Где происходит преобразование внешнего мира в нервный импульс происходит в

Нервная система человека выступает своеобразным координатором в нашем организме. Она передаёт команды от мозга мускулатуре, органам, тканям и обрабатывает сигналы, идущие от них. В качестве своеобразного носителя данных используется нервный импульс. Что он собой представляет? С какой скоростью работает? На эти, а также на ряд других вопросов можно будет найти ответ в этой статье.

Чем является нервный импульс?


Исследование строения и работы

Впервые прохождение нервного импульса было продемонстрировано немецкими учеными Э. Герингом и Г. Гельмгольцем на примере лягушки. Тогда же и было установлено, что биоэлектрический сигнал распространяется с указанной ранее скоростью. Вообще, такое является возможным благодаря особенному построению нервных волокон. В некотором роде они напоминают электрический кабель. Так, если проводить параллели с ним, то проводниками являются аксоны, а изоляторами – их миелиновые оболочки (они являют собой мембрану шванновской клетки, которая намотана в несколько слоев). Причем скорость нервного импульса зависит в первую очередь от диаметра волокон. Вторым по важности считается качество электрической изоляции. Кстати, в качестве материала организмом используется липопротеид миелин, который обладает свойствами диэлектрика. При прочих равных условиях, чем больше будет его слой, тем быстрее будут проходить нервные импульсы. Даже на данный момент нельзя сказать, что эта система полноценно исследована. Многое, что относится к нервам и импульсам, ещё остаётся загадкой и предметом исследования.

Особенности строения и функционирования


Где они создаются?

Типы клеток


  1. Рецепторные (чувствительные). Ими кодируются и превращаются в нервные импульсы все температурные, химические, звуковые, механические и световые раздражители.
  2. Вставочные (также называются кондукторными или замыкательными). Они служат для того, чтобы перерабатывать и переключать импульсы. Наибольшее их число находится в головном и спинном мозге человека.
  3. Эффекторные (двигательные). Они получают команды от центральной нервной системы на то, чтобы были совершены определённые действия (при ярком солнце закрыть рукой глаза и так далее).

Каждый нейрон имеет тело клетки и отросток. Путь нервного импульса по телу начинается именно с последнего. Отростки бывают двух типов:

  1. Дендриты. На них возложена функция восприятия раздражения расположенных на них рецепторов.
  2. Аксоны. Благодаря им нервные импульсы передаются от клеток к рабочему органу.

Интересный аспект деятельности


О потенциале действия

Как всё работает в мозгу?


Работа нейромедиаторов

Когда они передают нервные импульсы, то существует несколько вариантов, что произойдёт с ними:

  1. Они будут диффундированы.
  2. Подвергнутся химическому расщеплению.
  3. Вернутся назад в свои пузырьки (это называется обратным захватом).

В конце 20-го века сделали поразительное открытие. Ученые узнали, что лекарства, что влияют на нейромедиаторы (а также их выброс и обратный захват), могут изменять психическое состояние человека коренным образом. Так, к примеру, ряд антидепрессантов вроде "Прозака" блокируют обратный захват серотонина. Есть определённые причины считать, что в болезни Паркинсона виноват дефицит в головном мозге нейромедиатора дофамина.

Если кратко, то они могут работать с тысячами нейромедиаторов, которые посылаются их соседями. Детали относительно обработки и интеграции данного типа импульсов нам почти не известны. Хотя над этим работает много исследовательских групп. На данный момент получилось узнать, что все полученные импульсы интегрируются, а нейрон выносит решение – необходимо ли поддерживать потенциал действия и передавать их дальше. На этом фундаментальном процессе базируется функционирование головного мозга человека. Ну что ж, тогда это неудивительно, что мы не знаем ответа на эту загадку.

Некоторые теоретические особенности


Где же создаются нервные импульсы?

