Эмоции как проявление высшей нервной деятельности

Раздражители внешней и внутренней среды могут вызывать такие реакции, которые инициируют то или иное поведение и отражают проявление потребностей организма. Например, сдвиги во внутренней среде, приведшие к жажде или голоду инициируют то поведение, которое направлено на удовлетворение потребности их утоления. Все это поведение является мотивационным.

Мотивация – это целенаправленное поведение. Главное звено мотивации – цель.Целей в нашей жизни очень много и они постоянно или повторяются, или меняются. Есть цели ближайшие – немедленное удовлетворение (они связаны с сиюминутным удовлетворением – вкусная пища). Они не требуют большой подготовки, деятельность при них и вознограждение одновременны. Но они не долговечны. Отдаленные цели – направлены (сознательно или бессознательно) на завоевание любви ближних нам людей. Эти цели достигаются упорным трудом и накапливаются в течение всей жизни.

К ближайшим и отдаленным целям можно стремиться сознательно и подсознательно. Сознательные цели – это склоняться перед сильным (Богом, Аллахом, королем, страной, партией, родителями, супругом, детьми), быть сильным (слава, рукоплескание масс, власть и т.п.), дарить радость (желание помогать другим бескорыстно), получать радость (достигается при удовлетворении своего поступка). Ни ближайшие, ни отдаленные цели не являются подлинной конечной целью. Конечная цель — это раскрыть себя наиболее полно, проявить себя и добиться чувства уверенности и надежности. Надо стремиться к высшему мастерству – это приносит уважение, расположение и любовь (и не только ближних нам людей).

Мотивационное поведение связано с функцией гипоталамуса, миндалин мозга и коры. Биохимической основой формирования мотивации являются биологически активные вещества: нейромедиаторы (ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин и другие), гормоны (катехоламины, вазопрессин и другие) и нейропептиды (ангиотензин, морфин и другие). В структуре мотиваций особое место занимают эмоции.

Эмоции — это язык чувств, присущий человеку и животным. Эмоции могут выражаться внутренними (субъективными) признаками – радость, горе, наслаждение, отвращение, ненависть, любовь и другие. И внешними (объективными) признаками – мимика, жестикуляция, голосовые и вегетативные реакции. Между эмоциями существуют полярности (положительные и отрицательные). Например, радость – печаль, гнев – страх, интерес – отвращение и другие.

Положительные эмоции. Удовольствие – радость: удовольствие – это индивидуальное проявление, зависящее от труда, мастерства, поиска, радость — наиболее желанное состояние, его умножает умеренность. Интерес – ажиотаж –важная эмоция для формирования навыков, интеллекта, творчества, труда, мастерства.

Как же быть при развитии эмоционального напряжения и не довести себя до 3-ей и, тем более, 4-ой стадии его? Лучше всего – это разряжать эмоциональное напряжение (физическая нагрузка, увлечение, встреча с интерсными людьми и т.д.).

Формирование эмоций осуществляется с помощью таких отделов центральной нервной системы, как ретикулярная формация, гипоталамус, лимбическая система и кора. Существует эмоциональная асимметрия полушарий. Временное выключение, например, левого полушария (что бывает в клинической практике и в жизни) сопровождается сдвигом в сторону отрицательных эмоций. Ухудшается настроение, появляется пессимизм. При выключении правого полушария – наоборот, развивается состояние благодушия, безответственности, беспечности.

В формировании эмоций важное место занимают органы чувств. На первом месте, в этом отношении, находится орган зрения (до 90 % всех эмоциональных состояний связано с ним), далее слух и другие. Зрение — дает нам представление о цвете, об изменениях внешней среды и диспозиции предметов. Это обеспечивает нам соответствующее эмоциональное состояние (красный цвет – возбуждение, синий – тоска и уныние, а вспомните Ваше состояние в том случае, когда идет дождь, снег или светит солнце). Слух — когда мы воспринимает высокие звуки, то они возбуждают, низкие – вызывают эмоции страха, монотонные – угнетают всякие эмоции. Запах – также формирует разные эмоциональные состояния.

Эмоции очень важны для производительности труда. Положительные эмоции увеличивают его, также действует и стеническая часть отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции в их астенической фазе – ухудшают производительность труда.

Имеется связь между эмоциональным состоянием и заболеваемостью. Так, эмоции страха чаще всего вызывают болезни сердца, гнев – печени, тоска – желудка.

Придерживаясь здорового образа жизни, мы создаем все условия для снятия эмоционального напряжения.

