Физическое и нервно психическое развитие подростков

Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внеш­не оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и под­ростков (совершенствование процессов ощущения, вос­приятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темпера­мента, характера, способностей, потребностей и интересов.

Физическое развитие детей и подростков изучают био­логические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология — формообразовательные про­цессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и хими­ческий состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерно­сти формирования детского организма в процессе пренатального развития — предметом эмбриологии. Материаль­ные механизмы наследственности, закономерности пере­дачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изу­чает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии — науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.

Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки (рис. 1).

Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь по­стольку, поскольку в основе всех без исключения психи­ческих процессов человека лежит физиологическая дея­тельность его мозга.

Физическое и психическое развитие детей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что раз­витие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым струк­турным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.



Рис. 1. Ребенок как объект познания

О тесной связи между физическим и психическим раз­витием детей и подростков свидетельствует также тот факт, что после методически правильно спланированных уроков физической культуры и спортивных занятий в зна­чительной степени повышается умственная работоспособ­ность школьников, связанная с улучшением таких психиче­ских процессов, как внимание, восприятие и память.

2.4.1. Оценка физического развития и здоровья детей и подростков.Физическое развитие ребенка — сложный процесс морфологических и функциональных перестроек, который, как указано выше, внешне выражается в измене­нии размеров тела, соотношения отдельных частей тела между собой и уровня активности функций детского орга­низма.

В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометриче­ских определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследо­вания проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.

Принято выделять соматометрические признаки (дли­на тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и др.), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук и др.) и соматоскопические (форма позвоноч­ника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры и половое созревание).

В настоящее время на основании обследования боль­шого количества детей и подростков разработаны усред­ненные таблицы, содержащие антропометрические показа­тели общего физического развития здоровых детей и под­ростков. Всякое существенное отклонение от средних дан­ных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обсле­дования детей и подростков позволяют не только опреде­лить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Каждый учитель и воспитатель, ежедневно сталки­ваясь со своими маленькими питомцами, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и пра­вильно оценить степень физического развития детей и под­ростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индиви­дуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания (табл. 1).

Таблица 1. Распределение учащихся по соотношению

Возрастные особенности развития.Жизнь ребенка, его рост и развитие начинаются не со дня появления на свет, а с момента зачатия, являющегося результатом оплодотворения женской половой клетки (яйцеклетки) мужской половой клеткой (сперматозоидом). Оплодотворенное яйцо (зародыш) развивается в полости матки матери. Поэтому первый период развития, продолжающийся 9 месяцев, называется внутриутробным. Здоровье ребенка тесно связано с образом жизни матери.

Зародыш до трех месяцев внутриутробного развития называется эмбрионом, а с трех месяцев до момента рождения — плодом. Необходимое питание и кислород он получает из материнской крови через сосуды детского места. К концу 9-го солнечного (или 10-го лунного) месяца (который равен 28 дням) наступают роды, и ребенок появляется на свет. Новый — внеутробный — период развития ребенка длится 18 лет. Именно этот период особенно важен для формирования у него здорового образа жизни.

Внеутробный период до достижения полной зрелости складывается из шести условно выделенных периодов:

I период — новорожденность — от рождения до конца первого месяца жизни.

II период — грудной возраст — от конца первого месяца и до конца первого года жизни.

III период — ранний детский возраст — от 1 года до 3 лет.

IV период — дошкольный возраст — от 3 до 7 лет.

V период — младший школьный возраст — от 7 до 12 лет.

VI период — старший школьный возраст — от 12 до 18 лет.

Организм ребенка в каждый из этих возрастных периодов имеет ряд структурно-функциональных особенностей, требующих для формирования его здоровья разных режимов, ухода, питания и воспитания.

Наиболее ответственными являются I и II периоды. В период новорожденности у детей могут выявляться пороки развития, повреждения разных органов, полученные при родах (нарушение мозгового кровообращения вплоть до внутричерепных кровоизлияний, переломы костей, повреждение мышц, периферических нервов и др.). У детей грудного возраста легко возникают и тяжело протекают сепсис (заражение крови), острые желудочно-кишечные болезни, воспаление легких, кожные болезни, рахит и др.

Наиболее интенсивное развитие нервной системы и особенно коры головного мозга происходит на протяжении III и IV периодов жизни, т. е. в первые 7 лет жизни. Вслед за морфологическим развитием (увеличение массы головного мозга, формообразование больших полушарий) наступает и функциональное созревание, в котором можно выделить следующие этапы.