Откуда они начинают свой путь? Ответ на этот вопрос может дать любой студент, который прилежно изучал физиологию возбуждения. Есть четыре варианта:

  1. Рецепторное окончание дендрита. Если оно есть (что не факт), то возможным является наличие адекватного раздражителя, что создаст сначала генераторный потенциал, а потом уже и нервный импульс. Подобным образом работают болевые рецепторы.
  2. Мембрана возбуждающего синапса. Как правило, такое возможно только при наличии сильного раздражения или их суммирования.
  3. Триггерная зона дентрида. В этом случае локальные возбуждающие постсинаптические потенциалы формируются как ответ на раздражитель. Если первый перехват Ранвье миелинизирован, то они на нём суммируются. Благодаря наличию там участка мембраны, которая обладает повышенной чувствительностью, здесь возникает нервный импульс.
  4. Аксонный холмик. Так называют место, где начинается аксон. Холмик – это наиболее частый создать импульсов на нейроне. Во всех остальных местах, которые рассматривались ранее, их возникновение гораздо менее вероятное. Это происходит из-за того, что здесь мембрана имеет повышенную чувствительность, а также пониженный критический уровень деполяризации. Поэтому, когда начинается суммирование многочисленных возбуждающих постсинаптических потенциалов, то раньше всего на них реагирует холмик.

Пример распространяющегося возбуждения


Вспомните сводки из новостей прошлого лета (также это скоро можно будет услышать опять). Пожар распространяется! При этом деревья и кустарники, которые горят, остаются на своих местах. А вот фронт огня идёт всё дальше от места, где был очаг возгорания. Аналогичным образом работает нервная система.

Часто бывает необходимо успокоить начавшееся возбуждение нервной системы. Но это не так легко сделать, как и в случае с огнем. Для этого совершают искусственное вмешательство в работу нейрона (в лечебных целях) или используют различные физиологические средства. Это можно сравнить с заливанием пожара водой.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

Учебный год

Биология, 9 класс

Максимальный балл – 68,5

Время выполнения заданий -120 мин.

Часть 1.Вам предлагаются тестовые задания,требующие выборатолько одного ответаиз четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Гиалиновый хрящ образует:

а) носовые хрящи

б) ушную раковину

в) межпозвоночные диски

2. При недостатке витамина А развивается болезнь:

3. В глазу человека не участвует в преломлении света:

г) стекловидное тело.

4. Расщепление белков в желудке происходит под влиянием фермента:

5. Углеводы в клетках человеческого тела при биологическом окислении распадаются на:

А) молекулы глюкозы;

Б) углекислый газ и воду;

В) воду, аммиак углекислый газ;

6. Гликоген запасается человеком в:

а) красном костном мозге

7. Клетки, обеспечивающие рост трубчатой кости человека в толщину, находятся в:

Б) трубчатом веществе кости;

В) губчатом веществе кости;

Г) полости кости с желтым костным мозгом.

8. Сыворотки используют для формирования у человека:

а) естественного врожденного иммунитета;

б) естественного приобретенного иммунитета;

в) искусственного активного иммунитета;

г) искусственного пассивного иммунитета

Какую функцию выполняют кишечные ворсинки?

а) участвуют в образовании собственных витаминов

б) усиливают движение кишечника во время переваривания

в) увеличивают поверхность соприкосновения с веществами

г) нейтрализуют поступающие с пищей яды

10. Большой круг кровообращения – это путь крови от:

а) левого желудочка по всем артериям, капиллярам и венам до правого предсердия,

б) правого желудочка по легочной артерии и капиллярам, легочной вене до левого предсердия,

в) левого предсердия по артериям, капиллярами венам до правого желудочка,

г) от правого предсердия по венам, капиллярам, артериям до левого желудочка.

11. Раздел ботаники, изучающий мхи:

12. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая

13. Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых

14. Кольцевая ДНК характерна для:

б) клеток бактерий

в) ядер животных

г) ядер растений.

15. Без смены хозяев развивается:

г) печеночный сосальщик.

При малокровии у человека уменьшается количество

Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в

а) двигательных нейронах

б) нервных центрах

г) коре больших полушарий

18. Подвижное соединение костей в организме человека характерно для:

а) скуловых костей

б) позвонков в позвоночнике

в) теменных костей

г) костей запястья.

19. Для свертывания крови необходимы, помимо прочего:

в) аскорбиновая кислота

20. Аналогом какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера:

г) комплекса Гольджи

21. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают:

а) сужение лимфатического сосуда

б) расширение лимфатического сосуда

в) поворот глазного яблока

г) формирование внутреннего сфинктера мочевого пузыря.

