Дрессировка собак нервная система

Нервная система высших животных

Нервная система является аппаратом, управляющим всей деятельностью организма. В науке принято разделять нервную систему на центральную и периферическую. К центральной относят головной и спинной мозг, к периферической — остальную нервную ткань, разветвленную во всех частях организма. Механизм образования рефлексов мы рассмотрим особо. Пока нас интересует центральная нервная система, прежде всего головной мозг — центр образования условных рефлексов, орган, принимающий раздражения и ведающий ответными реакциями организма — рефлексами.

Головной мозг находится внутри черепа, имеет своеобразную форму и чрезвычайно сложное внутреннее строение. Каждый участок мозга имеет свое назначение: лобные доли ведают движениями головы и туловища; теменные — движением конечностей; затылочные — зрением; височные — обонянием и слухом. Заднюю часть головного мозга представляет продолговатый мозг, ведающий кровообращением, дыханием, пищеварением.

У высших животных основную массу головного мозга составляет кора больших полушарий, поверхность которых покрыта множеством извилин и складок.

Чем выше по своему развитию животное, тем мощнее развита кора головного мозга, тем совершеннее приспособление животного к условиям среды обитания. Для доказательства достаточно проследить линию: ящерица — голубь — кролик — собака — обезьяна, наконец, человек.

При глубоких патологических нарушениях коры головного мозга животные не в состоянии вступать в нормальное взаимоотношение со средой и погибают, если им не оказать помощи со стороны. Само собой разумеется, что такие животные негодны к какой-либо службе.

Спинной мозг, являющийся продолжением продолговатого, ведает большинством движений органов и служит передатчиком разнообразных раздражений извне к головному мозгу, от которого посылается ответная реакция к соответствующему органу или мышце. В спинном мозгу находятся центры рефлексов, связанных с мускулатурой туловища, конечностей органов зрения, кровеносных сосудов, пищеварительных и половых органов. Нарушение какого-либо нервного центра влечет за собой паралич соответствующего органа.

Периферическая нервная система иннервирует все органы тела и связывает их с центральной нервной системой и внешней средой.

Основной структурной единицей ткани центральной нервной системы является клетка с отростками, которая называется нейрон. Нейроны и их отростки являются проводниками нервного возбуждения. В организме животного ими образованы нервные пути, по которым проходят раздражения от воспринимающих органов по чувствительному центростремительному нервному волокну до центральной нервной системы и от последней — по двигательному центробежному волокну до исполнительного рабочего органа. Эти нервные пути представляют собой рефлекторные дуги, речь о которых пойдет ниже.

Нервное волокно нуждается во всех питательных веществах и кислороде. Однако энергетические затраты его очень невелики. Говорят, что нервное волокно практически неутомимо. Однако это не так. Утомляемость нерва проявляется в замедлении передачи возбуждения, ответной реакции и т. п.

Вся нервная система и особенно головной мозг реагирует на недостаток кислорода. Достаточно сказать, что головной мозг потребляет в 20 раз больше кислорода (у человека), чем покоящаяся мышца. Головной мозг не может нормально функционировать даже при самых коротких перебоях в снабжении кислородом.

В связи с обменом нужно указать на следующие особенности головного мозга: он не располагает почти никакими резервными запасами питательных веществ, как это имеет место в других органах; он потребляет большое количество глюкозы, это единственный орган, который получает энергию почти исключительно за счет распада углеводов.

Для практического работника полезно знать скорость проведения нервного возбуждения по нервным путям. Скорость неодинакова и зависит: во-первых, от участка нервной системы; во-вторых, от возраста животного и, в-третьих, от физиологического состояния самого нервного волокна.

Распространение возбуждения достигает наибольшей величины: 100–120 метров в секунду в двигательных нервных волокнах, а волокна некоторых других нервных центров (симпатические нервы) проводят возбуждения со скоростью всего лишь 0,7–1,3 метра в секунду. В центростремительных волокнах скорость больше, чем в центробежных, т. е. импульсы, идущие к центру, проходят расстояние с большей скоростью, чем идущие от центра.

