Дж фурст невротик его среда и внутренний мир


РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА
1. ЭЛЕМЕНТЫ ЛИЧНОСТИ

Рядовому человеку нетрудно будет понять, что идеи не являются биологически врожденными и не формируются мозгом из какой-то внутренней сущности. Однако данная работа не имеет целью исследование идей как таковых. Мы занимаемся изучением формирования личности невротика, и перед нами встает вопрос, каково при этом значение идей и каково их отношение к другим элементам личности. Очень просто доказать, что идеи – это отражение внешних, несубъективных факторов. Но являются ли идеи управляющим элементом в личности?

Этот вопрос возникает потому, что при первом же общении с невротическими больными мы видим, что их главные трудности связаны не с абстрактными идеями и не с пониманием интеллектуальных задач. Многие невротики очень хорошо оправляются с преподаванием, исследовательской работой и другими видами интеллектуальной деятельности, но в то же время тщетно борются с личными затруднениями явно эмоционального характера. Беспокойство, вызванное противоречивым эмоциональным состоянием невротика, нередко представляет собой разительный контраст с его интеллектуальной деятельностью, часто отличающейся высоким культурным уровнем.

Поэтому невротик обычно обращается к нам с жалобами преимущественно эмоционального характера. Он чувствует себя несчастным. Он слишком чувствителен, и другие люди легко выводят его из состояния душевного равновесия. У него может быть чувство собственной неполноценности; он слишком часто обижается или раздражается; его могут терзать страхи, которыми он не в состоянии управлять и которые, как он сам знает, являются неразумными.

Оказывается, далее, что различные чувства невротика сильнее его интеллектуальных убеждений. При столкновении эмоций с интеллектом чувства у него часто побеждают. Невротик видит, что он испытывает страх в обстановке, когда, как он знает, никакой объективной опасности не существует; гнев может полностью овладеть им, даже если он знает, что его гнев не оправдан или что было бы лучше в данной обстановке сохранить спокойствие. Невротик может годами бороться с непонятной привязанностью к человеку или зависимостью от него, хотя тот, как это известно невротику, совершенно ему не подходит или даже оказывает на него пагубное влияние. У него наблюдаются сильные, эмоционально окрашенные стремления делать то, что, как он сам понимает, является неправильным или вредным; его чувства часто вынуждают его делать то, что он сам считает бессмысленным, ненужным или пагубным.

Хотя клиническая практика дает почти бесчисленное количество примеров очевидной власти эмоций невротика над его интеллектом или абстрактными рассуждениями, это явление свойственно не только людям, страдающим неврозом. He-невротик также может обнаружить, что в определенных условиях его чувства одерживают верх над его волей и над его пониманием.

Если судить по внешним проявлениям, то определяющие элементы в личности по своему характеру не интеллектуальны и не концептуальны, а состоят скорее из значительных эмоциональных сил, обладающих способностью подавлять интеллект. Природа эмоций и их отношение к побуждениям, абстрактному мышлению, практическому поведению и объективному миру – все это составляет решающую проблему для психологии как нормальных, так и анормальных людей.

На основании указанных наблюдений над поведением невротика в классической психиатрии и во всех школах психоанализа считается общепринятым, что неврозы – это болезни эмоциональной сферы. Наряду с этим выдвигалось утверждение, что эмоции имеют преобладание над интеллектом и что они-то и составляют главные движущие силы человека. Существуют две тесно связанные между собой теории, пытающиеся это объяснить.

Многие ученые, придерживающиеся первой теории, рассматривают эмоции как продукт животного начала человеческой природы. Поэтому эта школа мысли считает, что эмоции происходят непосредственно из биологических потребностей и структуры нашего организма. В эмоциональных реакциях животных эта школа видит прямую параллель с эмоциями людей и объяснение последних.

