Характеристика на ребенка из детского сада для невролога

Документ содержит характеристику на воспитанника старшей группы, а также ключ к характеристике.

Скачать:

ВложениеРазмер
характеристика на воспитанника старшей группы 32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика на воспитанника старшей группы

(Ф.И.О. дата рождения ребенка)

Ф.И. ребенка посещает детский сад с ____________

Ребенок хорошо физически развит, нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата нет, координирует движения, подвижен, ОВД по программе возрастной группы владеет.

Мелкая моторика – развита не достаточно, движения рук не точные, испытывает трудности при овладении графическими навыками, владеет карандашом и ножницами с напряжением, затрудняется в штриховке.

Ребенок легко вступает в контакт со взрослыми: педагогами и другими сотрудниками детского сада, без конфликтно общается со сверстниками.

Навыки самообслуживания развиты хорошо, опрятен в еде и одежде.

Самостоятельно умеет одеваться, мыть руки, пользоваться полотенцам и столовыми приборами. С трудом застегивает и расстегивает пуговицы. Не умеет завязывать и развязывать шнурки.

Ребенок самостоятельный. Работоспособность сниженная, работает медленно и не внимательно. Характер деятельности неустойчив, работает формально. Реакция на замечание адекватная. Отмечается изменение эмоционального состояния связано с приходом и уходом родителей. Умеет управлять своим поведением.

Характерологические особенности: спокойный, уравновешенный, неуверенный в незнакомой обстановке смущается, неконфликтный, самостоятельный, впечатлительный, добрый, ласковый, аккуратный, бережливый.

Игровая деятельность соответствует возрасту. Проявляет интерес к сюжетно ролевым играм.

Требуется индивидуальное отношение во время занятий.

К занятиям относится с заинтересованностью. Но интерес кратковременный, не доводит дело до конца.

Требования программы усвоены на 80% в связи с тем что недостаточно сформирована мелкая моторика. Затрудняется в речи.

Характеристика дана по месту требования.

Дата ___________ Воспитатель: __________ расшифровка подписи

Воспитатель: __________ расшифровка подписи

Заведующая: __________ расшифровка подписи

Фамилия, имя, отчество ребенка

Родители (ФИО, возраст, образование)

Детский сад посещает с года

  • речевой, жестовый, мимический, формальный, избирательный.

В общение (с взрослыми и детьми):

  • вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность;
  • вступает не сразу, с большим трудом;
  • не вступает, не проявляет заинтересованности, проявляет речевой негативизм.

- употребляет не всегда (только при напоминании);

- знает, но не употребляет;

Общая моторика: (сила, точность, темп, координация движений, переключение от одного движения к другому, точность воспроизведении

пространственно-временных параметров, удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий);

- развита (соответствует возрасту), нарушений в состоянии опорно - двигательного аппарата нет, хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения (координация хорошая), подвижен, ловок, ОВД по программе возрастной группы владеет;

- развита не достаточно, грубых нарушений в состоянии опорно – двигательного аппарата и общей моторики нет, координация удовлетворительная. ОВД по программе возрастной группы владеет (владеет недостаточно), при выполнении заданий отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений (ног во время ходьбы), сниженная скорость и ловкость выполнения упражнений, не умеет выполнять прыжки

(дизартрия не прыгают на одной ноге), нарушена координация движений ног во время ходьбы;

- развита слабо (недоразвита), серьёзно отстаёт в усвоении программного материала, ограничен объём активных движений, отстаёт в темпе, ритме, переключаемости движений, плохая координация движений, нет синхронности в движениях, моторно неловок, неуклюж; отмечаются замедленность, застревание на одной позе, трудности при имитации движений;

Мелкая моторика: (сила, точность, темп движений, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому)

- развита (соответствует возрасту), все движения выполняет правильно, уверенно владеет карандашом, ножницами;

- развита недостаточно, движения рук неточные, мышечный тонус повышен (понижен), испытывает трудности при овладении графическими навыками, владеет карандашом и ножницами с напряжением, моторная неловкость при работе с пластилином, затрудняется в штриховке неправильно держит карандаш;

- развита слабо (недоразвита), недостаточная координация пальцев кисти рук, плохо работает карандашом, ножницами; движения неточные, неуверенные;

- правая, левая, амбидекстер.

