Гистология нервная система методичка

Нервные узлы, периферические нервы

Нервная ткань (при участии ряда других тканей) формирует нервную систему, обеспечивающую регуляцию всех жизненных процессов в организме и его взаимодействие с внешней средой.

Анатомически нервную систему делят на центральную и периферическую. К центральной относят головной и спинной мозг, периферическая объединяет нервные узлы, нервы и нервные окончания.

Нервная система развивается из нервной трубки и ганглиозной пластинки. Из краниальной части нервной трубки дифференцируются головной мозг и органы чувств. Из туловищного отдела нервной трубки - спинной мозг, из ганглиозной пластинки формируются спинномозговые и вегетативные узлы и хромаффинная ткань организма.

Нервные узлы (ганглии)

Нервные узлы, или ганглии, это скопления нейронов вне центральной нервной системы. Выделяют чувствительные и вегетативные нервные узлы.

Чувствительные нервные узлы лежат по ходу задних корешков спинного мозга и по ходу черепно-мозговых нервов. Афферентные нейроны в спиральном и вестибулярном ганглии являются биполярными, в остальных чувствительных ганглиях - псевдоуниполярными.

Спинномозговой узел имеет веретеновидную форму, окружен капсулой из плотной соединительной ткани. От капсулы в паренхиму узла проникают тонкие прослойки соединительной ткани, в которой расположены кровеносные сосуды.

Нейроны спинномозгового узла характеризуются крупным сферическим телом и светлым ядром с хорошо заметным ядрышком. Клетки располагаются группами, преимущественно по периферии органа. Центр спинномозгового узла состоит главным образом из отростков нейронов и тонких прослоек эндоневрия, несущих сосуды. Дендриты нервных клеток идут в составе чувствительной части смешанных спинномозговых нервов на периферию и заканчиваются там рецепторами. Аксоны в совокупности образуют задние корешки, несущие нервные импульсы в спинной мозг или продолговатый мозг.

В спинномозговых узлах высших позвоночных животных и человека биполярные нейроны в процессе созревания становятся псевдоуниполярными. От тела псевдоуниполярного нейрона отходит один отросток, который многократно обвивает клетку и часто образует клубок. Этот отросток разделяется Т-образно на афферентную (дендритную) и эфферентную (аксональную) ветви.

Дендриты и аксоны клеток в узле и за его пределами покрыты миелиновыми оболочками из нейролеммоцитов. Тело каждой нервной клетки в спинномозговом узле окружено слоем уплощенных клеток олигодендроглии, которые здесь называются мантийными глиоцитами, или глиоцитами ганглия, или же клетками-сателлитами. Они расположены вокруг тела нейрона и имеют мелкие округлые ядра. Снаружи глиальная оболочка нейрона покрыта тонковолокнистой соединительнотканной оболочкой. Клетки этой оболочки отличаются овальной формой ядер.

Нейроны спинномозговых узлов содержат такие нейромедиаторы, как ацетилхолин, глутаминовая кислота, вещество P.

Вегетативные нервные узлы располагаются:

  • вдоль позвоночника (паравертебральные ганглии);
  • впереди от позвоночника (превертебральные ганглии);
  • в стенке органов - сердца, бронхов, пищеварительного тракта, мочевого пузыря (интрамуральные ганглии);
  • вблизи поверхности этих органов.

К вегетативным узлам подходят миелиновые преганглионарные волокна, содержащие отростки нейронов центральной нервной системы.

По функциональному признаку и локализации вегетативные нервные узлы разделяют на симпатические и парасимпатические.

Большинство внутренних органов имеет двойную вегетативную иннервацию, т.е. получает постганглионарные волокна от клеток, расположенных как в симпатических, так и в парасимпатических узлах. Реакции, опосредуемые их нейронами, часто имеют противоположную направленность (так, например, симпатическая стимуляция усиливает сердечную деятельность, а парасимпатическая ее тормозит).

Общий план строения вегетативных узлов сходен. Снаружи узел покрыт тонкой соединительнотканной капсулой. Вегетативные узлы содержат мультиполярные нейроны, которые характеризуются неправильной формой, эксцентрично расположенным ядром. Часто встречаются многоядерные и полиплоидные нейроны.

