Форма афазии практически не встречающаяся у левшей это

Остановимся на точке зрения на эту форму афазии К. Wernike, М.С. Лебединского, А.Р. Лурия и Р.А. Ткачева.

(Субкортикальная моторная афазия, описанная К. Wernike, соответствует афферентной моторной афазии по классификации А.Р. Лурия).

Чтение вслух и письмо под диктовку были нарушены у всех больных с элементами зеркальной записи букв и цифр. У 30 больных отмечались грубейшая акалькулия в пределах первого десятка, очень длительный и своеобразный переход к счету в пределах 100, так как был затруднен счет с переходом через де­сяток. Многие больные пытались общаться при помощи пись­ма, свободно читали про себя, иногда на фоне эмоциональноговозбуждения без ошибок писали записки родным (то есть при снижении сознательного контроля за письмом).

Грубое нарушение счета, чтения и письма и тем более на­личие зеркального письма не наблюдаются ни при легком рас­стройстве фонематического слуха, ни при негрубом наруше­нии слухоречевой памяти. У всех обследованных больных с этой формой афазии были выявлены выраженные семантические расстройства, выражав­шиеся в импрессивном аграмматизме; 2) конструктивно-про­странственная или пальцевая, оральная или артикуляционная апраксия (если эта функция речи исследовалась); 3) данные статистического анализа литеральных парафазии соответству­ют данным Р.А. Ткачева и А.Р. Лурия о том, что эта форма аф­ферентной кинестетической афазии является первичной ней-ропсихологической предпосылкой к грубому нарушению речи у больных с левшеством.

A. Kussmaul приводит много примеров ошибочного повто­рения слов и называния предметов. На вопросы больной отве­чал как по-немецки, так и по-французски, употребляя частот­ные слова и фразеологизмы. Из беседы с больным выяснилось, что он длительное время жил в Париже. При вскрытии (боль­ной умер через 3 недели после инсульта от тромбоза брюшной аорты) обнаружены два красновато-желтых, ограниченных фокуса размягчения в левом полушарии. Больший из них (длиной 5,5 см и шириной 1,5—1,8 см) занимал переднюю часть угло­вой извилины. Меньший же (длиной 2 см и шириной 0,6 см) отчасти разрушил место перехода II затылочной извилины во II височную. В глубину фокус достигал только 4 мм. Других повреждений в мозге не оказалось.

Поступил в НИИ неврологии АМН СССР спустя 4 месяца после инсульта и в течение 2,5 лет находился на амбулаторном и стационар­ном лечении. Левша.

Смысл разговорной ситуативной речи не будет ясен пол­ностью без обращения к конкретной предметной ситуации. Лингвистами изучены (О.А. Лаптева и др.) клишированные построения, готовые синтаксические модели, пригодные для выражения любого содержания. Эти автоматизмы появляются в речевом потоке в условиях высокочастотных повторяющихся ситуаций. Ситуативный сигнал, вызывающий их, также стан­дартен. Частотность ситуации ведет к частотности речевой ре­акции, которая превращается в частотную формулу, клише или шаблон, то есть в речевые обороты, в основном побуди­тельного характера, которые базируются на высокой степени предсказуемости речевой формулы. Дети раннего возраста прежде всего овладевают этой формой речевого синтаксиса. О.А. Лаптева подчеркивает, что в клишированном высказыва­нии предопределено все вплоть до лексического состава. Кли­шированные построения — неотъемлемая часть устной речи. Они служат гибким речевым средством, пригодным для целей, выходящих за пределы обслуживания элементарных речевых ситуаций.

Непонимание смысла этих серий слов нередко сочетается с некоторой дезориентацией в незнакомой местности, так что на первые занятия в стационаре или амбулаторно больных прихо­дится сопровождать, поскольку устное объяснение, как, куда, где свернуть, где пересесть с одного вида транспорта на другой, им не помогает. Однако после одной-двух поездок с близкими людьми больные могут свободно посещать амбулаторные заня­тия, даже приезжая из-за города: зрительная память помогает им преодолевать трудности понимания конструктивно-про­странственной речевой дезориентации.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

афазии является:

а) нарушение реализации моторной программы;

б) снижение объема слухоречевой памяти;

в) нарушение оптико-пространственных отношений;

г) нарушение высших форм акустического анализа и синтеза.

32. Принципы восстановительного лечения при афазии разработаны:

а) М.К. Шохор-Троцкой;

33. Контоминации чаще всего встречаются при:

а) акустико-мнестической афазии;

в) семантической афазии;

г) динамической афазии.

34. В основе расстройства понимания речи при эфферентной моторной афазии лежит:

а) нарушение чувства языка;

б) дефекты фонематического восприятия;

г) нарушения понимания сложных логико-грамматических конструкций.