  • Психология

Описание книги

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

  • Психология


Ни одной рецензии нет










  • ТОП-15 лучших книг 2020 года
  • Что в имени тебе моем.
  • Заразительное одиночество
  • Все дороги ведут домой
  • 75 ракурсов Победы. ТОП-ВОВ-75 от ведущих издательств
  • Юмор всему голова
  • ТОП-20 Новинки ведущих издательств
  • Самоизоляция. Как провести время, чтобы оно не провело тебя. Советы от Book24 и Litres
  • Вирусы. Пограничники жизни
  • Вирус-вдохновитель
  • Читаем первыми. ТОП-15 новейших книг 2020 года
  • От классического до военного. Заведи свой роман
  • детская литература
  • Сказки и мифы
  • Феминизм
  • О любви
  • юмор
  • ветеринария
  • Исторические книги
  • 10 книг, которые помогут разобраться в медицине
  • Нумизматика
  • рисование
  • Биографии
  • Деньги
  • F.A.Q.
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Помощь и контакты
  • Все 0
  • Друзья 0
  • Похожие 0

Если у Вас возникли вопросы по работе сайта - напишите нам!




Для восстановления обратитесь к администратору

Уважаемые пользователи!

На нашем сайте происходят большие изменения: мы усиленно работаем над улучшением дизайна и логики сайта, а также пополняем базу новыми книгами.

Администрация сайта приносит свои глубочайшие извинения всем пользователям.

Лук Александр Наумович

О чувстве юмора и остроумии

Когда врач пишет о юморе и остроумии, то это само по себе вызывает недоумённый вопрос: зачем?

К проблеме остроумия ведёт прямая дорога и от психологии, и от неврологии.

В клинике нервных болезней расстройства в сфере остроумия зачастую оказываются самым ранним проявлением грозных мозговых заболеваний, и поэтому их диагностическая ценность очень велика.

Но для распознания патологического остроумия нужно сперва отчётливо представить особенности нормального остроумия.

Остроумие — сложная психическая способность, которая имеет свою структуру, состоит из сочетания других, более простых свойств. Как же установить — каких именно? Здесь клинический материал может сослужить большую службу. Ведь болезнь порою обнажает такие механизмы, которые в норме ускользают от наблюдения. Получается, что наблюдения психологические и клинические взаимно дополняют друг друга. И всё же на первом месте должно стоять изучение нормы, а не патологии, потому что проблема остроумия имеет более широкое значение для понимания психики человека.

Общечеловеческий эмпиризм показывает, что остроумию принадлежит почётная роль в системе творческих способностей человека, и, возможно, изучение остроумия даёт ключ к объяснению механизма подсознательно-интуитивных умозаключений, лежащих в основе остроумных технических решений, остроумных научных гипотез и т. д.

Начав размышления с патологических острот наших пациентов, мы вполне закономерно, как нам кажется, перешли затем в область чувственной мотивации мышления и в более широкую сферу взаимодействия мысли и чувства. А затем пришлось затронуть и такие вопросы, как ход ассоциативного процесса, общие и отличительные черты чувства юмора и остроумия, связь остроумия с эстетической категорией комического.

Но все перечисленные повороты темы рассмотрены глазами невропатолога, преломляются сквозь призму современных нейрофизиологических и психофизиологических представлений.

Для читателей с преимущественно гуманитарной подготовкой такой подход кажется необычным. Но нам представляется, что вторжение естественнонаучных методов в области, которые ранее считались традиционно-гуманитарными, — это не единичный наскок, а растущая тенденция.

Эмоции и чувства

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…

Мышление и чувство

В последние десятилетия конструкторы стали создавать кибернетические машины, которые выполняют работу, считавшуюся до недавнего времени чисто человеческой, умственной. Появление таких машин заставило многих исследователей по-новому оценить мыслительные способности человека.

Раньше подчёркивали, что разница между человеком и машиной состоит в том, что человек способен к творческому мышлению, создающему нечто новое; он обладает даром учиться на собственном опыте; кроме того, человек может стремиться к цели, а машины якобы лишены таких способностей[1].