И.П. Павлов (1910-1935 г.г.) связал типы темпераментов со свойствами нервной системы, выделив среди них силу, уравновешенность и подвижность.
По силе людей
подразделяют на сильный и слабый тип. Сильный тип – реагирует на раздражение согласно закону силовых отношений, слабый — не подчиняется ему. По уравновешенности люди могут быть подразделены на уравновешенных и неуравновешенных Уравновешенный тип – человек, у которого процессы возбуждения и торможения уравновешенны (т.е. одинаковы). Неуравновешенный – процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. По подвижности людей делят на подвижных и инертных. Подвижный тип – смена возбуждения и торможения осуществляется быстро. Инертный тип – торможение преобладает над возбуждением.

Согласно этим представлениям были составлены следующие комбинации. Сангвиник – сильный, уравновешенный и подвижный. Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный. Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный. Меланхолик — слабый тип.

Выделяют еще и собственно- человеческие типы высшей нервной деятельности. Художественный тип– преобладает первая сигнальная система действительности (доминирует правое полушарие мозга). Мыслительный тип — преобладает вторая система действительности (доминирует левое полушарие мозга). Смешанный тип –нет преобладания какой-либо из этих систем.

В последние годы появилось много различных дополнений к данным классификациям. Например, введено понятие экстраверсии и интраверсии.Экстраверты – это сангвиник (стабильный) и холерик (нестабильный). Интроверты – это флегматик (стабильный) и меланхолик (нестабильный).

Конечно, строго выделить тип человека достаточно сложно. Тем более, что каждый человек, в зависимости от ситуации, может проявлять черты всех четырех типов. Если даже взять каждого индивидуума в отдельности, то в своей жизни он проходит как бы все типы темпераментов. В детстве – сангвиничность, в отрочестве – меланхоличность, в зрелости – холеричность и в старости – флегматичность. Индивидуальные типологические особенности проявляются у детей уже во втором полугодии жизни, но особенно ярко в возрасте 5-6 лет. Дети отличаются по признакам силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Но они меняются с возрастом. Это же прослеживается с каждым и в связи со сменами года: весна – холеричность, лето – меланхоличность, осень – сангвиничность, зима – флегматичность. Т.е. здесь также играют роль еще и биоритм человека. Наше поведение во многом зависит от биоритмов. Биоритмы – это гармония, соразмеренность, периодически повторяющиеся явления. Различают высокочастотные биоритмы — от мск до 30 мин – ритм дыхания, работы сердца и другие. Биоритмы средней частоты (ультрадианные – до 20 часов, циркадианные – 20-28 часов, инфрадианные – более 28 часов и циркасептанные – до 7 суток) – это сон и бодрствование, околосуточные изменения обмена веществ, гормонов и другие. Биоритмы низкой частоты – до месяцев, лет – сезонные, годичные, солнечные и другие.

В связи с биоритмами очень важны такие понятия в медицине как хронограмма и хронотерапия. Хронограмма работы организма, его отдельных органов и систем очень важна при диагностике больных. А хронотерапия должна учитываться при назначении лекарственных препаратов.

Учение о типах высшей нервной деятельности очень важно для врача с разных позиций. При постановке диагноза, размещении пациентов в палате, терапии. Но оно не менее важно и в других сферах: типы и бракосочетание, создание групп людей, взаимоотношение начальник — подчиненный и т.п.

Рефлексы, осуществляемые организмом, делятся, по И.П. Павлову, на:

Этот процесс называется условным торможением.

И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.

И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах нервной системы. Он оценивал силу, уравновешенность и динамичность основных нервных процессов (возбуждения и торможения).

На основе полученных данных были выявлены четыре типа нервной системы или темперамента:

Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них. Оценка темперамента имеет значение при выборе характера профессиональной деятельности.

Эмоции – это субъективные реакции человека и других животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Эмоции бывают положительными и отрицательными. Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме. Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности. Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов. С помощью эмоций человек изменяет свое поведение в разных ситуациях.

Память – это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени. По времени сохранения информации память бывает кратковременной и долговременной.

В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус.

Различают следующие виды памяти:

Мышление – совокупность умственных процессов, связанных с познанием. В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее, глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.

Сон – состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой. Наступление состояния сна связано с угнетением восходящих влияний ретикулярной формации. В норме продолжительность сна составляет 7—8 часов.

Сон и бодрствование – это проявление суточных ритмов. Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации.

В соответствии с этими функциями сна различают:

поверхностный (быстроволновый) сны.

