Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность учебное пособие для студентов

Физиология высшей нервной деятельности - Учебник для студентов ВУЗов - Данилова H.H. , Крылова А.Л. - 2005

В учебнике рассматриваются основные принципы высшей нервной деятельности, физиология анализаторов, условнорефлекторная деятельность животных и человека, физиологические механизмы поведения, структура поведенческого акта. Включены разделы, посвященные нейрофизиологическим основам психических процессов человека. Большое внимание уделяется проблеме функциональных состояний, их механизмам на системном, нейронном и биохимическом уровнях. Описываются особенности высшей нервной деятельности человека, методы диагностики психологических и психофизиологических качеств.
Для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, специалистов-психологов.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Физиология высшей нервной деятельности - Учебник для студентов ВУЗов - Данилова H.H. , Крылова А.Л. - 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Глава I. ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. История развития взглядов на высшую нервную деятельность
§ 2. Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности
§ 3. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности
Рис. 1. Экспериментальная установка по выработке классических условных слюнных рефлексов (по Э.А.Асратяну, 1974)
Рис. 2. Экспериментальная процедура обучения животного и пример регистрации одновременной нейронной активности
Рис. 3. Приемы анализа нейронной и суммарной активности мозга

Глава II ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Основы теории рефлекторной деятельности

Глава III. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА
§ 1. Сенсорные системы (анализаторы) мозга
Рис. 4. Карта цитоархитектонических полей коры головного мозга
§ 2. Модулирующие системы мозга
§ 3. Основы функциональной организации двигательных систем мозга
§ 4. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги
Рис. 5. Концептуальная модель организации рефлекторной дуги (по E.H. Соколову, 1986)

Глава IV. ВРОЖДЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА
§ 1. Безусловные рефлексы и их классификация
Рис. 6. Сопоставление сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов) высших животных с потребностями человека (по П.В. Симонову, 1987)
§ 2. Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта)
Рис. 7. Схема организации инстинктивного поведения
§ 3. Концепция драйва и драйв-рефлексы
Рис. 8. Электроэнцефалографические корреляты поискового пищевого поведения котенка (по К.В. Шулейкиной, 1987)
Рис. 9. Возникновение реакции страха и его влияния (по A.B. Вальдману, ММ. Козловской, 1973)

Глава VI. МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА
§ 1. Функциональные основы замыкания временной связи
Рис. 18. Схема дуги безусловного рефлекса (по Э.Л.Асратяну, 1974)
Рис. 19. Схематическое изображение условного рефлекса с двусторонней связью (по Э.Л.Асратяну, 1970)
§ 2. Доминанта и условный рефлекс
Рис. 20. Схема взаимодействия доминанты (пунктирная линия) и условного рефлекса (сплошная линия) (по П.В. Симонову, 1987)
Рис. 21. Схема взаимодействия мозговых структур в процессе реализации поведенческого акта (по П. В. Симонову, 1987)

Глава VII. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ И ОБУЧЕНИЯ
§ 1. Временная организация памяти
Рис. 22. Схема уровней памяти (по ГЛ. Вартапяну, М.И. Лохову, 1986)
§ 2. Структурно-функциональные основы памяти и обучения
§ 3. Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти
Рис. 23. Основные виды гипотетических модифицирующихся синапсов
Рис. 24. Схема развития пресинаптического ассоциативного обучения в дуге пассивно-оборонительного поведения
Рис. 25. Схема развития посттетанической потенциации (по Т.Н. Греченко, E.H. Соколову, 1987)
Рис. 26. Гипотетическая схема отражения мембраны на геноме нейрона (по Т.Н. Греченко, E.H. Соколову, 1987)

Глава VIII. СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА
§ 1. Функциональная система
Рас. 27. Электромиограмма при движении аксолотля от двух противоположных пунктов туловища в области прикрепления левой (1) и правой (2) конечностей
§ 2. Стадии поведенческого акта
Рис. 28. Схема центральной структуры целенаправленного поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1970)
§ 3. Поведение в вероятностной среде
Рис. 29. Зависимость активности нейрона лобной коры от уровня пищевой мотивации (по A.C. Батуеву, 1986)
Рис. 30. Пачечный тип активности нейрона, характерный для голодного кролика (1 ), после насыщения животного сменяется частыми, равномерно следующими одиночными спайками (2)

Глава IX. ПОТРЕБНОСТИ
§ 1. Детерминанты потребностей
§ 2. Классификация потребностей
§ 3. Потребности и воспитание

