Индивидуальные особенности протекания нервных процессов

Школьники работают в различном темпе. При оценке ответа необходимо принять во внимание его индивидуальные скоростные возможности.

При характеристике скоростных особенностей нужно иметь в виду два рода показателей:

1) относительно быстрый темп движений, быстрые реакции на внешние воздействия, быстрая речь, склонность к общению, частота отвлечений при монотонной работе;

2) легкость и быстрота приспособления к изменившейся ситуации, от­сутствие затруднений при переходе с одного вида деятельности на другой, от одного способа решения задач к другому, новому.

Показатели первого рода – свидетельство лабильности нервной системы, второго – о ее подвижности. Наряду с высоколабильными и подвижными выделяются низколабильные и инертные.

У низколабильных и инертных построение ответов носит стереотипный характер, ученики тяготеют к книжным формулировкам и не делают попыток исправить свой неправильный ответ. Они выкраивают время, чтобы начать ответ. При выполнении домашнего задания низколабильные испытывают затруднения, если разные задания по одному предмету требуют разных способов выполнения, а также при переходе от задания по одному предмету к заданиям по другому предмету.

Высоколабильные при быстро задаваемых вопросах не тратят время на воспроизведение вопроса, а сразу сообщают содержательную часть ответа. Они заняты решением лишь тех заданий, которые им предъявлены в данный момент. У высоколабильных отмечается склонность не выполнив одних заданий, без видимых причин переходить к другим, а затем возвращаться к не­выполненным. Они работают быстро, без оглядки.

Многочисленную группу составляют школьники со средней представленностью лабильности и подвижности.

Представленность свойств нервной системы предопределяется генотипом. Воспитание не может ее изменить. Но можно выработать навыки саморегулирования управления собой.

Школьникам с низколабильной и инертной нервной системой нужно порекомендовать возможно тщательнее и полнее готовиться к урокам, чтобы не попасть впросак, когда возникнет необходимость срочного воспроизведения изучаемого материала. Им не следует быть излишне торопливыми.

Школьникам с высокой лабильностью нужно вырабатывать навыки самоконтроля, не довольствоваться тем, что задание выполняется быстро, а обращать внимание на качество.

Индивидуальные различия в представленности свойств присущи и учителям.

Индивидуальной, природной особенностью является и сила нервной системы, т.е. выносливость и работоспособность.

Ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

1) длительная напряженная работа;

2) ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения; самостоятельная работа, контрольная или экзаменационная работа (особенно, если ограничена во времени);

3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует немедленных ответов;

4) работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует устного ответа;

5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

6) работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответы или вопросы других учащихся);

7) работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой;

8) работа в шумной, неспокойной обстановке;

9) работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры и т.п.;

10) работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;

11) ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал.

Ситуации, в которых возникают особые затруднения у инертных учащихся:

1) когда учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;

2) когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;

3) когда время работы ограниченно, и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;

4) когда требуется частое отвлечение;

5) когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;

6) когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;

7) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Помощь слабым и инертным:

1) не ставить слабых в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, дать достаточное время на обдумывание;

2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме;

3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал: необходимо разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно;

4) лучше не заставлять отвечать новый, только что усвоенный материал на уроке, отложить опрос на следующий урок;

5) путем правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать уверенность в своих силах, знаниях;

6) оценивать неудачи ученика осторожно;

7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

8) в минимальной степени отвлекать его, не переключать внимание, создавать спокойную обстановку;

9) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

10) инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий;

11) не нужно требовать быстрого изменения неудачной формулировки; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации.

