Интересные задания по тем нервная система

Разделы: Биология

Вид урока: Обобщающий (работа с понятиями, использование технологии СДО)

Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

а) оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг);

б) формулировать проблемные вопросы I и II порядка (вопросы – понятия и вопросы - суждения)

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее- особенное- единичное, причина – следствие.

Оборудование: Таблицы “Нервная система”, “Головной мозг”, компьютер, проектор, экран, презентация “Нервная система – дирижер нашего организма” (Приложение 1), карточки для групп (Приложение 2).

Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают и смычковые, и духовые, и ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер.

Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а нервная система выполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре. Важнейшая задача дирижера состоит в объединении частей организма, согласованной их работы.

Заявка на оценку:

  • “5” - 15 баллов
  • “4” -8-14 баллов
  • “3” -3- 7 баллов

Верная версия – 1-2 балла

Вопрос - понятие – 1 балл

Ответ на вопрос - понятие – 1балл

Вопрос - суждения – 1 балл

Ответ на вопрос - суждение – 1балл

Возражение – 1-3 балла

Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена.

Из каких противоположных структур состоит нервная система?

А что особенного у каждой из этих частей.

Все состоят из нейронов.

Спинной и головной мозг состоят из белого и серого вещества.

Вегетативная и соматическая части – из нервов и нервных узлов.

Что называется нейроном?

Что представляет собой нервный импульс?

Каким образом в организме человека передаются раздражения?

Что выражает рефлекторная дуга?

Что такое рефлекс?

Путь прохождения рефлекса.

- ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемая при участии ЦНС.

Индивидуально дома по теме “Рефлекс” вами составлены вопросы-суждения.

Группы выбирают один из вопросов и задают его следующей группе.

1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1.

1. Чем объяснить, что изменение внешних раздражителей вызывает рефлекторную реакцию?

2. В каком случае у человека проявляется безусловный рефлекс?

3. Каким образом, безусловный рефлекс превращается в условный рефлекс?

В карточках даны примеры рефлексов – необходимо определить и записать вид рефлексов и какие отделы мозга задействованы в таких рефлекса как:

На слово лимон выделяется слюна.

На яркий свет расширение и сужение зрачка.

При соприкосновении с горячим происходит отдергивание руки.

Происходит чихание и кашель.

На вид аппетитной запеченной курицы выделяется слюна?

После аттракционов происходит потеря координации движения, а потом она восстанавливается?

После бега происходит учащение частоты дыхания?

При небольшом ударе по коленке, нога отдергивается?


Схема 1. Строение нервной системы

Функции отделов головного мозга

Расположение серого вещества

Ядра в толще белого вещества

Проводит возбуждение к коре. Регулирует пищеварение, глотание, дыхание, сердечную деятельность, осуществляет защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота)

Кора и подкорковые ядра

Принимает участие в осуществлении точных целевых движений, в поддержании равновесия и координации движений, устраняет ненужные действия, продолжающиеся в силу энерции

Проводит возбуждение к коре и от коры, поддерживает тонус мышц, участвует в сохранении равновесия тела и ориентировочных рефлексах

Проводит возбуждение от всех рецепторов в кору, осуществляет сложные рефлекторные действия (ходьба, бег), регулирует работу внутренних органов и обмен веществ

Кора, ядра в толще белого вещества

Анализаторная функция: ощущение, восприятие, анализ движений.

Замыкательная функция: образование временных условнорефлекторных связей.

Высшие психологические функции: сознание, речь, волевые процессы, чувства

Функции симпатического и парасимпатического отделов

вегетативной нервной системы

Возбуждается при переходе от состояния покоя к состоянию физического и психического напряжения

Усиливает: сердечную деятельность

количество сахара в крови.

Тормозит: работу органов пищеварения

Возбуждается при переходе от состояния напряжения к состоянию покоя

Ослабляет сердечную деятельность,

Снижает частоту дыхательных движений

Поддерживает редкое, но глубокое дыхание

Уменьшает количество сахара в крови.

