Функциональные расстройства высшей нервной деятельности называют

К нарушениям ВНД относят различные по характеру, тяжести течения и исходом виды неврозов, психопатий, психозов и др. Одной из наиболее распространенных форм патологии нервной системы являются неврозы.

Экспериментальное воспроизведение неврозов основывается на принципе постановки перед животным заведомо непосильной задачи. Приёмы моделирования экспериментального невроза при развитии хронического стресса были разработаны ещё в лаборатории И.П. Павлова. В его лаборатории была установлена зависимость вероятности возникновения и особенностей развития невроза от особенностей ВНД. Были разработаны такие виды экспериментальных неврозов как: невроз с преобладанием процесса возбуждения или торможения, невроз с патологической подвижностью нервных процессов. Изучая роль особенности ВНД в возникновении неврозов было установлено, что наиболее подвержен невротическим расстройствам слабый тип – меланхолики. Для них характерны быстрая истощаемость нервных процессов, слабость внутреннего коркового торможения и пассивность реакции на воздействие. Нередко формируются неврозы с развитием торможения и пассивно-оборонительных реакций. У холериков возникают неврозы возбудительного типа с формированием активно-поисковых реакций. Флегматик характеризуется развитием невроза возбудительного типа с патологической подвижностью нервных процессов. Сангвиник наиболее устойчивый тип к воспроизведению неврозов. Повышение силы раздражителя и повторение воздействий могут привести к возникновению невроза.

Общепринятой классификации неврозов в настоящее время не имеется.

Традиционно, к основным клиническим формам неврозов относят: невростенический (неврастения), истерический (истерия), невроз навязчивых состояний.

Клинически проявляется: вегетативными расстройствами (например, нарушениями ритма сердца, гипо- или гипертензивными реакциями, желудочно-кишечными расстройствами, повы­шенной потливостью); повышенной возбудимостью, утомляемостью, несдержанностью, нетерпеливостью; расстройствами внимания, нарушением его концентрации; снижением работоспособности, вялостью; неустойчивостью настроения, нередко – подавленностью; расстройствами сна (нарушение засыпания, беспокойный сон, неприятные сновидения); сексуальными нарушениями (например, снижение сексуального влечения, импотенция).

Все это приводит к нарушениям интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической и поведенческой деятельности человека.

Невроз навязчивых состояний – заболевание, характеризующееся мыслями, воспоминаниями, сомнениями, возникающими на фоне ясного сознания. Навязчивые состояния касаются интеллектуальной (обсессии), эмоциональной (фобии) и моторной (импульсии) сфер.

Психозы – стойкая органическая патология корковых отделов ЦНС, которая различается по этиологии, патогенезу и клинике, и сопровождается болезненными расстройствами психики. Они проявляются неадекватным отражением окружающего мира и нарушением поведения и психической деятельности. Психозы сопровождаются возникновением различных по характеру и интенсивности галлюцинаций, бреда, психомоторных и аффективных расстройств. Выделяют следующие виды психозов – шизофрения, маниакально-депрессивный, инволюционный, реактивный и психопатических синдромов – параноидальные, бредовые, поранойяльные, эмоциональные и др.

Одним из наиболее распространённых исходов патологических процессов в нервной системе являются следовые реакции, которые имеют важное значение и в развитии патологии нервной системы.

| следующая лекция ==>
Типовые формы нейрогенных расстройств локомоторной функции | Следовые реакции и их роль в патологии нервной системы

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 3882 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Причины возникновения симптомов функционально-неврологического расстройства (ФНР) не известны. Данное состояние встречается в 14 — 22 случаях на 100 000 человек. ФНР чаще встречается у подростков и взрослых людей. Люди в сельской местности и военнослужащие подвержены более высокому риску расстройства.

Симптомы ФНР

Симптомы ФНР не имеют основную физическую причину и часто связаны с эмоциональным или психологическим кризисом. Типичные признаки и симптомы ФНР слудующие:

  1. глухота или снижение слуха;
  2. трудности с концентрацией внимания;
  3. трудности при глотании;
  4. усталость;
  5. нарушение движения;
  6. потеря равновесия;
  7. потеря чувствительности;
  8. проблемы с памятью;
  9. боли в мышцах, коже и суставах;
  10. паралич;
  11. судороги;
  12. проблемы с речью;
  13. покалывание кожи;
  14. тремор;
  15. подергивание мышц;
  16. проблемы со зрением;
  17. слабость.