Характер индивида зависит в основном от прирожденного темперамента (генотипа). Однако на поведение оказывает большое влияние также и воспитание, формирующее фенотип. Сегодня понятно, что типология индивида четко связана с нейрохимией мозга, которая, естественно, генетически предопределена. Однако поведение обусловлено не только генотипическими особенностями человека (и животного), но и его фенотипом, становление и возможности которого бесспорно обеспечиваются не только воспитанием и обучением, но и адаптивностью личности (которая также психофизиологически, а равно и нейрохимически, предопределена), ограничивающей диапазон возможных ее перестроек. Так, более адаптивны “норадреналовые” типы от холерика до сангвиника (со всеми промежуточными формами сангвохолериков, образующих континуум) и менее адаптивны “ацетилхолиновые” — от меланхолика до флегматика (со всеми поромежуточными формами флегмомеланхоликов, также представляющими собой континуум). Степень же адаптивности сангвофлегматиков зависит от удельного веса сангвинического и флегматического звена в темпераменте индивида. Что касается сугубо психологических черт личности, то и они, хотя и не абсолютно связаны, но в значительной степени коррелируют с психофизиологическим типом человека. Так, повышенный нейротизм и высокая личностная тревожность присущи холерикам и особенно меланхоликам, в то время как ситуативная тревожность может повышаться и у средних, вполне сбалансированных типов – у сангвиников и даже у флегматиков (а тем более у сангвохолериков и флегмомеланхоликов).

Изучение эмоциональной сферы у людей разной типологии привело к представлению о доминировании различных эмоций у людей разных темпераментов. Так, оказалось, что доминирующей эмоцией сангвиника является радость, холерика – гнев, меланхолика – страх, тоска, а для флегматика наиболее характерно спокойное безэмоциональное состояние (Симонов). Однако это касается лишь общей модальности эмоционального состояния, варианты же могут быть весьма различающимися, ибо характер эмоциональной и поведенческой реакции обусловлен многими факторами, связанными как с конституционными и функциональными особенностями мозга, так и с различными сопутствующими воздействиями, как, например, с влиянием группы, с давлением на сознание человека методологического, религиозного, общественного, юридического и т.д. догмата.

Более поздние исследования Теплова и Небылицына допускают существование значительно большего количества типов высшей нервной деятельности при различном комбинировании и различном удельном весе основных типологических характеристик личности. Не говоря уже о так называемых промежуточных типах (сангво-флегматик, сангво-холерик, флегмо-меланхолик), либо о смешанных (например, флегматик с чертами сангвиника и холерика и т.д.), оказалось теоретически возможным выделить 120 типов, 75 основанных на 4 вариациях по силе нервных процессов, 3-х – по уравновешенности и 10- ти – по степени подвижности. Так, Теплов и Небылицын рассматривают понятие силы нервной системы как распадающееся на понятие о двух самостоятельных свойствах ее: сила нервной системы в собственном смысле (выносливость, предел работоспособности) и динамичность. При этом оба названных свойства должны определяться отдельно для возбуждения и торможения. Отсюда – и уравновешенность следует рассматривать как по силе, так и по динамичности. Что касается подвижности, то Теплов и Небылицын оставляют за этим термином характеристику скорости переделки знаков раздражителей, но вводят при этом дополнительный термин “лабильность”, характеризующийся временными параметрами реакций (например, такими как критическая частота мельканий, реакция усвоения ритма и др.). С этих позиций трудно судить о конкретных типах высшей нервной деятельности, а скорее можно говорить об индивидуальных особенностях протекания нервных процессов, об индивидуально-психологических различиях, а раздел, изучающий внутренние механизмы таких различий, уместно было бы назвать, как считают Теплов и Небылицын, “дифференциальный психофизиологией”. И все же, характеризуя темперамент индивидов, мы склонны “втискивать” их в рамки привычных для нас четырех типов.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Связь типологии индивида с генетически предопределенной нейрохимией мозга. Схема личности Берна. Понятие силы нервной системы как выносливость, предел работоспособности и динамичность. Типология и конструкция личности. Особенности темперамента индивидов.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.07.2013
Размер файла 19,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Индивидуальные особенности протекания нервных процессов

Что касается сугубо психологических черт личности, то и они, хотя и не абсолютно связаны, но в значительной степени коррелируют с психофизиологическим типом человека. Так, повышенный нейротизм и высокая сбалансированных типов у сангвиников и даже у флегматиков (а тем более у сангво-холериков и флегмо-меланхоликов).

