Этапность формирования невротических симптомов

Динамика и исходы невротических расстройств

Невротические расстройства, как и многие иные, не являются статичными психическими образованиями. Значимыми для специалистов являются их динамические особенности: специфика появления и становления невротических симптомов, видоизменение в условиях различного влияния психической травмы, исходы в виде формирования так называемого патологического (невротического) развития личности. Интерес представляет также положительная динамика невротических расстройств - формирование после перенесенного невроза новых личностных качеств, носящих положительный характер.

Немаловажными для понимания механизмов формирования невротических расстройств являются динамика появления симптомов и закономерная этапность клинических проявлений и психологических переживаний, манифестирующих, как правило, в первые же дни и даже часы после психотравмирующей ситуации. Выделяется четыре этапа неврозогенеза (Менделевич В.Д., 1994).


На первом этапе (когнитивном), возникающем непосредственно вслед за действием психотравмирующей ситуации, психическая деятельность пациентов направлена на осознание случившегося. При этом больные могут находиться в различном эмоциональном состоянии - депрессивном, дисфорическом, апатическом, эйфорическом, но чаще других полиморфном, которое вызывается ситуационными моментами и отработанными и апробированными стереотипами реагирования на кризисные, шоковые, фрустрирующие ситуации.

Во второй фазе когнитивного этапа больными производится оценочная психическая деятельность, т.е. событие ранжируется по значимости, степени влияния на всевозможные стороны жизни пациента, серьезности и принципиальности возникших изменений в связи с психотравмой. Кроме этого, фаза оценки используется больными для ответов на вопрос о причинах конфликта, виновниках возникшей ситуации. Как правило, тщательно и скрупулезно воспроизводятся в памяти и анализируются ситуация и весь комплекс факторов, предшествовавших ей. При этом пациент в своих размышлениях иногда доходит до воспоминаний детства, обид, нанесенных ему в течение жизни. Особо его интересует оценка степени собственной и чужой ответственности в происшедшем психотравмирующей событии, анализ того, что можно было бы изменить для того, чтобы этого не произошло. Размышления в стиле сослагательного наклонения доминируют в фазе оценки когнитивного этапа формирования невротических расстройств. По-прежнему симптоматика не носит строго оформленного характера, является полиморфной, однако по сравнению с первой фазой набор аффективных симптомов сужается до минимума. Практически не наблюдается эйфорического и апатического симптомокомплексов, доминирующей же оказывается депрессивная симптоматика. Структурирование выраженных аффективных синдромов происходит в основном на следующем этапе формирования невротических расстройств. Когнитивный этап - особенно в фазе оценки - играет существенную роль. Следует отметить, что определять эмоциональное состояние пациентов с помощью психопатологических дефиниций на первом этапе представляет значительные сложности и не может считаться корректным. Изучение клинических особенностей эмоциональных состояний на первом этапе показывает, что следует говорить, в основном, о таких психологических феноменах, как разочарование, растерянность (аффект недоумения непсихотического уровня) и обида. Последний феномен оказывается базовым для дальнейшего формирования аффективных невротических симптомов и синдромов.

Анализ эмоциональных переживаний, наблюдаемых на первом (когнитивном) этапе формирования невротических расстройств, показывает, что они базируются не только на мотивационных особенностях преморбидной личности, но и на некоторых когнитивных (познавательных) особенностях. Все первичные эмоциональные переживания формируются у больных на основе неожиданно возникавших психотравмирующих ситуаций, а фактор неожиданности отражает несовершенство (или, по крайней мере, специфику) механизмов антиципации. Как правило, обида - наиболее широко представленное на первом этапе психическое переживание - возникает вследствие несовпадения завышенного, излишне оптимистичного или доверчивого отношения к окружающим и реальной оценки их действий в условиях конфликта или любого иного взаимоотношения. Сходная закономерность наблюдается и при аффекте разочарования, и при чувстве растерянности и недоумения.

В дальнейшем наступает антиципационный этап формирования невротических расстройств. Он является определяющим в исходе невроза. В процессе антиципационной деятельности формируется альтернатива: либо пациент создает когнитивную базу для использования методов психологической компенсации и самостоятельно справляется с аффективной симптоматикой, либо особенности антиципации не позволяют ему применять психокоррекционные действия, и невротическая реакция переходит в стойкое невротическое состояние.

