Физиологическое состояние мозга нервной системы и организма

Человек, как организм, постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой. Все живые органические системы существуют по фундаментальному явлению – принципу раздражительности и реактивности, что обеспечивается нервной системой головного мозга. Это значит, что информация, взаимодействуя с организмом, вызывает у последнего реакцию и ответ на нее – это основа жизнедеятельности и существования.

Для выживания наш биологический вид должен воспринимать сведения о внешней действительности и анализировать полученную информацию: цвет, температуру материала, движения и действия других объектов, формирование собственных моделей поведения. Все эти процессы обеспечиваются нервной системой головного мозга. Обмен информацией между внутренним состоянием организма и окружением происходит за счет структур нервной системы: рецепторов, проводящих путей и высших анализаторов сенсорной информации.

Строение

Изначально организму было достаточно элементарной информации и простых реакций – безусловных рефлексов – бессознательных нервных ответов, не требующих осмысления. Эти физиологические механизмы обеспечиваются спинным мозгом.

С течением эволюции строение и механика структур усложнялась: над спинным мозгом сформировался продолговатый мозг, над ним задний и средний мозг, затем промежуточный и кора полушарий – наивысшая по сложности известная биологическая структура на планете. Такое усложнение нервной системы позволило человеку воспринимать и обрабатывать информацию более сложного порядка: тонкие тактильные чувства, обертоны звука и оттенки цветов.

Наивысший отдел – кора – позволила человеку сформировать речь и дало ему способность к сложному взаимодействую между людьми. Благодаря коре у людей образовалась социальная структура, мораль, этика, знания, возможность получать и передавать опыт и, что отличает человека от других животных, самосознание.

Центральная нервная система разделяется на спинной и головной мозг. Эти структуры сформировались эволюционным путем от низших простых, до высших и сложных структур.

Нервная система головного мозг состоит из нейронов, отростков и глии. Спинной и головной мозг находятся в постоянной непрерывной связи между собой с помощью проводящих путей – совокупности специфических структур, передающих информацию из одного отдела в другой. Пути можно представить в виде проводов, которые передают энергию из электрических станций в дома.


Головной мозг состоит из таких отделов (от низших к высшим структурам):

  1. Продолговатый мозг – продолжение спинного мозга.
  2. Задний мозг: мозжечок и Варолиев мост.
  3. Средний мозг: подкорковые центры слуха, зрения, транзиторные пути между спинным мозгом и корой.
  4. Промежуточный мозг: таламус, гипофиз, гипоталамус.
  5. Конечный мозг – кора полушарий. Выделяют такие зоны: лобную, теменную, затылочную и височную.

Продолговатый мозг – это переход спинного мозга к головному. Здесь располагаются ядра оливы, ретикулярная формация, ядра черепных нервов. Отсюда отходят нервы в количестве 4 ветвей. Также здесь находятся центры дыхания и кровообращения.

От структур мозжечка и моста выходят нервы головного мозга: тройничный, отводящий и лицевой нерв. Их волокна направляются к мимическим мышцам лица, ко рту, языку и внутреннему уху.

Основа среднего мозга – четверохолмие, на котором лежат центры зрения и слуха. Это смешанные структуры: они получают информацию и отдают импульсы обратно, то есть состоят из чувствительных и моторных центров. Условно средний мозг разделяется на три яруса: крыша, покрышка и ножки. Внутри него проходит водопровод мозга – соединяющий желудочки мозга канал.


Кора занимает примерно 45% всего головного мозга. Внешне она имеет вид извилин и борозд, каждая из которых отвечает за отдельную функцию. Нервные волокна коры условно разделяются на три шара:

Структурно-функциональная единица коры – модуль. Это вертикальная колонка, состоящая из слоя ассоциативных и комиссуриальных волокон.

Существует топографическая карта полушарий, составленная немецким исследователем Бродманом. В своем труде ученый выделил 52 зоны, которые называются цитоархитектоническими полями Бродмана. На карте изображены все зоны коры, обозначенные номером. Каждая зона отвечает за определенную функцию. К примеру, поле 24 – это детектор ошибок, располагающийся в передней поясной коре мозга.

