Экспериментатор ударяет неврологическим молоточком

  1. В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении.Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?


ОТВЕТ :Раздражимость

2.В опыте экспериментатор добавил в каплю с находящимися в ней инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?


ОТВЕТ : Раздражимость или движение или таксис

(Большинство инфузорий не могут обитать в солёной воде, поэтому при повышении солености воды инфузории стараются отдалится от источника. Это проявление раздражимости организма)

3.В опыте экспериментатор воздействовал кислотой на оголённую лапку лягушки. При таком воздействии лапка отдергивалась. Какая реакция организма изображена на рисунке?


ОТВЕТ:Рефлекс

(На рисунке изображен классический эксперимент по визуализации рефлекторного ответа. При воздействии кислотой на лапку лягушки, мышцы конечности сокращаются и лапка приподнимается. Происходит это благодаря наличию рефлекторной дуги, обеспечивающей ответную реакцию на раздражение)

4. Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?


ОТВЕТ: Движение

5. Начинающий студент-зоолог, занимающийся изучением поведения грызунов, заметил, что при сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов приостанавливаются процессы жизнедеятельности, а затем восстанавливаются, когда температура поднимается. Как называется данное состояние?


ОТВЕТ:Спячка

(Спячка. В качестве подготовки к спячке животные организмы накапливают жировые отложения, которые обеспечивают выживание. В таком состоянии они могут пребывать несколько месяцев, в редких случаях - год)

6. Какое свойство живых систем иллюстрирует природное явление, происходящее с растением?


ОТВЕТ: Рост, или развитие

(Растение растет и развивается)

7.На графике изображена электрокардиограмма пациента.Какое свойство живых систем он иллюстрирует?


ОТВЕТ: Ритмичность, или цикличность

(Ритмичность в биологии можно определить как колебания интенсивности процессов и физиологических реакций. Она представляет собой периодические изменения состояния среды живой системы, возникающие под действием внешних и внутренних факторов)

8. На рисунке изображён эмбрион человека в разный период времени.Какое свойство живых систем иллюстрируют процессы, происходящие с зародышами животных?


ОТВЕТ: Развитие, или эмбриональное развитие, или эмбриогенез

(Развитие — биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез).

Эмбриональное (зародышевое) развитие (эмбриогенез) охватывает процессы от первого деления зиготы до выхода из яйца или рождения и у большинства животных)

9.На рисунке схематично изображено гуморальное влияние гипофиза на функционирование щитовидной железы.Какое общее свойство живых систем иллюстрирует схема?


ОТВЕТ: Саморегуляция, или гомеостаз

10.На рисунке изображены лист плюща обыкновенного и листья других сортов, полученных от него путём продолжительных скрещиваний и отбора сортов плюща.Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?


ОТВЕТ :Изменчивость

11.На фотографиях изображены люди разных возрастов жизни.Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?


ОТВЕТ :Развитие ИЛИ рост ИЛИ рост и развитие

12.На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности лямблии.Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?


ОТВЕТ:Самовоспроизведение или размножение

13.На рисунке изображены сизый голубь (1) и полученные от него путём продолжительных скрещиваний и отбора голуби домашних пород (2–6).Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?


ОТВЕТ: Изменчивость или наследственная изменчивость

14.На рисунке схематично изображена связь растительной клетки с окружающей средой.Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?


ОТВЕТ: Обмен веществ и превращение энергии;или обмен веществ;или метаболизм

(Схема изображённая на рисунке иллюстрирует такое свойство живых организмов как метаболизм (обмен веществ), т. к. одни вещества поступают в организм - другие выделяются.

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии, вот почему они открытые. Основу обмена веществ составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции, т. е. процессы синтеза веществ в организме, и диссимиляции, в результате которых сложные вещества и соединения распадаются на простые и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза)

15.Рассмотрите рисунок, на котором изображён заяц-беляк в разные времена года.Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?


ОТВЕТ: Изменчивость, или адаптация (приспособленность)

16.В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет неврологическим молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы бедра.Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?


ОТВЕТ:Раздражимость или рефлекс

17.В опыте экспериментатор прикасается острым предметом к телу животного гидры. Через непродолжительное время тело гидры сжимается в комочек.Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?


