Основатель учения о высшей нервной деятельности лауреат нобелевской премии

Иван Петрович Павлов (14.09.1849 - 27.02.1936) – самый известный российский физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, академик Академии Наук СССР, лауреат Нобелевской премии по медицине.

С самого начала обучения Иван Петрович привлек внимание преподавательского состава свои живым и пытливым умом. На втором курсе ему была назначена обычная стипендия, а на третьем – императорская. В то время на факультете, на котором обучался Павлов, преподавали такие выдающиеся ученые, как Менделеев и Бутлер. Одной из первых научных работ молодого студента было исследование по физиологии нервов поджелудочной железы, проведенное совместно с Афанасьевым. За это исследование он получил золотую медаль совета университета.

Он представлял собой полную независимость и возможность полностью посвятить себя лабораторной работе. Благодаря этому он добился неожиданных научных и практических результатов в изучении физиологии кровообращения и пищеварения, а также в некоторых проблемах фармакологии, быстро стоящих как экспериментатор и теоретик, как организатор и руководитель очень обширных и сложных научных работ. Там он закончил учебу, чтобы получить звание доктора медицины, необходимое условие для выбора кафедры физиологии, которое, наконец, достигло в возрасте 41 года после нескольких бюрократических препятствий и чисто политического характера на данный момент русский народ жил.

Исследовательские работы молодого физиолога привлекли внимание широких научных кругов, вот почему в 1878-ом году он был приглашен С.П. Боткиным в его клинику. Не отвлекаясь от своих научных исследований, Павлов получил столь желанный диплом врача в 1879-ом году.

Благодаря этой поддержке в Институте экспериментальной медицины была завершена знаменитая Башня Безмолвия и для того, чтобы провести старую иллюзию Павлова об объединении теории и практики, они обосновались в своих институтах, клиниках нервных и психических заболеваний, рассчитывая на сотрудничество многочисленных технических специалистов и ученых.


На этом этапе важно отметить, что работа Павлова не только вращалась вокруг всего организма, но и физиологическо-патологоанатомическое отделение, которому он оставался верным более 60 лет и с которым он не пропустить его заботу о психиатрических проблемах у человека.

В 1884-ом году он отправился в Германию, где работал вместе с Р. Гейденгайном и К. Людвигом. Как затем отмечал в своей автобиографии сам ученый, его работа вместе с этими выдающимися физиологами многое ему дала в плане жизненного опыта и мировоззрения.

По возвращении на Родину, Павлов стал активно читать лекции в Военно-медицинской академии по тематике физиологии, а также стал часто печататься в российских и зарубежных журналах. За 12 лет работы в лаборатории клиники Боткина он стал видным физиологом, как в России, так и за рубежом.

Работа Павлова основана на существенной концепции, которую он пытался защитить как основную ось, вокруг которой должно было бы развиться объяснение самых сложных проявлений млекопитающих и человека, очевидно отраженных в полушариях головного мозга, как максимальное достижение нервного развития в мозге. животное царство. Концепция, к которой мы относимся, является, конечно, отражением. Его происхождение происходит от мудреца Декарта: вся деятельность организма - это необходимый отклик его на какого-то агента внешнего мира, в котором активный орган встречает данного агента в причинно-следственной связи, отношения, которые установлены определенный нервный путь.

В 1901-ом он стал членом-корреспондентом, а в 1907-ом действительным членом академии наук. Научное признание за рубежом вылилось в то, что он стал почетным членом сразу нескольких иностранных академий наук.

Рефлекторная идея нашла свое применение во всей центральной нервной системе и только остановилась в больших полушариях. Для Павлова это было всего лишь вопросом времени, когда сложные реакции организма вскоре были сведены к простой рефлекторной активности.

Кроме того, после событий 1928-1929 годов, связанных с выборами в Академию наук, когда государство стало напрямую указывать тех, кто должен войти в ее состав, Павлов перестал посещать заседания Академии и никогда больше в ней не появлялся.

