Генотип и его влияние на высшую нервную деятельность

Проявления свойств и типа высшей нервной деятельности достаточно зрелого человека имеют психофизиологический характер и выступают компонентами темперамента.Личность — это отдельный человек с накопленными знания­ми и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, стилем поведения и мировоззрением.

Одним из важных оценочных компонентов свойств личности является способность к успешной деятельности. По мнению Б. М. Теплова, способности это индивидуально-пси­хологические особенности, обеспечивающие успеш­ность выполнения одной или нескольких деятельностей. Природ­ной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу важнейших общих способностей относятся работоспособность, активность и саморегуляция.

По теории И. П. Павлова, предпочтительными темперамента­ми для успешности деятельности являются темперамент сангви­ника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика – по причине неуравновешенности процессов возбуждения и тор­можения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной си­стемы характеризует меланхолика. Однако Б. М. Теплов и В. Д. Не- былицын подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые раз­ные типы темпераментов и индивидуальные качества человека. Они предполагали, что профотбор должен основываться на этих двух положе­ниях. При этом решающее значение должны иметь результаты спе­циального тестирования.

Генотип (от греч. genos происхождение, thypos — отпечаток, образец) характеризуется врожденными типологическими свой­ствами нервного процесса, с которым животное рождается. Гено­тип — это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки.

Фенотип (от греч. phaino — проявлять, являть + thypos) — сово­купность признаков и свойств организма, обусловленных взаимо­действием его генотипа и условий среды – внешней и внутренней. Фенотип комплекс врожденных и приобретен­ных свойств организма.

Посредством целенаправленного отбора выводят животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свой­ства (подвижность) были доказаны специальными исследования­ми Е. К. Федорова: он вывел животных чистых линий с высокой и низкой подвижностью. Эксперименты, связанные с выведением животных, обладающих высокой или низкой подвижностью, а также изучение ти­пологических свойств у однояйцевых близнецов привели к заключению, что у животных и людей темперамент относительно ус­тойчив, но направленными систематическими воздействиями воспитательного и природного характера его можно изменить.

Наблюдения за развитием детей и исследования на животных указывают на то, что условия жизни ребенка, его воспитание и образ жизни играют важную роль в формировании типологиче­ских особенностей нервной системы.

Если ребенок растетв условиях избыточ­ной заботы,когда он освобожден от любых посильных забот и совершенно не знает трудностей, у него зачастую формируется поведение, свойственное слабому типу ВНД.

Если же воспитание оченьсуровое,торебенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом воз­расте становится неуправляемым и склонным к асоциальным поступкам. У ребенка со слабым типом ВНД в условиях чрезмерно сурового воспитания формируется безвольная, безынициативная личность.

Воспита­ние, сочетающее в себе забо­ту, внимание, теплоту по отношению к ребенку с поощрением активной деятельности и созданием условий для проявления ини­циативы, предъявление ребенку посильных задач, обучение преодо­лению трудностей, вовлечение в игры способствуют формирова­нию черт, свойственных сильному типу ВНД. Сформированная в детстве активная жизненная позиция, увлеченность делом, адекватная умственная и физическая активность сохраня­ют сильный тип нервной системы на протяжении всей жизни, под­держивают высокую работоспособность человека, повышают иммунитет, значительно увели­чивают продолжительность жизни и период активной деятельности.

Заметное влияние на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе оказывают генотип и среда. Важные исследования для решения этой проблемы были про­ведены Е. В. Уваровой (1987) с помощью регистрации ЭЭГ у близнецов. Каждую пару близнецов обследовали 4 раза на протяже­нии 9— 12 лет. Возраст обследуемых составлял от 4 лет до 21 года. Роль генотипа в изменчивости показателей ЭЭГ фона различна в разных возрастных периодах. Максимум влияния генетических факторов приходится на возраст­ной период 13 — 15 лет. В предшествующий препубертатный пери­од (10—12 лет) число таких параметров существенно меньше, что дает возможность сделать предположение о значительном влиянии средовых факто­ров на разнообразие индивидуальных характеристик ЭЭГ покоя в данном возрасте. Усиление влияния факторов среды отмечается также в старшем возрасте (16—21 год), особенно в 19 — 21 год. Для показателей реакции усвоения ритма максимум влияния генетических факторов выявлен в возрасте 10 — 12 лет, несколько меньший — в 16 — 18 лет. В остальные возрастные периоды обнару­жена роль средовых влияний, особенно значительная в 4—6 и 13 — 15 лет, несколько меньшая — в 7 —9 лет.