- хорошо, владеет как мелкими, так и крупными деталями; опрятен в еде и одежде;

- недостаточно хорошо, владеет только крупными деталями, не всегда опрятен в еде и одежде;

- слабо, с трудом владеет даже крупными деталями, не опрятен в еде и одежде;

- умеет (не умеет) застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, шарф, надевать и снимать колготки, носки, шапку, ботинки, мыть руки, пользоваться полотенцем, чистить зубы, причесываться, правильно есть и пользоваться салфеткой.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОЧТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

- устойчивое, недостаточно устойчивое, неустойчивое (легко меняется от незначительных причин).

- подавленное, хорошее (радостное).

Волевыми особенностями являются:

- целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, активность (пассивность), деятельность (инертность), бодрость (вялость), слабость волевого напряжения, двигательная расторможенность, агрессивность, избалованность.

- высокая, темп деятельности быстрый;

- сниженная, темп деятельности неравномерный; темп Деятельности быстрый, но деятельность хаотична и бестолкова;

- крайне низкая, работает медленно и невнимательно.

- устойчивый, работает с интересом;

- неустойчивый, отсутствует мотивация, работает формально.

Реакция на требование и замечание:

- адекватная (исправляет поведение в соответствии с требование, замечанием);

- не адекватная (негативная: делает назло, обижается, не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на одобрение:

- адекватная (радуется, ждет);

- не адекватная (не реагирует, равнодушен к нему);

Изменение эмоционального состояния связано с (приходом (уходом) родителе, со сменой вида деятельности, др).

Управлять своим поведением:

- умеет, умеет не всегда, не умеет.

- спокойный (беспокойный, оживленный); уравновешенный (импульсивный), легко возбудимый;

- шумный (тихий), тихий, робкий, пассивный, медлительный, сонлив и вял в течении дня, характерна застреваемость, стремление к одиночеству, капризный, раздражительный;

- уверенный (не уверенный), расслабленный (напряженный), с болезненным фантазированием, в незнакомой обстановке смущается, замкнутый;

- неконфликтный (конфликтный: драчливый, задиристый, нападает на товарищей, отнимает игрушки), с негативным отношением к просьбам и требованиям, доминирующий (подчиняющийся (легко подчиняющийся), независимый (зависимый);

- деятельный (бездеятельный), активный (пассивный), решительный (нерешительный), самостоятельный (несамостоятельный), впечатлительный, с повышенной утомляемостью, со сниженной волевой активностью;

- добрый, ласковый жестокий, резкий, грубый, агрессивный, упрямый;

- аккуратный, бережливый, неряшливый.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- соответствует более раннему возрасту;

Интерес к игрушкам

- не проявляет интерес, с игрушками не действует, в совместную игру с взрослым не включается, самостоятельно игры не организует.

Характер действий и способ выполнения заданий с предметами и игрушками

- адекватный, использует предмет в соответствии с их функциональным назначение, осуществляет специфические манипуляции;

- не всегда использует предметы в соответствии с их функциональным назначением и осуществляет специфические манипуляции с ними;

- неадекватны, не использует предметы и игрушки в соответствии с их функциональным назначением; осуществляет не специфические, нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предметного действия манипуляции, (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно постукивает, тянет в рот, сосет, бросает).

- высокая, проявляет интерес к получению знаний, задания выполняет самостоятельно, осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания, переходит от боле простого способа выполнения заданий к более сложному; сделанные ошибки замечет и устраняет без посторонней помощи;

- средняя, при переносе показанного способа действия на аналогичные задания допускает не точности и ошибки, которые устраняет с помощью взрослого;

- низкая, проявляет негативное отношение к обучению, с трудом овладевает необходимым объемом знаний (испытывает трудности при усвоении материала), помощь использует недостаточно, перенос знаний на аналогичные задания затруднен;

- крайне низкая, проявляет частые реакции протеста и стойкое нарушение дисциплинарных норм, помощь не использует, нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

К занятиям (деятельности) относится:

- с выраженным интересом, который сохраняется до конца занятия (деятельности);

- с интересом, но не всегда точно понимает общую цель и содержание задания, охотно принимается за выполнения заданий, не дослушав объяснения;

- с заинтересованностью общей ситуацией, но не содержанием занятия, легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе, не усидчив, не доводит дело до конца; мешает педагогам и детям, быстро истощаем;

- с безразличием (негативным отношением) к содержанию занятия и к его ситуации, не способен контролировать свою деятельность.