35. Форма афазии, практически не встречающаяся у левшей, это:

а) афферентная моторная;

б) эфферентная моторная;

36. В дошкольном возрасте афазии возникают чаще всего в результа-

а) нарушений мозгового кровообращения;

б) опухолей головного мозга;

г) черепно-мозговых травм.

37. Трудности восприятия и понимания сложных логико-грам-

матических конструкций являются первичным дефектом при:

а) акустико-гностической афазии;

б) акустико-мнестической афазии;

г) проводниковой форме афазии.

38. Причиной афазии являются:

а) нарушения мозгового кровообращения;

б) инфекционные заболевания головного мозга;

в) апраксия артикуляционного аппарата;

г) нарушения проводящих путей.

39. Речевые симптомы акустико-гностической сенсорной афазии вы-

б) литеральных и вербальных парафазиях;

г) амнестических явлениях.

40. Ведущим симптомом афферентной кинестетической моторной

а) грубая аграфия

в) нарушение понимания речи

г) апраксия артикуляционного аппарата

41. Ведущим симптомом эфферентной моторной афазии является:

а) кинетическая апраксия

б) нарушение понимания речи

42. Речевыми симптомами эфферентной моторной афазии являются:

а) замены слов по смыслу;

б) отсутствие спонтанной речи;

в) слоговые и лексические перестановки;

43. Характерными симптомами нарушения речи при динамической афазии являются:

а) трудность составления фраз

б) трудность в двигательной программе

в) отсутствие спонтанной речи;

г) аграмматизмы в речи.

44. Ведущим в коррекционной работе при эфферентной моторной афазии является:

а) преодоление инертности выбора слов;

б) преодоление аграмматизма;

в) восстановление структуры устного и письменного высказывания;

г) преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова.

45. При афферентной моторной афазии восстановление анализа состава слова происходит за счет использования в коррекционной работе:

в) разрезной азбуки;

г) слоговых таблиц.

а) парциальных формах моторных афазий у левшей;

б) гностических формах афазий у левшей;

в) при всех формах афазий;

г) динамической афазии а правшей.

47. Необходимым разделом обследования при афазии является:

а) исследование межличностных отношений;

б) изучение коэффициента интеллекта;

в) изучение самооценки и уровня притязаний;

г) выявление левшества.

48. Основной задачей восстановительной работы при всех формах

а) номинативная функция речи;

б) коммуникативная функция речи;

в) планирующая функция речи;

г) эмоциональная функция речи.

49. При всех формах афазии ведется работа над:

а) восстановлением словесных понятий;

б) оральными апраксиями;

в) фонематическими процессами;

г) звуко-буквенным анализом и синтезом.

50. Наиболее эффективной формой работы при коррекции афазии являются:

а) групповые занятия;

б) подгрупповые занятия;

в) индивидуальные занятия;

г) эффективность работы не зависит от формы занятий.

1 б 11 в 21 а 31 б 41 а

2 в 12 б 22 в 32 в 42 в

3 б 13 б 23 б 33 а 43 а

4 б 14 в 24 а 34 а 44 г

5 г 15 б 25 в 35 г 45 в

6 б 16 в 26 б 36 г 46 а

7 в 17 а 27 а 37 в 47 г

8 в 18 в 28 а 38 а 48 б

9 г 19 г 29 г 39 б 49 а

10 б 20 а 30 а 40 г 50 в

1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. –

2. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ

синтаксиса. – М., 1989

3. Бадалян К.Д. Невропатология. – М., 1999.

4. Бейн Э.С. Восстановление речи у больных с афазией. – М., 1982

5. Бейн Э.С., Овчарова П. А. Клиника и лечение афазий. – София, 1970

6. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. –

7. Бурлакова М.К. Речь и афазия. – М., 1997

8. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М., 2001.

9. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. – М., 1971

10. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и де-

тей с нарушениями речи. – М., 1990.

11. Дефектология. Словарь-справочник/ Авт.-сост. С.С. Степанов

/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2007.

12. Критчли М. Афазиология. – М., 1974

13. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М., 2002

14. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения

при локальных поражениях мозга. – М., 2000.

15. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1975

16. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-н /Дону, 1998.

17. Проблемы афазии и восстановительного обучения. Тексты. / Под.

ред. Л.С. Цветковой, Ж.М. Глозман. – М., 1983

18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Сели-

верстова. – Т 2. – М., 1997.

19. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики. –

20. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М, 1988

21. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных пора-

жениях мозга. – М., 1972

22. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. –

23. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути ре-

шения. – М.- Воронеж, 2002.

24. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у

больных с разными формами афазии. – М., 2000.

25. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстанов-

ления речи. – М., 2001.

26. Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. –

У больных с сосудистыми заболеваниями мозга нередко наблюдаются не изолированные формы афазии, а смешанные или комплексные афазические расстройства. Чаще всего встречаются: комплексная моторная (афферентно-эфферентная) афазия; комплексная эфферентно-динамическая афа­зия; сенсомоторная (акустико-гностическая и эфферентная моторная) афазия; комплексная акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазия; комплексная акустико-мнестическая и семантическая афазия; тотальная афазия. Возникновение комплексных форм объясняется наруше­нием кровообращения в сосудистых системах, снабжающих смежные речевые зоны. Эти варианты афазий требуют разработки специального плана преодоления речевого де­фекта.

Афазии у полиглотов. Надо учитывать то, что в нашем многонациональном государстве могут встречаться афазии у полиглотов. К ним относятся лица, владеющие в со­вершенстве двумя или несколькими языками. Форма афа­зии зависит от первично нарушенной предпосылки. В пер­вую очередь, как правило, восстанавливается родной язык или тот, которым больной пользовался в последние годы. Иногда иностранные языки восстанавливаются у больного одновременно, например армянин, хорошо владеющий рус­ским, турецким и английским языками, может говорить с окружающими поочередно на всех этих языках.

Очаг поражения при проводниковой афазии, как правило, находится в задних отделах нижней теменной доли (по­ле 40), задних теменно-височных отделах, в белом веществе теменной и височной долей.

Иногда у больных может наблюдаться нарушение слухоречевой памяти на серии слов, состоящих из 4—5 слов, что характерно для афферентной моторной афазии. Прове­рять слухоречевую память и фонематический слух при этой форме афазии следует не при помощи повторения, т. е. не при помощи устной речи больного, а с опорой на предметные картинки, так как в основе нарушения повторения слов и слогов при этой форме афазии лежит не нарушение слухоречевой памяти по акустико-мнестическому типу, а нарушение кинестетической основы речи. Попытки логопе­дов восстановить у этих больных повторение, называние, экспрессивную речь по картинке или пересказ прочитанно­го путем неоднократно акустического восприятия фонем и слухоречевой памяти никогда не приведут к успеху, по­скольку у больных фонематический слух либо не нарушен, либо очень быстро восстановлен за счет височных отделов правого полушария. Все неудачи логопеда связаны с тем, что он тренирует акустическое, а не кинестетическое звено, также по-своему выполняющее свою роль в восприятии диф­ференциальных признаков фонем. Как только логопед из­менит тактику работы и начнет заниматься с пациентом как с больным с афферентной моторной афазией, он быстро до­стигнет желаемого результата и, возможно, вернет больного к работе по специальности. Компенсаторные возможности больного с проводниковой афазией (больных левшей или амбидекстров) значительно больше, чем правшей с другими формами афазии, но они также требуют длительного срока логопедической работы.

У больных с проводниковой афазией наблюдаются не столько предупредительность и галантность, характерные для сенсорной афазии, сколько закомплексованность, подо­зрительность, ранимость, а отсюда неуживчивость в семье. Однако эти черты изменения личности необязательны, и не­редко больные оказываются уравновешенными, несколько благодушными, нуждающимися в стимуляции на занятиях. У левшей и амбидекстров при поражении левого полу­шария также может наблюдаться семантическая афазия с амнестическими компонентами.

При поражении правого полушария чаще всего наблюда­ется эфферентная моторная афазия и комплексная моторная афазия, реже афферентная и акустико-мнестическая афазия и крайне редко так называемая проводниковая афазия с грубейшим нарушением чтения и письма.

При эфферентной моторной афазии и комплексной мо­торной афазии у левшей и амбидекстров, имеющих очаг по­ражения в левом полушарии, также может наблюдаться не­которая сохранность автоматизированной ситуативной речи за счет левшества. При этом эти формы афазии преодолева­ются легче, чем у правшей.

Сенсорную акустико-гностическую афазию у амбидекст­ров и левшей при поражениях как левого, так и правого полушария мы не наблюдали, что, по всей вероятности, объ­ясняется высокой пластичностью и функциональной взаимо­заменяемостью височных долей у этой группы больных. Однако при поражении правого полушария у левшей наблю­дается редко встречающаяся, так называемая транскорти­кальная сенсорная афазия, основным симптомом которой яв­ляется выраженное стойкое нарушение понимания речи в ви­де отчуждения смысла слова при весьма сохранном повторе­нии слов и отчасти сохранном понимании читаемого текста. Эта необычайная мозаичность нарушения высших корковых фун­кций у левшей и амбидекстров, говорящая о парциальности левшества, в настоящее время находится в стадии изучения.