Глава XI. ЭМОЦИИ
§ 1. Функции эмоций
Рис. 36. КГР как выражение эмоциональной активации в структуре мыслительной деятельности
§ 2. Физиологическое выражение эмоций
§ 3. Нейроанатомия эмоций
Рис. 37. Структурная основа эмоций (по Дж. Пейпецу, 1937)
Рис. 38. Иерархия господства в колонии из восьми обезьян
§ 4. Нейрохимия эмоций

Глава XIII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
§ 1. Функциональное состояние в структуре поведения
Рис. 41. Соотношения уровней рекулярной активации, форм инстинктивного поведения и субъективных переживаний
Рис. 42. Зависимость между функциональным состоянием, уровнем бодрствования, инстинктивным поведением
§ 2. Нейроанатомия функциональных состояний
Рис. 43. Схема ствола мозга кошки, показывающая места перерезки при создании препаратов encephale isole и cerveau isole
Рис. 44. Сравнение ЭЭГ и величины зрачка у препаратов encephale isole и cerveau isole
§ 3. Физиологические индикаторы функциональных состояний
Рис. 45. ЭЭГ бодрствующего человека при восьми отведениях с поверхности черепа
§ 4. Гетерогенность модулирующей системы мозга
§ 5. Сон
Рис. 46. ЭЭГ бодрствования и электроэнцефалографические стадии сна у человека
Рис. 47. Бодрствование, легкий сон и парадоксальный сон у кошки
Рис. 48. Типичное чередование фаз сна у взрослого молодого человека
Рис. 49. Изменение соотношения длительности бодрствования (Б), медленного сна (MC) и парадоксального сна (ПС) с возрастом у человека (по Р. Томпсону, 1975)
Рис. 50. Основные пути действия стрессора — триада стресса (по Г. Селье, 1982)
Рис. 51. Схема развития стресс-реакции (по ГЛ. Кассилю, 1975)
Рис. 52. Соотношение экскреции эрго- и трофотропных механизмов при кратковременных (А) и длительных физических нагрузках (Б)

Глава XV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Донервные теории индивидуальности
Рис. 57. Четыре типа реагирования на одну и ту же ситуацию в зависимости от темперамента (по X. Битструпу, 1968)
§ 2. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности
Рис. 58. Два варианта (А, Б ) расположения цитоархитектонических полей коры мозга человека. Наружные поверхности (по С.А. Саркисову, 1964)
§ 3. Свойства нервной системы и их измерения
§ 4. Темперамент в структуре индивидуальности
Рис. 59. Сходство частотных спектров фоновой ЗЭГ у бодрствующего человека, зарегистрированной в разные дни
Рис. 60. Схема соотношений природного и социального в структуре индивидуальности и личности (по Э.Л. Голубевой, 1986)

Глава I. ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. История развития взглядов на высшую нервную деятельность
§ 2. Предпосылки возникновения учения И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности
§ 3. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности
Рис. 1. Экспериментальная установка по выработке классических условных слюнных рефлексов (по Э.А.Асратяну, 1974)
Рис. 2. Экспериментальная процедура обучения животного и пример регистрации одновременной нейронной активности
Рис. 3. Приемы анализа нейронной и суммарной активности мозга

Глава II ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Основы теории рефлекторной деятельности

Глава III. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА
§ 1. Сенсорные системы (анализаторы) мозга
Рис. 4. Карта цитоархитектонических полей коры головного мозга
§ 2. Модулирующие системы мозга
§ 3. Основы функциональной организации двигательных систем мозга
§ 4. Концепция нейронной организации рефлекторной дуги
Рис. 5. Концептуальная модель организации рефлекторной дуги (по E.H. Соколову, 1986)

Глава IV. ВРОЖДЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА
§ 1. Безусловные рефлексы и их классификация
Рис. 6. Сопоставление сложнейших безусловных рефлексов (инстинктов) высших животных с потребностями человека (по П.В. Симонову, 1987)
§ 2. Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта)
Рис. 7. Схема организации инстинктивного поведения
§ 3. Концепция драйва и драйв-рефлексы
Рис. 8. Электроэнцефалографические корреляты поискового пищевого поведения котенка (по К.В. Шулейкиной, 1987)
Рис. 9. Возникновение реакции страха и его влияния (по A.B. Вальдману, ММ. Козловской, 1973)

Глава VII. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ И ОБУЧЕНИЯ
§ 1. Временная организация памяти
Рис. 22. Схема уровней памяти (по ГЛ. Вартапяну, М.И. Лохову, 1986)
§ 2. Структурно-функциональные основы памяти и обучения
§ 3. Клеточные и молекулярные механизмы обучения и памяти
Рис. 23. Основные виды гипотетических модифицирующихся синапсов
Рис. 24. Схема развития пресинаптического ассоциативного обучения в дуге пассивно-оборонительного поведения
Рис. 25. Схема развития посттетанической потенциации (по Т.Н. Греченко, E.H. Соколову, 1987)
Рис. 26. Гипотетическая схема отражения мембраны на геноме нейрона (по Т.Н. Греченко, E.H. Соколову, 1987)