Программный материал усвоен на:

- высоком уровне, на среднем уровне, на низком уровне.

Наибольшие трудности и беспокойство вызывает:

- неумение поддерживать игру, желание быт в одиночестве, плаксивость, малоконтактность со взрослыми (детьми), конфликтность, трудности при засыпании и беспокойства сна, и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родители- первые педагоги своих детей. От характера взаимодействия воспитателей с родителями зависит успех образовательного процесса в ДОУ.

Лето. Как много насекомых. Мы предлагаем вам сделать своими руками божью коровку из цветной бумаги.Итак, начинаем.Намочим прямоугольник в ёмкости с водой. отожмём бумагу. . аккуратно распра.

Углублённое обследование детей проводится перед поступлением детей в школу (с февраля по май). Для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе ориентиром чаще всего служит карта-характери.

Характеристика на воспитанника средней группы детского сада.

на ребенка из образовательного учреждения для врача психиатра

Фамилия, имя, отчество ребенка :

Статус семьи: полная, благополучная, многодетная

Возраст л, образование: , профессия:

История обучения: до поступления в школу не посещал ДОУ .

Поступил в 1 класс в возрасте 7 лет

В данной школе с 1 класса. На второй год не оставлялся

Особенности психофизического развития: чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.

Особенности обучаемости: преобладает наглядно – образное мышление, требуется организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок.

Сформированность универсальных учебных действий:

Личностные универсальные действия: нет ориентации на моральные нормы

Регуляторные учебные универсальные действия: способность к восприятию и сохранению учебной цели и задачи, планирование её реализации, контроль и оценка своих действий зависит от настроения учащегося.

Коммуникативные универсальные учебные действия: не всегда учитывает позицию собеседника, высказывает свою точку зрения, но не всегда объективно, не всегда организовывает сотрудничество с учителем и сверстниками, редко удается договориться с одноклассниками и прийти к общему решению.

Познавательные универсальные учебные: не в полной мере владеет широким спектром логических действий и операций: обобщение, классификация, исключение; решает задачи при помощи учителя.

Результаты освоения учебных программ по отдельным предметам:

Математика: знает состав чисел, таблицу сложения и вычитания не выучил, не всегда называет последующее и предыдущее число. Знает геометрические фигуры, чертит отрезки заданной длины. Не усвоил название компонентов при сложении, вычитании, делении, умножении. Контрольные и самостоятельные работы выполняет с помощью учителя.

Русский язык : не может самостоятельно дать характеристику согласным звукам, искажает написание букв, звуко-буквенный анализ слова выполняет с помощью учителя, знает некоторые правила орфографии, но не всегда может применить их, не владеет навыками самопроверки.

Характер ошибок письменной речи: при списывании: пропуски, замены, перестановки букв, несоблюдение режима орфографии пунктуации при письме под диктовку.

Особенности устной речи : звукопроизношение, темп речи не нарушены, уровень развития речи соответствует норме.

Социально-бытовая ориентировка: иногда бывает агрессивен, драчлив, из-за этого не налажены взаимоотношения с одноклассниками. Не всегда соблюдает правила поведения на уроках и переменах. На замечания взрослых не всегда реагирует. Часто нарушает правила поведения в общественных местах.

Общетрудовые умения: навыки самообслуживания развиты слабо: учебные вещи постоянно разбросаны, не всегда убирает рабочее место после уроков технологии и ИЗО, в портфеле беспорядок.

Особенности поведения и эмоциональных проявлений:

(преобладающее настроение ученика (воспитанника) – заторможенность, возбудимость, замкнутость, эйфоричность и т.д.), способность к волевому усилию, общительность, активность, инициатива, настойчивость в работе. Влияние имеющихся особенностей на усвоение программного материала_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации специалистов:_________________________________________

Классный руководитель________________________ /______И.В.Ягупова /

Педагог – психолог _________________________ / ________________/

Педагогическая характеристика на дошкольника, готовые образцы которой вы найдете в данной статье, это официальный документ, заполняемый воспитателем детского сада и заверяемый печатью и подписью заведующей ДОУ.