К моменту рождения у ребенка проявляется большинство врожденных безусловных рефлексов. При этом вегетативная сфера превалирует над соматической. Уже в первые - вторые сутки после рождения (не говоря о конце первого месяца жизни) возможно появление простых пищевых условных реакций.

Вначале медленно образуются условные рефлексы первой сигнальной системы (конкретно-образное восприятие окружающего мира), и они неустойчивы. Чем старше становится ребенок, тем более сложные рефлексы первой, а затем и второй сигнальной системы (речь) у него образуются. Сроки образования условных рефлексов связаны с ведущей (доминирующей) потребностью (есть, пить, держать голову, сидеть, стоять, ходить и т.д.) и разной степенью развития органов чувств. Первыми формируются рефлексы на вкус и запах, затем рефлексы на звуки и потом уже на зрительные раздражители.

К концу первого года ребенок хорошо различает вкус пищи, запахи, форму предметов, голоса и лица, начинает ходить. Сила, ловкость и координация его движений возрастают и совершенствуются, что свидетельствует о развитии условных рефлексов соматической сферы и осуществляется при участии сознания.

На втором году жизни рост замедляется: увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. У ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжает формироваться вторая сигнальная система (речь). Однако злоупотребление словом в раннем возрасте без достаточной связи с конкретным предметом или действием не только малоэффективно, но и может наносить ребенку функциональный вред.

Движения ребенка (ходьба, бег, прыжки и т.д.) становятся более координированными, достаточно хорошо функционируют анализаторы, быстро образуются условные рефлексы первой и второй сигнальных систем. Большое значение в формировании здорового образа жизни в I —III периоды роста и развития имеет условно-рефлекторная деятельность, проявляющаяся при обучении ребенка: чем раньше оно начато, тем быстрее идет закрепление полезных знаний и навыков. Решающее значение в обучении ребенка имеет развитие второй сигнальной системы, т.е. речи. В становлении речи большую роль играет общение ребенка с взрослыми членами семьи и окружающей социальной средой. Все органы ребенка в этот период несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность. Развиваются и крепнут скелет и мышцы; заканчивается прорезывание всех молочных зубов, усиливается деятельность пищеварительных ферментов.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу IV периода должен быть готов к поступлению в школу. Дети 3 — 7 лет любят много рисовать, лепить, писать и даже читать. Этот период жизни важен для дальнейшего формирования здорового образа жизни. Следует также помнить, что в этом возрасте детские инфекционные болезни у них встречаются довольно часто, хотя протекают обычно легче и реже, чем в более старшем возрасте, в котором они чаще вызывают осложнения.

К семи годам роль второй сигнальной системы еще более повышается и слово уже становится самым важным сигналом, что позволяет только в этом возрасте эффективно применять его для образования условных связей, касающихся здорового образа жизни. Следует помнить, что наиболее прочными являются стереотипные формы поведения на основе простых и сложных условных рефлексов. Привычные формы поведения, связанные с личной гигиеной, застольным этикетом, другими формами бытового по­ведения, закладываются именно в этом возрасте и сохраняются в течение всей жизни.

В младшем школьном возрасте (7—12 лет) относительная функциональная незрелость коры головного мозга может проявляться в несовершенстве процессов анализа и синтеза и малой работоспособности. Мышление детей все еще остается конкретным, хотя они и начинают уже пользоваться абстрактными понятиями. Поэтому формирование здорового образа жизни должно вестись при строгом соблюдении режима учебы, труда и отдыха и строиться не только на словесном логическом доказательстве, но и обязательно с использованием наглядных действий, помня о подражательности и внушаемости поведения детей и их конкретно-образном мышлении.

Возрастные функциональные особенности высшей нервной деятельности детей при формировании здорового образа жизни отражаются на их поведении, для которого характерны слабая концентрация (большая отвлекаемость) и незначительное время активного внимания; большая подвижность (сменяемость) желаний (потребностей); утомляемость и, как следствие, неусидчивость.

Старший школьный возраст (12—18 лет) характеризуется ускорением роста и значительной перестройкой эндокринного аппарата: усилением функций половых и щитовидной желез, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие продуктов жизнедеятельности этих желез. При несоблюдении здорового образа жизни могут возникнуть нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость, переутомление, эндокринные расстройства (болезни щитовидной железы, ожирение и др.), сосудистые дистонии.