Каждый нейрон и его отростки окружены оболочкой из глиальных клеток-сателлитов - мантийных глиоцитов. Наружная поверхность глиальной оболочки покрыта базальной мембраной, кнаружи от которой расположена тонкая соединительнотканная оболочка.

Интрамуральные нервные узлы внутренних органов и связанные с ними проводящие пути ввиду их высокой автономии, сложности организации и особенностей медиаторного обмена иногда выделяются в самостоятельный метасимпатический отдел вегетативной нервной системы.

В интрамуральных узлах русским гистологом Догелем А.С. описаны нейроны трех типов:

  1. длинноаксонные эфферентные клетки I типа;
  2. равноотросчатые афферентные клетки II типа;
  3. ассоциативные клетки III типа.

Длинноаксонные эфферентные нейроны (клетки Догеля I типа) - многочисленные и крупные нейроны с короткими дендритами и длинным аксоном, который направляется за пределы узла к рабочему органу, где образует двигательные или секреторные окончания.

Равноотросчатые афферентные нейроны (клетки Догеля II типа) имеют длинные дендриты и аксон, уходящий за пределы данного узла в соседние. Эти клетки входят в качестве рецепторного звена в состав местных рефлекторных дуг, которые замыкаются без захода нервного импульса в ЦНС.

Ассоциативные нейроны (клетки Догеля III типа) - это местные вставочные нейроны, соединяющие своими отростками несколько клеток I и II типа.

Нейроны вегетативных нервных ганглиев, как и спинномозговых узлов, имеют эктодермальное происхождение и развиваются из клеток нервного гребня.

Периферические нервы

Нервы, или нервные стволы, связывают нервные центры головного и спинного мозга с рецепторами и рабочими органами, или же с нервными узлами. Нервы образованы пучками нервных волокон, которые объединены соединительнотканными оболочками.

Большинство нервов - смешанные, т.е. включают афферентные и эфферентные нервные волокна.

Пучки нервных волокон содержат как миелиновые, так и безмиелиновые волокна. Диаметр волокон и соотношение между миелиновыми и безмиелиновыми нервными волокнами в различных нервах неодинаковы.

На поперечном срезе нерва видны сечения осевых цилиндров нервных волокон и одевающие их глиальные оболочки. В некоторых нервах встречаются одиночные нервные клетки и мелкие ганглии.

Между нервными волокнами в составе нервного пучка располагаются тонкие прослойки рыхлой волокнистой соединительной ткани - эндоневрий. В нем мало клеток, преобладают ретикулярные волокна, проходят мелкие кровеносные сосуды.

Отдельные пучки нервных волокон окружены периневрием. Периневрий состоит из чередующихся слоев плотно расположенных клеток и тонких коллагеновых волокон, ориентированных вдоль нерва.

Наружная оболочка нервного ствола - эпиневрий - представляет собой плотную волокнистую соединительную ткань, богатую фибробластами, макрофагами и жировыми клетками. Содержит кровеносные и лимфатические сосуды, чувствительные нервные окончания.

(см. также лекцию по нервной ткани из общей гистологии)

1. Настоящее руководство-атлас объединяет в себе функции трёх видов учебных материалов:

2. а) Особенностью атласа является то, что большинство изображений представляют собой не рисунки, а оригинальные снимки с гистологических препаратов .

б) Особенность же текстовой части ( учебника , "Book" ) - в чёткой структурированности . Для этого использованы такие приёмы, как

в) Можно отметить и такую особенность учебника, как тесную привязку гистологического материала к смежным дисциплинам - анатомии, физиологии, биохимии.

г) Наконец, важно и то, что в текст учебника органично введено (помимо теоретического материала) также описание препаратов и микрофотографий, изучаемых на практических занятиях.

3. а) При изучении курса может быть 2 варианта использования руководства-атласа.

Первый (краткий) вариант - просмотр только гистологических препаратов (с подписями к ним). - Вариант атласа и руководства к практическим занятиям.