Усиливает работу органов пищеварения.

Задание 1. Известно, что нервная система состоит из нервной ткани. В ней имеются нейроны и клетки-спутники, образующие нейроглию. По каким из них передаются нервные импульсы? Какие из них выполняют опорную и защитную функции?

Задание 2. Какой из трёх элементов выпадает из классификации:

1. А) соматическая; Б) вегетативная; В)периферическая?

2. А) периферическая; Б) центральная; В) симпатическая?

3. А) парасимпатическая; Б) вегетативная; В) симпатическая?

Задание 3.Известно, что спинной мозг помимо рефлекторной выполняет проводниковую функцию. По каким образованиям передаются нервные импульсы из спинного мозга в головной мозг?

Б) по восходящим нервным путям;

В) по нисходящим нервным путям;

Г) по серому веществу мозга.

Задание 4. Какой из перечисленных отделов мозга является продолжением спинного мозга:

Задание 5. Найдите ошибку в списке рефлексов, центры которых расположены в продолговатом мозге:

Б) отделения желудочного сока;

Г) кашля и чихания;

Задание 6. Во время операции на мозге, чтобы не повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами. Какие доли больших полушарий раздражал хирург, если:

А) больной видел светящиеся точки;

В) двигал правой рукой?

Задание 7. Какие зоны больших полушарий раздражались хирургом, если больной ощущал прикосновение к левой руке?

Задание 8. У больного нарушена координация движений, он с трудом подносит ложку ко рту, при ходьбе шатается, движения его резкие и порывистые. Какой отдел мозга повреждён у больного.

Задание 9.

Вегетативные или соматические центры управляют движением мышц кролика, когда он встаёт на задние лапы?

Задание 10. Завершите начатые схемы:

Нервная система

Тест 1 Нервная система

Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. От головного мозга человека отходит 12 пар черепно–мозговых нервов.

2. Учащение работы сердца связано с деятельностью парасимпатической нервной системы.

3. Рецепторы – это специализированные клетки.

4. В коре по обе стороны от центральной борозды находятся чувствительно – двигательная зона.

5. Спинномозговая жидкость обеспечивает обмен между кровью и тканями мозга.

6. Белое вещество спинного мозга состоит из проводящих путей, образованных длинными отростками нейронов.

7. На внутренней поверхности височной доли каждого полушария расположены вкусовая и обонятельная зоны.

8. Мышцы и железы являются рецепторами.

9. Дендриты могут ветвится.

10. Функциональная единица нервной системы – рефлекс.

11. Блуждающий нерв относится к числу чувствительных нейронов.

12. Основную информацию нейрон получает по дендритам

13. Мозжечок является отделом заднего мозга

14. Клеточная мембрана отделяет внутреннее содержимое нейрона от окружающей среды

15. Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и продолговатого мозга.

ТЕСТ 2 . Сравнение функциональных отделов нервной системы

Выберите информацию, которая относится к соматической нервной системе

1. Состоит из нейронов центрального отдела нервной системы, а также узлов и нервных окончаний, расположенных во всех внутренних органах.

2. Состоит из двигательных нейронов центрального отдела нервной системы, а также нервов и нервных окончаний в скелетных мышцах и органах чувств.

3. Скорость проведения возбуждения 1 -3 м в сек.

4. Скорость проведения возбуждения 30 – 120 м в сек.

5. Продолжительность рефлекса в среднем 0,002 сек.

6. Продолжительность рефлекса в среднем 0,08 сек.

7. Контролирует работу внутренних органов.

8. Регулирует движение скелетных мышц.

9. Слабо поддаётся волевому контролю.

10. Поддаётся волевому контролю.

11. Нервные волокна покрыты миелиновой оболочкой.

12. Нервные волокна не покрыты миелиновой оболочкой.