Человек видит сны во время быстрого сна. В это время можно наблюдать повышенную активность мозга, движения глазных яблок, иногда спящий начинает говорить. Эта фаза возникает примерно через каждые полтора часа и длится 15—20 мин. Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга понижается. Дыхание и частота сердечных сокращений замедляется. Таким образом, сон представляет собой периодическую смену различных функциональных состояний мозга. В регуляции сна важная роль принадлежит гормонам – норадреналину и серотонину.

Сновидения – своеобразное отражение полученной информации в виде зрительных образов.

А1. Инстинкт – это

1) генетически запрограммированное поведение

2) приобретенный в течение жизни опыт

3) поведение, обусловленное целенаправленным обучением

4) совокупность наследственных и приобретенных моделей поведения

А2. Входя в темную комнату, вы тянетесь к выключателю, находящемуся на привычном для вас месте. Это пример

1) безусловного рефлекса

2) условного рефлекса

3) инстинктивного поведения

4) видового рефлекса

А3. Если вы пугаетесь внезапного громкого сигнала автомобиля и отпрыгиваете в сторону – это пример

1) условного торможения

2) безусловного торможения

3) условного оборонительного рефлекса

4) осознанного поступка

А4. Благодаря совокупности условных рефлексов у человека приобретается способность

1) кашлять при попадании в горло раздражающего предмета

2) отдергивать руку при уколе или ожоге

3) находить дорогу домой из любой точки города

4) удовлетворять свои физиологические потребности

А5. Безусловные рефлексы в отличие от условных рефлексов

А6. Какой из указанных рефлексов сформировался при определяющем участии коры головного мозга?

1) слюноотделение в ответ на пищу

2) коленный рефлекс

3) переворачивание младенца на животик

4) улыбка ребенка при виде матери

А7. Постоянство внутренней среды организма поддерживается совокупностью

1) условных рефлексов

2) сочетанием условных и безусловных рефлексов

3) безусловно-рефлекторных реакций

4) только биохимических реакций

А8. Условные рефлексы не вырабатываются, если

1) отсутствует безусловный раздражитель

2) слишком часто повторяют процедуру обучения

3) ребенку меньше года

4) после достижения человеком 60-летнего возраста

А9. Укажите пример условного торможения

1) в ответ на удар боксер атакует соперника

2) невольник, проведший 40 лет в заключении, забыл родной язык

3) при виде любимой еды текут слюнки

4) горнолыжник после соревнований идет спать

А10. Важнейшая функция речи – это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) обобщение и абстрактное мышление

4) выражение человеком своих потребностей

А11. Сновидения возникают в фазе

1) медленного сна

3) постоянно, всю ночь

4) только после ярких впечатлений

А12. Во время сна головной мозг спящего

1) периодически активен

2) постоянно активен

3) не реагирует на внешние раздражители

4) реагирует на любой раздражитель

А13. У активного футбольного болельщика во время матча происходит

1) полное расслабление организма

2) выделение адреналина

3) накопление молочной кислоты в мышцах

4) выделение норадреналина

В1. Выберите характеристики безусловных рефлексов

1) характерны для конкретной особи

2) одинаково проявляются у всех представителей вида

3) обеспечивают приспособленность к разнообразным условиям среды

4) служат для удовлетворения естественных физиологических потребностей

5) существуют у всех представителей животного мира

6) центры рефлексов находятся в коре головного мозга

В2. Выберите примеры условных рефлексов

1) сосание материнской груди

3) кашель в ответ на раздражение

4) убегание от опасности

5) использование темных очков сварщиком

ВЗ. Установите последовательность этапов выработки условного слюноотделительного рефлекса на свет

A) зажигание лампочки

Б) выделение слюны в ответ на световой раздражитель

B) кормление с одновременным зажиганием лампочки

Эмоция — одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивациями, так и уровнем вероятности их удовлетворения. Эмоции являются рефлекторными реакциями организма на внешние и внутренние раздражения и характеризу­ются ярко выраженной субъективной окраской.

Основное физиологическое значение эмоций заключается в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций состоит в обобщенной оценке событий. Эмоции сигнализируют об успешности или неуспешности выполняемого действия, полезности или вредности определенного воздействия. Эмоциональное состояние вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски, дающие общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более пол­ное, детальное восприятие. Это вызывает быструю мобилизацию всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом какого (полезного или вредного) воздействия на организм служит данный раздражитель. В этом заключается приспособительная роль сигнальной функции эмоций.