Второй вариант - изучение учебника ("Book") , в т.ч. комментариев к иллюстрациям с одновременным их просмотром. - Это полный вариант сочетания учебника, атласа и руководства к практическим занятиям.

б) Кроме того, в конце имеется приложение "Экзамен" - списки экзаменационных препаратов и микрофотографий с описанием каждого изображения.
Подобное описание - не простое перечисление видимых на снимке структур, но связанное и в то же время краткое напоминание соответствующих теоретических сведений (изложенных ранее в "Book").
По существу, это такие ответы по препарату или микрофотографии, какие бы мы хотели услышать на экзамене от студентов.

4. Настоящее руководство создано на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова.

Оно соответствует программе по одноименному курсу для лечебных факультетов медицинских ВУЗов и методике преподавания , разработанной на названной кафедре.

Техническое исполнение осуществлено на фирме "Диаморф" (директор - В.И.Мазуров ) О.А. Ломакиным, З.Ш. Бигильдиной и Е.И. Поповиченко .

При съёмке препаратов большую помощь оказал доцент Г.А.Косолапов, за что авторы выражают ему глубокую признательность.

5. а) При создании руководства-атласа использованы учебные материалы, подготовленные на кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии ММА им. И.М.Сеченова в предыдущие годы:

Особо следует отметить выдающийся вклад в создание этих книг Юлия Ивановича АФАНАСЬЕВА (1928-1997), который на протяжении почти 30 лет возглавлял кафедру гистологии ММА им. И.М. Сеченова (прежде - 1 ММИ им. И.М.Сеченова).

б) Ряд изображений воспроизведён из " Атласа анатомии человека" Р.Д.Синельникова (М., "Медицина", 1968) и некоторых зарубежных изданий:

6. Авторы благодарят сотрудников кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии ММА им. Сеченова за консультативную помощь при создании руководства-атласа и апробацию его на практических занятиях со студентами:

профессора Е.Ф. Котовского , профессора А.Н. Яцковского , профессора Н.П.Омельяненко , доцента Л.Г.Гарстукову, доцента Т.В.Боронихину , доцента Л.П.Бобову , ст. преп. Е.А.Хачатурян , ст.преп. Т.Н.Ильину , ст. преп. С.Б.Косаревич, ассистента Л.В.Комратову.

Введение. Содержание курса

I. Разделы курса

Предлагаемый курс включает 6 разделов.

б) Всего различают 5 основных типов тканей :

I. эпителиальные ткани и железы,
II. кровь и кроветворные ткани,
III. соединительные ткани,
IV. мышечные ткани,
V. нервную ткань.

б) Соответственно, в разделе рассматриваются (с указанных позиций)

I. нервная система,
II. органы чувств,
III. сердечно-сосудистая система,
IV. система кроветворения,
V. эндокринная система,
VI. пищеварительная система,
VII. органы дыхания,
VIII. кожа и её проиводные,
IX. выделительная система,
X. половая система.

II. Темы курса

Материал перечисленных разделов разбит на 3 2 занятия (или темы).

Тема 2. Клетка и неклеточные структуры

Тема 3. Цитоплазма

Тема 8. Кровь

Тема 9. Собственно соединительные ткани и специальные виды соединительных тканей

Тема 10. Скелетные соединительные ткани

Тема 11. Мышечные ткани

Тема 12. Нервная ткань: нейроциты, глиоциты, нервные волокна

Тема 15. Нервная система: головной мозг

Тема 16. Органы чувств: органы зрения и обоняния

Тема 17. Органы чувств: органы слуха, равновесия и вкуса

Тема 18. С ердечно-сосудистая система: артерии, сосуды микроциркуляторного русла

Тема 19. Сердечно-сосудистая система: вены, лимфатические сосуды, сердце

Тема 20. Кроветворение: общая схема; центральные органы кроветворения и иммуногенеза

Тема 21. Кроветворение: периферические органы кроветворения; иммуногенез

Тема 22. Эндокринная система

Тема 23. Пищеварительная система: органы ротовой полости и пищевод

Тема 24. Пищеварительная система: желудок, тонкая кишка

Тема 25. Пищеварительная система: толстая кишка, печень, поджелудочная железа

Тема 26. Дыхательная система

Тема 27. Кожа и ее производные

Тема 28. Мочевая система

Тема 29. Мужская половая система

Тема 32. Плацента и другие внезародышевые органы

План:

1. Эволюция нервной системы у животных.