Вторая предпосылка Сеченова установила существование центрального торможения, согласно которому стимул от внешнего мира может оставаться без ответа. Эти концепции, предложенные Сеченовым, были важны для психологии, поскольку они позволили механистическое объяснение всего человеческого поведения, в том числе добровольных. Ингибирующие механизмы коры могут прекрасно объяснить отсутствие корреляции между действиями человека и внешней стимуляцией.

До конца своих дней он вступал в активную оппозицию к государству по всем вопросам, которые касались науки. Он не стеснялся выражать свое недовольство, и открыто указывал на допущенные промахи и ошибки.

В 1936-ом, когда ученому было уже 87 лет, Иван Петрович простудился и заболел воспалением легких. Организм, уже ослабленный несколькими перенесенными до этого пневмониями, не выдержал и все усилия врачей спасти Павлова оказались тщетными.

При этом Сеченов погрузился в детерминизм в деятельность великих полушарий, объясняя мысли как отражения, действие которых приостановлено, а аффективные состояния - как интенсивные отражения диффузного облучения возбуждения, объясняя тем самым эмоциональные движения, вызванные слабыми раздражителями. Воля была сведена к простому неудовлетворенному эмоциональному отражению, и свободный выбор стал пустой иллюзией.

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823-1899), мать - Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826--1890).

Поэтому, восстановив это влияние, вполне понятно, что Павлов построил свою теорию вокруг отражения. Из декартова понятия он установил элементы, которые служат организму для его адаптации или непрерывного восстановления равновесия с окружающей его окружающей средой. Следующим шагом было рассмотрение так называемых инстинктов или реакций, которые принимают форму общего поведения животных, по существу аналогичных рефлексам.

Однако, хотя рефлексы являются основными нервными реакциями животного и человека, их недостаточно, чтобы обеспечить организму прочное, стабильное и полное существование, что легко продемонстрировать посредством абляции больших полушарий в любом организме, Например, собака.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

Таким образом, для Павлова условный рефлекс стал центральным явлением для физиологии, при помощи которого нормальная и патологическая активность больших полушарий может быть изучена все более точно и конкретно. Но не только стала важной концепцией для физиологии, но и для психологии.

В 1919-1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Его позитивистский детерминизм отвергал субъективные явления и интроспективный метод, заменяя их объективными явлениями или проявленным поведением и методом общественного наблюдения. Несмотря на эти сходства, Бехтерев сосредоточил свое внимание на движениях тела как зависимых переменных ответов, в то время как Павлов сосредоточился на висцеральных действиях, более точном при измерении, хотя результат более сложных препаратов: слюноотделение.

Бехтерев оправдал свой выбор на том основании, что адаптивное поведение у человека и животных осуществляется, главным образом, движениями тела, связанными с требованиями окружающей среды. Как и Павлов, Бехтерев был теоретиком стимула-ответа, но Павлов был прежде всего физиологом и не интересовался созданием новой психологической школы.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.

Помимо этого и тонких различий в их терминологии, например, что для Бехтерева были связаны отражениями, поскольку Павлов был условным рефлексом, есть, как мы говорили, философские различия в фоне, которые стоит выделить. Чтобы получить более четкое представление об этих расхождениях, мы рассмотрим работу Павлова через объектив рефлексологии, используя превосходное изложение Шниермана фундаментальных понятий школы Бехтерева.

Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876-1878) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.

Рефлексология была определена как единственная строго объективная научная дисциплина, которая изучала человеческую личность, ее внешние проявления и объективные корреляции с окружающей средой. Рефлексология, как система и концепция мира, была разделена на разные отрасли: генетическую, коллективную, патологическую, индивидуальную, эволюционную рефлексологию и т.д.

Рефлексология, - сказал Бехтерев, - сидит одной ногой в биологии, а другая в социологии, и поэтому должна быть независимой научной дисциплиной, связывающей биологические и социологические знания, но не путаясь ни с одним из двух. Наконец, мы хотели бы в буквальном смысле объяснить, как школа Павлова определяется в глазах рефлексологии: Теория условных рефлексов настраивает ветвь физиологии нервной системы. Его охват - не вся система корреляций между личностью и окружающей средой, а только ее нервные механизмы.