В пластических изменениях нервной ткани, от которых также зависит формирование темперамента, заметную роль играет геном. Роль генома в пластических изменениях нервной ткани может проявляться в различных вариантах. Доказана генетическая обусловленность силы процесса возбуждения, где генотип ма­тери определяет подвижность нервных процес­сов. Наследуется такое важное свойство нервной систе­мы, как возбудимость. По наследству может передаваться повышенная спо­собность к какому-либо виду обучения. Например, эксперименты с крысами показали, что у них наследственные способности к преодолению лабиринта. Экспериментальные исследования подтвердили, что один и тот же ген может оказывать множественное влияние. Например, троякое влияние: контроль порога возбудимости нервной системы, контроль со­держания нейроактивных соединений и контроль способности к обучению (образованию оборонительных условных рефлексов).

Анатомические исследования мозга животных показали, что, например, у крыс с высоким уровнем условно-рефлекторной деятельности сенсомоторная область коры шире, зубчатая фасция крупнее, мозолистое тело содержит большее количество миелинизированных волокон. У хорошо обучающихся крыс ширина лимбической коры, раз­меры клеток ядер гипоталамуса и миндалевидного тела, число глиальных кле­ток свода больше, чем у животных, имеющих низкий уровень возбудимости и скорости образования условных рефлексов.

Осуществление генетической информации, закодированной в мо­лекуле ДНК и ядре нейрона, происходит с обязательным участием химических факторов нейроплазмы. Кроме широко известных первичных химических посред­ников-нейромедиаторов, с помощью которых информация пере­дается к нейрону и активирует ее в соответствии со своей генетической программой. В настоящее время к метаболическим самостоятельным факторам отнесены вторичные посредники – мессенджеры: циклический аденазинмонофосфат (цАМФ), выполняющий функцию универсального клеточного регулятора; ионы кальция, влияющие на формирование электрической активности клетки; белок кальмодулин, регулирующий синтез и распад цАМФ. Важную роль в этом процессе играют стероидные гормо­ны, которые оказывают свои физиологические эффекты, минуя систему вторичных посредников. В отличие от пептидных гормонов, они могут самостоятельно проникать в не­йрон, где связываются непосредственно с ядром.

Сравнительное изучение личностных особенностей детей и со­стояния их здоровья показало, что невротические и личностные нарушения часто сопровождаются отклонениями в адаптивных формах поведения (активность, самостоя­тельность, общение) и дезорганизацией эмоциональной сферы, проявляющейся тревожностью, страхами, эмоциональной неустойчивостью, капризностью и др.

Углубленное изучение факторов, влияющих на формирование личности в дошкольном возрасте и на состояние психического здоровья детей, выявило частые негативные воздействия биологического и социального характера.

Недооценка взрослыми (воспитатели, педиатр, родители) общего состояния ребенка приводит к педагогическим ошибкам и появлению отклонений в поведении. Усиливается раздражитель­ность и плаксивость детей, они чаще вступают в конфликты с ровесниками и взрослыми людьми, может усилиться их тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, вялость, пассивность в поведении.

Социальные влияния на воспитание детей связаны с тремя группами факторов: социально-экономическими; психологическими, отражающие семейно-бытовые условия; педагогическими, проявляющимися в непосредственном отношении к ребенку, в применяемых к нему методах и средствах воспитательного воздействия. Взаимодействие генотипа и среды в формировании лич­ностных свойств детей должноисследоваться с учетом состояния здоровья и темперамента самих детей и их родителей.