ОТВЕТ: Раздражимость (рефлекс)

18.Какое свойство живых систем изображено на рисунке?


ОТВЕТ:Единство химического состава (единство веществ )

19.Какой уровень организации живого изображен на фотографии?


ОТВЕТ:Тканевый

(На рисунке изображена мышечная ткань, следовательно, это тканевый уровень организации)

20.Какой уровень организации живого изображен на фотографии?


ОТВЕТ:биоценотический, или экосистемный, или биогеоценотический

(На рисунке изображен биоценоз, а следовательно, и биоценотический уровень организации живого)

4.1. Что произошло с нижней конечностью испытуемой?
4.2. Как называется общее свойство организмов, которое иллюстрирует этот опыт?
4.3. Какие клетки в организме человека обеспечивают данное свойство?
ПОЖАЛУЙСТА,помогитеееБуду очень благодарна



Ответ:


Конечно ОКУЧИВАНИЕ,это же АГРО-технический приём))




Население земли неуклонно растет. Большому количеству людей требуются для жизни все новые и новые пространства. Поэтому строится все больше городов, а лесов становится все меньше. Горожане вынуждены жить в окружении бетона, стекла и железа, а дышать им приходится загазованным воздухом. В этих условиях резко возрастает необходимость живых растений. Их разводят дома, украшают интерьер офисов и предприятий. Таким образом, создается иллюзия присутствия в помещении кусочка природы.

Домашние зеленые или цветущие растения радуют глаз совершенством форм, красотой цветения. Они очищают воздух дома, создают приятную, спокойную, уютную обстановку. Все это чрезвычайно благоприятно влияет на эмоциональную атмосферу, успокаивает нервы, помогает бороться со стрессами, повышает настроение.

Огромна роль растений и в других областях жизни человека. Кроме их эстетических свойств, они обладают санитарной, гигиенической функцией. Известно, что зеленые насаждения поглощают из атмосферы вредные вещества, пыль, они очищают помещения от углекислоты, увлажняют, ионизируют воздух. Они подавляют, уничтожают большое количество болезнетворных микроорганизмов, так как выделяют особые вещества - фитонциды, которые повышают бактерицидную энергию воздуха.

Именно благодаря этим веществам воздух приобретает бактерицидные свойства, поэтому обладает особой чистотой, свежестью. Всем известно, что свежий воздух благотворно влияет на здоровье человека, и даже способствует излечению множества заболеваний.

Нельзя не отметить такую важную роль растений в жизни человека, как практическое их использование. Человек многие века использует в питании разнообразные плоды, листья, коренья, цветки и корнеплоды. Многие травы используются как полезные, душистые приправы.

Без растений невозможно развитие медицинской науки. Они нужны для производства тканей, при дублении кожи. Из их частей получают волокна, которые используются для производства одежды. Из них делают вату, добывают каучук. А о важнейшей роли древесины можно говорить бесконечно. Она используется для строительства домов, нужна для изготовления предметов обихода, мебели и т.д.

Важную роль растений в природе и жизни человека можно перечислять очень долго. Но в заключении достаточно сказать только одно - существование самой природы, а также жизнь человечества было бы невозможно без растений, которые дают кров, еду, обеспечивают кислородом.

Неправильная работа коленного рефлекса свидетельствует о серьезных нарушениях работы организма. Для диагностики болезни на ранних стадиях следует знать, о чем говорит ваша реакция на удар молоточка под коленом. Рассмотрим это в статье.

Прием информации извне и ее трансляция по организму: по мышцам, органам, спинному и головному мозгу обеспечивается стабильной работой нервов. Стандартную схему передачи импульсов на пути имеет головной мозг. В случаях, когда требуется немедленная реакция, рефлекс проходит через спинной мозг. Такая реакция возникает, к примеру, если наступить на иглу, тогда нога резко отдергивается. Если бы рефлекс шел через головной мозг, однозначно в процессе образовалась бы задержка, которая бывает опасной для жизни организма.

Коленный рефлекс человека и его значение. Дуга коленного рефлекса



Как вызвать коленный рефлекс?