1884-1886 - был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.

1890 - избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов - заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.

1901 - Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.

1904 - Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения

1925 - до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.

Павлов Иван Петрович

Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности

Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его отец, Петр Дмитриевич, выходец из крестьянской семьи, был священником одного из захудалых приходов.

Правдивый и самостоятельный, он часто не ладил с начальством и жил небогато. Петр Дмитриевич был волевым, жизнерадостным человеком, обладал крепким здоровьем, любил работу в саду и огороде. На протяжении многих лет садоводство и огородничество являлись существенным подспорьем семьи Павловых.

Петр Дмитриевич получил семинарское образование, имел высокие нравственные качества и, благодаря этому, среди жителей провинциального городка слыл весьма просвещенным человеком.

Мать Ивана Петровича, Варвара Ивановна, происходила также из духовной семьи. В молодости она была здоровой, веселой и жизнерадостной, но частые роды (она родила 10 детей) и переживания, связанные с безвременной смертью некоторых из них, подорвали ее здоровье. Варвара Ивановна не получила никакого образования, но общение с просвещенным мужем, трудолюбие и природный ум сделали ее хорошей и умелой воспитательницей своих детей. Дети ее боготворили и наперебой старались чем-нибудь ей помочь: наколоть дров, истопить печь, принести воды. Отец своим примером научил Ивана упорству в достижении поставленной цели и стремлению к самосовершенствованию. Иван Петрович всегда с благодарностью вспоминал своего отца, который сумел привить детям привычки к труду, порядку, точности и аккуратности во всем.

В детские годы с Иваном случилась беда. Как-то, раскладывая для просушки яблоки на высоком помосте, восьмилетний Иван упал на каменный пол, сильно ушибся и долго хворал. Падение со значительной высоты имело тяжелые последствия для здоровья мальчика. Он потерял аппетит, стал плохо спать, похудел и побледнел. Родители опасались даже за состояние его легких. Лечили Ивана домашними средствами и без заметного успеха. В это время в гости к Павловым приехал крестный Ивана – игумен Троиц кого монастыря, расположенного близ Рязани. Он взял мальчика к себе. Чистый воздух, усиленное питание, регулярные гимнастические занятия благотворно сказались на физическом состоянии мальчика. К нему быстро вернулись здоровье и сила. Опекун мальчика оказался доб рым, умным и весьма образованным по тем временам человеком. Он много читал, вел спартанский образ жизни, был требователен к себе и к окружающим.

Эти человеческие качества оказали сильное влияние на Ивана, мальчика впечатлительного, с доброй душой. Первой книгой, которую Иван получил в подарок от своего опекуна, были басни И. А. Крылова. Он выучил ее потом наизусть и любовь к знаменитому баснописцу сохранил на всю свою долгую жизнь. Эта книга всегда лежала на письменном столе И. П. Павлова. Иван вернулся в Рязань осенью I860 года здоровым, сильным, жизнерадостным мальчиком и поступил в Рязанское духовное училище сразу во второй класс. Успешно окончив в 1864 году училище, он в том же году был принят в местную духовную семинарию. Дети священников получали в духовных учебных заведениях определенные льготы.

Отец приучил читать книги дважды, чтобы запомнить и суметь сделать правильный вывод.

Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

Павлов был страстно увлечен учебой в университете. Этому во многом способствовал отличный профессорско-преподавательский состав физико-математического факультета в тот период времени. Так в числе профессоров естественного отделения факультета были выдающиеся химики Д. И. Менделеев и А. М. Бутлеров, знаменитые ботаники А. Н. Бекетов и И. П. Бородин, известные физиологи Ф. В. Овсянников и И. Ф. Цион. Эти преподаватели имели огромный научный авторитет и каждый обладал выдающимся лекторским талантом.