Скорость прохождения нервного возбуждения у молодых животных меньше, чем у взрослых. Известно, например, что нервы 3–4-дневного детеныша проводят возбуждения в 5–6 раз медленнее, чем нервы взрослого животного.

Все эти кратко изложенные особенности нервной системы необходимо учитывать при оценке возможностей животных и их эксплуатации. Естественные границы возможного и невозможного должен знать каждый, кто берет в свои руки судьбу животного организма, и особенно тот, кто собирается перестраивать его.


Как дрессировать собаку в домашних условиях. Как это сделать правильно.

Чтобы начать дрессировать собаку в щенячьем возрасте, очень важно наладить с ней контакт. Как можно раньше следует приучить щенка к получению различных поощрений. Это может быть лакомство, ласка или похвала за выполнение определенных действий. Укрепляют контакт прогулки и кормление. Нужно быть по отношению к нему добрым и справедливым.

При хорошем контакте щенок радуется вам, когда вы приходите. Старается везде следовать за вами, не избегает рук и не боится, когда вы повышаете голос. Если такой контакт установлен, то дрессировать собаку будет намного проще. При начальном обучении старайтесь заниматься со щенком играючи, с поощрением, без наказания.

Доверие собаки к вам возникает тогда, когда вы сами достаточно предсказуемы и последовательны. При обучении важно быть последовательным в своих действиях. Категорически неприемлемо дрессировать собаку без этого. Это значит, что если что-то нельзя сегодня, нельзя и всегда!

Например, если вы сегодня даёте щенку куски со своего стола, а завтра прогоняете его, то он вас не поймёт. Или вы разрешаете щенку прыгать на вас. А завтра будете в парадном костюме и он за это получит взбучку. О каком доверии тогда можно говорить? Да, в последующем придётся иногда запрещать то, что раньше разрешалось. Но нельзя за это наказывать. Лучше отвлечь щенка игрушкой. Оценивайте возможности и обстановку. И старайтесь не подавать команду, если не уверены, что щенок её выполнит.

Не менее важен индивидуальный подход, с учётом темперамента и особенностями нервной системы щенка. Для крупных пород с сильной нервной системой допустимо более жёсткое, настойчивое обучение. Если нервная система слабая, то давайте щенку больше ласки и поощрений. Ведь собаки все разные. Определить тип нервной системы маленького щенка бывает затруднительно. Поэтому стоит присмотреться к взрослым собакам той же породы.

Есть легковозбудимые породы (например, доберманы), они легко обучаются новым командам. Но с выдержкой и сложными командами у них проблемы. Медлительные, флегматичные собаки (мастифы) долго обучаются, но зато у них вырабатываются стойкие рефлексы. Они запоминают команды практически на всю жизнь.

Необходимо учитывать и возраст щенков. У них нервная система слабее, чем у взрослых собак. И поэтому обращаться с ними нужно как с собаками со слабой нервной системой. Обучать простейшим командам можно начинать с двух месяцев. В период до одного года обучение наиболее эффективно. Хотя, и это совсем не безосновательно, считается, что начинать дрессировать собаку нужно как можно раньше. Особенно это касается тех собак, которые готовятся к будущим занятиям спортом.

Уроки со щенком должны длиться не больше 20 минут. За один урок 5-6 повторений с интервалом в несколько минут. И нужно смотреть по собаке. Если щенок выполняет команду неохотно, то значит он устал. Перерыв между занятиями должен быть не менее двух часов. За одно занятие обучаем только одной команде. Но дрессировать собаку нужно каждый день. По мере взросления время занятий увеличивается до 30-40 минут, а потом до полутора часов.

При обучении щенка следует учитывать погодные условия. До трёх месяцев в холодную и дождливую погоду не следует дрессировать собаку на улице. Маленькому щенку будет холодно и неприятно. Его маленький организм будет работать на обогрев. И он будет плохо соображать, что от него хотят, первое впечатление от занятий будет испорчено. А дрессировать собаку – процесс должен приносить удовольствие и собаке, и хозяину.