Динамическая афазия — это нарушение формирования высказываний активной речи, обусловленное поражением префронтальной лобной коры. Клинически проявляется отсутствием инициации высказываний, односложностью, упрощённостью ответов на поставленные вопросы, повторением фраз собеседника, недостаточным пониманием длинных сообщений. Диагностируется динамическая форма афазии с учетом данных неврологического осмотра, логопедического и психологического обследования, томографических, сосудистых исследований. Коррекция речевого дефекта проводится путём логопедических занятий, фармакотерапии на фоне этиотропного лечения и общеукрепляющих мероприятий.

МКБ-10


  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы динамической афазии
  • Осложнения
  • Диагностика
    • Дифференциальная диагностика
  • Лечение динамической афазии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения


Причины

Речевое расстройство обусловлено очагом поражения заднелобных отделов префронтальной коры левого полушария, относящихся к третичным полям 3-го функционального блока. Наиболее часто наблюдается травматическая, сосудистая, опухолевая этиология. Основными этиофакторами выступают:

  • Черепно-мозговые травмы. Повреждение тканей лобной доли происходит в результате сотрясения, размозжения, внутреннего кровоизлияния. Вторичное поражение нейронов провоцируется нарастанием посттравматического отёка, развитием воспалительных процессов, увеличением внутримозговой гематомы, приводящей к компрессии окружающих тканей.
  • Цереброваскулярная патология. Чаще появление речевых нарушений связано с острыми сосудистыми катастрофами (ишемическим, геморрагическим инсультом) в бассейне передней мозговой артерии. К дисфункции нейронов коры также способна привести хроническая ишемия головного мозга, возникающая при церебральном атеросклерозе, гипертонии, сахарном диабете, амилоидозе сосудов.
  • Инфекционно-воспалительные заболевания. Формирующиеся в лобных отделах воспалительные очаги различной этиологии вызывают фокальное повреждение лобной коры, нарушение её взаимосвязей с иными церебральными структурами. В результате развивается дисфункция отделов мозга, отвечающих за речевой праксис.
  • Церебральные опухоли лобной локализации (глиомы, астроцитомы). При инвазивном типе опухолевого роста гибель нейронов обусловлена их деструкцией, при относительной доброкачественности процесса дисфункция вызвана компрессией мозговых тканей вследствие роста новообразования. Сдавление и опухолевая инвазия лобной коры также возможны при локализации неоплазии в оболочках мозга (менингиомы, меланомы).
  • Дегенеративные процессы. Болезнь Альцгеймера, лейкодистрофии, болезнь Пика сопровождаются прогрессирующей дегенерацией церебральных структур, в том числе лобной коры. Дегенеративные процессы приводят к утрате нейронами их основных функций, апоптозу. В начальной фазе заболевания наряду с иными нарушениями праксиса может развиться динамическая афазия.

Патогенез

Задние отделы первой лобной извилины относятся к речевому отделу третьего структурно-функционального блока мозга, отвечающего за программирование и регуляцию психической деятельности. Поражение данной области ведёт к нарушению развёртывания внутренней программы высказывания, грамматического конструирования, что проявляется расстройством речевой предикативности. Утрачивается грамматическая схема предложения, согласованность его членов, отсутствует сказуемое.

Классификация

Клиническое значение имеет понимание, на каком именно этапе формирования речевого высказывания происходит сбой. В соответствии с современными представлениями отечественные логопеды выделяют две группы пациентов, различающихся уровнем дисфункции и способностью к восстановлению:

  • 1-я группа — больные с первичным нарушением звена внутреннего программирования высказывания. Отсутствует мотивация к восстановлению. Реабилитация сложная, длительная.
  • 2-я группа — пациенты с первичным расстройством грамматического конструирования. Критика более сохранна, имеется мотивация. Восстановление проходит проще и быстрее.

Для подбора наиболее эффективных методик логопедической коррекции важно определить степень утраты способности к построению спонтанных речевых высказываний. С учетом выраженности речевой дисфункции динамическая афазия классифицируется на три степени тяжести:

Симптомы динамической афазии

Основным симптомом является трудность формирования активного высказывания. Активная речь резко снижена: больной не задаёт вопросов, не обращается с просьбами. Речевая активность требует постоянной стимуляции извне. Произносятся отдельные несвязанные фрагменты, основные звенья высказывания не определяются. Уменьшено употребление глаголов, предлогов, местоимений, существительные ставятся в именительном падеже. Динамическая афазия тяжёлой степени отличается полным отсутствием активной речевой продукции — пациент молчит. Возможно автоматическое повторение высказываний собеседника (эхолалия), иногда — его движений (эхопраксия).