Первое научное исследование Павлова – изучение секреторной иннервации поджелудочной железы. За нее И. Павлов и М. Афанасьев были награждены золотой медалью университета.

После получения в 1875 году звания кандидата естественных наук Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (реорганизованной впоследствии в Военно-медицинскую). Затем Павлов становится ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение двух лет продолжал изучение пищеварения и кровообращения.

Летом 1877 года он работал в городе Бреслау, в Германии с Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. В следующем году Павлов начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую Павлов получил в 1879 году. В том же году Иван Петрович начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались более двадцати лет. Многие исследования Павлова в восьмидесятых годах касались системы кровообращения, в частности регуляции функций сердца и кровяного давления.

В 1883 году Павлов защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в академию, но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Рудольфом Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Через два года Павлов вернулся в Россию.

К 1890 году труды Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. С 1891 года он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии, одновременно оставаясь руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии, в которой проработал с 1895 по 1925 год.

Считая, что умирающее на операционном столе и испытывающее боль животное не может реагировать адекватно здоровому. Павлов воздействовал на него хирургическим путем таким образом, чтобы наблюдать за деятельностью внутренних органов, не нарушая их функций и состояния животного. Мастерство Павлова в этой трудной хирургии было непревзойденным. Более того, он настойчиво требовал соблюдения того же уровня ухода, анестезии и чистоты, что и при операциях на людях.

Используя данные методы, Павлов и его коллеги показали, что каждый отдел пищеварительной системы – слюнные и дуоденальные железы, желудок, поджелудочная железа и печень – добавляет к пище определенные вещества в их различной комбинации, расщепляющие ее на всасываемые единицы белков, жиров и углеводов.

Павлов установил факт принципиальной важности: такая тонкая и яркая изменчивость рефлекторной деятельности слюнных желез обусловлена специфической возбудимостью разных рецепторов ротовой полости к каждому из этих раздражающих их агентов, и сами эти изменения носят приспособительный характер.

Собака могла часами глотать одну и ту же порцию пищи, которая дальше пищевода не попадала, а экспериментатор работал в это время с обильно льющимся желудочным соком. Можно было варьировать пищу и наблюдать, как соответственно меняется химический состав желудочного сока.

Но главное было в другом. Впервые удалось экспериментально доказать, что работа желудка зависит от нервной системы и управляется ею. Ведь в опытах мнимого кормления пища не попадала непосредственно в желудок, а он начинал работать. Стало быть, команду он получал по нервам, идущим от рта и пищевода. В то же время стоило перерезать идущие к желудку нервы – и сок переставал выделяться.

Другими способами доказать регулирующую роль нервной системы в пищеварении было просто невозможно. Ивану Петровичу это удалось сделать первым, оставив далеко позади своих зарубежных коллег и даже самого Р. Гейденгайна, чей авторитет был признан всеми в Европе и к которому Павлов совсем недавно ездил набираться опыта.

На сегодня теоретические положения Павлова по физиологии пищеварительной системы претерпели некоторые поправки, но в целом современная физиология пищеварения все еще сохраняет основы исследований и трудов Ивана Петровича Павлова.

Его классические работы по-прежнему служат основой для новых и новых исследований.

Академиком Иваном Петровичем Павловым подготовлена целая школа российских физиологов, насчитывающая более 250 человек.

В конце 70-х годов в Петербурге Павлов познакомился с Серафимой Васильевной Карчевской, слушательницей Педагогических курсов. Ивана Петровича и Серафиму Васильевну объединяла общность духовных интересов, близость взглядов по многим актуальным в то время вопросам жизни. Опьяненные счастьем красавица Серафима и голубоглазый Иван с русыми кудрями решили пожениться.

Родители Павлова были против этого брака, им не нравилась кандидатура еврейской девушки. Тем более, что они уже подобрали ему невесту – дочь богатого петербургского чиновника. Но Иван настоял на своем. Не получив родительского согласия, влюбленные отправились венчаться в Ростов-на-Дону, где жила сестра Серафимы. Все расходы на свадьбу взяли на себя родственники невесты.

