Физическое и нервно психическое состояние человека

Функциональное состояние человека – это не что иное, как целый комплекс свойств, указывающих на уровень его жизнеспособности. Оно является основой для характеристики деятельности организма в тех или иных условиях, направлениях, с имеющимся запасом сил и энергии.


Кроме того, функциональное состояние служит основным критерием для характеристики возможностей человека и его поведения.

Составляющие уровня здоровья

Общее функциональное состояние организма человека складывается из тех или иных изменений. Они происходят во всех его физиологических системах, а именно в:

- центральной нервной;
- двигательной;
- эндокринной;
- дыхательной;
- сердечно-сосудистой и т. д.

Кроме того, на функциональное состояние человека немаловажное влияние оказывают сдвиги, возможные во время протекания психических процессов, таких как ощущение и восприятие, мышление и память, внимание и воображение. Зависит ваше здоровье и от субъективных переживаний.

Классификация состояний человека

Существует огромное количество факторов, влияющих на поведение и здоровье человека. Именно поэтому функциональное состояние организма в каждой конкретной ситуации является уникальным. Тем не менее из огромного количества частных случаев ученые выделили самые основные. Они-то и объединены в определенные классы. Это состояние:

- нормальной жизнедеятельности;
- патологическое;
- пограничное.

Отнести функциональное состояние к тому или иному классу можно только при использовании определенных критериев оценки, а именно - надежности и цены деятельности. Первый из них характеризует способность человека работать с заданным уровнем точности, безотказности и своевременности. Показатель же цены деятельности служит для характеристики функционального состояния с точки зрения истощения жизненных сил организма, что в конечном итоге оказывает непосредственное влияние на уровень его здоровья.

На основании данных критериев производится разграничение функционального состояния на допустимое и недопустимое. Такая классификация применяется при исследованиях на возможность ведения трудовой деятельности.

К какому классу отнести функциональное состояние пациента, решается медиками конкретно в зависимости от того или иного случая. Например, состояние утомления. Оно приводит к снижению показателей эффективности деятельности, но считать его недопустимым неверно. Однако если степень утомления переходит нижние границы определенной нормы, то в таком случае функциональное состояние является запрещенным. Такая оценка дается не случайно.

Чрезмерное напряжение психологических и физических ресурсов человека ухудшает его физическое состояние. В дальнейшем такого рода утомление является потенциальным источником появления различных недугов. На этом основании выделяют нормальное и патологическое функциональное состояние здоровья. Последний из указанных двух классов служит предметом исследований медиков. Например, после длительных переживаний или стрессов нередко возникают болезни сосудов и сердца, пищеварительной системы, а также неврозы.


Для первого из этих двух видов характерно соответствие степени напряженности возможностей человека и тех требований, которые предъявляются к нему в конкретных условиях. Такое состояние может быть нарушено при повышенных нагрузках, продолжительности и чрезмерной активности. В данном случае в организме накапливается утомление и возникает состояние, относимое к динамическому рассогласованию. При этом человек для достижения нужного результата вынужден будет прилагать усилия, которые превышают необходимые.

Первичное обследование врача

При обращении в медицинские учреждения оценка функционального состояния пациента специалистом производится на основании данных осмотра, опроса, лабораторных и иных исследований. Порой подобные мероприятия проводятся в отношении больных, которым предстоит операция. В таком случае осуществляются комплексные исследования, выявляющие уровень функционального состояния человека.

При этом рассматриваются жалобы больного и его анатомические данные, а также оцениваются результаты клинического осмотра, содержащие сведения об:

- артериальном давлении;
- частоте сердечных сокращений;
- снижении или повышении массы тела;
- наличии отеков и т. д.

Состояние системы сосудов и сердца

С чего начинается исследование функционального состояния организма? С оценки работы его сердца и сосудов. И это не удивительно. Нормальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы позволяет осуществлять доставку кислорода каждой клеточке тела человека. Это дает возможность всему организму работать в обычном режиме. Кроме того, оценка состояния сосудов и сердца находится на первом месте из-за того, что у современного человека они чрезвычайно ранимы.