Четвертый (поведенческий) этап формирования невротических расстройств определяет выработку стратегии поведения в новых условиях, когда конфликт продолжает оставаться неразрешенным и с психопатологическими феноменами сочетаются субъективно тяжело протекающие вегетативно-сосудистые и другие соматические эквиваленты психических расстройств. У больных стратегия поведения заключается как в типичных невротических реакциях и защитных механизмах действий (невротических ритуалах, ограничительных формах поведения и пр.), так и в специфических способах использования методов психологической компенсации (психокоррекции). Выделяется (Менделевич В.Д., 1988) три типа использования больными неврозами методов психокоррекции: лимитированная, дефицитарная и аттитюдная психокоррекции.

Анализ преморбидных особенностей лиц, использующих дефицитарную психокоррекцию, показывает, что среди них на первый план выступают культуральные традиции, в которых не находится места обучению антиципационным механизмам, вероятностному прогнозированию и методам психологической компенсации. В воспитании избегают обсуждения кризисных, трагических ситуаций. На них накладывается табу. Прослеживается воспитание по типу наивного оптимизма.

В структуру невротического развития личности, по мнению Н.Д. Лакосиной и М.М. Труновой (1994), входят те же синдромы, что и в структуру невроза: астенический, обсессивный, истерический и депрессивный. Если клинические особенности этих синдромов при неврозах состоят в том, что ведущее место занимают вегетативные, сенсомоторные и аффективные расстройства, то при невротических развитиях личности они утрачивают свою выраженность. На смену им приходят иные симптомы: повышенная утомляемость, невозможность сосредоточиться, неустойчивость желаний и интересов. Появляются черты чрезмерной пунктуальности, педантизма, стремление привлекать к себе внимание, эгоизм, капризность, исключительно эмоциональная оценка окружающего, быстрая смена аффективных реакций и суждений. Вместо фобий появляются навязчивые сомнения, элементы умственной жвачки и возрастающая тревожность по любому поводу.

Таким образом, можно согласиться с мнением о том, что критерием невротического развития является не столько длительность существования невротической симптоматики, сколько начало динамики основного невротического синдрома от невротического уровня расстройств (вегетативных, сенсомоторных и аффективных) к психопатическому (аффективному и аффективно-идеаторному). Для невротического развития характерен полиморфизм невротической симптоматики, причем только один из невротических синдромов проделывает динамику, другие наблюдаются на уровне невротических реакций; патохарактерологические расстройства соответствуют основному невротическому синдрому.

Вполне очевидно также, что невротическое развитие личности (НРЛ) является альтернативой постневротическому развитию личности (ПНЛ). Думается, правомерно противопоставление НРЛ и ПНЛ как неблагоприятного (негативного) и благоприятного (негативного) сценариев развития личности.

Другой разновидностью обсессивного развития считается усложнение навязчивого синдрома фобий (часто с ипохондрическим содержанием) и возникновение навязчивых контрастных влечений и овладевающих представлений, которые в дальнейшем определяют поведение и основную симптоматику.

Таким образом, можно констатировать, что динамика и исходы невротических расстройств многообразны и разнонаправлены. Происходящие изменения личности могут носить негативный или позитивный для индивида характер.


В монографии представлены основные теории и концепции неврозогенеза, формирования психосоматических расстройств, описана феноменология и семиотика невротических и связанных со стрессом, соматоформных и психосоматических расстройств, анализируется структура личности потенциального невротика, неврозоустойчивой личности, характерные преморбидные особенности лиц, склонных к невротическому и псиохсоматическому типу реагирования. На основании собственных исследований описана антиципационная концепция неврозогенеза, специфика психопатологических и патопсихологических особенностей, приводятся методы и способы психотерапии и психофармакотерапии невротических и психосоматических расстройств. Монография ориентирована на психиатров, психотерапевтов, медицинских (клинических) и практически психологов, врачей различных специальностей, социальных работников, а также может использоваться студентами, изучающими клиническую (медицинскую) психологию и психиатрию.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Кафедра психологии личности и общей психологии

Невротическое развитие личности

Работу выполнила студентка 5 курса

Факультет управления и психологии

1. Невротическое развитие личности

2.1 Описание метода исследования

2.2 Результаты метода исследования

1. Невротическое развитие личности

Невротические расстройства, как и многие иные, не являются статичными психическими образованиями. Значимыми для специалистов являются их динамические особенности: специфика появления и становления невротических симптомов, видоизменение в условиях различного влияния психической травмы, исходы в виде формирования так называемого патологического (невротического) развития личности. Интерес представляет также положительная динамика невротических расстройств - формирование после перенесенного невроза новых личностных качеств, носящих положительный характер.