Ключевые слова: тип нервной системы, тип высшей нервной деятельности, тип психической деятельности, живой тип нервной системы, безудержный тип нервной системы, спокойный тип нервной системы, оранжерейный тип нервной системы, холерик, темперамент, сангвиник, флегматик, меланхолик, сила нервных процессов, подвижность нервных процессов,уравновешенность нервных процессов.

Вопросы для самоконтроля

1 Каковы основные свойства нервной системы человека и животных? В чем они проявляются?

2 Что такое общий и частный тип нервной системы? Назовите общие и частные типы нервной системы и дайте им краткую характеристику.

3 Что такое тип ВНД? Чем он определяется?

4 Что понимают под силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов?

5 Охарактеризуйте известные вам способы определения типа ВНД.

6 В чем заключается взаимосвязь типов ВНД и темперамента?

8 Какие факторы могут повлиять на формирование типа ВНД и темперамента личности человека?

9 Какие ученый внесли вклад в изучение типологических свойств нервной системы и ее типов?

10 Можно ли изменить тип высшей нервной деятельности?

11 Можно ли поведенческую неуравновешенность и несдержанность человека с безудержным типом нервной системы полностью оправдать врожденностью этих качеств?

12 Как вы считаете, нужно ли учитывать тип высшей нервной деятельности человека при выборе профессии?

Практические задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1 Опираясь на вышеизложенные теоретические данные, выскажите свое мнение о роли генетической наследственности в формировании физиологии и психологии личности человека и обоснуйте его.

4 Пользуясь словесными описаниями основных свойств нервной системы человека, оцените их особенности у себя и у своих родителей. Есть ли между ними подобие, позволяющее говорить о безусловной генетической наследственности?

5 Определите свой тип ВНД и тип ВНД ваших родителей. Прослеживается ли подобие типов ВНД – вашего и родителей?

6 Какой частный тип нервной системы (тип психической деятельности) у вас и у ваших родителей? Чем подтверждается наличие определенного вами у себя и у родителей частного типа нервной системы?



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Меню навигации

  • Книги о мозге
  • Карта сайта
  • Основные метки записей сайта
  • Информация для посетителей
  • Нервная система
    • Центральная нервная система (ЦНС)
    • Вегетативная нервная система
      • Симпатическая нервная система
      • Парасимпатическая нервная система
      • Энтеральная нервная система
        • Мейсснерово сплетение
        • Ауэрбахово сплетение
    • Эндокринная система
    • Иммунная система
  • Болезни головного мозга
    • Опухоль головного мозга
      • Диагностика опухоли головного мозга
      • Лечение опухоли головного мозга
        • Лучевая терапия (радиотерапия)
        • Химиотерапия
    • Рассеянный склероз
      • Клинические проявления рассеянного склероза
      • Диагностика рассеянного склероза
      • Лечение рассеянного склероза
    • Атаксия
    • Инсульт
      • Виды инсульта
      • Клиническая картина инсульта
      • Диагностика инсульта
      • Первая помощь при инсульте
      • Лечение инсульта
    • Афазия. Классификация
    • Алалия
    • Апраксия
    • Акалькулия
    • Дизартрия
    • Гидранэнцефалия
    • Гидроцефалия
  • Методы исследования головного мозга
    • Реоэнцефалография
    • Пневмоэнцефалография
    • Ангиография
    • Электроэнцефалография (ЭЭГ)
  • Строение и функции мозга
    • Мозговой ствол
      • Ромбовидная ямка
    • Средний мозг
    • Мозжечок
      • Анатомия мозжечка человека
        • Кровоснабжение мозжечка
      • Гистология мозжечка
      • Нейрофизиология мозжечка
      • Симптоматика поражений мозжечка
      • Патологии мозжечка
        • Синдром Денди — Уокера
      • История изучения мозжечка
    • Экстрапирамидная система
      • Патологии и методы исследования экстрапирамидной системы
    • Пирамидная система
      • Патологии пирамидной системы и методы диагностики пирамидной недостаточности
      • Клетка Беца
    • Черепные нервы
      • Обонятельный нерв
  • Кровоснабжение головного мозга
  • Нейрон. Строение нервной клетки
    • Аксон
    • Дендрит
    • Синапс
    • Нервные волокна
    • Нервный импульс
    • Потенциал действия
    • Ганглий
    • Шванновские клетки
  • Мышление
    • Высшие психические функции (ВПФ)
    • Типология мышления
      • Абстрактно-логическое мышление
      • Атактическое мышление
      • Визуальное мышление
      • Дивергентное мышление
      • Логическое мышление
      • Наглядно-образное мышление
      • Позитивное мышление
      • Раздельное мышление
      • Комбинаторное мышление
  • Воображение
  • Творчество
  • Каталог медицинских сайтов