В лёгких случаях наблюдается стереотипность высказываний, общее обеднение фраз, употребление закреплённых ранее бытовых и профессиональных оборотов, нарушения согласования слов в предложении. Артикуляция, произношение отдельных звуков полностью сохранны. Выразительность, эмоциональная окраска высказывания снижены.

Динамическая афазия протекает на фоне сниженной способности к концентрации внимания, замедленности мышления, потери критики к собственному дефекту. Вследствие быстрого истощения внимания отмечается расстройство понимания обращённой речи, особенно длинных сложных фраз.

Письменная речь во многом сохранна. Дисграфия наблюдается при написании под диктовку длинных предложений, попытках создать текст собственного сочинения. Дислексия обусловлена невнимательностью, выражается пропуском слов, словосочетаний, плохим пониманием прочитанного. Возможна акалькулия, выражающаяся в затруднениях определения последовательности выполнения арифметических операций. Доступными пациенту остаются последовательный счёт, решение элементарных примеров.

Осложнения

Отсутствие активной речевой продукции при снижении критики приводит к резкому нарушению коммуникативных возможностей. Молчащий пациент неспособен попросить о помощи, при невнимательном отношении окружающих не может удовлетворить элементарные потребности. Изменения психоэмоциональной сферы, нарушения внимания и мотивации существенно затрудняют логопедическое восстановление. При отсутствии речевой коррекции динамическая афазия приобретает стойкий резидуальный характер, инвалидизирует больного до конца жизни.

Диагностика

Речевые нарушения выявляются при первой попытке установления вербального контакта. Данные анамнеза помогают предположить характер церебрального поражения. Дальнейшие обследования направлены на уточнение вида афазии, её дифференцировку от психогенных, артикуляционных расстройств, определение этиологии, характера и размеров происходящего в церебральных тканях патологического процесса. Перечень диагностических исследований включает:

Динамическая афазия дифференцируется с иными речевыми расстройствами. Снижение речевой продукции отличает её от акустико-гностической и акустико-мнестической афазии, характеризующихся логореей. При афферентной моторной афазии экспрессивная речь тотально затруднена, артикуляция нарушена, наблюдаются сложности фонации отдельных звуков, что отсутствует при динамической форме. Психогенный мутизм отличается флюктуацией симптоматики, её зависимостью от психологической обстановки, наличием сопутствующих психических отклонений.

Лечение динамической афазии

Эффективное лечение речевого дефекта неразрывно связано с успешной терапией причинной патологии. Этиотропная терапия может включать назначение антибактериальных, противовирусных, антимикотических, тромболитических, вазоактивных фармпрепаратов, нейрохирургическое удаление опухоли. Логопедическая коррекция должна начинаться как можно ранее, сочетаться с другими реабилитационными методиками. Комбинированная восстановительная терапия осуществляется с участием невролога, реабилитолога, логопеда, врача ЛФК, массажиста, нейропсихолога. Основными направлениями речевой реабилитации являются:

  • Логопедические занятия. Трудности внутреннего планирования высказывания преодолеваются созданием внешних опор: вопросов, схем, серий картинок. При грубой афазии занятия направлены на преодоление инактивности, стимулирование коммуникативной функции при помощи диалога, при средней степени — на восстановление фразовой речи, понимания сложных грамматических оборотов, при лёгкой — на активизацию спонтанной речи, преодоление трудностей понимания переносного смысла слов.
  • Нейрометаболическая поддержка. Назначение медикаментозных препаратов, улучшающих церебральный метаболизм, способствует восстановлению старых и формированию новых межнейрональных связей, что ускоряет процесс логопедического восстановления. Рекомендованы к применению мемантин, пирацетам, препараты гинкго билоба.
  • Общеукрепляющие мероприятия. Лечебная физкультура, массаж повышают двигательную активность больного, путём усиления кровообращения способствуют скорейшему восстановлению церебральных функций. Большое значение имеет соблюдение режима дня, витаминизированное питание, прогулки.

Прогноз и профилактика

Афазии левшей

В 1899 году В. ВгапмеИ наблюдал афазию у 36-летнего левши (писал левой рукой) с правосторонним гемипарезом. Он назвал ее перекрестной (сгоззес! арЬа$1а) и призвал задуматься над тем, что леворукость не всегда противоположна праворукости в смысле доминантности правого полушария по речи. Но представление о том, что правое полу­шарие мозга левшей является доминантным по речи таким же образом, как левое полу­шарие у правшей, уже сложилось (цитата по Пенфильд У., Робертс Л., 1964). Это утвер­ждение долгие годы продолжает повторяться в учебниках и руководствах для врачей вопреки тому факту, что речь и у праворуких больных может нарушаться при пораже­нии правого полушария. Этот праворукий может иметь ведущее левое ухо, в частности, при выполнении задания по дихотическому прослушиванию слов, предъявляемых од­новременно на правое и левое ухо (Приложение 1). У леворукого может быть афазия при поражении левого полушария, если у него ведущим в восприятии слов является правое ухо, что выражается в положительном значении Кпу, скажем, +25 (Доброхото­ва Т.А., Брагина Н.Н., 1994).

