Физиология цнс для психологов щербатых i

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

  1. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Физиологияцентральной.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов .

5. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов : Учебное пособие - СПб., Питер, 2016.

9. Структурная связь нервной и эндокринной систем . 10. Учение об анализаторах. Общие понятия об анализаторе и его отделах.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

1. Анатомия центральной нервной системы 2. Физиология центральной нервной системы .

4. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем 5. История психологии 6. Психология девиантного поведения 7. Зоопсихология и сравнительная.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Щербатых Ю. В., Туровский Я. А., « Физиология центральной

Глава 2. Методы исследования центральной нервной системы ( ЦНС ).

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Анатомия центральной нервной системы для психологов / Ю. В. Щербатых , Я. А. Туровский . - Москва [и др.] : Питер, 2007. - 123 с. : ил., табл.; 21 см. - (Учебное пособие) (Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы).

. центральной нервной системы для психологов , Ю. В. Щербатых , Я. А. Туровский .

Год издания: 2009. Учебное пособие предназначено для изучения студентами- психологами курса

Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться и выглядеть в любом из.

Щербатых Ю.В., Туровский А.Я. Анатомия центральной нервной системы для психологов . СПб.

Незаменим для заочников. Высокий уровень знаний сочетается с доступным изложением материала. Щербатых Ю.В., Туровский А.Я. Физиология центральной нервной системы .

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов .

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

• периферическая нервная система : нервы, нервные узлы, ганглии, нервные окончания, рецепторы.

Щербатых Ю.В. Анатомия центральной нервной системы для психологов . Короткий и иллюстрированный курс анатомии ЦНС для студентов- психологов .

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной

В результате его освоения будущие психологи должны четко уяснить неразрывную взаимосвязь.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

В. , Туровский А. Я. Анатомия центральной нервной системы для психологов 2007 г.

Скачать мед. литературу [ссылка появится после проверки модератором].

Физиология центральной нервной системы для психологов : Учебное пособие для вузов Щербатых Ю.В. Туровский Я.А. Питер Пособие составлено на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Физиология центральной нервной системы читать онлайн. Недоспасов Вадим Олегович.

В тексте содержатся сведения о физиологии клетки, основах нейронной теории, функциональных принципах организации центральной нервной системы и отдельных регионов мозга, дано.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А.

Большое внимание в книге уделяется принципам работы нервной системы — материальной.

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 23 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Год выпуска: 2005

Жанр: Анатомия

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Введение в учебные планы подготовки студентов-психологов курса анатомии центральной нервной системы (ЦНС) отражает очевидную необходимость в подобных знаниях. Особенность данного курса, по мнению авторов учебноего пособия "Анатомия центральной нервной системы" - сочетание морфологии и отдельных аспектов онто-и филогенеза нервной системы, а также его логическая связь с последующими курсами: физиологии нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и т.д. Изложение курса анатомии центральной нервной системы студентам-психологам требует специфического подбора материала. С одной стороны, строение структур ЦНС необходимо описывать достаточно подробно, с другой - материал не должен быть перегружен множеством деталей анатомии мозга и латинской терминологией, что характерно для фундаментальных медицинских атласов и учебников по анатомии. Авторы попытались сохранить баланс между академичностью изложения курса и его доступностью.
Мы старались достаточно полно проиллюстрировать учебное пособие "Анатомия центральной нервной системы", с тем чтобы по возможности облегчить понимание такого сложного материала, как строение центральной нервной системы. Кроме того, прилагается краткий словарь латинских терминов, сгруппированных согласно расположению отделов ЦНС. Внутри каждого раздела термины расположены исходя из соотношения между обозначаемыми анатомическими структурами. Знание латинских терминов поможет студентам разобраться в терминологии фундаментальных работ по анатомии.

