Этапы развития нервной системы презентация

Выбранный для просмотра документ Развитие нервной системы.docx

РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Для организма человека имеет огромное значение нервная система. Движения, рефлексы, работа сердца, эмоции, речь стимулируются и контролируются сложной системой, не перестающей работать даже во сне.

Основные этапы развития нервной системы

В процессе эволюции нервной системы можно выделить несколько основных этапов развития:

1. Диффузная, или асинаптическая, нервная система. Имеет форму сетки, которая образуется соединением отростчатых клеток и равномерно распределяется по всему телу, сгущаясь вокруг ротовых придатков.

2. Ганглиозная нервная система (в червеобразных) синаптическая, проводит возбуждение в одном направлении и обеспечивает дифференцированные приспособительные реакции.

3. Трубчатая нервная система (в позвоночных) отличается от нервной системы червеобразных тем, что в позвоночных возникли скелетные моторные аппараты с поперечно-полосатыми мышцами. Это обусловило развитие центральной нервной системы, отдельные части и структуры которой формируются в процессе эволюции постепенно и в определенной последовательности.

Развитие головного мозга

Головной мозг человека является органом центральной нервной системы , состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.

Головной мозг человека занимает почти всю полость мозгового отдела черепа , кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа.

Пренатальное развитие

Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем.

Натальное состояние

Дифференциация систем коры головного мозга происходит постепенно, что приводит к неравномерному созреванию отдельных структур мозга.

При рождении у ребенка практически сформированы подкорковые образования и близки к конечной стадии созревания проекционные области мозга, в которых заканчиваются нервные связи, идущие от рецепторов разных органов чувств (анализаторных систем), и берут начало моторные проводящие пути.

Период от 2 до 5 лет

В возрасте от двух до пяти лет происходит созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором и третьем блоке.

Период от 5 до 7 лет

Следующими созревают третичные (ассоциативные) поля мозга. Сначала развивается заднее ассоциативное поле — теменно-височно-затылочная область, затем, переднее ассоциативное поле — префронтальная область. Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются самые сложные формы переработки информации.

Таким образом, каждый из трёх функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным.

Развитие спиного мозга

Внешняя форма, топография, размеры и строение спинного мозга в процессе его внутриутробного развития изменяются довольно сильно. Спинной мозг новорожденного представляет вполне дифференцированную структуру, обеспечивающую на необходимом уровне рефлекторную деятельность ребенка этого этапа развития. Его масса составляет 3-4 г; масса спинного мозга взрослого человека равна приблизительно 30 г. Общий рост спинного мозга отстает от роста позвоночника уже с 4-го месяца внутриутробного развития, вследствие чего его нижний конец как бы перемещается кверху.

В процессе развития происходит изменение формы просвета и размеров центрального канала спинного мозга. Диаметр канала у новорожденного больше, чем у детей последующих возрастных групп. В течение первого года жизни заканчивается редукция просвета центрального канала.

Рост спинного мозга продолжается приблизительно до 20 лет. Масса его увеличивается примерно в 8 раз по сравнению с периодом новорожденное. Однако к 5-6 годам соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых.

Основные стадии развития нейрона

Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приема извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов.

Типичный нейрон состоит из тела клетки , дендритов и одного аксона . В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться один с другим, формируя биологические нейронные сети . По отношению к границе нервной системы и направлению передачи информации нейроны разделяют на рецепторные, эффекторные и вставочные.

На ранних стадиях развития нейрон имеет большое ядро, окруженное небольшим количеством нейроплазмы, затем оно постепенно уменьшается. На 3-м месяце начинается рост аксона по направлению к периферии и когда он достигает органа, тот начинает функционировать еще во внутриутробном периоде. Дендриты вырастают позднее, начинают функционировать после рождения. По мере роста и развития ребенка увеличивается количество разветвлений
на дендритах, на них появляются шипики, что увеличивает количество связей между нейронами. Количество образующихся шипиков прямо пропорционально интенсивности обучения ребенка.

У новорожденных количество нейронов больше, чем клеток нейроглии. С возрастом количество глиальных клеток увеличивается
и к 20–30 годам соотношение нейронов и нейроглии составляет 50:50. В пожилом и старческом возрасте количество глиальных клеток преобладает в связи с постепенным разрушением нейронов).