матическим поражением правого полушария мозга нарушения речи проявлялись в особых ситуациях. При спонтанных высказываниях он говорил без затруднений. Цуудности возникали, когда больной должен был ответить на задаваемые ему вопросы.

Экспрессивная речь была относительно сохранна — правильно повторял гласные а согласные звуки, односложные слова. Были редки литеральные парафазии. Называ- Ж предметов было доступно.

Если иметь в виду, что у 37% здоровых людей выявляется левшество в слухе (при 5% руких), можно предположить у левшей множество возможных вариантов афазий их 1) зависимости от поражения правого или левого полушария и 2) клиническим явлениям, сопровождению другими, не характерными для правшей симптомами, первому признаку возможны варианты:

• афазия (дисфазия) возможна при поражении того или другого полушария, если у больного — симметрия слуха, сочетающаяся с лево- или праворукостью. Возмож­ны и другие варианты.

Лечение афазии: восстановление речи после инсульта

Лечение афазии – восстановление речи у больных, потерявших речь, ее методики, первоначально заимствовались из опыта обучения глухонемых (сурдопедагогики) и приемов работы с детьми, страдающими периферическими нарушениями речи. Позже были разработаны специальные логопедические приемы для больных с афазией. Хотя сегодня родственники больных, перенесших инсульт, часто не знают, как восстановить речь, а логопеда в больнице нет. Откладывать восстановление речи в долгий ящик нельзя, через полгода уже будет поздно. Надо обязательно найти логопеда в ближайшем Центре коррекции речи, проконсультироваться с ним и сразу после выписки из больницы начать занятия, используя некоторые приемы дома самостоятельно.

Левша или правша?

После установления диагноза перед началом восстановительной работы очень важно знать, какое полушарие головного мозга у пациента доминантно. Иначе говоря, левша он или правша, поскольку доминантным по речи и другой психической деятельности у правшей является левое полушарие, у левшей – правое. По статистике, абсолютные правши – всего 40-42% населения, абсолютные левши – 5-8%. Остальные 50% – переученные с левой руки на правую или скрытые левши. Часто бывает, что у переученных левшей афазия проходит сама собой спонтанно в течение 2-7 дней. При повреждении правого полушария у левшей афазия менее выражена, поскольку функции пораженных зон компенсируются высокими возможностями левого полушария. Речевые расстройства у скрытых левшей при поражении левого полушария проявляются наиболее грубо, так как при переучивании с левой руки на правую, в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной и височных долях. Итак, чтобы определить левша пациент или правша, нужно пройти следующий тест.

Тесты на определение левши или правши (правшество/левшество)

Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (левой, правой).

Определение величины лона ногтя большого пальца.

На какой руке (левой, правой) больше развита венозная система.

Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.

Понаблюдать, какая нога ведущая в спорте.

Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.

Какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове.

Какой рукой моет, копает, ввинчивает, режет бумагу, стрижет ногти, отпирает дверь, забивает гвозди, пилит и т.д.

Какой рукой удобнее играть на музыкальном инструменте.

На эти вопросы должны ответить врачу ближайшие родственники больного. По тесту можно определить не только ведущую руку (больше половины ответов), но и скрытое левшество, если на три и более вопроса обнаружен левый тип реакции.

Обычно у левшей-афазиков перспективы по восстановлению речи лучше, чем у правшей, так как функции правого полушария в основном остаются сохранными. При поражении теменной и височной доли левого полушария восстановление речи происходит с опорой на планирующую функцию лобной доли левого полушария, что позволяет больному получить мотивацию к обучению. Трудности восстановления речи у левшей возникают лишь при акустико-мнестической и семантической афазии. У левше й практически не проявляется динамическая афазия за счет высокой взаимозаменяемости функций заднелобных отделов головного мозга.

Методы коррекционной работы при афазии

Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.

Коррекция речи при сенсорной афазии

Основной задачей при акустико-гностической (сенсорной) афазии является восстановление фонематического восприятия и понимания простейших речевых инструкций (например, подними руку). Используя сохранные анализаторы (зрительный, моторный) применяют неречевые формы работы: списывание коротких слов с картинок, жесты.

Параллельно ведется работа по восприятию звучания слов в процессе списывания. Затем берутся картинки со словами одинаковой слоговой структуры, но разными по звучанию (на-сос, за-бор).