Так, после шести месяцев можно усложнять занятия разными погодными условиями. Заниматься при температуре не ниже -15 и не выше +20 градусов, без проливного дождя. В дальнейшем, взрослая собака должна выполнять команды в любую погоду и в любой обстановке.

Для начала надо дать щенку обнюхать ошейник, познакомиться с ним. Затем, ласково произнеся его кличку, надеть на него ошейник и занять его игрой. Через 3-5 минут снять ошейник, похвалить и дать лакомство. Так проделать несколько раз, постепенно увеличивая время нахождения в нём. Если надевать ошейник перед едой или прогулкой, то щенок свяжет это с приятными событиями. И сам будет ждать, чтобы на него надели ошейник.

Следует следить за тем, чтобы ошейник не был сильно затянут или слишком свободен. Под правильно надетый ошейник на взрослой собаке свободно проходят 2 пальца. Дрессировать собаку желательно в ошейнике.

Затем приучают щенка к свободному движению на поводке. Этому элементу тоже нужно начать дрессировать собаку в домашних условиях. Первоначально поводок пристёгивается дома на короткое время, с поощрениями. Через несколько дней можно щенка на поводке вывести гулять. Если щенок будет сопротивляться, его нужно отвлечь игрой. Пробежаться с ним немного и дать лакомство. Нельзя поначалу делать резких рывков поводком и сильно ограничивать движения щенка. Нельзя щенку давать играть с поводком, грызть его. Заменяйте его игрушкой. Вскоре поводок станет для щенка сигналом к прогулке. Игры с питомцем во время прогулки помогут быстрее приучить его к поводку.

Приучать щенка к носке намордника следует с 5-6 месяцев для крупных пород, и с 7-8 для декоративных. Это должно происходить постепенно. Основная задача — ассоциировать намордник с положительными эмоциями.

Для ознакомления собаки с намордником следует также начинать дрессировать собаку в домашних условиях и в спокойной обстановке. Позвольте познакомиться с новинкой, обнюхать её, но пресекайте попытки ее погрызть. Когда намордник перестанет интересовать щенка — положите в него лакомство. Так, чтобы его можно было достать, только засунув морду внутрь. Когда щенок привыкнет — начните фиксировать намордник на морде. Сначала на короткий промежуток времени, затем постепенно увеличивайте интервал. И продолжайте активно хвалить и поощрять лакомством после снятия. Также можно связать намордник с любимым занятием, например прогулкой. Сначала просто демонстрировать его перед выходом. Потом надевать дома во время сборов, также постепенно увеличивая время носки.

Нужно так дрессировать собаку, чтобы команду произносить ТОЛЬКО ОДИН РАЗ.


Щенок немецкой длинношерстной овчарки

Тренируясь каждый день по полчаса, через неделю ваш питомец будет выдавать блестящие результаты, радуясь сам и доставляя удовольствие своему хозяину.

Чтобы дальше дрессировать собаку, лучше всего записаться на курсы дрессировки. И заниматься под руководством опытного инструктора. Тогда можно будет сразу определиться с подходящим видом дрессировки. Инструктор научит вас правильно управлять собакой, понимать её, поможет вам в трудных ситуациях, будет вашим помощником. Конечно можно обучить собаку самому, если только у вас есть опыт и вы умеете это делать. Иначе можно наделать таких ошибок, которые потом будет трудно или невозможно исправить.


Для того чтобы правильно строить отношения с собакой и успешно заниматься дрессировкой, необходимо понимать ее психофизиологические особенности, то есть специфику высшей нервной деятельности.

Высшей нервной деятельностью (ВНД) академик И. П. Павлов называл работу больших полушарий головного мозга по установлению связи организма с окружающей средой.

Физиологической основой высшей нервной деятельности являются индивидуально приобретенные, или условные, рефлексы. Он доказал, что каким бы сложным ни казалось поведение животного, оно имеет вполне определенную материальную причину и является результатом деятельности нервной системы. Учение о высшей нервной деятельности дает возможность разработать научно обоснованную методику дрессировки собак.