С возрастом нейроны уменьшаются в размерах, в них уменьшается количество РНК, необходимой для синтеза белков и ферментов.

Очень важным условием для нормальной жизнедеятельности человека является согласованная работа всех систем органов. Как только начинается усиленная деятельность мышц, сразу же учащается дыхание и ритм сокращений сердца. В то же время сужаются кровеносные сосуды внутренних органов, а в мышцах и коже они расширяются: усиливается приток крови к мышцам и коже. Потовые железы увеличивают отделение пота. Деятельность пищеварительной системы угнетается.

Так нервная система обеспечивает единство организма, его целостность. Изменяя работу одних органов, она, соответственно, изменяет работу всех остальных систем организма, согласовывая их функционирование.

Презентация была опубликована 8 месяцев назад пользователемВиталина Ендальцева

Презентация на тему: " Развитие органов нервной системы. Особенности у детей. " — Транскрипт:

1 Медицинский университет Караганды Кафедра гистологии СРС. Развитие органов нервной системы. Особенности у детей. Выполнила: Ендальцева Виталина группа: 3040,ОМ Проверила: Жанайдарова Г.О. Караганда, 2018

2 Содержание Введение Развитие нервной системы Спинной мозг Продолговатый мозг. Мост Мозжечок Средний мозг. Промежуточный мозг Кора больших полушарий Возрастные изменения ЦНС Заключение Список литературы

3 Введение Нервная ткань это система взаимосвязанных нервных клеток и нейроглии, обеспечивающих специфические функции восприятия раздражений, возбуждения, выработки импульса и его передачи. Она является основой строения органов нервной системы, обеспечивающих регуляцию всех тканей и органов, их интеграцию в организме и связь с окружающей средой.

4 Развитие нервной системы Нервная ткань развивается из дорсальной эктодермы. У 18-дневного эмбриона человека эктодерма по средней линии спины дифференцируется и утолщается, формируя нервную пластинку, латеральные края которой приподнимаются, образуя нервные валики, а между валиками формируется нервный желобок. Рис. 1. нервная пластинка (А) и нервный желобок (1)

5 Передний конец нервной пластинки расширяется, образуя позднее головной мозг. Латеральные края продолжают подниматься и растут медиально, пока не встретятся и не сольются по средней линии в нервную трубку. Из нее в дальнейшем формируются нейроны и макроглия центральной нервной системы. Рис.2. Нервная трубка (7)

6 В нервной трубке дифференцируется 4 концентрических зоны: Вентрикулярная (эпендимная) зона является предшественницей нейронов и клеток макроглии. Субвентрикулярная зона состоит из клеток являющихся потомками матричных клеток. Промежуточная (плащевая, мантийная зона). Из клеток этого слоя образуются серое вещество спинного и часть серого вещества головного мозга. Краевая (маргинальная) зона дает начало белому веществу

7 Часть клеток нервной пластинки образует скопления по бокам от нервной трубки, которые сливаются в рыхлый тяж, располагающийся между нервной трубкой и кожной эктодермой, это нервный гребень (или ганглиозная пластинка). Он дает начало нейронам чувствительных и автономных ганглиев, клеткам мягкой мозговой и паутинной оболочек мозга и некоторым видам глии. Рис.3. Нервный гребень (6)

8 Спинной мозг В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг. Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается в позвоночном канале. У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека – на уровне II поясничного позвонка. Рис.4. Спинной мозг ребенка

9 Продолговатый мозг. Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Ядра продолговатого мозга формируются рано. Рис. 5. Мозг новорожденного

10 Мост У новорожденного расположен выше, чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

11 Мозжечок У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна. У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты Рис. 5. Большой мозг и мозжечок новорожденного

12 Средний мозг. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

13 Рис.7. Средний мозг

14 Промежуточный мозг Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2- 3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к годам.

15 кора больших полушарий К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток ( млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков. Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. К 9 месяцам становятся более отчетливыми первые три слоя коры, а к году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию.