У подростков наиболее интенсивно развивается абстрактное (отвлеченное) мышление, появляется интерес к лицам противоположного пола. Перестройка организма в связи с половым созреванием отражается на настроении подростка, состоянии его здоровья и поведении. Под действием мощного выброса половых гормонов нарушается уравновешенность нервных процессов в сторону преобладания возбуждения. Эти функциональные изменения могут приводить к психической неуравновешенности подростка (вспыльчивости, грубости, нетерпению и т.д.) и частым конфликтам с родителями и педагогами. Вместе с тем требования к нему со стороны взрослых растут часто без учета функциональных особенностей этого возраста.

Режим труда и отдыха.Здоровый образ жизни, режим труда и отдыха, физическая культура и спорт, интеллектуальные увлечения, доброжелательность и понимание со стороны взрослых — вот основные условия того, что переходный период пройдет для подростка без функциональных расстройств и не скажется на его физическом, психическом и социальном здоровье.

Некоторые подростки начинают работать на производстве или в сфере обслуживания, в связи с чем необходимы особое внимание к формированию и соблюдению здорового образа жизни, контроль со стороны семьи и общества за режимом подростка и правильным его питанием.

Из характеристики периодов детства вовсе не вытекает, что вследствие возрастных особенностей ребенок должен непременно болеть. Здоровье ребенка во многом зависит от понимания им и родителями роли здорового образа жизни в формировании и укреплении здоровья.

Врожденные морфофункциональные особенности нервной системы, а также многие биологические и социальные факторы внешней среды окончательно формируют здоровый образ жизни и психику человека примерно к 20 годам (вид мышления, волю, память, темперамент, характер). Однако функциональное совершенствование высшей нервной деятельности (ВНД) продолжается и у взрослых людей, что определяет их индивидуальные различия, касающиеся объема приобретенной памяти (условные рефлексы в виде знаний, умений, навыков), вида мышления и способности к анализу (установление причинно-следственных связей), силы воли (способности управлять своими потребностями) и других особенностей высшей нервной деятельности, формирующих особенности поведения человека в социальной среде.

Социальные факторы, роль воспитателей являются ведущими в формировании здорового образа жизни.

Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменении функциональной деятельности его различных органов и систем. Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и подростков (совершенствование процессов ощущения, восприятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов.

Физическое развитие детей и подростков изучают биологические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология — формообразовательные процессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и химический состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерности формирования детского организма в процессе прена-тального развития — предметом эмбриологии. Материальные механизмы наследственности, закономерности передачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изучает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии — науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.

Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки.

Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь постольку, поскольку в основе всех без исключения психических процессов человека лежит физиологическая деятельность его мозга.

Физическое и психическое развитие дУгей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что развитие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым структурным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.

О тесной связи между физическим и психическим развитием детей и подростков свидетельствует также тот факт, что после методически правильно спланированных уроков физической культуры и спортивных занятий в значительной степени повышается умственная работоспособность школьников, связанная с улучшением таких психических процессов, как внимание, восприятие и память.

Критические периоды онтогенеза:

Онтогенез — это процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы при половом размножении до конца жизни.

Онтогенез делят на три периода:

1. Дорепродуктивный период характеризуется неспособностью особи к половому размножению, в связи с ее незрелостью. В этот период происходят основные анатомические и физиологические преобразования, формируя зрелый в половом отношении организм. В дорепродуктивный период особь наиболее уязвима для неблагоприятных влияний физических, химических и биологических факторов окружающей среды.

Этот период, в свою очередь, делится на 4 периода:

1) эмбриональный (зародышевый) период длится от момента оплодотворения яйцеклетки до выхода зародыша из яйцевых оболочек;

2) личиночный период встречается у некоторых представителей низших позвоночных животных, зародыши которых, выйдя из яйцевых оболочек, некоторое время существуют, не имея всех черт зрелой особи;

3) метаморфоз как период онтогенеза характеризуется структурными преобразованиями особи. При этом вспомогательные органы разрушаются, а постоянные органы совершенствуются или новообразуются;

4) ювенильный период. В этот период особь интенсивно растет, происходит окончательное формирование структуры и функции органов и систем.

2. В репродуктивном периоде особь реализует свою возможность к размножению. В этот период развития она окончательно сформирована и устойчива к действию неблагоприятных внешних факторов.

3. Пострепродуктивный период связан с прогрессирующим старением организма.

Этапы эмбрионального развития

1. Первый этап эмбрионального развития — дробление. При этом из зиготы путем митотического деления образуются сначала 2 клетки, затем 4, 8 и т. д. Образующиеся клетки называются бластомерами, а зародыш на этой стадии развития — бластулой. При этом общая масса и объем почти не увеличиваются, а новые клетки приобретают все меньшие размеры. Митотические деления происходят быстро одно за другим.