2. Источники, закладка и развитие нервной системы у человека.

3. Гистологическое строение, функции спинномозговых узлов.

4. Гистологическое строение спинного мозга.

5. Краткая морфо-функциональная характеристика ствола мозга.

Нервная система (НС) осуществляет регуляцию всех жизненных процессов в организме и его взаимодействие с внешним миром и представляет собой высшую интегрирующую систему. НС функционирует на основе рефлексов — ответных реакций организма, осуществляемых при посредстве ЦНС. Морфологическим субстратом рефлексов является рефлекторные дуги, состоящие из цепи афферентных, ассоциативных и эффекторных нейронов.

Число нейроцитов в человеческом мозге достигает порядка 1011 или по мнению других авторов на порядок больше. Общее число синапсов ориентировочно 1015-1018.

Эволюция нервной системы тесно связано с эволюцией мышечных тканей. Клетки многоклеточных животных постепенно специализируется для выполнения различных функций. Мышечные клетки появляются в эволюции раньше, чем нервные клетки. Эти первопредки мышечных клеток находятся на поверхности тела и способны реагировать на внешние воздействия сокращением. Хлопин называл их мионейроэпителиальными клетками.

В ходе дальнейшего развития многоклеточных организмов мышечные клетки уходят в более глубокие слои тела, поэтому появляется необходимость в чувствительных клетках, доступных к поверхностной стимуляции раздражителями и способные передавать возбуждение глубже лежащим мышечным клеткам. Так появились организмы, имеющие нейроны на поверхности тела, отростки которых находятся в прямом контакте с мышечными клетками.

Следующей ступенью развития нервной системы является появление нервных цепей, сначала из 2-х нейронов, а затем и с большим количеством нейронов. Например, такие 2-х нейронные цепи имеются в каждом сегменте дождевого червя. 1-й нейрон (афферентный, чувствительный) лежит на поверхности тела, аксон 1-го нейрона передает импульс глубже лежащему 2-му нейроны (эфферентный, моторный), а 2-й нейрон вызывает сокращение мышечных клеток сегмента.

На следующем этапе появляются межсегментные нейроны у сегментированных животных. Это позволяет координировать совгласованные действия сегментов.

Увеличение числа этих соединений привело к появлению пучка, тянущегося вдоль тела близко к центральной оси, в конечном виде — спинного мозга и головного мозга.

В целом для эволюции нервной системы характерно консервативность: у высших сохраняется признаки сегментарности, присущие низшим; химическая передача импульсов в синапсах и у низших, и у высших. Чем выше уровень организации, тем выраженнее в эмбриональном периоде опережающее развитие и созревание нервной системы. Чем выше уровень организации вида, тем большее число бластомеров зародыша используется для закладки нервной системы. Так, у человека 1/3 площади поверхности оплодотворенной яйцеклетки является презумптивной зоной (будущей зоной) нервной трубки.

Развитие нервной системы начинается с утолщения дорсальной ЭКТОДЕРМЫ и формированием нервной пластинки, тянущейся вдоль оси тела. В дальнейшем нервная пластинка прогибается и образуется нервный желобок, который смыкаясь превращается в трубку. Вначале нервная трубка сохраняет связь с эктодермой, в последующем отрывается и располагается под ней самостоятельно. При этом из материала зоны прикрепления нервной трубки с эктодермой обособляются парные ганглиозные пластинки или нервные гребни, тянущиеся вдоль нервной трубки.

Материал ганглиозных пластинок дифференцируется в структуры:

1. Клетки ганглиозной пластинки в головном конце вместе с клетками плакод участвуют в формировании ядер V, VII, IX, X пар черепных нервов.

2. Часть клеток мигрирует латерально, обратно включаются в состав эктодермы и в дальнейшем дифференцируются в меланоциты эпидермиса кожи.