В 1881 году произошло это счастливое событие – Иван Петрович женился на Серафиме Васильевне Карчевской, от которой у него родились четыре сына и дочь.

В год защиты докторской диссертации у Ивана Петровича родился первенец, которого назвали Мирчиком. Летом жену с ребенком необходимо было отправить на дачу, но Павлову оказалось не по средствам снять дачу поблизости от Петербурга. Пришлось ехать на юг, в глухую деревню, к сестре жены. Не хватило денег даже на железнодорожный билет, пришлось обратиться к отцу Серафимы Васильевны. В деревне Мирчик заболел и умер. А буквально через год опять неожиданная смерть малолетнего сына.

Тяжелейшее несчастье – гибель первенца, а буквально через год опять неожиданная смерть малолетнего сына, отчаяние Серафимы Васильевны, ее продолжительная болезнь. Все это выбивало из колеи, отнимало силы, столь необходимые для научных занятий.

Со временем, в связи с повышением должностного ранга и присуждением ему премий им. Адама Хойнацкого Варшавским университетом (1888), материальное положение семьи Павлова улучшилось.

Павлов умер в 27 февраля 1936 года в Ленинграде от пневмонии.

Его избрали почетным членом 130 академий и научных обществ. Академией наук учреждены золотая медаль и премия имени И. Павлова за лучшую работу в области физиологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Иван Петрович Павлов – российский и советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения, новатор хирургической физиологии, основатель крупнейшей отечественной физиологической школы, академик Академии наук (1907); первый российский лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904).

Иван Петрович Павлов родился 160 лет назад - 26 сентября (14 сентября по ст.ст.) 1849 года в г. Рязани. Мать – Варвара Ивановна, происходила из семьи священника рязанской Николо-Высоковской церкви. Отец – Петр Дмитриевич Павлов, священник, выпускник Рязанской семинарии.

По желанию родителей юный Иван посещал начальный курс духовной семинарии, а в 1860–1864 году обучался в Рязанском духовном училище.

Эта работа принесла ему и его однокурснику Михаилу Афанасьеву золотую медаль университета.

После получения в 1875 году звания кандидата естественных наук, Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (впоследствии реорганизованной в Военно-медицинскую академию), где надеялся стать помощником Ильи Циона, который незадолго до этого был назначен ординарным профессором кафедры физиологии. Однако вскоре после этого Цион, столкнувшись с негативным отношением к себе со стороны коллег и студентов, уехал из России. Отказавшись работать с его преемником, учеником Сеченова Иваном Тархановым, Павлов в 1876–1878 годах работал на кафедре физиологии ветеринарного отделения Медико-хирургической академии в лаборатории профессора Константина Устимовича, ученика известного немецкого физиолога Карла Людвига.

Именно здесь Павлов выполнил ряд работ по физиологии кровообращения, в ходе которых проявились зачатки его революционного метода изучения функций организма в их естественной динамике без применения наркоза.

Летом 1877 года Павлов по рекомендации Устимовича уехал в университет немецкого города Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) для работы с профессором Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения.

В 1878 году видный русский врач-терапевт и общественный деятель Сергей Боткин предложил ему место в физиологической лаборатории при его клинике. В первое время Павлов числился там лаборантом, хотя фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями. В том же году он начал исследования по физиологии пищеварения, которые продолжались более двадцати лет.

В 1879 году Павлов с годичным запозданием, которое было связано с интенсивной научной работой, сдал выпускные экзамены в Медико-хирургической академии и получил медицинскую степень.

В 1881 году Павлов женился на своей давней знакомой Серафиме Карчевской, выпускнице Педагогических курсов, с которой познакомился еще во время учебы в университете. Родители жениха, намеревавшиеся женить сына на дочери состоятельного петербургского чиновника, были против брака с Карчевской, однако молодые люди втайне от них обвенчались в Ростове-на-Дону при содействии родственников невесты. Счастливый брак подарил Ивану и Серафиме Павловым четырех сыновей и дочь.