1. Общие сведения
2. Нервная ткань
2.1. Нейроны
2.2. Типы нейронов
2.3. Глия
2.4. Строение нервов
3. Развитие нервной системы в филогенезе
3.1. Нервная система беспозвоночных животных
3.2. Нервная система позвоночных животных
4. Развитие нервной системы в онтогенезе
5. Вегетативная нервная система
5.1. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы
5.2. Симпатический отдел вегетативной нервной системы
6. Центральная нервная система
6.1. Спинной мозг
6.2. Головной мозг
6.2.1. Продолговатый мозг
6.2.2. Задний мозг
6.2.2.1. Варолиев мост
6.2.2.2. Мозжечок
6.2.3. Средний мозг
6.2.4. Промежуточный мозг
6.2.4.1. Таламус
6.2.4.2. Гипоталамус
6.2.4.3. Субталамус
6.2.4.4. Эпиталамус
6.2.4.5. Гипофиз
6.2.5. Конечный мозг
6.2.5.1. Базальные ганглии
6.2.5.2. Проводящие пути больших полушарий
6.2.5.3. Кора
7. Органы чувств
7.1. Зрительная система
7.2. Слух и равновесие
7.2.1. Органы слуха
7.2.2. Вестибулярная система
7.3. Вкусовая система
7.4. Обонятельная система
7.5. Кожная рецепция
7.6. Проприоцепция и интероцепция
Словарь латинских терминов
Список литературы

АТОМИЯ ЦНС ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ

Анатомия человека - наука, изучающая строение человеческого организма и закономерности развития этого строения. Современная анатомия, являясь частью морфологии, не только исследует строение, но и старается объяснить принципы и закономерности формирования определенных структур. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является частью анатомии человека. Знание анатомии ЦНС необходимо для понимания связи психологических процессов с теми или иными морфологическими структурами как в норме, так и при патологии. Общая схема ЦНС.

В нервной системе выделяют центральную и периферическую нервную систему. Периферическая нервная система представлена корешками спинного мозга, нервными сплетениями, нервными узлами (ганглиями), нервами, периферическими нервными окончаниями. В свою очередь, нервные окончания могут быть: а) эфферентными (двигательными), которые передают возбуждение от нервов к мышцам и железам; б) афферентными (чувствительными), передающими информацию от рецепторов к центральной нервной системе. ЦНС человека состоит из головного и спинного мозга. Спинной мозг представляет собой трубку с небольшим каналом посредине, окруженную нейронами и их отростками. Головной мозг является расширением спинного мозга. Макроскопически (невооруженным глазом) на срезе мозга можно выделить белое и серое вещество. Белое вещество представляет собой пучки нервных волокон и формирует проводящие пути. Так как большая часть длинных нервных отростков покрыта слоем белого жироподобного вещества (миелина), то их скопления имеют белый цвет. Серое вещество- это тела нейронов, формирующих нервные центры. Серое вещество в центральной нервной системе образует два типа скоплений (структур): ядерные структуры (ядра спинного мозга, ствола мозга и больших полушарий), в которых клетки лежат тесными группами, и экранные структуры (кора больших полушарий и мозжечка), в которых клетки лежат слоями. Головной мозг залегает в полости черепа. Топографической границей со спинным мозгом является плоскость, проходящая через нижний край большого затылочного отверстия. Средняя масса головного мозга составляет 1400 г с индивидуальными вариациями от 1100 до 2000 г. Между массой мозга и интеллектуальными способностями человека нет однозначной связи. Так, мозг И. С. Тургенева достигал массы почти 2 кг, а у французского писателя Анатоля Франса весил чуть больше одного килограмма. Тем не менее, их вклад в мировую литературу равновелик. Анатомически в головном мозге можно различить полушария, ствол и мозжечок (малый мозг). Ствол включает в себя продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Существует и другая классификация отделов головного мозга, которая ориентируется на особенности развития того или иного отдела (в процессе онтогенеза). Если отделы головного мозга выделять, опираясь на процессы эмбрионального развития (в соответствии со стадией трех мозговых пузырей), то головной мозг можно разделить на передний, средний и задний (ромбовидный) мозг. В соответствии с таким подходом к переднему мозгу относят большие полушария и промежуточный мозг, к среднему - средний мозг, к ромбовидному (развивающемуся из заднего мозгового пузыря) - продолговатый мозг, задний мозг и перешеек ромбовидного мозга. Левое и правое полушария конечного мозга разделены продольной щелью, дном которой является мозолистое тело. С мозжечком их разграничивает поперечная щель. Вся поверхность полушарий покрыта бороздами и извилинами, наиболее крупная из них - боковая, или сильвиева, она отделяет лобную долю полушарий от височной. На сагиттальном разрезе мозга видны медиальная поверхность полушарий большого мозга, структуры ствола мозга и мозжечка. Кора полушарий отделена бородой от мозолистого тела. Мозолистое тело является большой спайкой мозга, имеет волокнистую структуру. Под мозолистым телом располагается тонкая белая полоска- свод. От головного мозга отходят 12 черепно-мозговых нервов, иннервирующих преимущественно голову, ряд мышц шеи и затылка, а также осуществляющих парасимпатическую иннервацию внутренних органов. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, иннервирующих туловище и внутренние органы. ПОЛОСТИ МОЗГА И ЛИКВОР.

