Гп цнс сборник типовых технологических нормативов трудоемкости работ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СМЕТНЫЙ НОРМАТИВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ "СПРАВОЧНИКИ БАЗОВЫХ ЦЕН НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


Методические указания устанавливают общие требования к разработке государственных сметных нормативов Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве

РАЗРАБОТАНЫ: По заказу Национального объединения изыскателей и проектировщиков Закрытым акционерным обществом "Центр технического сметного нормирования в строительстве" (Адрес: 125057, г.Москва, Ленинградский проспект, д.63; тел. +7 (499) 157-60-61. Раздел 5 Методических указаний) и Открытым акционерным обществом "Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве" (ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", Адрес: 125057, г.Москва, Ленинградский пр. 63; тел. +7 (499) 157-39-42, 157-46-51. Разделы 1-4 Методических указаний)

ВНЕСЕН В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИМЕНЕНИЮ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ФИНАНСИРУЕТСЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации приказом N 406/пр от "04" июня 2015 г.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СМЕТНЫЙ НОРМАТИВ "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ "СПРАВОЧНИКИ БАЗОВЫХ ЦЕН НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ"

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания о порядке разработки государственных сметных нормативов "Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве" (далее - Методические указания) подготовлены в целях реализации постановления Госстроя России от 08.04.02 N 16 "О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве".

Методические указания устанавливают общие требования к разработке государственных сметных нормативов Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве (далее - Справочники).

1.2. Справочники, разработанные в порядке, предусмотренном настоящими Методическими указаниями, включаются в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

1.3. В Методических указаниях устанавливается порядок разработки Справочников, содержащих укрупненные комплексные базовые цены на проектные работы для строительства в уровне цен на 01.01.2001 года без учета налога на добавленную стоимость.

1.4. Справочники могут разрабатываться заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами для объектов непроизводственного и производственного назначения, инженерной инфраструктуры, линейных объектов.

1.5. Базовые цены в Справочниках, разработанных по требованиям настоящих Методических указаний, установлены в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст.744) (далее - Положение) и требованиям к содержанию рабочей документации, определяемым национальными стандартами "Стандарты системы проектной документации для строительства (СПДС)".

1.6. Базовые цены в разрабатываемых Справочниках могут определяться от натуральных показателей объектов проектирования, от общей стоимости строительства, на основе расчетов по трудовым затратам (на основании калькуляции затрат).

1.7. Разработка Справочников для различных отраслей промышленности и различных объектов капитального строительства осуществляется по единым методологическим принципам и подходам, предусмотренным настоящими Методическими указаниями.

2. Разработка Справочников базовых цен, установленных от натуральных показателей объектов проектирования

2.1. Разработка Справочников производится в уровне цен по состоянию на 1 января 2001 г. и осуществляется на основе соответствующих ценовых показателей разделов Сборника цен на проектные работы для строительства, введенного в действие в 1987 году (с учетом изменений и дополнений) (далее - Сборник), и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (далее - действующие Справочники), введенных в действие в период с 01.01.1995 по 01.01.2008 год.

2.2. Основой номенклатуры объектов проектирования Справочников является перечень объектов, представленных в действующих отраслевых и специализированных разделах Сборника и действующих Справочниках. Указанный перечень корректируется в соответствии с вновь появившимися и исключаемыми позициями не проектируемых в настоящее время объектов.

2.3. Отраслевая номенклатура действующих разделов Сборника и Справочников с близкими по значению показателями стоимости унифицируется с целью установления в дальнейшем одной цены на объект-аналог, характерный для отрасли (подотрасли), используемой для других аналогичных объектов отрасли (подотрасли), не вошедших в номенклатуру нового Справочника.

Для укрупненной оценки проектирования объектов основного производственного назначения, по возможности, в их состав включается ряд зданий, сооружений и устройств, стоимость которых определялась дополнительно по специализированным разделам Сборника и действующим Справочникам или на основании калькуляции затрат с возможным использованием данных о трудоемкости работ, содержащихся в разделе 5 настоящих Методических указаний.

Примеры укрупнения и унификации приведены в форме 1 Приложения 1 к Методическим указаниям.

Номенклатура формируется по основным направлениям отраслей, для которых создаются Справочники.

