Индивидуальные различия свойств нервной системы

Индивидуально-психологические различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

В психологии существуют два главных направления исследования личности. В основе первого лежит выделение в личности тех или иных свойств, в основе второго - определение типов личности. В первом случае личность выступает как бы вместилищем набора качеств (А.В. Петровский). Второе направление представлено работами К. Юнга, Э. Кречмера, У.Шелдона, К. Конрада, В.Н. Мясищева, А.Г. Ковалева, А.Ф. Лазурского, А.Е. Личко.

Согласно концепции К.К. Платонова низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента (К.К. Платонов, 1965).

И.П. Павлов сформулировал нейрофизиологическую основу темперамента, дав анализ его физиологических закономерностей. До И.П.Павлова проблема о темпераменте разрешалась преимущественно догматически, субъективно и не экспериментально. Павлов и его сотрудники экспериментальным путем в течение многолетних исследований обнаружили ряд свойств высшей нервной деятельности и установили закономерные связи, обуславливающие тип нервной системы. Его учение о темпераментах явилось итогом этой научно-исследовательской работы.

Согласно этому учению основными процессами высшей нервной деятельности животных и человека является раздражение и торможение. Процессы раздражения и торможения представляются, с одной стороны как противоположные, которые в результате борьбы, протекающей между ними, получают уравновешивание отношения живого индивидуума со средой, с другой стороны - имеется достаточное основание принимать и тождество этих процессов.

Типология И.П. Павлова основывается, прежде всего, на силе нервных процессов, при этом различаются сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов. В результате классификация И.П. Павлова выглядит следующим образом:

-Сильный - неуравновешенный - холерик.

-Сильный - уравновешенный - подвижный - сангвиник.

-Сильный - уравновешенный - медленный - флегматик

Ученик И. П. Павлова А.Г. Иванов-Смоленский (1953) пошел по пути построения фенотипических разновидностей темперамента, то есть учитывал в них не только врожденное, но и приобретаемое людьми в течение жизни. Принимая во внимание легкость и быстроту образования условных рефлексов А.Г. Иванов-Смоленский выделил четыре типа темперамента. Его классификация в основном совпадала с классификацией типов темперамента И.П. Павлова. Возбудимый тип соответствовал безудержному, тормозимый тип - слабому, лабильный - уравновешенному. Некоторые расхождения были с определением инерционного типа: И.П. Павлов ведущим и положительным для этого типа свойства считал уравновешенность нервных процессов, а А.Г. Иванов-Смоленский - инертность нервных процессов.

Отличительной особенностью классификации А.Г. Иванова-Смоленского является полное игнорирование им свойства - силы нервной системы.

В 1930-х годах исследование типов нервной системы у детей продолжил Н.И. Красногорский (1953, 1958). Основываясь на исследованиях безусловных и условных рефлексов, речевых реакций детей, он выделил четыре основных типа нервной системы, которым, как и у И.П. Павлова, соответствует четыре типа темперамента. Н.И. Красногорский построил классификацию типов не на соотношении возбуждения и торможения, а исходя из соотношения корковых и подкорковых влияний и связанных с ними первой и второй сигнальной системой, имея при этом в виду, что раздражение и торможение - это единый процесс, характеризующий степень возбудимости (интенсивность возбуждения). Выделенные им типы нервной системы получают характеристики:

Сангвиник - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии.

Флегматик - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип.

Холерик - сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип.

Меланхолик - слабый, понижено возбудимый, неуравновешенный тип, характеризующийся общей пониженной возбудимостью коры и нижележащих отделов.

Несмотря на тщательность разработки этой классификации она, как и классификация А.Г. Иванова-Смоленского, не получила широкого распространения. Так, отрицая, наличие двух процессов - возбуждения и торможения, Н.И. Красногорский говорит о нарушении равновесия между ними; в одних случаях он оперирует характеристиками только условных рефлексов, в других - характеристиками и состояниями, и нервных процессов, из-за чего вся классификация носит феноменологический, описательный характер. В то же время его попытка связать общие типы высшей нервной деятельности со специально-человеческими типами (соотношением первой и второй сигнальной систем) представляется интересной.