При сопоставления юнговских типов с Павловско-гиппократовскими, окажется, что рациональный экстраверт соответствует сангвинику, а иррациональный холерику; рациональный интроверт флегматику, а иррациональный меланхолику.

Схема личности Берна. По Берну, личность трехэтажна: нижний этаж Дитя, средний Взрослый и верхний Родитель. Детский и Родительский этажи представляют комплекс бессознательного и сознательного, и только взрослый этаж полностью осознан. Функции Детского этажа развлечения и обиды. Родительского моралитет, Взрослого адаптация в среде и социуме при корректировании проявлений Детского и Родительского этажей. Изучение эмоциональной сферы у людей разной типологии привело к представлению о доминировании различных эмоций у людей разных темпераментов. Так, оказалось, что доминирующей эмоцией сангвиника является радость, холерика гнев, меланхолика страх, тоска, а для флегматика наиболее характерно спокойное безэмоциональное состояние. Однако варианты эмоционального состояния могут быть весьма различающимися, т.к. характер эмоциональной и поведенческой реакции обусловлен многими факторами, связанными как с конституционными и функциональными особенностями мозга, так и с различными сопутствующими воздействиями, как, например, с влиянием группы, с давлением на сознание человека общественного, юридического, методологического, религиозного, и т.д. догмата.

Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, проведенные позже, допускают существование значительно большего количества типов высшей нервной деятельности при различном комбинировании и различном удельном весе основных типологических характеристик личности. Не говоря уже о так называемых промежуточных типах (сангво-флегматик, сангво-холерик, флегмо-меланхолик), либо о смешанных (например, флегматик с чертами сангвиника и холерика и т.д.), оказалось, что, основываясь на 4 вариациях по силе нервных процессов, 3-х по уравновешенности и 10-ти по степени подвижности теоретически возможно выделить 120 типов,

Понятие силы нервной системы Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын рассматривают как распадающееся на ее два самостоятельных свойства: силу нервной системы в собственном смысле (выносливость, предел работоспособности) и динамичность. Для возбуждения и торможения оба названных свойства должны при этом определяться отдельно. Отсюда и уравновешенность следует рассматривать как по силе, так и по динамичности.

Различия между этими аспектами поведения и деятельности впервые было определено С.Л. Рубинштейном. Согласно ему темперамент это динамическая характеристика психической деятельности личности. Теплов был согласен с Рубинштейном в вопросе о динамической природе темперамента и предпосылок способностей (общих и специальных) двухосновных компонентов структуры индивидуально-психологических различий. Он сформулировал предположение о том, что темперамент и задатки способностей определяются свойствами нервной системы. Б. М. Теплову принадлежит гипотеза о трехфакторной структуре темперамента. По его мнению, он состоит из следующих компонентов:

1) эмоциональная возбудимость;

2) выражение эмоций;

3) общая быстрота движений.

Ученик Теплова В.Д. Небылицын предложил понятие общих свойств нервной системы. Согласно его гипотезе в качестве общих свойств нервной системы следует рассматривать физиологические параметры комплексов мозговых структур, которые имеют значение для целостной психической деятельности индивида и детерминируют проявления общеличностных характеристик индивидуальности. В качестве одной из основных он рассматривал темперамент, который (наряду с общими способностями) выступал для него одним из важнейших показателей общих свойств нервной системы.

Опираясь на представления Б.М. Теплова, Небылицын предложил новое, более структурированное определение темперамента. Он определил темперамент как важнейший компонент организации индивидуальности, который характеризует динамику индивидуального поведения. В структуре темперамента были выделены два главных ортогональных параметра: общая активность и эмоциональность.

И все же, характеризуя темперамент индивидов, их подводят под рамки привычных для нас четырех типов.

