Эмоционально волевая сфера при афазии

Афазия — это расстройство возможности пользоваться речью, которое наступает при органических поражениях мозга. При афазии речевая деятельность нарушается во всех ее проявлениях: устная и письменная речь, понимание чужой речи, способность называния, грамматический строй речи, просодия и т. д. При нарушении речевой деятельности наблюдается в различной степени сохранение мнестических и интеллектуальных функций.

Исследователи указывают, что в клинике афазии имеются симптомы амузии. Однако, замечает Ю. А. Флоренская, музыкальные (или просодические) расстройства речи при афазии далеко не исчерпываются синдромом чистых амузий, связанных с определенными очаговыми изменениями. Эти формы амузии встречаются не так часто, между тем как в речи больных афазией выражены расстройства ритма, мелодии, темпа, логических ударений, торможения, отрывистость речи (телеграфный стиль), скандированность, однотонность и т. д. Эти расстройства могут касаться и процессов восприятия речи, и процессов воспроизведения.

В норме музыкальная и пантомимическая речь подчиняются словесной речи и лишь подкрепляют ее. В случаях дезинтеграции они часто приобретают господство над интеллектуальной речью. В некоторые периоды обратного развития афазии возврат к более ранним формам помогает больному, и аффективная речь является ценным моментом компенсации. В другие периоды, наоборот, она задерживает развитие словесной речи: больные пользуются аффективной речью, осколками слов, стремление к высшим формам угасает под влиянием шока или в силу простого приспособления к жизни. У них наряду с яркой пантомимикой, интонацией имеется бедный словарный запас и искаженный грамматический строй.

Нарушения двигательной сферы больных афазией проявляются прежде всего в форме оральной апраксии. Оральная апраксия обусловливает синдром фонетической дезинтеграции, хотя и не до конца объясняет его сложную нейрофизиологическую и психолингвистическую сущность. Об этом свидетельствуют наблюдаемые артикуляторные нарушения в процессе обратного развития афазического синдрома. Они напоминают, с одной стороны, в известной степени феномены, встречающиеся в процессе развития детской речи (диссимиляция, ассимиляция, перемещение фонем в слове, опускание конечной гласной, если следующее слово начинается с гласной, и пр.), а с другой — в некоторых отношениях близки к фонетическим пертурбациям, наблюдаемым на различных этапах развития языка.

Исследования в нейрофизиологическом плане показали, что процесс произношения (артикуляция) нарушается в двух своих стадиях: в стадии удержания этой позы и в стадии расслабления мышц до их исходного положения. Чем более точной дифференциации требует фонема, тем больше вероятность ее неправильного произнесения У больных афазией нарушена плавная смена одной позы артикуляторного аппарата другой. Это приводит к неспособности перехода от согласной к гласной или к остановке голоса, когда гласная закончена. Расслабление артикуляторной мускулатуры часто происходит внезапно, ввиду чего больной не может произнести согласных в конце слов, что требует постоянного расслабления; поэтому согласные не произносятся или передаются с повышенным напряжением, и это приводит к прибавлению дополнительной гласной.

Описанные нарушения во всех двух стадиях процесса артикуляции связаны с расстройствами артикуляторных движений паретического, дистонического и диспраксического типов.

Стойкие двигательные расстройства наблюдаются в общей моторике больного афазией. Двигательные расстройства зависят от локализации патологического процесса. Например, при мозговом кровоизлиянии (инсульте) может развиться в начале болезни полный вялый паралич конечностей, сухожильные рефлексы отсутствуют; далее атонические явления могут смениться гипертоническими, сухожильные рефлексы усиливаются преимущественно на стороне гемиплегии. Спастические явления могут нарастать и переходить в более или менее выраженную контрактуру, разгибательную для ноги и сгибательную для рук. Затем после острого периода болезни движения начинают восстанавливаться, и процесс восстановления движений может длиться месяцы и годы, причем движения ноги восстанавливаются быстрее, чем более дифференцированные движения руки и особенно кисти. Нейродинамические нарушения при мозговом инсульте распространяются и на непострадавшие полушария головного мозга, поэтому при восстановлении функции следует обратить внимание и на здоровые конечности.

Афазия, вызванная травмой головного мозга, более всего связана с его очаговым поражением, ей свойственно хорошее обратное развитие (и сопутствующих двигательных нарушений), так как травматические поражения чаще встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями.