Экспериментально-психологическое исследование свойств нервной системы с точки зрения индивидуальных особенностей было продолжено Б.М. Тепловым (1896-1965), В.Д. Небылициным (1930-1972), B.C. Мерлиным (1898-1982), Б.Г. Ананьевым (1907-1972), К.М. Гуревичем, Э.А. Голубевой (1995) и другими исследователями.

В школах Б.М. Теплова и В.Д. Небылицьша показана методологическая неприемлемость типологий, полученных при изучении условных рефлексов.

Оказалось, что этот подход выявляет не общие свойства нервной системы, как первоначально полагал И.П. Павлов, а частные свойства анализаторов, слабо коррелирующие между собой. В ходе работы перечень основных свойств нервной системы был значительно увеличен, и было обнаружено, что наиболее часто встречающиеся сочетания свойств не соответствуют схемам И.П. Павлова и его ортодоксальных последователей (В.Д. Небылицын, 1976).

Крупнейшим отечественным исследователем темперамента был В.С.Мерлин (1964, 1986), основатель пермской психологической школы. Он полагал, что понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента (1964). B.C. Мерлин относил к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые: 1)регулируют динамику психической деятельности; 2) характеризуют динамику отдельных психических процессов; 3) устойчивы, постоянны и длительно сохра-няются в процессе развития; 4) находятся в строго закономерном соотношении и 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Таким образом, B.C. Мерлин считал первым основным признаком темперамента его обусловленность свойствами нервной системы (1964). На основании разработанных критериев B.C. Мерлин и его последователи (Белоус В.В., 1983, Вяткин Б.А., 1981) выделили ряд основных свойств темперамента: экстра-интроверсию, импульсивность- рефлексивность, активность-реактивность, эмоциональную возбудимость - эмоциональную устойчивость, тревожность и др., показали основные функции темперамента в структуре интегральной индивидуальности.

Благодаря системному обобщению, первоначально генетически заданная система индивидуальных биологических свойств человека, с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий, включаясь в самые различные виды деятельности, постоянно трансформируется и образует, независимо от содержания самой деятельности, обобщенную качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формально-динамических свойств индивидуального поведения. Таким образом, темперамент - это особая психобиологическия категория, охватывающая обобщенные формально-динамические аспекты поведения человека (Русалов В.М., 1985, 1991).

Именно благодаря работам Мерлина B.C., а также все более широкому применению принципов и методов системного подхода (Ломов Б.Ф., 1984) стала очевидной необходимость детальной разработки проблемы темперамента и его места в структуре интегральной индивидуальности (Русалов В.М., 1996). Таким образом, проблема темперамента, которая традиционно являлась одной из ключевых в психологии индивидуальных различий, выделилась в относительно самостоятельный предмет исследований, что привело к созданию специальной теории индивидуальности, рассматривающей систему формально-динамических свойств психики в качестве основного источника индивидуально-психологических различий.

Использование функционально-системной концепции П.К.Анохина (Анохин П.К., 1968, 1975) позволило, с одной стороны, выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, раскрыв соотношение между частными и общими свойствами. Общие свойства нервной системы - это функционально-системные свойства, отражающие интегративную деятельность всего мозга, а частные свойства - это свойства разных структур мозга, в том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. С другой стороны, использование модели П.К. Анохина позволило теоретически обосновать количество первичных, эволюционно целесообразных важнейших параметров темперамента и раскрыть механизм их функционирования.

Разрабатывая принципы специальной теории индивидуальности, В.М.Русалов выдвигает ряд основных положений. В соответствии с первым из них, только формально-динамические свойства психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами, т.е. именно система формально-динамических характеристик является тем опосредующим звеном, через которое осуществляется взаимодействие биологически и социально обусловленных свойств человека.