Одна из особенностей человеческого мышления заключается в том, что оно никогда не бывает изолированным от других проявлений психики, прежде всего от эмоций и чувств[2]. Роль эмоций и чувств в человеческом мышлении поистине огромна. У нормального, здорового человека просто невозможно выделить чисто интеллектуальную деятельность, полностью свободную от чувственно-эмоциональных элементов. Если схематически представить процесс человеческого мышления как обработку полученной информации, то, казалось бы, одинаковые входные данные после логической их обработки должны приводить к одинаковым конечным результатам. Но весь многовековой опыт человечества убеждает нас, что на самом деле это не так. Из одних и тех же посылок даже один и тот же человек в разное время может делать прямо противоположные выводы. Это зависит прежде всего от его эмоционального состояния, от владеющих им чувств.

Вероятно, механизм воздействия чувств на интеллект заключается отнюдь не в искажении мышления, как иногда полагают. Разве можно говорить об искажении, если взаимодействие мышления и чувств есть обычное, нормальное явление?

Многие авторы прямо говорят о том, что работы по совершенствованию искусственного разума зайдут в тупик, если сразу же не приступить к моделированию чувств и тесно связанных с ними подсознательных процессов. Другие, признавая необходимость такого подхода, считают, что пути здесь чрезвычайно круты, и откладывают эти работы на отдалённое будущее.

Невроз — чисто человеческое заболевание. Оно зависит от индивидуальных особенностей данного человека, от условий его воспитания, от формирующих влияний об- щественной среды. В нашей стране число невротических заболеваний сокращается из года в год, истерия становится редкостью, а на первое место (причем только в отно- сительных цифрах) вышли неврастения и невроз навязчивых состояний. Иная картина наблюдается в капита-

листических странах. Обстановка военного психоза, постоянного страха за обеспеченное место в обществе, раздираемом конкуренцией, поток книг, кинофильмов и телепередач, проповедующих насилие и жестокость, ведут к нарастанию нервно-психических расстройств, которые, по заявлениям ученых, приобретают характер национальной трагедии. Об этом очень убедительно писал американский исследователь Д. Фурст 1.

Врач-психотерапевт действует словом, но это слово должно быть сказано вовремя и абсолютно точно. В сущности слов может быть совсем немного, даже лучше, если их не расходуют зря.

. Семилетний мальчик набегался, выпил тройную порцию молока, крепко заснул и. намочил постель. Пустяк, случайность. Но взрослые сделали ужасную вещь: они не только поругали его, но и рассказали о случившемся другим детям. Мальчик был напуган: он долго не засыпал, вновь и вновь шел в уборную. Ночью ничего не происходило, но страх не исчезал. Укладывание в постель постепенно превратилось в сложный ритуал: мальчик должен был подойти к кровати определенным образом, сказать матери строго определенные слова, трижды сходить в уборную. Только, застраховав себя от ночного мочеиспускания, он засыпал. Ребенок похудел, стал раздражительным и угрюмым. Его повели к врачам — урологу и невропатологу. Анализы мочи, осмотр половых органов, общеукрепляющее лечение. Все оставалось по-прежнему.

Мать обратилась к гомеопату: четыре сладких шарика из четырех разных коробочек в течение дня. Но и они не защищали от страха. Страх жил в маленьком сердце, он

1 См. Д. Фурст. Невротик. Его среда и внутренний мир, ИЛ, 1957.

заставлял каждый вечер выполнять нелепые действия, му- чительно тужиться в уборной. К счастью для мальчика, в соседней квартире жил умный врач. Он предложил матери, чтобы ребенок несколько ночей провел у него.

— Вот что, брат, — сказал врач в первый же вечер, — ты меня знаешь, и мы в квартире одни. Ложись на мою кровать и делай с ней все, что хочешь. О матраце не беспокойся, я положил большую клеенку.

Мальчику стало смешно. Страшное и постыдное пре- вратилось в озорную шутку двух понимающих друг друга мужчин. Конечно, он не будет специально мочить кровать, да и не это имел в виду доктор. Но если что произойдет. не беда! Доктор готов ко всему. Ребенок улыбнулся, влез под одеяло и быстро заснул. Разумеется, с ним ничего не случилось. Он провел у доктора вторую ночь, третью, а потом уже спал дома. Гомеопатические шарики полетели в мусорное ведро.

