Эмоциональная сфера у невролога

Воля – психический процесс. При помощи воли человек может самостоятельно принимать решение и вести себя так, как он сам того хочет. Чтобы совершить поведенческий акт, человек прилагает волевое усилие. Это помогает ему преодолеть препятствие на пути к цели и достичь желаемого. Как психический процесс, воля может расстраиваться.

Что это такое

Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:

  1. Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
  2. Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.

Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.

Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.


Причины

Волевые нарушения возникают из-за психических и неврологических расстройств.

  1. шизофрения;
  2. биполярно-аффективное расстройство;
  3. депрессия и гипоманиакальное состояние;
  4. болезнь Паркинсона, Пика, Хантингтона;
  5. деменция;
  6. недавно перенесенный инсульт;
  7. менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
  8. черепно-мозговая травма;
  9. врожденная умственная отсталость;
  10. кататонический синдром;
  11. дисциркуляторная энцефалопатия с нарушением кровообращения лобных долей головного мозга.

Не всегда эти заболевания проявляются гипо- или абулией. Однако при шизофрении нарушение воли – обязательный симптом. При шизофрении возникают негативные эмоционально-волевые расстройства, например, апатоабулический синдром.

Симптомы

Абулия может быть самостоятельным симптомом или тесно объединяться с другими психическими нарушениями. Признаки самостоятельной абулии:

  • пассивность;
  • недостаток инициативности;
  • замедление мышления;
  • снижение количества социальных контактов;
  • снижение интереса к любимым занятиям;
  • упрощение речи, в ней отсутствуют обороты и спонтанные элементы;
  • уплощение мимики и жестов;
  • невозможность начать целенаправленное движение.

Чаще абулия сочетается с другими нарушениями и формирует синдром:

  1. Апатоабулический. Снижается воля и уплощаются эмоции. Больной утрачивает интерес к занятиям и работе. Возникает безразличие к собственному внешнему виду, проблемам, бедам близких людей. При глубоком апатоабулическом синдроме больной может целый месяц лежать на кровати и не вставать: его кормят, моют и одевают.
  2. Акинетический мутизм. Больной не может говорить и двигаться. При этом сохраняется физиологическая возможность: речевой и опорно-двигательный аппарат не повреждены.
  3. Акинетико-абулический синдром. Характеризуется полным отсутствием побуждений и любых целенаправленных движений.
  4. Кататонический ступор. Характеризуется повышенным тонусом мышц и восковой гибкостью, при которой больной принимает неестественное положение тела и может пробыть в нем несколько дней.
  5. Кататоническое возбуждение. Повышается двигательная активность, возникает непреодолимая тяга к подвижности.

При гипербулии человек ставит перед собой множество целей и мотивов. Все они поверхностны и почти никогда не реализуются. Человек с гипербулией подвижен, инициативен, порывист. Он много общается и ест, спонтанно покупает вещи.

Гипербулия, абулия и гипобулия – это количественные нарушения воли. Рассмотрим качественные нарушения воли – парабулии:


Волевые расстройства включают нарушение влечений – мании. Это патологическая волевая тяга к совершению того или иного действия: к поджогу, покупкам, краже.

  1. пиромания – влечение к поджогам;
  2. ониомания – непреодолимое желание к покупкам;
  3. дромомания – непреодолимое желание бродяжничать;
  4. клептомания – влечение к мелкому воровству;
  5. гэмблинг – непреодолимое влечение к азартным играм;
  6. булимия – тяга к перееданию;
  7. анорексия – патологическое отсутствие или снижение волевого желания к еде.

У больных с волевыми расстройствами почти всегда растормаживаются базовые инстинкты. Пациенты становятся гиперсексуальными, сверхаккуратными (инстинкт самосохранения) и прожорливыми.

Диагностика и лечение

Волевые расстройства и нарушения влечения диагностируются в ходе клинической беседы врача с больным. Кроме беседы врач оценивает поведение больного, его поступки, желания и автобиографические данные. Клиническая беседа не всегда нужна и не всегда эффективна. Так, когда больной с кататонической шизофренией находится в состоянии каталепсии, диагностировать нарушение воли можно сразу же.

Абулии и парабулии лечатся в комплексе с основным заболеванием. Чаще всего используются психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики. При гипербулии в состоянии мании используются антидепрессанты и седативные препараты.