22. При гиперфунции гипофиза у взрослого человека развивается:

а) болезнь Кушинга

б) аддисонова болезнь

г) болезнь Альцгеймера

23. Кровяной тромб содержит нити белка
а) фибриногена


24 . Главным естественным возбудителем дыхательного центра является
а) недостаток углекислого газа

б) недостаток кислорода
в) избыток углекислого газа

г) избыток кислорода


25. Генетический материал вируса СПИДа представлен:

а) одноцепочечной ДНК

б) двуцепочеченой ДНК

в) одноцепочечной РНК

г) двухцепочечной РНК.

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Бактерии являются возбудителями болезней:

I) чума; II) холера; III) амебная дизентерия; IV) оспа; V) туберкулез.

2. Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к растениям:

I. Использование энергии света для создания органических веществ. II. Наличие целлюлозной клеточной стенки. III. Активный способ передвижения. IV. Гетеротрофный способ питания. V. Размножение спорами.

3. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня. II. ската. III. акулы. IV. карпа. V. ланцетника.


Нервная система

Раздражимость или чувствительность – характерная черта всех живых организмов, означающая их способность реагировать на сигналы или раздражители.

Сигнал воспринимается рецептором и передается с помощью нервов и (или) гормонов к эффектору, который осуществляет специфическую реакцию или ответ.

Животные имеют две взаимосвязанные системы координации функций – нервную и гуморальную (см. таблицу).

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Электрическое и химическое проведение (нервные импульсы и нейромедиаторы в синапсах)

Химическое проведение (гормоны) по КС

Быстрое проведение и ответ

Более медленное проведение и отстроченный ответ (исключение - адреналин)

В основном кратковременные изменения

В основном долговременные изменения

Специфический путь распространения сигнала

Неспецифический путь сигнала (с кровью по всему телу)к специфической мишени

Ответ часто узко локализован (например, один мускул)

Ответ может быть крайне генерализованным (например, рост)

Нервная система состоит из высокоспециализированных клеток со следующими функциями:

- восприятие сигналов – рецепторы;

- преобразование сигналов в электрические импульсы (трансдукция);

- проведение импульсов к другим специализированным клеткам – эффекторам, которые получив сигнал, дают ответ;

Связь между рецепторами и эффекторами осуществляют нейроны .

Нейрон – это структурно – функциональная единица НС.


Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию с помощью электрических и химических сигналов. Нейрон имеет сложное строение и узкую специализацию. Нервная клетка содержит ядро, тело клетки и отростки (аксоны и дендриты).

В головном мозге человека насчитывается около 90—95 миллиардов нейронов. Нейроны могут соединяться друг с другом, образуя биологические нейронные сети.

Нейроны разделяют на рецепторные, эффекторные и вставочные.

Тело нейрона: ядро (с большим количеством ядерных пор) и органеллы (ЭПС, рибосомы, аппарат Гольджи, микротрубочки), а также из отростков (дендриты и аксоны).

Нейроглия – совокупность вспомогательных клеток НС; составляет 40% общего объема ЦНС.

  • Аксон – длинный отросток нейрона; проводит импульс от тела клетки; покрыт миелиновой оболочкой (образует белое вещество мозга)
  • Дендриты - короткие и сильно разветвлённые отростки нейрона; проводит импульс к телу клетки; не имеют оболочки


Важно! Нейрон может иметь несколько дендритов и обычно только один аксон.

Важно! Один нейрон может иметь связи со многими (до 20 тысяч) другими нейронами.

  • чувствительные – передают возбуждение от органов чувств в спинной и головной мозг
  • двигательные – передают возбуждение от головного и спинного мозга к мышцам и внутренним органам
  • вставочные – осуществляют связь между чувствительными и двигательным нейронами, в спинном и головном мозге

Нервные отростки образуют нервные волокна.

Пучки нервных волокон образуют нервы.

Нервы – чувствительные (образованы дендритами), двигательные (образованы аксонами), смешанные (большинство нервов).

Синапс – это специализированный функциональный контакт между двумя возбудимыми клетками, служащий для передачи возбуждения


У нейронов синапс находится между аксоном одной клетки и дендритом другой; при этом физического контакта не происходит – они разделены пространством - синаптической щель.