Исследования неречевого слуха у больных афазией показали, что у них нарушено восприятие тонов высокой частоты; более выражено расстройство слуха на левое ухо, чем на правое. Некоторые исследователи обнаруживают у больных двусторонний слуховой дефицит для частот 25—1000 Гц или двустороннюю частичную глухоту в той части тоновой шкалы, которая связана с частотой разговорной речи. В целом нарушения элементарного слуха у больных непостоянны и их следует рассматривать в зависимости от общего поражения мозга. У больных с сенсорной афазией имеются

У больных афазией существуют стойкие нарушения корковой нейродинамики: а) низкая реактивность и замедленная скорость восприятия; б) инертность возбудительных и тормозных процессов; в) вариабельность проявления симптоматики в различные интервалы времени; г) истощаемость; д) блокирование внутри-функциональной системы слова; е) нарушение последовательности нервных процессов.

У одних больных афазией наблюдается угнетение психики, состояние заторможенности, страха, смена настроения, негативизм; у других — повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, недовольство окружающими; у третьих — безразличие к окружающему, к своим близким, апатия, безволие, они не выражают желания поправиться, вернуться к активной деятельности. Но как бы не проявлялись нарушения эмоционально-волевой сферы, они являются следствием основного заболевания — органического поражения головного мозга.

При комплексном восстановительном лечении и обучении больных постепенно нормализуются (в некоторой степени) их эмоционально-волевые проявления, двигательные и сенсорные функции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

Исследования психических особенностей больных, страдающих афазией, принадлежат в основном Л. С. Цветковой и ее сотрудникам.

Л. С. Цветкова выделила два типа изменений личности: устойчивый и динамический.

Первый входит в структуру афазии, второй (функциональный) представляет собой личностную реакцию на дефект, которая по мере восстановительного обучения больных и обратного развития речи изменяется — вплоть до исчезновения.

Первый тип обусловлен системным характером строения высших психических функций(ВПФ) и включения личности в их формирование, развитие и протекание. В этом случае обнаружено изменение иерархии мотивов поведения, эмоционально-волевой сферы, самооценки. Наблюдаются различия в характере и степени выраженности этих изменений при разных формах афазии. Так, изменения самооценки в большей степени выражены у больных с моторной (как эфферентной, так и афферентной) афазией, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией, у которых сохраняются возможности плавной (хотя и искаженной) речи. Если у этих больных нарушены контроль и осознание собственной речи, то они меньше, чем больные с моторной афазией, ощущают и переживают дефицит вербальной коммуникации.

У больных с моторной афазией уровень притязаний на речевые задания был значительно ниже, чем на неречевые, и степень расхождения (как и в эксперименте на исследование самооценки) зависела от степени выраженности речевых дефектов.

Функциональный аспект изменений личности при афазии обусловлен специфической (неврозоподобной) реакцией больных на свои дефекты и на отношение окружающих к этим дефектам. В таком случае создание благоприятной речевой среды для больного, обеспечение возможностей вербального и невербального общения сначала в маленькой терапевтической группе больных с афазией, а затем в более широкой социальной среде должно благоприятно воздействовать на позитивные изменения личности, на преодоление фобии речи, отрицательных установок и т.д. В ходе индивидуальной и групповой реабилитации по мере восстановления общей и вербальной коммуникации больных обнаруживаются положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере, наблюдается существенное уменьшение степени расхождения в самооценке больных до и после заболевания, повышение уровня притязаний на речевые задания, снижение реактивности на успех и неуспех, повышение уверенности в своих силах и возможностях.

Л. С. Цветковой и др. был выделен ряд условий изменения личности у больных с афазией.

- Первое — сама болезнь, ее специфика, связанная с грубым нарушением речи, практической невозможностью (или сниженной возможностью) вербального общения, утратой трудоспособности. Не менее важно то, что все это возникает внезапно.

- Второе условие — форма афазии.

При разных формах афазии различия обнаруживались в разном характере и степени выраженности изменения личности (изменения самооценки и уровня притязаний на речевые задания, повышение уровня тревожности в большей степени были выражены у больных с моторными формами афазии, чем у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией). Отсутствие тревожности и завышения самооценки обнаруживаются у больных с динамической формой афазии, которая возникает при поражении зон мозга, прилегающих к фронтальным зонам.

Другие условия, вызывающие изменения личности при афазии, связаны с реакциями на резкое изменение личностного и социального статуса больного и на отношение окружающих к его заболеванию. То, что личностная реакция на болезнь не совпадает со структурными изменениями личности при афазии (хотя они и взаимосвязаны), доказывает исследование тревожности по методу Ч. Спилбергера. В острой стадии заболевания, сопровождающегося афазией, показатели реактивной тревожности выше, чем личностной, а у больных-хроников — наоборот. Таким образом, измерение тревожности в острой стадии заболевания показывает прежде всего личностную реакцию больного на свое заболевание, но постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, болезнь приводит к структурным изменениям личности.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ АФАЗИЕЙ

Афазия — это расстройство возможности пользоваться речью, которое наступает при органических поражениях мозга. При афазии речевая деятельность нарушается во всех ее проявлениях: устная и письменная речь, понимание чужой речи, способность называния, грамматический строй речи, просодия и т. д. При нарушении рече­вой деятельности наблюдается в различной степени сохранение мнестических и интеллектуальных функций.