Немаловажными для пониманиямеханизмов формирования невротических расстройств являются динамика появления симптомов и закономерная этапность клинических проявлений и психологических переживаний, манифестирующих, как правило, в первые же дни и даже часы после психотравмирующей ситуации. Выделяется четыре этапа неврозогенеза (Менделевич В.Д., 1994).

На первом этапе (когнитивном), возникающем непосредственно вслед за действием психотравмирующей ситуации, психическая деятельность человека направлена на осознание случившегося. При этом он может находиться в различном эмоциональном состоянии - депрессивном, дисфорическом, апатическом, эйфорическом, но чаще других полиморфном, которое вызывается ситуационными моментами и отработанными и апробированными стереотипами реагирования на кризисные, шоковые, фрустрирующие ситуации.

В фазе когнитивного этапа человеком производится оценочная психическая деятельность, т.е. событие ранжируется по значимости, степени влияния на всевозможные стороны жизни человека, серьезности и принципиальности возникших изменений в связи с психотравмой. Кроме этого, фаза оценки используется потерпевшим для ответов на вопрос о причинах конфликта, виновниках возникшей ситуации. Как правило, тщательно и скрупулезно воспроизводятся в памяти и анализируются ситуация и весь комплекс факторов, предшествовавших ей. При этом человек в своих размышлениях иногда доходит до воспоминаний детства, обид, нанесенных ему в течение жизни. Особо его интересует оценка степени собственной и чужой ответственности в происшедшем психотравмирующей событии, анализ того, что можно было бы изменить для того, чтобы этого не произошло. Размышления в стиле сослагательного наклонения доминируют в фазе оценки когнитивного этапа формирования невротических расстройств. По-прежнему симптоматика не носит строго оформленного характера, является полиморфной, однако по сравнению с первой фазой набор аффективных симптомов сужается до минимума.

В дальнейшем наступает антиципационный этап формирования невротических расстройств. Он является определяющим в исходе невроза. В процессе антиципационной деятельности формируется альтернатива: либо человек создает когнитивную базу для использования методов психологической компенсации и самостоятельно справляется с аффективной симптоматикой, либо особенности антиципации не позволяют ему применять психокоррекционные действия, и невротическая реакция переходит в стойкое невротическое состояние.

Четвертый (поведенческий) этап формирования невротических расстройств определяет выработку стратегии поведения в новых условиях, когда конфликт продолжает оставаться неразрешенным и с психопатологическими феноменами сочетаются субъективно тяжело протекающие вегетативно-сосудистые и другие соматические эквиваленты психических расстройств. У таких людей стратегия поведения заключается как в типичных невротических реакциях и защитных механизмах действий (невротических ритуалах, ограничительных формах поведения и пр.), так и в специфических способах использования методов психологической компенсации (психокоррекции).

Динамика и исходы невротических расстройств многообразны и разнонаправлены. Происходящие изменения личности могут носить негативный или позитивный для индивида характер.

2.1 Описание метода

Для личностных шкал, имеющих биполярный характер, название дается по полюсу, соответствующему высоким значениям шкалы.

Согласно инструкции испытуемый отвечает, насколько каждое из 119 утверждений опросника в настоящее время соответствует его характеру и поведению. Для оценки степени соответствия используется шестибалльная шкала. При этом 1 – обозначает, что данное высказывание не соответствует особенностям характера и поведения испытуемого; 6 – обозначает, что данное высказывание полностью им соответствует. На регистрационном листе испытуемый отмечает балл выбранного ответа.

Анализ данных и их интерпретация

Получение оценок контрольных и личностных шкал

Неврозы — это нервно-психические дисфункции психогенного характера, которые проявляются в соматовегетативных и эмоционально-аффективных клинических феноменах. К числу данных заболеваний относятся только те нервно-психические расстройства, при которых их обратимость, сочетанная с отсутствием проявлений патоморфологических нарушений нервной системы. Терапия данной группы заболеваний состоит из двух основных направлений, медикаментозного и психотерапевтического лечения.

  • Причины возникновения невроза
  • Патогенетические аспекты неврозов
  • Классификация неврозов
  • Этапы развития невроза
  • Общие симптомы неврозов
  • Диагностика невроза
  • Лечение невроза
  • Прогноз и профилактика невроза

Причины возникновения невроза

Явление невроза обусловлено множеством различных факторов эндогенного и экзогенного характера. Каждый из видов невроза развивается на фоне психогенных расстройств, возникших в результате конфликтов и психоневрологических перенапряжений. При этом немаловажна социально-индивидуальная значимость человека, поддавшегося переживаниям, то есть у личности возникает неврологическая реакция только при условии наличия раздражителя, проходящего индивидуально. Также, одним из ключевых факторов, влияющих на развитие невроза, выступает фенотипическая особенность личности, обусловленная наследственностью и воспитанием.