  • Типы высшей нервной деятельности формируются на основе, как генотипа, так и фенотипа. Генотип формируется в процессе эволюции под влиянием естественного отбора, обеспечивая развитие наиболее приспособленных к окружающей среде индивидов. Под влиянием реально действующих на протяжении индивидуальной жизни условий внешней среды генотип формирует фенотип организма.

    Для изучения наследственного фактора в формировании индивидуальных различий важное значение имеет метод близнецов. Известно, что однояйцовые близнецы имеют идентичный генотип (генетическую информацию). Поэтому в парах однояйцовых близнецов различия в темпераменте, если они обусловлены генетически, должны быть меньше, чем у двуяйцовых и тем более у неродственников. Конечно, это справедливо только при условии, что пары близнецов живут в одинаковых условиях. Близнецовым методом показано, что двигательная активность, сложные движения (прохождение лабиринта, вставление иглы в отверстие), в особенности тонкие движения кистей рук наследственно обусловлены.

    Генотип и фенотип и их роль в формировании индивидуальности.Индивидуальность человека, складывающаяся из темперамента, характера и способностей, является результатом взаимодействия двух систем - генотипа (наследственность) и фенотипа (средовые факторы).

    Фенотипически определяются свойства нервных процессов - экстра-интраверсия, эмоциональная стабильность (невротизм), подвижность и инертность нервных процессов. Эти факторы в большей степени определяют фенотипическое проявление тина ВИД. Темперамент относительно устойчив и мало поддается воздействиям изменяющейся обстановки. Наиболее ярко проявляется темперамент в раннем детском возрасте. Под влиянием воспитания, обучения, приобретаемого жизненного опыта темперамент может модифицироваться, при этом формируются определенные индивидуальные черты поведения данного человека.

    Характер представляет собой совокупность наиболее устойчивых черт личности, выражающихся в отношении к людям, к самому себе и к трудовой деятельности. Устойчивость характера определяется тем, что некоторые его черты являются врожденными и также как и у темперамента определяются свойствами нервных процессов. Базовые свойства характера формируются в возрасте 5-7 лет. Волевые качества формируются в подростковом возрасте. В формировании характера в большей степени участвуют средовые факторы, а наследственно обусловленные черты являются только базой для развития целостных качеств личности.

    Способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, которые помогают ему быстрее, легче и более прочно овладевать знаниями, приобретать навыки и умения. Развитие способностей происходит на основе природных предпосылок - задатков (наследственных свойств нервной системы) под влиянием среды.

    Понятие о типах нервной системы.Тип нервной системы напрямую зависит от интенсивности процессов торможения и возбуждения и условий, необходимых для их выработки. Тип нервной системы — это совокупность процессов, протекающих в коре больших полушарий. Он зависит от генетической предрасположенности и может незначительно меняться в течение индивидуальной жизни. Основными свойствами нервного процесса являются уравновешенность, подвижность, сила.

    Уравновешенность характеризуется одинаковой интенсивностью протекания процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

    Подвижность определяется скоростью, с которой происходит смена одного процесса другим. Если процесс протекает быстро, то нервная система подвижная, если нет, то система малоподвижная.