Регуляторная функция эмоций заключается в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потреб­ностей, а также на усиление или прекращение действия раздражи­телей. Эмоции выявляют зону поиска, где будет найдено решение задачи удовлетворения потребности. Неудовлетворенные потреб­ности организма сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности сопровождается приятным эмоциональным переживанием.

П. В. Симонов выделяет также подкрепляющую функцию эмо­ций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное уча­стие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызываю­щие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. В экспериментах было доказано, что без возникновения положительной эмоции в результате удовлетворения потребности невозможно выработать условный рефлекс.

Переключательная функция эмоций ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая

потребность. Например, в экстремальных усло­виях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Эмоции принято разделять на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют состояние организма, характе­ризующееся активными усилиями, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение состояния, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора.

В зависимости от способности повышать или понижать актив­ность организма различают эмоции стенические — вызывающие активную деятельность, и астенические — снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

Существует деление эмоций на низшие и высшие. Низшие, эле­ментарные эмоции, связаны с удовлетворением органических потребностей и в свою очередь подразделяются на два вида:

гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и имеющие всегда отрицательный характер

• инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции связаны с социальными и идеальными потреб­ностями (интеллектуальными, моральными, эстетическими) и могут возникать только у человека.

Нервный субстрат и физиологический механизм эмоций

Однако в настоящее время гипо­теза Дж. Пейпеца приходит в про­тиворечие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возник­новении эмоций. У человека стиму­ляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появле­нием эмоций (страха, гнева и т. п.). Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоцио­нальным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкор­ковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверо­холмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи, по-видимому, более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Предпола­гают, что поясная извилина выполняет функцию высшего коорди­натора различных систем мозга, вовлекаемых в организацию эмо­ций. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадле­жит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. В регуляции эмоций большое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека.

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникно­вения эмоций. Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикуляр­ной системами, играет важную роль в субъективной оценке эмоцио­нальных состояний.

Механизм возникновения эмоций может быть рассмотрен с точки зрения биологической теории П. К. Анохина. Сущность этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмо­циями. Если параметры реально полученного результата не совпа­дают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства — отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запро­граммированными в акцепторе результатов действия.

Языком называется знаковая система любой физической при­роды, выполняющая коммуникативную и познавательную функ­ции в процессе человеческой деятельности. Язык возник в про­цессе развития общественного способа существования и является его необходимым атрибутом — средством координации деятель­ности людей. Язык служит инструментом выражения и формой существования мысли. Он теснейшим образом связан с мышле­нием, поскольку регистрирует и закрепляет в словах и предложе­ниях результаты его работы и делает возможным обмен мыслями. Однако язык представляет собой определенную систему с собст­венной внутренней организацией, вне которой нельзя понять при­роду и значение языкового знака. Он подчиняется специфическим законам, отличным от законов мышления, поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т. д. Язык служит средством фиксации и сохранения накоп­ленных знаний и передачи их от поколения к поколению, играет огромную роль в формировании сознания человека — оно не может существовать вне языковой оболочки.

Речь — это форма деятельности, обеспечивающая общение между людьми. Речь позволяет мышлению снизить сложность понятийных структур и расчленить окружающий мир до масшта­бов, позволяющих ими манипулировать. Она одновременно явля­ется набором символов в их допустимых сочетаниях и отражением в мозге этих же символов и правил, определяющих их сочетание.

Коммуникативная функция речи состоит в том, что она явля­ется средством обшения. Эта деятельность осуществляется в виде двух самостоятельных, тесным образом связанных форм. Первая из них предусматривает участие субъекта, формулирующего рече­вое высказывание, и проявляется в форме экспрессивной речи. Вторая предполагает наличие субъекта, воспринимающего речевое сообщение, это импрессивная форма речи. Речь передаст вербальную и невербальную информацию.

Понятийная функция состоит в том, что речь служит орудием абстрактного мышления. С ее помощью не только осуществляется анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.

Программирующая функция заключается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений в переходе от внутреннего замысла к внешнему высказыванию. В основе этого процесса лежит внутреннее программирование при помощи речи. Эта функция страдает при поражении заднелобных и премоторных отделов коры.

Регулирующая функция речи проявляется в возможности посредством второй сигнальной системы организовывать и регулировать произвольное поведение. Человек способен выполнять команду, полученную от кого-либо или от самого себя. В результате преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь последняя становится механизмом, при помощи которого человек управляет собственными действиями.