Периферическая часть – это черепно-мозговых волокон. 12 – вот сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от ствола мозга.


Функции

Задачи продолговатого мозга:

  1. элементарные защитные реакции: мигание, кашель, чихание, рвота и слезоотделение;
  2. рефлексы пищевого тракта: глотание, сосание, выделение желудочного сока;
  3. сердечные рефлексы, регулирующие работу сердца и тонус сосудов;
  4. дыхательный центр, регулирующих бесперебойную череду вдоха и выдоха. Физиологически это бессознательный рефлекс, однако дыхание – это единственная подкорковая функция, поддающаяся контролю сознания, то есть человек способен самостоятельно регулировать дыхательные движения.

К продолговатому мозгу относится вестибулярный тракт, который учувствует в рефлекторном становлении позы. Здесь происходит перераспределение мышечного тонуса.

Задний мозг. Основная функция Варолиевого моста – обеспечение транзита информации из спинной части нервной системы к головному мозгу. Сквозь мост прокладываются нисходящие и восходящие пути, связывающие отделы нервной системы. Здесь начинается ретикулярная формация, отвечающая за активацию коркового слоя. Именно это образование ответственно за утреннее пробуждение и вечернее засыпание – оно регулирует процессы возбуждения и торможения сознания.

Мозжечок – это центр, регулирующий координацию движений. Контроль двигательных реакций происходит рефлекторно, без участия сознания. Функции мозжечка:

  • равновесие тела в пространстве;
  • стабильность тонуса мышц;
  • мышечная память и координация.

Средний мозг отвечает за сенсорную информацию на бессознательном уровне. Функции:


Строения среднего мозга входят в комплекс антиноцицептивной системы – совокупности структур, обеспечивающих уменьшение болевых ощущений в ответ на сильный раздражитель. К примеру, антиноцицептивная система активируется у рожающих женщин, частично облегчая боль.

Промежуточный мозг. Ядра гипоталамуса отвечают за:

  • внутреннюю терморегуляцию;
  • ощущение голода;
  • ярость и страх;
  • сексуальное влечение.

Связь эмоций и гипоталамуса объясняется нервными сообщениями последнего с лимбической системой (совокупность структур, отвечающие за эмоциональную сферу человека). Кроме того, гипоталамус отвечает за обмен веществ, лактацию и физиологические механизмы беременности.

Таламус отвечает за:

  1. все виды зрительной чувствительности;
  2. анализ тактильных ощущений;
  3. обработку звуковой информации;
  4. поддержание равновесия.

Конечный мозг представляется корой больших полушарий. Она отвечает за высшие психические функции человека, за его социализацию и самосознание. Функции лобной доли:

  • произвольная регуляция поведения, интеграция окружающей реальности в действующий опыт;
  • абстрактное и конкретное мышление;
  • мотивация, формирование высших нужд (реализация себя, творчество);
  • контроль за собственным поведением;
  • разработка программы действий и стратегии поведения;
  • произвольное внимание;
  • социализация человека, приобретение и использование опыта, понятия моральности и духовности;
  • осознание и произвольное формирование речи.

При поражении функций лобной коры у больного наблюдаются трудности в принятии решения, отсутствие мотивации, апатия и абулия (патологическое отсутствие воли), асоциальное поведение.

Теменная кора отвечает за общую чувствительность: температуру, боль, тактильные ощущения, чувство положения тела в пространстве, чувство массы тела и стереогнозис (способность узнавать предмет вслепую наощупь). Эта зона берет на себя функцию анализа и осознания полученной сенсорной информации. В комбинации с лобной и затылочной корой здоровый человек способен регулировать волевые акты: он понимает и видит, что делает. Также теменная область обрабатывает вкус и запах. У некоторых насекомых и акул темя воспринимает электрические и магнитные сигналы, что недоступно человеку.

Затылочная область – зона зрительной коры. Это место отвечает за восприятие и обработку зрительной информации.

В каком состоянии должны находиться нервные центры? Физиологические процессы в нервной системе работают на фундаменте процессов возбуждения и торможения. Именно их взаимоотношение и определяет скорость протекания физиологических и биохимических актов. Кроме того, нервные центры должны находится в анатомической целостности и во взаимосвязи с другими отделами НС.