13. Контролирует обмен веществ в организме.

14. Специализируется на восприятии информации из окружающего мира.

Тест 3 Отделы головного мозга

Распределите по отделам головного мозга перечисленные функции.

Отделы головного мозга:

А. Продолговатый мозг –

Г. Промежуточный мозг –

Д. Большие полушария –

1. Мыслительная, речевая деятельность и память.

2. Координация движения, поддержания позы и равновесия.

3. Регуляция защитных рефлексов (чихание, кашель, рвота)

4. Восприятие и анализ информации, поступающей через органы чувств.

5. Регуляция температуры, чувства жажды, голода и насыщения

6. Регуляция деятельности основных систем организма (пищеварительной, дыхательной, сердечно – сосудистой).

7. Поддержание скелетных мышц в тонусе (напряжении)

8. Регуляция пищеварения (центры сосания, жевания, слюноотделения)


Краткосрочное планирование.

Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, рецептор, синапс.

Образовательные:

расширить знания о строении и функциях нервной системы, нервной ткани, нейронах;

Развивающие:

развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

Воспитательные:

сформированные чувства бережного отношения к своему организму.

Результат обучения

умение анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать знания по смежным дисциплинам на уроках биологии; развитие творческого мышления и познавательного интереса учащихся при изучении строении нервной системы; развитие навыков самостоятельной работы;

Ключевые идеи

Изучение самостоятельно материала по структурно-логической схеме:

Решение биологических задач

Работа с наглядными пособиями

Методическое руководство. А.Р.Соловьёва, И.М.Ильясова – Атамура 2005; Пособие для учителей Т.И.Плотников – Москва 2003г., Уроки биологии Г.И.Лернер – Москва 2005г., ресурсы интернета

Организационный момент.

Вспомнить правила работы в группах.

Правило поднятой руки.

Умение слушать и слышать.

Не критиковать, а высказывать свою точку зрения.

Работать активно.

На каждом столе у учащихся лежит план урока, который отображает порядок проведения заданий, задач и т. д. для того, чтобы дети хорошо ориентировались в том, что им предстоит делать во время урока (Приложение 1).
Задание №1

Повторение ранее изученного материала.

Из каких отделов состоит нервная система человека? (Центральная и переферическая)

В чём заключается роль вегетативной нервной системы? (Это система регулирует обменные процессы организма, рост организма)

В чём заключается важность нервной системы человека? (Нервная система систематизирует, контролирует деятельность организма человека)

Изучение самостоятельно материала по структурно-логической схеме:

Какие существуют типы нервной системы?

Какого типа нервная система у человека?

Какие клетки образуют нервную ткань?

Какие бывают нейроны? Какие функции они выполняют?

Какие нейроны не выходят за пределы ЦНС.?

Что образуют тела нейронов?

Что образуют длинные отростки нейронов?

Что такое рефлекс?

Задание №3. 5 мин.Практическая работа

Задания работы даны на карточках в двух вариантах.

Рассмотрите рисунок, определите, что изображено на нём?


– Назовите составные его части, обозначенные цифрами 1-5.

Внимательно рассмотрите рисунок. Какую ошибку допустил автор, изображая нейрон? Обоснуйте свой ответ.


Выполненную работу учащиеся откладывают на край стола.

После выполнения практической работы, учитель предлагает учащимся назвать отделы нервной системы.
Они называют: спинной мозг, головной мозг, периферическую нервную систему, вегетативную нервную систему (показывают эти отделы на таблицах)
Учитель предлагает вспомнить и ответить группы на скорость:(правило поднятой руки)

1. Какие функции выполняет спинной мозг?
2. Как называются нервы, отходящие от спинного мозга? Сколько их?
3. Что образует белое вещество спинного мозга?
4. Что образует серое вещество спинного мозга?

Ответы учащихся: рефлекторную, проводящую; 31 пара спинномозговых нервов; проводящие пути; центры безусловных двигательных рефлексов.
Задание №4.