Симптомы могут приходить и уходить. В большинстве случаев симптомы проходят в течение короткого периода времени. Однако, у некоторых людей они могут длиться в течение нескольких месяцев или лет и препятствовать выполнению повседневных функций.

PATHOLOGI.COM

Интересные статьи:

2) Механизм реактивности

3) Молекулярные основы жизнедеятельности

Причины и факторы риска

Факторы, которые могут увеличить риск развития ФНР:

  1. диссоциативные расстройства;
  2. расстройства личности;
  3. печальные события в жизни;
  4. детские травмы;
  5. наличие члена семьи с ФНР.

причины

Точная причина FND неизвестна.

Например, тот, кто считает насилие неправильным, но испытывает желание реагировать насильственно на травмирующую ситуацию, может испытывать онемение в руках или ногах, как способ подавить желание ударить или ударить.

Тем не менее, некоторые люди могут развить FND даже в отсутствие стресса или депрессии.

Некоторые исследования показали, что люди с FND уменьшают функциональную связь в определенных частях своего мозга, включая те части, которые контролируют мышцы и чувства. Это указывает на отсутствие контроля над физическим движением или действиями организма.

Диагностика

Диагностирование ФНР может занять много времени, так как симптомы могут имитировать другие состояния. Во многих случаях невропатолог и психиатр будут принимать участие в диагностике. Невропатолог поможет исключить основные неврологические состояния, в то время как психиатр может исключить психологические причины и подтвердить диагноз ФНР.

Несмотря на то, что нет стандартного теста для проверки ФНР, для диагностики используется:

Оценка состояния здоровья

. Врач проверит симптомы, которые испытывает человек, и попросит рассказать об изменениях в жизни, травмах и факторах стресса. У больного проверят наличие нормальных рефлексов, проблем с балансом и физическими движениями.

Рентгенография и МРТ

может выявить симптомы, связанные с травмами головного мозга, или неврологические нарушения.

(электроэнцефалограмма) может отслеживать мозговые волны, что позволяет врачам обнаруживать проблемы, связанные с электрической активностью головного мозга, такой как эпилепсия.

Чтобы поставить диагноз ФНР:

Пациент должен иметь один или несколько симптомов, которые влияют на движение или чувства и находятся вне сознательного контроля;

Симптомы не должны быть связаны с употреблением наркотиков;

Должна быть травматическая или стрессовая ситуация (хотя не всегда).

Структурные нарушения и функциональные расстройства мозга.

⇐ ПредыдущаяСтр 81 из 110Следующая ⇒

Нейропсихологические нарушения, связанные с аутизмом, могут затрагивать вербальное мышление, направленное и избирательное внимание, память, прагматическое использование речи, а также ведущие функции (G. Dawson, 1996). Значительная распространенность подобных нарушений свидетельствует о множественном поражении различных участков мозга как на кортикальном, так и на субкортикальном уровне (Нарре & Frith, 1996). Типы нейропсихологических нарушений у детей различаются также в зависимости от тяжести заболевания. Так, у детей, страдающих аутизмом и отличающихся низким уровнем функционирования, наблюдаются нарушения основных функций памяти, в частности памяти, ответственной за опознавание зрительных образов, которая опосредуется срединной височной долей головного мозга (mediated by the brain’s medial temporal lobe) (Barth, Fein & Waterhouse, 1995). Напротив, у детей, отличающихся высоким уровнем функционирования, могут наблюдаться менее выраженные нарушения рабочей памяти или функций кодирования сложной вербальной информации, требующей участия высших кортикальных функций (Dawson, 1996).

Результаты биологических исследований.Исследования снимков мозга (brain imaging) направлены на поиск структурных нарушений и функциональных расстройств, а также на изучение регулярно наблюдаемых локальных повреждений определенных участков мозга (consistently localized brain lesions), связываемых с симптомами аутизма (Kemper & Bauman, 1993; Minshew & Dombrowsky, 1994; Rurnsey & Ernst, 2000). Нарушения коры лобных долей мозга (frontal lobe cortex) регулярно встречаются у лиц, страдающих аутизмом (Carper & Courchesne, 2000). В ходе исследований также были выявлены регулярные структурные нарушения мозжечка (cerebellum) и срединной височной доли (medial temporal lobe), а также связанных с ними структур лимбической системы (Courchesne, Chisum & Townsend, 1994; Saiton & Courchesne, 1998).