Нервная система:

  • периферическая (нервы и нервные узлы) – соматическая и автономная
  • центральная (головной и спинной мозг)

В зависимости от характера иннервации НС:

  • Соматическая – управляет деятельностью скелетной мускулатуры, подчиняется воле человека
  • Вегетативная (автономная) – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека

Соматическая нервная система часть нервной системы человека, представляющая собой совокупность чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позвоночных — скелетные), кожу, суставы.

Она представляет часть периферической нервной системы, которая занимается доставкой моторной (двигательной) и сенсорной (чувственной) информации до центральной нервной системы и обратно. Эта система состоит из нервов, прикрепленных к коже, органам чувств и всем мышцам скелета.

  • спинномозговые нервы – 31 пара; связаны со спинным мозгом; содержат как двигательные, так и сенсорные нейроны, поэтому смешанные;
  • черепномозговые нервы – 12 пар; отходят от головного мозга, иннервируют рецепторы головы (за исключением блуждающего нерва – иннервирует сердце, дыхание, пищеварительный тракт); бывают сенсорными, моторными (двигательными) и смешанными

Рефлекс – это быстрый автоматический ответ на раздражитель, осуществляемый без осознанного контроля головного мозга.

Рефлекторная дуга – путь, проходимый нервными импульсами от рецептора до рабочего органа.

  • в ЦНС – по чувствительному пути;
  • от ЦНС – к рабочему органу – по двигательному пути

- рецептор (окончание дендрита чувствительного нейрона) – воспринимает раздражение

- чувствительное (центростремительное) нервное волокно – передает возбуждение от рецептора к ЦНС

- нервный центр – группа вставочных нейронов, расположены на разных уровнях ЦНС; передает нервные импульсы с чувствительных нейронов на двигательные

- двигательное (центробежное) нервное волокно – передает возбуждение от ЦНС к исполнительному органу


Простая рефлекторная дуга: два нейрона – чувствительный и двигательный (пример – коленный рефлекс)

Сложная рефлекторная дуга: три нейрона – чувствительный, вставочный, двигательный (благодаря вставочным нейронам происходит обратная связь между рабочим органом и ЦНС, что позволяет вносить изменения в работу исполнительных органов)

Вегетативная (автономная) нервная система – управляет деятельностью внутренних органов, желез, гладкой мускулатуры, не подчиняется воле человека.

Делится на симпатическую и парасимпатическую.


Обе состоят из вегетативных ядер (скопления нейронов, лежащих в спинном и головном мозге), вегетативных узлов (скопления нейронов, нейронов, за пределами НС), нервных окончаний (в стенках рабочих органов)

Путь от центра до иннервируемого органа состоит из двух нейронов (в соматической - один).

Место выхода из ЦНС

От спинного мозга – в шейный, поясничный, грудной отделы

От ствола головного мозга и ствола крестцового отдела спинного мозга

Местоположение нервного узла (ганглия)

По обе стороны спинного мозга, за исключением нервных сплетений (непосредственно в этих сплетениях)

В иннервируемых органах или вблизи них

Медиаторы рефлекторной дуги

В предузловом волокне –

в послеузловом - норадреналин

В обоих волокнах - ацетилхолин

Названия основных узлов или нервов

Солнечное, легочное, сердечное сплетения, брыжеечный узел

Общие эффекты симпатической и парасимпатической НС на органы:

  • Симпатическая НС – расширяет зрачки, угнетает слюноотделение, повышает частоту сокращений, расширяет сосуды сердца, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию легких, угнетает перистальтику кишечника, угнетает секрецию пищеварительных соков усиливает потоотделение, удаляет с мочой лишний сахар; общий эффект – возбуждающий, повышает интенсивность обмена, снижает порог чувствительности; активизирует во время опасности, стресса, контролирует реакции на стресс
  • Парасимпатическая НС – сужает зрачки, стимулирует слезотечение, уменьшает частоту сердечных сокращений, поддерживает тонус артериол кишечника, скелетных мышц, снижает кровяное давление, уменьшает вентиляцию легких, усиливает перистальтику кишечника, расширяет артериолы в коже лица, увеличивает выделение с мочой хлоридов; общий эффект – тормозящий, снижает или не влияет на интенсивность обмена, восстанавливает порог чувствительности; доминирует в состоянии покоя, контролирует функции в повседневных условиях

Центральная нервная система (ЦНС) – обеспечивает взаимосвязь всех частей НС и их координированную работу

У позвоночных ЦНС развивается из эктодермы (наружного зародышевого листка)

ЦНС – 3 оболочки:

- твердая мозговая (dura mater) - снаружи;

- мягкая мозговая оболочка (pia mater) – прилегает непосредственно к мозгу.

Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа; содержит

- белое вещество - проводящие пути между головным мозгом и спинным, между отделами головного мозга

- серое вещество - в виде ядер внутри белого вещества; кора покрывающая большие полушария и мозжечок

Масса головного мозга – 1400-1600 грамм.


5 отделов:

  • продолговатый мозг– продолжение спинного мозга; центры пищеварения, дыхания, сердечной деятельности, рвота, кашель, чихание, глотание, слюноотделение, проводящая функция
  • задний мозг – состоит из варолиевого моста и мозжечка; варолиев мост связывает мозжечок и продолговатый мозг с большими полушариями; мозжечок регулирует двигательные акты (равновесие, координация движений, поддержание позы)
  • промежуточный мозг– регуляция сложных двигательных рефлексов; координация работы внутренних органов; осуществление гуморальной регуляции;
  • средний мозг – поддержание тонуса мыщц, ориентировочные, сторожевые, оборонительные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители;
  • передний мозг (большие полушария) – осуществление психической деятельности (память, речь, мышление).

Промежуточный мозг включает таламус, гипоталамус, эпиталамус

Таламус – подкорковый центр всех видов чувствительности (кроме обонятельного), регулирует внешнее проявление эмоций (мимика, жесты, изменение пульса, дыхания)

Гипоталамус – центры вегетативной НС, обеспечивают постоянство внутренней среды, регулируют обмен веществ, температуру тела, чувство жажды, голода, насыщения, сна, бодрствования; гипоталамус контролирует работу гипофиза

Эпиталамус – участие в работе обонятельного анализатора

Передний мозг имеет два больших полушария: левое и правое

  • Серое вещество (кора) находится сверху полушарий, белое – внутри
  • Белое вещество – это проводящие пути полушарий; среди него – ядра серого вещества (подкорковые структуры)

Кора больших полушарий – слой серого вещества, 2-4 мм в толщину; имеет многочисленные складки, извилины

Каждое полушарие разделено бороздами на доли:

- лобная – вкусовая, обонятельная, двигательная, кожно- мускульная зоны;

- теменная – двигательная, кожно- мускульная зоны;

- височная – слуховая зона;

- затылочная – зрительная зона.

Важно! Каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела.

  • Левое полушарие – аналитическое; отвечает за абстрактное мышление, письменную и устную речь;
  • Правое полушарие – синтетическое; отвечает за образное мышление.

Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале; имеет вид белого шнура, длина 1м; на передней и задней сторонах есть глубокие продольные борозды

В самом центре спинного мозга – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Канал окружен серым веществом (имеет вид бабочки), который окружен белым веществом.

  • В белом веществе – восходящие (аксоны нейронов спинного мозга) и нисходящие пути (аксоны нейронов головного мозга)
  • Серое вещество напоминает контур бабочки, имеет три вида рогов.

- передние рога – в них расположены двигательные нейроны (мотонейроны) – их аксоны иннервируют скелетные мышцы

- задние рога – содержат вставочные нейроны – связывают чувствительные и двигательные нейроны

- боковые рога – содержат вегетативные нейроны – их аксоны идут на периферию к вегетативным узлам

Спинной мозг – 31 сегмент; от каждого сегмента отходит 1 пара смешанных спинномозговых нервов, имеющих по паре корешков:

- передний (аксоны двигательных нейронов);

- задний (аксоны чувствительных нейронов.

Функции спинного мозга:

- рефлекторная – осуществление простых рефлексов (сосудодвигательных, дыхательных, дефекации, мочеиспускания, половых);

- проводниковая – проводит нервные импульсы от и к головному мозгу.


Повреждение спинного мозга приводит к нарушению проводниковых функций, вследствие чего – паралич.