Повышенная возбудимость или же, наоборот, пассивность свидетельствует о нарушении эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим возникает неустойчивость вегетативной функции, общая гиперестезия, а истощаемость нервной системы повышается.

Малышам в этот период очень сложно уснуть. Они становятся беспокойными ночью, часто просыпаются. Ребенок может бурно реагировать на любые раздражители, особенно, если он находится в незнакомой для него обстановке.

Взрослые тоже во многом зависят от своего настроения, которое может меняться по неизвестным, казалось бы, причинам. Почему же так происходит и что об этом важно знать?

Определение эмоционально-волевой сферы

Для соответственного развития в социуме, а также нормальной жизнедеятельности важной является эмоционально-волевая сфера. От нее многое зависит. И это касается не только семейных отношений, но и профессиональной деятельности.

Сам процесс является очень сложным. На его происхождение влияют различные факторы. Это могут быть как социальные условия человека, так и его наследственность. Данная сфера начинает развиваться еще в раннем возрасте и продолжает формироваться до подросткового.

Человек с рождения преодолевает такие типы развития:

  • сомато-вегетативный;
  • психомоторный;
  • аффективный;
  • доминирование;
  • стабилизация.


Эмоции бывают разными…


Как и их проявления в жизни

По каким причинам происходит сбой?

Существует ряд причин, которые способны повлиять на развитие данного процесса и вызвать эмоционально волевые нарушения. К основным
факторам следует отнести:

  • перенесенное потрясение, стресс;
  • отставание в плане интеллектуального развития;
  • нехватка эмоционального контакта с родными;
  • проблемы социально-бытового характера.

Наряду с этим можно назвать любые другие причины, которые способны вызвать внутренний дискомфорт и ощущение неполноценности. При этом ребенок сможет развиваться гармонично и правильно только в том случае, если у него доверительные отношения с его родными.

Спектр нарушений воли и эмоций

К эмоционально волевым нарушениям относятся:

  • гипербулия;
  • гипобулия;
  • абулия;
  • обсессивное-компульсивное расстройство.

При общем повышении воли развивается гипербулия, которая способна затронуть все главные влечения. Это проявление считается характерным для маниакального синдрома. Так, к примеру, у человека увеличится аппетит, если он находится в отделении, то будет сразу же съедать пищу, которую ему приносят.

Снижается как воля, так и влечения при гипобулии. В этом случае человек не нуждается в общении, его тяготят посторонние люди, которые находятся рядом. Ему легче наедине. Такие больные предпочитают погружаться в собственный мир страданий. Они не желают заботиться о родных.


Когда происходит снижение воли, то это свидетельствует об абулии. Такое расстройство считается стойким, а совместно с апатией составляется синдром апатико-абулического характера, который, как правило, проявляется в период конечного состояния шизофрении.

При обсессивном влечении у больного возникают желания, которые он способен контролировать. Но когда он начинает отказываться от своих влечений, то это порождает в нем серьезное переживание. Его преследуют мысли о потребности, которая не была утолена. К примеру, если у человека есть страх загрязнения, то он будет стараться не так часто мыть руки, как ему хочется, однако это будет заставлять его мучительно думать о собственной потребности. А когда на него никто не будет смотреть, то помоет их тщательно.

К более сильным чувствам относится компульсивное влечение. Оно настолько сильное, что сравнивается с инстинктами. Потребность становится патологической. Ее положение доминирующее, поэтому внутренняя борьба прекращается очень быстро и человек сразу же удовлетворяет свое желание. Это может быть грубым асоциальным поступком, за которым последует наказание.

Волевые расстройства

Воля является психической деятельностью личности, которая направлена на определенную цель или преодоление препятствий. Без этого человек не сможет реализовать свои намерения или решить жизненные задачи. К волевым нарушениям относят гипобулию и абулию. В первом случае волевая активность будет ослаблена, а во втором – отсутствовать вовсе.

Если человек сталкивается с гипербулией, которая сочетается с отвлекаемостью, то это может говорить о маниакальном состоянии или бредовом расстройстве.

Нарушается влечение к еде и самосохранение в случае парабулии, то есть при извращении волевого акта. Пациент, отказываясь от нормальных продуктов, начинают есть несъедобное. В некоторых случаях наблюдается патологическая прожорливость. Когда нарушается чувство самосохранения, то пациент может нанести себе тяжелое увечье. Сюда относятся и половые извращения, в частности, мазохизм, эксгибиционизм.