    Сила зависит от способности адекватно реагировать как на сильный, так и на сверхсильный раздражитель. Если возникает возбуждение, то нервная система сильная, если торможение, то слабая.

    По интенсивности данных процессов И. П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, две из которых назвал крайними из-за слабых нервных процессов, а две — центральными.

    Для характеристики каждого типа И. П. Павлов предложил использовать свою классификацию вместе с классификацией Гиппократа. Согласно этим данным люди, обладающие I типом нервной системы (меланхолики) трусливы, плаксивы, придают большое значение любой мелочи, обращают повышенное внимание на трудности, в результате у них часто возникают плохое настроение и недоверчивость. Это тормозной тип нервной системы, в организме преобладает черная желчь. Для лиц II типа характерны агрессивное и эмоциональное поведение, быстрая смена настроения с гнева на милость, честолюбие. У них преобладают смена настроения с гнева на милость, честолюбие. У них преобладают сильные и неуравновешенные процессы, по Гиппократу — холерик. Сангвиники —- III тип — являются уверенными лидерами, они энергичны и предприимчивы. Их нервные процессы сильные, подвижные и уравновешенные. Флегматики — IV тип — достаточно спокойные и уверенные в себе, с сильными уравновешенными и подвижными нервными процессами.

    У человека непросто определить тип нервной системы, поскольку большую роль играют соотношение коры больших полушарий и подкорковых образований, степень развития сигнальных систем, уровень интеллекта.

    Доказано, что у человека на успеваемость в большей степени влияют не тип нервной системы, а окружающая среда и социальные факторы, так как в процессе обучения и воспитания в первую очередь приобретаются моральные принципы. У животных основную роль играет биологическая среда. Так, животные одного помета, помещенные в разные условия существования, будут иметь разные типы. Таким образом, генетически обусловленный тип нервной системы является базой для формирования в течение жизни индивидуальных особенностей фенотипа.

    А. Динамика развития нервных процессов.Согласно исследова­ниям С.А.Нетопиной [8], нервные процессы с возрастом (1-10-й классы) совершенствуются следующим образом (методику см. в разделе 6.9.1, п. Б).

    По силе нервных процессовнаблюдается улучшение показате­лей от 1-го класса к 10-му почти в 2 раза. Вместе с тем от одного класса к другому, более старшему, нет ровного поступательного улучшения. Так, второклассники имели некоторый спад, такая же особенность отмечена в 6-м классе и в 10-м по отношению к 9-му. Однако в общем поступательном развитии силы нервных процес­сов такие всплески не оказались статистически значимы.

    Между тем в периоды резкого улучшения показателей силы нервных процессов от 2-го к 5-му классу сравнение каждого пре­дыдущего года с последующим было статистически значимым. Начиная с 12 лет последовательное взросление на год не было так

    значимо, как в предыдущий возрастной период, т.е. до 12 лет. Различия в старшей группе не были статистически значимы (младшая группа - 1-5-й, старшая - 6-10-й классы).

    Свойство подвижности нервных процессовоценивалось двумя показателями: скоростью реакции и количеством ошибочных дей­ствий в ситуации переделки. Как показали исследования, динами­ка подвижности нервных процессов отличается от динамики силы нервных процессов.

    Изменения этого свойства не снижаются к 12 годам, а продол­жаются и в старшей возрастной группе. Различия остаются стати­стически значимы на протяжении всего возрастного этапа от 1-го до 10-го класса при сравнении данных через каждый последую­щий год.

    Способность к процессу перестройки с возрастом также улуч­шается. Так, количество ошибочных реакций при переделке реа­гирования у 17-летних школьников в 6-7 раз меньше, чем у 7-летних детей, скорость реакции у старшеклассников увеличивает­ся почти в 3 раза.