Глава VIII. СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА
§ 1. Функциональная система
Рас. 27. Электромиограмма при движении аксолотля от двух противоположных пунктов туловища в области прикрепления левой (1) и правой (2) конечностей
§ 2. Стадии поведенческого акта
Рис. 28. Схема центральной структуры целенаправленного поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1970)
§ 3. Поведение в вероятностной среде
Рис. 29. Зависимость активности нейрона лобной коры от уровня пищевой мотивации (по A.C. Батуеву, 1986)
Рис. 30. Пачечный тип активности нейрона, характерный для голодного кролика (1 ), после насыщения животного сменяется частыми, равномерно следующими одиночными спайками (2)

Глава IX. ПОТРЕБНОСТИ
§ 1. Детерминанты потребностей
§ 2. Классификация потребностей
§ 3. Потребности и воспитание

Глава XI. ЭМОЦИИ
§ 1. Функции эмоций
Рис. 36. КГР как выражение эмоциональной активации в структуре мыслительной деятельности
§ 2. Физиологическое выражение эмоций
§ 3. Нейроанатомия эмоций
Рис. 37. Структурная основа эмоций (по Дж. Пейпецу, 1937)
Рис. 38. Иерархия господства в колонии из восьми обезьян
§ 4. Нейрохимия эмоций

Глава XIII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
§ 1. Функциональное состояние в структуре поведения
Рис. 41. Соотношения уровней рекулярной активации, форм инстинктивного поведения и субъективных переживаний
Рис. 42. Зависимость между функциональным состоянием, уровнем бодрствования, инстинктивным поведением
§ 2. Нейроанатомия функциональных состояний
Рис. 43. Схема ствола мозга кошки, показывающая места перерезки при создании препаратов encephale isole и cerveau isole
Рис. 44. Сравнение ЭЭГ и величины зрачка у препаратов encephale isole и cerveau isole
§ 3. Физиологические индикаторы функциональных состояний
Рис. 45. ЭЭГ бодрствующего человека при восьми отведениях с поверхности черепа
§ 4. Гетерогенность модулирующей системы мозга
§ 5. Сон
Рис. 46. ЭЭГ бодрствования и электроэнцефалографические стадии сна у человека
Рис. 47. Бодрствование, легкий сон и парадоксальный сон у кошки
Рис. 48. Типичное чередование фаз сна у взрослого молодого человека
Рис. 49. Изменение соотношения длительности бодрствования (Б), медленного сна (MC) и парадоксального сна (ПС) с возрастом у человека (по Р. Томпсону, 1975)
Рис. 50. Основные пути действия стрессора — триада стресса (по Г. Селье, 1982)
Рис. 51. Схема развития стресс-реакции (по ГЛ. Кассилю, 1975)
Рис. 52. Соотношение экскреции эрго- и трофотропных механизмов при кратковременных (А) и длительных физических нагрузках (Б)

Глава XV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Донервные теории индивидуальности
Рис. 57. Четыре типа реагирования на одну и ту же ситуацию в зависимости от темперамента (по X. Битструпу, 1968)
§ 2. Теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности
Рис. 58. Два варианта (А, Б ) расположения цитоархитектонических полей коры мозга человека. Наружные поверхности (по С.А. Саркисову, 1964)
§ 3. Свойства нервной системы и их измерения
§ 4. Темперамент в структуре индивидуальности
Рис. 59. Сходство частотных спектров фоновой ЗЭГ у бодрствующего человека, зарегистрированной в разные дни
Рис. 60. Схема соотношений природного и социального в структуре индивидуальности и личности (по Э.Л. Голубевой, 1986)

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.М.Смирнов, с.М.Будылина физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность учебное пособие

Для студентов высших учебных заведений


В.М. Смирнов – части I, III, Приложение 2;

С. М. Будылина Участь II, Приложение 1

доктор медицинских наук, академик РАМН, профессор Российского университета дружбы народов Н. А. Агаджанян;

доктор биологических наук, профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.В. Латанов

Смирнов В.М., Будылина С.М.

В учебном пособии подробно описаны механизмы возбуждения и торможения нейронов, проведения возбуждения в нервных волокнах и синапсах ЦНС, общая и частная физиология анализаторов (кодирование информации в анализаторах, возбуждение рецепторов, три отдела анализаторов), современные представления о ВНД человека (механизмы памяти, эмоции и мотивации, основные формы психической деятельности), типологические особенности ВНД, механизмы формирования поведенческих реакций, системогенез, особенности ВНД человека, сон и сновидения, кортиковисцеральные взаимоотношения.