Как восстановить

Несмотря на популярные мифы, восстановление нервных клеток головного мозга осуществимо. Псевдонаучные предположения базируются на непонимании регенераторных процессов нервных и обычных клеток. Если соматические клетки восстанавливаются принципом деления (старые погибают, оставляя после себя потомство), то регенерация нейронов отличается: нейроцит после цикла существования не погибает полностью – после себя он оставляет клеточный каркас, в котором образуются новые дочерние органеллы (клеточные органы). Этот процесс занимает больше времени, чем деление, поэтому нервная система восстанавливается дольше.

Нервная система головного мозга восстанавливается путем реабилитации. Это – комплекс медицинских и психологических мероприятий, которые направлены на восстановление утраченных или нарушенных функций мозга. Этому комплексу подвержены все люди, которые перенесли поражения головного мозга: инсульт, инфекционные заболевания (энцефалит, синдром Гийена-Барре, черепно-мозговые травмы). Кроме того, в реабилитации нуждаются больные с прогрессирующими недугами: болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз. Однако комплексное восстановление возможно лишь в стационарных условиях, сотрудничая с врачом-реабилитологом, психологом-дефектологом и психотерапевтом.

В домашних условиях можно принимать витамины для головного мозга и нервной системы. Для восстановления и поддержания нормального

функционирования необходимо принимать витамины группы В: В1, В2, В3, В6, В9, В11 и В12. Эта группа представляется веществами: тиамином, рибофлавином, пиридоксином и фолиевой кислотой. Эти витамины:

Мозг занимает центральное место в нервной системе, которая включает помимо него спинной мозг и сеть нервов, пронизывающих каждый участок нашего тела. Он отдает команды всем органам и системам и даже каждой клетке организма о том, как им нужно функционировать, контролирует все: мышление, чувства, действия и восприятие окружающего мира. От руководящей роли мозга зависит в том числе наше здоровье.

Десятилетия назад считалось, что 90% всех болезней появляется в результате сбоев в работе нервной системы, когда человек не может защитить себя от воздействия вредных факторов. Сегодня многие ученые поддерживают эту идею, а некоторые даже поднимают цифру до 98%. Но хорошая новость заключается в том, что благодаря многочисленным исследованиям известно: головной мозг человека обладает способностью к изменению и восстановлению независимо от возраста, он может как спровоцировать болезни, так и предотвратить их. Когда мы понимаем, как нервная система управляет телом и запускает процессы самообновления, то можем их использовать, чтобы повлиять на работу организма.

Как работает мозг?

Мозг представляет собой сложный комплекс из нервных клеток (нейронов) и других структур, которые помогают нам думать, реагировать на окружающую среду, принимать решения и выполнять их. Некоторые его части отвечают за жизненно важные функции организма, такие как дыхание и сердцебиение. Другие его отделы контролируют обучение и память, чувства (зрение, обоняние, слух, вкус и осязание) и эмоции.

Для правильной работы миллиарды нервных клеток должны взаимодействовать друг с другом и работать вместе. Нейрон состоит из трех частей: клеточное тело, многочисленные ветвящиеся отростки (дендриты) и один длинный отросток (аксон). Нервные клетки общаются друг с другом, получая информацию через дендриты и передавая ее через аксоны. В области контакта нейронов есть небольшой промежуток, называемый синапсом. Здесь электрические сигналы не могут напрямую пересечь пространство, поэтому они на короткое время преобразуются в химические сигналы посредством высвобождения особых веществ – нейромедиаторов (или нейротрансмиттеров).

В любой момент миллионы этих сообщений передаются по всему мозгу, что позволяет ему обрабатывать информацию и отправлять инструкции различным частям тела. Нейромедиаторы регулируют наше настроение, мотивацию, сон, способность концентрироваться, учиться, запоминать и справляться со стрессом. Во многом они определяют то, как мы живем и кем являемся. Например, дофамин вызывает чувство наслаждения и удовлетворения, серотонин поднимает настроение, гамма-аминомасляная кислота успокаивает нервную систему, а норадреналин повышает физическую и умственную активность.