Возникновение коленного рефлекса связано с тем, что во время удара медицинского молоточка по сухожилию четырехглавой мышцы она сокращается. Такое сокращение заставляет ногу выпрямляться. Удар необходимо наносить точно под коленную чашечку, потому как сухожилие разгибающей четырехглавой мышцы закреплено у начала большеберцовой кости. Не обязательно бить с силой, главное, чтобы мышцы были максимально расслаблены.
Можно закинуть одну ногу на другую, тогда при возникновении пателлярного рефлекса она будет дергаться вверх.

Что делать, если нужны другие методы?

В случае если традиционный способ не срабатывает, существуют еще несколько методик для проявления коленного рефлекса:

  • человека следует посадить на стул так, чтобы пальцы ног уперлись в пол, а ноги согнулись под углом чуть больше 90 градусов. Удар нужно наносить сверху вниз над оттянутым надколенником. В результате надколенник поднимается;
  • колено необходимой ноги нужно расположить поверх второго колена;
  • можно применить высокое сиденье так, чтобы ноги свешивались в расслабленном состоянии;
  • также существует способ, когда пациента опускают на спину с закладыванием колен одно на другое.


О чем говорят нарушения в работе коленного рефлекса?


Мышцы сокращаются подобным образом на верхней паре конечностей и в других местах организма. Но значение коленного рефлекса в том, что его нарушение считается важным симптомом отклонений в работе головного и спинного мозга. Дуга коленного рефлекса постоянна. Лишь в редких вариантах здоровый человек может не иметь коленного рефлекса, при этом, скорее всего, детское заболевание повредило его работу. При наличии болезней он может отсутствовать или, напротив, чрезмерно усиливаться. Это объясняется тем, что центр коленного рефлекса находится в поясничном отделе спинного мозга, а точнее во II-IV сегменте. Для некоторых заболеваний есть конкретные отклонения в проявлении коленного рефлекса. К примеру, церебральные поражения вызывают маятниковообразный коленный рефлекс. Усиленный рефлекс может свидетельствовать о форме невроза. Наоборот, сниженная форма рефлекса - признак инфекции или интоксикации организма. Полное отсутствие коленного рефлекса говорит о значительном поражении нервной системы. Также рефлекс может исчезать у эпилептиков после припадка, после использования жгута, во время глубокого наркоза или после тяжелой мышечной нагрузки. Лишь специалист может поставить точный диагноз.

Что такое рефлекторная дуга?

Коленный рефлекс происходит благодаря его рефлекторной дуге. Подобно значительному нарушению общего рабочего процесса механизма из-за присутствия поврежденной детали, организм человека точно так же не может функционировать, когда что-то работает неправильно.
Рефлекторной дугой называют путь прохождения сигнала от принявшего его рецептора к реагирующему на него органу. Она называется также нервной дугой. Такое название объясняется тем, что коленный рефлекс происходит благодаря импульсам в нервах, которые преодолевают некоторый путь. Рефлекторная дуга состоит из цепей нейронов, которые образуются из вставочных, рецепторных и эффекторных нейронов. Они сами и их отростки создают путь для передачи раздражения.

Какие есть виды рефлекторных дуг?

Периферическая нервная система имеет два вида рефлекторных дуг:

  • те, что снабжают сигналами внутренние органы;
  • те, что относятся к скелетной мускулатуре.

Как работает рефлекторная дуга коленного рефлекса?


Рефлекторная дуга коленного рефлекса имеет пять составляющих:

  1. Рецепторы. Они принимают сигнал раздражителя и в ответ возбуждаются. Это концы аксонов или же находящиеся в клетках эпителия тельца. Рецепторы находятся повсюду в человеческом организме, в органах, в коже, из них состоят органы чувств;
  2. Нервное волокно чувствительное, афферентное или же центростремительное. Оно передает сигнал к центру. Нейронные тела располагаются вне ЦНС, а именно возле головного мозга и в нервных узлах около спинного мозга.
  3. Нервный центр - место, где сигнал транслируется с афферентных нейронов эфферентным. Центры эфферентных нейронов находятся в спинном мозге.
  4. Нервное волокно двигательное, центробежное или эфферентное. Как следует из названия, возбуждение по нему идет от ЦНС к конкретному органу. Эфферентное волокно собой представляет аксон (или же длинный отросток) центробежного нейрона.
  5. Эффектор. Орган, который проявляет реакцию на раздражение конкретного рецептора. Это мышца, которая сокращается после обработки сигнала из центра, железа, которая источает сок из-за нервного возбуждения, и другое.