ОГЭ био вар. 5 1. Какой метод для изу­че­ния по­ве­де­ния пчёл?1) микроскопия2) гибридизация3) вскрытие 4) наблюдение

Сколько хромосом в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках 46 хромосом?1) 0 2) 23 3) 46 4) 92

Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле1) льна-долгунца2) кукурузы3) томата4) тюльпана

Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля?

Рыхление 2) окучивание 3) пасынкование 4) пикировка

Ель, в отличие от папоротника,1) размножается спорами2) в процессе оплодотворения зависит от воды3) не имеет проводящих сосудов4) размножается семенами

Какой орган млекопитающего изображён на рисунке?1) почка2) матка3) сердце4) печень

Какой фактор эволюции человека относят к социальным?1) наследственная изменчивость2) борьба за существование3) естественный отбор4) развитие речи

Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде жидкости?1) эпителиальной2) хрящевой3) крови4) жировой

Твёрдость костей обеспечивается благодаря1) минеральных солей2) углеводов3) жиров4) белков

Где у человека происходит разрушение эритроцитов?1) в печени2) в почках3) в поджелудочной железе4) в лёгких

Что позволяет определить электрокардиограмма?1) активность различных участков миокарда2) кислородную ёмкость крови3) давление крови после нагрузки4) анатомические размеры сердца

Что происходит в организме человека в процессе пластического обмена?1) поглощение кислорода2) образование из крахмала глюкозы3) окисление органических веществ4) превращение аминокислот в белки

15.Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на струк­ту­ра глаза, на­ру­ше­ние в ко­то­рой может стать одной из при­чин раз­ви­тия близорукости?

Как называют повреждение, обозначенное на рентгеновском снимке буквой А?1) вывих2) перелом3) ушиб4) гематома

18.В тёмном лесу мно­гие рас­те­ния имеют свет­лые цветки. Зна­че­ние этого факта за­клю­ча­ет­ся в том, что эти цветки

1) тенелюбивы2) лучше за­мет­ны для людей3) лучше за­мет­ны для насекомых4) влаголюбивы

21. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

Объект Процесс

Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс

Рабочий орган Непосредственное выполнение команды. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?1) чувствительный нейрон 2) двигательный нейрон 3) нервный центр 4) рецептор

22. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о на­след­ствен­но­сти и есте­ствен­ном отборе?А. На­след­ствен­ность и есте­ствен­ный отбор — это дви­жу­щие силы эволюции .Б. Потом­ству пе­ре­да­ют­ся признаки, при­об­ре­тен­ные ор­га­низ­мом в те­че­ние жизни.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суждения 4) оба суж­де­ния неверны

23.Что ха­рак­те­ри­зу­ет энер­ге­ти­че­ский обмен в клетке? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) по своим ре­зуль­та­там про­ти­во­по­ло­жен биосинтезу2) идёт с по­гло­ще­ни­ем энергии3) за­вер­ша­ет­ся в митохондриях4) за­вер­ша­ет­ся в рибосомах5) со­про­вож­да­ет­ся син­те­зом мо­ле­кул АТФ6) за­вер­ша­ет­ся об­ра­зо­ва­ни­ем кис­ло­ро­да и углеводов

24. Какие из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей среды от­но­сят­ся к антропогенным? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) температура воздуха2) загрязнение пар­ни­ко­вы­ми газами3) наличие не­пе­ре­ра­ба­ты­ва­е­мо­го мусора4) наличие дороги5) освещённость6) концентрация кислорода

Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

A) не имеют постоянной формы тела Б) в состав входит гемоглобин В) переносят кислород от органов дыхания к клеткам Г) обеспечивают иммунитет Д) в зрелом состоянии имеют ядро 1) эритроциты2) лейкоциты

Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.1) всасывание аминокислот в кровь 2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи 3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны 4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела 5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

Молекула ДНК — биополимер, мо­но­ме­ра­ми ко­то­ро­го слу­жат __________(А). В со­став мо­но­ме­ра вхо­дят оста­ток фос­фор­ной кислоты, пя­ти­уг­ле­род­ный сахар — __________(Б) и азо­ти­стое основание. Азо­ти­стых ос­но­ва­ний всего четыре: аденин, гуанин, ци­то­зин и __________(В). Бóльшая часть ДНК со­сре­до­то­че­на в ядре, а не­боль­шие её ко­ли­че­ства на­хо­дят­ся в ми­то­хон­дри­ях и _______(Г). 1) рибоза 2) аминокислота 3) рибосома 4) урацил 5) нуклеотид 6) дезоксирибоз а7) пластида 8) тимин

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А. По слож­но­сти околоцветника:1) с про­стым око­ло­цвет­ни­ком (имеются толь­ко лепестки),2) со слож­ным око­ло­цвет­ни­ком (имеют чётко вы­ра­жен­ные ча­шеч­ку и венчик).