В процессе эмбрионального развития полости мозговых пузырей преобразуются в желудочки мозга. В левом и правом полушариях соответственно расположены I и II желудочки, в промежуточном мозге - III желудочек, в ромбовидном мозге -IV желудочек. Третий и четвертый желудочки соединены сильвиевым водопроводом, проходящем в среднем мозге. Полости мозга заполнены спинномозговой (цереброспинальной) жидкость - ликвором. Они сообщаются между собой, а также со спинномозговым каналом и подпаутинным пространством (пространством под одной из оболочек мозга). Цереброспинальная жидкость продуцируется сосудистыми сплетениями желудочков мозга, имеющими железистое строение, а всасывается венами мягкой оболочки мозга. Процессы образования и всасывания ликвора протекают непрерывно, обемпечивая 4-5 кратный обмен цереброспинальной жидкости в течение одних суток. В полости черепа присутствует относительная недостаточность всасывания ликвора (т.е. ликвора всасывается меньше, чем продуцируется), а во внутрипозвоночном канале преобладает относительная недостаточность выработки ликвора (ликвора продуцируется меньше, чем всасывается). При нарушении ликвородинамики между головным и спинным мозгом в полости черепа развивается чрезмерное накопление ликвора, а в субарахноидальном пространстве спинного мозга жидкость быстро всасывается и концентрируется. Циркуляция ликвора зависит от пульсации сосудов мозга, дыхания, движений головы, интенсивности образования и всасывания самого ликвора. Из боковых желудочков мозга, где доминирует образование ликвора над его всасыванием,цереброспинальная жидкость попадает в III желудочек мозга и далее, по водопроводу мозга, - в IV желудочек, откуда через отверстия Лушки ликвор попадает в большую цистерну и наружное субарахноидальное пространство головного мозга, центральный канал и субарахноидальное пространство спинного мозга и в конечную цистерну спинного мозга. МОЗГОВЫЕ ОБОЛОЧКИ. Головной и спиной мозг окружены оболочками, выполняющими защитные функции. Выделяют твердую, паутинную и мягкую мозговую оболочку. Твердая мозговая оболочка расположена наиболее поверхностно. Паутинная (арахноидальная) оболочка занимает срединное положение. Мягкая оболочка непосредственно прилегает к поверхности мозга. Она как бы "окутывает мозг", заходя во все борозды, и отделена от паутинной оболочки субарахноидальным пространством, заполненым цереброспинальной жидкостью. Между мягкой и паутинной оболочками натянуты тяжи и пластинки, таким образом, проходящие в них сосуды оказываются "подвешенными". Субарохноидальное пространство формирует расширения, или цистерны, заполненные ликвором. Выделяют мостомозжечковую (большую) цистерну, хиазмальную цистерну, конечную цистерну (спинного мозга). От твердой мозговой оболочки паутинная отделена капиллярным субдуральным пространством. Имеет в своем составе два листка. Наружный листок прикрепляется к черепу изнутри и выстилает внутренний канал позвоночника, составляя их надкостницу. Внутренний листок сращен с наружным (образуя в местах сращения так называемые мозговые синусы - ложа для оттока венозной крови от мозга и головы). Между наружным листком и костями черепа и позвонками находится эпидуральное пространство. ОНТОГЕНЕЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Онтогенез- процесс индивидуального развития организма от момента его зарождения(зачатия) до смерти. В основе онтогенеза лежит цепь строго определенных последовательных биохимических, физиологических и морфологических изменений, специфичных для каждого из периодов индивидуального развития организма конкретного вида. В соответствии с этими изменениями выделяют эмбриональный(зародышевый, или пренатальный) и постэмбриональный(послезародышевый, или постнатальный) периоды. Первый охватывает время от оплодотворения до рождения, второй - от рождения до смерти. Согласно биогенетическому закону, в онтогенезе нервная система повторяет этапы филогенеза. В начале происходит дифференцировка зародышевых листков, затем из клеток эктодермального зародышевого листка образуется мозговая, или медуллярная, пластинка. Ее края в результате неравномерного размножения ее клеток сближаются, а центральная часть, наоборот, погружается в тело зародыша. Затем края пластинки смыкаются - образуется медуллярная трубка. В дальнейшем из задней ее части, отстающей в росте, образуется спинной мозг, из передней, развивающейся более интенсивно, - головной мозг. Канал медуллярной трубки превращается в центральный канал спинного мозга и желудочки головного мозга. Нервная трубка представляет собой эмбриональный зачаток всей нервной системы человека. Из нее в дальнейшем формируется головной и спинной мозг, а также периферические отделы нервной системы. При смыкании нервного желобка по бокам в области его приподнятых краев(нервных валиков) с каждой стороны выделяется группа клеток, которая по мере обособления нервной трубки от кожной эктодермы образует между нервными валиками и