Спектр волевых качеств

Нарушения эмоциональной сферы

Эмоции бывают разными. Они характеризуют отношения людей к окружающему миру и к самим себе. Существует много эмоциональных нарушений, но некоторые из них считаются неотложным поводом для посещения специалиста. Среди них:

  • подавленное, тоскливое настроение, повторяющегося, затяжного характера;
  • постоянная смена эмоций, без серьезных причин;
  • неуправляемые эмоциональные состояния, аффекты;
  • хроническая тревожность;
  • скованность, неуверенность, робость;
  • высокая эмоциональная восприимчивость;
  • фобии.

К нарушениям эмоциональной сферы относят следующие патологические отклонения:

  1. Апатия напоминает эмоциональный паралич. Человек полностью безразличен ко всему окружающему. Это сопровождается
    бездеятельностью.
  2. Гипотимия, при которой настроение снижается, а человек ощущает подавленность, тоску, безысходность, поэтому фиксирует свое внимание только на негативных событиях.
  3. Для депрессии характерна такая триада, как гипотимия, замедление мышления, двигательная заторможенность. При этом у больного меланхолический настрой, он ощущает глубокую печаль, тяжесть в сердце и всем теле. Рано утром самочувствие значительно ухудшается. В этот период существует большая вероятность суицида.
  4. В случае дисфории тоже настроение пониженное, однако оно имеет напряженно-злобный характер. Это отклонение кратковременное. Как правило, бывает у людей, страдающих эпилепсией.
  5. Не затяжной является и дистимия. Она проходит в течение относительно короткого промежутка времени. Для этого состояния характерно расстройство настроения. Человек ощущает уныние, тревогу, гнев.
  6. Противоположностью вышеуказанных отклонений считается гипертимия, при которой человек чрезмерно весел, он рад и бодр, энергичен и переоценивает собственные возможности.
  7. Человек в состоянии эйфории благодушен и беспечен, но при этом отличается пассивностью. Это часто происходит в случае органического заболевания мозга.
  8. Во время экстаза больной погружается в себя, он переживает восторг, необычайное счастье. Иногда это состояние связано со зрительной галлюцинацией положительного содержания.


Когда ребенок чрезмерно агрессивен или замкнут

Нарушения эмоционально волевой сферы, которые наиболее выражены у детей:

  1. Агрессивность. Практически каждый ребенок может проявить агрессию, однако здесь стоит обратить внимание на степень реакции, ее длительность и характер причин.
  2. Эмоциональная расторможенность. В данном случае наблюдается слишком бурная реакция на все. Такие дети, если плачут, то делают это громко и вызывающе.
  3. Тревожность. При таком нарушении ребенок будет стесняться ярко выражать свои эмоции, о своих проблемах он не рассказывает, чувствует дискомфорт, когда на него обращают внимание.


Кроме этого, нарушение бывает с усиленной эмоциональностью и пониженной. В первом случае это касается эйфории, депрессии, тревожного синдрома, дисфории, страхов. При пониженной развивается апатия.

Нарушение эмоционально волевой сферы и расстройство поведения наблюдается у гиперактивного ребенка, который испытывает двигательное беспокойство, страдает неусидчивостью, импульсивностью. Он не может концентрировать внимание.

Современный взгляд на коррекцию

Иппотерапию выделяют как один из основных методов мягкой коррекции. Оно предусматривает общение с лошадьми. Такая процедура
подойдет не только для детей, но и взрослых.

Ее можно использовать для всей семьи, что поможет ее сплотить, улучшить доверительные отношения. Это лечение позволит распрощаться с депрессивным настроением, негативными переживаниями, уменьшит тревожность.

Если речь идет о коррекции нарушений у ребенка, то для этого могут быть использованы разнообразные психологические методы. Среди них стоит выделить:

  • игротерапию, которая предусматривает применение игры (особенно эффективным такой метод считается для дошкольников);
  • телесно-ориентированную терапию, танцевальную;
  • сказкотерапию;
  • арт-терапию, которая делится на два типа: восприятие готового материала или самостоятельное рисование;
  • музыкотерапию, при котором музыка задействуется в любом виде.

