Грачева м с морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани

Членораздельная речь состоит из отдельных звуков, изучением которых занимается фонетика. Фонация, т. е. проявление звука, зависит от вибрации голосовых связок. Соединением деятельности голосовых связок с работой артикуляционного аппарата образуются все гласные и звонкие согласные; согласные, образованные без участия голосовых связок, называются глухими.

Все гласные звуки являются звонкими, так как воспроизводятся с участием голосовых связок. Установлено, что для каждого гласного звука существует известная характерная область, неизменная по высоте и не зависящая от основного тона, где звуки обертонов особенно сильны. Эти области резонанса в звуке гласных были названы Германом (L. Hermann) формантами.

Шепотная речь отличается от разговорной тем, что при ней голосовая щель оказывается зияющей, хотя голосовые связки несколько сближены. Струя выдыхаемого воздуха встречает лишь слабое сопротивление со стороны связок. Вследствие этого при анализе шепотной речи нельзя выделить основной частоты и звуки имеют характер шумов; последние возникают при прохождении воздуха через щели, образованные языком, твердым небом и губами.

Работа артикулярного аппарата придает этим шумам характер различных согласных и гласных звуков. Сила шепотной речи регулируется силой выдыхания, благодаря чему шепот может быть более или менее внятным.


Работам преимущественно отечественных ученых мы обязаны достаточно полным знанием морфологии нервного аппарата гортани, что облегчает понимание его функционального значения.

Современные исследования свидетельствуют о том, что гортанные нервы построены значительно сложнее, чем это представлялось ранее. Согласно наблюдениям И. Б. Солдатова, в гортанных нервах имеются проводники различного происхождения.

Если верхнегортанные нервы характеризуются преимущественно кабельным типом внутриствольного строения (пучки волокон в этих нервах немногочисленные и проходят, как правило, изолированно друг от друга, не вступая между собой в соединения), то возвратные нервы, отличаясь большой сложностью своей пучковой структуры, должны быть отнесены к типу внутриствольного сплетения (в них имеет место частое деление пучков с последующим их слиянием, обмен волокнами между отдельными пучками). Постоянным и характерным составным компонентом верхнегортанных и возвратных нервов человека и некоторых животных (кошка, кролик) являются нервные клетки (нервноклето.чный аппарат гортанных нервов представлен как клетками цереброспинального типа, так и вегетативными клетками). В связи с обнаружением нервноклеточного аппарата в гортанных нервах расширяется представление о характере проводников, входящих в их состав. Выдвигается положение о наличии преганглионарных и постганглионарных волокон в стволах гортанных нервов. Определенный интерес представляет вопрос о значении этих волокон для иннервации гортани и роли их при поражении этого органа.

М. С. Грачева в результате тщательного изучения нервно-мышечной структуры гортани приходит к следующим интересным выводам. Обнаружение больших скоплений афферентных элементов в трех областях гортани (три рефлексогенные зоны) нужно рассматривать как целесообразные приспособления органа в процессе развития к меняющимся воздействиям среды.

Рецепторы слизистой оболочки, покрывающей подвижные хрящи, по-видимому, реагируют на изменения их положения и передают сигналы в центральную нервную систему, например, при поворотах голосового отростка и сокращениях голосовой мышцы.

Разнообразие внешних раздражающих агентов, поступающих в гортань при вдохе (запыленность воздуха, температурный фактор и др.), привело к разнообразной структуре рецепторов первой рефлексогенной зоны (область надгортанника). Выдыхаемый воздух более постоянен по характеру раздражения, что сочетается с однообразной структурой третьей рефлексогенной зоны (под связками), играющей, по-видимому, главную роль в фонации. Кинестетические раздражения от подвижных хрящей и мышц гортани способны восприниматься всеми тремя зонами. Изучение формирования рефлексогенных зон гортани у плодов и детей разных возрастов показало постепенное усложнение рецепторного аппарата согласно периодам формирования организма и становления его голоса.

- Вернуться в оглавление раздела "Анатомия человека."

Нейропатическим парезом гортани - называются патологические процессы, протекающие непосредственно в самой гортани. При нейропатическом парезе внутренние мышечные структуры гортани ослабевают, а также нарушается их иннервация.