На третьем этапе берутся слова с одинаковой слоговой структурой и разными по звучанию первыми (мак-рак) или последними звуками (лес-лев), и предлагают больному выбрать картинку со словом, начинающимся или кончающимся на тот или иной звук. Затем его просят вставить пропущенные буквы в словах.

Работа по восстановлению звуков длится 2-3 месяца, затем навыки закрепляют в речи, восстанавливая предметную отнесенность слова. Например, выбрать на картинке все деревянные предметы, всю одежду или обувь. Кроме того, восстанавливают возможность аналитического и глобального чтения. Ведется работа над пониманием семантики слов при помощи подбора определений к словам, дифференциации омонимов, омографов, омофонов, подбор антонимов и синонимов к слову.

Эффективным приемом при сенсорной афазии является списывание текста, которое дает больному возможность подыскать в уме нужное слово, согласовывая его с другими. Параллельно веде тся восстановление чтения.

Работа при акустико-мнестической афазии

В случае, когда у больного нарушена слухоречевая память, лечение (коррекционная работа) ведется с опорой на зрительные представления о признаках предмета.

На втором этапе работают над восстановлением ситуативно-обусловленной речи. Пациент выполняет инструкции, указывает на названный предмет, заполняет анкету, ведет ситуативную беседу. Впоследствии больному предлагают повторить серию слов или автоматизированные ряды, например, посчитать до 10, определить и дорисовать недостающий элемент у предмета, например, носик у чайника и т.д.

Также ведется работа по пониманию многозначности слов, подбору синонимов, антонимов, омонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прослушанного текста. Сохранность фонематического слуха и понимания звуко-буквенной наполненности слова позволяют с первых же дней коррекционной работы составлять развернутые п исьменные высказывания, предотвращая бедность словарного запаса и аграмматизмов.

Коррекция речи (лечение) при семантической афазии

Основная задача логопедической работы – устранение трудности в подборе названий к предметам, обогащение лексики и синтаксических конструкций высказывания. Опора делается на сохранные анализаторы: зрение, слухоречевую память, планирующую функцию речи.

Прежде всего, ведется работа по преодолению пространственной агнозии: восстановление схемы тела, преодоление нарушений зрительно-пространственного восприятия, восстановление связи слова с предметным образом. Конструктивно-пространственная апраксия корректируется через обучение последовательности расчленения рисунка на определенные сегменты. Для понимания наименований предметов необходимо сопоставлять различные свойства и функции целой группы слов, разбивая по категориям: мебель, одежда посуда и т.д.

Восстановление речи при афферентной моторной афазии

Преодоление речевых трудностей при афферентной моторной афазии опирается на сохранность зрительного и акустического восприятия.

После закрепления артикуляционных навыков переходят к произнесению серии звуков, к звуко-буквенному анализу слова, чтобы избежать перестановок и замен звуков в слове. Используются: сопряженная речь, логопед вместе с больным произносят слова, а затем и устойчивые выражения; чтение автоматизированных рядов; чтение и запись под диктовку отдельных звуков; складывание слов из разрезной азбуки.

Затем переходят к отраженному произнесению слов. С помощью диалога работают над ситуативным пониманием речи и вызывают на ответы.

Кро ме того, ведется работа по восстановлению аналитического чтения и письма.

Работа при эфферентной моторной афазии

Основная задача – восстановление кинетической моторной программы, преодоление инертности в переключении с одного артикуляционного уклада на другой, восстановление четкости устного и письменного высказывания.

Для этого используются письменные задания, в которых надо выбрать правильную последовательность слогов в слове. Например, Ле (рство, ка), мо (тва, ли). При грубом нарушении чтения и письма начинают работать над складыванием слогов из разрезной азбуки, составляя сначала двух, а затем и трехсложные слова (во-да, со-ба-ка). Для удобства чтения фразы можно переводить из горизонтального положения в вертикальное. Практикуется сопряженное чтение слов с определенной ритмической структурой. Используя сохранную функцию планирования речи, рисуют схему или план слова, фразы, которые позволяют преодолеть трудности переключения с одного слога на другой, персеверации и эхолалию.

Коррекционная работа при динамической афазии

Главной задачей при этой форме афазии является восстановление программирующей функции речи.

Также больного учат преодолевать трудности в понимании переносного смысла слов, просят передать просьбу врача, составить рассказ на заданную тему, пересказать текст по предварительному плану.

Активности речи также способствует обсуждение событий дня, быстрое переключение с одной темы на другую: что было накануне, что будет завтра.

Параллельно ведется письменная работа по восстановлению в тексте пропущенных частей речи, правильное использование приставочных глаголов. На заключительном этапе пишется сочинение по серии картинок, составляются заявления, доверенности, письма друзьям.