Обобщая выдвинутые положения, автор определяет набор необходимых и достаточных требований, которым должно отвечать то или иное психическое свойство, входящее в структуру темперамента. К темпераменту следует относить только такое психологическое свойство, которое: не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает функциональный аспект деятельности; характеризует индивидуально характерную, типичную для индивида меру динамического напряжения отношений его к миру, людям, себе, деятельности; является универсальной и проявляется во всех сферах деятельности; может проявляться уже в детстве; устойчиво в течение длительного периода жизни человека; высоко коррелирует со свойствами нервной системы и других биологических подсистем; является наследуемым.

Таким образом, типологические свойства нервной системы, создавая, с одной стороны, неповторимую индивидуальность личности и являясь природной основой темперамента, характера, способностей, с другой стороны, подвергаясь негативному воздействию дизэмбриогенеза и дизонтогенеза, способствуют аномальной изменчивости высшей нервной деятельности и личности, формируя конституционально-континуальное пространство.

Идеи Павлова о свойствах нервной системы сила-слабость, подвижность и уравновешенность развивались в психологических исследованиях школы Б.М. Теплова В. Д. Небылицына К.М. Гуревича И.В. Равич-Щербо, М..Н. Борисова, которые показали, структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число их комбинаций намного больше. В результате экспериментальной работы выделены свойства нервной системы – лабильность, динамичность, концентрированность и дана иная оценка слабости и инертности нервной системы применительно к человеку. Однако есть и индивидуальные особенности, обусловленные внутренним своеобразием нервной системы данного человека, ее свойствами. Последние устойчиво обнаруживаются в:

- скорости образования и переделки условно-рефлекторных связей;

- величине и интенсивности ответных реакций;

- прочности образования связей, их устойчивости по отношению к внешним разрушающим влияниям.

Под силой понимается большая или меньшая выраженность физиологических сдвигов в процессе возбуждения и торможения в нервных клетках, центрах и системе в целом. Различают силу возбудительного и тормозного процессов.

Сила по возбуждению характеризуется высоким пределом работоспособности нервных клеток, устойчивостью к раздражителям большой интенсивности, т.е. их способность выдерживать не переходя в запредельное торможение, либо очень сильное, либо длительное действующее возбуждение и сопротивляемостью к тормозному действию посторонних раздражителей на зрительную и слуховую чувствительность. У лиц с сильной нервной системой условный рефлекс после многократного повторения не только не угасает, но иногда увеличивается вследствие суммации возбуждения.

Слабость нервной системы - малая выраженность ее силы, невысокая работоспособность, но высокой чувствительности. Поэтому слабость имеет свои достоинства и свои недостатки для неё характерна повышенная тормозимость, выражающаяся в понижении соответствующих видов чувствительности при действии отвлекающих раздражителей.

Второе свойство нервной системы, выделенное в лаборатории И.П. Павлова, - подвижность, характеризующееся скоростью возникновения и прекращения процессов возбуждения и торможения. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын в результате своих исследований разделили это свойство на три: лабильность, подвижность и динамичность.

Лабильность свойство нервной системы, характеризующееся скоростью возникновения и прекращения нервного процесса.

Инертность как меньшая лабильность, по гипотезе Б.М. Теплова , связана с большой прочностью следов

Подвижность или скорость движения нервных процессов характеризует скорость распространения нервных процессов по афферентным, центральным и эфферентным нейронам.

Динамичность – свойство о котором судят по скорости образования и переделки нервных связей.

Уравновешенность - соотношения возбуждения и торможения в высшей нервной деятельности по данным Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына придано более емкое содержание. Оказалось, что существует уравновешенность и по лабильности, и по подвижности и по динамичности.