Как движется импульс при коленном рефлексе?

Для детального изучения коленного рефлекса следует изучить его этапы. Прохождение нервных импульсов при коленном рефлексе происходит следующим образом:

  • удар молоточком по сухожилию под коленом заставляет растягиваться это сухожилие, следовательно, возникает рецепторный потенциал в соответствующих рецепторах;
  • в нейронном длинном отростке зарождается потенциал действия. В спинном мозге он химическим путем передается двигательному нейрону;
  • аксон эфферентного нейрона служит путем сигналу к икроножной мышце;
  • из-за сокращения мышцы нога дергается.

Теперь вы знаете, как работает рефлекс, и для каких целей проводят его диагностику.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет неврологическим молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы бедра.

Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет неврологическим молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы бедра.

Приведите пример процесса, иллюстрирующего подобное явление у растений.

Выберите из приведённого ниже списка два понятия, которые можно использовать для экологического описания калины.

2) консумент I порядка

3) растение с умеренным увлажнением почв

4) засухоустойчивое растение

5) растение первого яруса

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит гадюка, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания.

Рассмотрите рисунок, на котором представлена схема круговорота серы в природе. Название какой группы организмов должно быть написано на месте вопросительного знака?

Пётр поместил в аквариум 15 мальков рыбок и несколько дней снимал на камеру их перемещения. Затем он проанализировал движение мальков и по результатам эксперимента построил график (по оси x отложено время (в ч), а по оси у — средняя скорость движения мальков (в мм/с)).

Опишите зависимость скорости движения мальков от времени с 50-го по 58-й час наблюдения.

Установите последовательность соподчинения элементов биологических систем, начиная с наибольшего.

2) клеточная оболочка

4) проводящая система

Запишите соответствующую последовательность цифр.

Около 80% холестерина (примерно 1 г в день) вырабатывается печенью, остальная часть поступает из продуктов, которые мы употребляем. Холестерин укрепляет мембрану клетки, преобразуется в желчную кислоту, которая помогает в расщеплении жиров в кишечнике, способствует образованию в организме витамина D и гормонов — тестостерона у мужчин и эстрогена у женщин.

Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина, которое человек получил во время завтрака, если в его рационе было: 40 г колбасы, одно куриное яйцо, 210 г пастеризованного молока. Ответ округлите до сотых.

Как называются биологически активные вещества белковой природы, расщепляющие в пищеварительной системе белки, жиры, углеводы?

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер названия каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) синдром Дауна

5) ветряная оспа

Приобретённое заболевание

Инфекционное

Неинфекционное

Изучите рисунок. Для какого класса Цветковых растений характерны изображённые признаки — класс Двудольные, или класс Однодольные?

Длинные уши у мышей — доминантный признак (А), короткие уши — рецессивный признак (а). Скрестили самца с длинными ушами и самку с короткими ушами. В F1 все потомство с длинными ушами. Ответы занесите в таблицу.

самка

самец

Мама Сергея решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё первая группа крови. Известно, что отец Сергея имеет четвертую группу крови.

Какой группы может быть кровь у Сергея? Укажите все возможные варианты.

Мама Сергея решила сдать кровь в качестве донора. В медицинском центре определили, что у неё первая группа крови. Известно, что отец Сергея имеет четвертую группу крови.

Руководствуясь правилами переливания крови, определите, может ли отец Сергея быть донором крови для своего сына.

Функцией изображённого на рисунке клеточного центра является организация системы микротрубочек в клетке. Данный органоид имеет общность химического состава с органоидами движения (жгутиками, ресничками): образующие их микротрубочки состоят из белка тубулина.

Как называется структура, обозначенная цифрой 1, образующая этот органоид?

На рисунке представлена схема, отображающая механизм поддержания оптимальной концентрации глюкозы в организме человека.

Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

Таблица генетического кода (и-РНК)

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Фрагмент иРНК имеет следующую последовательность:

Определите последовательность участка ДНК, послужившего матрицей для синтеза этой молекулы РНК, и последовательность белка, которая кодируется этим фрагментом иРНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода.