Причины

  • Данная болезнь начинает свое развитие главным образом из-за патологий возвратного нерва. Возможными причинами пареза также могут быть следующие заболевания:
  • плеврит;
  • увеличение размеров щитовидной железы;
  • лимфаденит;
  • травмы гортани;
  • злокачественная опухоль пищевода или щитовидной железы;
  • токсические поражения при неврите;
  • различные инфекционные заболевания (например, тиф).

Недуг может быть непосредственно связан с разного рода заболеваниями нервной системы, болезнями, которые локализуются в грудной полости или самой гортани. Процесс иннервации мышечной системы гортани реализуют ветви так называемого блуждающего нерва. Верхний гортанный нерв иннервирует тот мускул, который находится спереди, тогда как остальные мышцы гортани подвергаются воздействию возвратных нервов.

Существует два вида данного заболевания:

  • Односторонний, провоцирующий проблемы с вокальной функцией.
  • Двусторонний, который может быть опасен. При этом подтипе данного заболевания происходит нарушение дыхания. Сопровождается гипоксией.

Болезнь с течением времени прогрессирует таким образом, что затрагиваются новые участки тканей. Это приводит к ухудшению клинической картины.

Симптомы

Болезнь постепенно развивается, а это приводит к тому, что патология распространяется на все мышечные структуры гортани. Наблюдаются проблемы с голосом. Односторонний тип болезни на начальном этапе развития характеризуется сохранением адекватной фонации благодаря здоровым связкам. Дыхание бывает затруднено по большей части только после больших нагрузок физического плана. Затем появляется хриплость голоса больного. Двусторонний нейропатический парез гортани в начальном периоде развития недуга характеризуется серьезными нарушениями дыхания. Итогом может стать даже асфиксия.

Диагностика

При первых же симптомах больной должен посетить консультацию врача-отоларинголога. Врач назначает стробоскопию и фонетографию, определяет максимальную фонацию. Также стоит записаться на прием к врачу-невропатологу и посетить эндокринолога, чтобы уточнить состояние организма и проверить здоровье в целом. Рекомендуется провести КТ и рентгеновское обследование. Чтобы уточнить причину болезни, могут также назначаться МРТ и УЗИ, а также разного рода специфические исследования, например, электромиография гортанных мышц.

Лечение

Курс лечения данного недуга сводится к следующим комплексным мерам:

  • лечение причины заболевания;
  • симптоматическое лечение нейропротекторами и другими специфическими медикаментозными средствами;
  • безотлагательная помощь при осложнении дыхания;
  • восстановительная терапия, в том числе и специфические упражнения, направленные на улучшение голосовой функции.

Лечение данного заболевания достаточно сложное и комплексное, хотя зачастую успешное. Главное – преодолеть причину болезни.

Профилактика

Нейропатический парез гортани возникает из-за большого количества причин. Главным профилактическим мероприятием является своевременное и корректное лечение других болезней.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ПАРЕЗАХ И ПАРАЛИЧАХ ГОРТАНИ

Периферические парезы и параличи гортани развиваются вследствие нарушения ее иннервации при поражениях нижнего гортанного или возвратного нерва. Причины поражения возвратного нерва могут быть разными, прежде всего травматические. Возвратный нерв имеет тесный контакт с органами грудной клетки: аортой, пищеводом, крупными бронхами, трахеей, легкими, лимфатическими железами, средостением. При заболевании этих органов нерв может быть сдавлен опухолью, отеком, гематомой, рубцовой тканью, дивертикулом. Иногда при операциях бронхов, легких, сердца, пищевода, щитовидной железы происходит непосредственная травматизация возвратного нерва, и наступает парез или паралич. Причиной парезов и параличей гортани могут быть и инфекционные болезни. Чаще всего это осложнения после гриппа или острого респираторного заболевания, а также и ряда инфекционных заболеваний (дифтерия, тиф и т. п.).

Помимо указанных причин нарушения двигательной, а вследствие этого, как правило, и голосообразующей функции гортани, встречаются параличи невыясненного происхождения, так называемые идиопатические.