Учебное издание

Смирнов Виктор Михайлович, Будылина Софья Михайловна Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность Учебное пособие

Редактор В. М. Владимирская. Ответственный редактор С.А. Шаренкова.

Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Н. В. Протасова.

Корректоры Э. Г. Юрга, Г. Н. Петрова

Изд. № А-340. Подписано в печать 12.10.2002. Формат 6090/16.

Тираж 30000 экз. (1-й завод 1-6000 экз.). Заказ №2271.

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.002682.05.01 от 18.05.2001.

117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 223. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Предисловие

Учебное пособие состоит из трех частей и приложения.

В первой части дана краткая характеристика аналитико-синтетической деятельности мозга, приведены определения понятий высшей и низшей нервной деятельности, психической деятельности, психики и сознания, раскрыты понятия и рассмотрены этапы процесса анализа и синтеза, описаны нейронная организация коры большого мозга, локализация функций в коре.

Во второй части изложены классические представления об анализаторах согласно теории И. П. Павлова, а также даны современные представления об общих закономерностях деятельности анализаторов (сенсорных систем), об их роли в приспособительной деятельности организма, описаны функции отдельных сенсорных систем, обезболивающая система организма.

Третья (основная) часть книги посвящена рассмотрению вопросов, касающихся высшей нервной деятельности: приведены классические и современные представления о ВНД, подробно описаны механизмы памяти, врожденные и приобретенные формы деятельности, потребности, мотивации и эмоции, особенности психической деятельности человека, функциональные состояния, механизмы сна, организация поведенческих реакций.

Приложение представляет собой руководство для практической работы студентов.

Особенностью учебного пособия является наличие в нем оригинальных (авторских) классификаций условных и безусловных рефлексов, инстинктов, потребностей и др., определений высшей нервной деятельности и психической деятельности, что поможет читателю глубже изучить те или иные дискуссионные вопросы.

Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов и всех вузов, где изучается физиология, оно будет полезным и для специалистов постдипломного образования, более глубоко изучающих анализаторы, высшую нервную деятельность, психическую деятельность.

Пояснительная записка

Пособие содержит материалы, регламентирующие содержание учебной и методической работы по организации преподавания курса физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, предусмотренного государственным образовательным стандартом по специальности: 020400 (030301.65) – психология. Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения.

Физиология высшей нервной деятельности изучает процессы жизнедеятельности организма человека, в основе которых лежит рефлекторная деятельность, позволяющая организму приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, адаптироваться к ним и, тем самым выживать - т.е. сохранять свою жизнь и здоровье, под которым понимается не только физическое, но психическое и социальное благополучие.

Физиология высшей нервной деятельности является базовой академической наукой для развития таких практических дисциплин как психология, педагогика, медицина, гигиена труда, спорта, обучения, питания и т.д. Физиология высшей нервной деятельности и свойства нервных процессов определяет и объясняет возрастные и индивидуальные различия поведения человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

В курсе физиологии высшей нервной деятельности большое внимание уделяется изложению базовых теорий рефлекторности, отражения и системной деятельности, что дает понимание физиологических основ поведенческих реакций животных и человека, тем самым готовит студента к глубокому пониманию всего курса психологических дисциплин. Физиология высшей нервной деятельности дает научное объяснение таким ее свойствам как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, движение, и др.

Цель курса физиологии высшей нервной деятельности - дать студентам знания об особенностях высшего уровня регуляции процессов жизнедеятельности на базе основных нервных процессов, протекающих в центральных отделах головного мозга. Внимание уделяется особенностям, включая и возрастные, функционирования сенсорных систем. Предлагается рассматривать сенсорную систему как единую функциональную систему, результатом деятельности которой является объективное и достоверное восприятие внешнего мира. В курсе изучаются общие свойства и особенности проявления этих свойств в различных сенсорных системах.

Семинарские занятия позволят не только закрепить знания, полученные студентами в лекционном курсе, но и вооружат будущих специалистов в области психологии умениями и навыками самостоятельной работы.

Данная программа определяет объем знаний и навыков, которые должны получить студенты факультета психологии Института психоанализа в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий. Знание практическим психологом материалистического субстрата психики, закономерностей его работы является важнейшим критерием профессионализма. Курс завершается экзаменом.

Содержание курса

Основные понятия и принципы физиологии высшей нервной деятельности (ВНД). Детерминизм как объективный принцип трех базовых теорий науки о высшей нервной деятельности: теория рефлекторной деятельности; теория отражения и теория системной деятельности.