В 1883 году Павлов защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Руководство Медицинско-хирургической академии предложило Павлову должность приват-доцента, но он отказался от этого назначения и в 1884 году уехал в Германию для совершенствования знаний. В Лейпциге и Бреслау он стажировался в лабораториях Рудольфа Гейденгайна и Карла Людвига, а также работал под руководством известных физиологов Германа Гельмгольца и Эмиля Дюбуа-Реймона.

В 1886 году Павлов вернулся в Россию и был назначен руководителем лаборатории петербургской клиники Боткина, где поработал до конца 1890 года.

К 1890 году труды Ивана Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. В этот период он достиг выдающихся результатов в области изучения физиологии кровообращения и пищеварения, в разработке некоторых актуальных вопросов фармакологии, в усовершенствовании своего незаурядного экспериментального мастерства, а также в приобретении навыков организатора и руководителя коллектива научных работников.

В 1890 году Павлов был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии Военно-хирургической академии. С 1891 года он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии; с 1895 по 1925 год одновременно оставался руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии.

В Институте экспериментальной медицины были выполнены классические работы Павлова по физиологии главных пищеварительных желез, а также значительная часть его работ по условным рефлексам, обессмертивших имя Павлова и прославивших отечественную науку.

В 1901 году Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 году – действительным членом Академии наук. В начале конце XIX – начале XX века Павлов был избран членом академий ряда стран и почетным доктором многих университетов.

В 1903 году Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде, произведший большое впечатление на мировое научное сообщество. В докладе были впервые сформулированы принципы физиологии высшей нервной деятельности.

События 1917 года Павлов встретил в Петербурге в ранге авторитетнейшего специалиста отечественной и мировой медицины. В годы Гражданской войны он отклонил предложение Королевской шведской академии наук о переезде в Стокгольм, несмотря на то, что ему был обещан собственный институт в пригороде скандинавской столицы.

В 1925 году физиологическая лаборатория Академии наук была реорганизована в Физиологический институт Академии наук СССР (ныне носящий имя Павлова). Прославленный ученый руководил этим институтом со дня его основания и до конца своих дней.

Научное творчество Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.

22 февраля 1936 года во время очередной поездки в Колтуши для работы в своем научном городке, Павлов простудился и заболел воспалением легких. Несколько дней ход его болезни не вызывал особой тревоги, однако к вечеру 26 февраля состояние ученого ухудшилось: врачи констатировали дальнейшее распространение пневмонии, падение температуры, ослабление сердечной деятельности. 27 февраля Павлова не стало.

АКАДЕМИК ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ

Иван Петрович Павлов (26.09.1849 – 27.02.1936) выдающийся российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; преобразователь методов исследования функций организма на основе разработанных им методов хирургической физиологии, позволивших вести длительные хронические эксперименты на практически здоровом животном.

За огромные заслуги перед мировой наукой и прежде всего в области исследований механизмов пищеварения в 1904 г. И.П.Павлов удостоен Нобелевской премии.

Научное творчество И.П.Павлова оказало огромное влияние на развитие научных представлений о механизмах кровообращении и регуляции работы сердца, о нервных механизмах регуляции пищеварения и отдельных желез пищеварительной системы, а его учение об условных рефлексах послужило фундаментом для нового и оригинального подходя к изучению высших функций мозга животных и человека. Переход И.П.Павлова к изучению высшей нервной деятельности закономерен и обусловлен общей направленностью его исследований и его представлениями о приспособительном характере деятельности организма человека в целом.

В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал основные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такого важного явления как торможение нервных процессов, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.е. сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых процессов нервной системы позволили И.П.Павлову внести значительный вклад в разработку такой существенной проблемы как механизмы сна, его отдельные фазы, причины нарушений сна при ряде невротических заболеваний.

Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре основных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены теоретические основы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе больших полушарий головного мозга. Эти исследования позволили И.П.Павлову сформулировать важнейшую отличительную особенность в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не только первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы – основы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.