Наряду с применяемыми медикаментозными и физиотерапевтическими методами лечения в последние годы все шире применяется фонопедия как метод физиологичный, дающий хорошие результаты при восстановлении голоса.

Восстановительное обучение необходимо начинать в ранние сроки с момента заболевания. Это обеспечивает лучший прогноз, предупреждает фиксацию патологического голосоведения.

Какова же картина нарушения при паралитических состояниях гортани? Чаще парез или паралич бывает односторонним, но встречаются и двусторонние поражения. Иногда паралич одной половины гортани сочетается с парезом другой. Положение голосовой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и занимать среднее положение между указанными (парамедиальное). При срединном положении голосовых складок больше страдает дыхание, а чем дальше складка отведена в сторону, тем значительнее страдает голос, хотя такая прямая зависимость наблюдается не всегда. Иногда наступает истончение, атрофия, провисание голосовой складки, и тогда даже при срединном ее стоянии голос страдает весьма значительно.

Функция гортани характеризуется полной или значительной неподвижностью пораженной половины гортани, несмыканием голосовых складок, асинхронностью их колебательных движений с уменьшенной амплитудой, укороченной длительностью фонации. Голос при парезах и параличах страдает различно — от легкой охриплости до полной афонии. Однако всегда наблюдаются сильное голосовое утомление, поперхивание, ощущение инородного тела в глотке, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание.

Глоттограммы лиц с парезами и параличами гортани имеют Сложную форму, отсутствует периодичность, фазы колебательных движений голосовых складок иногда совсем не определяются.

Таким образом, поражение возвратного нерва проявляется в двигательном нарушении функции гортани, а также в ряде других расстройств, поскольку этот нерв имеет и чувствительные веточки. Наступает не только паралич мышц, расширяющих голосовую щель, но и реакция тканей в ответ на отсутствие сигналов от органа в нервную систему. Происходит дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Восстановительное обучение должно привести в координацию расстроенную функцию гортани в целом.

Важным моментом в процессе восстановительного обучения и в результатах его является время начала занятий с момента заболевания. В современной литературе имеются данные о том, что у лиц с давностью заболевания до полугода восстанавливаются двигательная и вибраторная функции, а при более длительном сроке заболевания голос восстанавливается за счет компенсаторных возможностей гортани.

Однако опыт логопедической работы показывает, что начинать заниматься восстановлением голоса следует как можно раньше, не дожидаясь спонтанного восстановления двигательной функции гортани и предупреждая таким образом фиксацию навыка патологического голосоведения.

Предлагаемый курс состоит из четырех этапов:

1. рациональной психотерапии;

2. коррекции физиологического и фонационного дыхания;

3. тренировки кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;

4. автоматизации правильной фонации вокальными упражнениями.

В коррекционно-педагогическом процессе (фонопедии) в значительной мере необходима рациональная психотерапия. Независимо от степени нарушения голоса люди тяжело переживают свой дефект. Можно выделить несколько причин, влияющих на остроту этих переживаний. Одна из них — особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой отмечается более подавленное настроение, неверие ни в лечение, ни в возможность своего участия в преодолении дефекта. Внимание их постоянно приковано к качеству звучания голоса.

Третьим психогенным фактором можно выделить длительность голосового расстройства и многократность лечения, не давшего значительного улучшения. В этом случае перед началом восстановительного обучения нет веры в его успех, а руководит только потребность поисков лечения.

Наконец, одна из главных причин — это роль голоса в трудовой деятельности человека. От нее зависит проявление невротических реакций у лиц голосовых и речевых профессий, когда самые небольшие дефекты голоса являются психотравмирующими, так как создают угрозу профессиональной непригодности.

Перед началом занятий по восстановлению голоса для установления контакта, взаимопонимания нужно выяснить, какая из вышеперечисленных причин является определяющей в настроении обучающегося. Это позволит правильно выбрать тактику поведения, приемы убеждения, которые могут быть очень разнообразны. При первой беседе следует объяснить сущность нарушения голоса, познакомить в доступной форме с механизмом голосообразования и вкратце изложить пути восстановительной работы.