Номенклатура должна содержать полный перечень наименований, характеризующий объекты проектирования с указанием их мощности, протяженности и др., а также обоснование (источник) включения объекта в номенклатуру (форма 2 Приложения 1 к Методическим указаниям).

2.4. Номенклатура объектов отрасли подсобно-вспомогательного назначения, имеющих межотраслевое применение, формируются в отдельную таблицу для возможности последующего применения всеми заинтересованными организациями различных отраслей промышленности.

2.5. Основой для разработки новых цен по номенклатуре объектов, цены на которые отсутствуют в Сборнике и действующих Справочниках, служат эталонные объекты.

2.6. Каждый объект проектирования, не представленный в Сборнике или действующем Справочнике, должен быть проиллюстрирован объектами-представителями (предприятиями, зданиями, сооружениями).

Объекты-представители выбираются на основании проведенного анализа из всей совокупности запроектированных ранее, проектируемых и запланированных к проектированию объектов данного вида производства по значениям показателей мощности, производительности, протяженности и другие, наиболее характерным для объектов или группы объектов проектирования, представляющих данный вид производства.

По каждому виду производства выбираются три и более объектов-представителей в зависимости от имеющегося в них различия по составу зданий, сооружений и технологическому процессу.

2.7. Все данные по объекту-представителю заносятся в таблицу формы 3 Приложения 1 к Методическим указаниям в соответствии с фактической стадийностью выполняемых работ. Эти данные являются основанием для формирования эталонных объектов.

Эталонный объект включает в себя оптимальный набор зданий, сооружений (или одно здание, сооружение - с оптимальным набором функциональных помещений и служб) с технологией и оборудованием, соответствующим новейшим достижениям науки и техники, общеплощадочных (в границах площадки) и межцеховых инженерных сетей, коммуникаций, сооружений и устройств (электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, транспорта, связи и др.), необходимых и достаточных для полной и качественной реализации всех функций, осуществляемых предприятиями, зданиями, сооружениями данного назначения (типа).

2.8. При создании эталонных объектов необходимо проанализировать состав зданий и сооружений, входящих в объекты-представители, выявить дополнительные или неспецифические для данного объекта составляющие (здания, сооружения), проанализировать состав и содержание проектной документации объектов-представителей с целью дополнения, в случае необходимости, перечня зданий и сооружений, входящих в его состав в соответствии с требованиями к эталонному объекту, после чего в состав объекта-представителя вносятся необходимые коррективы.

2.9. Стоимость разработки проектной и рабочей документации специальных сооружений и систем (не учтенных комплексной базовой ценой разделов Сборника и действующих Справочников: противопожарной и охранной защиты; газоочистных и пылеулавливающих сооружений; промышленных печей, сушил, дымовых труб и конструкций тепловой изоляции и др.), включается в стоимость проектирования для комплексной оценки работ на современном уровне.

2.10. Сооружения гражданской обороны (ГО) - встроенные или отдельно стоящие - и производства по ассимиляции в состав эталонного объекта не включаются.

2.11. Для создания цены на проектирование объектов в определенном интервале основного, характеризующего эти объекты показателя, принятого в отрасли (подотрасли) - мощности, протяженности, емкости, площади и другие, создается, как правило, не менее двух эталонных объектов.

Интервалы мощности (единичных показателей) должны устанавливаться таким образом, чтобы находящиеся в этом интервале предприятия, здания, сооружения были близки по объему и составу проектной документации, набору зданий и сооружений, технологическому процессу.

2.12. Стоимость основных проектных работ вначале определяется по действующим ценовым документам в уровне цен, установленном Сборником (на 01.01.1991 г.) и действующими Справочниками (на 01.01.1995 г. и на 01.01.2001 г.).

К полученной стоимости разработки проектной и рабочей документации добавляется (или из нее вычитается) стоимость работ, связанных с изменением (увеличением или уменьшением) объема, принятого соответствующими нормативными документами.

2.13. Стоимость дополнительных проектных работ определяется по ценам соответствующих разделов Сборника и действующих Справочников, а при отсутствии - экспертно в процентах от стоимости соответствующих разделов проектной документации и частей проектных работ, рассчитанной на основании таблиц относительной стоимости, приведенных в Сборнике и действующих Справочниках, или на основании калькуляции затрат.