Решение биологических задач

Для более глубокого осознания функций спинного мозга и значения его, учитель предлагает учащимся решить две биологические задачи.

Задача 1.

1. Нога двигается, но не чувствует боли (повреждены задние корешки мозга)
2. Нога не двигается (паралич), но чувствует боль (повреждены передние корешки мозга)
3. Нога лишилась чувствительности и парализована (повреждены передние и задние корешки мозга).

Задача 2.

Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а так же работают внутренние органы.

Ответы учащихся: У человека важнейшим отделом н. с. является головной мозг, покрытый корой больших полушарий. Она является материальной основой психической деятельности человека. Работа внутренних органов во многом зависит от деятельности вегетативной нервной системы (блуждающий нерв). Поэтому головной мозг может работать автономно – независимо от других отделов нервной системы.

Задание №5. Биологический диктант.

Предлагается назвать отделы головного мозга. Учащиеся перечисляют отделы головного мозга и показывают их на таблице и муляжах.
Это: продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.

Работа с наглядными пособиями

Предлагается назвать отделы головного мозга. Учащиеся перечисляют отделы головного мозга и показывают их на таблице и муляжах.
Это: продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.

Большие полушария головного мозга

После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у неё удалён?

Ответ учащегося: кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.

Вегетативная нервная система

Показав по таблице вегетативную нервную систему, учащиеся решают

Объясните, в чём заключается единство и противоположность действий симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.

Ответ учащегося: симпатическая и парасимпатическая н.с. оказывают противоположное действие на работу систем внутренних органов, но вместе они обеспечивают согласованную работу этих органов.

учитель демонстрирует рисунки с изображением различных отделов нервной системы (Приложение 2).


Использование игровых элементов на уроках биологии позволяет, наиболее естественным и простым способом “возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни: со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение” т.е. разбудить творческие способности индивидуума

В процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности (снятие по возможности всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая раскрывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”), вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов), креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
svoya_igra_nervnaya_sistema_i_analizatory.zip 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Сурикова Марина Владимировна

Биология (биология человека)

8 класс (профили не связанные с естественными науками – непрофильный)

Тип учебного занятия: актуализация знаний и умений

Основополагающая цель: Повторить пройденный ранее материал, знание которого необходимо для адекватного восприятия новой темы – ВНД, в форме наиболее способствующей активации деятельности учащихся.

  1. Образовательная: Создать основу для изучения нового материала, повторив и обобщив знания о непосредственно связанных с ним структурах изученных ранее
  2. Развивающая: Создание умений выявлять причинно – следственные связи
  3. Воспитательная:

  1. Повторить ранее пройденный материал
  2. Проверить качество знаний ранее пройденного материала
  3. Актуализировать и активизировать знания с помощью игровых методик

Оборудование: компьютер, проектор, экран. Карточки с номером для участников, сигнальные карточки для зрителей.

Для классов с количеством учащихся не более 15

  1. Заранее провести жеребьёвку и выбрать первую тройку игроков. Выбрать секретаря игры, который будет следить за поднятием сигнальных карточек, расставлять баллы, следить за порядком в зале.
  2. В начале урока объяснить правила игры и обозначить временные рамки:

Первая тройка игроков занимает места в центре класса, им раздаются каточки с номерами, которые нужно поднимать при готовности к ответу.

На экран выводится таблица с темами I тура игры.

Игру начинает первый игрок. Он выбирает тему и вопрос . На обдумывание даётся 30 сек. Отвечать может любой из игроков, первый поднявший карточку с номером. Если игрок отвечает не правильно, в оставшееся время ответить могут другие игроки или тот же игрок. Если дан правильный ответ, баллы вопроса приписываются ответившему игроку. Если правильный ответ не дал ни кто из игроков, возможность ответить предоставляется зрителям. Если зритель даёт правильный ответ ему приписываются баллы вопроса и он занимает место того игрока, который выбирал вопрос.