Обучающегося необходимо убедить в обратимости нарушения голоса, вселить бодрость, надежду на успех восстановления и одновременно поставить перед ним условие активного его включения в восстановительный процесс, одно только механическое выполнение упражнений не может дать хороших результатов. Занятия должны быть сознательными. Перед заданием каждого нового упражнения следует объяснить не только, что и как выполнять, но и зачем. Психотерапевтическая направленность должна осуществляться на протяжении всего обучения.

Прогноз восстановления должен быть реалистическим, т. е. заранее следует предупредить обучающегося, что ограничение подвижности гортани останется, восстановленный голос не всегда по тембру будет достигать нормы. Но обязательно увеличится его громкость, звучность, исчезнет утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.

После психотерапевтической подготовки начинается постановка дыхания. У лиц, с периферическими параличами или парезами нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция гортани. Правильная фонация невозможна из-за отсутствия смыкания голосовых складок и снижения функции голосовой складки на пораженной стороне. Одновременно с фонацией страдает и дыхание не только фонационное, но и физиологическое. Особенно это выражено при медиальной позиции пораженной половины гортани. Такая патология не дает возможности для полного восстановления двигательной функции парализованной половины гортани. При восстановлении голоса необходимо выбирать такие функциональные тренировки голосового аппарата, которые включают ее компенсаторные возможности.

Восстановительное обучение проводится но описанным выше этапам. Однако каждый этап только определяет, что является основным для данного периода восстановления. Постоянно в ходе фонопедии тренировка навыков правильного физиологического дыхания сочетается с нормализацией фонационного дыхания и активизацией двигательной функции гортани, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены.

Комплекс А. Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:

1. вдох и выдох через нос;

2. вдох через нос, выдох через рот;

3. вдох через рот, выдох через нос;

4. вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);

5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно) ;

6. вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;

7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8. вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальиый).

Через 7—10 дней с начала дыхательных упражнений включаются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать для того, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятий упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть раннее предложенными заданиями. Упражнения выполняются сидя.

1. Исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с сопротивлением рук;

2. исходное положение — сжатые в кулак кисти подпирают подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук;

3. исходное положение — ладони к ушам. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук;

4. движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;

5. надувание щек;

6. доставание кончиком языка мягкого нёба;

7. поднимание мягкого нёба при зевке.

Оба эти комплекса не представляют трудностей. Их можно сразу рекомендовать для самостоятельных тренировок дома 6 раз в течение дня, по 4—5 раз каждое упражнение.

В единичных случаях лицам с сопутствующими соматическими заболеваниями (гипертоническая болезнь, стенокардия) эти комплексы упражнений могут быть трудны. Тогда предлагается меньшая нагрузка. Комплекс упражнений А можно рекомендовать проводить 2 раза в день, по 2—3 раза каждое упражнение за прием. Комплекс Б, активизирующий мышцы гортани, включать только через 18—20 дней после начала занятий с такими же ограничениями в количестве и продолжительности. В течение недели после начала занятий нагрузку можно довести до обычной.

При стробоскопическом исследовании (проводимом врачом) на этом этапе занятий отмечается появление слабых колебательных движений края голосовой складки на пораженной стороне. В этом случае фонация уже подготовлена, и можно переходить к следующему этапу — голосовым упражнениям. Используются звонкие согласные звуки и сочетания их с гласными. Известно, что различие звонких и глухих согласных создается работой голосовых складок. При произнесении глухих согласных звуков голосовая щель раскрыта, а весь артикуляционный аппарат напряжен, особенно язык.

При произнесении звонких согласных голосовые складки сомкнуты, а артикуляционный аппарат по сравнению с произнесением глухих звуков более расслаблен. Звонкие согласные и гласные звуки воздействуют на работу голосового аппарата посредством импеданса. Импеданс — это противодавление в надставной трубке, возникающее за счет разных объемов полостей и сужений в ротоглоточном канале, это установление взаимосвязанной системы колебаний резонаторов и голосовых складок.

В виду того, что анатомическое строение голосового аппарата индивидуально, то импеданс тоже различен.