Мозжечок, относительно крупный отдел головного мозга, расположенный вблизи ствола, связывается большинством ученых с моторной двигательной активностью (motor movement). Однако он также отчасти отвечает за такие функции, как речь, обучаемость, эмоции, мышление и внимание (Courchesne, Townsend & Chase, 1995). Было обнаружено, что у большинства лиц, страдающих аутизмом, отдельные участки мозжечка имеют размеры значительно меньшие, чем это характерно для нормы (Courchesne et al., 1995). Высказывались предположения, что патологиями мозжечка могут быть вызваны проблемы, связанные с быстрым переключением внимания с одного стимула на другой, характерные для детей, страдающих аутизмом.

Предполагается также, что с аутизмом связаны нарушения, возникающие в срединных височных долях и соединенных с ними структурах лимбической системы, к которым относятся миндалевидное тело (amygdala) и гиппокамп (hippocampus). Считается, что эти отделы мозга отвечают за эмоциональную саморегуляцию, обучаемость и память — функции, часто нарушенные у лиц, страдающих аутизмом. Миндалевидное тело* играет особо важную роль в определении эмоционального значения стимулов и соотнесения социального поведения с получением вознаграждений (положительных подкреплений). Помимо этого оно играет ключевую роль в ориентации на социальные стимулы; в восприятии стимулов, расположенных по направлению взгляда; а также, наряду с гиппокампом, в функционировании долговременной памяти. Повреждение данных участков мозга у животных ведет к появлению форм поведения, сходных с наблюдаемыми при аутизме, таких как социальная отчужденность, поведенческие персеверации, проблемы с адаптацией к новым стимулам и ситуациям, а также неспособность к обучению, связанному с распознаванием опасных ситуаций. Однако мы должны быть крайне осторожными, обобщая выявленные факты применительно к аутизму (generalizing from these findings directly to autism).

На основе полученных снимков мозга были проведены исследования метаболизма головного мозга у лиц, страдающих аутизмом. Снимки указывают на ослабленное кровообращение (decreased blood flow) в лобных и височных долях. В ходе исследований было выявлено также ослабление функциональных взаимосвязей между кортикальными и субкортикальными участками головного мозга, а также факт задержки созревания (maturation) лобных участков коры, о чем свидетельствует ослабленное кровообращение в лобных долях у детей дошкольного возраста, страдающих аутизмом (рис. 10.5).

(Ребенок, страдающий аутизмом (вверху). Контрольная група (внизу))

Рис. 10.5. Данные изображения участков головного мозга указывают на неустойчивую лобную гипоперфузию (transient frontal hipoperfusion) (пониженное внутримозговое кровообращение), наблюдаемую у детей, страдающих аутизмом. Верхний ряд: Ребенок, страдающий аутизмом, в трехлетнем и шестилетнем возрасте. Обследование методом фотоновой томографии (SPECT — single photon emission tomography), проведенное в трехлетнем возрасте, выявило явные признаки двусторонней лобной гипоперфузии (участки, отмеченные белыми стрелками), однако аналогичное обследование, проведенное в возрасте шести лет, свидетельствует о нормальной лобной перфузии. Нижний ряд: Контрольная группа нормальных детей. Обследование с помощью тех же методов показало наличие лобной гипоперфузии в возрасте одного года (участки, отмеченные белыми стрелками) при нормальной перфузии в возрасте трех лет. Обнаруженные различия указывают на возможную задержку созревания лобных долей у детей, страдающих аутизмом, — результаты, согласующиеся с данными о нарушениях ведущих функций (Zilbovicius et al., 1995).

Эти данные говорят о возможной задержке созревания лобных долей, что соответствует клиническим данным о нарушениях ведущих функций при аутизме (Zilbovicius et al., 1995).

Выдвигались различные гипотезы, касающиеся нарушений нейротрансмиттеров* при аутизме (Е. Н. Cook, 1990; Narayan, Srinath, Anderson & Meundi, 1993). Наиболее убедительным подтверждением этих гипотез являются данные, согласно которым около одной трети лиц, страдающих аутизмом, имеют повышенное содержание серотонина** в крови, — по данному показателю они входят в число лиц, имеющих наиболее высокий уровень серотонина, и составляющих 5% всего населения (Е. Н. Cook & Leventhal, 1996).