I тур длиться 20 мин.

II тур длится 10 мин. В него попадают участники набравшие наибольшее количество баллов по итогам I тура.

Финал – длится 5 минут. В финал проходят два игрока набравшие наибольшее количество баллов во II туре. Из представленного списка тем (5) каждый участник может исключить любые две. Играют оставшеюся тему. Участники делают ставки – баллы. После прочтения вопроса даётся 3 мин на обдумывание. Финалисты пишут ответы на листках и передают их секретарю, после чего озвучивают ответы вслух. За правильный ответ, к количеству баллов участника приписывается сумма ставки, за неправильный – вычитается. Побеждает игрок набравший наибольшее количество баллов.

Во время пока игроки обдумывают ответ зрители так же отвечают на данный вопрос и сдают листки с ответами секретарю. Если ответ на листке зрителя верный ему приписывается 10 баллов.

  1. Подведение итогов игры, выставление оценок.

Для классов с количеством учащихся более 15

I. В начале урока класс делится на три группы, в каждой группе определяется капитан, который будет координировать работу группы и выбирать отвечающего игрока. Группам раздаются карточки с номером, которые нужно поднимать при готовности к ответу.

II. ПРАВИЛА ИГРЫ

Проводится жеребьёвка на право первого ответа.

Команда начинающая игру выбирает тему и вопрос . На обдумывание даётся 30 сек. Отвечать может любая команда первая поднявшая карточку со своим номером. Обязательное условие – за время игры должен ответить хотя бы по одному разу каждый член команды. Если игрок команды отвечает не правильно, команда лишается права повторного ответа, в оставшееся время ответить могут другие команды. Если дан правильный ответ, баллы вопроса приписываются ответившей команды. Если правильный ответ не был дан, выбор темы предоставляется команде со следующим номером, а стоимость вопроса вычитается из суммы очков выбиравшей его команды. I тур длиться 20 мин.

II тур длится 10 мин.

Финал – длится 5 минут. В финале играют только капитаны команд. Из представленного списка тем (5) каждый участник может исключить любые две. Играют оставшеюся тему. Участники делают ставки – баллы. После прочтения вопроса даётся 3 мин на обдумывание. Финалисты пишут ответы на листках и передают их секретарю, после чего озвучивают ответы вслух. За правильный ответ к количеству баллов команды приписывается сумма ставки, за неправильный – вычитается. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

  1. Подведение итогов игры, выставление оценок.

В данной разработке предлагаются разноуровневые задания для проведения самостоятельной работы по теме "Нервная система человека"

Самостоятельная работа

Нервная система

1. Дайте определения понятиям: рефлекс, нервное волокно

2. Рассмотрите рисунок поперечного разреза спинного мозга и подпишите части, указанные цифрами 3-10.


3. Укажите три главные части нейрона. Запишите названия, особенности и функции для каждого из трех видов нейронов.

4. Из перечисленных признаков выберите 5, относящихся к симпатическому отделу автономной нервной системы.

Центральный отдел находится в грудных и поясничных сегментах спинного мозга.

Преганглионарный путь длиннее постганглионарного.

Увеличивает частоту и силу сердечных сокращений.

Усиливает работу слюнных и слезных желез.

Расширяет сосуды головного мозга и мышц.

Обеспечивает напряженную работу организма в экстремальных условиях.

Способствует восстановлению сил после напряженной работы.

5. Прикоснувшись к крапиве и получив ожог, человек непроизвольно отдергивает руку. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:

аксон вставочного нейрона;

аксон двигательного нейрона;

аксон чувствительного нейрона;

дендрит чувствительного нейрона;

задний рог сегмента спинного мозга;

передний рог сегмента спинного мозга.

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 6523147.

Самостоятельная работа

Нервная система

1. Дайте определения понятиям: синапс, серое вещество.