Специалисты, занимавшиеся изучением работы мозга, показали, что просто размышление о чем-либо может заставить мозг высвободить нейротрансмиттеры и вызвать нейрохимические изменения в организме. Как только медиаторы пересекают синаптическую щель, в нейроне возникает электрический сигнал, передающий информацию дальше.


Обучение и память

При рождении нервная система уже содержит все нейроны, которые у вас когда-либо будут, но многие из них не связаны друг с другом. Связь между ними возникает вследствие движения нейротрансмиттеров через синапсы. По мере того как вы растете и учитесь, сообщения перемещаются от одного нейрона к другому снова и снова, создавая пути в мозге и формируя комплексные трехмерные сети. Именно поэтому освоение неизвестного требует большой концентрации, ведь для этого требуется создать тысячи синаптических связей.

Но если мы многократно повторяем то, что выучили, пути между нейронами укрепляются и помогают нам вспомнить информацию в следующий раз. Иначе связи вскоре исчезают, а память стирается. Поэтому необходимо непрерывно перебирать в уме новые знания, привычки, убеждения и ситуации. Другими словами, память – это удержание долгосрочных стабильных связей между нервными клетками. А образование этих связей и то, как они меняются со временем, перестраивает физическую структуру мозга и влияет на физиологические функции организма.

Нейропластичность

Исследования показывают, что по мере того как мы используем свой мозг, учимся и тренируем память, он способен расти и меняться благодаря нейропластичности. Пластичность или гибкость – это способность мозга реорганизовывать свою собственную структуру и функции, формируя новые связи между нейронами и сокращая старые, после изменений в организме или во внешней среде на протяжении всей жизни. Это означает, что, когда мы изучаем и переживаем что-то новое, мы буквально изменяем свой мозг, перепрограммируем его.

Наиболее сильно нейропластичность проявляется в первые несколько лет жизни, поскольку нейроны очень быстро растут, в конечном итоге образуя слишком много связей. Фактически, при рождении каждая нервная клетка в коре головного мозга имеет около 2500 синапсов. К тому времени, когда ребенку исполняется два или три года, их количество составляет приблизительно 15 000 на нейрон — вдвое больше, чем у взрослого мозга. Это объясняет способность детей к быстрому обучению. Но как только период детства заканчивается, происходит резкое падение числа поддерживаемых связей. Этот процесс называется синаптической обрезкой и обычно происходит в подростковом возрасте.

По мере того как мы адаптируемся к новым условиям, наш мозг избавляется от неиспользуемых или ненужных нейронных связей, в то же время усиливая и сохраняя те, которые используются часто. Поэтому, например, стимулируя области мозга, отвечающие за позитивные эмоции, можно укрепить пути между нервными клетками. Этот эффект можно сравнить с тренировкой мышц в спортзале. С другой стороны, если человек часто думает о негативных вещах, то возникает обратная реакция. Кроме того, постоянный стресс способствует преждевременному старению мозга. Все это прямым образом влияет на состояние нашего тела. Поэтому так важно не только поддерживать гибкость мозга, но и контролировать поступающие тревожные мысли и негативные эмоции.

Нейрогенез

В идеале клетки мозга должны находиться в постоянном равновесии: пополняться с той же скоростью, с которой они умирают. Тем не менее, регенерация нейронов зависит от множества факторов: возраста, стресса, питания, двигательной и умственной активности, присутствия нейротоксинов. Исследования показали, что физические и когнитивные упражнения могут спровоцировать рост новых клеток мозга, тогда как стресс, депрессия и снижение восприятия от органов чувств дают противоположный эффект.

Мысли влияют на тело?

По мнению нейробиологов, человеческий мозг не может отличить физические ощущения от воспринимаемых мыслей и эмоций. Это означает, что отрицательные психические состояния, такие как переживания, тревога, негатив и ненависть к себе вызывают в организме те же химические реакции, что и реальные болезни, и травмы.