Каковы основные показатели функционального состояния столь важной для нас системы? Это пульс, указывающий на частоту сердечных сокращений, а также анализ его изменения.


Также ваше здоровье напрямую зависит от показателей давления крови. Его нормальное значение находится в пределах 100-129/60-79 мм. рт. ст. Повышенное давление указывает на гипертонию, а пониженное – на гипотонию.

Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы невозможно без исследований характеристики изменения ее работы после интенсивных физических нагрузок. При этом учитывается и длительность восстановления организма. Подобные исследования проводятся с использованием разнообразных функциональных проб.

Состояние системы дыхания

Для обеспечения жизнедеятельности организма необходим постоянный процесс поступления в него кислорода и вывода водяных паров и углекислого газа. За это отвечают органы дыхания.

К оценке показателей функционального состояния данной системы относят три параметра. Это глубина, частота и тип дыхания.

Одним из наиболее важных показателей является ЧД. Это частота дыхания, которая необходима для нормального обеспечения кислородом всех систем организма. Значения данного показателя зависят от ряда причин. Это может быть температура тела или окружающей среды, а также период до или после приема пищи. Частота дыхания меняется от положения тела. Ее меньшие значения наблюдаются в положении лежа, а большие – стоя. У мужчин дыхание реже на 2-4 вдоха в минуту, чем у женщин. В среднем нормальное значение ЧД находится в пределах от 14 до 16.

Как же определить функциональное состояние дыхательной системы? Это возможно при анализе:

1. Соотношение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания. В состоянии покоя и при физических нагрузках эти значения колеблются в пределах от 4:1 до 5:1. Повышение данных показателей за счет ЧСС будет свидетельствовать о снижении термодинамики сердца. Снижение значений за счет роста ЧД укажет на менее экономичную работу легких.

2. Задержки дыхания. Для этого выполняется проба Штанге. Если человек смог задержать дыхание более чем на 80 сек., можно говорить об отличном состоянии его легких, на 70-80 – о хорошем, на 65-70 – о среднем, менее чем на 65 – о слабом.

Состояние центральной нервной системы

Оценка работоспособности всех органов производится во время осмотра и по результатам целого комплекса биохимических анализов. Однако что касается нервной системы, то здесь у специалистов возникает ряд трудностей, связанных с ограниченностью инструментального исследования.


Для того чтобы определить функциональное состояние ЦНС, специалисту важно выяснить характеристики сна пациента. Дело в том, что у ночного отдыха есть две фазы. Это сон медленный и быстрый. На протяжении ночного времени эти фазы меняются местами, повторяясь от 3 до 5 раз. При нарушении такого чередования диагностируют расстройство сна, что свидетельствует о психических и невротических нарушениях в организме.

Немаловажным показателем функционального состояния ЦНС является и координация движений. Для определения данного показателя используют специальные пробы. С их помощью выявляется статическая и динамическая координация движений пациента.

Расстройство данной функции свидетельствует о переутомлении организма или о наличии патологических изменений, возникших на отдельных участках нервной системы.

Также для уточнения функционального состояния ЦНС применяются:

- ЭЭГ, или электроэнцефалограмма, регистрирующая электрическую активность мозговой ткани;
- РЭГ, или реоэнцефалограмма, исследующая церебральный кровоток сосудов мозга;
- ЭМГ, или электромиография, регистрирующая электрическую активность скелетных мышц;
- хронаксиметрия, исследующая возбудимость нервной ткани в зависимости от периода действия раздражителя;
- проба Ромберга, выявляющая нарушения равновесия при нахождении человека в положении стоя;
- тест Яроцкого, определяющий порог чувствительности, которым обладает вестибулярный анализатор;
- пальцево-носовая проба, для которой пациент должен своим указательным пальцем дотянуться до кончика носа (непопадание может свидетельствовать о неврозе, травме головного мозга, переутомлении и других нарушениях функционального состояния).

Исследования нервной системы способны выявить некоторые ее патологии. Это неврозы или неврозоподобные состояния, неврастении и т. д.