3. Часть клеток мигрирует вентрально между нервной трубкой и сомитами, дифференцируются в нервные ткани ганглиев вегетативной нервной системы и хромофинные клетки корковой части надпочечников.

4. Часть клеток остается на месте ганглиозной пластинки и в дальнейшем становятся закладкой спинальных ганглиев (спинномозговых узлов).

Нервная трубка в момент закладки состоит из 1 слоя клеток — медулобластов, однако вскоре клетки начинают пролиферацию и нервная трубка становится многослойной. При этом базальный слой медулобластов располагается на границе с каналом нервной трубки, часть клеток в ходе деления вытесняется в вышележащие слои, т.е. в направлении к наружной поверхности трубки. Медулабластов базального слоя называют герменативными или вентрикулярными клетками. Вентрикулярные клетки дифференцируются в 2-х направлениях:

1. Спонгиобласты Глиобласты Макроглиоциты (эпиндимоциты, астроциты, олигодендроглиоциты.

2. Нейробласты Молодые нейроциты Зрелые нейроциты.

Поляризация проведения нервного импульса по цепи нейронов определяется их специализированными контактами – синапсами.

I. По способу передачи:

· Химические – проводят нервный импульс в одну сторону;

· Электрические – проводят нервный импульс в обе стороны;

II. По локализации:

III. По составу медиатора:

· адренергические синапсы – норадреналин;

· холинергические синапсы – ацетилхолин;

IV. По выполняемым функциям:

ЛЕКЦИЯ 12. Органы нервной системы

1. Структура нервной системы

2. Рефлекторная дуга

3. Нервы

4. Спинной мозг

5. Ствол мозга

6. Мозжечок

7. Кора больших полушарий головного мозга

8. Миелоархитектоника и организация коры

9. Строение и функции желудочков мозга

10. Мозговые оболочки

1. Нервная система осуществляет объединение частей организма в единое целое (интеграцию), обеспечивает регуляцию разнообразных процессов, координацию функции различных органов и тканей и взаимодействие организма с внешней средой. Нервная система воспринимает многообразную информацию, поступающую из внешней среды и из внутренних органов, перерабатывает ее и генерирует сигналы, обеспечивающие ответные реакции, адекватные действующим раздражителям.

Анатомически нервную систему подразделяют на:

· центральную нервную систему, которая включает в себя головной и спинной мозг;

· периферическую нервную систему, к которой относят периферические нервные узлы (ганглии), нервы и нервные окончания.

Физиологически (в зависимости от характера иннервации органов и тканей) нервную систему разделяют на:

· соматическую (анимальную) нервную систему, которая регулирует преимущественно функции произвольного движения;

· автономную (вегетативную) нервную систему, которая регулирует деятельность внутренних органов и желез. Влияя на активность обмена веществ в различных органах и тканях в соответствии с меняющимися условиями их функционирования и внешней среды, она осуществляет адаптационно-трофическую функцию.

Вегетативная нервная система подразделяется на взаимодействующие друг с другом симпатический и парасимпатический отделы, которые различаются локализацией центров в мозге и периферических узлов, а также характером влияния на внутренние органы.

В соматическую и автономную нервную систему входят звенья, расположенные в центральной и периферической нервных системах.

Функционально ведущей тканью органов нервной системы является нервная ткань , включающая нейроны и глию. Скопление нейронов в центральной нервной системе обычно называются ядрами, а в периферической нервной системе – узлами (ганглиями). Пучки нервных волокон в центральной нервной системе носят название трактов , в периферической нервной системе они образуют нервы.

Нервные центры – скопление нервных клеток в центральной и периферической нервных системах, в которых между ними осуществляется синаптическая передача. Они обладают сложной структурой, богатством и разнообразием внутренних и внешних связей и специализированы на выполнении определенных функций.

По характеру морфофункциональной организации различают:

· нервные центры ядерного типа, в которых нейроны располагаются без видимой упорядоченности (вегетативные ганглии, ядра спинного и головного мозга);

· нервные центры экранного типа, в которых нейроны, выполняющие однотипные функции, собраны в виде отдельных слоев, сходных с экранами, на которых проецируются нервные импульсы (кора мозжечка, кора полушарий большого мозга, сетчатка глаза). Внутри слоев и между ними имеются многочисленные ассоциативные связи.