В 1925 г. академик И.П.Павлов организовал и возглавил Физиологический институт академии наук. Основная задача Института состояла в изучении физиологии больших полушарий головного мозга по методу условных рефлексов. Экспериментальные исследования на собаках и человекообразных обезьянах и патофизиологический анализ нервных заболеваний в клиниках позволили И.П.Павлову в эти годы сформулировать новые важные закономерности работы коры головного мозга – принцип структурности, принципы взаимодействия процессов возбуждения и торможения в нервной системе, основные типы нервной системы и зависимость условнорефлекторной деятельности от врожденных особенностей нервной системы, разработать первую в истории науки, патофизиологически обоснованную, нейродинамическую концепцию неврозов. Эти результаты дали мощный импульс углубленным исследованиям структурных и физико-химических основ физиологии головного мозга животных и человека, исследованиям роли наследственных факторов в формировании типологических особенностей нервной системы.

Научное наследие И.П.Павлова в значительной мере определило облик физиологии ХХ века и направление ее развития, способствовало бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины, оставило заметный след в формировании многих направлений развития психологии, педагогики, генетических основ деятельности нервной системы человека и его поведения.

В 2004 году исполнилось 100 лет со времени присуждения И.П.Павлову Нобелевской премии. Научная общественность нашей страны широко отметила эту дату. Постановлением Президиума Российской академии наук был сформирован Организационный комитет по подготовке юбилейных мероприятий в связи с указанной датой. Возглавил Оргкомитет Президент РАН академик Ю.С.Осипов. В состав Оргкомитета вошли губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, губернатор Ленинградской области В.П.Сердюков, Председатель Санкт-Петербургского научного центра РАН, Вице-президент РАН академик Ж.И.Алферов, Президент Российской академии медицинских наук академик РАМН В.И.Покровский, академики Н.А.Платэ, А.И.Григорьев, М.А.Пальцев, Н.П.Бехтерева, Л.А.Вербицкая, В.Л.Гинзбург и ряд других выдающихся ученых нашей страны.

Торжественное заседание было проведено в Таврическом дворце 23 ноября 2004 г. В рамках заседания состоялась научная сессия, на которой с докладами выступили ведущие отечественные ученые, а также ученые из США, Великобритании и Германии. Они представили результаты современных исследований в тех областях физиологии и медицины, которые получили развитие на основе идей И.П.Павлова. Часть докладов была посвящена личности И.П.Павлова, его научным достижениям, философским взглядам на окружающий мир.

24-25 ноября 2004 г. юбилейные мероприятия были продолжены в Институте физиологии им. И.П.Павлова РАН, в Военно-медицинской академии Минобороны РФ, в Санкт-Петербургском медицинском университете им. акад. И.П.Павлова и в Научно-исследовательском институте экспериментальной медицины РАМН. В этих организациях состоялись научные симпозиумы, на которых были широко представлены достижения мировой науки, имеющие в своей основе разработки и идеи И.П.Павлова:


На Биржевом пер. был открыт памятник И.П. Павлову, участники юбилейных мероприятий посетили мемориальный музей-квартиру И.П.Павлова в д. 2 на 7-й линии Васильевского острова. Там же была открыта выставка, отражающая этапы жизни и творчества великого ученого. Чествование 100-летия присуждения И.П.Павлову Нобелевской премии не ограничилось указанными выше мероприятиями. В июне 2004 г. на базе Института физиологии им. И.П.Павлова РАН состоялся крупный международный симпозиум, посвященный периферическим нервным механизмам регуляции функций желудочно-кишечного тракта. В сентябре 2004 г. в Екатеринбурге состоялся очередной XIX Всероссийский съезд физиологов, также посвященный указанной юбилейной дате. Важным итогом проведения всех перечисленных мероприятий стало подведение некоторых важных итогов развития физиологической науки на современном этапе, а также привлечение внимание молодых ученых и специалистов, аспирантов и студентов к наиболее важным проблемам физиологии и медицины.

Ученый секретарь Института к.б.н. А.Е.Чуйкин

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.