Утомление

Функциональное психическое состояние организма, как правило, исследует динамику работоспособности человека. При этом одним из основных показателей является утомление организма, то есть его естественная реакция, возникающая при нарастании напряжения в процессе продолжительной работы.


С ростом утомления страдает и эмоциональная сфера. Изменения, затрагивающие психические процессы, замедляют функционирование органов чувств, переводя их в инерционный режим. Также при утомлении снижается скорость реагирования, что говорит об увеличении времени сенсомоторной реакции.

Уставшему человеку становится трудно выполнять сложные движения. Кроме того, в таком состоянии происходит сужение объема внимания со снижением функций его распределения и переключения. В результате значительно ухудшается сознательный контроль, который человек должен осуществлять за выполнением своей деятельности.
Ухудшение функционального состояния организма при утомлении приводит к затруднению при извлечении информации, содержащейся в долговременной памяти. Нарушается и система кратковременного хранения.

При нарастании усталости у человека трансформируются мотивы деятельности. Так, на ранних этапах рабочего процесса имеет место деловое настроение. Однако вследствие накопления усталости преобладающими становятся мотивы ухода от деятельности.

Стадии работоспособности

В процессе трудовой деятельности организм человека проходит четыре этапа. Они включают в себя стадии:

- врабатывания;
- оптимальной работоспособности;
- утомления;
- конечного порыва.

После завершения последнего этапа происходит рассогласование трудовой деятельности. Как восстановить оптимальный уровень работоспособности? Для этого необходимо прекратить деятельность для того, чтобы активно или пассивно отдохнуть.

Порой у человека происходит кумуляция, или накопление утомления. Это бывает в тех случаях, когда полноценность или продолжительность периодов отдыха для него недостаточна. В таких случаях возникает хроническое утомление, которое выражается в чувстве постоянной усталости, сонливости и т. д. Объективные признаки данного функционального состояния на его начальных стадиях выражены мало. Но на их появление всегда может указать изменение в соотношении таких периодов, как стадия врабатывания, а также оптимальная работоспособность.

Напряженность

Это один из показателей функционального состояния организма работающего человека. Определить степень напряженности деятельности можно исходя из структуры процесса труда. При этом учитывается содержание рабочей нагрузки, а также ее насыщенность и интенсивность.


Поддержание нормального функционального состояния организма

Предел работоспособности человека зависит от его:

- здоровья;
- возраста;
- питания;
- величины резервных возможностей организма;
- мотивации;
- опыта и профессиональной подготовленности;
- санитарно-гигиенических условий труда;
- направленности личности.

Для того чтобы сохранять нормальный уровень функционального состояния организма, необходимо соблюдение условий, которые предупреждают утомление. Для этого важно правильно чередовать труд и отдых.

Однако не все проблемы, которые связаны с утомлением, можно решить при помощи перерывов в работе. Важную роль в данном случае будет иметь организация места персонала и его труда. При этом необходимо соблюдение таких условий:

- обеспечение достаточного рабочего пространства;
- наличие искусственного и естественного освещения;
- допустимый уровень вибрации, шума и иных факторов производства;
- наличие предупредительных знаков и необходимых инструкций;
- экономичность и безотказность технического обслуживания рабочего оборудования и т. д.

Как восстановить и сохранить свое здоровье?

С помощью инновационных технологий российские ученые сделали удивительное открытие. Группа, руководил которой С. В. Кольцов, создала уникальный прибор, основанный на использовании скалярного элемента магнитного поля и продольных электромагнитных волн.

Воздействуя на организм, корректор функционального состояния нормализует все жизненные биоритмы, регулируя работу эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других систем.

Терапию КФС осуществляет за счет информационных блоков и поляризации лечебных растений и трав, которые записаны на магнитных носителях прибора. Помогают укрепить здоровье и Массару Эмото – образы водных кристаллов. Они также находятся на магнитных носителях КФС.


На пластинах Кольцова находится образная информация в тех ритмах, которые имеет внешнее космическое излучение и магнитное поле Земли. Они-то и оказывают благотворное влияние не только на отдельные функции организма, но и на все его системы. Есть на данных пластинах и информация, которая противодействует негативному психоэнергетическому воздействию. Прибор прошел сертификацию и имеет заключение санитарно-эпидемиологической службы.

