Физическое развитие детей с поражением цнс

В настоящее время проблема детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает особое значение в связи с социальным кризисом в нашем обществе. Среди воспитанников домов ребёнка 60%-80% составляют дети с органическим поражением центральной нервной системы, метаболическими нарушениями врождённого и наследственного генеза.

Любое поражение центральной нервной системы отражается на состоянии опорно-двигательного аппарата. Поэтому из-за того, что нарушается центральная регуляция мышечной деятельности, даже незначительная задержка психического развития в первые годы жизни ребенка сопровождается отставанием в развитии физическом. Можно выделить характерные особенности в физическом развитии детей с поражением ЦНС:

  • мышечная гипотония, часто диффузная, или, наоборот, скованность, напряженность;
  • нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (прыжки, метание, лазание);
  • нарушение мелкой моторики;
  • дискоординация движений;
  • неразвитость функций равновесия, чувства ритма, слабая ориентировка в пространстве;
  • гипо- или гипердинамия.

Все это ведет к замедлению процесса освоения новых движений.

Поведение таких детей отличается повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, раздражительностью, негативизмом. Или наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность. Также нарушена произвольная регуляция мышечной деятельности: дети неспособны к длительным волевым усилиям.

Основная цель программы физкультурно-оздоровительной работы: разработать и максимально реализовать оздоровительное, воспитательное, коррекционно-развивающее, образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка. Для достижения оптимальных результатов мы начинаем заниматься с детьми с первых месяцев. Помимо традиционного массажа, на каждом возрастном этапе применяем те упражнения, к которым в данном возрасте нервно-мышечный аппарат ребёнка подготовлен. Исходя из психофизических особенностей наших воспитанников, все занятия строятся в игровой форме, начинаются с сюрпризного момента.

Развитие движений у ребенка происходит в определенной последовательности. Сначала, как правило, развиваются статические позы и только после этого движения в позе (например, пока ребенок не научится стоять, он не может ходить). Для выполнения любого движения необходимо проявить физические качества, т.е. затратить силу, иметь определенную ловкость, быстроту. Поэтому наряду с формированием основных движений идет развитие и физических качеств.

Количество и качество движений, которыми владеет ребенок, имеют прямую зависимость от уровня развития физических качеств. Знания о развитии физических качеств имеют большое прикладное значение в физическом воспитании. О развитии физических качеств у детей раннего возраста данных в литературе очень мало.

Физические качества в разные годы жизни ребенка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни меняются физиологические качества нарастают с разной интенсивностью, т. е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. По данным А.И. Кравчука динамика развития физических качеств у детей 1-4 года жизни выглядят следующим образом:

Таким образом, сенситивным периодом развития физических качеств следует считать 1-4 годы жизни ребенка.

Ранний возраст – это период, в который происходит развитие потребности в активной двигательной деятельности и происходит запуск механизмов развития всех способностей ребенка, пропустив который, очень трудно или совсем невозможно наверстать в будущем. Поэтому так важна коррекционно-оздоровительная работа по физическому воспитанию. Основу ее составляют физкультурные групповые и индивидуальные занятия.

Двигательная деятельность детей раннего возраста требует многовидовой подготовки. Это, прежде всего обучение движениям частей тела (локальные движения), сочетаниям движений частей тела и целостным движениям, т.е. с перемещением тела. Первые две разновидности характерны для общеразвивающих упражнений. Третья разновидность относится к основным движениям: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание. В процессе обучения детей основным движениям необходимо целенаправленно воздействовать на развитие и физических качеств: силы, быстроты, ловкости и т.д. От уровня развития физических качеств напрямую зависит успешность в освоении необходимых для жизни умений и навыков.

В процессе воспитания физических качеств формируется психическая, эмоциональная и чувственная сферы. Поэтому физическое воспитание детей раннего возраста можно считать первой степенью воспитания и обучения вообще.

В нашем Доме ребенка, психоневрологического профиля, находятся, в основном, дети до 4 лет с задержкой психомоторного и речевого развития. Для формирования основных движений и физических качеств детей мы используем основную форму физического воспитания в детских дошкольных учреждениях – учебное занятие с его традиционными частями и индивидуальные занятия по показаниям. Предварительно мы разработали и изучили специальные упражнения с учетом частных задач занятия и индивидуальных особенностей детей.