В нервных центрах происходят процессы конвергенции и дивергенции нервного возбуждения, функционируют механизмы обратной связи.

Конвергенция – схождение различных путей проведения нервных импульсов к меньшему числу нервных клеток. На нейронах могут иметься окончания клеток разных типов, что обеспечивает конвергенцию влияний из различных источников.

Дивергенция – образование связей одного нейрона с большим числом других, на деятельность которых он оказывает влияние, обеспечивая перераспределение импульсов с иррадиацией возбуждения.

Механизмы обратной связи дают возможность нейронам самим регулировать величину поступающих к ним сигналов благодаря связям их аксонных коллатералей со вставочными клетками. Последние оказывают влияние (обычно тормозное) как на нейроны, так и на терминали конвергирующих к ним волокон.

2. Рефлекторная дуга является функциональной единицей нервной системы, они представляют собой цепочки нейронов, которые обеспечивают реакции рабочих органов (органов-мишеней) в ответ на раздражение рецепторов. В рефлекторных дугах нейроны, связанные друг с другом синапсами, образуют три звена: рецепторное (афферентное), эффекторное и расположенное между ними ассоциативное (вставочное), которое в простейшем варианте дуги может отсутствовать. На различные звенья дуги оказывают регуляторные воздействия связанные с ними нейроны вышележащих центров, вследствие чего рефлекторные дуги имеют сложное строение. Рефлекторные дуги в соматическом (анимальном) и автономном (вегетативном) отделах нервной системы обладают рядом особенностей.

Соматическая (анимальная) рефлекторная дуга

Рецепторное звено образовано афферентными псевдоуниполярными нейронами, тела которых располагаются в спинальных ганглиях. Дендриты этих клеток образуют чувствительные нервные окончания в коже или скелетной мускулатуре, а аксоны вступают в спинной мозг в составе задних корешков и направляются в задние рога его серого вещества, образуя синапсы на телах и дендритах вставочных нейронов. Некоторые веточки (коллатерали) аксонов псевдоуниполярных нейронов проходят (не образуя связей в задних рогах) непосредственно в передние рога, где оканчиваются на мотонейронах (формируя с ними двухнейронные рефлекторные дуги).

Ассоциативное звено представлено мультиполярными вставочными нейронами, дендриты и тела которых расположены в задних рогах спинного мозга, а аксоны направляются в передние рога, передавая импульсы на тела и дендриты эффекторных нейронов.

Эффекторное звено образовано мультиполярными мотонейронами, тела и дендриты которых лежат в передних рогах, а аксоны выходят из спинного мозга в составе передних корешков, направляются к спинальному ганглию и далее в составе смешанного нерва – к скелетной мышце, на волокнах которой их веточки образуют нервно-мышечные синапсы (моторные, или двигательные, бляшки).

Автономная (вегетативная) рефлекторная дуга

Рецепторное звено , как и в соматической рефлекторной дуге, образовано афферентными псевдоуниполярными нейронами, тела которых располагаются в спинальных ганглиях, однако дендриты этих клеток образуют чувствительные нервные окончания в тканях внутренних органов, сосудов и желез. Их аксоны вступают в спинной мозг в составе задних корешков и, минуя задние рога, направляются в боковые рога серого вещества, образуя синапсы на телах и дендритах вставочных нейронов.

Ассоциативное звено представлено мультиполярными вставочными нейронами, дендриты и тела которых расположены в боковых рогах спинного мозга, а аксоны (преганглинарные волокна) покидают спинной мозг в составе передних корешков, направляясь в один из вегетативных ганглиев, где и оканчивается на дендритах и телах эффекторных нейронов.

Эффекторное звено образовано мультиполярными нейронами, тела которых лежат в составе вегетативных ганглиев, а аксоны (постганглионарные волокна) в составе нервных стволов и их ветвей направляются к клеткам рабочих органов – гладких мышц, желез, сердца.