С помощью КФС можно:

1. Излечить простудные и вирусные заболевания, убрав такие симптомы, как жар и кашель, ломота и насморк, слабость и т.д.
2. Решить проблемы, связанные с заболеваниями глаз.
3. Вылечить и затормозить опухолевые процессы, в том числе и злокачественные.
4. Избавиться от заболевания желчного пузыря и почек.
5. Устранить остеопороз.
6. Укрепить организм в процессе реабилитации после перенесенных операций.
7. Повысить эффективность сеансов массажа и мануальной терапии.
8. Лечить гепатит и цирроз.
9. Устранить аритмию и бороться с сужением сосудов головного мозга.
10. Принимать профилактические меры для недопущения возникновения инсультов и инфарктов.
11. Лечить аденому простаты.
12. Избавить человека от алкоголизма.
13. Устранить герпес.
14. Восстановить память и вылечить склероз.
15. Избавиться от варикоза.

Также в линейке КФС Кольцова имеются приборы косметического назначения. Их использование позволяет обновить и омолодить, а также увлажнить и подпитать кожные покровы. Целебные пластины рекомендуются для ежедневного применения.

Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение;

Семья как источник психической травмы у ребенка Читать далее: Детство – образ мира и родительские фигуры

3. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение;

4. Состояние вины. Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями человека могут стать психотравмирующим фактором. Индивид в этом случае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые возникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким и не является.

Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение. Чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Большое значение в раскрытии природы этого состояния имеют работы И.П. Павлова. Основываясь на учении о высшей нервной деятельности, он выделил следующие источники перенапряжения:

– перенапряжение тормозного процесса,

– подвижности нервных процессов,

– столкновение противоположных процессов,

Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения ее члена несколькими способами:

1. Создавая для человека ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения.

2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей. Это, во-первых, могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи. Во-вторых, чем неблагополучнее взаимоотношения в семье, тем значительнее усилия, которые приходится прилагать, чтобы сдержать чувства фрустрации, раздражения, агрессии. В-третьих, это чувства, потребности, которые семья должна удовлетворять (индивид связывает удовлетворение таких потребностей именно с семьей), однако она в силу тех или иных обстоятельств этого не делает.

3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у человека. Семья может участвовать в создании конфликта потребностей у человека прежде всего постановкой его перед противоречивыми требованиями и возложением на него ответственности за их разрешение.

Таким образом, семейно-обусловленные психотравмирующие переживания выступают в качестве фактора, при посредстве которого нарушение в жизнедеятельности семьи превращается в нервно-психическое или соматическое расстройство человека.

Семья как фактор, определяющий реакцию человека на психическую травму. До сих пор речь шла о случаях, когда семья оказывалась непосредственным источником травматизирующих переживаний. Именно на выявление такой связи направлены многочисленные исследования, изучающие взаимосвязь между неудовлетворенностью семьей, напряженностью в ней, наличием конфликтов, с одной стороны, и различными нервно-психическими расстройствами – с другой.

Существует целый ряд путей, которыми семья может оказывать влияние на процесс травматизации. Рассмотрим некоторые из таких путей:

Семья выступает в качестве фактора сенсибилизации различными путями:

— через формирование неспособности противостоять психической травме. Изнеживающее воспитание само по себе не травмирует подростка. Однако оно делает его чувствительным по отношению к фрустрирующим ситуациям, с которыми он позднее столкнется вне семьи. Точно так же гипоопека (скрытая безнадзорность) сама по себе не травмирует психику. Но при этом затрудняется формирование волевых качеств личности. Это сенсибилизирует ее, делает уязвимой, например для алкоголизации;

— через воздействие на психическую сопротивляемость. Непереносимое нервно-психическое напряжение может не только быть фактором травматизации, но и ослабить способность человека сопротивляться самым различным психотравмирующим явлениям;

— через формирование представления человека о патогенной ситуации и ее оценку. В.Н. Мясищев неоднократно указывал на огромное значение представления человека о патогенной ситуации и оценки им этой ситуации.