Рефлекторная теория И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Предыстория развития учения о рефлексе (Р. Декарт, И. Прохазка, Ч. Белл, Р. Мажанди, М. Холл, И.Мюллер). Концепция условного рефлекса по И.М. Сеченову и И.П.Павлову: три принципа рефлекторной теории: детерминизма, структурности, анализа и синтеза. Дальнейшая диалектическая разработка концепции рефлекса по А.А. Ухтомскому. Рефлекторный принцип работы всех уровней нервной системы.

Теория отражения. Формы отражения окружающего мира: восприятие, ощущение, представление и т.д. Отражение в биологических системах. Понятие о сигнале.

Теория системной организации мозга. Функциональная организация мозга в учениях А.А. Ухтомского о функциональных констелляциях; в учении П.К. Анохина о функциональных системах; А.Р. Лурия о трех основных функциональных блоках.

Поведение как форма эволюции Классификация инстинктивных (врожденных) форм на основе биологических потребностей: витальных, социальных, идеальных.

Формы индивидуального ( приобретенного) обучения. Неассоциативное, стимул-зависимое ( суммационная реакция, привыкание, запечатление, подражание). Ассоциативное, факультативное, эффект-зависимое ( классический условный рефлекс, инструментальный условный рефлекс).

Когнитивное обучение. Психонервная деятельность, образное поведение (И.С. Беритов). Элементарная рассудочная деятельность как одна из форм адаптаций в учении Л.В. крушинского. Вероятностное прогнозирование- адаптационное поведение в вероятностно-организованной среде.

Особенности организации безусловного рефлекса ( инстинкта). Структура безусловных реакций. Драйв рефлексы. Антидрайв рефлексы.

Закономерности формирования условнорефлекторной деятельности. Классификация условных рефлексов. Приспособительный и сигнальный характер условнорефлекторной деятельности. Доминанта, ее свойства. Соотношение условного рефлекса и доминанты.

Единство основных нервных процессов – возбуждения и торможения, их взаимодействие в виде иррадиации и концентрации. Свойства нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность), лежащие в основе формирования положительных и отрицательных условных рефлексов. Феномен торможения: внешнее (безусловное) – гаснущий тормоз; запредельное торможение; внутреннее (условное) томожение – угасательное; дифференцировочное; запаздывания; условный тормоз. Взаимодействие различных видов торможения.

Механизмы замыкания условнорефлекторных связей. Внутрокорковые механизмы. Динамическая констелляция центров.

Сенсорная функция мозга. Сенсорные системы – связующее звено живых организмов со средой обитания. Общие принципы строения сенсорных систем: конвергенция, дивергенция, обратные связи, двусторонней симметрии, кортикализации. Роль сенсорных систем как преобразователей физической энергии стимула в нейрофизиологические процессы нервных структур. Обнаружение и кодирование сигналов: многоуровневая организация ( релейность) передачи информации. Топическая организация сенсорных потоков при многоканальной передаче на высшие уровни мозга информации.

Строение и функции зрительной сенсорной системы, слуховой, кинестетической, вкусовой , обонятельной систем. Распознавание, декодирование информационных потоков. Избирательный, активный характер восприятия. Внимание как механизм фильтрации информации, формирование доминантного очага.

Генотип и поведение. Генетическая детерминация анатомии инейрохимии мозга, свойств нервных процессов и обучения.

Мотивация. Физиологические потребности. Мотивация как актуализированная потребность при организации поведенческого акта. Виды мотиваций и их роль в организации поведения. Нейрофизиологические механизмы мотивации, ее структурное обеспечение.

Эмоции. Эмоции – особая форма отражения. Роль эмоций как фактора, определяющего направленность поведения. Связь эмоций и мотиваций. Место эмоций вв ряду других функциональных состояний. Теории эмоций. Исторический аспект. Понятия об эмоциональных состояниях и эмоциональных реакциях. Современная трактовка генезиса эмоций в трудах П.В. Симонова ( потребностно- информационная гипотеза). Роль лимбической системы в возникновении и осуществлении эмоций. Понятие эмоционального стресса как системной реакции организма. Стадии развития стресса. Экспериментальные неврозы и их физиологические механизмы. Трапия.

Память. Виды и формы памяти. Пространственно-временная организация памяти. Механизмы кратковременной памяти. Нейрофизиологические механизмы долгосрочной памяти. Понятие энграммы памяти. Информационные макромолекулы. Нейромедиаторные системы памяти.

Движение. Механизмы управления движением. Структурная основа функциональной организации двигательных систем. Произвольное и непроизвольное движение.

Доминанта и условный рефлекс как основные принципы интегративной деятельности мозга.