3. Нервы

Нервы (нервные стволы) связывают нервные центры головного и спинного мозга с рецепторами и рабочими органами. Они образованы пучками нервных волокон, которые объединены соединительнотканными компонентами (оболочками): эндоневрием, периневрием и эпиневрием. Большинство нервов являются смешанными, то есть включают афферентные и эфферентные нервные волокна. Пучки нервных волокон содержат до нескольких тысяч миелиновых и безмиелиновых волокон, соотношение между которыми в различных нервах неодинаково; по функциональному признаку они относятся к анимальной и вегетативной нервной системе.

Эндоневрий – тонкие прослойки рыхлой волокнистой соединительной ткани, окружающие отдельные нервные волокна и связывающие их в единый пучок. В нем содержатся немногочисленные клетки и волокна (преимущественно ретикулярные), проходят мелкие кровеносные сосуды.

Цитология, гистология и эмбриология. Нервная, иммунная, сенсорная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, эндокринная системы. Формы организации живой материи. Органы чувств, зрения, обоняния, слуха, равновесия, вкуса. Эмбриональное развитие человека.

  • посмотреть текст работы "Гистология и цитология с основами эмбриологии"
  • скачать работу "Гистология и цитология с основами эмбриологии" (методичка)

Наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных организмов. Домикроскопический, микроскопический и современный периоды развития гистологии. Эмбриология как учение о внутриутробном развитии плода. История возникновения и развития цитологии.

практическая работа, добавлен 14.03.2014

Органы кроветворения и иммунной защиты. Красный костный мозг, тимус. Лимфатические узлы, селезенка, миндалины. Сердечно-сосудистая система. Центральная нервная система. Орган зрения и обоняния. Мужская и женская половая система. Поджелудочная железа.

методичка, добавлен 27.09.2017

Общее понятие об органах чувств. Анатомическое строение органа зрения человека, вспомогательный аппарат глаза, зрительный анализатор. Строение органа слуха и равновесия, органов обоняния и вкуса. Физиологические процессы восприятия в анализаторах.

презентация, добавлен 13.09.2015

Клетки и ткани. Кости и их соединения. Мышцы и фасции туловища, головы и шеи, конечностей. Пищеварительная, дыхательная, нервная и сердечно-сосудистая системы, мочеполовой аппарат. Обмен веществ и энергии. Железы внутренней секреции. Органы чувств.

учебное пособие, добавлен 09.02.2015

Лекции по анатомии. Виды тканей, опорно-двигательный аппарат, кожа, нервная и эндокринная системы, сердечно-сосудистая, лимфообразующая, нервная системы, обмен веществ и энергии, витамины, высшая нервная деятельность, дыхательная система и другое.

курс лекций, добавлен 16.11.2008

Анализаторы и СС - системы чувствительности нервных образований, воспринимающих и анализирующих внешние и внутренние раздражения. Органы зрения, слуха, обоняния, кожа, вкуса, равновесия, гравитации. Виды систем чувствительности нервных окончаний.

лекция, добавлен 16.11.2008

Наследственность и скрещивание. Периферическая и центральная нервная система. Особенности развития зрения и слуха. Кровь человека, виды иммунитета, строение и особенности сердца, легкие и типы дыхания. Система пищеварения, органы выделения, обмен веществ.

шпаргалка, добавлен 22.03.2011

Жалобы на кашель, температуру до 38,0 градусов, насморк. Сердечно-сосудистая, мочеполовая и пищеварительная система. Железы внутренней секреции. Нервная система и органы чувств. Лечение больного, диета, дыхательная гимнастика. Массаж грудной клетки.

история болезни, добавлен 10.05.2014

Исследование строения, отделов и функций нервной системы человека. Топография и строение спинного мозга. Отделы и функции головного мозга. Изучение строения и определение функционального значения лимбической системы. Органы зрения, слуха и обоняния.

шпаргалка, добавлен 23.04.2012

Изучение молекулярной биологии как отрасли биологии, история ее возникновения. Рассмотрение цитологии как науки о клетке и клетки как элементарной единицы живой материи. Возникновение клеточной теории и строение организмов (эукариоты, прокариоты), клетки.

контрольная работа, добавлен 29.12.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.