Исследователи указывают, что в клинике афазии имеются сим­птомы амузии. Однако, замечает Ю. А. Флоренская, музыкальные (или просодические) расстройства речи при афазии далеко не исчер­пываются синдромом чистых амузии, связанных с определенными очаговыми изменениями. Эти формы амузии встречаются не так часто, между тем как в речи больных афазией выражены расстрой­ства ритма, мелодии, темпа, логических ударений, торможения, отрывистость речи (телеграфный стиль), скандированность, одно­тонность и т. д. Эти расстройства могут касаться и процессов вос­приятия речи, и процессов воспроизведения.

В норме музыкальная и пантомимическая речь подчиняются словесной речи и лишь подкрепляют ее. В случаях дезинтеграции они часто приобретают господство над интеллектуальной речью. В не­которые периоды обратного развития афазии возврат к более ранним формам помогает больному, и аффективная речь является ценным моментом компенсации. В другие периоды, наоборот, она задержи­вает развитие словесной речи: больные пользуются аффективной речью, осколками слов, стремление к высшим формам угасает под влиянием шока или в силу простого приспособления к жизни. У них наряду с яркой пантомимикой, интонацией имеется бедный словар­ный запас и искаженный грамматический строй.

Нарушения двигательной сферы больных афазией проявляются прежде всего в форме оральной апраксии. Оральная апраксия обусловливает синдром фонетической дезинтеграции, хотя и не др конца объясняет его сложную нейрофизиологическую и психолинг­вистическую сущность. Об этом свидетельствуют наблюдаемые артикуляторные нарушения в процессе обратного развития афази­ческого синдрома. Они напоминают, с одной стороны, в известной степени феномены, встречающиеся в процессе развития детской речи (диссимиляция, ассимиляция, перемещение фонем в слове, опускание конечной гласной, если следующее слово начинается с гласной, и пр.), а с другой — в некоторых отношениях близки к фонетическим пертурбациям, наблюдаемым на различных этапах развития языка.

Исследования в нейрофизиологическом плане показали, что про­цесс произношения (артикуляция) нарушается в двух своих ста­диях: в стадии удержания этой позы и в стадии расслабления мышц до их исходного положения. Чем более точной дифференциации требует фонема, тем больше вероятность ее неправильного произ­несения. У больных афазией нарушена плавная смена одной позы артикуляторного аппарата другой. Это приводит к неспособности перехода от согласной к гласной или к остановке голоса, когда гласная закончена. Расслабление артикуляторной мускулатуры часто происходит внезапно, ввиду чего больной не может произнести согласных в конце слов, что требует постоянного расслабления; поэтому согласные не произносятся или передаются с повышенным напряжением, и это приводит к прибавлению дополнительной гласной.

Описанные нарушения во всех двух стадиях процесса артикуля­ции связаны с расстройствами артикуляторных движений парети-ческого, дистонического и диспраксического типов.

Стойкие двигательные расстройства наблюдаются в общей мото­рике больного афазией. Двигательные расстройства зависят от локализации патологического процесса. Например, при мозговом кровоизлиянии (инсульте) может развиться в начале болезни пол­ный вялый паралич конечностей, сухожильные рефлексы отсутству­ют; далее атонические явления могут смениться гипертоническими, сухожильные рефлексы усиливаются преимущественно на стороне гемиплегии. Спастические явления могут нарастать и переходить в более или менее выраженную контрактуру, разгибательную для ноги и сгибательную для рук. Затем после острого периода болезни движения начинают восстанавливаться, и процесс восстановления движений может длиться месяцы и годы, причем движения ноги восстанавливаются быстрее, чем более дифференцированные движе­ния руки и особенно кисти. Нейродинамические нарушения при мозговом инсульте распространяются и на непострадавшие полу­шария головного мозга, поэтому при восстановлении функции следует обратить внимание и на здоровые конечности.

Афазия, вызванная травмой головного мозга, более всего связа­на с его очаговым поражением, ей свойственно хорошее обратное развитие (и сопутствующих двигательных нарушений), так как травматические поражения чаще встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями.