2. Рассмотрите рисунок поперечного разреза головного мозга и подпишите части, указанные цифрами 1-8.




3. Напишите, что такое рефлекторная дуга. Расположите пять главных участков рефлекторной дуги по порядку. Для каждого участка рефлекторной дуги запишите чем он представлен и какие функции выполняет.

продолговатый мозг – центр кашля, чихания;

средний мозг – ориентировочный рефлекс;

промежуточный мозг – сосудодвигательный центр;

мозжечок – равновесие, координация движения;

мозолистое тело – регулирует обмен веществ;

продолговатый мозг – дыхательный центр;

мост – проводит нервные импульсы к мозжечку и к высшим отделам мозга;

промежуточный мозг – центр глотания, слюноотделения.

5. Прикоснувшись к горячему утюгу и получив ожог, человек непроизвольно отдергивает руку. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:

тело вставочного нейрона;

тело двигательного нейрона;

аксон двигательного нейрона;

дендрит чувствительного нейрона;

задний корешок сегмента спинного мозга.

Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 6523147.

Разделы: Биология

Вид урока: Обобщающий (работа с понятиями, использование технологии СДО)

Применение новых понятий (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг)

а) оперировать (определять и делить, обобщать и ограничивать, сравнивать) понятиями (нейрон, нейроглия, аксон, дендрит, нервы, нервные узлы, белое и серое вещество, ЦНС, ПНС, вегетативная и соматическая нервная система, спинной и головной мозг);

б) формулировать проблемные вопросы I и II порядка (вопросы – понятия и вопросы - суждения)

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: сущность – явление, качество – количество, общее- особенное- единичное, причина – следствие.

Оборудование: Таблицы “Нервная система”, “Головной мозг”, компьютер, проектор, экран, презентация “Нервная система – дирижер нашего организма” (Приложение 1), карточки для групп (Приложение 2).

Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают и смычковые, и духовые, и ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер.

Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а нервная система выполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре. Важнейшая задача дирижера состоит в объединении частей организма, согласованной их работы.

Заявка на оценку:

  • “5” - 15 баллов
  • “4” -8-14 баллов
  • “3” -3- 7 баллов

Верная версия – 1-2 балла

Вопрос - понятие – 1 балл

Ответ на вопрос - понятие – 1балл

Вопрос - суждения – 1 балл

Ответ на вопрос - суждение – 1балл

Возражение – 1-3 балла

Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена.

Из каких противоположных структур состоит нервная система?

А что особенного у каждой из этих частей.

Все состоят из нейронов.

Спинной и головной мозг состоят из белого и серого вещества.

Вегетативная и соматическая части – из нервов и нервных узлов.

Что называется нейроном?

Что представляет собой нервный импульс?

Каким образом в организме человека передаются раздражения?

Что выражает рефлекторная дуга?

Что такое рефлекс?

Путь прохождения рефлекса.

- ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражения, осуществляемая при участии ЦНС.

Индивидуально дома по теме “Рефлекс” вами составлены вопросы-суждения.

Группы выбирают один из вопросов и задают его следующей группе.

1 – 2; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 1.

1. Чем объяснить, что изменение внешних раздражителей вызывает рефлекторную реакцию?

2. В каком случае у человека проявляется безусловный рефлекс?

3. Каким образом, безусловный рефлекс превращается в условный рефлекс?

В карточках даны примеры рефлексов – необходимо определить и записать вид рефлексов и какие отделы мозга задействованы в таких рефлекса как:

На слово лимон выделяется слюна.

На яркий свет расширение и сужение зрачка.

При соприкосновении с горячим происходит отдергивание руки.

Происходит чихание и кашель.

На вид аппетитной запеченной курицы выделяется слюна?

После аттракционов происходит потеря координации движения, а потом она восстанавливается?

После бега происходит учащение частоты дыхания?

При небольшом ударе по коленке, нога отдергивается?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.