Наивысшего развития нервная система достигает у позвоночных животных, особенно у млекопитающих. Их нервная система подразделяется на центральную, периферическую и вегетативную.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система образована разветвлением нервных стволов (нервов), расходящихся от спинного и головного мозга по всему организму. Нервные стволы состоят из чувствительных (центростремительных) и двигательных (центробежных) нервных волокон.

Вегетативная нервная система является частью общей нервной системы и регулирует деятельность внутренних органов.

Характерной особенностью строения нервной системы млекопитающих является то, что у них сильно развиты большие полушария головного мозга.

Сопоставив относительную величину тела и массы мозга у различных позвоночных животных, мы увидим следующее: у рыб это соотношение составляет 1:5668, у земноводных — 1:1321, у птиц — 1:212, а у собаки (представителя млекопитающих) — 1:37. Масса головного мозга собаки колеблется в среднем от 54 до 125 г. В головном мозгу млекопитающих, в том числе и собак, различают следующие основные части (отделы): конечный мозг, промежуточный, средний, задний, состоящий из зрительных бугорков и мозжечка, и продолговатый. Конечный мозг, имеющий вид двух больших полушарий, достигает наивысшего развития только у млекопитающих. У низших позвоночных (рыб, лягушек и т. д.) он развит очень слабо. Степень развития конечного мозга имеет весьма важное значение для поведения животных и их дрессировки.

Главной и основной работой больших полушарий является установление сложных взаимоотношений организма с окружающей средой. При этом особое значение имеет кора головного мозга, расположенная на поверхности больших полушарий.

Большую роль в поведении животных играет промежуточный мозг, Он регулирует все прирожденные действия животного, которые называют инстинктами.

Для того чтобы в процессе дрессировки сознательно воздействовать на поведение собаки и правильно применять те раздражители, благодаря которым вызываются необходимые реакции, дрессировщик должен знать основные законы нервной деятельности собаки.

Проявление определенных реакций у собаки связано со следующими закономерностями нервной деятельности. Чтобы организм реагировал на определенный раздражитель, он должен его воспринять посредством чувствительных нервных окончаний, или рецепторов. Определенный рецептор воспринимает конкретный раздражитель: тепловой, световой, запаховый, механический, звуковой, Рецепторы, воспринимающие изменения внутри организма, расположены во внутренних органах и мышцах.

При восприятии раздражителей осуществляется трансформация энергии внешнего раздражения в нервные импульсы, которые анализируются в определенной зоне коры полушарий головного мозга, где осуществляется более тонкое уточнение раздражителей.

Рецепторы, нервы, проводящие сигнал в кору головного мозга, и зона коры полушарий головного мозга составляют анализатор, то есть орган, обеспечивающий восприятие и различение раздражителей.

В процессе жизнедеятельности в естественных условиях на организм могут оказывать воздействие одновременно многие раздражители. Благодаря анализированию ответная реакция появляется только на жизненно важные в данный момент раздражители. При этом возникает временно господствую щий рефлекс, в то время как другие рефлексы тормозятся.

Итак, раздражения, идущие из окружающей среды, воспринимаются животным с помощью органов чувств и по чувствительным центров стремительным нервам передаются в центральную нервную систему. Здесь они переключаются на двигательные (центробежные) нервы, которые связаны с мышцами и железами, выполняющими определенную работу.

Например, пища, попадающая в рот собаки, раздражает окончания чувствительного вкусового нерва, заложенного во вкусовых сосочках языка (орган чувств), По этому нерву раздражение передается в центральную нервную систему (продолговатый мозг), где переключается на двигательный нерв, связанный со слюнной железой. В ответ на раздражение эта железа начинает усиленно выделять слюну. Ответное действие (реакция) организма на раздражитель, происходящее при участии нервной системы, называется рефлексом (отраженным действием). Рефлекс является своеобразной формой связи организма с внешней средой и всегда обусловлен конкретными причинами. Он протекает без участия зачаточного мышления собаки и всегда биологически полезен, так как направлен на сохранение жизни. Если при восприятии и оценке раздражителя внешней и внутренней среды он был оценен анализатором как несущественный, то ответная реакция затормаживается.