Аутизм как нарушение развития мозга. Полученные данные подтверждают наличие серьезных нарушений развития мозга при аутизме, вызывающих характерные симптомы, которые наблюдаются при обработке информации (Gillberg, 1999). Эти нарушения затрагивают ряд процессов нейронной организации мозга, включая развитие дендритов и аксонов, формирование синаптических контактов, программируемую клеточную смерть (programmed cell death), а также избирательную блокировку нейронных процессов (selective elimination of neuronal processes) (Minshew, 1996). Учитывая трудности, которые испытывают дети, страдающие аутизмом, при обработке социальной информации, было высказано предположение, что при аутизме возникают дисфункции систем мозга, ответственных за развитие социально значимых когнитивных навыков; к этим системам, возможно, относятся срединные височные и орбитальные лобные доли (orbital frontal lobe) (Baron-Cohen et al., 1999). Что касается возможных нейронных структур, нарушения которых вызывают ранние симптомы аутизма, наиболее вероятной представляется связь между патологией миндалевидного тела и ранними дефицитами навыков ориентации на социальные стимулы, подражательной моторики, сонаправленного внимания и эмпатии (G. Dawson, 1996).

Итоги раздела.

— Аутизм биологически обусловлен нарушением развития нейронных структур, которое может быть вызвано множественными причинами.

— Аутизм обусловлен генетически, хотя специфические гены, ответственные за возникновение аутизма еще предстоит определить.

— У родственников больных наблюдается дефицит коммуникативных, речевых и когнитивных навыков, выходящий за пределы нормы и аналогичный по своему характеру наблюдаемому при аутизме, но выраженный в менее острой форме и не сопровождаемый умственной отсталостью и эпилепсией.

— Нейропсихологические нарушения при аутизме затрагивают высшие функции, включая мышление, внимание, память, речь и ведущие функции.

— Кроме того, у аутичных больных обнаружены структурные нарушения мозжечка, средней височной доли, а также связанных с ними структур лимбической системы.

Лечение аутизма.

Я не считала нейрохирургических операций, не считала, сколько я перепробовала лекарств, видов диеты, поведенческих программ. Если их набралось уже пятьсот, значит, осталось перепробовать на пятьсот меньше… Я продолжаю верить.. Я верю, что мой сын сможет поправиться. (Swackhamer, 1993).

У людей, страдающих аутизмом, имеются биологические дефекты. Хотя их нельзя излечить, можно сделать многое для улучшения их жизни. (U. Frith, 1997).

В этих двух высказываниях, первое из которых принадлежит матери ребенка, больного аутизмом, а второе медицинскому эксперту, мы можем ощутить надежду, сомнения и боль, сопровождающие попытки помочь детям, страдающим аутизмом, и членам их семей. Весьма скромные успехи современной медицины, направленные на полное устранение симптомов аутизма, заставляют родителей настороженно относиться к сообщениям о новых эффективных методах лечения. Особенно ярко этот скептицизм проявился после того, как такие широко разрекламированные средства, как специальные виды диеты (в частности не содержащие глютеина и казеина), а также секретин (гормон, контролирующий пищеварение) после тщательной научной проверки их эффективности не оправдали возлагаемых на них ожиданий (Gresham, Beebe-Frankenberger & MacMillan, 1999; Mulick & Schwartz, 1995; H. H. Spitz, 1996; Volkmar, 1999).

Хотя с помощью поведенческих, образовательных и медикаментозных методов лечения удается добиться прогресса в сфере поведения и обучаемости детей, страдающих аутизмом, а для некоторых из них — даже достичь близкого к нормальному уровня функционирования, средств, ведущих к полному излечению аутизма, пока не найдено. Большинство применяемых в настоящее время средств направлено на максимальную реализацию потенциала ребенка, а также на помощь ему и его семье в их усилиях по борьбе с этой болезнью (Volkmar, Cook, Pomeroy, Realmuto & Tanguay, 1999). Успехи последних лет, включающие разработку новых перспективных программ раннего вмешательства, предоставление больным специальных условий проживания и участие их в специальных образовательных программах позволяют надеться, что нам удастся существенно облегчить жизнь детей, страдающих аутизмом (Dawson & Osterling, 1997; Newsom, 1998). У большинства детей, участвующих в этих программах, наблюдается значительный прогресс, особенно заметный по результатам измерений интеллектуального коэффициента (этот показатель увеличивается от 7 до 28 баллов). Тем не менее необходимы строгие исследования (controlled studies), прежде чем мы сможем оценить эффективность новых методов лечения в долгосрочной перспективе (Gresham et al, 1999; Smith, 1999).