Психотерапия — оружие умных, добрых и одаренных людей. Приемы психотерапии нельзя выучить, как ходовые рецепты. Я убежден, что подготовка врача-психотерапевта должна походить на обучение режиссера, артиста, следователя. Единственно нужное в одном случае неприменимо в тысяче других. Это всегда поиск, тонкий расчет и интуитивная догадка. Дуэль разума с коварным и многоликим противником, имя которому — болезнь.

Психотерапия — один из самых трудоемких методов современной медицины. Она требует от врача не меньше мастерства, знаний и напряжения сил, чем сложнейшее хирургическое вмешательство, и значительно больше времени. Ведь психотерапевт добьется успеха только в том случае, если глубоко проникнет в сокровенные уголки внутреннего мира больного, в сущность его тревог, поймет причины его трудностей и конфликтов.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черева Татьяна Николаевна

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черева Татьяна Николаевна

“STUDENT NEUROSIS”: REASONS OF THE ORIGIN

Ключевые слова: пограничные состояния, невроз навязчивых состояний, истерия, неврастения, депрессия.

Key words: in-between states, obsessive-compulsive neurosis, hysteria, neurasthenia, depression.

В истории изучения проблемы возникновения данного заболевания принято выделять два основных подхода: биологический и психологический.

Основателем первого направления является И. В. Павлов. Он установил, что в основе неврозов находится перенапряжение процесса возбуждения, процесса торможения или их подвижности (сшибка). К перенапряжению силы процесса раздражения приводят тяжелые переживания, жизненные неудачи, частые огорчения, опасения и т. д. Перенапряжение силы тормозного процесса возникает при необходимости постоянно и чрезмерно сдерживать себя, стремлении к постоянному контролю над своими мыслями и чувствами.

Представители психологического направления полагают, что в основе неврозов находятся личностные психологические аспекты.

З. Фрейд считал, что причина развития невроза

В отличие от Фрейда и его последователей, Фурст полагает, что значение детского опыта для развития невроза преувеличено. Он является как продуктом деструктивных условий настоящей жизни невротика - и подростка и взрослого, - так и продуктом подобных условий его жизни в детстве [18].

А. Маслоу предложил теорию самоактуализации, являющейся высочайшей потребностью каждого индивида. Она происходит посредством усвоения своего эмоционального опыта и, как следствие, является основным фактором психологического здоровья. По мнению исследователя, невроз формируется из-за невозможности переживания опыта и ограничениях в поведении [11].

В западной традиции выделяют следующие типы неврозов: психоневрозы, актуальные неврозы, неврозы характера, посттравматические неврозы, невроз переноса. Развитие психоневроза обусловлено наличием психотравмирующих ситуаций в прошлом человека. Существует три типа психоневрозов

- истерическая конверсия, невроз страха и невроз навязчивых состояний.

Причинами возникновения актуальных неврозов относятся к настоящему человека. Их можно объяснить в терминах сексуальной жизни пациента. При неврозах характера симптомами являются патологические свойства личности. Посттравматические неврозы вызываются потрясением или травмой. Невроз переноса может развиться в процессе психоанализа, если пациент проявляет повышенный интерес к психоаналитику.

В отечественной психологии принято выделять 3 типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. В последнее время выделяют еще один тип невроза - невротическая депрессия.

1. Неудовлетворенность какой-либо потребности и, как следствие, снижение порогов восприятия.

2. Постоянное накопление энергии случайных стимулов и периодическая защитная разрядка энергии характерными вспышками.

3. Истощение центральной нервной системы: снижение работоспособности, повышенная утомляемость и т. д.