эктодермой сплошной слой - ганглиозную пластинку. Последняя служит исходным материалом для клеток чувствительных нервных узлов (спинальных и криниальных) и узлов вегетативной нервной системы, иннервирующей внутренние органы. Нервная трубка на ранней стадии своего развития состоит из одного слоя клеток цилиндрической формы, которые в дальнейшем интенсивно размножаются митозом и количество их увеличивается; в результате стенка нервной трубки утолщается. В этой стадии развития в ней можно выделить три слоя: внутренний эпендимный слой, характеризующийся активным митотическим делением клеток; средний слой - мантийный (плащевой), клеточный состав которого пополняется как за счет митотического деления клеток этого слоя, так и путем перемещения их из внутреннего эпендимного слоя; наружный слой, называемый краевой вуалью. Последний слой образуется отростками клеток двух предыдущих слоев. В дальнейшем клетки внутреннего слоя превращаются в эпендемоциты, выстилающие центральный канал спинного мозга. Клеточные элементы мантийного слоя дифференцируются в двух направлениях: часть их превращается в нейроны, другая часть в глиальные клетки. Вследствие интенсивного развития передней части медуллярной трубки образуются мозговые пузыри: вначале появляются два пузыря, затем задний пузырь делится еще на два. Образовавшиеся три пузыря дают начало переднему, среднему и ромбовидному мозгу. Впоследствии из переднего пузыря развиваются два пузыря, дающие начало конечному и промежуточному мозгу. А задний пузырь, в свою очередь, делится на два пузыря, из которых образуется задний мозг и продолговатый, или добавочный, мозг. Таким образом, в результате деления нервной трубки и образования пяти мозговых пузырей с последующим их развитием формируются следующие отделы нервной системы: - передний мозг, состоящий из конечного и промежуточного мозга; - ствол мозга, включающий в себя ромбовидный и средний мозг. Конечный , или большой мозг представлен двумя полушариями (в него входит кора большого мозга, белое вещество, обонятельный мозг, банальные ядра). К промежуточному мозгу относят эпиталамус, передний и задний таламус, гипоталамус. Ромбовидный мозг состоит из продолговатого мозга и заднего, включающего в себя мост и мозжечок, средний мозг - из ножек мозга, покрышки и крышки среднего мозга. Из недифференцированной части медуллярной трубки развивается спинной мозг. Полость конечного мозга образуют боковые желудочки, полость промежуточного мозга - III желудочек, среднего мозга - водопровод среднего мозга (сильвиев водопровод), ромбовидного мозга - IV желудочек и спинного мозга - центральный канал. В дальнейшем идет быстрое развитие всей центральной нервной системы, но наиболее активно развивается конечный мозг, который начинает делиться продольной щелью большого мозга на два полушария. Затем на поверхности каждого из них появляются борозды, определяющие будущие доли и извилины. На 4-м месяце развития плода появляется поперечная щель большого мозга, на 6- м центральная борозда и другие главные борозды, в последующие месяцы - второстепенные и после рождения - самые мелкие борозды. В процессе развития нервной системы важную роль играет миелинизация нервных волокон, в результате которой нервные волокна покрываются защитным слоем миелина и значительно вырастает скорость проведения нервных импульсов. К концу 4-ого месяца внутриутробного развития миелин выявляется в нервных волокнах, составляющих восходящие или афферентные(чувствительные) системы боковых канатиков спинного мозга, тогда как в волокнах нисходящих, или эфферентных (двигательных) систем, миелин обнаруживается на 6 - м месяце. Приблизительно в это же время наступает миелинизация нервных волокон задних канатиков. Миелинизация нервных волокон корково -спинномозговых путей начинается на последнем месяце утробной жизни и продолжается в течение года после рождения. Это свидетельствует о том, что процесс миелинизации нервных волокон распространяется вначале на филогенетически более древние, а затем - на более молодые структуры. От последовательности миелинизации определенных нервных структур зависит очередность формирования их функций. Формирование функции также зависит и от дифференциации клеточных элементов и их постепенного созревания, которое длится в течение первого десятилетия. В постнатальном периоде постепенно происходит окончательное созревание всей нервной системы, играющей особую роль в мозговых механизмах условно - рефлекторной деятельности, формирующейся с первых дней жизни. Еще один важный этап в онтогенезе - это период полового созревания, когда проходит и половая дифференцировка мозга. В течение всей жизни человека мозг активно изменяется, приспосабливаясь к условиям внешней и внутренней среды, часть этих изменений носит генетически запрограммированный характер, часть является относительно свободной реакцией на условия существования. Онтогенез нервной системы заканчивается только со смертью человека.

Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов

СПб.: Питер, 1-е издание, 2009 год, 128 стр., формат 14x21 см (60х90/16), Мягкая обложка, ISBN 978-5-91180-271-4 Серия: Учебное пособие

При написании данного курса авторы применяли несколько подходов: эволюционный, морфофизиологический и интегратив-ный. Первый подход рассматривает мозг человека как продукт двоякого развития - в филогенезе и онтогенезе, причем оба эти процесса связаны воедино в биогенетическом законе. Эволюционный подход способствует созданию естественнонаучной основы для формирования у студентов целостного мировоззрения, которое позволяет понять феномены специфического поведения людей в обществе.

Морфофизиологический подход предполагает достаточно четкую детерминированную связь между нервными структурами и психическими функциями, за которые эти структуры отвечают, причем это касается не только таких простейших психических явлений, какими являются ощущения, но и более сложных психических феноменов: памяти, мышления и речи.

Третьим методическим приемом в этой работе является интег-ративный подход, показывающий организацию человека в виде сложной, иерархически устроенной, саморегулирующейся системы, которая обладает большими адаптационными возможностями благодаря накоплению новой информации центральной нервной системой.

Изложение материала этого курса строится по принципу целостности и иерархичности нервной системы, начиная с клеточного уровня и завершая наиболее сложным этажом центральной нервной системы - корой больших полушарий, которая является материальным субстратом психики человека.

Учебно-методический комплекс составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1) общее представление о:

Процессах филогенеза и онтогенеза центральной нервной системы человека на основе эволюционного подхода;

Методах, которые используются для изучения анатомии человека на всех уровнях - от микроскопического до макроскопического;

Микроструктуре нервной ткани и строении нервных клеток;

Функциях основных нервных центров головного мозга;


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. История изучения физиологии центральной нервной системы

1.1. Древний мир и Средневековье

1.2. Эпоха Возрождения — начало XIX в.

1.3. Середина XIX начало XX в.

1.4. Физиология в XX-XXIвв.

Глава 2. Методы исследования центральной нервной системы (ЦНС) .

2.1. Общее представление о методах исследования ЦНС

2.4. Перерезка. Раздражение. Разрушение

2.5. Магнитно-резонансная томография

2.6. Позитронно-эмиссионная томография

2.8. Ультразвуковая доплерография

2.9. Электроретинография _

2.10 Вариабельность сердечного ритма

2.11. Кожно-гальваническая реакция

Задания и вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 3. Биопотенциалы

3.1. Клеточная мембрана

3.2. Изменение трансмембранного потенциала

Задания и вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 4. Свойства возбудимых тканей

4.1. Закон силы—длительности

4.3. Закон интенсивности нарастания силы раздражителя

4.5. Влияние постоянного тока на возбудимые ткани

Задания и вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 5. Нейрониглия

5.1. Общее представление о физиологии нейрона

5.2. Физиология синапса

5.3. Передача потенциала действия по нервным волокнам

5.4. Аксональный транспорт

5.5. Функции глии

Задания и вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 6. Рефлексы. Нервные центры