Нервный путь, по которому проходит раздражение от нервных окончаний, находящихся в органе чувств, по чувствительному нерву до ЦНС спинного или головного мозга и от него по двигательному нерву до мышц или желез, называется рефлекторной дугой.

Рефлекс является основным принципом работы нервной системы. Рефлексы следует различать по качеству и сложности. Все рефлексы собаки подразделяются на безусловные и условные.

Безусловными называются врожденные рефлексы, стойко передающиеся по наследству. Они проявляются у каждой собаки (выделение слюны при виде мяса, сосательный рефлекс у щенка, половой рефлекс и пр.).

Условными называются рефлексы, которые приобретаются в процессе жизни, то есть определенные ответные действия организма, выработанные при определенных условиях (узнавание пищи по запаху, выполнение действия по команде и пр.).

Безусловные рефлексы проявляются по определенным закономерностям. Они отличаются большим постоянством. На определенный раздражитель всегда следует определенный безусловный рефлекс. Например, если около глаза собаки взмахнуть рукой, обязательно возникает рефлекс мигания; если слегка наступить на одну лапу собаки, она отдернет ее; если в пасть вложить кусочек мяса, возникает слюнный рефлекс. Таким образом, в основе рефлекторной деятельности лежат потребности, от которых зависит, на какой внешний раздражитель ответит организм, последует ли ответ вообще.

Все эти рефлексы представляют собой одиночные ответы организма на тот или иной раздражитель и являются простыми рефлексами. Для дрессировки собак основное значение имеют сложные безусловные рефлексы, или инстинкты, являющиеся прирожденной основой поведения собаки. В отличие от простых безусловных рефлексов, сложные безусловные рефлексы состоят из цепи простых. В сложном безусловном рефлексе (инстинкте) действие одного рефлекса становится раздражителем для другого, В основе такого поведения лежат различные соотношения нервных и гормональных факторов.

Формы и степень проявления инстинктов зависят как от физиологического состояния организма, так и от влияния внешней среды. Благодаря этому проявление инстинктов у взрослой собаки всегда осложнено приобретенным опытом. Опыт накапливается вследствие подражания щенков поведению взрослых собак, в дальнейшем каждая особь пополняет свой опыт самостоятельно.

В поведении собак различают четыре основных рефлекса, или реакции: ориентировочную, пищевую, оборонительную и половую.

Ориентировочной реакцией называется рефлекс, возникающий в результате действия на собаку новых раздражителей. Благодаря этой реакции собака знакомится с новой обстановкой или незнакомым раздражителем. В процессе приспособления организма к окружающей среде, а также во время дрессировки этот рефлекс усложняется, и животное выполняет усложненные действия (поиск ушедшего хозяина, розыск по следу и т. д.), ориентируясь в определенных условиях. Ориентировочный рефлекс выражается в движении глаз, повороте ушных раковин или всего туловища по направлению к раздражителю, в принюхивании, прислушивании. В зависимости от характера действующего раздражителя ориентировочная реакция сменяется обычно игровым, пищевым, оборонительным рефлексами или (при многократном и продолжительном воздействии неактуального для организма раздражителя) может угаснуть.

Пищевая реакция-рефлекс проявляется у голодной собаки, в особенности при наличии пищевых раздражителей. Она побуждает собаку искать и поедать пищу. Проявление пищевого рефлекса имеет большое практическое значение при дрессировке. На основе этой реакции собак используют для санитарной службы. В период дрессировки для этих целей приучение собаки к необходимым действиям основано на пищевом раздражителе.

Оборонительная реакция-рефлекс служит защитой от неблагоприятных воздействий или нападения и проявляется в двух формах: активно-оборонительной и пассивно-оборонительной. Проявление активно-оборонительной реакции (злобность) обеспечивает использование собак в караульной, сторожевой и розыскной службах.

