Логопед для детей с поражение цнс

Анна Жилинская
Эффективные технологии логопедического сопровождения детей с поражениями ЦНС в условиях ДОУ

Цель сопровождения дошкольников с поражениями ЦНС:

Создание оптимальных условий для коррекции и развития психических, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, речевых, двигательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям

Принцип деятельностного подхода

Цель логопедического сопровождения ребенка с поражениями ЦНС:

Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Этапы логопедического сопровождения:

логопедическая диагностика (обследование детей);

обсуждение результатов и составление индивидуального маршрут развития;

групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы;

Задачи логопедической работы:

Уменьшать степень проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии)

Развивать речевое дыхание и голос, формировать силу, продолжительность, звонкость голоса в речевом потоке. Вырабатывать синхронность голоса, дыхания и артикуляции

Нормализовать просодическую систему речи

Формировать артикуляционный праксис на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи

Развивать фонематические процессы

Формировать лексико-грамматический строй речи

Развивать мелкую и общую моторику.

yefektivnye-tehnologi-logopedicheskogo-soprovozhdenija-detei-s-porazhenijami-cns-v-uslovijah-do_qtutg.pptx | 4194,82 Кб

Игровые технологии в условиях ДОУ в ФГОС до Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная.


Применение игровой технологии в работе по коррекции речи дошкольников в условиях логопедического пункта Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Программа тифлопедагогического сопровождения детей с нарушением зрения от 3–7 лет в условиях ДОУ тифлопедагог: Суханова Валентина Георгиевна Паспорт Программы Наименование учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.


Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Проблема включения детей с особыми образовательными потребностями в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одним из способов.

Эффективные методы, приемы и технологии по организации и рациональному использованию рабочего времени педагога ДОУ Реализация ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста ДОУ. Работа в инновационных.

Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ При построении индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья мы используем модульный принцип.

Здоровьесберегающие технологии по физкультуре в условиях ДОУ Здоровье дошкольника-это не только отсутствие болезней,но физическое,социальное и психологическое благополучие ребёнка. Основная задача-сохранение.


В публикации даны основные этапы работым по коррекции речевых нарушений с детьми, имеющими органические поражения ЦНС.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx 22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по коррекции речевых нарушений с детьми, имеющими органические поражения ЦНС

В нашем детском саду в течение 18 лет действуют коррекционные группы для детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Такие дети в нашем городе не получали квалифицированной воспитательно-образовательной помощи. Поэтому возникла необходимость создания групп коррекции. Проблемой интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников наш коллектив занимается все 18 лет работы совместно с врачом психоневрологом, невропатологом, которые наблюдают развитие детей с рождения, направляют нуждающихся на городскую ПМПК. Комиссия решает необходимость пребывания того или иного ребенка в нашем детском саду. В начале учебного года совместно со всеми специалистами детского сада (врач-психоневролог, учителя-дефектологи, учитель-логопед, массажист, инструктор ЛФК) составляется программа реабилитации ребенка на текущий период.

У наших детей с органическим поражением ЦНС отмечаются различные виды речевых нарушений, такие как дизартрия, заикание, алалия, ринолалия и т.д., поэтому каждому необходима индивидуальная программа развития. Приведем основные характеристики данных нарушений.

ОНР - общее недоразвитие речи включает в себя при нормальном слухе и интеллекте различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается развитие всех компонентов речевой системы: ее звуковой и смысловой сторон.

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (например, расщелина губы или твердого неба).

Дизартрия - нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата ("каша во рту"). Связана с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Считается, что факторами, способствующими развитию заикания, являются:

- невропатическая отягощенность родителей;

- "нервность" самого ребенка;

- поражение головного мозга (родовые травмы, ММД и т. д.);

- ускоренное развитие речи (в возрасте 3-4 лет);

- недостаточность развития моторики;

- недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность. Основной целью нашей коррекционной работы с детьми с органическим поражением ЦНС является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, интеграции в среду здоровых сверстников. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работы носит комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, инструктора ЛФК, массажиста, логопеда, дефектолога, воспитателя. Мы формируем общую позиция при обследовании, лечении, логопедической, дефектологической коррекции. Для реализации этих задач мы составили координационный план по развитию речи детей с органическим поражением ЦНС (см. таблицу в Приложении).

Свою логопедическую работу мы строим на следующих принципах - общедидактических (наглядности, доступности, индивидуального и дифференцированного подхода) и специфических.

