Фазы протекания нервных процессов при формировании двигательного навыка

Двигательные навыки - это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться автоматически (без участия сознания) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи. Эффективность спортивной техники в циклических видах спорта за счет навыка повышается на 10-25%. Двигательные навыки и умения формируются в процессе тренировки при овладении отдельными техническими приемами. Их отличительная особенность - высокая вариативность. Автоматизация навыков позволяет быстрее включать их в новые двигательные программы. Формирование двигательных навыков происходит на основе ранее выработанных организмом координации.

Процесс образования двигательного навыка носит фазный характер.

Первая фаза - генерализация. В ее основе лежит явление иррадиации возбудительного процесса в ЦНС. Так как в начале обучения новому движению нет точной и тонкой дифференцировки раздражений, поэтому имеет место обобщенная ответная реакция и вовлечение в работу большой группы мышц (нужных и ненужных).

Во второй фазе (фаза концентрации) формируется двигательный стереотип. Концентрация возбудительно-тормозных процессов приводит к тому, что иррадиация возбуждения сменяется концентрацией в строго определенных центрах. Условно-рефлекторные связи уточняются, структура движения совершенствуется, исключаются лишние мышечные группы.

Третья фаза формирования двигательного навыка - стабилизация и автоматизация. В этот период совершенствуется и полностью закрепляется двигательный динамический стереотип. Движения становятся точными и экономичными.

Постоянное поступление в ЦНС информации из внешней и внутренней среды способствует постоянной текущей коррекции навыка как при обучении, так и при его выполнении. Сенсорная коррекция в ходе выполнения двигательного навыка осуществляется на всех этапах его освоения, зависит от быстроты и сложности движения, от изменчивости исполнительных физиологических систем (опорно-двигательный аппарат, кардиореснираторная система, кровь).

Роль пусковой информации выполняют звук свистка, выстрел, команда, движение флажка. Важное значение в формировании двигательного навыка имеет двигательная память, которая зависит от числа повторений, интервалов, сложности движения, уровня обученности, генетики, эмоционального фона и обратные связи - от интерорецепторов (проприо-) и экстерорецепторов (зрительные, слуховые и др.), которые способствуют осознанной коррекции движений.

На формирование двигательного навыка влияют особенности нервных процессов: быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, уровень развития оперативного мышления, хорошая оперативная память, подвижность нервных процессов, помехоустойчивость, устойчивость и концентрация внимания.

Ведущая роль на всех этапах формирования двигательного навыка принадлежит коре больших полушарий, ответственной за речь и мышление. При выполнении заученных движений сознание концентрируется на достижении цели. При этом частные компоненты навыка не осознаются, а попытка следить за частными элементами движения приводит к дезавтоматизации и навык нарушается. Детали автоматизации навыка после его выполнения осознаются и могут анализироваться.

К методам освоения двигательного навыка относятся: демонстрация и объяснение, речевая регуляция движений, усложнение движений на фоне простых двигательных навыков, внесение поправок в программу двигательного акта при его повторении, дополнительная информация о параметрах движения и об успешности выполнения упражнения (указание тренера, компьютерный анализ, видеосъемка и др.), а также тренажеры, управляющие суставными углами, и повтор тактических комбинаций и экстраполяция для формирования навыков тактического мышления.

2.Перечислите основные направления в методике воспитания силовых способностей: использование непредельных отягощений с предельным числом повторений, предельных и околопредельных отягощений, изометрических напряжений. Раскройте направленность метода и решаемые задачи, укажите применение, величину отягощений, количество подходов и повторений.

Силовые способности – совокупность индивидуальных особенностей человека, являющиеся субъективным условием успешности проявления мышечной силы в двигательной деятельности. Сила – способ противодействовать внешнему сопротивлению или преодолевать его за счёт мышечных усилий.