Депрессия характеризуется снижением настроения, утратой способности переживать радость, пессимистическим взглядом на жизнь, двигательной заторможенностью; наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

B. Н. Мясищев [12] утверждал, что огромное значение в формировании неврозов имеет прошлое человека, его детство, тип воспитания. Так, причиной развития невроза навязчивых состояний он считает родительскую гиперопеку, которая способствует формированию личности, не готовой противостоять жизненным трудностям. Истерический невроз -следствие противоположного поведения родителей: ребёнку предоставляют полную свободу действий, все возможности для удовлетворения желаний. Впоследствии это может привести к уязвимости, ранимости и разочарованиям. Если ребенку внушается, что он всегда и во всем должен быть первым, это может привести к завышенному уровню притязаний, неумению преодолевать жизненные трудности и, как следствие, - развитию неврастении.

C. В. Ковалев [8] выделяет следующие типы отношений, ведущих к невротизации личности:

— соревнование - ярко выраженное стремление к первенству при доброжелательном отношении к партнеру. Самоутверждение осуществляется за счет достижения реального превосходства;

— конкуренция - желание обойти и подавить партнера любыми средствами. Отношения между людьми окрашены завистью, ревностью к успеху друг друга, ожесточенной борьбой за лидерство и единоличное первенство;

— антагонизм - несовместимость, противоречивость интересов и отношений, хронический конфликт, утрата эмоциональной привязанности.

Т. М. Мишина дополняет данную классификацию такими понятиями, как соперничество, псевдосотрудничество и изоляция.

Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева [10] приводят следующие признаки невротической личности:

— неразумная настойчивость и требовательность по отношению к другим людям. Недоверие их способностям и строгое следование правилам;

— чрезмерная преданность работе и постоянная преданность её результатам; отрицательное отношение ко всему, что не связано с работой;

— большая привязанность к жестким стандартам и постоянная неудовлетворенность результатами своей работы;

— постоянные трудности в принятии решений, трата много времени на обдумывание их;

— бережливость в денежных средствах, не любят ничем делиться и делать подарки, если это не приносит личной выгоды;

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости. Его изучению посвящены работы Б. Г. Ананьева,

А. В. Дмитриева, И. С. Кона, В. Т. Лисовского и др. Исследователи полагают, что характерной чертой развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Вместе с тем происходит изменения ритма труда, отдыха, сна, уровень психических нагрузок, появляются новые эмоциональные переживания, что может привести к появлению стресса и, как следствие, - развитию невроза.

— возбудимость и раздражительность;

— фиксация на обстоятельствах травмирующего события;

— уход от реальности;

— предрасположенность к неуправляемым агрессивных реакциям;

— безудержный тип реагирования на внешние раздражители.

В 1966 г. канадский психолог Джеймс Марша [6] выделил четыре этапа развития идентичности, как степень профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека:

самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

Г. Ш. Габдреева [2, с. 120], проводя исследования студентов для определения состояния здоровья путем опроса, обнаружила, что 32 % первокурсников периодически жалуются на повышенную утомляемость, раздражительность, сердцебиение при эмоциональном волнении. При этом, по данным электроэнцефалографических, электрокардиографических и биохимических исследований, отмечается снижение ряда функций [7].

Данные, полученные позднее, еще более удручающие. Так, согласно исследованию В. Е. Хазано-ва, из 200 респондентов 46 % имели признаки неврозов, 72 % опрошенных жаловались на частые головные боли, головокружение и другие психосоматические явления. У 5,5 % опрошенных студентов были выявлены признаки психопатии [19].

Результаты анкетирования [8], проведенного на кафедре физического воспитания МГУ (1994/1995 уч. г.) выявили у 57,4 % студентов подготовительного отделения наличие различных психотравмирующих ситуаций. При этом было отмечено, что количество лиц с различными эмоциональными расстройствами (повышенная раздражительность,

утомляемость) значительно увеличилось.