Мы проводим профилактику нарушений речи в двух направлениях.

1.Забота о физическом и нервно-психическом здоровье. Мы развиваем двигательную активность, нервную систему ребенка.

2.Направленное речевое развитие. Речь ребенка в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, от воспитания и обучения. Под развитием речи подразумевается:

- развитие понимания обращенной речи;

- развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций).

- развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);

- развитие подвижности органов артикуляции (пассивное и активное артикуляционная гимнастика) и пальцев рук;

- работа над дыханием и голосом;

- работа над темпом и ритмом речи.

Важно не разочаровывать ребенка в его попытках разговаривать. Насмешки и наказания не способствуют развитию речи.

В головном мозге область, отвечающая за речь, расположена рядом с общей двигательной областью и фактически является ее частью. Поэтому развитие моторной речи прямо зависит от развития моторики ребенка в целом. Для наших детей характерна недостаточная сформированность функции движения. Она проявляется несовершенством общей двигательной активности, работы мышц лица, в том числе артикуляционной мускулатуры, а также тонких движений кистей и пальцев рук. У детей имеются трудности в регуляции и контроля произвольных движений.

В своей работе мы используем разнообразные приемы, которые зависят от возраста ребенка и от уровня его развития. Важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и движения были как можно более энергичными. В работе над тонкой моторикой рук применяются специальные упражнения различной направленности: статические (удержание приданной пальцем определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Эффективность занятий повышаем, когда пальчиковую гимнастику проводим во время чтения сказок, рассказов, проговаривания стихов. Речь при этом становится более громкой, четкой и эмоциональной. Время выполнения упражнений не должно быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякает. Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.

Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движений, что не только развивает речь, но и совершенствует процесс письма и рисования. В случаях затруднений в овладении тонкими ручными действиями ребенок нуждается в дополнительном исследовании двигательной сферы с целью организации коррекционно-педагогической работы с ним по индивидуальной программе. В своей работе мы используем также массаж кистей рук, гимнастику для пальцев рук, артикуляционную гимнастику.

Среди наших детей встречаются дети-билингвы, испытывающие двойную нагрузку в процессе становления речи, а затем и письма. Они медленнее овладевают произносительной речью. Наиболее сложной для усвоения является эмоциональная выраженность языка, так как в основе лежат особенности культуры и традиции. Поэтому с такими детьми мы чаще используем ситуации, в которых необходимо проявление разных эмоций – радости, разочарования, огорчения.

В своей работе мы встречаемся с проблемой леворукости детей, как врожденной, так и вынужденной (у детей с парезами, параличами). Здесь восприятие речи не страдает, а нарушается процесс генерации речи. Они чаще страдают такими нарушениями речевого развития, как дислексия, дизартрия, дефицит речи. Переучивание пользования левой рукой на правую детей с возбудимым типом нервной системы может привести к рассогласованности в работе нервной системы и, как следствие, к заиканию.

Успешное преодоление речевого недоразвития у детей с органическим поражением ЦНС возможно при условии создания личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

Итак, подводя итоги, следует отметить, что используемая система обучения детей обеспечивает необходимый уровень речевой подготовки их к обучению в школе. Дети идут в школу со сформированным словарем, с достаточно развитой связной правильно грамматически оформленной речью.

Конференции, мастер-классы, повышение квалификации

15 марта 2014
12.00-18.00
г.Москва

15 марта 2014

Адрес проведения: г. Москва, пос. Московский, 1 микрорайон, д.49

Библиотека поселения Московский

Впервые мы проводим сдвоенный практикум двух специалистов по детскому, в т.ч. логопедическому массажу. Особенностью практикума является работа в мини-группах с целью отработки приобретаемых навыков в процессе интерактивного занятия.

К участию приглашаются: логопеды, дефектологи, специалисты по детскому массажу, молодые ученые: аспиранты, магистранты и студенты, а также родители, имеющие детей с ОВЗ.

В едущая: Подгорнова Светлана Юрьевна, старший логопед научно - практического центра Детской Психоневрологии при Департаменте Здравоохранения №18. Опыт работы логопедом более 8 лет. Преподаватель кафедры дошкольная дефектология МПГУ.

Примерное содержание семинара-практикума:

    Роль логопедического массажа и самомассажа в домашних занятиях с ребенком. Общий массаж и патологические позы детей с ДЦП.

Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Классический массаж (активизирующий и расслабляющий мышцы) плечевого пояса, лицевой мускулатуры.

Массаж по биологически активным точкам.

Самомассаж - расслабляющий и активизирующий.

Инструментальный артикуляционный массаж.

Работа по преодолению излишнего слюнотечения.

Упражнения на выработку навыков диафрагмального дыхания.

Речевое дыхание с гласными; с йотированными гласными; с согласными звуками.

Упражнения на развитие силы голоса.

  • Упражнения для развития интонации.
  • К участию приглашаются: логопеды, дефектологи, специалисты детского массажа, молодые ученые: аспиранты, магистранты и студенты, а также родители, имеющие детей с ОВЗ, и родители детей первого года жизни.

    Ведущая: Лариса Бугрей, специалист по детскому массажу с опытом работы более 20лет, в том числе с детьми, имеющими органическое поражение центральной нервной системы.

    Примерное содержание практикума:

      Роль массажа в укреплении нервной системы, ритмизации её функций.

    Дифференцированный массаж лица, головы и верхнего плечевого пояса для детей с органическим поражением ЦНС, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.

    Точечный массаж лица и головы.

    Массаж с целью обучения навыкам самообслуживания, в том числе для детей с аутизмом.

    Обучение технике общеукрепляющего массажа у детей в возрасте от 0 до 1 года.

    Упражнения на фитболе для развития психо-речевых функций.

    Пассивная гимнастика для развития дыхательных функций.

    Примеры потешек и игрового массажа.

  • Ароматерапия и массаж.
  • В перерывах будет организован кофе-брейк, в процессе которого участники могут обсудить авторские приёмы логопедического и специализированного массажей.

    В результате участия в семинарах-практикумах участники обретут специальные навыки дифференциации мышечного тонуса, определения подходящей техники массажа и др.

    Обращаем ваше внимание, что в процессе практикумов будет организована выставка-продажа, где вы сможете ознакомиться и приобрести массажные зонды, массажеры, аромамасла, специализированную литературу и многое другое.

    Порядок участия

    ВНИМАНИЕ! В названии файлов указываются ФИО участника, город. Каждый участник получает пакет материалов, включающий: сертификат участия, раздаточный материал. В случае заочного участия в комплект участника входят: сертификат участия, раздаточный материал,видео-запись семинара.

    Стоимость очного участия в одном практикуме – 1000 рублей.

    Стоимость очного участия в двух семинарах-практикумах – 1500 рублей.


    Стоимость заочного участия в одном практикуме – 1500 рублей (включена стоимость пересылки материалов).

    Стоимость заочного участия в двух семинарах-практикумах – 2000 рублей (включена стоимость пересылки материалов).

    ВАЖНО: Сертификат выдается за участие в каждом практикуме!

    Членам Гильдии логопедов и дефектологов – скидка 10%.

    Оплата производится с помощью квитанции (будет отправлена вам в ответ на заявку) в любом банке РФ, либо на месте. Материалы заочным участникам будут разосланы в апреле 2014 года.

    Количество участников ограниченно, предварительная регистрация обязательна.


    Адрес и способы добраться:

    г. Москва, пос.Московский, 1 микрорайон, д.49.

    м. Юго-западная, последний вагон из центра, выход к Макдональдсу, автобусы: 890, 590.

    Контактные телефоны:
    +7(926)033-33-04
    +7(915)548-13-38


    Форма заявки (дополнительно укажите, если планируете принять участие в двух семинарах-практикумах)

    ДЭНС-терапия успешно применяется для лечения многих заболеваний и не имеет возрастных ограничений. Клинически подтверждена ее эффективность у детей с болезнями органов дыхания, мочевыделения, глаз, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и нервной системы функционального характера. А также ДЭНС очень активно используется в практике логопедов . Если вы – логопед или у вашего ребенка есть логопедические нарушения, то эта статья для вас.

    Что такое ДЭНС

    Это воздействие на нервные рецепторы и биологически активные зоны и точки кожи слабыми импульсными токами. ДЭНС с успехом используется как в домашних условиях, так и в лечебных учреждениях. В 2005 году она была впервые зарегистрирована как самостоятельный лечебный метод, а в 2010 году было получено бессрочное регистрационное удостоверение на медицинскую технологию ДЭНАС. Динамическая электронейростиуляция представлена в учебнике по восстановительной медицине для медицинских вузов.