Общие типы ВНД. Совокупность индивидуальных особенностей описанных свойств нервной системы образует и человека Общие типы ВНД . Теоретически число типов может быть огромно, но для простоты ориентировки в этом многообразии принято выделять четыре:

- сильный, неуравновешенный, безудержный . Отличается резким преобладанием процессов возбуждения, над процессами торможения. Быстро вырабатывает условно-рефлекторные связи, но с трудом- диференцировки. Часто наблюдается широкая, не сдерживаемая торможением, иррадиация возбуждения;

- сильный, уравновешенный, лабильный. Ему свойственна большая подвижность нервных процессов, легкая выработка торможения быстрое образование нервных связей, стереотипов и сравнительно быстрая их переделка;

- сильный, уравновешенный, инертный.(спокойный). Отличается малой подвижностью нервных процессов, медленной выработкой связей, трудностью переделки, изменений. Вместе с тем - большая прочность выработанных связей, дифференцировок, устойчивость к посторонним раздражителям;

- слабый (мимозный) Главная индивидуальная черта- малая работоспособность, корковых клеток, что обуславливает быстрое и частое наступление запредельного торможения, особую подверженность внешнему торможению, неустойчивость проявлений нервных связей.

Нередко тип высшей нервной деятельности человека представляет собой промежуточные формы между этими основными типами или их сочетание.

Тип ВНД отражается на психологии человека и его поведении. Наиболее заметно он представлен в темпераменте личности, являясь его физиологической основой. Тип высшей нервной деятельности отражается и на речевых особенностях личности. Но самое большое значение тип ВНД имеет профессиональное значение: те или иные особенности ВНД могут благоприятствовать или затруднять какую-либо конкретную профессиональную деятельность. Люди со слабым типом менее успешны в деятельности где имеются неблагоприятные условия особенно связанные с риском для жизни, но они более устойчивы в условиях монотонной работы, успешно справляются с заданиями, где нужна высокая чувствительность анализаторов.

В исследованиях Е.А. Климова было показано, что тип нервной системы сказывается на стиле работы при стихийном его формировании. Так, специалисты с разной подвижностью нервных процессов добивались одинакового результата и производительности труда, пользуясь разными приемами. Лица с инертными нервными процессами вырабатывали стиль для которого характерно большое число профилактических действий, нацеленных на предупреждение сложных ситуаций, требующих экстренных действий и перестроек работы. Лица с подвижными нервными процессами достигают высокой средней скорости за счет экстренных ускорений и быстрых реакций в необходимых случаях.

Частные типы ВНД. Учитывая соотношения первой и второй сигнальной систем в том или ином индивидууме, И.П.Павлов выделил специфические человеческие типы ВНД в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в восприятии действительности. Людей с преобладанием функций корковых проекций, ответственных за первосигнальные раздражители, И.П.Павлов относил к художественному типу (у представителей этого типа преобладает образный тип мышления). Это люди, для которых характерна яркость зрительных и слуховых восприятии событий окружающего мира (художники и музыканты).

Если же более сильной оказывается вторая сигнальная система, то таких людей относят к мыслительному типу. У представителей этого типа преобладает логический тип мышления, способность к построению абстрактных понятий (ученые, философы). В тех случаях, когда первая и вторая сигнальные системы создают нервные процессы одинаковой силы, то такие люди относятся к среднему (смешанному типу), к которому относится большинство людей. Но есть еще один крайне редкий типологический вариант, к которому относятся очень редкие люди, имеющие особо сильное развитие и первой, и второй сигнальных систем. Эти люди способны как к художественному, так и к научному творчеству, к числу таких гениальных личностей И.П.Павлов относил Леонардо да Винчи.

Основные закономерности физиологии рецепторов. Любой живой орг обменив со средой энергией и информацией. Обмен инф может происх между различными частями организма. Для восприятия инф – воспринимающее устройство использ энергию носителя инф для запуска процессов, участв в организации ответн реакций – рецептор. Рецепторы: а) отдельные молекулы б) надмолекулярные комплексы Рецепторы информационно обеспеч функционир клеток. Для деятельености многоклеточного организма – инф каналы более высокого уровня, у животн с рзвитой НС – сенсорные системы, рецепторный аппарат представл собой специализированные клетки или клеточные комплексы. Задача рецепторов – преобразование биол. Значимой инф. В универсальный язык НС – совокупность нервных импульсов.

Сенсорная модальность и ее виды Модальность - принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной); качественность определенности ощущений. Модальность обусловлена строением органов чувств и особенностями среды, воздействующей на них. Виды модальностей: Визуальная модальность; Аудиальная модальность; Кинестетическая модальность

Модальность— одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет — в зрении, тон и тембр — в слухе, характер запаха — в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн — как тон и т. д.). Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности.