Показатели (%) эмоциональных нарушений у студентов МГУ

Эмоциональные нарушения Год обследования

Наличие тревоги 39 53 46

Частое внутреннее напряжение 25 37 41

Повышенная утомляемость 22 26 33

Повышенная раздражительность 19 25 32

Пониженное настроение 10 26 20

Навязчивые страхи 9 6 14

Большинство студентов (65 % обследованных) предъявляли более трех жалоб одновременно, и только 8 % опрошенных не отметили ни одного признака [4, с. 48]. При этом была выявлена следующая закономерность: «Студентки чаще предъявляли одновременно более трех жалоб, отражающих психологическую и эмоциональную дезадаптацию, а

Е. Ю. Коржова доказала, что личностный кризис приводит к разрушению существующего представления о себе и лишает способности действовать. Он является причиной интеграции ранее вытесняемого и отвергаемого опыта осознания и субъекта, ведет к усилению концепции, на которую не влияют объективная действительность и новый жизненный опыт [1].

По мнению исследователей [6], во взаимоотношениях между учебно-образовательным процессом и развитием невроза можно выделить три аспекта:

1) невротизирующее влияние учебно-образовательного процесса на обучающегося;

2) невротизирующее влияние учебной работы на преподавателя;

Но неблагоприятно влияет на психическое здоровье учащихся не умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.

Причина в том, что любое событие в жизни человека, а особенно травмирующее, влияет на психику, сказывается на настроении, направляет и окрашивает мысли и чувства, делает его беззащитным перед воздействием внешнего мира. У любого человека есть потребность в самоуважении, одобрении, восхищении.

Многие студенты, а особенно вчерашние школьники, вдруг начинают осознавать, что таких звездочек, как они, в вузе много. Смириться с изменением привычного отношения к себе бывает очень сложно, особенно, если человек привык находиться в центре внимания. Еще сложнее адаптироваться к новым условиям студентам, живущим в общежитии: к основным травмирующим факторам добавляется бытовая неустроенность.

Многие студенты выделили способность выдерживать умственные нагрузки, высокую работоспособность в течение дня, умение рационально отдыхать, но только 17 % - умеют (по их мнению) управлять собой, своими эмоциями [2, с. 125].

Рассмотрев все приведенные исследования, мы пришли к выводу, что в настоящее время уровень невротизации студенческой молодежи очень высок, что объясняется как социальными, так дидактическими и индивидуальными особенностями развития личности. При этом регулировать свои эмоции умеют несколько процентов обучающихся, что, по нашему мнению, является основной причиной развития невротических расстройств в студенческой среде.

1. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие / Л. Ф. Бурлачук,

Е. Ю. Коржова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.

2. Габдреева, Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса / Г. Ш. Габдреева // Психологическая служба в вузе: сборник статей. - Казань: Казанский университет, 1981.

3. Еникеева, Д. Д. Популярные основы психиатрии: монография / Д. Д. Еникеева. - Донецк: Сталкер, 1997. - 430 с.

4. Ефимова, И. В. Психофизиологические основы здоровья студентов: учебное пособие /

И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Р.Ф. Проходовская // Психофизиологические основы здоровья студентов.

- Иркутск: Ирк. ун-т, 2003. - 124 с.

5. Жутикова, Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: беседы психолога: кн. для учителей и родителей / Н. В. Жутикова. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.

6. Клиническая психология в социальной работе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. А. Маршинин, М. В. Голубев, Н. Н. Ямщикова и др.; под ред. Б. А. Маршинина. -М.: Академия, 2002. - 224 с.

7. Киколов, А. И. Умственное утомление, нервно-эмоциональное напряжение и их профилактика. - Обучение в высшей и средней школе. Обзорная информация. - М., 1979.

8. Ковалев, Н. К. Динамика показателей здоровья студентов подготовительного отделения МГУ / Н. К. Ковалев, И. В. Ефимова, Т. А. Булавина, Л. Б. Смирнова // Динамика показателей здоровья студентов подготовительного отделения МГУ: материалы Московской Международной научнометодической конференции. - М., 1995.

9. Колесов, Д. В. Состояния человека (семантика, психология, медицина): учебное пособие / Д. В. Колесов, Д. Д. Колесов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. -Воронеж: Издательство МОДЕК. - 2008. - 704 с. (Серия Библиотека психолога).