    ДЭНС это лечебный метод XXI века. Однако он возник не на пустом месте. Не углубляясь в совсем давнюю историю, стоит упомянуть, что психоневролог Л.А. Щербакова еще в 70-80 годах XX века разработала и внедрила в практику методики точечного массажа, а затем и электростимуляции слабыми импульсными (синусоидальными) токами при логопедических нарушениях. ДЭНС тоже относится к импульсным токам и может применяться для коррекции логопедических нарушений. Это подтверждено 20-летней практикой и исследованиями.

    Почему это эффективно

    Высокая эффективность метода ДЭНС обусловлена формой импульса, которая динамически меняется на процедуре в зависимости от ответной реакции кожи пациента. Т.е. лечебный фактор постоянно меняется, поэтому к нему не возникает привыкания и сохраняется высокая эффективность лечения даже при регулярном длительном использовании аппаратов.

    С помощью ДЭНАС-процедур можно добиться разных оздоровительных эффектов. Вот основные.

    - блокирование болевых импульсов (обезболивание),

    - реорганизация центральной нервной системы,

    - повышение болевого порога,

    - оптимизация работы иммунной системы.

    Почему это безопасно

    В ДЭНС-терапии используется ток малой частоты – от 1 до 200 Гц. Эти частоты в физиотерапии называют инфранизкими. Именно этим очень малым воздействием на организм и объясняются минимальные противопоказания и отсутствие возрастных ограничений.

    ДЭНС можно применять с первого дня жизни ребенка (разумеется, при наличии показаний). Есть множество описанных и опубликованных клинических наблюдений и исследования эффективности ДЭНС в неонаталогии. ДЭНС используется специалистами в логопедии, в реанимационных мероприятиях в родовом зале, для ведения недоношенных детей, с поражением ЦНС, родовыми травмами, с желтухой новорожденных и с другими патологиями.

    Когда нельзя

    Список противопоказаний для ДЭНС-терапии такой.

    - наличие имплантированного кардиостимлятора,

    - индивидуальная непереносимость электротока.

    - Эпилептический статус (не путать с эпилепсией),

    - Новообразования (опухоли) любой этиологии и локализации (исключаем воздействие в области опухоли),

    - Острые лихорадочные состояния неясной этиологии (определяем наличие тяжелых заболеваний и тактику их лечения вместе с врачом),

    - Тромбоз вен (исключаем воздействие в области тромбированных вен).

    Часть противопоказаний связана с необходимостью обследования у врача с целью постановки диагноза и определения тактики лечения.

    ДЭНС в логопедической практике

    ДЭНС в логопедии применяется практически при любых нарушения: при задержке речевого развития и общем недоразвитии речи, дизартрии, дисфазии, заикании, алалии, аутизме, ДЦП, синдроме дефицита внимания, гиперактивности и других. В качестве иллюстрации масштаба этого применения можно привести обзор работ психоневролога Н.Г. Лисецкой (Приморский Институт вертеброневрологии и мануальной медицины, Владивосток). У нее ДЭНС в комплексных коррекционных курсах получили более 400 детей!

    Выводы Н.Г. Лисецкой и ряда других авторов:

    - ДЭНС способствует улучшению состояния мышечного тонуса органов артикуляции,

    - Расширению объема речевого дыхания и голосообразования,

    - Улучшению зрительно-моторной координации и памяти,

    - Большинство детей стали легче вступать в контакт со сверстниками, выполнять обучающие программы.

    Другой впечатляющий пример приводит Н.А. Черлина . Это представитель Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением ЦНС и нарушением психики, где также на протяжении нескольких лет ДЭНС применялась в комплексном лечении более 1700 детей! Выводы, к которым пришли в этой работе, сходны с предыдущим примером. Исследователи получили:

    - Улучшение в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции,

    - Повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры,

    - Увеличение объема артикуляционных движений,

    - Расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования,

    - Увеличение объема зрительного восприятия,

    - Повышение самоконтроля ребенка.

    – Более эффективного метода помощи детям с задержкой речевого развития, расстройством аутистического спектра, патологией речевых нарушений, чем ДЭНС-терапия на сегодняшний день не придумано! Динамическая электронейростимуляция, подобно человеческому организму, работает по принципу формирования нейроподобного импульса. Метод ДЭНС улучшает нейронную связь, способствует мыслительной деятельности и возникновению и развитию речи.