Данные указанного документа нужны для психиатра, логопеда, психиатра, для органов опеки и других специалистов, которые принимают участие в психолого-педагогическом обследовании.

Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя

Любая характеристика состоит из нескольких пунктов, которые учитываются при поступлении в школу. Воспитатель дает полное описание семьи воспитанника. Описывает, нравится ли ребёнку садик, у пропусков указывает причину.

Указывает уровень общительности, самостоятельности, темперамент, отношение к занятиям, к труду. Какую работу лучше выполняет, от какой отказывается, доводит ли дело до конца.

Обратить внимание на поведение во время игры, какие роли выбирает.

В заключении к описанию психологического портрета даются рекомендации родителям и педагогам.

Как написать характеристику на ребенка

При составлении рассказывается обо всех качествах и особенностях личности. В карте ребенка данный документ должен всегда присутствовать, чтобы при переводе в другой сад или школу было первоначальное представление о ребенке.

Игра - доступный вид деятельности для детей. В игре полностью раскрываются способности и возможности, проявляется мышление, эмоциональное состояние, активность, общение и поведение в обществе.

С помощью игр дети не только развиваются, но проходят процесс воспитания. Проявляются интересы и склонности.

В данном пункте описываются эмоции и чувства. Как часто может меняется настроение. На что может реагировать неадекватно. Может ли контролировать свои поступки.

Присутствуют ли негативные стороны характера. Все эти качества хорошо проявляются именно в обществе.

Примеры и образцы заполнения документов

Представляем примеры написания на ребенка в ДОУ, которые понадобятся при составлении характеристики.

Она нужна для прохождения комиссии. Можно написать определенными пунктами или в произвольной форме, должна завершаться датой, подписью воспитателя, директора и печатью.

В первую очередь нужно указать название учреждения, группу. Личные данные ребенка. Дата и место рождения. Информация о родителях. Когда поступил в сад, в каком возрасте.

Написать причину обращения на ПМПК. Это может быть задержка развития, трудности в обучении и воспитании.

Написать пару слов о семье. Как прошел адаптацию в садике. Обратить внимание на причину пропусков заведения. Как принимает участие в играх и занятиях.

Развитие речи: с какого возраста начал хорошо говорить, каков словарный запас, предложения составляет по картинке из одного или нескольких слов. Участие в беседах. При чтении произведений отвлекается ли на другие занятия. Учит стихотворения наизусть частично или полностью.

Математические представления: умение считать до десяти в прямом и обратном порядке; отличает ли геометрические фигуры, левую сторону от правой.

Игровая деятельность: какие игры предпочитает, пользуется ли игрушками по назначению, убирает ли оборудование на место после игры.

Изобразительная деятельность: путает ли цвета, хорошо ли ориентируется на листе бумаги, рисует карандашами или кистью. После работы прибирает ли за собой принадлежности. Хорошо ли работает ли с ножницами. При лепке путает или нет формы.

Физическое развитие: активно ли участвует в подвижных играх; нарушено ли чувство темпа.

Самостоятельность: в данном возрасте должен делать некоторые вещи самостоятельно. Замечает или нет неряшливый внешний вид. Правильно ли пользуется ложкой, вилкой. Помогает другим или нет. Как реагирует на замечания воспитателя.

Перечислить основные привычки.

Поставить дату, подписи и заверить печатью.

Схема такая же, как для ПМПК. Но обязательно нужны заключения специалистов: педиатра, ЛОРа, психиатра, невропатолога, офтальмолога.

Рассказать о психофизических пунктах развития. Именно: зрительное восприятие, слуховое внимание, память. Дать общую оценку степени учебных навыков (соответствие знаний и умений, требований).

Логопедическая характеристика важна, так как опирается на формирование речи. Здесь надо обратить внимание на строение артикуляционного аппарата.

Указать на произношение звуков, описать дефектологическую характеристику звуков. Какие звуки путает, пропускает ли, смешивает ли.

Структура слов: меняет местами слоги, затруднения в произношении некоторых слов. Перестановка звуков и слогов.