16 Рис. 8. Кора больших полушарий ребенка

17 Возрастные изменения ЦНС Несмотря на то, что формирование нервной системы завершается только в первые годы после рождения, известная пластичность центральной нервной системы сохраняется до старости. Эта пластичность может выражаться в появлении новых терминалей и новых синаптических связей. Пластичность проявляется в наибольшей степени в первые годы после рождения, но частично сохраняется и у взрослых. Хотя нейроны постоянны, их синаптические связи могут модифицироваться в течение всей жизни, что может выражаться, в частности, в увеличении или уменьшении их числа. Пластичность при малых повреждениях мозга проявляется в частичном восстановлении функций.

18 Заключение Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до лет.

Класс: 7

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: "нервная система", "нервная клетка", "раздражимость", "рефлекс"; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
  • Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.
  • Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Тип урока: Урок формирования знаний - изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Средства обучения: Учебник (параграф 43), презентация "Эволюция Нервной системы" (Приложение1), ЦОР: "Раздражимость амебы и инфузории-туфельки", "Раздражимость гидры", "Сравнение строения головного мозга позвоночных"; схема "Строение головного мозга", карточки с групповыми и индивидуальными заданиями.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - характерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.

Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объединяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые способны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).

В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раздражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).

Например, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).

Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), сокращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад. А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)

Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)




Нервная система плоского червя Нервная система кольчатого червя Нервная система моллюска
1 - 1 - 1 -
2 - 2 - 2 -
3 - 3 -
4 -

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами.

В классическом виде нервная система позвоночных представлена головным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг - центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних органов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозжечок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).

Отделы головного мозга:

Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария - наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).

Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).

Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).

Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).

3. Обобщение изученного материала. (16 - 20 слайды).

Работа по карточкам.

1 группа. Сравнение нервной системы рыб и земноводных.

Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: . . . . . Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в . мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.

В головном мозге земноводных имеется : отделов, но значительно развития достигает . мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии .

2 группа. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.

Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)

Земноводные 1.В головном мозге имеется 5 отделов
2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок
3. Слабое развитие мозжечка
Пресмыкающиеся 4. Хорошо развит передний мозг
5. Промежуточный мозг почти не виден

3 группа. Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227)

Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.

4 группа. Сравнение нервной системы птиц и млекопитающих.

Исключите лишний элемент в тексте, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 227-228)

Нервная система птиц характеризуется более сложным строением за счет:

  1. Развития больших полушарий головного мозга;
  2. Хорошего развития промежуточного мозга;
  3. Развития мозжечка связано со сложными, требующими координации движениями во время полета;

Нервная система млекопитающих достигает наивысшего развития, так как:

  1. Кора имеет извилины и складки;
  2. Промежуточный мозг разит хорошо, но не виден;
  3. Мозжечок и средний мозг развиты слабо.

5 группа. Эксперты.

Ознакомьтесь с информацией о строении нервной системы позвоночных животных (стр. 226-227; рис. 176. на стр. 228) и оцените как справились группы со своим задание по следующим критериям:

  • "5" - полностью справились с заданием;
  • "4" - выполнили задание с 2 ошибками;
  • "3" - выполнили задание с 3 ошибками;

Эксперты подводят итог, делают выводы. (21-й слайд)

4. Домашнее задание. Параграф 43.

  • Главная
  • Биология
  • Развитие нервной системы

Слайды и текст этой презентации


Развитие нервной системы


1. Оплодотворённая яйцеклетка-зигота претерпевает ряд быстро следующих друг за другом митотических делений, которые называются дроблением.
2. Дробление зиготы приводит к формированию бластулы. Эта стадия называется бластуляцией. Бластула – это шарообразный многоклеточный зародыш с полостью внутри .
3. Следующая стадия зародышевого развития многоклеточных животных называется гаструляцией. В результате гаструляции зародыш приобретает вид плоского диска, состоящего из трёх слоёв. Верхний слой зародышевого диска относят к эктодерме, средний слой — к мезодерме, нижний относят к энтодерме. Эти листки являются зачатками тканей и комплексов осевых органов тела зародыша.
4. После обособления основных зачатков органов и тканей начинается стадия нейруляции. На этой стадии закладывается характерная для позвоночных нервная система в виде трубки на спинной стороне тела зародыша (см. рис. на следующем слайде). Нервная система развивается из эктодермы.