Дифференциальная диагностика

  1. Синдром Гийена-Барре
    . Это редкое аутоиммунное заболевание, характеризующееся мышечной слабостью и болью.
  2. ВИЧ или СПИД.
  3. Тревожное состояние
    характеризуется чрезмерными мыслями о болезни.
  4. Волчанка — аутоиммунное заболевание с симптомами, включая усталость и боль в суставах.
  5. Миастения
    . Расстройство мышечной слабости.
  6. Неврологические расстройства
    , которые поражают центральную нервную систему, такие как эпилепсия, рассеянный склероз, полинейропатия, болезнь Паркинсона.
  7. Повреждение спинного мозга
    .
  8. Инсульт
    .

Лечение

Симптомы у некоторых людей могут пройти без лечения, но если они не проходят, то врачи рекомендуют комбинированное лечение. Эти процедуры включают в себя:

Психотерапия

. Людям с ФНР, связанным со стрессовым или травматическим событием, может принести пользу работа с психотерапевтом или психологом. Некоторым стоит пройти когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).

Лечебная физкультура (ЛФК)

. Физические симптомы ФНР, такие как нарушения движения, мышечная слабость или боли, можно лечить с помощью ЛФК.

Медикаментозное лечение

. Успокаивающие препараты или антидепрессанты помогут в лечении стресса или беспокойства.

Транскраниальная магнитная стимуляция

(ТМС). Эта процедура использует магнитные поля, чтобы стимулировать определенные участки мозга. По некоторым данным, ТМС полезна для людей с ФНР.

Изменения образа жизни

. Йога, медитация и прогрессивное расслабление мышц могут быть полезными для некоторых людей с ФНР. Сбалансированное питание, нормальный сон, укрепление позитивных отношений помогут снизить стресс.

Важно проконсультироваться с врачом, если человек испытывает признаки и симптомы ФНР. Раннее вмешательство может иметь большое значение для решения основных проблем.

прогноз

Продолжительность и тяжесть симптомов варьируются от человека к человеку. Как правило, симптомы не опасны для жизни, но возникающие осложнения могут быть изнурительными или снижать качество жизни человека.

Однажды успокоившись, что их симптомы не связаны с физическим состоянием или серьезной болезнью, многие люди с FND восстанавливаются.

Однако некоторые люди могут испытывать постоянные симптомы, повторяющиеся симптомы или развитие новых симптомов на более позднем этапе, особенно если:

  • лечение задерживается
  • симптомы развиваются медленно
  • симптомы не улучшаются быстро
  • симптомы не связаны со стрессом
  • симптомы включают тремор или судороги
  • существуют сопутствующие психологические условия

Происхождение многих заболеваний нервной системы оказалось связанным с функциональными нарушениями нормальных свойств основных нервных процессов и высшей нервной деятельности. Природа этих нарушений получила свое объяснение при изучении экспериментальных неврозов, которые возникают при пере напряжении возбудительного и тормозного процессов или их столкновении.

Невротические нарушения высшей нервной деятельности проявляются в самых разнообразных формах, из которых наиболее характерно хроническое развитие этих нарушений в виде хаотичности условных рефлексов или циклической смены их уровня, возникновения фазовых состояний с уравнительной и парадоксальной фазами, взрывчатости и патологической инертности нервных процессов. Невротический срыв легче вызвать у слабого и безудержного типа нервной системы, причем в первом случае страдает чаще возбудительный процесс, а во втором — тормозной. Получают объяснение и кар тины невротических срывов у людей в связи со специфическими особенностями типологии их высшей нервной деятельности.

В свете этих представлений находят объяснение многие вопросы этиологии и патогенеза язвенной и гипертонической болезни, преждевременной старости и некоторых других. Чтобы восстановить нормальное состояние высшей нервной деятельности после раз вившегося невроза, иногда достаточно продолжительного отдыха в условиях перемены обстановки, а также нормального сна. Фармакологические средства избирательного действия на возбудительный и тормозной процессы (кофеин и бром) применяются в зависимости от состояния центральной нервной системы и характера невротического срыва.

Нарушения ВНД

В клиническом аспекте невроз является психогенным состоянием и выступает либо как самостоятельная нозологическая форма, либо как предболезненное состояние, предшествующее различным соматическим или психическим заболеваниям.

Считается, что причиной невроза является психическая травма. Это приводит как к функциональным нарушениям в ЦНС, так и к опре- делённым микроструктурным изменениям в головном мозге.

С патофизиологической точки зрения невроз является типовой формой патологии нервной системы. Он возникает в результате перенапряжения и срыва ВНД под влиянием воздействий, на которые нервная система не в состоянии адекватно ответить.