Для контроля за развитием физических качеств мы использовали контрольные упражнения, доступные для определенного возраста. Диагностика проводится 2 раза в год.. При проведении диагностики соблюдаются следующие правила. Во-первых, в качестве тестов взяты лишь те упражнения, которые отвечают целевому назначению. Это бег с хода 10 м (быстрота), прыжок в длину с места (скоростная сила) и прохождение полосы препятствий (ловкость). Во-вторых, диагностика проводится систематически два раза в год, что даёт возможность сравнивать значения показателей на разных этапах подготовки детей и, в зависимости от темпов прироста, дозировать последующую нагрузку. Кроме этого при диагностике должна соблюдаться точность регистрации показателей. Диагностика проводиться в одинаковых, стандартных условиях, что уменьшает ошибку в результатах и позволяет получить более объективную информацию за исследуемый период. Работая с детьми раннего и младшего возраста мы пришли к выводу, что наиболее оптимальной формой проведения диагностики является развлечение.

Динамика результатов диагностики за 2 года выявила следующее:

Динамика физической подготовленности Осадчей Ренаты с 2002 по 2006 учебный год

Таким образом, из графиков видно, что медленнее всего развивается такое физическое качество как ловкость. Это отставание имеет физиологическое обоснование: у детей раннего и младшего возраста еще очень слабо развиты функции равновесия и координации (а ловкость – это прежде всего координация движений). Кроме того, у наших детей имеются еще и различные поражения ЦНС. Следовательно, особое внимание на занятиях физкультурой и при проведении процедур ЛФК нужно уделять развитию равновесия и координации движений.

Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной двигательной задачи: поймать мяч, быстро встать, прыгнуть выше и т.д. Сложность двигательной задачи определяется требованием к согласованности и координации одновременно и последовательно выполняемых движений. Любое движение, каким бы новым оно ни было, выполняется на основе старых координационных связей. Т.е. новое движение состоит из большого количества элементарных координационных “кусочков”, каждый из которых был освоен и закреплён в процессе предыдущего двигательного опыта. Чем больше у ребёнка запас приобретённых двигательных комбинаций, чем большим количеством двигательных навыков он владеет, тем легче он усвоет новые движения, тем выше у него будет уровень развития ловкости. Поэтому основным способом воспитания такого физического качества как ловкость является обучение новым разнообразным двигательным навыкам и умениям.

При систематических занятиях к 4 годам показатели уровня физической подготовленности детей с негрубыми поражениями ЦНС выходят на уровень нормативных показателей для здоровых детей.

Отсюда следует сделать вывод, что комплексная целенаправленная работа по воспитанию физических качеств у детей раннего и младшего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития позволяет скорректировать отклонения в их физическом развитии, способствует достижению детьми уровня физической подготовленности, соответствующего уровню показателей для здоровых детей и даже выше и играет существенную роль в коррекции психических функций и личности детей в целом.


На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

Скачать:

ВложениеРазмер
duhov_s.yu_._fizicheskoe_razvitie_i_dvigatelnye.docx 17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое развитие и двигательные

способности детей с умственной отсталостью

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына Л.М., 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других - повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).

Нарушения физического развития:

- отставания в массе тела;

- отставания в длине тела;

- нарушения в развитии стопы;

- нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности;

- парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей;

- отставания в показателях объема жизненной емкости легких;

- аномалии лицевого скелета.

Нарушения в развитии двигательных способностей:

- нарушение координационных способностей - точности движений в пространстве;

- дифференцировки мышечных усилий;

- точности движений во времени;

- отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств - силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;

- быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%;

- выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.

Нарушения основных движений:

- неточность движений в пространстве и времени;

- грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;

- отсутствие ловкости и плавности движений;

- излишняя скованность и напряженность;

- ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

Состав учащихся в конкретной учебной группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Дети с нарушением интеллектуальной деятельности конкретной клинической градации могут иметь различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речи двигательных.

Таким образом, можно сделать вывод:

  • двигательный анализатор играет важную роль в развитии функций мозга, он имеет связи со всеми структурами центральной нервной системы;
  • существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;
  • моторика детей с нарушениями интеллектуального развития в онтогенезе осуществляется по тем же принципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;
  • нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития;
  • нарушения моторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее выраженные нарушения двигательной сферы.

Физическое развитие – это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в процессе жизни и деятельности и индивидуальных особенностей человека.

Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:

- включение школьника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическими упражнениями;

- крепкое здоровье, хорошее физическое развитие;

- оптимальный уровень двигательных возможностей;

-потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;

- коррекция выявленных нарушений моторики и физического развития.