Таблица генетического кода (и-РНК)

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

При расшифровке генома клевера было установлено, что во фрагменте молекулы ДНК доля нуклеотидов с тимином составляет 25%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте количество (в %) в этой пробе нуклеотидов с гуанином.

Современную эволюционную теорию, согласно учению Дарвина, можно представить в виде следующей схемы.

Объясните, руководствуясь этой схемой, образование сочных листьев у предковых форм современного алоэ.

На рисунке изображен палеодиктиоптеры - вымершее животное, обитавшее 290 млн лет назад.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5


1) Коленный рефлекс. Испытуемый в положении сидя кладет правую ногу на левую. Экспериментатор наносит легкий удар неврологическим молоточком под коленной чашечкой по сухожилию четырехглавой мышцы бедра. Наблюдается разгибание ноги в коленном суставе. Чтобы исключить произвольную задержку проявления коленного рефлекса, необходимо отвлечь внимание испытуемого. Для этого ему дается задание растягивать соединенные в замок пальцы обеих рук.

2) Ахиллов рефлекс. Испытуемый встает коленями на стул. Ступни его ног должны свисать. Неврологическим молоточком наносится легкий удар по ахиллову сухожилию. Наблюдается сгибание стопы.

3) Сгибательный рефлекс предплечья. Нижняя часть плеча полусогнутой и расслабленной руки испытуемого находится на ладони экспериментатора. Удар молоточком наносится по сухожилию двуглавой мышцы плеча. Наблюдается сгибание руки в локтевом суставе.

4) Разгибательный рефлекс предплечья. Экспериментатор становится сбоку от испытуемого, отводит его плечо в сторону до горизонтального уровня и поддерживает плечо левой рукой у локтевого сгиба так, чтобы предплечье свисало под прямым углом. Удар молоточком наносится по сухожилию трехглавой мышцы плеча у самого локтевого сгиба. Наблюдаетс разгибание руки в локтевом суставе.

5) Кожные, брюшной и подошвенный рефлексы. Раздражают тактильные рецепторы кожи подошвенной поверхности стопы ручкой неврологического молоточка и наблюдают за рефлекторным сгибанием пальцев стопы. Раздражение кожной поверхности живота вызывает рефлекторное сокращение мышц живота на этой же стороне.

Делают вывод о выраженности сухожильных рефлексов и зарисовывают схемы их рефлекторных дуг.

Работа 28. Исследование состояния вегетативной нервной системы.

Вегетативная нервная система регулирует работу внутренних орга­нов. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы влияет на деятельность внутренних органов практически всегда противоположно От преобладания тонуса и возбудимости симпатического и парасимпатического отдела зависит активность функционирования внут­ренних органов

Оборудование: кушетка, секундомер. Объект исследования – человек.

Ход работы. Испытуемый ложится на кушетку на спину. По­сле 3–5 –минутного нахождения его лежа в состоянии покоя у него подсчи­тывают пульс за 15 секунд. Затем испытуемый резко встает и у него в те­чение первых 15 секунд в положении стоя опять подсчитывают пульс. По­казатели частоты пульса в положении лежа и стоя пересчитывают на значение за 1 минуту. При нормальном тонусе и возбудимости симпатическо­го и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы разница двух измерений (в положении лежа и стоя) не должна превышать 12–18 ударов в минуту. Если она больше 18, то это свидетельствует о повышен­ной возбудимости симпатического отдела, если она меньше 6, то это ука­зывает на пониженную активность симпатического отдела вегетативной нервной системы.

На основании полученных результатов делают вывод.

Работа 29. Наблюдение совместной деятельности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

Почти все симпатические нервы являются сосудосуживающими (кроме волокон, иннервирующих сосуды мозга, венечные сосуды сердца, сосуды слизистой оболочки щеки и мягкого неба). Сосудорасширяющие нервные волокна в большинстве своем принадлежат к парасимпатической нервной системе. Обычно сосудосуживающие и сосудорасширяющие нервные волокна содержатся в общих нервных стволах. Однако парасим­патические нервные волокна возбуждаются более слабым раздражителем и начинают функционировать после начала раздражения позже, чем симпа­тические.

Оборудование: ручка. Объект исследования – человек.