Типология и конструкция личности

Деление на экстра и интровертов было предложено Юнгом. С этой точки зрения удобна также схема Айзенка, в которой учитывается экстраинтроверсия и нейротизм индивида. Холерикам и сангвиникам свойственна экстраверсия, характеризующая открытость личности; флегматикам и меланхоликам интроверсия, соответствующая замкнутости, (флегматики могут быть и амбивертами). Тогда, согласно классификации Айзенка, интроверт с низким нейротизмом соответствует флегматику, интроверт с высоким нейротизмом меланхолику, экстраверт с низким нейротизмом сангвинику, экстраверт с высоким нейротизмом холерику. При промежуточных значениях, соответственно, получаются промежуточные типы. Таким образом, по Айзенку, возможен и промежуточный тип между холериком и меланхоликом, что не очень вписывается в нейрохимические представления, по которым сангво-холерические проявления темперамента обусловлены преобладанием норадренергических процессов в мозге, а флегмомеланхолические доминированием холинергических процессов.

Психологическая популяция людей с подобными свойствами личности не редкость, если учесть, что генотипические основы личности обеспечиваются генофондом родителей. Следует отметить, что сочетание холерической и меланхолической наследственности весьма нежелательно, т. к. это одно уже обеспечивает глубокую нестабильность взаимодействия нервных процессов (естественно, на нейрохимическом уровне), что легко приводит к невротизации такого холерика с меланхолическими чертами (или меланхолика с холерическими).

Представляет интерес психологическая классификация Юнга, предложившего, опираясь на 2-е ориентации, экстраверсию и интроверсию, и на основе 4-х психологических функций мышление, ощущение, чувство и интуиция 8 типов. Мышление и чувство (или эмоциональность) Юнг отнес к рациональным функциям, а ощущение (или перцептив).

С этих позиций, у сангвиника доминирует Взрослый этаж личности, субдоминирует Детский и в значительной степени вытеснен Родительский; у холерика доминирует детский типаж, субдоминирует Взрослый и также последнее место занимает Родительский; у флегматика доминирует Взрослый этаж (но в ряде случаев Родительский), субдоминирует Родительский (или Взрослый) и существенно вытеснен Детский; у меланхолика доминирует Детский этаж (либо Родительский), субдоминирует Родительский (либо соответственно Детский) и вытеснен в значительной степени Взрослый, отсюда низкая адаптивность меланхолика.

Типология и онтогенез

При исследовании закономерностей развития свойств нервных процессов в онтогенезе установлено усиление процессов возбуждения и торможения, волнообразное развитие подвижности нервных процессов.

Развитие нервных процессов идет интенсивнее у индивидуумов с сильной нервной системой, чем со слабой. Внутреннее торможение развивается медленнее, чем возбуждение. Самым непостоянным и изменчивым в онтогенезе свойством нервных процессов является подвижность, которая у одних индивидов по мере роста улучшается, а у других претерпевает колебания в своем развитии.

Индивидуальные различия в скорости образования условных рефлексов и в характере проявления дифференцировочного и угасательного торможения выявляются у детей на ранних этапах постнатального онтогенеза. К концу первого года жизни обнаруживаются четкие типологические различия, хорошо прослеживающиеся в ясельном возрасте.

Типы высшей нервной деятельности ребенка отличаются большей слабостью процессов и сдвигом в сторону возбудительного процесса независимо от типа по сравнению с типами высшей нервной деятельности взрослого. Своего нормального уровня развития в соответствии с типом нервной деятельности основные свойства нервной системы достигают только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам, при том, что генотип, будучи врожденным, проявляется уже к возрасту 1-2 лет.

темперамент нервный индивид

Размещено на Allbest.ru

Реакции организма на изменение различных условий внутренней и внешней среды. Строение центральной нервной системы. Отделы головного мозга. Болезни нервной системы. Проведение нервных возбуждений. Связь между чувствительными и двигательными нейронами.

презентация [3,6 M], добавлен 04.04.2016

Основные отличия вегетативной от центральной нервной системы. Функционирование симпатической нервной системы. Функции ядер спинного мозга и ствола мозга, которые контролируются вегетативными центрами. Дуга вегетативного рефлекса, ее особенности.