Все данные, связанные с определением стоимости разработки проектной и рабочей документации, с соответствующими обоснованиями вносятся в таблицу формы 4 Приложения 2 к Методическим указаниям.

2.14. Если подотрасль, вид производства представлены только одним объектом (на одну определенную величину показателя мощности, протяженности, производительности), стоимость проектирования таких объектов устанавливается в прямых ценах.

2.15. Зависимость стоимости проектных работ от величины основных показателей проектируемых объектов (мощности, протяженности и т.д.) выявляется на основании стоимости разработки проектной и рабочей документации трех и более объектов, определенной по данным графы 9 формы 4 а и графы 10 формы 4 б-в таблиц Приложения 2 к Методическим указаниям. Стоимость разработки проектной и рабочей документации по показателям мощности, производительности и др., раздельно по каждому направлению, сводится в таблицу N 1.

Показатели мощности, протяженности, емкости, площади и др.
(единица измерения)

Стоимость разработки проектной и рабочей документации
(тыс. руб.)

  • 1

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Помогите кто может, в конце 70-х начале 80-х было письмо или постановление о процентном вознаграждении за проверку сметной документации.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Ирэн

  • -->
  • Не в сети
  • 5-й разряд

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Заказчик много чего хочет, и всегда бесплатно.
По данному вопросу посоветую следующее.
Возьмите "Сборник типовых технологических нормативов трудоёмкости выполнения сметной документации" ГП ЦНС Минстроя России, 1996г.
Если надо - могу направить, скажите об этом.
Определите трудоемкость проверки применительно к конкретным выполняемым вами работам.
Стоимость чел-часа я бы взяла, скажем для инженера 1 категории в данном регионе.
Вкрутите НР и СП, например по данным бухгалтерии для соответствующего подразделения или в целом по фирме за предыдущий отчётный период.
Нам, например, для ПСД бухгалтерия выдает НР 90% от ФОТ и СП 10% от ФОТ+ЕСН+НР. Ну само собой ЕСН и НДС.
Если есть срочность или проверяются сметы по проекту титула "Реконструкция (техперевооружение и т.п.)", я бы попробовала вкрутить еще К за сокращение сроков и за реконструкцию - от базовой цены проверки сметной документации.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Ирэн

  • -->
  • Не в сети
  • 5-й разряд

Если не к кому "итить", то "итите" куда-то.
Алекс, раз вопрос возник у специалиста - не наше с вами дело думать, зачем ему это в дальнейшем и "куда итить". Не маленький, разберется. Или у народа спросит.
Не люблю сообщения ради сообщений - какую информацию вы дали в своем ответе? Показали остроумие, что ли? Тогда Вам на форум клоунов или юмористов надо итить.

Мне, например, с такой и другой красотой полагается итить к закзчикам, которые поручают нам проверку смет как генподрядчику при приемке ПСД от проектных институтов. Поскольку проектные институты при всей их грамотности не могут и не обязаны учесть все до мелочей - посмотрите хоть бы ГОСТ на спецификации.
Или к частным заказчикам - часто за их сметчиками или их субподрядчиками сметы проверяю.
Таки вот, цены не из пальца высасываю, а обосновываю документами. Как это для Вас ни удивительно.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Если не к кому "итить", то "итите" куда-то.
Алекс, раз вопрос возник у специалиста - не наше с вами дело думать, зачем ему это в дальнейшем и "куда итить". Не маленький, разберется. Или у народа спросит.
Не люблю сообщения ради сообщений - какую информацию вы дали в своем ответе? Показали остроумие, что ли? Тогда Вам на форум клоунов или юмористов надо итить.

Мне, например, с такой и другой красотой полагается итить к закзчикам, которые поручают нам проверку смет как генподрядчику при приемке ПСД от проектных институтов. Поскольку проектные институты при всей их грамотности не могут и не обязаны учесть все до мелочей - посмотрите хоть бы ГОСТ на спецификации.
Или к частным заказчикам - часто за их сметчиками или их субподрядчиками сметы проверяю.
Таки вот, цены не из пальца высасываю, а обосновываю документами. Как это для Вас ни удивительно.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

государственным бюджетным учреждением

труда и социального страхования"

Министерства труда и социальной защиты

N 003 от 7 марта 2014 года

Разработаны Институтом труда

ВРЕМЕНИ НА РАЗРАБОТКУ КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Настоящие Нормативные материалы предназначены для расчета трудоемкости выполнения конструкторской документации в соответствии с установленными требованиями.