Любовь Онучина
Особенности психофизического развития детей с нормативным развитием и детей с органическим поражением ЦНС второго года жизни

Если в первый год жизни ребенок овладевает первыми культурно-фиксированными действиями с предметами, то на втором году жизни ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира.

Второй год жизни ребенка является новым этапом в его психическом развитии. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность. Нормально развивающегося ребенка второго года жизни отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном стремлении исследовать все, что он видит, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничества со взрослыми.

Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка. Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития. В процессе ситуативно-делового общения ребенок начинает овладевать особым классом действий с предметами – культурно-фиксированными действиями, что позволяет ему постепенно входить в мир культуры, направлять его познавательную активность в русло человеческой деятельности. В контактах со взрослыми ребенок усваивает назначение различных предметов, их свойства и способы обращения с ними. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учиться пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с некоторыми сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые действия взрослых. Постепенное овладение культурно-фиксированными действиями способствует развитию все психических процессов – восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Он чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними. Любознательность, инициативность, настойчивость открытость социальному и предметному миру свидетельствуют о благополучном развитии самосознания ребенка, его уверенности в себе.

Малыш хорошо различает положительную и отрицательную оценки своих действий. Он очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой - усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.

Ребенок на втором году жизни использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Некоторые дети уже в начале второго года жизни произносят свои первые слова, которые существенно отличаются от слов взрослого и по звучанию, и по назначению (так называемые детские слова, или автономная речь).

В этот период появляется повышенный интерес ребенка к речи взрослого. Он пристально наблюдает за движением губ говорящего человека, иногда беззвучно или шепотом пытается повторить сказанное слово, оставшись один, подолгу лепечет. И все же основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых. Если малыш адекватно откликается на инициативу взрослого, выполняет его просьбы и инструкции, лепечет, можно с уверенностью ожидать появление активной речи.

Активная речь, как правило, появляется в 1,5 года, хотя некоторые нормально развивающиеся дети начинают говорить позже. Дети, произносившие до того отдельные слова и предпочитавшие общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и лепета, пробуют по собственной инициативе пользоваться речью. Наступает период стремительного обогащения и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух трех слов и более слов. Произношение звуков и слов пока еще несовершенно и часто непонятно не только посторонним, но и близким людям. Однако на протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.

Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредоваться словом. К 2 годам ребенок может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами. Ребенок понимает основные назначение и основные качества используемых их предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.

Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.

Таким образом, сфера жизнедеятельности нормально развивающегося ребенка обогащается все новыми видами активности. На протяжении всего периода (от 1 года до 2 лет) решающее значение для развития ребенка имеют его общение со взрослыми и предметная деятельность. Именно эти линии психического развития в первую очередь должны стать предметом диагностики данного возраста (от 1 до 2 лет).

Рассмотрим в данном возрастном периоде особенности и критерии развития основных психических процессов и систем взаимодействия с окружающими.

Развитие зрительной системы

В возрасте от года до двух лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Восприятие ребенка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, ребенок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

1.Основные характеристики зрительного восприятия и реакций, свидетельствующие о его уровне.

Реакции Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)

Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами

Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом 10 -12

Обходит высокие препятствия при ходьбе 12-14

Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки) 14-18

Развитие зрительной памяти соответствует следующим критериям:

Реакции Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)

Подражает увиденным действиям взрослого 12-15

Узнает себя и близких на фотографиях 14-16

Показывает несколько названных предметов или картинок 15-16

Узнает несколько предметов по их реалистическому рисунку 16-18

Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки 20-24

Узнает свои вещи, одежду 21-24

Подбирает парные картинки к его рисунку 24-30

Развитие слуховой системы

Реакции Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)

Начинает двигаться при звуках музыки 8-14

Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют 9-14

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых 12-14

Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов) 14-16

Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали 14-16

Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них короткие слова 14-16

Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий) 15-18

Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них 20-24

Внимание ребенка вначале отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ним. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т. е. фактически не является произвольным.

Ребенок лучше запоминает в процессе игры, однако у ребенка раннего возраста уровень запоминания в игре сравнительно низкий. Преобладает зрительно- эмоциональная память. Как правило, малыш сравнительно рано запоминает и без особых усилий воспроизводит увиденное и услышанное, если это вызвало его интерес.