Модулирующая система. Высшие интегративные системы мозга: ретикуло – стволовой и таламо – кортикальный (ассоциативный) уровень интеграции. Понятие функциональных систем. Внимание – преднастройка, ориентировочный рефлекс. Виды внимания. Подкорковые и корковые механизмы внимания. Ассоциативные системы и их участие в организации движений, в программировании поведения. Интегративная работа мозга в процессе организации движений (Н.А. Бернштейн). Функциональная организация поведенческого акта.

Психофизиологическая проблема: соотношение физиологического и психологического в природе человека. Социальные и биологические потребности человека.

Мышление и речь. Речевая форма отражения действительности. Теория мышления. Сознание и неосознаваемое.

Межполушарная асимметрия и психическая деятельность. Критерии полушарного доминирования.

Психическая деятельность во время сна. Особенности сна человека. Физиологическое значение особых фаз сна и их роль в возникновении сновидений. Гипноз и внушение.

1) Колбочками 2) Палочками 3) Колбочками и палочками 8. Как изменяется конфигурация перепонки круглого окна среднего уха при надавливании стремечком?

1) Не изменяется 2) Вдавливается 3) Выпячивается 9. Какую функцию выполняют рецепторы полукружных каналов?

1) Восприятие изменения скорости движения тела 2) Восприятие положения головы 3) Обе функции 10. Какие рецепторы языка не обладают вкусовой чувствительностью?

1) Листовидные 2)Ђsid11100762 Нитевидные 3) Жёлобовидные 11. В каком состоянии у человека больше число функционирующих вкусовых рецепторов?

1) Насыщения 2) Голода 3) Жажды 12. В чём выражается адаптация вкусовых сосочков языка после приёма пищи?

1) Мобилизации.

2) Активации 3) Сенсибилизации 13. Как изменяется число активных холодовых рецепторов при снижении температуры воздуха?

1) Увеличивается 2) Уменьшается 3) Не изменяется 14. Как называется прибор, служащий для определения числа тепловых и холодовых точек на коже?

1) Термометром 2) Термоэстезиометром 3) Эстезиометром 15. Когда ребёнок различает все цвета и правильно их называет?

1) В возрасте одного года 2) В 3 года 3) В 4 года 16. В каком возрасте у ребёнка тонкость различения звуков достигает параметров взрослого человека?

1) В возрасте 1-2 месяцев 2) 2-3 месяцев 3) 6-7 месяцев 17. Сила раздражения, вызывающая потенциал действия в рецепторах каждого анализатора называется:

1) Минимальной 2) Пороговой 3) Адекватной 18. Способность глаза различать разноудалённые предметы (аккомодация) связана:

1) С изменением зрачка 2) Числа активных рецепторов 3) Преломляющей силы хрусталика 19. Восприятие звука двумя ушами (бинауральный слух) позволяет:

1) Слышать низкие тона 2) Слышать высокие тона 3) Локализовать источник звука 20. На корне языка находятся вкусовые рецепторы, чувствительные в основном к:

1.) К кислому 2) Сладкому 3) Горькому 1. Где различаются две точки прикосновения при минимальном их расположении?

1) Спина 2) Кончик языка 3) Щека 2. Где кожа наиболее чувствительна к давлению?

1) Подошве 2) Верхнем веке 3) Спине 3. Как влияют вегетативные нервы на ширину зрачка?

1) Парасимпатический расширяет 2) Симпатический суживает 3) Парасимпатический суживает 4. Какой нерв и как влияет на цилиарную мышцу при рассматривании предмета вблизи?

1) Парасимпатический - сокращение 2) Парасимпатический – расслабление 3) Симпатический – сокращение 5. С какого возраста начинает значительно отодвигаться ближайшая точка ясного видения?

1) 75 лет 2) 60 лет 3) 40 лет 6. Какими стёклами коррегируется близорукость?

1) Рассеивающими 2) Собирательными 3) Двояковогнутые 7. Какие из перечисленных цветов не относятся к категории основных цветов?

1) Жёлтый,зелёный 2) Красный, зелёный 3) Голубой,фиолетовый 8. Какую наибольшую и наименьшую частоту звуковых колебаний воспринимает человек?

1) 2) 3) 9. Как называется пространство, видимое одним глазом при фиксации взора?

1) Остротой зрения 2) Рецептивным полем 3)Полем зрения 10. Какова область звукового восприятия слуховым анализатором человека?

11. Какие рецепторы являются болевыми?

1) Тельца Мейснера 2) Свободные нервные окончания 3) Колбы Краузе 12. Что является болевой сенсорной единицей?