Семья играет важнейшую роль в формировании представления ее членов о самых различных сторонах действительности. В соответствии с этим могут складываться ситуации, когда представление человека о них, сформированное под преимущественным воздействием членов семьи, объективно оказывается травматизирующим. Так, для подростка с пограничной умственной отсталостью неудачи в учебе сами по себе не являются патогенной ситуацией. Однако они становятся таковыми в силу определенного отношения к этим неудачам всей семьи и особенно родителей, возлагавших на него какие-то надежды. Подросток принимает точку зрения семьи, и в силу этого ситуация приобретает психотравмирующие свойства.

Таким образом, семья выступает в качестве важного источника психической травматизации. Это прежде всего непосредственное участие. Семья – один из наиболее значимых источников психогенных переживаний личности. Кроме того, существуют различные способы косвенного участия семьи в процессе травматизации, в силу которых она определяет уязвимость своих членов по отношению к травме, длительность последствий травмы, ее устойчивость к терапевтическим воздействиям.

1.3 Воздействие психологического климата семьи на психику ребенка

Родительские отношения, внутренний климат семьи, социальный статус, экономическое состояние семьи накладывает свой отпечаток на психику ребенка живущего в ней, формирует его характер, мировоззрение, жизненную позицию и т.д.

Рождаясь ребенок попадает в новый мир и приспосабливается к его условиям чтобы выжить. И от того какая атмосфера его окружает зависит его дальнейшее развитие. Будет ли он все время тратить силы на собственную защиту или на развитие – это будет зависеть от того что происходит вокруг него.

Как мы видим травматизация ребенка может начаться уже с его рождения. С.А. Черняева выделила основные типы травмирующих обстоятельств, связанные с онтогенетическим развитием:

Семья как источник психической травмы у ребенка Читать далее: Детство – образ мира и родительские фигуры

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 42867 Количество таблиц: 3 Количество изображений: 0

Неполная семья как фактор социально-психологического неблагополучия ребенка

… не только по причине специфики возрастного развития, но и в силу того, что они воспитываются в неполной семье, и как это отразилось на общем характере их психического развития и личностного формирования. Деятельность психологической службы в рамках учреждения Социальный приют для несовершеннолетних детей и подростков г. Комсомольска-на-Амуре направлена на компенсацию психического развития ребёнка …

Взаимосвязь психической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

… , что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни [19]. 2. Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. 2.1. Организация и методы исследования. Исследование проводилось в детском саду № 213 г.Краснодара. Для проверки выдвинутой гипотезы …

Анализ отношений в семье

Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

… о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как: …

Можно выделить два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый.

Тормозной тип – характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип – проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Рассмотрим психические состояния по уровню напряжения, так как именно этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние, возникает под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности – необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение – сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия – условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим – это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Интеллектуальное напряжение – напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение – напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония – напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение – напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение – напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания — напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Депрессивное состояние

Депрессия – это одно из самых распространенных заболеваний среди тех пациентов, у которых диагностирована ишемическая болезнь сердца. Также, стоит отметить, что депрессивное состояние строго противопоказано тем, у кого уже имеется ишемическая болезнь сердца. Если пациент мыслит критически, в негативном ключе, то он будет хуже восстанавливаться после перенесенного ишемического приступа. В то время, как пациенты с более позитивным мышлением, легче и быстрее переносят нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Этот факт очередной раз подтверждает взаимосвязь между состоянием центральной нервной системы и работой сердца.

Пациенты с депрессивным состоянием, которым необходимо проводить коронарное шунтирование, получают от этой процедуры гораздо меньше пользы, нежели больные с положительным мышлением. У вторых – значительно лучше происходит приток крови к сердечной мышце.

Каким образом депрессивное состояние влияет на ИБС (ишемическую болезнь сердца)?