Однако определенные звуки всегда имеют больший импеданс, чем другие. При правильном нахождении этого важнейшего акустического механизма в работе голосового аппарата появляется возможность при малых затратах мышечной энергии голосовых складок достичь хорошего акустического эффекта.

Упражнения начинают с произнесения звука м.

Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, осуществляется переход к произнесению открытых слогов. После длительного м слитно с ним произносится кратко звук а при резком опускании нижней челюсти: ма, затем проводятся упражнения со всеми гласными звуками.

Упражнение 3: ма, мо, му, мэ, мы. Гласные звуки добавляются в следующей последовательности: а, о, у, э, ы, т. е. по мере увеличения импеданса. Из шести русских гласных а наименьшего импеданса, ы наибольшего. Звук а считается самым простым звуком. При его образовании расширяется объем ротовой полости, он является самым громким гласным, не требует плотного смыкания голосовых складок, поэтому для лиц с патологией голосового аппарата фонация его более доступна. При фонации ы наблюдается наиболее плотное смыкание голосовых складок. В процессе тренировки достигается нормальная фонация всех сочетаний.

Постепенно длительность звучания гласных звуков увеличивается, становится полноценной: ма, мо, му, мэ, мы.

Однако предпочтение в длительности отдается звуку м, который произносится более длительно, чем главный.

После закрепления кинестезий голосоведения аналогичные упражнения проводятся со всеми звонкими согласными звуками.

Следующим моментом в ходе фонопедических занятий является произнесение пар слогов.

ма-ма на- -на ла-ла ва- -ва ба-ба да-да за-за жа- -жа
ма-мо на- -но ла-ло ва- -во ба-бо да-до за-зо жа- -жб
ма-му на- -ну ла-лу ва- -ву ба-бу да-ду за-зу жа- -ку
ма-мэ на- -нэ ла-лэ ва -вэ ба-бэ да-дэ за-зэ жа -же
ма-мы на- -ны ла-лы ва -вы ба-бы да-ды за-зы жа- -жй

Произносятся слоги с ударением на втором слоге при плавности и слитности произнесения, затем два и три слога при перемещении ударений.


По достижении громкого полноценного звучания вышеприведенных упражнений можно начинать тренировку сочетаний гласных звуков с j.

Звук j произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Очень большой импеданс этого звука оказывает активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Сочетание его с гласными звуками, произносимыми на твердой атаке, является хорошей тренировкой звучной фонации. В упражнении гласный звук должен звучать коротко, а j — длительно.

Упражнение 6. ай—яй уй—юй ой—ёй эй—ей.

Предпосылкой для установления правильного фонационного дыхания служит нормализация физиологического дыхания на первом этапе восстановительного обучения. Однако в дальнейшем, после получения звучного голоса, необходимо тренировать правильное сочетание дыхания с голосообразованием, т. е. выработку правильных дыхательных кинестезий в момент фонации.

Для этой цели после образования полноценного звучания голоса следует переходить к длительному произнесению гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять па одном выдохе.

а о У э ы
ао оа уа эа ыа
аУ оу УО эо ыо
аэ оэ уэ эу ыу
аы оы уы эы ыэ
аоу оау уао эао ыао
аоэ оаэ уаэ эау ыау
аоы оаы уаы эаы ыаэ
аоуэ оауэ уаоэ эаоу ыаоу
аоуы оауы уаоы эаоы ыаоэ
аоуэы оауэы уаоэы эаоуы ыаоуэ

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается закрепление навыка правильного голосоведения в словах. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов: ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении этих слов легко включается верхний резонатор и закрепляются наилучшие условия голосоведения.

Голосовая функция гортани играет важнейшую социальную роль в жизнедеятельности человека, как субъекта общества, являясь не только средством информационного звукового общения между людьми, но и средством самовыражения, в том числе художественно-эстетического.

Физиология голоса.

Начало экспериментальному изучению голосообразования положил великий римский врач К.Гален (131-211гг.), который, исследуя функции блуждающего и возвратного нервов в опытах на животных, установил, что при перерезке этих нервов животные лишаются голоса.