По результатам некоторых исследований известно, что чаще всего формирование неврастеника-гиперстеника обусловлено безнадзорностью и плохим воспитанием, а неврастеник-гипостеник формируется в том случае, если личность в процессе своего развития подвержена притеснениям. При чрезмерном внимании со стороны близких людей существует высокий риск развития истерии. Если у личности отсутствуют какие-либо невротические склонности, то психоэмоциональные перегрузки могут спровоцировать невротические состояния, вегетоневроз или реактивные состояния, тем не менее, без конституционной предрасположенности личности такие виды неврозов, как невроз навязчивости или истерия, обычно не развиваются.

К числу факторов риска развития неврозов относятся:

  • соматические заболевания;
  • физическое перенапряжение;
  • травмы;
  • профессиональная неудовлетворенность;
  • бесконтрольное употребление снотворных препаратов и транквилизаторов;
  • злоупотребление алкоголем;
  • неблагополучие в семье.

Особое место в клинике неврозов отводится изменениям вегетативно-эндокринной системы и гомеостаза, возникшим в результате тесных связей высших вегетативных центров с психоэмоциональной сферой.

Патогенетические аспекты неврозов

На сегодняшний день большинство ученых считают, что базовая роль в патогенезе невроза отведена дисфункции лимбико-ретикулярного комплекса, в частности, гипоталамического отдела промежуточного мозга. Сбой в работе лимбико-ретикулярного комплекса при неврозах, зачастую сочетан с нейротрансмиттерными нарушениями. Об этом говорит недостаточность норадренергических систем головного мозга, которая выступает одним из звеньев в механизме развития тревоги.

Также существует мнение, что патологическая тревожность имеет связь с аномальным развитием ГАМК-ергических и бензодиазепиновых рецепторов или уменьшением количества нейромедиаторов, которые на них воздействуют. Данную гипотезу подтверждает положительная динамика при лечении тревожности бензодиазепиновыми транквилизаторами. О патогенетической связи невроза с расстройством обмена серотонина в структурах головного мозга свидетельствует положительных эффект от терапии антидепрессантами.

Классификация неврозов

Тот факт, что неврозы представлены заболеваниями, при которых отсутствие видимых патоморфологических изменений нервной системы сочетано с нервно-психической дисфункцией, вовсе не исключает материального субстрата неврозов, поскольку при них развиваются тонкие переходящие изменения в нервных клетках и метаболических процессах на различных уровнях нервной системы. В медицинской литературе существует большое количество различных классификаций неврозов. Чаще всего в клинической практике применяется разделение неврозов по форме и по характеру течения. В зависимости от формы выделяют такие неврозы:

  • истерия (истерический невроз);
  • неврастения;
  • двигательные и вегетативные неврозы;
  • невроз навязчивых состояний;
  • синдром невроза (неврозоподобные состояния).

По характеру течения известны такие виды неврозов:

  • острый невроз;
  • реактивное состояние (невротические реакции);
  • невротическое развитие.

Истерия

Истерический невроз (истерия) представляет собой достаточно сложное заболевание, он основан на особенностях поведения, которые зависят от повышенной внушаемости и эмоциональности личности. К группе риска истерии относятся женщины в возрасте 20-40 лет, хотя у мужчин данное заболевание тоже встречается. Одним из особенностей поведения больных истерическим неврозом выступает их стремление быть в центре внимания окружающих, вызывать восхищение, удивление, зависть и пр. Повышенная эмоциональность больных влияет на все оценки и суждения, в результате чего они становятся крайне неустойчивыми и переменчивыми.

Неврастения

Неврастения — это переутомление, нервное истощение. Выражается сочетанием утомляемости и повышенной раздражительности. При данной форме невроза больным свойственны неадекватные реакции на минимальные раздражители, а также неспособность их подавлять. Неврастеников может раздражать слишком громкий разговор, яркий свет и пр., они часто жалуются на распирающие головные боли и тяжесть в голове. Помимо этого, присоединяется соматическая симптоматика: снижение аппетита, потливость, вздутие живота, тахикардия, полиурия, расстройства сна (затруднительное засыпание). Неврастения бывает гипостенической (депрессивной) и гиперстенической (раздражительной).