Физиологические основы речи



Функция речи осуществляется определенными структурами коры большого мозга. Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь (центр Брока), находится у основания нижней лобной извилины (рис. 37). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь. Акустический центр речи (центр Вернике) находится в задней трети верхней височной извилины и прилегающей части — надкраевой извилине. Повреждение коры в указанных областях вызывает потерю способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи локализуется в угловой изви­лине. Поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать напи­санное.


Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного абстрактно­логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации преимущественно на уровне первой сигнальной системы.

Несмотря на определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат — соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.

Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию — потерю свойства узна­вания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылоч­ной зоны, слуховая агнозия — при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию — нарушение речи, аграфию — нарушение письма, амнезию — забывание слов.

Мышление представляет собой высшую ступень человеческого познания. Оно позволяет получить знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть воспри­няты непосредственно при помощи органов чувств. Данные живого созерцания, опыта обрабатываются и обобщаются при помощи абстрактно-логического языкового мышления, которое осуществ­ляется в форме понятий, суждений, умозаключений.

Суждение отражает закономерности связей между свойствами и признаками, предметами и явлениями Умозаключение — вывод о правильности (или ложности) како­го-либо суждения исходя из правильности (или ложности) других суждений. Умозаключение может осуществляться методом индук­ции — от частного к общему и дедукции — от общего к частному.

Характерной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком.

Литература

Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие / А. Г. Камкин, И. С. Киселева - 2010. - 408 с. : ил.

Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: М.: Изд-во ВЛАДОСТ - ПРЕСС, 2002 - 608 с.

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по нормальной физиологии с основами морфология для студентов второго высшего и дополнительного образования фармацевтического факультета / Маркина Л.Д., Маркин В.В. - В-к: Медицина ДВ, 2006. - 120 с.

Физиология человека / под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. М.: Мед. книга. - И. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. - 526 с.

Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2003. — 656 с.

Вопросы для самоподготовки:

1. Определение ВНД.

2. Методы исследования ВНД. Основные ритмы ЭЭГ и их значение.

2. История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предпосылки возникновения учения И. П. Павлова о ВНД. Рефлекторная теория И. М. Сеченова.

3. Основные принципы рефлекторной теории.

4. Основные функциональные блоки нервной системы, обеспечивающие ВНД. Функционально-блочная схема работы мозга.

6. Модулирующие системы в функциональной организации мозга. Формы активации и источники активации мозга. Пути неспецифического возбуждения для коры головного мозга.

7. Основы функциональной организации двигательных систем мозга. Особенности двигательного анализатора.

8. Третичные (ассоциативные) зоны коры как особый функциональный блок. Особенности их функционирования.

9. Врожденная деятельность организма. Безусловные рефлексы и их классификация. Инстинкты и инстинктивное поведение.

10. Функциональное состояние в структуре поведения. Уровни проявления функционального состояния. Шкалы функциональных состояний.

11. Дуги безусловного и условного рефлекса по Э. А. Асратяну.

12. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги по И. П. Павлову и Е. Н. Соколову.

13. Сон. Структура и теории сна. Электрофизиологические параметры. Засыпание.

14. Стресс. Значение, механизмы. Схема развития стрессовой реакции.

15. Концепция драйва и драйв-рефлексы по Ю. Конорскому. Импринтинг: необходимые условия и особенности.

16. Условные рефлексы как эффектзависимое обучение. Условия выработки условных рефлексов.

17. Механизмы образования условного рефлекса. Функциональные основы замыкания временной связи. Концепция Э. А. Асратяна.

18. Динамика условнорефлекторной деятельности.

19. Механизмы торможения условных рефлексов. Виды условного торможения.

20. Виды безусловного торможения условных рефлексов, их характеристика.

21. Доминанта. Динамика существования доминанты.

22. Нейрофизиологические особенности памяти. Временная организация памяти. Структурно-функциональные основы памяти и обучения.

23. Клеточные и молекулярные механизмы памяти и обучения. Роль пластичности синапсов.

24. Структура поведенческого акта. Функциональная система П. К. Анохина. Стадии поведенческого акта.

25. Потребности, их детекция. Детерминанты потребности. Классификация потребностей.

26. Мотивация. Биологическая мотивация. Общие свойства различных видов мотиваций. Мотивация как доминанта.

27. Нейроанатомия и нейрохимия мотиваций.

28. Эмоции. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций.

29. Нейроанатомиия и нейрохимия эмоций.

30. Особенности ВНД человека. Слово как сигнал сигналов. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка.

31. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Речевые функции полушарий.

32. Мозг, мышление и сознание.

33. Теория И. П. Павлова о типах ВНД. Общие и человеческие типы ВНД.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.