1) Миофибрилла с нервным афферентным волокном 2) Претерминаль со свободным нервным окончанием 3) Тельца Пачини 13. Как изменяется восприятие ощущения с изменением силы и интенсивности раздражения?

1) Увеличивается пропорционально силе раздражения 2) Уменьшается пропорционально логарифму интенсивности раздражения 3) Увеличивается пропорционально логарифму интенсивности раздражения 14. При снижении температуры воздуха изменяется число активных холодовых рецепторов и становится:

1) Больше 2) Меньше 3) Вначале меньше, потом больше 15. Где находится 4-й (корковый) нейрон температурной сенсорной системы?

1) В височной области коры 2) В затылочной области коры 3) В префронтальной коре 16. В коже тельца Мейснера реагируют на:

1) Давление 2) Прикосновение 3) Вибрацию 17. При длительном воздействии вкусового стимула в рецепторах происходит:

1) Адаптация 2) Декомпенсация 3) Сенсибилизация 18. Какие из перечисленных анализаторов в меньшей степени подвержены адаптации:

1) Слуховой 2) Обонятельный 3) Вестибулярный 19. Как изменяется амплитуда потенциалов действия при их распространении?

1) Не изменяется 2) Повышается 3) Снижатся 1. К какой группе нервных волокон относится нерв суживающий зрачок?

1) Холинергических 2) Адренергических 3) Двигательных 2. Какое влияние оказывает на зрачок парасимпатический нерв?

1) Расширяет 2) Суживает 3) Вначале расширяет, а затем суживает 3. Какое влияние оказывает на зрачок симпатический нерв?

1) Расширяет 2) Суживает 3) Вначале суживает, а затем расширяет 4. При аккомодации больше изменяется:

1) Передняя кривизна хрусталика 2) Задняя кривизна хрусталика 3) Изменяются одинаково 5. В каком возрасте у человека начинает заметно отодвигаться ближайшая точка ясного видения?

1) 40 лет 2) 50 лет 3) 60 лет 6. Что происходит с перепонкой круглого окошечка среднего уха, когда стремячко вдавливает перепонку овального окошечка?

1) Не изменяется 2) Вдавливается 3) Выпячивается 7. Какую наибольшую и наименьшую частоту (в 1сек.) звуковых колебаний воспринимает человек?

1) 2) 3) 8.Холодовые терморецепторы преобладают:

1) На корне языка 2) Вестибулярной поверхности дёсен 3) Мягком нёбе 9. Где располагаются тельца Паччини?

1) В поверхностных слоях слизистой оболочки 2) Глубоких слоях слизистой оболочки 3) Эпителии 10. Болевая чувствительность резко снижается в состоянии:

1) Страха 2) Покоя 3) Ярости 11. Методы исследования сенсорных систем:

1) Электрофизиологические 2) Нейрохимические 3) Биологические 12. По скорости адаптации анализаторы делятся на:

1) Быстро адаптирующиеся 2) Медленно адаптирующиеся 3) С переменной адаптацией 13. Взаимодействие сенсорных систем осуществляется на следующих уровнях:

1) Корковом 2) Таламическом 3) Ретикулярном 14. В темноте, для различения находящихся вокруг предметов, необходимо следующее число квантов света:

2) от 8 до 47;

3) от 50 до 100.

15. Какова последовательность расположения в среднем ухе 3-х слуховых косточек?

1) Наковальня 2) Стремечко 3) Молоточек 16. Во сколько раз поверхность стремечка меньше поверхности барабанной перепонки?

1) В 12 раз 2) В 22 раза 3) В 33 раза 17. Для чего служит слуховая (евстахиева) труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой?

1) Для усиления звуковых волн 2) Для колебания жидкости улитки 3) Для выравнивания давления в среднем ухе 18. Где находится овальное отверстие улитки (геликотрема):

1) У основания улитки 2) На вершине улитки 3) В средней части улитки 19. Каков максимальный уровень громкости звука, вызывающий болевое ощущение?

1) 150 -160 дБ 2) 100 -110 дБ 3) 130 -140 дБ 20. В какую сторону после вращения в кресле Барани испытуемый отклоняется при попытке идти по прямой линии?

1) По направлению вращения 2) Против направления вращения 3) Вначале по направлению вращения, а затем против направления вращения 1. Рецепторы мышечной и суставной рецепции:

1) Первичные окончания мышечных веретён 2) Вторичные окончания мышечных веретён 3) Сухожильные рецепторы Гольджи 2. Общее число обонятельных рецепторов у человека:

1) Около 10 млн.

2) Около 5 млн.

3) Около 3 млн.

3. Продолжительность жизни обонятельной клетки:

1) Около 2 мес.

2) Около 3 мес.