Ход работы . Испытуемый проводит тупой частью ручки по коже тыльной стороны кисти, в результате чего появится белая полоса. Однако спустя несколько секунд эта полоса исчезнет, а на ее месте появится крас­ная. Пройдет еще немного времени, и цвет кожи станет обычным.

Появление белой полосы связано с рефлекторной деятельностью симпатического отдела (сужение сосудов), а появление красной полосы – с деятельностью парасимпатического отдела (расширение сосудов) вегета­тивной нервной системы.

Объясняют наблюдаемые явления, выводы записывают.

Работа 30. Наблюдение за рефлекторными функциями продолговатого мозга.

Продолговатый мозг выполняет проводниковую, интегративную и рефлекторную функции. В продолговатом мозге находятся центры многих рефлексов, регулирующих работу органов пищеварения, дыхания, крово­обращения и др.

Оборудование: десертная ложка, спирт. Объект исследова­ния – человек.

Ход работы. 1. Чистой ложкой экспериментатор прикасается к задней поверхности языка испытуемого. У испытуемого непроизвольно возникает глотательный рефлекс.

2. Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Ко­гда у него во рту слюны не остается, глотательный рефлекс проявляться не будет.

3. Испытуемый делает 2–3 быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается.

Объясняют наблюдаемые явления, выводы записывают.

Работа 31. Наблюдение за некоторыми функциями среднего мозга.

В среднем мозге расположены ядра Ш и IV пары черепно-мозговых нервов (глазодвигательного и блокового нервов). Эти нервы управляют движениями глаз, аккомодацией глаза, зрачковым рефлексом. Передние бугры четверохолмия среднего мозга являются первичными зрительными центрами, а задние бугры – первичными слуховыми центрами. Четверо­холмие осуществляет ряд реакций, являющихся компонентами ориентиро­вочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Оборудование : карандаш, настольная лампа. Объект иссле­дования – человек.

Ход работы . 1. Экспериментатор предлагает испытуемым прочитать небольшой текст. Как только все испытуемые приступили к чтению, он неожиданно и сильно стучит по столу карандашом. В этот мо­мент большинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повер­нут голову к источнику звука, т. е. проявится ориентировочный рефлекс.

2. Испытуемый смотрит на зажженную настольную лампу. Виден один источник света. Теперь он осторожно надавливает рукой на одно из глазных яблок и вновь смотрит на источник света. Предмет начинает дво­иться, видны две лампочки. Это произошло оттого, что была нарушена правильная установка глаз, созданная средним мозгом.

3. Экспериментатор предлагает испытуемому принять неустойчивую позу, для чего поставить левую ногу перед правой так, чтобы ступни обра­зовали одну прямую линию (носок правой ноги должен касаться пятки ле­вой). Глаза у испытуемого должны быть закрыты. Через 15–20 секунд экс­периментатор легонько толкает испытуемого. Толчок вызывает отклоне­ние корпуса и смещение центра тяжести. Испытуемый либо отставляет но­гу в сторону, либо начинает балансировать руками, добиваясь при этом восстановления равновесия. Этот безусловный рефлекс осуществляется средним мозгом с участием мозжечка.

Объясните наблюдаемые явления, выводы запишите.

Работа 32. Ознакомление с некоторыми функциями мозжечка.

Мозжечок оказывает влияние на различные двигательные и вегета­тивные функции. Он регулирует изменение и перераспределение тонуса скелетных мышц, что необходимо для организации нормальной позы и двигательных актов. Мозжечок вносит в выполнение движений необходи­мые поправки, обеспечивая точность, ловкость и координированность движений. При нарушении функций мозжечка возникают двигательные расстройства

Объект исследования – человек.

Ход работы. 1) Пальценосовая проба. Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным паль­цем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательно­го пальца он касается кончика своего носа. При нарушении функции моз­жечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

2) Торможение движений, возникших в силу инерции.

Работа проводится в парах. Испытуемый сжимает руку в локте. Экс­периментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испы­туемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожи­данно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испы­туемого делает короткий рывок и останавливается.

Объясняют наблюдаемые явления, выводы записывают.

Работа 33. Рефлексы промежуточного мозга.