Исследования неречевого слуха у больных афазией показали, что у них нарушено восприятие тонов высокой частоты; более выра­жено расстройство слуха на левое ухо, чем на правое. Некоторые исследователи обнаруживают у больных двусторонний слуховой дефицит для частот 25—1000 Гц или двустороннюю частичную глухоту в той части тоновой шкалы, которая связана с частотой разговорной речи. В целом нарушения элементарного слуха у боль­ных непостоянны и их следует рассматривать в зависимости от общего поражения мозга. У больных с сенсорной афазией имеются

нарушения слухового внимания, неспособность локализовать слу­ховые раздражители, невозможность усвоения ритмических струк­тур. У этих больных имеются выраженные расстройства выработки дифференцированного торможения на близкие по звучанию фонемы и слова.

У больных афазией существуют стойкие нарушения корко­вой нейродинамики: а) низкая реактивность и замедленная ско рость восприятия; б) инертность возбудительных и тормозных про­цессов; в) вариабельность проявления симптоматики в различные интервалы времени; г) истощаемость; д) блокирование внутри-функциональной системы слова; е) нарушение последовательности нервных процессов.

У одних больных афазией наблюдается угнетение психики, со­стояние заторможенности, страха, смена настроения, негативизм; у других — повышенная возбудимость, раздражительность, плакси­вость, недовольство окружающими; у третьих — безразличие к окружающему, к своим близким, апатия, безволие, они не выражают желания поправиться, вернуться к активной деятельности. Но как бы не проявлялись нарушения эмоционально-волевой сферы, они являются следствием основного заболевания — органического по­ражения головного мозга.

При комплексном восстановительном лечении и обучении боль­ных постепенно нормализуются (в некоторой степени) их эмоцио­нально-волевые проявления, двигательные и сенсорные функции.

2. КИНЕЗИТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ АФАЗИЕЙ В СИСТЕМЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кинезитерапия и логопедическая ритмика как часть ее, а также другие средства восстановительного обучения реализуются на осно­ве соблюдения некоторых общих принципов лечения больных афа­зией. Кратко остановимся на них.

Восстановительное обучение ведется на основе перестройки функциональных систем, являющихся психофизиологической осно­вой высшей психической деятельности человека. Прежде чем при­ступить к восстановительному обучению, необходимо провести тщательный нейропсихологический анализ нарушения и постараться выявить лежащий в его основе первичный дефект. Далее обучение строится на основе создания новых функциональных систем на базе сохранных афферентаций. В процессе формирования любой психической функции в онтогенезе принимает участие много раз­личных афферентирующих систем и потому сначала функция поли-рецепторна. Восстановительное обучение использует для замещения звена, выпавшего из целостной системы, именно эти афферентаций, ушедшие в свое время в запасной фонд. Но восстановительное обучение учитывает и использует не только факт полирецепторного строения функций, но и наличие разных уровней, на которых может осуществляться пострадавшая функция. Больной человек всегда имеет в прошлом опыт речевой и интеллектуальной деятельности.

Этот опыт никогда не исчезает полностью, чаще всего сохраняются упроченные в прежнем опыте действия, которые протекают на менее произвольном уровне. Необходимо использовать остаточные воз­можности наиболее упроченных форм деятельности. Практика показывает, что восстанавливаемая функция речи не всегда имеет активную форму. Поэтому необходимо восстановление функций осуществлять не в пассивной, а в активной, саморегулирующейся форме. Оптимальными методами в обучении являются те, которые позволяют воссоздать в развернутом виде внутреннюю структуру нарушенного звена в распавшейся функции с помощью вынесения наружу отдельных операций, последовательное выполнение которых может привести к восстановлению пострадавшей деятельности. Следовательно, оптимизация обучения осуществляется на основе принципа программирования (или управления извне) восстановле­ния пострадавших функций. Сначала правильно составленная программа будет являться средством управления восстановлением функции, а после овладения ею она выступит для больного как средство самоуправления, как способ выполнения тех или других действий.

Введение постоянной сигнализации о характере протекания дей­ствия, обеспечивающей нужную коррекцию выполняемых актов, увеличивает эффективность управления извне восстановлением функции. Этот принцип, введенный Н. К. Анохиным и Н. А. Берн-штейном, указывает на то, что постоянный поток обратной сигнали­зации обеспечивает сличение выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок. Принцип обратной связи обусловливает использование средств, облегчающих больным контроль за своими действиями (зеркало, магнитофон, показ движения другим человеком, кинофильм и т. п.).

В восстановительном обучении программируется выполнение лишь дефектного звена функции, а не всех ее звеньев. Сохранные звенья являются опорой при выполнении заданной программы, т. е. серии последовательных операций. Методические основы терапии речи при афазии будут следующими: 1) при организации и выборе метода и программы восстановительной терапии следует исходить из принципа поэтапности; 2) при всех формах афазии опорой слу­жит смысловая сторона речевой функции, 3) обязательная работа над всеми сторонами речи независимо от того, какая из них является первично нарушенной; 4) необходима дифференциация методов восстановительной терапии при разных формах афазических рас­стройств.