1. Стадия дробления

3. Стадия гаструляции

2. Стадия бластуляции


Зародыш на стадии
формирования нервной
пластинки (стадия нейруляции)

В своем развитии центральная нервная система проходит несколько стадий:
Стадия нервной пластинки. 2. Стадия нервной борозды. 3. Стадия образования нервной трубки 4. Стадия образования на ростральном конце нервной трубки расширения – мозгового пузыря.
Описание 1-4-й стадии
Нервная система начинает развиваться на 3-й неделе внутриутробного развития из эктодермы (наружного зародышевого листка).
На дорсальной (спинной) стороне зародыша происходит утолщение эктодермы. Это формируется нервная пластинка. Затем нервная пластинка изгибается вглубь зародыша и образуется нервная бороздка. Края нервной бороздки смыкаются, формируя нервную трубку. Длинная полая нервная трубка, лежащая сначала на поверхности эктодермы, отделяется от нее и погружается внутрь, под эктодерму. Нервная трубка расширяется на переднем конце, из которого позднее формируется головной мозг. Остальная часть нервной трубки преобразуется в спинной мозг. Из нервной трубки в дальнейшем формируются нейроны и клетки глии центральной нервной системы.


1-я и 2-я стадии развития нервной системы (повтор предыдущего слайда, рисунки даны в увеличенном масштабе)


3-я и 4-я стадии развития нервной системы (продолжение предыдущего слайда, рисунки даны в увеличенном масштабе)


Между нервной трубкой и лежащей выше эктодермой находится тяж — клеток, называемый нервным гребнем (см. рис. В).
На более ранней стадии нервный гребень представляет собой часть эктодермы, также как и нервная пластинка. Клетки нервного гребня образуют две полоски, отделяющие утолщенную нервную пластинку от окружающей ее эктодермы (см. рис. А).
Во время нейруляции эти две полоски соединяются вместе (см. рис. Б).
Во время сворачивания нервной трубки клетки, образующие нервный гребень, покидают ее.
Клетки нервного гребня участвуют в образовании периферической нервной системы : чувствительных спинальных и черепно-мозговых ганглиев, а также вегетативных ганглиев внутренних органов. Из нервного гребня развиваются также клетки мозгового вещества надпочечников, меланоциты кожи и д.р.

Формирование нервного гребня.

Нервный гребень дает начало периферической нервной системе.


Развитие нервной системы(продолжение) Схематическое изображение стадия трех мозговых пузырей (5-я стадия) и стадии пяти мозговых пузырей (6-я стадия).

Стадия 3 мозговых пузырей. В эту стадию передний отдел головной трубки образует 3 вздутия – так называемые первичные мозговые пузыря (4-я неделя эмбриогенеза), передний мозг (проэнцефалон), средний мозг (мезэнцефалон) и ромбовидный мозг.
Стадия 5 мозговых пузырей. На 5 неделе эмбриогенеза из переднего пузыря выпячивается вперед и в стороны парный вторичный пузырь – конечный мозг (телэнцефалон). С каждой стороны промежуточного мозга вырастает глазной пузырь, в стенке которого формируются нервные элементы глаза. Из заднего пузыря развивается задний мозг (метэнцефалон) и продолговатый мозг. Средний мозг сохраняется как единое целое


Желудочки головного мозга развиваются из полостей мозговых пузырьков, которые вначале имеют тонкие стенки. В полушариях большого мозга образуются парные боковые желудочки, в промежуточном мозге — III желудочек, в ромбовидном мозге — IV желудочек, который продолжается в центральный канал спинного мозга. В среднем мозге сохраняется узкий канал, создающий III и IV желудочки, — водопровод мозга. В боковых стенках мозговых пузырьков развиваются клеточные массы, а в крыше желудочков остаются тонкие участки, где образуются сосудистые сплетения, вырабатывающие цереброспинальную жидкость.

Развитие головного мозга (образование желудочков и
основных крупных отделов мозга)