    Какой аппарат выбрать

    А теперь перейдем к практическим вопросам. Если перед вами стоит задача коррекции речевых нарушений, то можно рекомендовать два варианта аппаратного оснащения.

    Первый – универсальный – подойдет и для домашнего использования, и для работы профессионала. Это аппарат НЕЙРОДЭНС-ПКМ/ДЭНАС-ПКМ, а также комплекты выносных электродов: ДЭНАС-Аппликатор, ДЭНАС-очки, ДЭНАС-Массажный и ДЭНАС-Рефлексо. Выносные электроды освобождают руки человека, который проводит процедуры, делают воздействие более комфортным и коротким по времени. Разумеется, аппарат работает и без выносных электродов, ими можно пополнять свой ДЭНАС-арсенал постепенно, по мере необходимости.

    Второй вариант оснащения – профессиональный, он больше подходит для работы в условиях клиники или логопедического кабинета (Хотя и для дома он также не противопоказан). Это аппарат ДЭНАС-Комплекс с набором электродов. В этом аппарате заложено более 100 предустановленных программ, что, конечно, облегчает работу на потоке пациентов.

    Методики ДЭНС в речевой коррекции

    Большой плюс ДЭНС-терапии – простота применения. В аппаратах НЕЙРОДЭНС-ПКМ и ДЭНАС-ПКМ реализованы 24 автоматических программы, которые подходят для лечения часто встречающихся проблем: Голова, Насморк, Кашель и т.д. А ручные настройки позволяют подобрать индивидуальную методику, в т.ч. для устранения логопедических нарушений.

    Для коррекции речи проводят курсы ДЭНАС-процедур, на которых обрабатывают речевые зоны и точки:

    - круговая мышца рта,

    - 2-й шейный позвонок,

    центральные речевые зоны:

    - зона скальпа – область зон Брока, Вернике,

    зоны общего действия:

    При этом в зависимости от конкретной ситуации используют частоты: 77, 7710, 10, 20, 77АМ, программу МЭД, скрининг. Обычно проводят одну процедуру в день, на процедуре обрабатывается от 1 до 3 зон и берется от 1 до 3 частот. Мощность воздействия и время процедур определяют с учетом возраста ребенка. Лечат также сопутствующие логопедическим симптомы, например, если возникла боль в горле или нарушение стула, то добавляют обработку соответствующих зон. Разумеется, чтобы получить хороший результат, необходим курс процедур, а в некоторых случаях – несколько курсов.

    Подводя итог

    Применение аппаратов ДЭНС-терапии в логопедии позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. В результате процедур:

    - Нормализуется мышечный (и гипер-, и гипо-) тонус в речевой и мимической мускулатуре,

    - Улучшается зрительно-моторная координация,

    - Улучшается качество речевых движений,

    - Стимулируются безусловные рефлексы (жевание, глотание, слюнообразование),

    - Важные сопутствующие эффекты – уменьшение возбудимости и нормализация сна.

    А также можно получить и другие эффекты.

    Важно и то, что ДЭНАС-аппараты в логопедии для коррекции речи можно использовать как специалистам-дефектологам, так и обычным людям в домашних условиях. Идеальный во всех смыслах вариант: домашнее применение под руководством специалиста. В таком тандеме можно достичь лучшего результата за счет регулярности процедур и правильного подбора методики.

    Что ж, набирайтесь терпения, берите в руки аппарат ДЭНАС-ПКМ, проводите процедуры. Пусть ваши дети говорят и мыслят правильно, четко и красиво!

    Е. Храмова, специально для denas-burg.ru

    Источники, использованные при написании статьи:

    По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

    За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

    Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

    Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

    Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

    ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

    Признаки задержки психоречевого развития:

    У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

    Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

    В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

    Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

    Факторы, провоцирующие ЗПРР:

    • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
    • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
    • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
    • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
    • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
    • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
    • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

    Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

    • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
    • эпилепсия и другие психические заболевания;
    • ишемия головного мозга;
    • гидроцефалия;
    • повышенное внутричерепное давление;
    • ДЦП;
    • опухоль головного мозга;
    • патологии сосудов головного мозга;
    • лейкодистрофии;
    • нарушение ликвородинамики.

    Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

    В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

    Аутичные черты в поведении ребенка:

    • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
    • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
    • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
    • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
    • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

    Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

    При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

    Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

    Занятия с дефектологом и логопедом . Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

    Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

    Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

    • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
    • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
    • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

    Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

    Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

    Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

    К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

    Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

    Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

    Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

    В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

    Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

    Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.