Настоящие Нормативные материалы основаны на результатах исследований проведенных Институтом труда за 2012 - 2013 гг., а также на ранее утвержденных сборниках и носят рекомендательный характер. При необходимости следует использовать другие нормативы или разрабатывать местные нормативы с учетом специфики учреждений, предприятий.

1.1. Типовые нормативы времени на разработку конструкторской документации предназначены для определения трудоемкости работ, нормирования труда конструкторов, определения их численности, выдачи заданий и рекомендуются для применения в конструкторских, технологических и других организациях науки и научного обслуживания.

1.2. В основу разработки типовых укрупненных нормативов времени положены: фотохронометражные наблюдения; данные оперативного учета и отчетности; результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию.

1.3. Предусмотренные сборником стадии разработки, этапы выполнения работ, комплектность и виды конструкторской документации установлены в соответствии с требованиями стандартов разработки конструкторской документации.

1.4. При разработке типовых укрупненных нормативов времени использованы нормативно-методические материалы по нормированию труда, квалификационные справочники, профессиональные стандарты по конструкторским работам.

1.5. Укрупненные нормативы времени включают в себя выполнение следующих видов работ: получение задания от руководителя и ознакомление с ним; подготовка рабочего места и соответствующих программ к работе; подбор необходимых материалов (ГОСТов, стандартов, нормалей, чертежей, технической и справочной литературы, руководящих документов и т.п.); предварительное выполнение оригинала конструкторского документа; консультации и согласование выполненной работы с руководителем, со смежными подразделениями; оформление оригинала конструкторской документации; сдача выполненной работы руководителю.

1.6. Одним из основных требований, на котором основывается норматив времени, является качество разработки оригинала конструкторского документа (КД). Исправление в КД ошибок, допущенных разработчиком, производится за счет основной нормы времени.

1.7. Сборник содержит нормативы оперативного времени в часах на принятую единицу измерения объема работы.

Единицами объема работы приняты: формат чертежа, позиция (текстового документа) и другие измерители, указанные в соответствующих таблицах сборника.

1.8. В качестве нормообразующих факторов в таблицах сборника приняты: количество размеров чертежа, количество деталей, входящих в сборочный чертеж, количество показателей технического уровня изделия, количество элементов схемы и т.д.

1.9. На основе укрупненных нормативов времени производится расчет явочной численности конструкторов, занятых конструированием.

1.9.1. С этой целью определяется годовая трудоемкость нормируемых работ (Тн) в часах с учетом объема каждого вида выполняемых работ по формуле:

где Нвр - затраты времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы, в часах;

Оi - объем конкретного вида работы, выполняемый за год.

1.9.2. Норма времени на выполнение единицы нормируемой работы рассчитывается по нормативу оперативного времени и определяется по формуле:

где Нвр - затраты времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы, в часах;

Н - норматив оперативного времени на выполнение данной работы, установленный по сборнику, в часах;

К - коэффициент, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых (включая физкультурные паузы) и личные потребности, % оперативного времени. По результатам анализа карт фотографий и самофотографий рабочего времени конструкторов К принимается равным 1,05.

1.9.3. Явочная численность работников Чяв определяется по формуле:

где Фп - полезный фонд рабочего времени одного работника за год, в часах.

1.10. Распределение конструкторских работ между исполнителями проводится руководителем.

1.11. До введения типовых укрупненных нормативов времени необходимо привести организационно-технические условия выполнения работ в соответствие с запроектированными в сборнике и осуществить инструктаж исполнителей.

1.12. В учреждениях и предприятиях, где будут применяться типовые укрупненные нормативы времени, при определении трудоемкости разработки проектируемых изделий рекомендуем составить классификаторы конкретных объектов конструирования.

Пример классификатора приведен в Приложении 1.

1.13. Если на предприятии (в организации) действуют более прогрессивные нормы времени, то настоящий сборник не является основанием для их изменения.