Остановимся подробнее на методических основах кинезитерапии в системе восстановительного обучения.

Кинезитерапия при органических поражениях мозга соответству­ет трем периодам состояния больного: первый период, или период острых явлений; второй, или подострый период — период восста­новления; третий период, или период остаточных явлений и выра­ботки заместительных движений. Методика различных видов кине­зитерапии определяется не только видом повреждения, нарушенной

функцией отдельных органов и систем, но также и общим состояни­ем организма и его индивидуальными особенностями. Сроки для начала кинезитерапии определяются строго индивидуально. Диф­ференцированно, в зависимости от состояния больного, использу­ется и логоритмика.

В первом периоде создаются условия для усиления и поддержа­ния охранительного торможения. Больной находится на строго постельном режиме. Во второй половине этого режима назначают элементарные движения для ослабления запредельного заторможе-ния, в котором находится кора головного мозга, и для восстановле­ния двигательной функции. При ухудшении общего состояния или появлении мозговых нарушений необходимо временно прекратить лечебные процедуры (пассивные упражнения, легкий массаж по выбору).

На фоне проводимой кинезитерапии в остром периоде исполь­зуются такие средства логоритмики, как счетные упражнения, пение, дыхательные упражнения вне речи и в связи с речью с целью растор-маживания угнетенной речевой функции. Впервые в качестве растор­маживающего ряда пение было применено советскими специалиста­ми В. К. Хорошко, В. В. Оппель. В пении на музыкальной основе всплывают слова, которые постепенно переходят из автоматизиро­ванного ряда в произвольный. Индивидуально, после тщательного изучения логопедом преморбидного уровня больного, проводится слушание музыки: любимых произведений больного (инструмен­тальных, вокальных).

Во втором периоде в первой его половине еще преобладает покой, а во второй половине начинается активизация двигательного режима. В этом раннем периоде наиболее употребительны: 1) пас­сивные упражнения для паретичных конечностей; 2) элементарные активные упражнения для паретичных и здоровых конечностей; 3) упражнения на расслабление мышечных групп; 4) дыхательные упражнения; 5) упражнения в изменении положения при постель­ном режиме (лежа на спине, на боку, сидя, переходя в положение стоя); 6) обучение стоянию и ходьбе.

Указанные упражнения содействуют поднятию общего тонуса организма и улучшению психического состояния больного; про­филактике двигательных осложнений; улучшению состояния веге­тативных систем и подготовке их к двигательной тренировке; созда­нию временных или постоянных компенсаций.

Упражнения больному не показывают, а объясняют. Это обуслов­лено тем, что одно только психомоторное представление о пред­стоящей двигательной нагрузке вызывает сдвиги в деятельности основных органов и систем: учащается пульс, увеличивается глу­бина и частота дыхания, амплитуда и частота токов действия мышц и т. д. Более того, влияние воображаемой двигательной нагрузки повышает возбудимость зрительных центров, изменяет максималь­ное и минимальное артериальное давление, а также тонус в тех мышцах, которые должны принимать участие в данном вообража­емом движении. Из сказанного видно, что психогенное восприятие

Пассивные упражнения, начатые еще в остром периоде, продол­жаются и в подостром. Объем и темп движений постепенно увели­чиваются с учетом субъективных ощущений больного и степени испытываемого сопротивления. При значительном увеличении ри­гидности амплитуда пассивного движения соответственно ограни­чивается; при уменьшении спастичности мышц объем и темп пас­сивных движений возрастают. Пассивные движения применяют также для укорочения ослабленных антагонистов и растяжения более сильных укороченных, спастически сокращенных мышц. Сни­зить ригидность мышц можно и прокатыванием кисти и стопы на валике со значительным давлением на ладонную и подошвенную поверхности. Следует рекомендовать самим больным повторять пассивные движения для руки, особенно для кисти, по нескольку раз в день.

«Борьба рук между собой>. Вытянуть вперед и сжать в кулак пальцы правой руки. Кулак левой руки наложить на кулак правой руки. Начинается борьба рук — правая хочет подняться вверх, но левая не пускает, правая напрягается и постепенно поднимается все выше и доходит до головы, теперь левая хочет опуститься, но правая, нижняя, сопротивляется, и происходит обратная борьба. Затем руки расслаблено опускаются вдоль туловища.