    Наиболее существенные изменения по показателю безоши­бочного реагирования происходят от 2-го класса к 3-му и от 4-го к 5-му. У ребят 6-го класса по этому показателю отмечено ухуд­шение. В 7-м классе наблюдалось выравнивание данных с после­дующим улучшением в старших классах. Однако установлена не­равномерность развития подвижности нервных процессов у школьников в период от 7 до 17 лет. По показателю скорости ре­акции в ситуации переделки статистически значимыми оказались различия между школьниками 2-го и 3-го классов. Учащиеся 3-го и 4-го классов показали близкие результаты (различия незначи­мы), но в каждом последующем классе вплоть до 8-го данные бы­ли статистически достоверны.

    Школьников одного и того же года обучения обследовали осенью и весной. Поэтому есть возможность сравнить данные и установить влияние возрастной полугодовой разницы. Сравнение различий, средних по критерию Стьюдента, показало, что в неко­торых классах данные осеннего и весеннего обследований детей статистически значимо отличались. Так, в 1-м классе показатели подвижности (по числу ошибоч­ных реакций) и уравновешенности в группах детей осеннего и ве­сеннего периодов обследования имели статистически значимые различия (Т = 2,32 и 3,69). Во 2-м классе различия не были значи­мы ни по одному из изучавшихся свойств, в 3-м классе - лишь по скорости реакции при исследовании подвижности; у учащихся 4-го класса значимыми оказались различия по данным уравновешен­ности нервных процессов.

    В старшей возрастной группе, у школьников 6-го класса, об­следованных весной и осенью, подвижность нервных процессов в весенний период была на более низком уровне, чем осенью. Вме­сте с тем показатели силы нервных процессов и уравновешенно­сти сохранили тенденцию к улучшению как возрастную законо­мерность независимо от времени года.

    Во всех случаях, когда отмечалась достоверность различий, показатели у мальчиков по силе нервных процессов были выше, чем у девочек. Динамика развития этого свойства у мальчиков и девочек имеет разный характер: развитие силы нервных процессов в 7-8 лет, в 10 и 13-15 лет у мальчиков шло с опережением соот­ветствующих показателей у девочек.

    Однако по подвижности нервных процессов девочки имели преимущество в возрасте 9, 12—14 и 15-16 лет. По уравновешенно­сти 8-летние девочки превосходили мальчиков, но в 13-14 лет лучшие данные оказались у мальчиков.

    Следует отметить большие индивидуальные колебания в ста­новлении основных свойств нервной системы. По данным многих исследователей, в каждой возрастной группе имеется несколько школьников (1-2 из 40), чьи показатели перекрывали возраст на 2-3 года. Однако динамика развития основных свойств нервной системы у таких детей не была строго линейной; спустя опреде­ленный срок они замедляли свой темп развития и в дальнейшем сравниваются с основной частью группы.

    Индивидуальный анализ развития свойств нервных процессов подтвердил установленную ранее закономерность о компенсации низкого уровня одного свойства высоким уровнем другого. При пограничных нервно-психических расстройствах происходит де­компенсация, выражающаяся в низком уровне сразу целого ком­плекса свойств, и тогда организму требуются значительные уси­лия, чтобы выйти из состояния нарушенного равновесия.

    Б. Влияние генотипа и среды на развитие нейрофизиологических процессов в онтогенезе. Важные исследования для решения этой проблемы выполнила Е.В.Уварова (1987) с помощью регистрации ЭЭГ у моно- и дизиготных близнецов. Автоматический анализ и интегрирование суммарной энергии ЭЭГ передних отведений правого полушария мозга осуществлялись в диапазоне ее (8-13 Гц) и р! (13—20 Гц); ЭЭГ задних отведений - в диапазоне а, [3|, 6 (4-7 Гц) и 5 (1,5-3 Гц). ЭЭГ регистрировали в состоянии покоя (полулежа в удобном кресле) и при действии раздражителей (фонофотости-мулятор). Анализу подвергались следующие характеристики ЭЭГ: в фоне - средняя частота, амплитуда, индекс и интенсивность (по данным интегратора, в процентах от суммы энергии ритмов, принимаемой за 100) основных ритмов в передних и задних об­ластях мозга; на внешнюю стимуляцию - величина длительности депрессии а-ритма, латентный период и индекс (в процентах на­личия усвоения ритма раздражения от времени действия раз­дражителя разной частоты, принимаемого за 100) реакции ус­воения ритма.