Анализ речи: как строит предложения, односложные или хорошо описывает происходящее.

Лексический запас близок к возрасту.

В конце характеристики дать рекомендации родителям.

При написании данного вида характеристики надо знать об особенностях заболевания. Более подробно описать о возможностях ребенка с данной группой инвалидности.

Аутисты обычно гиперактивные, у них часто меняется настроение. Очень негативно реагируют на замечания, даже на просьбу.

Поэтому следует указать положительные и отрицательные стороны несовершеннолетнего. Как выполняет задания. Понимание просьб и обращений. Чем любит больше всего заниматься, какие здания выполнять.

Подробно остановиться на личностных особенностях, рассказать о нарушениях эмоций и чувств.

Подготовка к школе в садике начинается в подготовительной группе в возрасте детей 5-6 лет.

Отличается от других характеристик тем, что нужно основываться на познавательных процессах: внимании, памяти, мышлении, развитии речи на уровне дошкольника, формировании учебной деятельности.

Подробно расписать о вербальных качествах. Понимание прочитанного текста, наличие заикания, есть ли нарушения при произношении звуков. Умение поддерживать диалог.

Какие коррекционные работы проводились с дошкольниками и родителями для решения трудных моментов в формировании личности. Результат и дальнейшие рекомендации учителям.

Заключение

При составлении характеристики учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Не забывайте о возрастных категориях (3-4 года, 4-5 лет).

Бывают случаи, когда нужна краткая характеристика. В таком случае её можно составлять по простой схеме.

В любом тексте характеристики не забывайте записывать о наградах и участии в конкурсах. Ведь на сегодня даже дети с ДЦП могут проявлять себя в разных соревнованиях, фестивалях и викторинах.



  • Логопедическое обследование ребенка
  • Какова периодичность логопедического обследования ребенка
  • Характеристика на ребенка средней группы в ДОУ от воспитателя
  • Характеристика на ребенка с заиканием для ПМПК
  • Психолого-педагогическая характеристика группы детей в ДОУ
  • Характеристика воспитанника детского сада: для кого и как она составляется?
  • Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи
  • Шаблон речевой карты
  • Пример речевой карты
  • Стоит ли отдавать ребенка в логопедическую группу?
  • Выводы по речевой карте логопедического ребенка

Характеристика на ребенка для логопедической комиссии от воспитателя помогает сразу оценить все качества и особенности развития его личности в дошкольный период. Необходимость ее заполнения возникает при определении ребенка в логопедическую группу. Из-за непривычной обстановки не всегда удается оценить качества знаний ребенка во время комиссии, поэтому такая характеристика является важным и ответственным документом.

Логопедическое обследование ребенка

Чтобы определить степень развития речевого аппарата, просто необходимо произвести его логопедическое обследование. Это необходимо для выявления нарушений в области психического развития.

При логопедическом обследовании проводят два этапа диагностики:

  1. Общая диагностика, при которой проверяют все составляющие развития: память, мышление, внимание, пространственное воображение и др.;
  2. Речевая диагностика, в ходе которой проверяют устную речь, письмо, чтение и память.

Во время обследования, помимо самой диагностики, проводят консультационную встречу с родителями. После этого оформляют заключение и вместе с родителями планируют дальнейшую методику исправления нарушений.


Само обследование начинается с разговора, в процессе которого логопед пытается установить контакт с ребенком, а заодно определяет, понимает ли он его, разговаривает он фразами или отвечает односложно, четко произносит слова или нет. В это время логопед составляет впечатление об общем умственном развитии. Далее на основании сделанных выводов врач проводит полную комплексную диагностику с помощью задаваемых вопросов, картинок, предметов и других материалов.

Периодичность проведения этой диагностики устанавливается педагогом индивидуально, исходя из длительности используемых методик. Более раннее обследование проходит при поступлении в школу, сад и в рамках плана учебного заведения.

Важно! Обычно это происходит в сентябре, чтобы расписать программу занятий на ближайший учебный год.

Существуют также выявленные нарушения, которые требуют пристального внимания. Тогда назначают ПМПК — психолого-медико-психологическую комиссию. В таких ситуациях логопедическое представление на ребенка дошкольника на ПМПК проводится специальной созданной комиссией, в ходе которой подтверждаются или отклоняются поставленные ранее диагнозы (как правило, умственная отсталость или задержка психологического развития).