Любое заболевание или отклонение лучше постараться не допустить. Чтобы предотвратить расстройства эмоционально волевой сферы стоит прислушаться к таким простым советам:

  • если взрослый или ребенок эмоционально травмирован, то находящиеся рядом, должны быть спокойными, показывать свою доброжелательность;
  • людям необходимо как можно чаще делиться своими переживаниями, чувствами;
  • нужно заниматься физическим трудом или рисовать;
  • следить за режимом дня;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, излишнего переживания.

Важно понимать, что многое зависит от тех, кто находится рядом. Не надо делиться своими переживания со всеми окружающими, но необходимо иметь такого человека, который поможет в трудной ситуации, поддержит и выслушает. В свою очередь родители должны проявлять терпение, заботу и безграничную любовь. Это и сохранит психическое здоровье малыша.

Ниже приведены наиболее изученные и известные нарушения эмоциональной сферы. Эмоциональные состояния, сочетающиеся с галлюцинациями и бредом, рассматриваются в нашей статье.

I. Нарушения эмоциональной сферы
А. Вследствие нарушений восприятия (иллюзий и галлюцинаций)
Б. Вследствие когнитивных нарушений (бред)

II. Растормаживание эмоций
А. Эмоциональная лабильность
Б. Патологический смех и плач


III. Повышенная раздражительность, агрессивность и гневливость
IV. Апатия и безразличие
А. Синдром Клювера—Бюси
Б. Другие синдромы: абулия, акинетический мутизм, психомоторная астения

V. Нарушения полового поведения
VI. Эндогенные страх, тревога, депрессия и эйфория.

При различных повреждениях головного мозга возникает склонность к эмоциональной лабильности. Больной становится плаксивым, громко и долго смеется над не слишком смешными событиями или высказываниями. Сентиментальный фильм, встреча со старыми друзьями, прослушивание национального гимна способны привести к появлению слез на глазах. Ответная реакция более или менее адекватна стимуляции, состояние аффекта сопровождается висцеральными и двигательными составляющими эмоционального переживания. Локализация поражения головного мозга неизвестна, за исключением ситуаций, описанных ниже. Само по себе старение в меньшей степени приводит к ослаблению контроля над эмоциями.

Но это состояние более значительно при диффузных дегенеративных и многоочаговых сосудистых повреждениях головного мозга, при которых, однако, нет прямой корреляции их степени с эмоциональной лабильностью.

При этом состоянии вследствие поражения головного мозга у больного наблюдаются вспышки неудержимого смеха или, что значительно чаще, плача, иногда продолжающиеся до изнеможения. В целом эмоциональная реакция соответствует ситуации, но провоцирующий фактор может быть очень слабым: например, всего лишь упоминание о семье больного или вид врача. У некоторых больных не отмечается явных причин эмоциональных реакций. Характерными чертами насильственного смеха и плача служат стереотипность проявлений и их избыточность (выражение легкой степени удовольствия и огорчения невозможно). Кажется, что все лицевые, бульбарные и дыхательные мышцы, показывающие эмоциональные переживания и иннервируемые двигательными ядрами нижних отделов ствола, освобождаются от контроля головного мозга.

Это состояние нередко является проявлением псевдобульбарного паралича вследствие многоочагового сосудистого поражения, демиелинизирующего (PC) или системного двигательного заболевания (АБС), при которых происходит двустороннее прерывание кортикобульбарных путей. Однако насильственный смех и плач иногда наблюдаются без заметной слабости мускулатуры лица и глотки и наоборот. Этот клинический опыт позволяет предположить, что понтомедуллярные механизмы, участвующие в формировании псевдобульбарного синдрома и насильственного смеха и плача, находятся под контролем двух различных надъядерных систем, которые могут поражаться как сочетанно, так и независимо друг от друга.

Назначение антидепрессантов может уменьшить насильственный плач и смех и другие проявления эмоциональной лабильности.

Многоплановые структурные преобразования, которые происходят в различных сферах российского общества, вызывают духовное, эмоциональное, интеллектуальное, физическое напряжение человека. У взрослых и детей фиксируются агрессивность, повышенная тревожность, качественные изменения в межгрупповых, отношениях, недостаток ответственности в отношении к разным обстоятельствам жизни. Психотерапевты Юсуповской больницы применяют современные методики, которые позволяют повысить эмоциональную стабильность пациентов.

Эмоции имеют исключительное значение эмоций в развитии личности. Они оказывают влияние практически на все сферы психического развития:

  • Регуляцию поведения;
  • Овладение средствами и способами взаимодействия с другими людьми;
  • Поведение в коллективе;
  • Освоение социального опыта.