Б. По сте­пе­ни раз­ветв­ле­ния соцветий:1) про­стые (на глав­ной оси рас­по­ла­га­ют­ся оди­ноч­ные цветки),2) слож­ные (на глав­ной оси рас­по­ла­га­ют­ся част­ные соцветия).

В. По на­ли­чию цве­то­нож­ки у каж­до­го цветка:1) с си­дя­чи­ми цвет­ка­ми (цветки не­по­сред­ствен­но на стебле),2) с цветками, име­ю­щи­ми цветонос.

Д. На­зва­ние соцветия:

29. Используя со­дер­жа­ние текста "Пчеловодство", от­веть­те на сле­ду­ю­щие вопросы.1) Как на­зы­ва­ет­ся тип улья в виде вы­долб­лен­ных дуплянок, на­по­ми­нав­ших дупло дерева?2) При каком типе ульев удаётся мак­си­маль­но сохранить чис­лен­ность пчелиной семьи?3) Какие не на­зван­ные в тек­сте продукты пче­ло­вод­ства использует со­вре­мен­ный человек? (Назовите один продукт.)

ПЧЕЛОВОДСТВО

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.

Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.

32.Николай увле­ка­ет­ся альпинизмом. Он решил за­пи­сать­ся в группу, по­же­лав­шую со­вер­шить вос­хож­де­ние на Эльбрус.Почему Ни­ко­лай решил взять с собой финики, а не фундук, хотя фун­дук ка­ло­рий­нее более чем в два раза?

Задачи №32(дают три!балла)

1.Какую роль в пи­ще­ва­ре­нии иг­ра­ет со­ля­ная кислота? Ука­жи­те не менее двух её функций.

2.Какие функ­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка вы­пол­ня­ют по­сту­па­ю­щие с пищей жиры? Ука­жи­те не менее двух функций.

3.Какие функ­ции вы­пол­ня­ет кровь человека? На­зо­ви­те не менее 2 функций.

4.Какие функ­ции вы­пол­ня­ет кожа человека? На­зо­ви­те не менее 4 функций.

5.Какой отдел нерв­ной си­сте­мы обес­пе­чи­ва­ет ре­гу­ля­цию об­ме­на жиров? Как обес­пе­чи­ва­ет­ся такая регуляция?

6.В хи­ми­че­ский со­став клет­ки че­ло­ве­ка вхо­дят белки, жиры и углеводы. В пище че­ло­ве­ка долж­ны со­дер­жать­ся эти вещества. Укажите, какие из них могут пре­вра­щать­ся друг в друга, а какие нет.

7.Почему в ра­ци­он ре­бен­ка обя­за­тель­но долж­на вхо­дить пища жи­вот­но­го происхождения? На­зо­ви­те не менее двух причин.

8.Как воз­дей­ству­ет на ор­га­низм че­ло­ве­ка низ­кая дви­га­тель­ная ак­тив­ность — гиподинамия

9.Какое из ор­га­ни­че­ских ве­ществ долж­но пре­об­ла­дать в ра­ци­о­не спортс­ме­на и почему?

Ответ на задание №30. Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.1) I или III.2) Воз­мож­ные варианты

Учащийся дол­жен назвать че­ты­ре любые ва­ри­ан­та из числа возможных.

I (первой)

Ответ на задание 32. 1) Фун­дук со­дер­жит го­раз­до боль­ше жиров по срав­не­нию с финиками.2) И хотя жиры энер­ге­ти­че­ски боле ценны, уг­ле­во­ды быст­рее рас­щеп­ля­ют­ся в ор­га­низ­ме и вса­сы­ва­ют­ся в кровь.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 881 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.