Развитие головного мозга человека


Развитие головного мозга человека

Вскоре после формирования трех первичных пузырей отмечаются первые признаки развития глаз – появляются глазные пузыри.
Вследствие быстрого и неравномерного роста отдельных частей мозга и при наличии ограниченных размерах черепа конфигурация головного мозга сильно усложняется. Образуется два изгиба передний – теменной изгиб в области среднего мозга и задний – затылочный . В особенности значителен изгиб в области среднего мозга вследствие более быстрого роста дорсальных отделов этой области. Задний изгиб возникает благодаря тому, что нервная трубка изгибается таким образом, что область головы наклоняется под прямым углом к области туловища.
Два первых изгиба обращены выпуклостью назад и появляются к 4 неделе.
Средний (третий) – мостовой изгиб формируется в течение 5 недели в области заднего мозга. Средний изгиб обращен выпуклостью вперед.
Первичная полость мозговой трубки тоже изменяется. В области конечного мозга полость расширяется в парные боковые желудочки; в промежуточном мозге превращается в узкую сагиттальную щель – третий желудочек; в среднем мозге остается в форме канала – водопровода мозга; в ромбовидном пузыре она не делится при переходе в пяти пузырную стадию и превращается в общий для заднего и продолговатого мозга четвертый желудочек.


Развитие мозга ребенка


В соответствии с пятью мозговыми пузырями, из которых развился головной мозг, в нем различают пять основных отделов:
1. продолговатый мозг;
2. задний мозг, состоящий из моста и мозжечка;
3. средний мозг, включающий две ножки мозга и крышу среднего мозга с двумя парами холмиков;
4. промежуточный мозг, главными образованиями которого являются таламус, с двумя парами коленчатых тел, и гипоталамус;
5. конечный мозг состоит из двух полушарий большого мозга. В каждом полушарии выделяют: плащ или pallium (наружным слоем плаща является кора), базальные ганглии (полосатое тело и миндалина) и обонятельный мозг (первичный центр, отдел обонятельной системы. В обонятельном мозге оканчиваются волокна обонятельного нерва и происходит обработка сенсорной информации, поступающей от обонятельных рецепторных клеток).

Передний мозг состоит из промежуточного и конечного мозга.


Формирование основных слоев коры головного мозга. Радиальная миграция.

Радиальная миграция является основным способом миграции клеток в развивающейся
коре мозга. При созревании коры головного мозга нейроны мигрируют из
её глубин во внешние слои. Ранние глиальные клетки образуют отростки, которые
пронизывают стенку развивающейся нервной трубки. Эти радиальные глиальные
клетки создают первичные пути направленной миграции.

Поперечный срез на уровне
конечного мозга




Изменение процессов формирования нервного гребня.

Селекция собак, осуществляемая древними людьми шла по пути снижения их
агрессивности. Ученые давно уже обратили внимание на то, что отбор на дружелюбие
(снижение агрессивности) может приводить в качестве побочного эффекта к
ювенилизации (недоразвитию) определенных признаков и телосложения (см. рис.).
Недавние исследования немецких ученых позволили объяснить механизм подобных
взаимосвязей. Было установлено, что одни и те же мутация влияют и на степень
агрессивности и на телосложение собак. Эти мутации затрагивают процесс
формирования нервного гребня у зародыша, но при этом их действие сказывается на
проявлении различных морфологических и функциональных изменений организма.
Например, к нейрональным производным нервного гребня относится симпатическая
нервная система, снижение активности которой, обусловленное нарушением процессов
развития, может проявиться в изменении эмоционального реагирования у
одомашненных животных.


Пример селекционной работы сотрудниками
лаборатории Эволюционной генетики животных,
Новосибирск


В свое время немецкий психиатр Эрнст Кречмер (1888-1964 ) обратил внимание на очевидную связь физической конституции с психической.
Пикнический тип.
• Это человек приземистый, с широкой костью,
с толстой шеей и основательным туловищем.
• По характеру — циклоид. Спокоен, добросердечен,
радостно относится к жизни.
Астенический тип .
• Человек худощавый, невысокий, лептосомный
(узкий).
• По характеру т. н. шизоид. Молчаливый и замкнутый
в себе интроверт.
Атлетический , смешанный тип.
• Наиболее распространенный тип — следствие смешения
двух разных групп гормонов. Высок и физически крепок.
• По характеру может иметь черты и от циклического
и от шизоидного типа.


Действие талидомида на органогенез

Талидомид — седативное снотворное лекарственное
средство, получившее широкую известность из-за
своей тератогенности (способности вызывать уродства
у развивающихся эмбрионов), после того, как было
установлено, что в период с 1956 по 1962 годы в ряде
стран мира родилось по разным подсчётам от 8000 до
12 000 детей с врождёнными уродствами, обусловленными
тем, что матери принимали препараты талидомида во
время беременности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.