презентация [12,9 M], добавлен 15.02.2014

Спинной мозг как необходимая часть нервной системы, его значение в координации нервных процессов и регуляции организма. Схема и компоненты шейного сегмента спинного мозга. Характеристика зрительного и языкоглоточного нерва, плечевого нервного сплетения.

контрольная работа [1,4 M], добавлен 24.06.2009

Основные свойства нервных процессов, определяющие поведение. Типы высшей нервной деятельности и аналитико-синтетическая функция коры головного мозга. Сигнальные системы действительности. Появление первых условных рефлексов и развитие речи у человека.

контрольная работа [7,0 M], добавлен 15.11.2010

Особая значимость патогенетической терапии в клинике нервных болезней. Типовые патологические процессы в нервной системе. Нарушение нервной трофики. Генераторы патологически усиленного возбуждения. Механизм повреждения нейронов при ишемии мозга.

лекция [18,6 K], добавлен 13.04.2009

Электрический компонент возбуждения нервных и большинства мышечных клеток. Классическое исследование параметров и механизма потенциала действия центральной нервной системы. Функции продолговатого мозга и варолиевого моста. Основные болевые системы.

реферат [22,9 K], добавлен 02.05.2009

Значение центральной нервной системы человека в процессе регулирования организма и его связи с внешней средой. Анатомическая структура спинного и головного мозга. Понятие серого и белого вещества, нервных центров, волокон и соединительнотканных оболочек.

реферат [2,4 M], добавлен 19.01.2011

Нервная система как совокупность анатомически и функционально связанных между собой нервных клеток с их отростками. Строение и функции центральной и периферической нервной системы. Понятие миелиновой оболочки, рефлекса, функций коры головного мозга.

статья [350,8 K], добавлен 20.07.2009

Физиология дыхания и связь с нервной системой. Первые исследования гимнастики для легких. Влияние на эмоциональное состояние успокоения нервной системы. Особенности регуляции тонуса, работоспособности организма. Традиционные принципы упражнений в дыхании.

реферат [26,0 K], добавлен 12.03.2010

Основные типы нейронов. Реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды. Раздражение чувствительного нерва. Основные закономерности в деятельности центральной нервной системы. Распространение нервных импульсов. Анатомия спинного мозга.

презентация [425,1 K], добавлен 27.02.2014


  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Свойства нервной системы — основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяющие различия в поведении и в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды. Не предопределяя его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, С. н. с. являются физиологической основой формально-динамической стороныповедения, образуя почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее — другие.

Павлов предполагал существование 3 основных свойств нервных процессов.

  • сила нервных процессов;
  • уравновешенность нервных процессов;
  • подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов — способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В основе — выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения). Считается, что лица с более сильной н. с. выносливее и стрессоустойчивее.

Уравновешенность нервных процессов — сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов. Люди с более уравновешенной н. с. характеризуются и более уравновешенным поведением

Сильные нервные процессы (по уравновешенности) подразделяются на:

Подвижность нервных процессов — возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Подвижность н. с. выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к др. Лица с более подвижной н. с. отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Сильные уравновешенные нервные процессы (по подвижности) подразделяются на:

  • подвижные (возбуждение и торможение легко сменяют друг друга)
  • неподвижные (инертные: процессы сменяются с трудом).

В дальнейшем, в связи с новыми методами исследования С. н. с., в особенности в работах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их учеников, были существенно уточнены как структура основных С. н. с., так и их нейрофизиологическое содержание. К тому же стали известны еще несколько новых свойств.

Динамичность — способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций. Данное свойство лежит в основе обучаемости.

Активированность характеризует индивидуальный уровень реакции активации процессов возбуждения и торможения, что является основой мнемических способностей.