Источник звука. Тело, способное приходить в колебательное движение звуковой частоты, называю источником звука. Для этого оно должно обладать свойством упругости, т.е. тело, деформирующееся под воздействием внешней силы (например, сжатия), должно возвращаться в прежнее состояние. При этом, обладая значимой массой, оно переходит по инерции в противоположное состояние (растяжения), затем вновь под влиянием упругих сил возвращается в нулевую фазу и далее по инерции - в фазу сжатия и т.д. до полного израсходования сообщенной телу кинетической энергии на образование тепла и преодоление внутреннего и внешнего трения. На таком принципе затухающих колебаний действует камертон. В воздушной среде энергия его колебаний передается частицам воздуха, в котором колебания распространяются в виде сферических звуковых волн- фаз сжатия и разряжения среды.

Более высокие звуки образуются при утоньшении голосовых складок и увеличении их натяжения (аналогия со струной). Эти изменения происходят в результате сокращения передней щитоперстневидной мышцы, вызывающего уменьшение расстояния между щитовитдным и черпаловидными хрящами сзади. Указанные взаимоотношения трех хрящей обуславливают задаваемую функцией вокальногослуха частоту колебания голосовых складок. Еще более высокий голос при пении обеспечивается сокращением отрезка колеблющейся части голосовой складки и еще большим их натяжением. Это достигается включением в процесс настройки гортани на высокую ноту, поперечной черпало-черпаловидной мышцы, которая, сокращаясь, плотно прижимает черпаловидные хрящи друг к другу и тем самым укорачивает за счет задних отделов голосовых складок их колеблющуюся часть.

Самые высокие звуки обеспечиваются механизмом образования фальцета, или так называемого головного голоса. При этом механизме голосообразования голосовые складки колеблются не всей своей массой, а лишь свободными краями, причем между ними образуется незамкнутое пространство- факт, противоречащий положениям миоэластической теории. При фальцете голосовая мышца производит работу, зато передняя щитоперстневидная мышца функционирует усиленно. При необходимости еще большего повышения тона включает механизм укорочения колеблющейся части голосовой складки за счет сокращения m.transversus, в результате чего черпаловидные хрящи сближаются, задние части голосовых складок плотно прижимаются друг к другу и выключаются из колебательного процесса, оставляя свободными для колебания лишь передние части складок. При образовании очень высоких и фальцетных звуков голосовые складки принимают вид плоских, сильно растянутых широких полос, между которыми сохраняется просвет даже в фазе их максимального сближения. Это свидетельствует о том, что при фонации высоких звуков не бывает полного прерывания воздушного потока. Направление колебаний голосовых складок при фальцетных звуках практически совпадает с продольной осью гортани, т.е. с направлением тока воздуха.

Перечисленные выше механизмы голосообразования развиваются в процессе постнатального онтогенеза совместно с множеством других функций ЦНС, и в первую очередь с функциями слухового анализатора. Генетически заложенные в ребенке потенциальные возможности саморазвития обеспечивают становление его голосового аппарата на базе звуковой информации и мощного подражательного рефлекса, составляющего основу обучения в раннем детском возрасте. У детей, рожденных глухими или приобретших этот недуг в раннем возрасте, не только не формируется речь, но и не получают должного анатомического развития голосообразующие органы, отчего их голос больше напоминает мычание. Потеря слуха на определенном этапе развития ребенка приводит и к приостановке развития голосовой функции. Успех логопедических упражнений во многом зависит от того, на какой стадии развития голоса и речи возникла глухота.

Бабияк В.И., Гофман В.Р., Накатис Я.А. Нерооториноларингология.- СПб.:

Основу гортани составляет гиалиновый перстневидный хрящ (дуга, обращённая кпереди, четырёхугольная пластинка сзади). Подвижность хрящей гортани обеспечивается связками и двумя суставами:

  1. Перстнещитовидный сустав (art. cricothyroidea) парный, образован суставными поверхностями на нижнем роге щитовидного хряща и на передней стороне перстневидного хряща. Движения в перстнещитовидных суставах — вокруг фронтальной оси, при этом щитовидный хрящ при сокращении мышц наклоняется вперёд и возвращается в исходное положение.
  2. Перстнечерпаловидный сустав (art. cricoarytenoidea) парный, образован суставными поверхностями на основании черпаловидного и на пластинке перстневидного хрящя. Движение в суставе — вокруг вертикальной оси, при этом голосовые отростки вместе с прикреплёнными к ним голосовыми связками сближаются или расходятся в стороны, что приводит к сужению, расширению голосовой щели.