1.14. На конструкторские работы или документы, не предусмотренные настоящим сборником, рекомендуем устанавливать местные нормы времени на основании соответствующих методик и вводить их в действие в установленном порядке.

1.15. Расчет общей трудоемкости по стадиям проектирования конструкторской работы приведен в Приложении 2.

Определение общей трудоемкости конструкторских работ при планировании по стадиям проектирования: Техническое предложение (ТП), Эскизный проект (ЭП), Технический проект (ТП) и Рабочая конструкторская документация (РД) - приводятся по нормативам. Указанные нормативы времени могут быть скорректированы в зависимости от конкретных условий проектирования.

1.16. Для учета различных факторов, связанных с реальным КД, к нормативам времени применяются поправочные коэффициенты. В случае применения к конкретному нормативу одновременно нескольких поправочных коэффициентов норматив рассчитывается по формуле:

Нв = Нвт x К1 x К2 . x Кn,

где Нвт - норматив времени по соответствующей нормативной таблице;

К1, К2, . Кn, - поправочные коэффициенты.

1.16.1. Если чертеж или другая конструкторская документация выполняется на формате, отличающемся от принятого в данном сборнике, к нормативу времени применяется поправочный коэффициент К1 в зависимости от фактического формата в соответствии с таблицей 1.

МИНСТРОЙ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

ЦЕНТР МЕТОДОЛОГИИ, НОРМИРОВАНИЯ И

СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

СБОРНИК

типовых технологических нормативов

трудоёмкости проектирования автомобильных дорог книга 1 Москва Сборник содержит типовое описание технологического порядка выполнения проектных работ для установленных действующими нормативными документами стадий и этапов проектирования, а также технологические нормативы трудоёмкости соответствующих действий по разработке следующих основных разделов проектной документации на строительство автомобильных дорог:

Материалы сборника могут быть также использованы соответствующими службами заказчика-инвестора, органами экспертизы, организациями государственного и ведомственного надзора за проектированием и строительством, а также организациями и лицами, финансирующими строительные инвестиции, - в том числе в целях обеспечения качества проектов, для обоснования объёмов и стоимости проектных работ на всех стадиях и этапах проектирования.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.2. СЕБЕСТОИМОСТЬ И ТРУДОЕМКОСТЬ ПРОЕКТНЫХ

1.3. НОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ГЛАВА 2. УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

НОРМАТИВНОЙ ТРУДОЁМКОСТИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

ГЛАВА 3. РАЗДЕЛ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

"ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ"

ПОЛУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

АВТОДОРОГИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В

ПРОЕКТНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

ПОДГОТОВКА ЗАДАНИЯ НА ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ И

ПРИЕМКА ОТЧЕТА

РАСЧЕТ ГРУЗОНАПРЯЖЕННОСТИ АВТОДОРОГИ

РАСЧЕТ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

СОСТАВЛЕНИЕ ЭПЮРЫ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И

ГРУЗОНАПРЯЖЕННОСТИ АВТОДОРОГИ

РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

ОБОСНОВАНИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ

АВТОДОРОГИ

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО РАЗДЕЛУ

"ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ"

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Сборник типовых технологических нормативов трудоёмкости проектных работ (действий) по выполнению основных разделов проектно-сметной документации для строительства автомобильных дорог предназначен для использования специалистами и руководителями проектно-изыскательских организаций и проектно-строительных объединений, а также архитектурных, консультационных и инжиниринговых фирм, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Материалы сборника могут быть использованы руководителями комплексных и специализированных проектных подразделений, главными инженерами и главными архитекторами проектов, подразделениями и специалистами ПИО, занимающимися организацией, управлением и планированием проектного производства, совершенствованием технологии проектирования, обоснованием стоимости проектных работ и распределением средств на проектирование между проектными подразделениями и отдельными исполнителями проектной документации.

Цепью настоящего сборника является обеспечение практических проектировщиков нормативно-методической базой, позволяющей на современном уровне формировать и применять высокоэффективные технологии проектирования автодорог различного назначения, определять себестоимость проектов, требуемый численный и квалификационный состав соответствующих проектных коллективов. Материалы сборника позволяют также обоснованно оценивать трудовой вклад каждого исполнителя в конкретном проекте, осуществлять планирование качества и обеспечивать эффективный контроль (в т.ч. со стороны генпроектировщика, инвестора-заказчика, других заинтересованных организаций) за качеством и объёмами проектирования на любом этапе проектирования.