В исследованиях В. С. Мерлина и его сотрудников были установлены многочисленные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента. Практически не оказалось ни одного свойства темперамента, которое бы не было бы связано с каким-либо свойством нервной системы. При этом одно и то же свойство темперамента может быть связано как с отдельным свойством нервной системы, так и с несколькими. Таким образом, каждое свойство темперамента находится в зависимости от нескольких свойств нервной системы.

Сочетание свойств нервной системы обусловливают не только тот или иной тип темперамента. Установлены зависимости между отдельными свойствами нервной системы и свойствами личности.

Так, сила возбудительного процесса лежит в основе работоспособности, выносливости, храбрости, смелости, мужества, способности преодолевать трудности, самостоятельности, активности, настойчивости, энергичности, инициативности, решительности, горячности, склонности к риску.

Сила тормозного процесса лежит в основе осторожности, самообладания, терпения, скрытности, сдержанности, хладнокровия.

Неуравновешенность за счет преобладания возбуждения над торможением обусловливает возбудимость, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости над уступчивостью. Такому человеку присущи действия, чем ожидание и терпение.

Неуравновешенность за счет преобладания торможения над возбуждением обусловливает осторожность, сдержанность и выдержку в поведении, исключается азарт и риск. На первом месте спокойствие и осторожность.

Уравновешенность (баланс) торможения и возбуждения предполагает умеренность, соразмерность деятельности, степенность.

Подвижность возбудительного процесса связана со способностью быстро прервать начатое дело, остановиться на полпути, быстро успокоиться. При этом трудно вырабатывается упорство в деятельности.

Подвижность тормозного процесса связана с быстротой речевых реакций, живостью мимики, общительностью, инициативностью, отзывчивостью, ловкостью, выносливостью. Такому человеку трудно быть скрытным, привязанным и постоянным.

В настоящее время свойства н. с. можно представить в виде иерархии уровней:

  • элементарные (свойства отдельных нейронов);
  • комплексные (свойства различных структур мозга);
  • общемозговые (системные) свойства (т. е. свойства целого мозга).

Элементарные свойства н. с: проявляются в особенностях интеграции нервных процессов в отдельных элементах н. с. (нейронах), являются компонентами свойств более высокого порядка. (В. М. Русалов.)

Комплексно-структурные свойства н. с: особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах мозга (полушариях, лобных отделах, анализаторах, подкорковых структурах и т. д.). Большинство определяемых традиционными методами С. н. с. (или частных свойств) относится к этой категории. Они определяют, прежде всего, специальные способности и отдельные черты личности.

Общие (системные) свойства н. с: представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики интеграции нервных процессов всего мозга. Они определяют индивидуальные различия в общеличностных характеристиках, таких как темперамент и общий интеллект.

Уровень процессов возбуждения

  • Высокий — сильная ответная реакция на возбуждение, стимул; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.
  • Низкий — слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

  • Высокий — сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.
  • Низкий — слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Уровень подвижности нервных процессов

  • Высокий — легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.
  • Низкий — характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

Учет типов ВНД и темперамента собеседника при беседе.

С сильным, неуравновешенным, сверхбыстрым типом ВНД(холериком) беседа строится и ведется по четкой структуре этапов. Из них исключаются факторы, способствующие обострению в разговоре, резкий тон, неприятные для собеседника вопросы и сведения.

С сильным, уравновешенным, подвижным типом ВНД (сангвиником) – беседу следует проводить по такому же плану, но желательно сюмором. Допустимы внезапные переходы с одной темы на другую. Он легко воспринимает не вполне логичную беседу, его можно зажечь ярким образом, удачным сравнением, увлечь интересной идеей.

С сильным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматиком) – по плану, в котором последовательно и обстоятельно излагается суть разговора.

Со слабым типом ВНД (меланхоликом) – по плану, из которого исключается все, что может привести его в возбуждение, в состояние паники и т.п.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД (сангвиник) и сильный, неуравновешенный, сверхбыстрый тип ВНД (холерик), оказавшись в трудной ситуации, быстро найдут выход из нее. Сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД (флегматик) будет в тупике, а слабый тип ВНД (меланхолик) – в панике.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.