Основные методические направления развития силовых способностей: 1. Использование непредельных отягощений с предельным числом повторений – прирост силовых способностей,, развитие силовой выносливости, увеличение мышечной массы, совершенствование межмышечных координаций. Применение: в процессе развития силовых способностей у школьников, начинающих спортсменов, лиц пожилого возраста. Величина отягощений: 40-75% от максимальной в данном движении, ПМ 4-7; 8-12 раз. Повторения: максимальное до отказа. Подходы: пока занимающийся может сделать не менее 4-х подходов. 2. Предельные и околопредельные отягощения – эффективный рост силовых способностей, совершенствование внутримышечной координации, не даёт прироста мышечной массы. Применение: у высококвалифицированных спортсменов. Величина отягощений: 80-97% от максимальной в данном движении, ПМ – 1-3 раза. Повторений: не более 4-х. Подходов: пока может 1-2 упражнения в одном подходе без увеличения интервала отдыха. 3. Изометрических напряжений – развитие силовых способностей, воспитание способности к статическим силовым задержкам. Применение: для всех контингентов занимающихся, в процессе ЛФК. Величина отягощений: максимальное. Повторений: в течение 5-6 (до 10) с. Подходы: до значительного снижения максимального усилия, либо времени его удержания.

Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий, или фаз. В первой стадии отмечается иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в ра­боту лишних мышц. На этой стадии начинается объединение от­дельных частных действий в целостный акт. Во второй стадии наблюдаются концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и более высокая степень совершенства внешнего проявления стере­отипности движений. В третьей стадии навык стабили­зируется и еще более совершенствуются координация и авто­матизация движений.

В ряде случаев некоторые из стадий могут отсутствовать. Это связано со многими факторами: степенью сложности и мощности мышечной работы, исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена и др. Уже говорилось, что новые слож­ные движения всегда формируются на фоне сложившихся коорди­нации. Вследствие этого обучение, например, гимнастическим упражнениям будет проходить совершенно различно у новичков, спортсменов средней квалификации и у мастеров спорта. Так, у высококвалифицированных спортсменов благодаря приобретен­ным ранее навыкам и способности к экстраполяции обучение упражнениям может протекать без первой и даже второй стадии.

В теории построения движений Н.А. Бернштейна автоматизация – это переключение управления движениями на более соответствующие задаче низовые уровни управления, уход из сферы сознания. По И.П. Павлову, временные связи замыкаются главным образом в коре головного мозга. При автоматизации имеет место не переключение управления с коры на подкорку, а упорядочение системы управления.

Устойчивость навыка и длительность его сохранения. Двига­тельные навыки, как и другие проявления временных связей, не­достаточно стабильные в начале образования, в дальнейшем ста­новятся все более и более стойкими. При этом чем они проще по своей структуре, тем прочнее. Навыки со сложнейшими координа­ционными отношениями менее стойки. Вследствие этого даже вы­сококвалифицированному спортсмену трудно при повторениях сложных движений каждый раз показывать свои лучшие результа­ты. Если хотя бы один какой-то фактор, от которого зависит качест­венное выполнение упражнения, становится менее полноценным, результат снижается. К факторам, снижающим устойчивость навы­ка, относятся ухудшение общего состояния нервной системы (на­пример, при утомлении), развитие гипоксии, недостаточная адапта­ция при значительном изменении поясного времени, неуверенность в себе при сильных противниках и др. Существенное значение имеет тип нервной системы.

После прекращения систематической тренировки навык начина­ет утрачиваться. Но это имеет "различное выражение для разных его компонентов. Наиболее сложные двигательные компоненты мо­гут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней. Еще больше они страдают при длительных перерывах (недели, месяцы). Поэто­му для достижения высоких результатов тренировка должна быть систематической, без длительных интервалов. Несложные компонен­ты навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся плавать, кататься на коньках или ездить на велосипеде, сохраняет эти навыки в упрощенном виде даже после весьма больших перерывов.