10. Короленко, Ц. П. Личностные и диссоциативные расстройства: монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск.

11. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: монография / А. Маслоу; ред. Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 424 с.

12. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы /

В. Н. Мясищев. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.

13. Петрушин, В. И. Неврозы большого города /

B. И. Петрушин. - М.: Академический проект, 2004.

14. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание /

C. Л. Рубинштейн. - М., 1957.

15. Тарнавский, Ю. Б. Срыва можно избежать (неврозы, их лечение и профилактика) / Ю. Б. Тар-навский. - М.: Медицина, 1990.

16. Ушаков, Г. К. Неврозы и их предупреждение / Г. К. Ушаков, С. В. Осьмина. - М.: Знание, 1969. - 79 с.

17. Фенихель, О. Психоаналитическая теория неврозов [Текст]: [пер. с англ. и вступит. статья А. Б. Хавина] / О. Фенихель. - М.: Академический проект, 2005. - 846 с.

18. Фурст, Дж. Б. Невротик. Его среда и внутренний мир: [пер. Я. Г. Бронина]. - М.: Издательство иностранной литературы, 1957.

19. Хазанов, В. Е. Концепция “Академии Горя и Радости” И. А. Ефремова и возможности ее реализации в наше время / В. Е. Хазанов //“Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса”. Библиотека журнала “Альтернативы”. - М.: Экономическая демократия, 2001.

20. Хорни, К. Наши внутренние конфликты [Текст]: монография / К. Хорни; пер. В. Старовойтова. - М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 558 с.

Менделевич В.Д., Соловьёва С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.

Карвасарский Б.Д. Неврозы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 576 с.

Свядощ А.М. Неврозы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1982. – 368 с.

Вейн А.М., Колосова О.А., Яковлев Н.А. Неврозы (клинико-патогенетические аспекты, диагностика, лечение и профилактика) – М., 1995 – 231 с.

Айрапетянц М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и клинике. — М., 1982.-272 с.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998. — 336 с.

Дополнительная

Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник. – 2-е изд., дополн. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 864 с.

Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии / Пер. с нем. Г.А. Обухова. – Мн.: Выш. шк., 1999. – 496 с.

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.

МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. — Женева. ВОЗ, — 208 с.

Айрапетянц М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и клинике. — М., 1982.-272 с.

Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. — М., 2001.- 152 с.

Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. — М., 1997. — 576 с.

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982. - 272 с.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979. — 608 с.

Лакосина Н.Д., Трунова М.М. Неврозы, невротические развития личности. — М.: Медицина, 1994. — 192 с.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 426 с.

Семке В.Я. Истерические состояния. — М., 1988. — 222 с.

Семке В.Я., Положий Б.С. Пограничные состояния и психическое здоровье. — Томск, 1990. — 207 с.

Сергеев И.И. Динамика и исходы неврозов // Журн. невропат, и психиатр. - 1989. - №11. - С. 66-70.

Ушаков Т.К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. — 304 с.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.— 480 с.

Коркина М.В., Цивилько М.А. Нервная анорексия. — М., 1986. — 174 с.

Липгарт Н.К., Стукалова Л.А., Виш ИМ. Неврозы и сексуальные расстройства. — Воронеж, 1985. — 160 с.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 426 с.

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. — Л.: Медицина, 1982. - 272 с.

Кемпински А. Психопатология неврозов. — Варшава, 1975. — 399 с.

Наранхо К. Характер и невроз. — СПб.; Минск, 1998. — 336 с.

Пиаже Ж. Неврозы и фиксированные идеи. — СПб., 1903. — 430 с.

Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, 1984. - 192 с.

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. — М., 1997. - 480 с.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988. — 200 с.

Ушаков Т.К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. — 304 с.

Франкл В. Доктор и душа. - СПб.: Ювента, 1997. - 286 с.

Фурст Дж.Б. Невротик. Его среда и внутренний мир. — М., 1957. — 376 с.

Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М., 1993. — 336 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.