3) Около 4 мес.

4. Обонятельные клетки реагируют на:

1) Млн. молекул пахучих веществ 2) На сотни тысяч 3) На десятки тысяч 5. Во сколько раз у собак, по сравнению с человеком, увеличен порог различения запахов?

1) В 3-6 раз 2) В 12-15 раз 3) В 7-10 раз 6. Что воспринимает висцеральная сенсорная система?

1) Изменение параметров внутренней среды 2) Работу внутренних органов 3) Обеспечивает моторно-висцеральные рефлексы 7. На что реагируют механорецепторы?

1) На изменение давления в полых органах и сосудах 2) На растяжение и сжатие полых органов 3) Изменение осмотического давления 8. Роль каких интерорецепторов особенно велика в регуляции и поддержании постоянства внутренней среды организма?

1) Механорецепторов 2) Хеморецепторов 3) Терморецепторов 9. Осознаётся ли человеком деятельность висцеральной сенсорной системы?

1) Нет 2) Да 3)Частично 10. Участвуют ли сигналы с внутренних органов при выработке новых условных рефлексов?

1) Нет 2) Да 3)Частично 11. В каких формах поведения человека интероцептивные условные рефлексы играют важную роль?

1) В пищевом поведении 2) В половом поведении 3) В регуляции биологических часов 12. С чем связано снижение остроты слуха?

1) С ухудшением костной проводимости 2) С ухудшением воздушной проводимости 3) С нарушением подвижности слуховых косточек 13. Какие компенсаторные изменения происходят в связи с утратой зрения?

1) Повышается кожная (тактильная) чувствительность 2) Снижается порог различения близко расположенных точек 3) Увеличивается числом кожных рецепторов для восприятия действующих раздражителей 15. Какова максимальна сила аккомодации хрусталика?

1) 10 диоптрий 3) 16. Функции овального окна в слуховом анализаторе?

1) Передача колебаний слуховых косточек перилимфе 2) Передача колебаний эндолимфе 3) Улучшение эластичности мембраны круглого окна 17. Где находятся рецепторы слухового анализатора?

1) На мембране вестибулярной лестницы 2) На основной мембране кортиевого органа 3) На мембране барабанной лестницы 18.Для каких рецепторов глаза является более высокой критическая частота слияния мельканий вспышек света?

1) Для колбочек 2) Для палочек 3) Для обоих типов рецепторов 19. К какому типу рецепторов относятся вкусовые сосочки?

1) Первичночувствующих 2) Третичночувствующих 3) Вторичночувствующих 20. Чем сопровождается адаптация рецепторов при длительном действии раздражителя?

1) Понижением возбудимости рецепторов 2) Повышением возбудимости рецепторов 3) Понижением или повышением порога раздражения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Список основной литературы:

1. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем.

4. Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник для студентов биологических специальных вузов.

/ В.В.Шульговский.- М.: Академия, 2003.- 464 С.

Список дополнительной литературы 2. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем:

учебник для студентов вузов /А.С.Батуев.-3-е издание. - СПБ.: Питер, 2006. С.

2. Буреш, Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Под ред. А.С.Батуева. М.: Высшая школа.

3. Давыдова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Давыдова, А.Л. Крылова.- Рос тов-на-Дону:Феникс,2005.- 479 С.

4. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова.- Ростов-на-Дону:Феникс,2002.С.

5. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятель ности: учебное пособие для вузов /В.М. Смирнов, С.М. Будылина.- М.: Ака демия, 2003.- 304 С.

6. Покровский, В.М. Физиология человека: учебник для медицинских вузов / В.М.Покровский, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 2003.- 654 С.

7. Смирнов, В.М. Физиология человека: учебник для медицинских вузов / В.М.Смирнов.- М.: Медицина, 2002.- 605 С.

8. Физиология: основы и функциональные системы: курс лекций / Под ред.

К.В. Судакова М., 2000.

.периодические издания (журналы, имеющиеся в библиотеке СГУ):

1. В мире науки.

2. Вестник МГУ “Психология”.

3. Россия и современный мир.

4. Психологический журнал.

5. Научные и технические библиотеки.

6. Вопросы образования.

7. Высшее образование в России.

8. Вопросы статистики.

- перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино-, телефильмов, мультимедиа и т. п.:

1. Учебный фильм по “Физиологии высшей нервной деятельности”.

2. Наглядные пособия к лекционному курсу по “Физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем” (по физиологии высшей нервной деятельности - слайды, по “Физиологии анализаторов”- слайды).

3. Учебный стенд по “Физиологии ВНД”.

4. Учебный стенд по “Физиологии сенсорных систем.

5. Анатомический музей кафедры.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.