Вегетативные компоненты навыков, связанные с регуляцией функции кровообращения, дыхания и т. д., имеют ряд отличий от двигательных. При кратковременной смене одного вида Деятель­ности другим вегетативные компоненты перестраиваются медленнее, чем двигательные. При длительных перерывах (месяцы и в особен­ности годы) вегетативные компоненты навыка в отличие от двига­тельных могут угасать полностью.

В результате совершенствования навыка в циклических движе­ниях изменяется длительность периодов активно­сти мышц. В начальных стадиях формирования навыка элек­трическая активность соответствующих мышц наблюдается не толь­ко во время активных фаз движения, но и в интервалах между ними. В дальнейшем электромиографические залпы стано­вятся короткими.

В процессе формирования навыка происходит изменение вза­имоотношений между мышцами-антагониста­ми. В начале обучения может наблюдаться их одновременная биоэлектрическая активность, при относительно медленных движе­ниях обнаруживается реципрокность между ними, и биоэлектриче­ская активность начинает возникать поочередно. Однако даже при сформированном навыке реципрокность может быть выражена не полностью, проявляясь лишь в снижении активности антагониста во время сокращения агониста. При этом чем быстрее темп движе­ний, тем больше биоэлектрическая активность агониста сочетается с одновременной активностью антагониста.

В ряде случаев одновременная деятельность мышц-антагонистов представляет собой выражение особой формы координации, наблюдающейся при высокой степени совершенства данного дви­гательного навыка. В частности, это имеет место при медленных движениях, требующих плавного перемещения звеньев тела, например при спуске курка у стрелков.

У разных лиц биоэлектрическая активность, отражающая сте­пень участия в движении различных мышц при формировании дви­гательного навыка, протекает .неодинаково. Это объясняется тем, что одно и то же движение может выполняться при несколько от­личающемся сочетании деятельности работающих мышц.

В связи с этим в картине биоэлектрической активности у спорт­сменов одинаковой квалификации наряду с общими чертами могут быть и существенные различия.

Формирование двигательного навыка это – многоступенчатый процесс, в котором достигается постепенное усложнение двигательного навыка, выполнение этого навыка автоматически, а так же выработка устойчивости к сбивающим факторам при выполнении этого двигательного навыка.

Этапы формирования двигательного навыка:

Выделяют 3 стадии форми­рования двигательного навыка:

1)стадия генерализации (иррадиации возбуждения),

2) стадия концентрации

3)стадия стабилизации и автоматизации.

На первой стадии созданная модель становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы соб­ственных действий. В процессах программирования используются имеющиеся у человека представления о "схеме тела", без которых невозможна правильная адре­сация моторных команд к скелетным мышцам в разных частях тела, и о "схеме пространства", обеспечивающие пространственную организацию движений. Нейроны, связанные с этими функциями, находятся в нижнете­менной ассоциативной области задних отделов коры больших полушарий. Организация движений во времени, оценка ситуации, построение последо­вательности двигательных актов, их сознательная целенаправленность осуществляются передне-лобной ассоциативной корой. Только в ней име­ются специальные нейроны кратковременной памяти, которые удерживают созданную программу от момента прихода в кору внешнего пускового сиг­нала (или от момента самоприказа) до момента осуществления моторной команды.

В создании моторных программ принимают участие многие нейроны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Обширное вовлечение множества мозговых элементов необходимо для поиска наибо­лее нужных из них. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферических реакций - их генерализацией. В силу этого первая стадия начинающихся попыток выполнить задуманное движение называется стадией генерализации. Она характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновременным вовлечением в движения мышц-антагонистов. Все это нарушает координацию движений, делает их закре­пощенными, приводит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выраженным вегетативным реакциям. На этой стадии наблюда­ются особенное учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давления, резкие изменение состава крови, заметное повышение темпера­туры тела и потоотделения. Однако нет достаточной согласованности этих сдвигов между собой и их соответствия мощности и характеру работы.