    Каждую пару близнецов (58) обследовали 4 раза на протяже­нии 9-12 лет. Возраст детей составлял от 4 лет до 21 года. По­скольку исследования продолжались 9-12 лет, возрастные группы перекрывали друг друга, что повышало надежность полученных результатов. Метод расчета коэффициента генетической детерми­нации см.: Уварова Е. В., 1987.

    Для фоновых характеристик ЭЭГ выявлено изменение с воз­растом числа показателей, имеющих относительно высокую сте­пень генетической детерминации.

    Вклад генотипа в изменчивость показателей ЭЭГ фона различен в разные периоды развития детей и подростков. Он довольно су­ществен в возрасте 4-9 лет (примерно 40% всех показателей). Максимум влияния генетических факторов приходится на возраст­ной период 13-15 лет. В предшествующий препубертатный пери­од (10-12 лет) число таких параметров существенно меньше, что позволяет предполагать значительную роль средовых факторов в разнообразии индивидуальных характеристик ЭЭГ покоя в дан­ном возрасте. Усиление влияния факторов среды отмечается так­же в старшем возрасте (16-21 год), особенно в 19-21 год. В этом возрастном периоде изменение числа параметров в интервале 13-15 лет- 19-21 год статистически значимо.

    Изучение возрастной динамики наследственно-средовых; сотно-шений для отдельных ритмов ЭЭГ показало, что для большинства параметров а-ритма вклад генотипа выявляется в возрасте 4-6 лет, 13-15 и 16-18 лет, а для р|-ритма - в 4-6 и 13-15 лет; показатели медленных колебаний (9,5) имеют свой максимум в 13-15 лет.

    Вклад генотипа в изменчивость показателей задних областей мозга больше, чем передних. Это, вероятно, объясняется их раз­личием в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

    Влияние средовых факторов в формировании изменчивости показателей ЭЭГ-реактивности в онтогенезе значительно более выражено, чем в детерминации параметров ЭЭГ покоя.

    Для показателей реакции усвоения ритма максимум влияния генетических факторов выявлен в возрасте 10-12 лет, несколько меньший - в 16-18 лет. В остальные возрастные периоды обнару­жена роль средовых влияний, особенно значительная в 4-6 и 13-15 лет, несколько меньшая-в 7-9 лет.

    При изучении соотносительной роли наследственных и средо­вых факторов в вариабельности компонентов вегетативной реак­тивностиустановлено, что в формировании их в ходе онтогенеза влияние средовых факторов значительно более выражено, чем генетических! Влияние генотипа на изменчивость этих показате­лей в онтогенезе наиболее заметно в возрасте 16-18 лет.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

    Короткие белки, контролирующие работу нейроэндокриноиммунной системы и ее центральных отделов, называют нейропептиды. Некоторые белки являются гормонами (нейрогормонами). Их наличие особенно ярко демонстрирует участие генов в формировании поведенческих признаков, включая характеристики психической активности мозга человека. Так, широко изучается роль нейропептидов галанина и NPY, а также белка лептина в регуляции пищевого поведения. Формирование материнского поведения у самок крыс регулируется изменением содержания нейропептида тахикинина в вентромедиальном ядре гипоталамуса. Кортикотропин-рилизинг фактор гипоталамуса определяет эмоциональность в реакциях животных на новизну. Гормон гипофиза вазопрессин, как и его аналог AVT (аргинин-вазопрессин) у птиц, влияет на территориальное поведение животных.

    Табл. 6. Некоторые белковые молекулы, контролирующие процессы роста нейронов, узнавания нейронами друг друга и синаптической передачи
    Нейротрофные факторы Молекулы распознавания Пре- и постсинаптические молекулы
    NGF, р75, Trk A, GDNF, BDNF, NT 3, 4 и 5 CNTF, ILGF I и II FGF EGF и др. PSA-NCAM NCAM (H-CAM, G-CAM, VCAM-1 и др.) APP, Интегрин Ламинин, Кадгерин Тенцин, протеогликаны и др. ά-GDI, Rab3A RIM, Munc13 Синаптотагмин Олигофренин G-белок PAK-3 и др.