Пассивно-оборонительная реакция (трусость) отрицательно влияет на дрессировку и работу собак. Трусливая собака медленно привыкает к дрессировщику, ее работоспособность резко снижается под воздействием посторонних незнакомых раздражителей (выстрел, шум).

Половая реакция-рефлекс возникает при половом возбуждении и обеспечивает размножение собак. Половой рефлекс не используется при дрессировке непосредственно, но имеет большое косвенное значение. Специальные исследования и практический опыт показывают, что самки, как правило, поддаются дрессировке несколько легче, чем самцы, однако в процессе работы самцы оказываются более выносливыми. Сильно выраженная половая реакция (особенно у самцов) отрицательно сказывается на дрессировке.

Ориентировочная, оборонительная, пищевая и половая реакции-рефлексы у различных собак проявляются неодинаково и зависят от наследственности, физиологического состояния организма, а также влияния окружающей среды (в том числе и воспитания).

Исследования показали, что оборонительная реакция передается в известной степени по наследству. Однако форма ее проявления (активная или пассивная) зависит от окружающей среды, в частности от воспитания. Установлено, что щенки, воспитанные в условиях изоляции, в отличие от щенков, воспитанных на свободе, при наличии различных раздражителей окружающей среды проявляют характерную трусливость. Становится ясно, какое огромное значение для последующего поведения взрослой собаки имеет воспитание щенков. Проявление сложных реакций-рефлексов зависит также и от общего физиологического состояния собаки (голод, течка, болезнь и пр.). Например, у каждой голодной собаки пищевая реакция более резко выражена, чем у сытой, у щенной суки при наличии щенков оборонительная реакция очень часто проявляется в активной форме, если даже ранее эта собака была пассивной. В данном случае активно-оборонительная реакция направлена на защиту потомства и имеет большое жизненное значение.

Реакция, проявляющаяся у собаки в наиболее сильной степени, называется преобладающей. Постоянные, сильно выраженные преобладающие реакции имеют большое значение для дрессировки собак, от них зависит возможность применения собаки в различных службах и выбор направленности специального курса дрессировки.

Собаку с сильно выраженной активно-оборонительной реакцией (злобностью) лучше всего использовать в караульной службе. Если у собаки преобладает пищевая реакция, которая обычно сопровождается доверчивостью к людям, дающим ей пищу, то ее желательно использовать для служб связи, миннорозыскной, санитарной и пр.

Кроме пищевой и оборонительной реакции, могут временно преобладать ориентировочная или половая реакции. В случае преобладания ориентировочной реакции собака осматривается, прислушивается, как будто что-то ищет, малейший шум выводит ее из состояния покоя. Половая реакция обычно преобладает у кобелей, если поблизости находится пустующая сука.

Ориентировочная реакция должна быть хорошо выражена у каждой собаки, предназначенной для служебного использования, однако ее резкое проявление нежелательно, так как оно отвлекает собаку при дрессировке. Сильно выраженная половая реакция также отрицательно влияет на дрессировку.

Собаки по-разному поддаются дрессировке. Одни животные легко, быстро и прочно усваивают отрабатываемыё навыки (условные рефлексы), другие поддаются дрессировке медленно, но выработанные навыки у них закрепляются прочно. Встречаются и такие собаки, которые плохо поддаются дрессировке и слабо проявляют служебные качества. При недостаточной теоретической подготовке дрессировщик может совершить большую ошибку, пытаясь объяснить это неодинаковой психической одаренностью собак, считая что существуют собаки умные и глупые, старательные и ленивые, послушные и упрямые.

У собак со слабым тормозным процессом сложно прорабатываются такие общие приемы дрессировки, как движение рядом с дрессировщиком и прекращение нежелательных действий. Это происходит потому, что воспитание данных навыков требует сильного и активного процесса торможения, Показателем хорошей силы тормозного процесса у собаки является скорость и прочность образования дифференцировки (способности различать отдельные условные раздражители), У собак со слабым тормозным процессом легко и быстро вырабатываются положительные условные рефлексы, а тормозные — с трудом.