Нормативы, включенные в сборник, носят характер рекомендаций. Поэтому порядок проектирования, нормы трудоёмкости, себестоимости и стоимости проектов, которые разрабатываются на базе настоящего сборника, должны утверждаться в порядке, установленном для соответствующей проектной организации.

При составлении сборника использованы материалы ведущих проектно-изыскательских и научно-исследовательских организаций России, учтены требования и положения действующих нормативно-методических документов по составу и порядку разработки проектной документации для строительства 8.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проектирование - это процесс создания и описания идеальных образов (информационных моделей) искусственных объектов в соответствии с определенными, заранее установленными требованиями к их свойствам и характеристикам для последующего материального воплощения этих объектов.

Результатом процесса проектирования как взаимоувязанного, целевым образом организованного комплекса работ является техническая (проектно-сметная, организационная, технологическая, финансовая и др.) документация, необходимая для строительства, эффективной эксплуатации, ремонта и ликвидации соответствующего объекта.

Технология проектирования - это способ производства проектов, представляющий собой совокупность процессов, правил, опыта и навыков проектировщиков, иных компонентов проектного производства, предназначенных для получения и переработки существующей информации, для генерации новой информации и ее представления в форме технической документации (обосновывающей, проектной, эксплуатационной и др.).

Технология проектирования относится к виду информационных технологий.

Одной из значительных особенностей технологии проектирования, отличающих ее от иных производственных технологий, является применение в значительных объёмах интеллектуального творческого труда специалистов (исполнителей-проектировщиков).

В общем случае, производство проектной продукции в разных проектных организациях осуществляется по различным технологиям. Эти технологии или технологические схемы, однако, имеют много общих черт (элементов, свойств, параметров), которые могут быть выделены при проведении соответствующего анализа процессов проектирования в различных отраслевых специализированных или комплексных проектных организациях.

Содержание процессов проектирования в ПИО зависит от множества факторов. Таких, как назначение и сложность проектируемых объектов, квалификация проектировщиков, требования к качеству проектов и др.

Объём и качество формализации технологии проектирования (уровень нормализованного описания) в конкретной проектной организации может считаться приемлемым, если в каждом случае разработки проектной документации или оказания иных проектных услуг соответствующими организационнотехнологическими документами устанавливаются:

состав выполняемых работ;

рациональная последовательность выполнения работ (операций, действий);

методы (способы, приемы, алгоритмы) выполнения каждой работы;

требования к исполнителю каждой из выполняемых работ по специализации и квалификации с учетом применяемого метода и технических средств.

Организационно-технологические документы могут быть выполнены в форме технологических схем, операционных карт или графиков проектирования.

Таким образом создаются возможности для оптимизации технологических процессов проектирования по критериям минимизации трудозатрат и времени проектирования, обеспечения требуемого уровня качества проекта и др. Например, в целях повышения качества проекта в состав работ может быть включена проработка дополнительных альтернативных вариантов проектных решений, что обеспечит повышение обоснованности принятия результирующего проектного решения. В целях сокращения сроков проектирования возможно предпринять совмещение во времени отдельных проектных процедур или, когда это возможно, - их параллельное выполнение с соответствующими подготовительными и строительно-монтажными работами.

В целом деятельность подобного рода, проводимая в проектных организациях, характеризуется как технологическая подготовка проектирования (ТПП). В результате проведения ТПП формируется материализованная среда проектного производства в виде соответствующей организационно-технологической, методической и распорядительной документации по конкретному проекту.

С развитием технологической компоненты проектного производства наполняется новым содержанием и выходит на более высокий уровень система организации и управления проектированием в ПИО. Так, основными задачами системы управления в ПИО становятся:

обеспечение эффективной одновременной реализации нескольких технологических процессов проектирования (по числу одновременно разрабатываемых проектов) без снижения качества проектирования и при соблюдении равномерности загрузки производственных подразделений и специалистов-исполнителей;

контроль качества проектных работ как в ходе их выполнения, так и при выпуске проектной документации;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.