Заключение

Мозг — самый загадочный и сложный орган, которым обладают люди. Он динамичен и адаптируется к предъявляемым ему требованиям. Имея мощный потенциал, человек, как правило, тратит очень мало ресурсов на тренировку мыслительных навыков, легко поддается влиянию негативных эмоций, стресса, что сказывается на физическом состоянии всего организма, провоцирует многочисленные заболевания и способствует старению.

В течение жизни структура мозга меняется. Это неизбежно. При каждой мысли высвобождаются нейротрансмиттеры, отвечающие за работу нервной системы, которая регулирует жизненно важные процессы в организме, приводя к структурным и функциональным изменениям в теле. И будут ли это хорошие перемены или плохие — зависит от человека.

Итак, что вы можете сделать, чтобы изменить свой мозг и оптимизировать его работу? Ответ прост: постоянно держать его в тонусе, развивать когнитивные навыки. Тренировки должны включать как логические задачи, так и задания, вызывающие эмоциональную реакцию. Выбор упражнений очень большой: от настольных игр, шахмат, головоломок до обучения игре на музыкальном инструменте, сочинения стихов, языковых курсов. Кроме этого, ученые советуют больше путешествовать, беседовать с умными людьми, налаживать межличностные отношения и социальные связи.

Нервная система отвечает за согласование деятельности всех органов и систем организма. Благодаря нервной системе осуществляется связь человека с внешней средой, ведь она определяет работу органов чувств и отвечает за восприятие, ощущения, мышление и память. Нервная система контролирует кровообращение, движение, дыхание, пищеварение, выделение и репродуктивную функцию. Информация со всех органов человека поступает в головной мозг. Именно там принимаются важнейшие для человека решения, поэтому его смело можно назвать центром управления человека.

Спинной мозг


Располагается в позвоночном канале и состоит из скопления нейронов. Спинной мозг участвует в осуществлении большинства рефлексов нашего организма. Он состоит из сегментов, каждый из которых имеет две пары корешков: передние (двигательные) и задние (чувствительные). По передним корешкам импульсы из клеток спинного мозга передаются к скелетным мышцам, внутренним органам и мышцам сосудов. По задним корешкам импульсы от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов передаются в спинной мозг.

Нервные клетки


Бесперебойную работу нервной системы обеспечивают связанные между собой нервные клетки — нейроны. Весь наш организм опутан сетью, состоящей из миллионов нейронов, которые воспринимают и передают сигналы из одной части нервной системы в другую, а затем доставляют импульсы определенным органам и клеткам различных систем организма, приводя их в действие, например, заставляя мышцы сокращаться. От тела нервной клетки выходит несколько коротких разветвляющихся отростков — дендриты — и один длинный отросток — аксон, который является главным проводящим волокном в нерве. Концевые участки аксона ветвятся и контактируют с другими клетками посредством импульсов.

Головной мозг

Головной мозг разделен на два больших полушария, мозжечок и мозговой ствол. Левое полушарие большого мозга отвечает за интеллект, речь, чтение, арифметику (у левшей за эти функции отвечает правое полушарие). Правое же полушарие (у правшей) контролирует пространственное мышление, образное восприятие окружающей среды, интуицию. Мозжечок рассылает сигналы, которые вызывают бессознательные движения в мышцах, способствующие сохранению равновесия и осуществлению координации. Различные структуры мозгового ствола (костный мост, таламус, гипоталамус и др.) контролируют частоту сердечных сокращений, кровяное давление, голод, глотание, дыхание, сон и др.

Мозг взрослого человека весит около 1,4 кг, в то время как мозг новорожденного — 365 г, ребенка двух лет — 930 г, ребенка 11 лет — чуть более 12 кг. Мозг продолжает расти до 23—25 лет.


Ты помнишь, как выглядят половинки грецкого ореха без скорлупы? Такое сравнение может показаться тебе несколько странным, но головной мозг человека больше всего похож именно на грецкий орех. Поверхность этого органа покрыта складками, бороздами и извилинами, благодаря чему его кора имеет большую площадь. По мнению ученых именно эти морщинки помогают мозгу правильно функционировать.

У каждого человека извилины головного мозга образуют уникальный рисунок. Более того, даже полушария мозга одного человека выглядят по-разному.