Двигательный невроз

Под двигательным неврозом подразумевают локальные двигательные дисфункции: заикание, тики, профессиональные судороги. Как правило, их развитию предшествуют другие неврастенические расстройства (головные боли, гиперраздражительность, повышенная утомляемость, нарушение сна и т.д.).

Вегетативный невроз

Вегетативный невроз представлен избирательной дисфункцией внутренних органов. В большинстве случаев при данной форме невроза, страдает сердечнососудистая система, развивается гипертензия, кожные покровы больных становятся бледными. Также может поражаться пищеварительная и дыхательная система.

Невроз навязчивых состояний

У больных с неврозом навязчивых состояний отмечается общеневрологическая симптоматика и обсессивно-фобические проявления. Нередко клиника данной формы невроза выражается кардиофобией (навязчивым страхом сердечных патологий), канцерофобией (страхом онкопатологий), клаустрофобией (страхом закрытых помещений) и пр. К общеневрологическим признакам данного заболевания относится плохой сон, ухудшение настроения, раздражительность.

Неврозоподобные состояния развиваются на фоне общесоматических патологий, интоксикаций, травм, инфекции, при этом неврастенические нарушения имеют менее яркий характер, по сравнению с симптомами других форм невроза.

Этапы развития невроза

Существует три основных этапа развития невроза. Основной отличительной чертой первых двух этапов от третьего выступает высокая вероятность полного устранения заболевания в условиях целесообразной тактики лечения. В случае отсутствия качественной медицинской помощи и длительном воздействии психотравмирующего раздражителя развивается третий этап невроза. На третьем этапе невроза изменения структуры личности приобретают стойкий характер и даже при грамотном подходе к лечению данные личностные нарушения сохраняются.

На первом этапе развития невроза невротическая дисфункция возникает в результате острой психотравмы и имеет кратковременный характер (не более одного месяца). Чаще всего первый этап невроза проявляется в детском возрасте. В некоторых случаях невротические расстройства могут отмечаться и у психически здоровых людей.

Длительное течение невротического расстройства перерастает в невротическое состояние, которое и представлено собственно неврозом. При этом личностные характеристики претерпевают значительные изменения.

Общие симптомы неврозов

Общими признаками неврозов могут быть различные неврологические дисфункции, чаще всего они представлены головной болью напряжения, головокружением, гиперестезией, чувством неустойчивости во время ходьбы, тремором конечностей, мышечными подергиваниями и парестезиями. Также, у больных неврозом нередко отмечаются нарушения сна в виде гиперсомнии или инсомнии. Со стороны вегетативной нервной системы могут развиваться перманентные или пароксизмальные нарушения.

В случае поражения сердечно-сосудистой системы на фоне невроза пациенты жалуются на чувство дискомфорта или боли в области сердца. Объективно у таких больных выявляется нарушение ритма сердечных сокращений в виде тахикардии либо экстрасистолии, артериальная гипотония или гипертензия, синдром Рейно, синдром псевдокоронарной недостаточности. Дыхательные нарушения выражаются чувством удушья или комка в горле, нехваткой воздуха, зевотой и икотой, а также страхом задохнуться.

К числу расстройств системы пищеварения на фоне неврозов относится изжога, рвота, тошнота, снижение аппетита, запор, диарея, метеоризм и боли в животе неясного генезиса. Мочеполовые расстройства проявляются в виде энуреза, цисталгии, зуда в области гениталий, поллакиурии, снижения либидо, а также эректальных нарушений у мужчин. Нередко одним из симптомов невроза может быть озноб, субфебрилитет и гипергидроз. Кожные покровы невротических больных могут покрываться сыпью по типу псориаза, крапивницы, атопического дерматита.

Одним из типичных симптомов невроза выступает астения, которая выражается не только психической, но и физической утомляемостью. Больных могут беспокоить различные фобии и постоянная тревога, а некоторые из них подвержены дистомии (спад настроения, с чувством тоски, горя, печали, унынья).

Неврозы зачастую сопряжены с мнестическими нарушениями в виде забывчивости, невнимательности, ухудшения запоминания и неспособности сконцентрироваться.

Диагностика невроза

Диагностика неврозов состоит из нескольких этапов. Первый — сбор анамнеза. В процессе опроса пациента выясняется информация по поводу наследственной предрасположенности к данной группе заболеваний, предшествующие события в жизни пациента, которые могли послужить причиной заболевания.

Помимо этого, в процессе диагностики осуществляется психологическое тестирование пациента, патопсихологическое обследование, а также исследования структуры личности.