2. Гаструляция. В это время бластомеры, продолжающие быстро делиться, приобретают двигательную активность и перемещаются относительно друг друга, формируя слои клеток — зародышевые листки. Гаструляция может происходить либо путем инвагинации

(впячивания) иммиграцией отдельных клеток, эпиболией (обрастанием), либо деламинацией (расщеплением на две пластинки). Формируется наружный зародышевый листок — эктодерма, и внутренний — энтодерма.

Затем наступает этап гисто- и органогенеза. При этом вначале образуется зачаток нервной системы — нейрула. После этого на передней части трубки формируется зачаток головного мозга и органов чувств, а из основной части трубки — зачаток спинного мозга и периферической нервной системы. Кроме того, из эктодермы развивается кожа и ее производные. Энтодерма дает начало органам дыхательной и пищеварительной систем. Из мезодермы формируются мышечная, хрящевая и костная ткань, органы кровеносной и выделительной систем.

В период с 5-й по 8-ю неделю жизни эмбриона продолжается формирование органов (органогенез) и тканей (гистогенез). Это время раннего развития сердца, легких, усложнение строения кишечной трубки, формирования висцеральных дуг, образование капсул органов чувств. Нервная трубка полностью замыкается и расширяется в головном отделе (будущий головной мозг). В возрасте около 31-32 дней (5-я неделя) длина зародыша равна 7,5 мм. На уровне нижних шейных и 1-го грудного сегментов тела появляются плавниковоподобные зачатки (почки) рук. К 40-му дню образуются зачатки ног.

На 6-й неделе (теменно-копчиковая длина зародыша - 12 - 13 мм) заметны закладки наружного уха, с конца 6-7-й недели - закладки пальцев рук, а затем ног.

К концу 7-й недели (длина зародыша - 19-20 мм) начинают формироваться веки. Благодаря этому глаза обрисовываются более четко. На 8-й неделе (длина зародыша 28-30 мм) заканчивается закладка органов зародыша. С 9-й недели, т.е. с начала 3-го месяца, зародыш (теменно-копчиковая длина 39-41 мм) принимает вид человека и называется плодом.

Начиная с трех месяцев и в течение всего плодного периода происходят дальнейший рост и развитие образовавшихся органов и частей тела. В это же время начинается дифференцирование наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. С конца 5-го месяца (длина 24,3 см) становятся заметными брови и ресницы. На 7-м месяце (длина 37,1 см) открываются веки, начинается накапливаться жир в подкожной клетчатке. На 10-м месяце (длина 51 см) плод рождается.

Критические периоды онтогенеза

В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития. Такими наиболее опасными периодами являются:

1) время развития половых клеток - овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток - оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности - переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего и первого детства (2 года - 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9) подростковый возраст (период полового созревания - у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет).

Одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

Тема 7. Психология подросткового возраста

1. Физическое и психическое развитие подростка.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.

1. Физическое и психическое развитие подростка

Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.

Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.

Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.

Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.

Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте

Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.

Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.

В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Задание для самостоятельной работы

1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.

  1. Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64. Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
  2. Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
  3. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
  4. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
  5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.

Список рекомендуемой литературы

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.

Введение
1. Нервно-психическое развитие
2. Физическое развитие подростка
3. Половое развитие
4. Социализация подростка
Заключение

1. Нервно-психическое развитие

2. Физическое развитие подростка

3. Половое развитие

4. Социализация подростка

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Целью работы является рассмотрение особенностей развития детей подросткового возраста.

- изучение нервно-психического развития подростков,

- рассмотрение физического развития,

- рассмотрение полового развития подростков,

- изучение социального развития детей подросткового возраста.

1. Нервно-психическое развитие

Психологи установили, что движущими силами психического развития в этом возрасте является возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения,подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых психологических качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.

Рассмотрим под этим углом зрения подростковый возраст более конкретно. Ребенок окончил начальную школу. Переход его к обучению в средних классах является переломным периодом в его жизни. От изучения системы фактов и явлений, понимания простых и конкретных отношений между ними школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от подростков психической деятельности более высокого уровня — глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий, более высокого уровня произвольного внимания и запоминания. Старые формы учебной деятельности вступают в противоречие с этими новыми потребностями и задачами.

Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека. Социальные условия различны у нас и в капиталистических странах. Поэтому и возрастные особенности подростков нашей страны отличаются кое в чем от возрастных особенностей подростков, которые растут и развиваются в условиях антагонистического классового общества.

Акселерация физического и психического развития детей особенно сказывается в подростковом возрасте. Подростки в последние 20—30 лет развиваются ускоренным темпом, они стали более крупными, высокими, сильными, чем их сверстники 30 лет назад. И половое созревание начинается теперь на полтора-два года раньше, чем несколько десятилетий назад. Это касается и психического развития, в частности возможностей интеллекта, некоторых особенностей памяти, уровня политической и гражданской зрелости и т. д. Что было присуще более поздним возрастам, теперь свойственно более раннему возрасту. Поэтому если несколько десятилетий назад подростковым назывался возраст от 12—13 до 16 лет, то сейчас правильнее сказать, что нижняя возрастная граница — около 11 лет, а верхняя — 15 лет, что соответствует в основном возрасту учащихся IV—VIII классов.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, друзьями) подросток может проявлять большую импульсивность в поведении.

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с го многими переживаниями. Общение с товарищами - источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям - к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

Подростковый возраст - это период, когда ребенок начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого.

Подростковый возраст из-за потребности познавать себя и стремления открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более, что именно в этом период диапазон полярных чувств чрезвычайно велик.

Зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапилляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанными и оцененными другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственно фантазирование - с сухим мудрствованием.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самопознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее переживает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказываться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.

Кризис подросткового возраста обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные переживания обогащает сферу своих чувств, мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и другими, овладевая опытом целенаправленного обособления.

2. Физическое развитие подростка

Прежде всего следует отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие. Если изобразить развитие ребенка на графике, то получится очень характерная кривая: плавное, постепенное развитие до десяти с половиной лет сменяется быстрым, резким и неравномерным подъемом, происходит перелом, а потом на рубеже 15 лет эта кривая снова переходит в кривую с пологим, мягким развитием.

Подростковый период — это период бурного роста и развития организма,- когда происходит интенсивный рост тела (за эти годы у девочек максимум роста обычно приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Мы хорошо знаем, каким нескладным, угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием: особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Это вызывает и некоторые психологические проявления: подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается замаскировать свою нескладность — принимает порой неестественные, вычурные позы, пытается бравадой и напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию: подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей.

Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце в это время значительно увеличивается в объеме, оно становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, возрастному повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются наблюдающиеся порой у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, временная слабость, сравнительно быстрая утомляемость и т. д.

Отмеченные особенности развития сердечно-сосудистой системы, начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции (в частности, щитовидной железы) приводят обычно к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, что иногда выражается в бурных и резких реакциях типа аффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Так могут действовать на подростка обилие впечатлений, сильные нервные потрясения, долгое ожидание волнующего события и т. д. Одни подростки под влиянием этого тормозятся, становятся вялыми и безучастными, сонливыми, рассеянными; другие — раздражительными, нервозными, начинают нарушать дисциплину, совершать иногда абсолютно несвойственные им (а порой и вообще бессмысленные) поступки, что ставит в тупик учителя, воспитателя.

3. Половое развитие

Самым важным фактом физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от климатических и национально-этнографических факторов (например, у жителей южных районов оно начинается раньше, чем у жителей Севера), а также от особенностей индивидуальной жизни (состояния здоровья, перенесенных болезней, питания, режима труда и отдыха, окружающей обстановки и т. д.). С этими поправками начало полового созревания у мальчиков можно отнести к 12—13 годам, у девочек — к 11—12 годам. Большинство мальчиков созревает теперь в половом отношении к 15—16 годам, а девочки — к 13—14 годам.

В связи с особенностями физического развития следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения. Эти черты в соединении с бурной энергией, активностью при недостаточной дисциплинированности и выдержке приводят нередко к таким проявлениям в детских коллективах, как крикливость, несерьезность, возня детей, беготня по лестницам и т. д. Разумеется, все эти черты не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах с твердыми требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков иная. Но бодрость, жизнерадостность, оптимизм в сочетании с активностью и инциативностью делают подростков очень подвижным, шумливым, импульсивным народом.

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Если младший школьник далеко не всегда самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели намечают, задачи ставят учителя, родители), то подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют ее во всех видах деятельности: проявляя настойчивость в одном виде деятельности (например, спортивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (например, учебной), обнаруживая волю в овладении математикой, не проявляют ее по отношению к иностранному языку и т. д.

4. Социализация подростка

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.