостатки

Моим идеалом стала болезненная худоба

Захотелось стать такой же худой, как на картинках

Я просто поняла , что недостаточно идеальна, но в этот раз еще больше чем обычно

У меня появилось стремление не просто похудеть, а похудеть до полного истощения. То есть до веса 23-25 кг(рост 153-155). Носить мрачные вещи, курить и тому подобное

Я перестала принимать себя в нынешнем теле и начала считать, что только будучи худой я могу быть красивой и достойной еды

Я стала одержима похудением и агрессивна в поведении

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.