Патогенетическую основу неврозов составляют нарушения силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Неврозы характеризуются:

♦ развитием фазовых состояний в нервной системе;

♦ нейрогенными нарушениями вегетативных функций, движения, чувствительности, трофики;

♦ снижением резистентности организма к различным эндо- и экзогенным патогенным агентам.

15. Неврозы: определения понятия, механизмы развития, основные проявления.

Неврозырассматриваются как обратимый временной срыв высшей нервной деятельности (ВНД), как конфликтогенное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием сильных, длительных или внезапных биологически, социально и личностно значимых раздражителей, приводящих к нарушению отношений больного с окружающими людьми и средой обитания и проявляется в специфических клинических феноменах.

Последние состоят в доминировании эмоционально-аффектных и сомато-вегетативных расстройств при отсутствии психотических явлений (т.е. с сохранением сознания и без нарушения отражения реального мира и поведения). Расстройства ВНД могу быть диффузного и локального характера, а их механизмы могут быть сведены к перенапряжению силы и подвижности нервных процессов, к образованию инертных очагов патологического возбуждения и торможения.

(ВИДЫ) К основным клиническим формам неврозов относят:невроз навязчивых состояний, истерию, неврастению.

• Невроз навязчивых состояний.Все разновидности навязчивых состояний характеризуются повторяющимся чувством страха, боязни (фобии) чего-либо или кого-либо: определённых предметов, деятельности, ситуаций. Примеры подобных расстройств:

♦ клаустрофобия - боязнь закрытых помещений;

♦ агорофобия - боязнь открытых пространств;

♦ канцерофобия - боязнь опухолевых заболеваний.

• Истерический невроз.Для истерии типична очень пёстрая и изменчивая симптоматика. Симптоматика истерии может быть сведена к нескольким группам болезненных проявлений.

♦ Неадекватное поведение. Больные отличаются повышенной аффективностью, впечатлительностью, внушаемостью и самовнушаемостью, неустойчивостью настроения, забывчивостью.

♦ Вегетативные расстройства (см. ниже).

♦ Двигательные расстройства. При истерии могут развиваться судорожные припадки (без потери сознания), преходящие парезы и параличи.

♦ Сенсорные нарушения. Истерический невроз нередко сопровождается преходящей слепотой, глухотой, потерей обоняния, вкуса, парестезиями.

♦ Сексуальные отклонения (например, импотенция, снижение либидо).

• Неврастениясчитается наиболее распространённой формой невроза. Проявления:

♦ Вегетативные расстройства (см. ниже).

♦ Повышенные возбудимость, утомляемость и истощаемость нервной системы.

♦ Расстройства внимания, нарушение его концентрации.

♦ Сниженная работоспособность, вялость.

♦ Неустойчивость настроения, нередко - подавленность.

♦ Расстройства сна (нарушение засыпания, беспокойный сон, неприятные сновидения).

♦ Сексуальные нарушения (например, снижение сексуального влечения, импотенция).

ОБЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВРОЗОВ.В процессе развития невротического состояния имеется закономерная последовательность включения в структуру невроза различных систем и, как следствие - формирование общих проявлений:

• Неадекватность вегетативных реакций воздействию (например, тахикардия, аритмия, одышка, повышенная потливость, покраснение или побледнение кожи и слизистых, гипо- и гипертензивные реакции, нарушения сна и аппетита, ощущение болей в сердце, возникающих в ответ на воздействие, которому пациент придаёт особое значение).

• Развитие патологических сенсомоторных реакций (например, повышенная чувствительность к различным внешним воздействиям или изменениям в организме, суетливость, бессмысленные излишние движения, жестикуляция, проходящие парезы и параличи, неадекватная событию мимика).

• Частые аффективные реакции - бурное эмоциональное реагирование на воздействие или ситуацию (например, тревога, страх смерти, эмоциональное напряжение, рыдания, брань).

• Интеллектуальный анализ болезненного состояния и принятие решения о форме поведения (выработка мер компенсации). Они направлены на преодоление сложившейся ситуации и болезненных ощущений.

Указанная последовательность формирования проявлений в процессе развития неврозов выявляется у большинства пациентов. Существенно, что и в онтогенезе порядок включения реакций организма на различные воздействия носит ту же последовательность: вначале наблюдаются вегетативные реакции, а затем включаются сенсомоторные, аффективные и идеаторные.

Неврозы

Учение о неврозах исторически характеризуется двумя тенденциями.

1. Одни исследователи исходят из признания детерминированности невротических феноменов определенными патологическими механизмами биологической природы, хотя и не отрицают роли психической травмы в качестве пускового механизма и возможного условия возникновения заболевания. Однако сама психотравма при этом выступает как одна из возможных и равноценных экзогений, нарушающих гомеостаз.