Эти упражнения, выполняемые с помощью здоровой руки, спо­собствуют расслаблению мускулатуры и сохранению функции суста­вов. Пассивная гимнастика подготавливает больного к лучшему воспроизведению постепенно восстанавливающихся активных дви­жений. Каждую процедуру необходимо начинать с упражнений для здоровых конечностей, а затем чередовать их с активным дви­жением для паретичных конечностей и с дыхательными упражне­ниями, включая паузы для отдыха. Активные упражнения не должны вызывать болевых ощущений. Упражнять в раннем периоде геми-пареза у больного на постельном режиме следует преимущественно разгибатели верхней конечности, сгибатели голени и тыльные сги­батели стопы, чтобы препятствовать образованию обычной гемипле-гической контрактуры. Следует применять упражнения с фиксацией или движением конечностей для преодоления синкинезий.

Восстановление отдельных компонентов двигательного акта обычно начинается с обучения больных специальным приемам ак­тивного расслабления мышц сначала здоровых, а затем и паре-тичных конечностей. Помимо обычного речевого обучения расслаб­лению (когда методист или логопед объясняют, а затем просят расслабиться), применяются приемы вибрирующего локального по­тряхивания на ходу определенной мышцы, а также некоторые при­емы расслабляющего массажа (с помощью методиста). После нескольких таких занятий больной может уже произвольно расслаб­лять мышцы.

Для оценки функции движения рук при центральных (спасти­ческих) парезах рекомендуются следующие контрольные движения:

1) поднимание параллельно прямых рук (ладонями вперед, пальцы
разогнуты, большой палец отведен); 2) отведение прямых рук с
одновременной наружной ротацией и супинацией (ладони вверх,
пальцы разогнуты, большой палец отведен); 3) сгибание рук в
локтевых суставах без отведения локтей от туловища с одновремен­
ной супинацией предплечья и кисти; 4) разгибание рук в локтевых
суставах с одновременной наружной ротацией и супинацией и удер­
жание их перед собой под прямым углом по отношению к туловищу
(ладони вверх, пальцы разогнуты, большой палец отведен); 5) вра­
щение кистей в лучезапястном суставе; 6) противопоставление
большого пальца остальным; 7) овладение необходимыми навы­
ками (причесывание, поднесение предметов ко рту, застегивание
пуговиц и т. д.).

Для оценки функции движения ног и мышц туловища можно использовать следующие контрольные движения: 1) сгибание ноги со скольжением пятки по кушетке в положении лежа на спине;

В этом процессе, который продолжается длительное время (до нескольких лет), применяются различные виды кинезитерапии: лечебная гимнастика; теренное лечение — пешеходные прогулки, терренкур, игры, элементы спорта, трудотерапия; массаж — клас­сический и сегментный, гидромассаж, вибромассаж; логопедическая ритмика. Одновременно проводится логопедическое обучение по восстановлению устной и письменной речи.

Очень важным моментом в реабилитации больных является освоение ими необходимых бытовых навыков: включать свет, обра­щаться с кухонной утварью, предметами домашнего обихода. Для

этого желательно иметь различные наборы, способствующие вос­становлению бытовых навыков. Восстановлению движений в быто­вой деятельности способствуют занятия логоритмикой, на которых с больными разыгрываются этюды. Сначала занятия проводят индивидуально, по мере овладения движениями переходят к груп­повым занятиям. Ситуации обыгрываются с логопедом.

Например, тренируется навык перелистывания страниц книги под музыку

(В. Моцарт. Вальс № 3 Темп спокойный). Больному дается книга (не менее 8 стра­ниц из твердой бумаги). На первую часть (8 тактов) больной перелистывает книгу, давая толчок странице на метрический акцент. В начале второй части на первую фразу (затакт, первый такт, часть 2-го такта) закрывает книгу и кладет ее справа от себя. На вторую фразу берет книгу слева, кладет ее перед собой и до конца второй части музыки перелистывает новую книгу. Повторить произвольное число раз, до наступления утомления больного. На групповом занятии больные сидят в ряд, книги лежат стопкой возле крайнего левого, который начинает перелистывать первую книгу, передает второму и берет себе новую. Каждый перелистывает свою книгу одновременно, потом к ним присоединяется третий, и так до тех пор, пока все книги не будут просмотрены и не перейдут в стопку направо.


перейти в каталог файлов

Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями произносительной стороны речи.

При дислалии часто наблюдается нарушение вегетативной нервной системы, сочетающиеся с большей эмоциональной чувствительностью, возбудимостью и неуравновешенностью детей данной категории. В своих исследованиях Р.И. Мартынова указывает на повышенную раздражительность, плаксивость, обидчивость, расторможенность, аффективность и агрессивность детей данной категории. В целом дислалия незначительно сказывается на эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах дошкольника. Нередко отклонения вызываются не самим речевым нарушением, а отношением к нему окружающих. Неадекватное восприятие речевых трудностей может негативно сказаться на отношении к ребёнку взрослых и сверстников, привести к его эмоциональной, мотивационной и волевой незрелости.