С участием отдела промежуточного мозга – таламуса осуществляется регуляция чувствительности организма к раздражениям, формирование эмоциональной окраски ощущений, регуляция движений, повышение ак­тивности коры больших полушарий и улучшение процесса внимания. Ги­поталамус участвует в осуществлении сложных эмоциональных поведен­ческих реакций (радости, удовольствия, страха, ярости, гнева и др.), через ведущую эндокринную железу – гипофиз оказывает регулирующее влия­ние на различные процессы в организме.

Оборудование : штатив, кафельная плитка. Объекты иссле­дования – человек, лягушка.

Ход работы . 1) Позный рефлекс промежуточного мозга. Экспериментатор предлагает испытуемым заниматься своими делами. А затем неожиданно дает громкую команду "Замри". Испытуемые застывают в разных позах (позный рефлекс промежуточного мозга).

2) Роль промежуточного мозга в формировании произвольных движе­ний. Посадите лягушку на стол и прижмите ее к вертикально поставленной плитке. Когда лягушка оцепенеет, руку медленно отведите. Лягушка будет сидеть, облокотившись на плитку, как в кресле, в неестественной позе. Ес­ли гипноз окажется достаточно глубоким, можно вытянуть ее переднюю лапку. Если животное не проснется от прикосновения, то это положение также сохранится.

Объясняют наблюдаемые явления, выводы записывают.

17. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга

Работа 34. Определение индивидуального профиля асимметрии больших полушарий головного мозга.

В настоящее время имеются данные о существовании пяти основных различий в доминировании функций больших полушарий у человека: вербальное – невербальное, время – пространство, анализ – синтез, последова­тельное – одновременное восприятие, абстрактное – конкретное воспри­ятие. Различают несколько видов функциональной асимметрии. Неодина­ковость двигательной активности правой и левой рук и ног, половин лица, половин тела, управляе­мых левым и правым полушарием мозга, называется моторной асимметри­ей. Неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, распо­ложенных слева и справа от средней плоскости тела, обозначается как сен­сорная асимметрия. Специализация полушарий головного мозга в отноше­нии различных форм психической деятельности называется психической асимметрией.

Оборудование: механические часы, мяч, рулетка, плотный лист бумаги. Объект исследования – человек.

Ход работы . Испытуемый выполняет задание, а эксперимен­татор подсчитывает количество баллов за каждое из них.

1) Определение ведущей руки. Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекрестить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец ведущей руки (сверху правая рука – 1 балл; левая – 0).

Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ве­дущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предпле­чье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая – 1 балл; левая – 0).

Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет актив­ные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы фиксирует правая рука – 0 баллов; левая – 1).

Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоя­нии 1 – 1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведённых ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, прове­дённых неведущей рукой (правосторонняя асимметрия – 2 балла; левосто­ронняя – 0: асимметрии нет – 1).

2) Определение ведущей ноги. Испытуемого просят закинуть нога на ногу. Сверху чаще всего ока­зывается ведущая нога (правая – 1 балл; левая – 0).

Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. Функционально преобладающая нога производит более точные движения (правосторонняя асимметрия – 2 балла; левосторонняя – 0; асимметрии нет – 1).

18 Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеря­ют длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычисляют средне­арифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей (правосторонняя асимметрия 2 – балла; левосторонняя – 0; асимметрии нет – 1).

3) Определение ведущего глаза. Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

В листе плотной бумаги размером 5 × 10 см в центре вырезают отвер­стие 1 × 1 см. Экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30–40 см, а испытуемый, глядя в отверстие, фиксирует предмет, находящийся в 2–3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Если во всех заданиях ведущим был правый глаз – 2 балла; левый – 0; если в одном задании – правый глаз, а в другом – левый – 1 балл.

4) Определение ведущего уха. Экспериментатор говорит испытуемому шёпотом небольшие фразы. При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ве­дущее ухо, т. е. ухо, которым легче и быстрее воспринимается звук.

Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в пер­вый раз, и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.

Если в обоих заданиях ведущее ухо правое – 4 балла; левое – 0; если в одном из заданий – правое ухо, а в другом – левое – 2 балла.

Экспериментатор складывает все полученные баллы и сравнивает их с табличными.

Таблица 3 – Асимметрия больших полушарий головного мозга

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.