2. Вторая тенденция в изучении природы неврозов заключается в предположении о том, что вся клиническая картина невроза может быть выведена из одних лишь психологических механизмов. Сторонники этого направления считают, что информация соматического характера является принципиально несущественной для понимания клиники, генеза и терапии невротических состояний.

Невроз- психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Для невроза характерно:

1. обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности;

2. психогенная природа заболевания, которая определяется существованием содержательной связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного;

3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

В настоящее время в мировой литературе наибольшее распространение получают концепции полифакторной этиологии неврозов. Признается единство биологических, психологических и социальных механизмов. При оценке роли того или иного этиологического фактора при неврозах возникают существенные трудности. Психотравматизация является ведущей причиной невроза, но ее патогенное значение определяется сложнейшими взаимоотношениями с множеством других предрасполагающих условий (генетически обусловленная “почва” и “приобретенное предрасположение), которые являются результатом всей жизни человека, истории формирования его организма и личности. Трудно учесть все врожденные и прижизненные обстоятельства, получить валидные данные, ведь для этого необходимо провести сравнение с аналогичными характеристиками у здоровых людей. Кроме того, в происхождении невроза у конкретного больного соотношение этиологических факторов имеет неповторимое своеобразие, и усреднение этиологических показателей нередко приводит к противоположному результату.

Неврозы могут возникать у лиц, не страдающих психопатиями, а также без психопатических черт характера. Сверхсильный психотравмирующий фактор может привести к невротическому срыву у любого человека, а характер и форма его зависят не только от патогенного фактора, но и от индивидуального предрасположения и особенности данной социальной среды.

Остановимся на преморбидных* особенностях больных неврозом. Для больных неврастенией были характерны повышенная ответственность и добросовестность, высокая чувствительность к критике. Они отличались хорошей работоспособностью и активностью при наличии высокой интенсивности и продолжительности эмоций и достаточно выраженной тревожности. Кроме того, наблюдались низкие показатели уступчивости при средней степени выраженности таких качеств, как решительность, фрустрационная толерантность и адаптивность. Сочетание этих характерологических особенностей наряду со стремлением к чрезмерным, превышающим реальные возможности, усилиям в основных видах деятельности, чаще всего способствовали развитию психологического конфликта неврастенического типа.

* Преморби́д (лат. morbus — болезнь) — предшествующее и способствующее развитию болезни состояние (на грани здоровья и болезни), когда защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены (например, истощение и переохлаждение организма перед развитием пневмонии). Может либо перейти в выраженную форму болезни, либо через некоторое время закончиться нормализацией функций организма.

Больные истерией в преморбиде отличались завышенной самооценкой, эгоистичностью и эгоцентричностью, относительно высокой активностью, низкой степенью решительности и целенаправленности, значительной степенью внушаемости и самовнушаемости. У них часто выявлялись сочетание выраженной сенситивности и тревожности с лабильностью и импульсивностью, причем потребность в контактах и стремление к лидерству сочетались ос средней степенью уступчивости и ответственности. Наряду с отдельными чертами психастенического типа, указанными выше, у ряда больных этой группы в преморбидном периоде отмечались проявления некоторой шизоидности, которая выступала в виде высокой сенситивности, сочетающейся с эмоциональной холодностью и трудностью контакта.

В преморбидном периоде больных неврозом навязчивых состояний обращали на себя внимание прежде всего низкая степень активности, уверенности в себе, решительности, целенаправленности в сочетании с выраженной тревожностью и мнительностью, т.е. черты, свойственные психастеническому типу. Для части больных характерным было сочетание повышенной впечатлительности и чрезмерной чувствительности при склонности к задержке внешних проявлений эмоциональных реакций и в связи с этим постоянной фиксацией больных на значимых для них сложных жизненных обстоятельствах, чему способствовала также склонность их к самовнушению. С учетом высокой степени ответственности и добросовестности, высокой чувствительности к критике и средней степени способности к избеганию конфликта более вероятной становится возможность формирования психологического конфликта обсессивно-фобического типа, чаще в области морально-этических установок больного.

Одним из основных этиологических факторов социальной природы является неправильное воспитание в семье. У больных с истерическим неврозом характерной была обстановка изнеживающего, заласкивающего воспитания беспринципной уступчивости больному, неоправданное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств, положительных качеств, что приводит к неадекватному завышению уровня притязаний. Особенности характера, присущие истерии, могут формироваться, с другой стороны, при безразличном отношении по типу “отвержения”, а также в обстановке грубо-деспотического подавляющего воспитания.