Виды сенсорных модальностей: обонятельная, вкусовая, соматосенсорная, слуховая, зрительная.

Классификация рецепторов В основу классификации рецепторов положены следующие принципы:

1. Среда, в которой рецепторы воспринимают информацию (экстеро-, интеро-, проприо- и другие рецепторы).

2. Природа адекватного раздражителя (механо-, термо-, фото- и другие рецепторы).

3. Характер ощущения после контакта с рецепторами (тепловые, холодовые, болевые и др.).

4. Способность воспринимать раздражитель, находящийся на расстоянии от рецептора — дистантный (обонятельный, зрительный) или при непосредственном контакте с ним — контактный (вкусовой, тактильный).

5. По количеству воспринимаемых модальностей (раздражителей) рецепторы могут быть мономодальными (например, световой) и полимодальными (механический и температурный).

6. Морфологические особенности и механизмы возникновения возбуждения. Различают первичночувствующие (обонятельные, тактильные) и вторичночувствующие рецепторы (зрения, слуха, вкуса).

К вторичночувствующим рецепторам относятся те рецепторы, у которых между сенсорными нейронами и раздражителем существует еще дополнительная рецептирующая клетка не нервного происхождения, например, палочки и колбочки, волосковые клетки слухового анализатора. После контакта с раздражителем в рецептирующей клетке возникает рецепторный потенциал, который с помощью синаптической передачи между рецептирующей клеткой и нервным волокном сенсорного нейрона способствует возникновению в нем генераторного потенциала. Последний на аксоне нейрона преобразуется в ПД, который электротонически распространяется по нервному волокну.

Сенсорные пороги Интенсивность стимула характеризуется порогом ощущения (восприятия). Абсолютный порог ощущения — это минимальная интенсивность стимула, которая создает соответствующее чувст-во. Дифференциальный порог — это минимальное различие интенсивностей, которое воспринимается субъектом. Это означает, что анализаторы способны дать количественную оценку прироста ощущения в сторону его увеличения или уменьшения. Так, человек может отличить яркий свет от менее яркого, дать оценку звуку по его высоте, тону и громкости. Сенсорные пороги не постоянны. Зависят от : утомления, ситуации, опыта.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Проблема индивидуальных различий и основные свойства нервной системы

Проблема индивидуальных различий и основные свойства нервной системы

Проблема индивидуальных различий и основные свойства нервной системы

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

  • сверх-я (супер-эго)
  • сексизм

Свойства нервной системы — Все разнообразие значений нервной системы вытекает из ее свойств. 1. Возбудимость, реактивность и проводимость характеризуются как функции времени, т.е. это процесс, возникающий от раздражения до проявления ответной деятельности органа. Согласно… … Википедия

Свойства Нервной Системы — понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения динамических особенностей нервной системы, по большей степени генетически детерминированных, которые определяют индивидуальные различия в … Психологический словарь

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях на индивидуальные психические особенности человека. Понятие С. н. с. было введено И. П. Павловым, он предполагал наличие трех основных С. н. с. 1. Сила способность… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — устойчивые особенности нервной системы, влияющие при прочих равных условиях на индивидуальные психологические особенности человека … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Свойства нервной системы — (НС) генетически обусловленные особенности функционирования (НС), определяющие различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям раздражителей окружающей среды. Понятие С. н. с. введено И. П. Павловым. Он предполагал существование… … Словарь дрессировщика

свойства нервной системы — сила н. с. сила процессов возбуждения и торможения. подвижность екрвных процессов скорость смены возбуждения торможением и наоборот. уравновешенность н. с. степень соответствия силы возбуждения силе торможения … Идеографический словарь русского языка

Типы нервной системы — типы высшей нервной деятельности, комплекс основных врождённых свойств и приобретённых индивидуальных особенностей нервной системы (HC), определяющих у человека и животных различия в их поведении и отношении к одним и тем же воздействиям… … Большая советская энциклопедия