Так как мозг достаточно мягкий, ему нужна надежная защита в виде прочного черепа. Также мозг окружен тремя оболочками, которые оберегают его от прямого соприкосновения с костями черепа.

Чтобы дотронуться подушечкой указательного пальца до кончика носа, нужно привести в движение 33 мышцы, порядок сокращения которых определяется мозжечком!

Мозг любого человека ежедневно выполняет очень сложную работу по координации всех систем и органов. А можешь ли ты каким-то образом помочь своему мозгу или, как минимум, не помешать его работе? Оказывается, можешь! Итак:

Обязательно надевай шлем во время катания на велосипеде или скейтборде. В случае падения шлем предохранит голову от серьезных повреждений.


Обеспечить бесперебойную работу мозга способны здоровое питание, крепкий сон и регулярная физическая нагрузка. А лучшее, что ты можешь сделать для своего мозга, — каждый день нагружать его новыми знаниями!



Патологическая тревожность и раздражительность могут создать человеку массу проблем.



Ускоренный темп современной жизни, усталость и стрессы — все это в итоге может стать причиной нервного срыва.



Чрезмерная тревожность негативно сказывается на качестве жизни человека, становясь причиной переутомления и плохого настроения.



Внезапное чувство паники является одним из распространенных симптомов нервных расстройств.



Твоя сила — спокойствие внутри! Препарат Афобазол® восстанавливает и защищает нервные клетки, снижая тревогу, беспокойство и раздражение.

Узнать больше.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Даже самый надежный механизм ломается от чрезмерных нагрузок: такой тонкий, сложный и хрупкий аппарат, как человеческая психика, не исключение. Увы, нервные расстройства сегодня отнюдь не редкость, и в этом нет ничего странного. Современная жизнь выдвигает массу требований, и мы, пытаясь им соответствовать, часто перенапрягаемся и испытываем стресс. А от постоянного стресса до нервного расстройства — всего полшага.

Нервное расстройство: что это?

Это — целая группа психоневрологических заболеваний, в число которых входят в первую очередь неврозы, депрессии, различные психосоматические нарушения. Отдельно стоит упомянуть такое явление, как нервный срыв, — острую фазу нервного расстройства, например, невроза.

Нервные расстройства распространены шире, чем обычная простуда. Примерно 90% горожан хотя бы однажды с ними сталкивалась. Впрочем, вести статистику затруднительно, так как многие люди предпочитают переносить жизненные потрясения не обращаясь к врачам, не прибегая к психотерапии.

Опасность заработать нервное расстройство в современном мире просто огромна. Практически любой человек входит в ту или иную группу риска. В большей степени нервным расстройствам подвержены:

Конкретная симптоматика зависит от вида расстройства, однако есть общие признаки, которые проявляются почти у всех, кто страдает от расстройства нервной системы:

  • бессонница;
  • раздражительность;
  • тревога, мрачные мысли, страх перед будущим;
  • постоянная усталость, пониженная работоспособность, сонливость;
  • невозможность сосредоточиться, снижение внимания;
  • ухудшение памяти;
  • навязчивые мысли.

Нервные расстройства влияют не только на настроение и поведение, но и на весь организм в целом. Иногда физические признаки нервного расстройства возникают раньше, чем когнитивные, и именно они заставляют людей задуматься — а все ли в порядке? Ведь многие из нас привыкли не обращать внимания на свое душевное состояние, но ухудшение здоровья — другое дело. Чаще всего нервные расстройства сопровождаются:

Как правило, эти состояния — реактивные, иначе говоря, они возникают по вине неких внешних обстоятельств и переживаний. Однако иногда причиной их становятся не какие-то события и связанные с ними чувства, а эндогенные, или внутренние, причины, вследствие которых нарушается метаболизм и структура нервных клеток. Эти причины весьма разнообразны: от погрешностей диеты и нарушения всасывания некоторых витаминов, необходимых для нормального функционирования нервной системы, — до серьезных болезней эндокринной системы и онкологических заболеваний.