Характеристика на ребенка средней группы в ДОУ от воспитателя

Характеристику составляет сам воспитатель, группу которого посещает ребенок. Педагог заполняет специальный бланк, где указывает все данные:

  • ФИО, возраст.
  • Часто ли посещает группу и нравится ли ему ходить в детский сад.
  • Отношение с другими детьми и воспитателями, его характер, отношение к занятиям, соблюдение правил личной гигиены.
  • Хорошо ли он выполняет поставленные задания, старается ли на занятиях, доводит работу до конца, требуется ли мотивация для побуждения к действию.
  • Как ведет себя ребенок в процессе игры, какие роли принимает, насколько активно участвует.

Важно! В конце воспитатель дает свою оценку психологической личности ребенка, описывает на какие проблемные места стоит обратить внимание.

При каких-то видимых нарушениях речевого развития, ребенка необходимо отправить на дополнительное обследование ПМПК, чтобы исключить психологические отклонения развития. Наиболее частая причина такого отклонения — заикание. В этой ситуации воспитатель должен иметь образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи. Такую речевую карту воспитатель должен вести с того дня, как заметили первые отклонения.


Характеристика на ребенка подготовительной группы на ПМПК дополняется более подробными сведениями о недостатках развития. Это может быть следующее:

  • Различные речевые судорожные проявления;
  • Капризность, необоснованные страхи, тревожность, перемена настроения;
  • Движения у таких детей нечеткие, неуверенные, они суетливы, у них нарушена мелкая моторика;
  • Они чрезмерно утомляемы, раздражительны.

Воспитатель подробно описывает все отклонения и на их основании делает свои предположительные выводы.

Важно! Логопедическое представление на ребенка на ПМПК представляет собой важный шаг для своевременного исправления недостатков развития.

Общая психолого-педагогическая характеристика группы детей в ДОУ производится с определенной периодичностью по заранее составленному плану мероприятий. При ее составлении описывают яркие особенности ребенка или обнаруженные трудности.

Логопедическая комиссия в садике

План составления характеристики:

  • откуда ребенок поступил в учреждение и как долго его посещает;
  • состав семьи, отношения внутри, есть ли трудности в воспитании;
  • как прошла адаптация к детскому саду;
  • есть ли особенности внешнего вида;
  • к какой группе здоровья относится;
  • умеет ли сам за собой ухаживать;
  • как показывает себя в игровой деятельности;
  • насколько подготовлен к учебе.

Важно! При определенных проблемах, в характеристике описывают какие успехи были достигнуты ребенком за годы обучения в ДОУ.

Характеристикой на ребенка занимается воспитатель. Чаще всего она нужна для поступления в школу, при посещении психиатра, для оформления опеки, а также при переводе в логопедическую группу или другое учреждение.

Такая характеристика представляет собой официальный документ, подписанный всеми членами комиссии с печатью и подписью руководителя.

При ее составлении воспитатель опирается на пройденную учебную программу и делает выводы, исходя из полученных навыков при ее применении.

Образец заполнения речевой карты на ребенка с нарушением речи

Процесс занятий с логопедом включает в себя заполнение большого количества документов. Это надо, чтобы более детально понимать все отклонения и прогресс в развитии. Чтобы процесс заполнения происходил быстрее, создано огромное количество шаблонов с примерным описанием.


При заполнении речевой карты необходимы следующие данные:

  • ФИО ребенка, дата рождения, данные о родителях, перенесенные заболевания, какая беременность.
  • Раннее физическое и речевое развитие: когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, говорить, произносить фразы и так далее.
  • Особенности артикуляционного аппарата: зубы, мягкое и твердое нёбо, прикус, губы, язык.
  • Общая моторика. При этом ребенку необходимо проделать некоторые упражнения: попрыгать на обеих ногах, прыгнуть в длину с места, по очереди сгибать и разгибать пальцы и другие.
  • Импрессивная речь. Здесь проверяют как понимает ребенок, хорошо ли ориентируется в названиях предметов, действий, реагирует на свое имя, на эмоции одобрения и запрета.
  • Сенсомоторный уровень речи и ее общее звучание: разборчивость речи, понятна ли окружающим или только близким, быстрый или замедленный темп речи, дыхание свободное или нарушенное.
  • Артикуляционная моторика. Логопед определяет объем движений, тонус, подвижность, выполнение или невыполнение упражнений.
  • Звукопроизношение. Оценивается есть ли фонетические и фонологические дефекты.
  • Слоговая структура слова: точное или замедленное воспроизведение, искажение слоговой структуры.
  • Фонематический слух.
  • Языковой анализ и синтез. Насколько быстро выполнены все задания и выполнены ли вообще.
  • Грамматический строй речи.
  • Лексика. Оценивается словарный запас в пределах детского возраста.
  • Словообразование.
  • Связная речь. Уровень пересказа соответственно возрасту.

Для удобства описания можно изучить все параметры и воспользоваться примером заполнения:

  • Фамилия Имя Отчество ребенка: Петров Иван Иванович.
  • Возраст: 5 лет.
  • Домашний адрес: ул. Куликова, 57
  • Дата поступления в речевую группу: сентябрь 2019 года.
  • Протекание беременности и родов: с асфиксией.
  • Раннее развитие: стал держать голову в 3 месяца, сидеть в 7 месяцев, ходить в год.
  • Перенесенные заболевания: от года до трех лет простуда, после трех лет грипп.
  • Раннее речевое развитие: лепет в 8 месяцев, первые слова в 1,2 года, первые фразы в 2 года.
  • Отмечались грубые искажения звуко-слоговой структуры, грубые аграмматизмы после трех лет.
  • Речевая среда удовлетворительная.
  • Развитие речи не стимулировалось.
  • Внимание на дефекте не фиксирует.
  • Занимается с логопедом с сентября 2018 года.
  • Строение артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, подъязычная связка, твердое и мягкое нёбо в норме.
  • Параметры движения: объем движения в полном объеме, точность выполнения сохранена, тонус без особенностей, темп движения нормальный, переключаемость движения замедленная.
  • Исследования динамических характеристик: голос в норме, дыхание ключичное, речевой выдох достаточный.
  • Грамматический строй речи: незначительные ошибки в образовании множественных числительных существительных.
  • Связная речь. Составил сложное распространенное предложение с помощью наводящих вопросов.
  • Словарный запас соответствует возрасту.
  • Речевой диагноз: общее недоразвитие речи первого уровня. Психическое развитие в пределах возрастной нормы.

Стоит ли отдавать ребенка в логопедическую группу?

Важно! После поставленного диагноза логопедии у родителей возникает вопрос, а стоит ли отдавать ребенка в логопедическую группу?

Очень часто они опасаются, что при прохождении ПМПК консилиум поставит диагноз с психическими отклонениями. Во-первых, такое происходит редко, а во-вторых раннее логопедическое обследование детей дает больший шанс на исправление всех отклонений. Зачастую детям ставится диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие)

Индивидуальное занятие с логопедом

Эффективность пребывания в логопедической группе во многом зависит от компетенции воспитателя и логопеда. Стоит внимательно изучить характеристику учителя логопеда, есть ли у него награждение, постараться выявить побольше отзывов. Характеристика учителя логопеда на награждение почетной грамотой составляется на грамотного преподавателя с большим стажем работы. Также стоит изучить все необходимые документы, такие как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

При изучении речевой карты логопед делает свои выводы, выявляя степень развития ребенка и уровень образованности. На основе этого ребенка определяют в соответствующую группу. Часто дети, находящиеся в логопедической группе, выходят более подготовленными к школе, чем из обычной группы. Это достигается за счет того, что детей в этой группе в два раза меньше, внимание уделяется им больше, занятия с логопедом и другими учителями проводятся каждый день, происходит постоянная корректировка речевого аппарата.

Они раньше начинают изучать звуко-буквенный анализ, построение предложений и другие необходимые для школьного развития навыки.

При нахождении у ребенка разных отклонений врач направляет его к более узкому специалисту. Тот в свою очередь назначает нужную терапию. Своевременное обращение и ранняя диагностика позволяют избавиться от большинства проблем с речью ребенка.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.