6.1. Общее представление о рефлексе

6.2. Нервные центры

6.3. Распространение возбуждения в ЦНС

6.4. Торможение в центральной нервной системе

Задания и вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 7. Координационная и интеграционная деятельность ЦНС

7.1. Координационная деятельность ЦНС

7.2. Интегративная деятельность ЦНС

Задания и вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 8. Вегетативная нервная система (ВНС)

8.1. Общее представление о ВНС

8.2. Строение и функции ВНС

8.3. Медиаторы ВНС

8.4. Высшие центры ВНС

8.5. Вегетативная нервная система и психические процессы

8.6. Сознательное регулирование вегетативных процессов в организме

Задания и вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 9. Регуляция ЦНС работы сердечно-сосудистой системы

9.1. Общее представление о функциях сердечно-сосудистой системы

9.2. Принципы строения сердечно-сосудистой системы человека

9.3. Регуляция работы сердечно-сосудистой системы

Задания и вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 10. Дыхание

10.1. Значение дыхания

10.2. Дыхательные движения

10.3. Регуляция дыхания

10.4. Дыхательные рефлексы

10.5. Особенность дыхания в различных условиях

10.6. Искусственное дыхание

Задания н вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 11. Регуляция ЦНС работы пищеварительной системы

11.1. Значение процесса пищеварения для человека и общие вопросы его регуляции

11.2. Строение органов пищеварения

11.3. Процессы, протекающие в ротовой полости человека

11.4. Управление деятельностью слюнных желез

11.5. Глотание и рвота

11.6. Регуляция желудочного сокоотделения

11.7. Моторная функция тонких кишок

Задания и вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов

Глава 12. ЦНС и поддержание гомеостаза

12.1. Регуляция обмена веществ в организме человека

12.2. Выделительная система

12.3. Энергетический обмен

Задания н вопросы для проверки усвоения знаний

Список тем для подготовки реферативных докладов


Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Юрий Щербатых

Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Юрий Викторович Щербатых

Психология стресса и методы коррекции

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь – психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

АД – артериальное давление.

АДС – артериальное давление систолическое.

АДД – артериальное давление диастолическое.

АКТГ – адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ – аутогенная тренировка.

ВИК – вегетативный индекс Кердо.

ВНД – высшая нервная деятельность.

ВНС – вегетативная нервная система.

ВСР – вариабельность сердечного ритма.

ИН – индекс напряжения регуляторных систем.

ИПС – интегральный показатель страхов.

НЛП – нейролингвистическое программирование.

НС – нервная система.

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР – сенсомоторная реакция.

ЧСС – частота сердечных сокращений.

ЦНС – центральная нервная система.

Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине

1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом. [3]

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

+ cтадию тревоги;

+ стадию резистентности (адаптации);

+ стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался, и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный – эустресс и вредоносный – дистресс @@@@@2#####. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера (рис. 2).


Рис. 1. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс.


Рис. 2. Факторы, способствующие переходу первичного стресса в дистресс.

В качестве примера можно взять экзаменационный стресс, с которым сталкиваются студенты и школьники во время учебы. Следует отметить, что хотя в рамках традиционного учебного процесса процесс подготовки и сдачи экзаменов в вузах сопровождается определенными негативными эмоциями, такое положение вещей не является единственно возможным.

При правильно организованном педагогическом процессе учеба может приносить радость, а экзамены служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки @@@@@21#####.

Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время подготовки и сдачи экзаменов соответствуют классическому описанию дистресса.

Что же такое стресс и какое определение можно дать этому понятию? Удивительно, но на этот кажущийся простым вопрос нет однозначного ответа.

Существует также мнение, что уровень стресса зависит от суммарной разницы между давлением среды и адаптивностью организма соответственно, стресс есть комбинация стрессора и стрессовой реактивности @@@@@7#####.

С нашей точки зрения, стресс есть неспецифическая реакция организма на любые достаточно сильные или длительные воздействия внешней или внутренней среды, запускающая нейрогормональные механизмы адаптации к этим воздействиям. Другой вопрос – насколько успешной и адекватной является тот способ адаптации, который предлагается генетическими программами организма, но это мы обсудим в третьей главе учебного пособия.