Депрессия сочетает в себе негативные психологические и физиологические поведенческие факторы. У человека, подверженного депрессии, в головном мозгу изменены определенные центры, что и приводит к нарушению функционирования слизистой оболочки кровеносных сосудов, называемые эндотелием. Повышается свойство клейкости тромбоцитов (это те компоненты крови, которые отвечают за свертываемость крови). При лечении ишемической болезни сердца очень важную роль играет поведенческий фактор, проявляющийся в виде нездорового образа жизни, отсутствии мотивации к выздоровлению, отсутствии ухода за собой.

Что делать? Пациентам с сердечными заболеваниями и сопутствующей им депрессией назначают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Это вещества, относящиеся к антидепрессантам нового поколения. Переносимость антидепрессантов хорошая.

Психические состояния нужны человеку для успешного осуществления различных видов деятельности. В психологии они классифицируются по различным основаниям, самое популярное среди которых – это энергетические затраты личности. Психическое состояние человека оказывает непосредственное влияние на общую работу нервной системы, органично вписываясь в общий конструкт личности.

Иметь общее представление о функционировании психики и ее влиянии на результативность деятельности человека нужно для того, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать работоспособность нервной системы. Эти знания будут актуальными как для школьников и студентов, так и для взрослых людей, занятых интеллектуальным или физическим трудом на предприятии.

Определение понятия психического состояния


Чтобы понять, как сформулировать определение психического состояния, нужно обратиться к изучению биологических и психофизиологических принципов работы нервной системы.

В психологии особенности психической жизни считаются категорией общей методологии науки, которая определяет особенности деятельности конкретного индивидуума. Многообразие феноменов эмоциональной сферы как объект научного исследования впервые было обнаружено в работах Н.Д. Левитова.

В теоретических статьях состояние психической сферы человека автор определял как своеобразную особенность психики, отражающей работу нервной системы, подкрепляя свои суждения эмпирическими результатами. При этом исследователь обращает внимание читателя на то, что выводы об актуальном эмоциональном статусе индивидуума в момент его изучения нужно обязательно делать с опорой на события, случившиеся с ним недавно. В то же время ученый не отрицает того, что трагические события прошлого могут дать о себе знать через много лет, когда человек, казалось бы, уже не помнит о них. Из этого следует, что признаки психического состояния повышают или снижают эффективность работы организма.

Психологическое состояние – это основа усвоения норм и правил поведения индивида в социуме. Они занимают промежуточное положение между свойствами личности и такими процессами, как произвольное внимание, кратковременная и долговременная память, логическое мышление, воображение, речь. В психологии труда этот феномен учитывается при подготовке кадрового резерва представителей разных профессий.

Примерами психических состояний являются настроения, чувства и эмоции, а также состояние сна и бодрствования. Стадии развития психических состояний обусловлены преобладание процессов торможения или возбуждения в нервной системе.

Критерии категоризации


Разделять психологические переживания на самостоятельные категории принято по таким базовым характеристикам, как:

  • источник их возникновения (рождаются внутри под воздействием мыслей человека или формируются в результате воздействия факторов извне);
  • степень осознанности (формируются в бессознательном слое, в предсознании или в осознаваемом слое психики);
  • длительность (кратковременные, средней длительности или продолжительные);
  • степень выраженности (едва заметные, средней выраженности, ярко выраженные);
  • эмоциональный фон (позитивные или негативные);
  • область проявления (поведение, трудовая деятельность, настроение, воля, мотивация).

Виды психических состояний


В зависимости от ведущих процессов в психике выделяют эмоциональные, гностические (познавательные) и волевые психологические состояния человека. Примерами эмоциональных разновидностей являются любовная страсть и половое влечение, непосредственная радость и бодрость духа, грусть и обреченность, подавленность и угнетенность, тоска и отчаяние, огорчение, возмущение и обида, панический страх, злость и аффект.

Сущность гностических переживаний передают такие кратковременные эмоции, как познавательный интерес, любопытство, сосредоточенность и погруженность в работу, озадаченность и недоумение, удивление, сомнение и скепсис, мечтательность и склонность к фантазированию. Все перечисленные здесь эмоции неразрывно связаны с процессом деятельности и не существуют в отрыве от нее.