Массированный поток афферентных импульсов от проприорецепторов многих мышц затрудняет отделение основных рабочих мышечных групп от посторонних. Анализ "темного" мышечного чувства еще более осложняет­ся обильным притоком интероцептивных сигналов - в первую очередь, от рецепторов дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Требуются много­кратные повторения разучиваемого упражнения для постепенного совер­шенствования моторной программы и приближения ее к заданному этало­ну.

На второй стадии формирования двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления кор­ковых зонах. В посторонних же зонах коры активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения - дифференцировочным тор­можением. В коре и подкорковых структурах создается мозаика из возбуж­денных и заторможенных нейронных объединений, что обеспечивает коор­динированное выполнение двигательного акта. Включаются лишь необхо­димые мышечные группы и только в нужные моменты движения. В результате рабочие энерготраты снижаются.

Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воздействия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва установившиеся межцентраль­ные взаимосвязи в мозгу и вновь приводят к иррадиации возбуждения и потере координации.

На третьей стадии в результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей доминанты повыша­ется. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается созна­тельный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Прочность рабочей доминанты поддерживается четкой сонастройкой ее нейронов на общий ритм корковой активности. Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Большая же часть по­сторонних афферентных потоков не пропускается в спинной и головной мозг: специальные команды из вышележащих центров вызывают пресинаптическое торможение импульсов от периферических рецепторов, пре­пятствуя их доступу в спинной мозг и вышележащие центры. Этим обеспе­чивается защита сформированных программ от случайных влияний и по­вышается надежность навыков. Процесс автоматизации не означает выключения коркового кон­троля за выполнением движения. В системе цен­тров по мере автоматизации навыка снижается участие лобных ассоциативных от­делов коры, что и отражает снижение его осознаваемости.

Автоматизм (движений) – это завершение первой фазы формирования двигательного навыка, является одним из главных признаков двигательного навыка.

Появление устойчивости навыка к сбивающим факторам – это вторая фаза формирования двигательного навыка.

3.4. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

Роль обратных связей, афферентного синтеза и акцептора действия в формировании двигательного навыка

Поведение как осознаваемая деятельность формируется на базе врожденных реакций (безусловных рефлексов и инстинктов).

Инстинкт – это врожденная стереотипная деятельность организ­ма, побуждаемая биологическими потребностями и внешними раздражителями. Поведенческие реакции мотивируются (побуж­даются) потребностями организма. При этом для достижения цели – полезного для организма результата – формируется функ­циональная система. Учение о функциональных системах разрабо­тал П.К.Анохин, оно успешно развивается К.В.Судаковым. Функ­циональная система — это динамическая совокупность различных органов и физиологических систем, формирующаяся для достижения приспособительного (полезного) для организма результата. Напри­мер, чтобы выполнить физическую работу, необходимо активирование деятельности центральной нервной системы, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхания. При этом увеличивается выработка энергии, повышается температура тела, происходят другие изме­нения в организме.

Общая схема функциональных систем, обеспечивающих при­способительное поведение, представлена на рисунке.


Функциональная структура целостного поведения

Поведение человека – это функция всего мозга. ЦНС осуществляет запуск (пусковые механизмы) и регулирует обеспечение мышечной деятельности, а так же осуществляет оценку и коррекцию определенного двигательного навыка, ВНС – запускает и регулирует активность вегетативных систем и процессов, сопровождающих данный вид деятельности.

Любые навыки - бытовые, профессиональные, спортивные - не явля­ются врожденными движениями. Они приобретены в ходе индивидуально­го развития. Возникая в результате подражания, условных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осуществляются специальной функциональной системой нервных центров (Анохин П. К., 1975). Дея­тельность этой системы включает следующие процессы: синтез афферент­ных раздражений (информации из внешней и внутренней среды), учет доминирующей мотивации (предпочтение действий), использование памят­ных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций); формирование моторной программы и образа результата действий; внесе­ние сенсорных коррекций в программу, если результат не достигнут

Функциональная система – это динамическая организация процессов и механизмов, которая обеспечивает определенные приспособительные акты с оценкой их результативности и коррекцией. Первопричиной формирования функциональной системы является пусковое раздражение, воздействующее на рецепторы из внешней и внутренней среды.