Эмоциональная устойчивость – это спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние, способность сохранять стабильность психомоторных и психических процессов при сильных эмоциях. Эмоциональная устойчивость рассматривается в качестве одного из базовых компонентов психического здоровья и индивидуальной характеристики эмоциональной сферы. Она выражается в адекватности эмоционального реагирования человека при взаимодействии с окружающей действительностью, оптимальной силе выраженности эмоций, которые он переживает, стабильных особенностях эмоционального реагирования.

Эмоциональная лабильность в психологии рассматривается как излишне эмоциональная реакция на внешние раздражители. Она должна насторожит человека и его родственников, поскольку этот синдром часто сопровождает опасные состояния организма. Конфликты в семье и обществе, которые возникают у людей с повышенной эмоциональной лабильностью, со временем могут привести к развитию невроза, генерализованного тревожного расстройства и нарушений психического здоровья.


Причины эмоциональной неустойчивости

Эмоциональная лабильность развивается под воздействием следующих провоцирующих факторов:

  • Психологических травм;
  • Частых стрессов;
  • Нарушений гормонального равновесия;
  • Нехватки или избытка внимания;
  • Соматических заболеваний.

Причиной эмоционально-волевой неустойчивости могут быть новообразования и атеросклероз сосудов головного мозга, последствия черепно-мозговой травмы, церебральный тромбангиит, артериальная гипертензия или гипотензия, заболевания головного мозга.

Виды эмоциональной лабильности

Выделят два подтипа эмоциональной нестабильности: импульсивный и пограничный. При импульсивном типе расстройства эмоциональная нестабильность проявляется в виде легко возникающих вспышек ярости, гнева, агрессии. Пациенты мрачны, раздражительны, неприязненно относятся к окружающим, недовольны всем и всеми. Такие люди очень злопамятны, неуступчивы, мстительны. Вспышки вербальной и невербальной агрессии возникают спонтанно или в ответ на малейшее противодействие со стороны. Импульсивность действий проявляется расторможенностью влечений, сексуальными эксцессами.

Эмоциональная нестабильность при пограничном типе расстройства является следствием живости воображения, впечатлительности, высокой подвижности и скорости когнитивных процессов. Люди этого типа отличаются глубокой вовлечённостью в события, особенно, те, которые касаются сферы их интересов. Они очень восприимчивы к любым препятствиям на пути реализации своих целей. Эмоциональные реакции этих людей чрезвычайно обострены и гипертрофированы. Они часто меняют самооценку и самоидентификацию, трактовку окружающей действительности. Люди этого типа склонны к формированию зависимости в отношениях.

Импульсивность действий у лиц с пограничной формой эмоциональной лабильности проявляется частой и внезапной сменой профессии, интересов, социального статуса, места жительства. Человек с пограничным расстройством личности сначала страстно чего-то желает, прикладывает много усилий для достижения цели, при этом демонстрируя блестящие успехи на выбранном поприще, но вскоре переключает своё внимание на новый объект. Люди этого типа из-за чрезмерной возбудимости и лабильности поведенческой и эмоциональной сфер испытывают трудности в формировании здоровых прочных межличностных отношений. Им сложно длительное время работать в одной области. Это часто становиться преградой для профессионального роста. Постоянные высокие психические нагрузки приводят к астенизации нервной системы и возникновению симптомов нарушения вегетативной функции.

Медикаментозное лечение эмоциональной лабильности

При наличии признаков эмоциональной лабильности обращайтесь к психотерапевтам Юсуповской больницы. Врачи начинают терапию эмоционально-волевой неустойчивости с лечения основного заболевания, которое вызвало эмоциональную лабильность. Пациентам назначают седативные препараты, антидепрессанты, ноотропы. Неврологи Юсуповской больницы индивидуально подбирают каждому пациенту лекарственное средство, определяют схему и длительность приёма. Медикаментозная терапии проводится в течение 6-12 месяцев.

Одновременно пациентам проводят массаж, укрепляющую терапию. Специалисты клиники реабилитации составляют индивидуальный комплекс упражнений, укрепляющих нервную систему. Пациентам обеспечивают полноценное питание, которое обеспечивает поступление в организм достаточного количества белков, витаминов и минералов.