    Следует понимать, что на формирование нервной системы могут негативно влиять и нарушения в генах, работающих в клетках других тканей. Косвенно эти нарушения могут отражаться на работе нейроэндокриноиммунной системы. Чем раньше в процессе становления нервной системы проявляется дефект какого-либо гена, тем сильнее это сказывается на развитии организма и его последующем поведении. Внешние стимулы также регулируют работу генов уже на ранних стадиях развития эмбриона. Показано, что действие стрессоров на пренатальных стадиях развития у лабораторных крыс сказывается на структуре хроматина ядер их нервных клеток. Это отражается на режиме работы генов в клетках-мишенях. Измененная структура хроматина сохраняется в нервных клетках уже родившихся животных. Впоследствии, спустя даже длительный период времени, их поведение отличается от нормального.

    Определение:

    Хроматин– специфически окрашиваемые области ядра клетки, в которых расположена ДНК и связанные с ней белковые компоненты.

    Определение:

    Трансгенныеживотные – животные, в геном которых была встроена чужеродная (т.е. не принадлежащая данному животному) ДНК.

    Говоря о различных свойствах человеческой психики (будь то темперамент, интеллект, экстра-интроверсия и т.д.) большинство современных исследователей признают их (свойств) зависимость от физиологических, эндокринных и биохимических детерминант (Малых и др., 1998). Остается сделать еще один шаг и сказать, что все вышеперечисленные биологические детерминанты в той или иной степени контролируются генетически. Т.о., одной из задач современной психогенетики является поиск генетических механизмов контроля этих детерминант, т.е. фактически генетического контроля психики. При этом речь идет не только о генетической зависимости типовых психических особенностей высокоразвитых животных и человека, но и о конкретных индивидуальных различиях.

    На современном этапе продолжается активное проникновение нейрофизиологии и нейрогенетики в психологию. Изучаются физиолого-генетические механизмы реализации психологического фенотипа. Отталкиваясь от работ И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, а также от представлений В. Вундта, Г. Айзенка и других, исследователи развивают генетические представления о наследуемости свойств нервной системы. Изучаются гены, влияющие на эмоциональность, социабильность, заторможенность и активность. Анализируется роль нейропептидов в регуляции сложно организованных форм поведения, ведется поиск генов, участвующих в синтезе нейромедиаторов и нейрогормонов. Совершенствуются представления о сети генов единой нейроэндокриноиммунной системы (НЭИС) высших животных как механизма, обеспечивающего максимально быстрый адаптивно значимый ответ организма на любое изменение в окружающей среде. Перспективными моделями в этой связи представляются изучение генетического контроля стресс-реакции организма, а также анализ формирования НЭИС в развитии организма и определение чувствительных стадий развития. Генетика нейрофизиологических признаков организма лежит в основе понимания закономерностей становления психогенетических признаков животных и психической активности человека как высшей формы адаптивного поведения.

    Задания для самоконтроля:

    1. Расскажите о генетическом контроле процесса становления нервной системы в онтогенезе.

    4. Расскажите о применении трансгенных животных в изучении функционирования центральной нервной системы.

    6. Что такое нейропептиды? Приведите конкретные примеры их наследственной обусловленности и действия в центральной неврной системе.

    Семинар 1.

    Учебные вопросы:

    1. Требования к модельным объектам.

    2. Современные молекулярно-генетические методы исследования Ц.Н.С.

    3. Механизмы формирования кратковременной и долговременной памяти.

    Темы докладов:

    1. Взгляды Рамон-и-Кахаля на природу индивидуальности человека и их развитие в современных молекулярно-генетическиех исследованиях.
    2. Современные представления о процессах запоминания.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.