К волевым разновидностям относятся: активность и инициативность, решительность и целеустремленность, уверенность, спокойствие и самообладание, сдержанность и парные к ним диаметрально противоположные характеристики. В отличие от предыдущей группы, эти характеристики личности не возникают сами по себе, они формируются в процессе воспитания в детском и подростковом возрасте.

Системно-векторное направление психологии опирается на похожую классификацию. В данном подходе эмоциональные феномены психики представлены такими группами, как напряжение и расслабленность в деятельности и в мотивации, ощущение удовольствия и неудовольствия в процессе познания или переживания, активность и пассивность как перманентные типы личности.

Нужно сказать, что сторонники этого подхода к классификации делают акцент на том, что не все можно корректировать. Некоторые переживания обусловлены типом нервной системы и ее подвижностью, изменить которые невозможно. Поэтому пассивность и медлительность некоторых людей, равно как и излишнюю активность отдельных личностей иногда нужно принять как должное и научить человека жить с этими индивидуально-типологическими особенностями.

По критерию связи со структурными компонентами личности в психологии принято выделять такие разновидности феноменов психики, как личностные переживания, которые имеют отношение к деятельности, эмоции индивидуальности.

Какие бывают психические состояния по влиянию на человека? Стенические разновидности – они стимулируют активность личности; астенические типы – они тормозят активность индивида.

Какова же будет упрощенная классификация психических состояний?

Этот вид рождается в результате личных (субъективных) переживаний индивида при созерцании окружающей действительности. Степень соответствия увиденного явления и появившееся эмоциональное переживание характеризуют уровень адекватности реагирования индивида. Структура и виды моральных переживаний определяются особенностями нервной системы человека и типом его темперамента, а также характерологическими особенностями.


Определение этой группы базируется на психологических особенностях личности и эмоциях человека, возникающих в той или иной жизненной ситуации. Видами данной группы являются аффекты, страсть, настроение человека, переживание им стресса или дискомфорта от фрустрации. Настроение отражает состояние человека, занимающегося тем или иным видом научно-исследовательской, практической, трудовой, творческой деятельности. Преобладание положительной или отрицательной окраски эмоционально-психических состояний также определяется типом темперамента личности. Психическое состояние энергичного человека-холерика – это быстро сменяющие друг друга ярко окрашенные переживания (вспышки), в то время как основной характеристикой эмоционального фона медлительного флегматика будет спокойствие и отсутствие ярких всплесков и беспричинной перемены настроения. Негативные психические состояния преобладают у меланхоликов, склонных к депрессиям, а позитивные – у беззаботных жизнерадостных сангвиников.

Стресс и психическое состояние фрустрации – это те виды эмоциональных состояний, которые требует немедленного устранения. Иногда человек сам не может с ними справиться, ему требуется помощь квалифицированного психолога или психотерапевта. В некоторых случаях для коррекции самочувствия индивида ему требуется медикаментозная терапия и наблюдение у психиатра.

Психологический блок личности включает все компоненты психики человека: особенности нервной системы, мировоззрение, ценностные ориентации, мотивационно-потребностный блок. Понятие установок и убеждений индивида в формировании психических состояний имеет первостепенное значение.

Структура и виды психических состояний ребенка объясняются возрастными особенностями его развития. Возможность объективной оценки психологического статуса детей появляется не раньше достижения ими 15–16 лет. До этого времени детям свойственны сиюминутные перемены в настроении и поверхностное восприятие происходящего.

Особенности психических процессов и эмоциональных состояний ребенка зависят от домашней обстановки и психологического климата в семье.

Что относится к социально-психическим состояниям личности? Прежде всего это все социальные контакты человека. Эмоциональная направленность личности определяется уровнем развития коммуникативных навыков человека, его самооценкой, имиджем.

Негативная оценка человеком своего психического состояния в моменты взаимодействия с окружающими может привести к возникновению у него психосоматических заболеваний.