Пациентам рекомендуют совершать прогулки на свежем воздухе, плавать в бассейне, кататься на велосипеде, лыжах. Повышает эмоциональную стабильность скандинавская ходьба. Эффективным методом лечения эмоционально-волевой неустойчивости является медитация. Пациенты постоянно находятся под наблюдением врачей.


Психотерапия при эмоциональной неустойчивости

В Юсуповской больнице работают психотерапевты, которые имеют высшее медицинское образование, прошли специализацию в ведущих отечественных и зарубежных центрах психотерапии. Они при эмоциональной неустойчивости применяют современные техники и методики. Наиболее эффективными методики при работе с пациентами, которые страдают эмоционально лабильным личностным расстройством, являются когнитивно-поведенческая терапия и диалектическая поведенческая терапия. Они помогают пациентам осознать чувства и мысли, которые оказывают влияние на их поступки, и учат себя контролировать.

Когнитивно-поведенческая терапия является результатом слияния двух фундаментальных направлений психотерапии. Воздействуя одновременно на мышление и поведение пациента, метод обеспечивает комплексный подход к коррекции эмоциональной лабильности.

В ходе когнитивной составляющей происходит выявление и трансформация дисфункциональных шаблонов мышления. Она проводится в виде индивидуальных сессий. Поведенческая составляющая призвана помочь пациенту заменить нежелательные формы поведения новыми, более конструктивными. Она проводится в индивидуальной, групповой или семейной форме. В последнем случае психотерапевт работает не только с пациентом, но и с членами его семьи, чтобы помочь им научиться правильно взаимодействовать с человеком, у которого выражена эмоциональная лабильность.

Когнитивно-поведенческая терапия обладает следующими особенностями:

Когнитивно-поведенческая психотерапия зарекомендовала себя как терапевтическая методика с доказанной высокой эффективностью. Первые положительные результаты пациенты, страдающие эмоциональной нестабильностью, отмечают уже после нескольких сессий.

Диалектическая поведенческая терапия – это полная сострадания и обладающая доказанной эффективностью модель помощи пациентам с эмоциональной лабильностью. Метод адаптирован для трудно поддающихся лечению поведенческих расстройств, которые сопровождаются эмоциональной нестабильностью:

  • Анорексии (отказа от приёма пищи) и булимии (невозможности насытиться при употреблении огромного количества пищи);
  • Депрессии у пожилых людей;
  • Зависимости от психоактивных веществ;
  • Суицидального поведения у подростков;
  • Биполярного аффективного расстройства.

Существуют версии диалектической поведенческой терапии, которые применяются в различных форматах помощи. Это может быть амбулаторное лечение и помощь в условиях клиники неврологии, индивидуальная и групповая терапия. Диалектическая поведенческая терапия основана на комбинированной дефицитарно-мотивационной модели пограничного расстройства личности, которая предполагает, люди с эмоциональной нестабильностью не обладают важными навыками саморегуляции, включая управление эмоциями, и что средовые и индивидуальные факторы часто подкрепляют дисфункциональное поведение.

Фундаментальное диалектическое равновесие в DBT – это баланс между принятием пациента таким, какой он есть, и помощью ему в достижении изменений.

Процедуры принятия в диалектической поведенческой терапии включают техники осознанности (принятие безоценочной позиции), а также ряд стратегий подтверждения и принятия. Стратегии изменения включают поведенческий анализ дезадаптивного поведения и техники поиска решений (тренировку навыков межличностного общения, эмоциональной саморегуляции, управление научением, когнитивную модификацию), а также стратегии, основанные на экспозиции.

В рамках комплексного лечения эмоциональных нарушений работа психотерапевта, который использует метод диалектической поведенческой терапии, направлена на достижение пяти основных целей:

  • Расширение поведенческого репертуара;
  • Повышение мотивации к изменениям;
  • Генерализация новых шаблонов поведения за пределами терапевтического пространства;
  • Структурирование терапевтической среды, которое необходимо для реализации ресурсов психотерапевта и пациента;
  • Повышение возможностей психотерапевта эффективно помогать пациенту.

При наличии признаков эмоциональной нестабильности не стоит ждать, пока пограничное состояние перейдёт в расстройство психического здоровья. Записывайтесь на приём к психотерапевту Юсуповской больницы онлайн, или позвонив по номеру телефона контакт центра. Эффективные лекарственные препараты, назначенные врачом. Индивидуально подобранные методы психотерапии помогут стабилизировать эмоциональное равновесие.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.