Формированию личностных черт, предрасполагающих к развитию невроза навязчивых состояний, способствует неправильное воспитание в обстановке чрезмерной опеки, оберегания, запугивания, подавления самостоятельности и лишения собственной инициативы. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований.

Преморбидные особенности личности больных неврастенией формируются прежде всего в условиях, когда стимулируется нездоровое стремление к успеху без реального учета сил и возможностей индивида.

В генезе психогенных расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний), патогенность которого обусловливается неспособностью больного разрешить его. Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды. Внутренний (внутриличностный) конфликт определяется существованием противоречивых желаний, тенденций, мотивов и позиций личности. Разделение психологических конфликтов на внешние и внутренние носит условный характер, так как нередко они взаимосвязаны.

Возможны следующие конфликтные ситуации:

1. Необходимость выбора в случае одинаково желаемых целей;

2. вынужденный выбор при одинаково нежелаемых целях;

3. выбор цели, имеющей желаемые и нежелаемые стороны.

Психологический конфликт, в понимании В.Н.Мясищева, отражает столкновение противоречивых отношений личности, неспособной найти продуктивное решение трудностей. Как правило, речь идет о значимых, доминирующих отношениях личности. Большое клинико-психологическое значение имеют выделяемые В.Н.Мясищевым основные виды патогенных личностных конфликтов. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.

Истерический конфликт определяется прежде всего чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Его отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляются способности тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.

Обсессивро-психастенический тип невротического конфликта обусловлен прежде всего противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом, если даже одна из них и становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.

Неврастенический тип конфликта представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе, с другой.

Указанные типы невротических конфликтов в определенной степени соответствуют трем основным формам - истерии, неврозу навязчивых состояний и неврастении.

Для больных неврозами характерны такие особенности личности, как слабость, нерешительность, склонность к рефлексии, зависимости от окружения, поиски одобрения, стремление к нормативности.

Психологический конфликт обусловливается пересечением значимых для личности потребностей, причем их значимость может быть понятна лишь из жизненной истории развития личности. Патогенными психологические конфликты становятся лишь при неадекватной направленности отношений личности и, тем самым, ее неспособностью разрешить конфликтные ситуации.

Наиболее часто в качестве неудовлетворенных потребностей, обусловливающих конфликт, выступают потребности:

1. адекватной социальной оценки (трудовой деятельности и личных достоинств);

3. дружественного общения;

4. самовыражения и самоутверждения и др.

Для больного неврозом характерно не наличие одного или двух ведущих, наиболее значимых конфликтов, а существование широкого их спектра, обусловленное нарушениями системы отношений, среди которых эмоционально-неблагоприятное, неадекватное отношение к себе выступает в качестве наиболее патогенного, обусловливающего множество субъективно неразрешимых противоречий. Можно выделить общие для больных неврозами нарушения личности, среди которых инфантильные и эгоцентрические черты являются основными и обусловливают эмоциональную, поведенческую и социальную дефицитарность личности больного неврозом.

Взаимоотношения врача и больного неврозом имеют определенные особенности в зависимости от применяемых методов лечения. В Н.Мясищев отмечал, что чем более реактивным является заболевание, тем легче снимаются его проявления с помощью симптоматической психотерапии, в частности директивно-суггестивных методов. Чем глубже изменила болезнь отношения и характер личности, тем более необходимо в лечении такого больного патогенетическая психотерапия, направленная на реорганизацию личности. Однако, симптоматические методы психотерапии (гипнотерапия, аутогенная тренировка, наркопсихотерапия, условно-рефлекторная терапия), направленные преимущественно на ликвидацию симптомов, в процессе терапии могут приобретать и патогенетический характер.

Патогенетическая психотерапия, основа которой еще в 30-е гг. начал разрабатывать В.Н.Мясищев, строится на понимании личности как системы отношений и прежде всего ее взаимоотношений с окружающими людьми. Наиболее прочные положительные результаты психотерапии достигаются, если удается не только изменить отношение больного к непосредственным психотравмирующим обстоятельствам, но и его жизненные позиции в целом. В состоянии эмоционального кризиса, в атмосфере общения с доброжелательным врачом при раскрытии подлинных источников возникновения невроза создаются наибольшие возможности для перестройки личности больного, что является главной предпосылкой избавления от невроза.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.