сила нервной системы — одно из основных свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, т. е. их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не … Большая психологическая энциклопедия

ТИПЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — типы высшей нервной деятельности, комплекс осн. врождённых и приобретённых индивидуальных свойств нервной системы человека и животных, определяющих различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям внеш. среды. Понятие о Т. н. с.… … Биологический энциклопедический словарь

тип нервной системы — система нервная: тип (тип нервной системы; тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств системы нервной, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о них ввел… … Большая психологическая энциклопедия


Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Евгений Ильин

Текущая страница: 10 (всего у книги 73 страниц) [доступный отрывок для чтения: 48 страниц]

Свойства нервной системы как природная основа индивидуальных различий

Традиционно, хотя и не совсем оправданно, о чем говорилось выше, основным предметом изучения в отечественной дифференциальной психофизиологии являются свойства нервной системы и связанные с ними особенности поведения, стили и эффективность деятельности. Именно павловский подход к изучению индивидуальных и типических особенностей человека отличает отечественную дифференциальную психофизиологию от дифференциальной психологии Запада, которая в основном занимается изучением различий в проявлении личностных свойств, отрывая их от физиологической основы. Конечно, такой путь тоже дает много ценных данных о психологической природе человека, однако важно знать не только степень выраженности той или иной личностной особенности, но и причину этого, в частности какова роль генетических и врожденных (т. е. биологических) факторов, с одной стороны, и социальных факторов (воспитания, развития) – с другой. Это особенно важно знать при прогнозировании способностей и возможностей человека на основе его природных задатков, к которым относятся и типологические особенности проявления свойств нервной системы.

Дело в том, что если социальные факторы (условия жизни, система образования, способы профессионального обучения и тренировки и т. д.) можно уравнять для разных людей, поместив их в одинаковые условия, уравнять людей по биологическим факторам (задаткам) нельзя. У каждого человека своя генетическая история, которая сказывается и на способностях, и на темпераменте, и на индивидуальной переносимости различных внешних и внутренних факторов, а в конечном итоге – на его возможностях осуществлять ту или иную деятельность.

Первые работы И. П. Павлова о свойствах нервной системы появились в 1920-х гг. Вплоть до 1950-х гг. эта проблема была прерогативой физиологов, изучавших высшую нервную деятельность (условные рефлексы) человека. Психологи стали заниматься ею на рубеже 1950-1960-х гг. благодаря усилиям Б. М. Теплова, а затем В. С. Мерлина и Б. Г. Ананьева, создавших свои школы дифференциальной психофизиологии. Последователи их взглядов (В. Д. Небылицын, Е. А. Климов, а позже В. М. Русалов, Э. А. Голубева, Б. А. Вяткин, И. М. Палей и др.) значительно продвинули изучение проблем дифференциальной психофизиологии, а полученные ими новые данные нашли отражение в опубликованных монографиях.

Созданное более полувека назад учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности нашло благодатную почву для своего развития в психологии, физиологии, медицине. Обогатившись новыми подходами и экспериментальными фактами, оно стало основой объективного изучения типических особенностей человека, определяемых психофизиологической структурой. Родившись в нашей стране, это направление, отражающее сплав физиологической и психологической науки, нашло признание и у ряда зарубежных ученых (Дж. Грей, Л. Мартон и Я. Урбан, Я. Стреляу и др.).

Однако, как и при развитии любой теории и научного направления, в ряде моментов указанное учение И. П. Павлова стало противоречить некоторым новым экспериментальным данным. В частности, созданная автором классификация типов темперамента на основе сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы оказалась ограниченной и недостаточно обоснованной. Выделенные новые сочетания типологических особенностей не втискиваются в прокрустово ложе павловской классификации.

За последние десятилетия значительно продвинулись и наши представления о работе центральных мозговых структур. Поэтому многие положения, казавшиеся незыблемыми и позволявшие давать удовлетворительное объяснение наблюдаемым фактам, в настоящее время пересматриваются. В связи с этим возникает необходимость уточнить и ряд положений И. П. Павлова, в частности о роли тех или иных типологических особенностей проявления свойств нервной системы в поведении человека, в приспособлении к внешней среде.

Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления

Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию И. П. Павловым. Следуя ему, Б. М. Теплов под свойствами нервной системы понимал ее природные, врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых индивидуальных различий способностей и характера (у человека). Свойства нервной системы – это физиологические свойства, часто называемые еще нейродинамическими.

Определяя свойства нервной системы как врожденные, мы не утверждаем тем самым, что эти свойства всегда наследственные. Они могут формироваться в период внутриутробного развития, а также и в первые годы жизни, поскольку формирование центральной нервной системы ребенка продолжается ряд лет после его рождения. Впрочем, следует сказать, что о происхождении свойств нервной системы человека мы не имеем еще научно обоснованных знаний (Б. М. Теплов, 1963а, с. 3).

Таким образом, если для И. П. Павлова и Б. М. Теплова свойства нервной системы – реальность, то для В. С. Мерлина (1973) это лишь субъективный продукт нашего мышления, наша выдумка, иными словами – условность.

Однако и при таком понимании сложности синтерпретацией получаемых данных не заканчиваются. Еще со времен Н. Е. Введенского существует точка зрения, что процесса торможения как такового нет и его заменяет процесс возбуждения, принимающий характер застойного на определенном участке нервной системы. Этот очаг (стойкий, не распространяющийся в отличие от обычного процесса возбуждения) трансформирует частотную характеристику волнового возбуждения, проходящего по этому участку, уменьшая частоту импульсации. А поскольку сила раздражения кодируется через частоту возникающих импульсов возбуждения, уменьшается интенсивность приходящего к эффектору сигнала, и реакция ослабляется либо по интенсивности, либо по быстроте (рис. 4.1).

В конце концов, дело может кончиться полной блокадой волн возбуждения этим стационарным очагом возбуждения. Возникает торможение функции, отражающее пессимальное торможение в центральной нервной системе.

Эти представления Н. Е. Введенского нашли подтверждение в исследовании К. С. Абуладзе (Абуладзе К. С. Латентное возбуждение. Л.: Наука, 1971. С. 98).

При снижении или исчезновении условного рефлекса нет нигде коркового торможения, а происходит уменьшение положительного рефлекса от действия возникшего латентного (застойного по Н. Е. Введенскому. – Е. И.) возбуждения, которое концентрирует в своем очаге возбуждение от положительного раздражения (т. е. пускового. – Е. И.) и этим частично или полностью лишает рабочий орган возбуждения.


Рис. 4.1. Схема трансформации частоты нервных импульсов при прохождении их через очаг стационарного возбуждения (по Н. Е. Введенскому).

Следует вспомнить и точку зрения П. К. Анохина (1968), который считал, что в центральной нервной системе есть только один процесс – возбуждение, который включает в работу как возбудительные, так и тормозные системы.

По центральной нервной системе всегда и при всех условиях распространяется только возбуждение. Различие (возникновение возбудительного или тормозного эффекта. – Е. И.) определяется структурной и химической композицией конечной инстанции – синаптической мембраны (с. 323).

В связи со сказанным, вероятно, некорректно говорить о балансе между возбуждением и торможением, а следовало бы рассуждать о соотношении возбудительных и тормозных реакций. До сих пор, однако, пользуются устоявшейся павловской терминологией и не потому, что не понимают сложности вопроса: эта терминология удобна в практическом отношении (хотя бы ради сокращения времени на изложение мыслей). Кроме того, отказ от нее станет возможным, когда новая терминология сможет реально отразить сущность изучаемых нами явлений (иначе есть опасность замены одной гипотетической терминологии другой – подобной же).

Какие же из перечисленных свойств нервной системы изучаются в настоящее время?

4.2. Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы

Характеризуя типологические особенности проявления свойств нервной системы, можно отметить следующее.

1. Типологические особенности не только разделяют субъектов по особенностям реагирования, но и объединяют их в определенные группы по сходству такового. Соответственно на фоне внутригруппового сходства они обозначают межгрупповые различия.