Нарушение раннего периода развития речи, обеднённость долингвистического этапа, наблюдаемые при ринолалии, вызывают снижение психической активности детей. Значительное уменьшение объёма передаваемой ринолаликами информации негативно сказывается на процессе коммуникации, вызывая особенности эмоционального состояния дошкольника. Недостатки мимической мускулатуры приводят к отклонениям в формировании умений передавать и воспринимать эмоции (И.А. Чистоградова). Сложные полиморфные нарушения звукопроизношения, наблюдаемые при ринолалии, могут привести к формированию патохарактерологических невротических реакций. Данные нарушения проявляются в виде невротических страхов, реакций оппозиции, негативизма. На имеющиеся психические расстройства, квалифицируемые как реактивные состояния, указывают А.И. Уракова и А.Г. Ипполитова.

Придизартрииэмоционально-волевые нарушения проявляются в виде нерезко выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы, вызванных повышенной эмоциональной возбудимостью и истощаемостью нервной системы. Для детей со стертой формой дизартрии характерны два типа нарушений: 1) склонность к тормозным реакциям; 2) склонность к эмоциональной возбудимости (Р.И. Мартынова). Дети с дизартрией острее, чем их нормально развивающиеся сверстники реагируют на сходные ситуации, тревога проявляется более ярко, характерны усиленные вегетативные реакции. Пристертой дизартрии развитие эмоционально-волевой сферы может напоминать дислалию. Однако дизартрия чаще, чем дислалия сочетается с неустойчивым настроением, плаксивостью.

При дизартрии отмечается разнообразные варианты негативного развития личности. Так часть детей склонна к реакциям истероидного типа. Другие дети пугливы, заторможены, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. При дизартрии, как правило, наблюдается отсутствие критичности к своему состоянию. В дошкольном возрасте такие дети склонны к раздражительности, колебаниям настроения, двигательно беспокойны, суетливы, часто проявляют грубость, непослушание. Для ребёнка со стёртой дизартрией характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность (Р.И. Мартынова).

Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-типологические особенности при системных нарушениях речи.

В определении таких эмоционально-личностных свойств, как концентричность–эксцентричность, отмечается отчетливое доминирование как у нормально говорящих школьников, так и у учащихся с ОНР, свойства эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации. Однако у значительной части (40 %) учащихся 1-ых классов, как ОНР, так и с нормальным речевым развитием, обнаруживается свойство концентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости. Авторы предполагают, что более высокий процент проявления свойств концентричности у учащихся 1-ых классов по сравнению с второклассниками связан с их недостаточной адаптацией к школе.

У учеников 1-ых классов специальных общеобразовательных школ для детей с ТНР наблюдается более низкая работоспособность, которая у половины детей коррелирует с выраженностью стрессовых реакций и доминированием отрицательных эмоций. На 2-ом году обучения у детей повышается работоспособность, преобладает оптимальный уровень эмоционального реагирования, снижается склонность к стрессам. Улучшение эмоционального состояния детей с ОНР связано не только с адаптацией к школьному режиму и нормализацией взаимоотношений в коллективе сверстников, но и с развитием способности к саморегуляции вследствие правильно организованной коррекционно-педагогической работы.

И.Ю. Кондратенко отмечает, что у детей с ОНР эмоциональная лексика формируется с нарушениями и с большим отставанием в сроках. Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребенок не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. Наиболее страдает понимание эмоций героев художественных произведений. В целом при общем недоразвитии речи наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования. Более чем у половины детей с ОНР доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. По их собственной самооценке причиной снижения эмоционального состояния является сознание своей неполноценности.

Рассматривая причины возникновения невротических черт характера у детей с моторной алалией, исследователи связывают их с неблагоприятными социальными условиями, с недоброжелательным отношением к ребёнку со стороны окружающих взрослых и сверстников, с неверно выбранным стилем воспитания (Б.М. Гриншпун, Е.М. Мастюкова, Н.Н. Трауготт, С.Н. Шаховская). Страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к снижению речевой активности детей с моторной алалией, к отказу от вербального общения. Осознание собственного речевого расстройства способно порождать как дисгармонические черты характера, так и разнообразные невротические симптомокомплексы (Ю.Г. Демьянов).

У детей с экспрессивной алалией часто наблюдаются черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, слезливость. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние депрессии.

При моторной алалии В.А. Ковшиков в зависимости от состояния личности и эмоционально-волевой сферы выделяет три группы детей.