Нервные расстройства разнообразны, однако чаще всего люди сталкиваются с одним из нижеприведенных:

Так называют долговременное угнетение нервной системы — как правило, вызванное длительным стрессом. Выражается раздражительностью, пониженным настроением и снижением работоспособности. При неврастении люди часто жалуются на головные боли, слабость, бессонницу, невозможность сосредоточиться. Возбужденное состояние сочетается с вялостью и утомляемостью.

При этом типе нервного расстройства человек постоянно сосредоточен на каких-то тревожных мыслях и идеях. От бреда это состояние отличается тем, что идеи эти, в сущности, вполне реальны. Иными словами, человек, страдающий бредовыми идеями, боится, что его похитят инопланетяне, а при тревожном расстройстве он не может избавиться от страха потери работы, измены или болезни. К этому виду нервных расстройств относятся и разнообразные фобии. Следует отметить, что человек может понимать, что его страхи, скорее всего, беспочвенны, однако не может перестать думать о них.

Этот тип расстройств характеризуется внезапными и беспричинными паническими атаками — приступами неконтролируемого страха. Во время панической атаки человек испытывает необъяснимый ужас, он начинает задыхаться, возникает потливость, головокружение, страх смерти, тремор. Приступы продолжаются от нескольких минут до получаса, и в тяжелых случаях случаются ежедневно. При легком паническом расстройстве атаки могут происходить всего лишь несколько раз в год, однако человек постоянно ждет нового приступа и испытывает нервозность.

Несмотря на то, что большинство людей считают глубокую печаль главным признаком депрессии, это расстройство зачастую проявляется иначе. Депрессивное расстройство — это не столько печаль, сколько апатия, утрата интереса ко всему, что раньше казалось важным и интересным. Человеку в этом состоянии все кажется бессмысленным, он видит будущее исключительно в черных красках, склонен к самоуничижению. Депрессия часто сопровождается сонливостью или тяжелой бессонницей, потерей аппетита, резким набором или снижением веса.

Не являясь нервным расстройством в прямом смысле этого слова, ВСД тем не менее связана с подобными нарушениями. Вегетативная нервная система управляет работой всего организма. Это она регулирует давление и сердечный ритм, готовит мышцы к напряжению и пр. При нарушениях в ее работе эти механизмы срабатывают неадекватно ситуации — например, никакой опасности нет, однако тело реагирует так, будто она есть.

Наилучшим вариантом станет врач-психоневролог, в некоторой мере совмещающий функции невролога и психиатра. Если нет возможности записаться именно к этому специалисту, обращайтесь к психиатру или невропатологу. Первый занимается тем, что связано с настроением и самоощущением, второй — физическими проявлениями нервных расстройств, такими как бессонница, головная боль, нарушения концентрации.

Психолог и психотерапевт помогут лишь тогда, когда заболевания психики исключены, диагноз поставлен и основной целью является возвращение человека к нормальной жизни.

Нервные расстройства не возникают из ниоткуда — они всегда являются следствием либо долговременного стресса, либо каких-то заболеваний. Очевидно, что для полного излечения нужно бороться с причиной, то есть изменить свою жизнь (пересмотреть график работы, закончить бесперспективные отношения, научиться общаться с людьми) или вылечить основную болезнь. Однако это долгий процесс. Именно поэтому и разработаны различные средства для лечения собственно нервных расстройств — все эти методы позволяют облегчить состояние, пока идет борьба с корнем всех зол. Проявления нервных расстройств разнообразны, и лечение должно быть комплексным, только тогда оно даст желаемый и стойкий эффект.

Чтобы закрепить эффект терапии, необходимо пересмотреть весь образ жизни. В частности, обратить внимание на питание, добавив в рацион фрукты и овощи, богатые клетчаткой, сложные углеводы. Раз в полгода можно принимать курс витаминов. Сократите употребление чая и кофе, заменив их на соки и фиточаи, откажитесь от алкоголя и сигарет.

Приучите себя к физическим нагрузкам — даже если поначалу это будут всего лишь пешие прогулки. Если есть возможность, выберите для отпуска какой-нибудь санаторий — лучше всего один из тех, где лечат нервные расстройства. Две недели ежедневных расслабляющих процедур, правильно подобранная диета и вода с содержанием всех необходимых минералов — отличная профилактика нервных расстройств.


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.