2. Проявления типологических особенностей относительно устойчивы в состоянии покоя. Это значит, что при отсутствии возмущающих воздействий (эмоциональных состояний, утомления, заторможенности) проявление данной типологической особенности при ее многократном тестировании должно быть однотипным, т. е. человек в большинстве случаев должен попадать в одну и ту же типологическую группу.

Авторы далее пишут:

Представление о стабильности СНС направляло долгие годы исследования по пути поиска методов, которые выявляли бы эти, якобы неизменные, характеристики нервной системы. В результате однократный опыт был возведен в ранг методологического принципа, а динамические исследования СНС на протяжении различных периодов жизни человека не проводились. Первые же исследования динамики СНС показали, что в повторных опытах происходит закономерное изменение индикаторов СНС (Н. М. Пейсахов). Они изменяются и в ходе онтогенетического развития (Н. Г. Зырянова). Так возникает еще одно противоречие, которое состоит в том, что акцентировалось изучение стабильных характеристик, в то время как нервная система человека является прежде всего динамической, изменяющей свои характеристики во времени (Н. М. Пейсахов, 1975, с. 124).

Следует, правда, обратить внимание на два фактора, мешающих проявлению стабильности типологических особенностей: овариально-менструальные циклы у женщин (В. А. Наумова, 1976) и период полового созревания – у детей (об этом речь пойдет ниже).

О том, что типологические особенности проявления свойств нервной системы врожденные, говорилось давно (И. П. Павлов, Б. М. Теплов). Однако доказательства этому были получены лишь много лет спустя благодаря близнецовому методу. Исходя из генотипического сходства однояйцовых близнецов, следует ожидать совпадения у них и многих морфологических и физиологических признаков. Действительно, когда была сопоставлена величина сходства проявления свойств нервной системы у монозиготных (однояйцовых) и дизиготных (двуяйцовых) пар с помощью метода корреляционного анализа, то обнаружилось, что по многим свойствам более тесные связи у первых, чем у вторых (И. В. Равич-Щербо, 1988). Следовательно, по данным признакам члены монозиготных пар более схожи между собой, а в некоторых случаях, когда абсолютная величина коэффициентов корреляции достигает уровня 0,900 и выше, имеют практически одинаковые типологические особенности. Поэтому И. В. Равич-Щербо сделала вывод, что в проявлении свойств нервной системы генотипические факторы играют несомненную роль. Относительно силы нервной системы к аналогичному выводу пришли Н. Ф. Шляхта и А. И. Крупнов (1982), а относительно силы и лабильности – Т. А. Пантелеева (1975).

В то же время вопрос о влиянии условий жизни и воспитания, спортивной тренировки на проявление свойств нервной системы остается открытым. По крайней мере, до сих пор нет прямых доказательств того, что под влиянием целенаправленного упражнения какое-то из свойств нервной системы стало проявляться не типичным для данного человека образом. Имеются лишь косвенные данные, например изменение у учащихся хореографического училища после нескольких лет занятий хореографией подвижности нервных процессов и силы по возбуждению в сторону инертности и слабости (Н. Е. Высотская, 1976). Сдвиг типологии предполагается на том основании, что в старших классах лиц с инертностью и слабостью нервной системы в хореографическом училище было больше, чем в обычной общеобразовательной школе, в то время как в младших классах таких различий не наблюдалось. Поскольку отсев в хореографическом училище ничтожен, полученные различия можно рассматривать как влияние упражнения, приспособление к однообразию.

4. Типологические особенности влияют на различные сферы личности, обусловливая особенности поведения, действий, деятельности, общения, вызывая различные склонности и влияя на выраженность способностей. Многогранность влияния типологических особенностей (полифункциональность) является их характерным признаком.

5. Мера проявления типологических особенностей всегда абсолютна (т. е. выражается в каких-то единицах), а критерии отнесения человека к той или иной типологической группе условны.

Наиболее реальный путь сопоставления результатов диагностики разными методическими приемами – проведение ранговой или линейной корреляции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.