Неврологический статус пациента с неврозом подразумевает отсутствие очаговой симптоматики. Во время осмотра может визуализироваться тремор верхних конечностей, при их вытягивании вперед, гипергидроз ладоней и общее оживление рефлекторных реакций. С целью исключения церебропатологий сосудистого или органического происхождения, выполняется ряд дополнительных исследований (УЗДГ сосудов головы, МРТ головного мозга, ЭЭГ, РЭГ). В случае выраженных расстройств сна рекомендована консультация сомнолога, который решает вопрос о целесообразности проведения полисомниографии.

В комплекс диагностических мероприятий обязательно входит дифференциальная диагностика, главная задача которой — исключение заболеваний с похожей клиникой (биполярное расстройство, шизофрения, психопатия), похожие проявления встречаются не только при психоневрологических расстройствах, но и при соматических заболеваниях (кардиомиопатия, стенокардия, хроническая форма гастрита, гломерулонефрит и пр.), которые также необходимо исключить в процессе дифференциального диагноза. Основное отличие больных неврозом от психиатрических больных — их осознание болезни, точное описание признаков и желание устранить данные патологические явления. Иногда для уточнения диагноза могут привлечь психиатра. В некоторых случаях нужна помощь специалистов других категорий медицины (гинекологов, урологов, гастроэнтерологов, кардиологов и пр.), а также УЗИ органов брюшной полости, мочевого пузыря, ЭКГ, ФГДС и пр.

Лечение невроза

На сегодняшний день в клинической практике применяется большое количество методов терапии неврозов. Применяют индивидуальный подход к лечению, в зависимости от особенностей личности пациента и формы невроза, могут назначить групповую психотерапию, психотропную и общеукрепляющую медикаментозную терапию. Очень важно при этом достаточно отдыхать. Для положительного эффекта от лечебных мероприятий необходимо исключить причину заболевания, для чего требуется изменить среду, спровоцировавшую его. Если не удается полностью устранить причину невроза, все усилия направляются на уменьшение ее значимости, это достигается посредством применения различных техник психотерапии.

В случае тяжелых форм истерии и двигательных неврозов лечение в условиях стационара является обязательным.

Медикаментозное лечение невроза основано на нейротрансмиттерных аспектах его происхождения. Лекарственные препараты помогают пациенту облегчить работу над собой в процессе психотерапии и фиксируют достигнутые результаты. Помимо лекарственных препаратов, механизм действия которых направлен на устранения нарушений со стороны нервной системы, еще предусмотрена общеукрепляющая терапия, в которую входят поливитамины, глицин, адаптогены, а также рефлексотерапия и физиотерапия.

Прогноз и профилактика невроза

Прогноз невроза взаимосвязан с формой данного заболевания, а также возрастом больного. Самый благоприятный прогноз при вегетивном неврозе, неврастении, неврозоподобных состояниях (в случае, если они не спровоцированы тяжелыми соматическими патологиями). Сложнее излечить психастению, истерию и двигательные неврозы.

Минимизации заболеваемости неврозами способствует большое количество условий:

  • грамотное трудовое воспитание в школе и семье;
  • положительная атмосфера в производственном коллективе;
  • своевременное лечение заболеваний соматического характера;
  • регулирование нервно-психической нагрузки;
  • борьба с вредными привычками;
  • широкое распространение спортивных и туристических мероприятий.

С учетом того, что причиной неврозов являются факторы травмирующие психику, мероприятия по их предупреждению играют ключевую роль в профилактике расстройств нервной системы. Немаловажное место в предупреждении неврозов отведено борьбе с острыми и хроническими интоксикациями, травмами, а также нормализации жизненного ритма и здоровому сну.

Процесс формирования личности во многом зависит от воспитания ребенка. Родителям необходимо развивать у ребенка такие качества, как выдержка, трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудные ситуации. Дети, которым с детства все позволяли и баловали, в будущем превращаются в эгоистов, поскольку им сложно считаться с чужим мнением, такие личности больше подвержены нервным срывам в ситуациях, требующих выдержки. Неправильное воспитание может вызвать у ребенка чувствительность к определенным раздражающим факторам.

Основная тенденция правильного воспитания ребенка, это исключение любых прямых либо косвенных выгод от вспыльчивости, нервности и любых других болезненных проявлений.

Профилактика рецидивов неврозов направлена на изменение отношения больного к событиям, которые могут травмировать психику. Это достигается посредством беседы с больным или в ходе аутотренинга.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.