Важнейшими (функционально) в гортани являются черпаловидные хрящи, от основы которых вперёд отходит голосовой отросток, а назад — мышечный.

Голосовой аппарат

Голосовые связки крепятся к черпаловидным хрящам и к щитовидным хрящам. При сокращении внутренних мышц гортани меняется степень натяжения голосовых связок и форма голосовой щели. При выдохе голосовые связки вибрируют и образуют звук, таким образом получаются гласные звуки. Большинство согласных образуются при помощи языка, нёба и губ, но и гортань может является местом формирования согласных (глоттальные согласные). Большинство звуков человек произносит на выдохе, в отличие от остальных приматов, которые производят звуки на вдохе. Возможно, это одна из причин, по которым нельзя научить приматов говорить

Литература

  • Самусев Р. П. Атлас анатомии человека / Р. П. Самусев, В. Я. Липченко. — М., 2002. — 704 с.: ил.
  • Грачева М. С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М 1956

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Отношение сигнал/шум
  • Моджаддеди, Себгатулла

ГОРТАНЬ — ГОРТАНЬ. Содержание: Анатомия, физиология и эмбриология . 770 Патология гортани. 777 Методы лечения болезней гортани. 788 Гортань (larynx), вырезанная из трупа и освобожденная от окружающих ее мягких тканей, представляет… … Большая медицинская энциклопедия

ГОРТАНЬ — верхняя гортань (larynx), начальный отдел дыхат. горла у позвоночных (кроме рыб), образованный подвижно соединяющимися хрящами и прикреплёнными к ним мышцами и связками. Обеспечивает прохождение воздуха в трахею, защищает дыхат. пути от попадания … Биологический энциклопедический словарь

гортань — Горло, глотка, зев, пасть, гайло, хайло. прильпе язык к гортани. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гортань горло, зев, глотка, пасть, хайло Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ГОРТАНЬ — ГОРТАНЬ, треугольная полость, расположенная между ТРАХЕЕЙ и корнем языка. Внутри имеются голосовые связки, тонкие нити эластичной ткани, которые вибрируют, когда выходящий воздух проходит сквозь них, создавая резонансные волны, превращающие в… … Научно-технический энциклопедический словарь

ГОРТАНЬ — церк., муж., русс., жен. (гортать?) дыхательное горло с кадыком или головкою, от которой идет язык и позади которой лежит глотка, горло пищевое. Всякое брашно гортань рассудит. | Нёбо. Прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе. Прильпе… … Толковый словарь Даля

ГОРТАНЬ — начальный хрящевой отдел дыхательной системы у человека и наземных позвоночных животных. Расположена между глоткой и трахеей; проводит воздух в трахею и выводит из нее. Участвует в образовании звуков, составляющих голос … Большой Энциклопедический словарь

ГОРТАНЬ — ГОРТАНЬ, гортани, жен. (анат.). Верхняя часть дыхательного горла, являющаяся одним из органов речи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ГОРТАНЬ — ГОРТАНЬ, и, жен. Верхняя часть горла между глоткой и трахеей, орган дыхания и образования голоса. | прил. гортанный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ГОРТАНЬ — см. Речи органы. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

Гортань — Проходя через носоглоточные отверстия, воздух поступает в верхнюю часть дыхательной трубки, которая называется гортанью (larynx) (рис. 156, 194, 202) и располагается в передней части шеи, под подъязычной костью, на уровне IV VII шейных позвонков … Атлас анатомии человека

Гортань — верхняя гортань, совокупность хрящей, мышц и связок, образующих начальный отдел дыхательного горла у наземных позвоночных животных и у человека. Обычно Г. содержит Голосовой аппарат. Полость Г. разделена на переднюю, или преддверие Г., и… … Большая советская энциклопедия

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.