Свойства


Все психические состояния имеют особые свойства:

  1. Целостность – взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов психики. Это свойство оказывает влияние на эффективность деятельности человека.
  2. Устойчивость. Все виды психических состояний человека более постоянны, чем сиюминутные эмоции.
  3. Подвижность – свойство психических состояний менять свои функции вслед за изменением ситуации.
  4. Полярность – это свойство выражает парность эмоциональных переживаний. К каждому положительному переживанию можно подобрать диаметрально противоположное (негативное) эмоциональное переживание.

Уровни


Сущность и классификация психических состояний в психологии проявляются на разных уровнях:

  • физиологический уровень раскрывает нейрофизиологические, биологические и морфологические особенности реагирования человека на происходящее;
  • психофизиологический уровень, определяющий сенсорику и вегетативные реакции организма;
  • социально-психологический уровень, учитывающий статус человека в межличностных отношениях, его отношение к труду;
  • психологический уровень, задающий общий эмоциональный настрой личности.

Факторы формирования


Какие факторы влияют на психологическое состояние человека? Принято считать, что к факторам психических состояний личности относятся: общий тонус личности, мотивация, настроение, ожидание успеха, субъективное отношение к деятельности. На основе этих компонентов факторы получили такие названия, как:

  1. Мотивационно-побудительный – самый мощный фактор, стимулирующий активность личности. Ведущими компонентами здесь являются удовлетворенность человека отношениями с любимым человеком, финансовая обеспеченность.
  2. Эмоционально-оценочный – фактор, указывающий на отношение человека к тому или иному виду деятельности и результату своего труда.
  3. Активационно-энергетический – фактор, характеризующий физиологическую активность человека и проявляющийся в закономерной смене сна и бодрствования. Также к активно-энергетическому фактору относят здоровье человека. Сильные переживания обычно связаны с возбуждением, а слабые – с торможением в нервной системе.

Функции психических состояний


Психические состояния являются структурным компонентом психики. Список функций, которые они выполняют, выглядит так:

  • формирование самооценки личности;
  • обсуждение человека к совершению тех или иных действий;
  • прогнозирование успешности тех или иных начинаний;
  • принуждение человека довести начатое дело до конца;
  • формирование отношения человека к деятельности;
  • оценивание результата своего труда;

Эти 6 функций объясняются сущностью и классификацией психических состояний.

Диагностика


В психологии определение психического состояния человека – это анализ его психофизиологического и психологического уровней. Исследование психофизиологического уровня позволяет изучить природу появившегося чувства и определить (при необходимости) способы его коррекции.

Проблемы психологических состояний


Какие бывают проблемы в изучении психологических состояний? Прежде всего это сложность разделения субъективных и объективных факторов, порождающих то или иное эмоциональное переживание.

Преобладание негативных психологических переживаний приводит к возникновению чувства неудовлетворенности своей жизнью. Осознавание проблем в психологическом плане и способность к анализу собственного состояния – это не те методы, с помощью которых человек может справиться с психосоматикой. Чтобы восстановить работоспособность, нормализовать сон и избавиться от беспричинных головных болей, человеку нужно обратиться к психологу. Только квалифицированный специалист сможет правильно определить причину проблем и выбрать эффективные методы ее устранения.

Мои рекомендации

В большинстве случаев для коррекции психологического состояния, какое бывает при сниженном настроении, достаточно 5-10 занятий с психологом. Я даю рекомендации по развитию навыков рефлексии, обучаю техникам релаксации. Основным методом в моей работе является арт-терапия. На мой взгляд, этот метод – ключ к внутреннему миру личности. Через арт-терапевтические упражнения человек обретает гармонию с собой, учится управлять своим эмоциональным полем.

Заключение

Тонус организма человека можно оценить через изучение процессов, отражающих работу его нервной системы. Их формы и свойства изучаются психологами с помощью психодиагностического инструментария.

Важно понимать, что такое психическое состояние, как вектор настроения изменчив. Каждый день на человека действует огромное количество внешних факторов, способных позитивный настрой превратить в негативный. Чтобы в результате этого не страдала работоспособность, нужно научиться управлять своим эмоциональным полем.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.