Более зрелые рабочая память, зрительное и слуховое восприятие, произвольные движения дают возможность управлять целыми процессами, состоящими из 2-3 повторяющихся действий. Ребенок учиться есть ложкой, строить башню из кубиков, вставлять фигурные блоки в соответствующие пазы, повторить бытовые действия с предметами и т. п. Характерно, что эта активность контролируется ребенком – после отвлечения он продолжает начатое, исправляет ошибки и неточности.

Реакции Приблизительный возраст появления реакции (в месяцах)

Совершает действия с предметами (расческа, ложка и т. д.) в соответствии с их функциональным назначением 11-15

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х, если она была спрятана у него на глазах 12-16

Вытягивает за веревочку спрятанный предмет 12-16

Показывает 3-5 частей тела на себе 14-16

Складывает все кубики в коробочку 14-17

Строит башню из 3-4 кубиков 15-17

Вставляет блоки в фигурные отверстия соответствующей формы 15-20

Убирает предметы на свои места 20-24

Сортирует предметы (груша-яблоко, юла - кубики) 20-26

Строит мостик из 3 кубиков после показа 20-26

Предлагаются таблицы, в которых в обобщенном виде представлены реакции детей. За критерии отбора приняты легко фиксируемые показатели, а именно – поведение детей.

Физическое развитие

Очень важным критерием в развитии ребенка является его физическое развитие. Вес и рост и являются главнейшими в оценке развития ребенка. Степень физического развития дает возможность судить о функциональном состоянии организма. Способом оценки физического развития является изменение абсолютных величин – длины и веса тела. От рождения до двух лет длина тела в среднем увеличивается с 48 до 80 см, вес в среднем увеличивается с 2,8 до 9,0 кг. Ребенок в период с 1 года до 2 лет приобретает двигательные навыки: он может недолго стоять без поддержки и ходить с помощью взрослого, вставать, держась за мебель, карабкаться по ступеням, стоять без поддержки, самостоятельно ходить. Важным достижением является умелое использование рук. Годовалые дети уже обычно готовы пользоваться ложкой, рисуют карандашами каракули и стоят домики из кубиков.

Особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического. Но у ребенка с нарушениями в развитии происходит все иначе.

Что же мы видим у ребенка с органическим поражением ЦНС?

Его внутренние детерминанты развития, в первую очередь унаследованные морфологические и физиологические данные, а в особенности функциональное состояние центральной нервной системы не обеспечивают его способами действий, необходимыми для удовлетворения его витальных потребностей. Как следствие задерживается формирование ориентировочных реакций в первую очередь зрительно-слуховых и зрительно-тактильных. А на этой основе начинает резко отставать смена биологической мотивации общения социальными потребностями. Такой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый сверстник, будет видеть в матери, скорее кормилицу, чем партнера для общения.

Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие ребенка. Репертуар коммуникативных средств беден по составу. При сниженной потребности в общении, редко использует экспрессивно-мимические средства. Мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна. Чаще всего внимание взрослого привлекает с помощью жестов и предметных действий, но и их использует лишь эпизодически. Ребенок плохо понимает речь взрослого, и сам мало использует лепет и отдельные слова. Отсутствие лепета, на втором году жизни, особенно во второй его половине, означает, что у ребенка – задержка в речевом развитии и требуется консультация невропатолога.

Отмечается недоразвитие, как общей моторики, так и мелкой. Общая моторика: стремление ходить у ребенка - отсутствует, или ребенок вообще не ходит, передвигается ползком, стоит с поддержкой, сидит на коленях.

Мелкая моторика: отсутствует желание, интерес обследовать предметы; испытывает трудности при переворачивании, ощупывании, поднесении ко рту предмета. По многу раз повторяет с предметами одно и то же действие, например, бросает их на пол; осваивает такие простые двигательные навыки как доставание, похлопывание, размахивание, выпускание из рук предметов и т. д.

По результатам отечественных и зарубежных научных исследований: в результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект.

Поэтому, так важно своевременное квалифицированное выявление нарушений развития детей раннего возраста, и их возможное устранение всеми доступными медико-социальными и психолого-педагогическими средствами.

Подвижная игра для детей второго-третьего года жизни "Заинька" Задачи: Понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с её текстом; вызывать подражание взрослому. Содержание.

Особенности воспитания и развития детей 3 года жизни Образовательный консорциум Среднерусский университет Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования.

Психофизиологические особенности детей 3–4 года жизни 3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.