Поведение человека – это функция всего мозга.

ЦНС осуществляет запуск (пусковые механизмы) и регулирует обеспечение мышечной деятельности (ВНС – вегетативные механизмы), а так же осуществляет оценку и коррекцию определенного двигательного навыка.

В системе обратных связей различают "внутренний контур" регуля­ции движений, передающий информацию от двигательного аппарата и внутренних органов (в первую очередь - от рецепторов мышц, сухожилий и суставных сумок), и "внешний контур", несущий сигналы от экстерорецепторов (главным образом, зрительных и слуховых). При первых попыт­ках выполнения движений, благодаря множественному и неопределенному характеру мышечной афферентации, основную роль в системе обратных связей играют сигналы "внешнего контура" - зрительный и слуховой кон­троль. Поэтому на начальных этапах освоения двигательных навыков так важно использовать зрительные ориентиры и звуковые сигналы для облег­чения процесса обучения. По мере освоения навыка "внутренний контур" регуляции движений приобретает все большее значение, обеспечивая ав­томатизацию навыка, а роль "внешнего контура" снижается.

Обратные связи осуществляются за счет восприятия информации различными сенсорными системами:

Внутренние:проприорецепция, вестибулярная сенсорная система.

Внешние:слуховая, зрительная, тактильная, кинестетическая сенсорные системы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в це­лом во многом определяется умением педагогов организовывать учебный про­цесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения (условно-рефлекторной, поэтапного формирования действий и понятий, алгоритмических предписаний, проблемнодеятельностного обучения, программированию обучения и др.).

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщен­ных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, ме­тодики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методи­ческой последовательности.

1.Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мо­тивация-совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих со­держание, направленность и характер деятельности личности, ее поведе­ние. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив "жажда успеха" - активность -цель - "достижение успеха". Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отноше­нию к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обу­чение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания форми­руются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого - выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Коммен­тарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свой­ствах снарядов, поведении соперников и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий. Элементы двигательного действия и особен­ности условий, требующие концентрации внимания для успешного выпол­нения действий, по терминологии М.М. Бояна (1985), называются основ­ными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих про­граммы действия, является ориентировочной основой действия (ООД). Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядно­го воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений. 3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

а) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опос­редованного или непосредственного наблюдения;

б) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

в) двигательный (кинестетический) образ, создаваемый на основе уже име­ющегося у обучаемого двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений;

г) освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напря­жением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, т.к. студенту необхо­димо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те эле­менты, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначаль­ных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обуче­ния, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять дей­ствия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить действие следует анализ и оценка его выполнения, постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднок­ратные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, чтобы качественнее и быстрее осваи­вать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык. При формирова­нии двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сме­няются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с гене­рализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга воз­буждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение дан­ного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуаций

мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, оно осу­ществляется закрепощенно.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением коор­динации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех цент­рах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы "выключаются". Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом зако­нов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон "плато" (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1.Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не толь­ко постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере каче­ственного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномер­ность имеет две разновидности:

а)в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномер­ность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда уче­ник быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б)в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обуче­ния относительно сложным действиям, когда внешне незаметные каче­ственные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2.Закон "плато" (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена дву­мя причинами:

а)внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспо­собительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б)внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недоста­точным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка определена пра­вильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методичес­ких приемов обучения (внешняя причина).

3.Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторя­ется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать не­уверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении дей­ствия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые слож­ные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4.Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенство­вание двигательного действия практически продолжается на протяжении все­го времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5.Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс ста­новления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдель­ных звеньев) этих двигательных действий. Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в основ­ном звене. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуж­дения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опор­ные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отраба­тывает. Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учиты­вать при определении последовательности (очередности) освоения техники раз­нообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.