Первая группа - эмоционально-волевая сфера и личностные свойства сохранны, отклонения не выходят за границы нормы – это самая малочисленная группа.

Вторая группа - для детей характерна повышенная возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, некритичность по отношению к речевому нарушению.

Третья группа - дети отличаются повышенной тормозимостью, снижением активности, характерно критичное отношение к своему нарушению, выраженное переживание по этому поводу, речевой негативизм; дети не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, скованы – это самая многочисленная группа.

При сенсорной алалии развитие личности часто идет по невротическому типу: отмечаются замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети обидчивы, плаксивы, для них характерна повышенная ранимость, неуверенность в себе и в своих возможностях (Р.Е. Левина).

Л.С. Цветкова выделила два типа изменений личности у лиц с афазией: устойчивый и динамический. Первый входит в структуру афазии, второй (функциональный) представляет собой личностную реакцию на нарушение, которая по мере восстановительного обучения больных и обратного развития речи изменяется – вплоть до исчезновения. Первый тип обусловлен системным характером строения высших психических функций (ВПФ) и включения личности в их формирование, развитие и протекание. В этом случае обнаружено изменение иерархии мотивов поведения, эмоционально-волевой сферы, самооценки. Наблюдаются различия в характере и степени выраженности этих изменений при разных формах афазии.

Функциональный аспект изменений личности при афазии обусловлен специфической (неврозоподобной) реакцией больных на свои нарушения и на отношение окружающих к этим нарушениям. Так, личностная реакция на нарушение часто не совпадает со структурными изменениями личности при афазии.

Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-типологические особенности лиц с заиканием.

Особенности личности заикающихся во многом определяются феноменом фиксированности на своем нарушении и степенью фиксации, которая может быть нулевой, умеренной, выраженной (В.И. Селиверстов).

Дети с нулевой степенью фиксации не испытывают ущемления от осознания своей неполноценной речи или даже не замечают её. Эти дети охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми. У них отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь.

Дети с умеренной степенью фиксации испытывают в связи с заиканием неприятные переживания, скрывают его и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее, осознание этими детьми своего недостатка и переживания не выливаются в постепенно тягостное чувство собственной неполноценности, а стремление замаскировать свой недостаток не переросло у них границ отношения любого человека к какому-либо своему несовершенству, к которому просто не хотелось бы привлекать внимание окружающих.

При выраженной степени отмечается постоянная навязчивая фиксация на своём речевом недостатке. Эти дети постоянно концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач. Характерны уход в болезнь, самоуничижение, мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

Особенности личности при заикании зависят также от его клинической формы. До появления заикания по невротическому типу у многих детей отмечаются такие характерологические особенности, как повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, колебания настроения в сторону снижения, раздражительность, плаксивость, разнообразные фобии. Отмечаются трудности адаптации к новой обстановке. При особо неблагоприятном течении заикания формируется дисгармоническое развитие личности, которое проявляется в чувстве социальной неполноценности, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационной логофобии, которая, сочетаясь с отказом от речевого общения, может принимать генерализованные формы.

При неврозоподобном заикании личностные особенности во многом зависят от сочетания заикания с церебрастеническим или гипердинамическим синдромом. При церебрастении возможны различные варианты черт личности: от заторможенности, апатичности до раздражительности, плаксивости, занудности. Пик характерологических нарушений приходится на подростковый возраст.

Выявление возможных психопатологических изменений личности взрослых заикающихся было осуществлено с помощью Миннесотского многофакторного личностного опросника(MMPI) (В.А. Калягин).

Так, у мужчин на первом месте психастенические черты, у них преобладают тревожно-мнительные проявления характера, постоянное чувство тревоги, боязливость, крайняя нерешительность и склонность к сомнениям. Они чрезвычайно чувствительны и ранимы, постоянно опасаются возможных, воображаемых неприятностей. Помимо повышенной тревожности мужчинам свойственно неверие в свои возможности, боязнь в нужный момент не справиться с жизненными трудностями. Сомнение в себе, своих суждениях, решениях и поступках не оставляет их ни на минуту. Им чрезвычайно трудно принять решение, но, если в этом имеется объективная необходимость, они стремятся как можно быстрее воплотить принятое решение в жизнь. Они плохо переносят нарушения привычного уклада жизни–это обостряет их психастенические черты: тревожность, неуверенность в себе и склонность к сомнениям.

Отличительная черта заикающихся женщин наряду с ригидностью и индивидуалистичностью–импульсивность, которая проявляется в склонности к социальной дезадаптации. Она может быть результатом повышенной чувствительности к речевому нарушению

Литература: основная 2, 4, 5; дополнительная 3, 6.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.