1.1.2. Физиологические проявления стресса

Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу @@@@@1, 3, 7, 12#####:

+ является высшим центром вегетативной нервной системы;

+ отвечает за координацию нервной и гуморальной систем организма;

+ управляет секрецией гормонов передней доли гипофиза, в частности адренокортикотропного гормона, стимулирующего надпочечники;

+ формирует эмоциональные реакции человека;

+ регулирует интенсивность питания, сна и энергетического обмена.

Таким образом, при первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении человека со стрессором, именно гипоталамус во многом определяет характер первых нервно-гуморальных реакций.

С одной стороны, он повышает активность симпатической нервной системы, а с другой – вызывает секрецию антистрессорных гормонов коры надпочечников (рис. 3).

Повышение активности симпатического отдела нервной системы

Нервная регуляция метаболизма в организме человека является итогом динамического баланса двух подсистем вегетативной нервной системы: ее симпатического и парасимпатического отделов. Задача симпатического отдела – помочь выжить организму в критический момент, дать ему столько ресурсов, сколько нужно для борьбы (если можно победить) или бегства (если враг сильнее). При активации симпатического отдела сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно, но со временем запасы энергии в организме заканчиваются и нужно думать об их пополнении. При истощении запасов питательных веществ и энергии в организме происходит возбуждение парасимпатического отдела, задачей которого является восстановление и сохранение ресурсов, а его активация происходит во время сна, еды и отдыха @@@@@12#####.


Рис. 3. Схема нервно-гуморальных процессов, происходящих в организме человека при стрессе. Темными стрелками показаны процессы, которые положены в основу концепции Г. Селье.

Включение гормональных механизмов

Дальнейшее развитие событий зависит от того, как быстро организму удастся справиться со стрессом, который последовательно проходит стадии тревоги, адаптации и истощения.

На первой стадии организм пытается приспособиться к стрессу или преодолеть его. То, что мы описали ранее, фактически и составляет суть этой стадии.

Если стресс-фактор продолжает воздействовать на организм, то наступает адаптация – стадия равновесия стрессора и защитных механизмов, на которой организму удается более или менее компенсировать ущерб от негативного воздействия. Эту стадию может испытывать спортсмен на середине длинной дистанции, руководитель фирмы во время выполнения ответственного проекта, студент в первой половине экзаменационной сессии.

Однако пребывание в состоянии стресса не может продолжаться бесконечно долго, так как запасы адаптационной энергии, согласно учению Селье, ограниченны. Поэтому если стрессорный фактор продолжает воздействовать на организм, физиологический стресс сменяется на патологический, другими словами – человек заболевает. Такие психосоматические заболевания, как артериальная гипертония, неспецифический колит, язвенная болезнь желудка и ряд других заболеваний, являются частыми осложнениями длительных психологических стрессов. [4]

Роль сердечно-сосудистой системы при формировании стрессорных реакций

Согласно результатам многочисленных клинических наблюдений и экспериментальных работ, сердечно-сосудистая система в первую очередь реагирует на стресс, а также становится одной из первых мишеней стресса @@@@@5, 9, 10#####. По мнению большинства исследователей, ведущим патогенным фактором в отношении сердечно-сосудистой системы при стрессах является нарушение проницаемости мембран сердечных клеток приводят к расстройствам их метаболизма и гипоксии [5] @@@@@22#####. При этом исследователи подчеркивают двустороннюю связь стресса и ишемии [6] сердечной мышцы: с одной стороны, ишемия нередко возникает как результат стресс-реакции, вызывающей спазм и тромбоз коронарных сосудов, а с другой стороны, ишемия, обусловленная любой причиной, вызывает боль, страх смерти, а в итоге – выраженный эмоциональный стресс @@@@@10#####.

Значение нервной системы в преодолении стресса

Отмечая несомненные заслуги Г. Селье, следует отметить, что в его теории явно недостаточное значение отведено роли нервной системы – главной регулирующей системе нашего организма, активно участвующей во всех процессах адаптации к неблагоприятным факторам среды. Изучая механизмы адаптации организма к возмущающим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна и других ученых, отметивших важнейшую роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса.

В других работах было показано значение иных условий, способствующих развитию стресса:

+ иммобилизации [7] @@@@@18#####;

+ дефицита времени @@@@@19#####;

+ нарушения биологических ритмов @@@@@20#####;

+ изменения условий жизни и упроченного динамического стереотипа @@@@@15#####.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.