Афазия у левшей

Абсолютными правшами являются лишь 40-42% насе­ления. Абсолютными левшами — 5-8%, остальные 50% —.. либо скрытые, латентные, парциальные, переученные с ле­вой руки на правую левши, либо правши с признаками лев- с шества. Нередко афазические нарушения у лиц, переученных с левой руки на правую, редуцируются спонтанно в течение 1-7 дней, в связи с чем эти больные в логопедичес­кой помощи не нуждаются. Левши со стойкими речевыми расстройствами составляют около 30% от общего числа боль­ных с афазией.

Афазии у левшей, возникающие при поражении правого полушария, менее выражены, что объясняется высокими компенсаторными возможностями левого полушария. Бо­лее грубо у левшей проявляются речевые расстройства при поражении левого полушария, что объясняется, вероятно, тем, что в процессе переучивания ребенка-левши с левой руки на правую и обучения его письму правой рукой у него в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной, постцентральной и височной долях го­ловного мозга.

Истинная акустико-гностическая афазия у левшей прак­тически не наблюдается в связи с высокой взаимозаменяе­мостью функций височных долей обоих полушарий. Одна­ко у левшей иногда при поражении височной доли возникает своеобразная сенсорная афазия, получившая в классичес­кой классификации название транскортикальной сенсор­ной афазии. При этом варианте акустико-гностической афа­зии возникает диссоциация между полным непониманием речи, относительной сохранности понимания читаемого тек­ста, возможности записи слов под диктовку без понимания значения слова. В речи этих больных отсутствует жаргонофазия и литеральные парафазии. Речь аграмматична.

Очень редко наблюдается так называемая перекрестная афазия, т. е. истинная картина непарциальной афферент­ной моторной афазии у левшей при поражении левого полу­шария у левшей и правого полушария у правшей. У этих больных речь отсутствует полностью до тех пор, пока с ними не будут начаты систематические логопедические занятия.

Исследование высших корковых функций при афазии проводит­ся по следующей схеме:

1. Исследование общей способности к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения полноты собственной речи больно­го, понимания им ситуативной, обиходной речи, степени ре­чевой активности.

2. Исследование понимания речи. Предъявляются на слух спе­циальные одно- и многозвеньевые инструкции; задания по нахождению предметов; предлагается пересказ прослушанных коротких текстов; решение логико-грамматических конструк­ций. Исследуется фонематический слух; слухоречевая память, понимание смысла пословиц.

Исследование экспрессивной речи: автоматизированной речи, повторения звуков, слогов, слов различной степени сложнос­ти, называния предметных картинок, называния действий, составления фраз и текстов по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного текста.

4. Исследование чтения, письма и счета.

5. Исследование орального, пространственного и динамического праксиса.

6. Исследование акустического и оптического гнозиса.

При подведении итогов обследования высших корковых функций составляется общая характеристика речи больного при соблюдении следующего плана: наличие левшества (по А. Р. Лурии, 1969), степень контактности страдающего афа­зией, ориентированность его в окружающем, его истощаемость. Характеризуется степень нарушения понимания речи и того, что преобладает в картине нарушения понимания: фо­нематический слух, импрессивный аграмматизм, персевераторность при выполнении заданий, понимание сложных ин­струкций и отдельных слов, фразеологических оборотов, особенности слухоречевой памяти. Фиксируется степень рас­пада экспрессивной речи, наличие персевераций, характер вербальных и литеральных парафазии; возможность повто­рения отдельных звуков, слов, серий слов и предложений; возможность называния, составления фразы по простой сю­жетной и по серии сюжетных картинок. Отмечается возмож­ность чтения про себя, выполнения письменных инструкций, узнавания отдельных слов при грубом нарушении чтения, запись букв, слов и фраз под диктовку, самостоятельное пись­мо, обязательно отмечается наличие литеральных и вербаль­ных парафазии, пропусков и перестановок букв, слогов и слов в предложении, наличие персевераций.

Проверяется выполнение больным плана математических действий, возможность перехода через десяток, наличие оральной и артикуляторной апраксии, динамической или конструктивно-пространственной апраксии, сохранность оп­тического и акустического гнозиса. Проводится тщательное обследование у больного (опрос, тесты) наличия левшества.

На основании анализа нейропсихологического комплек­сного обследования делается результирующее заключение о форме афазии, степени распада всех функций. Эти же тесты проводятся с ближайшими родственника ми больного.

Основными признаками левшества является наличие гене­тически обусловленного левшества у родственников больного по линиям отца и матери, выявление при помощи тестов веду­щих глаза и руки, а также ряда профессиональных навыков.

Афазия у левшей


АФАЗИЯ У ЛЕВШЕЙ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.