Различные типы высшей нервной деятельности зависят от того, как между собой сочетаются указанные свойства нервной системы. И. П. Павлов установил четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД); возбудимый неуравновешенный (холерик), уравновешенный подвижный (сангвиник), уравновешенный спокойный (флегматик), слабый (меланхолик).

Собаки возбудимого типа (холерики) характеризуются сильным процессом возбуждения и ослабленным торможением. В результате отсутствия равновесия между этими двумя процессами преобладающим является процесс возбуждения. Собаки этого типа характеризуются большой двигательной активностью: за один и тот же промежуток времени они совершают значительно больше движений, чем собаки других типов.

Однако только по двигательной активности нельзя определять тип ВНД собак. Основное значение для его определения имеет условно-рефлекторная деятельность.

У собак возбудимого типа быстро образуются положительные условные рефлексы и очень медленно вырабатываются тормозные. Поэтому собаки возбудимого типа быстро усваивают все команды, связанные с выполнением каких-либо действий, требующих активного состояния нервной системы (состояния возбуждения), и слабо усваивают команды или действия, в основе которых лежит процесс торможения (например, хождение рядом с дрессировщиком, выдержка в различных положениях и т. д.).

Собаки возбудимого типа особенно трудно поддаются дрессировке в тех службах, которые требуют хорошей и четкой дифференцировки (розыскная, сторожевая, минорозыскная).

У собак уравновешенного подвижного типа (сангвиников) процессы возбуждения и торможения находятся в состоянии относительного равновесия. Наряду с этим, для них характерна большая подвижность (легкая взаимозаменяемость одного процесса другим и наоборот), зависящая от действующих раздражителей.

У собак уравновешенного спокойного типа (флегматиков), как и у сангвиников, процессы возбуждения и торможения по силе проявления находятся в равновесии. Но в отличие от сангвиников процесс возбуждения и торможения в нервной системе этих собак малоподвижен (один процесс медленно заменяется другим). Собаки этого типа характеризуются повышенной двигательной активностью. Положительные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются у них медленно, но выработанные условные рефлексы достигают большой четкости. По поведению многие собаки-флегматики кажутся малоподвижными и вялыми. Дрессировке они поддаются нелегко, но закрепленные навыки оказываются весьма стойкими в работе. Эти собаки несколько вялы, но безотказно выполняют требуемые от них действия и очень выносливы. При дрессировке собак этого типа от дрессировщика требуются большая настойчивость и терпение.

Собаки-флегматики трудно переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения. Поэтому при первоначальной дрессировке по общему курсу не следует злоупотреблять частыми командами. Таким собакам трудно быстро переходить от одного действия к другому, они нередко нуждаются в повторной команде. В начале дрессировки следует использовать различные команды, чтобы между командой и выполняемыми действиями был достаточный интервал. Учащать подачу команд можно лишь после того, как у собаки установится на них стойкий условный рефлекс. У собак-флегматиков довольно просто воспитать выдержку в различных положениях. Они легко переносят действие сильных механических оаздражителей, поэтому при дрессировке можно использовать механический метод. Однако принуждением не следует злоупотреблять.

Для собак слабого типа (меланхоликов) характерны слабые процессы возбуждения и торможения. Поэтому в результате большого напряжения у них легко нарушается нервная деятельность. Некоторые собаки-меланхолики имеют относительную подвижность обоих нервных процессов. Условные рефлексы у них вырабатываются нестойко, однако четкое дифференцированное торможение возникает сравнительно легко.

Встречаются собаки, для которых при слабости обоих нервных процессов характерна малая подвижность. Условные рефлексы у них нестойки и вырабатываются медленно, дифференцированное торможение недостаточное.

У собак слабого типа часто наблюдается пассивно-оборонительная реакция, но ее нельзя считать основным признаком слабости нервной системы. Собаки этого типа малопригодны для дрессировки и использования.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.