Интернат для детей с нарушениями нервной системы

Не при всех психических заболеваниях у детей и подростков, нуждающихся в психотерапии, удается достигнуть столь выраженного улучшения, чтобы выписывать их домой. Этому могут препятствовать также семейные факторы. В связи с этим требуется создание скоординированной системы обслуживания психически больных детей и подростков. Дальнейшее лечение затрудняется отсутствием специальных мест для несовершеннолетних в интернатах и сообществ психически больных подростков.

Поэтому в клинике детской и подростковой психиатрии Марбургского университета была разработана комплексная модель обслуживания психически больных и умственно отсталых детей и подростков. Она подразумевает дополнительную реабилитационную службу для длительно или хронически болеющих детей и подростков за пределами клиники. К задачам такой службы относятся: реабилитационная терапия после стационарного лечения (например, при аутизме или шизофрении, а также умственной отсталости); продолжение психотерапии при хронических невротических расстройствах (например, при неврозе навязчивостей, анорексии, булимии); продолжение школьного обучения или профессиональной ориентации и трудоустройство детей и подростков, которые уже не могут реинтегрироваться в домашнее окружение; поэтапное укрепление самостоятельности с помощью реабилитационной цепочки (клиника, интернат, самостоятельное проживание).

Потребность в длительном реабилитационном психотерапевтическом обслуживании велика. Независимо от того, сформулировано это или нет, задачей любого вмешательства в детском и подростковом психиатрическом стационаре является устранение имеющегося заболевания или расстройства поведения для объединения ребенка и семьи. Но проверка эффективности терапии показывает, что от 20 до 35% всех стационарно пролеченных пациентов не возвращаются в свои семьи (около 30% детей и подростков передаются в другие учреждения).

Лечение в терапевтическом интернате позволяет длительное время использовать возможности педагогики и детской и подростковой психотерапии.


Сотрудничество между клиникой и реабилитационной службой имеет следующие преимущества.
• Может сократить время пребывания в стационаре.
• Терапевтические интернаты имеют возможность обслуживать пациентов с хроническими расстройствами, тогда как клиническое отделение осуществляет кризисное вмешательство.
• Своевременный перевод в педагогически структурированное окружение снижает риск госпитализма.
• В целом лечение в терапевтических интернатах существенно дешевле, чем в клиниках.

Закон о помощи детям и подросткам (KJHG) открывает большие возможности для финансирования дополнительного лечения через подростковые службы (Fegert). Естественно, что при этом возрастают требования к профессиональным качествам сотрудников подростковых служб. Проблемы помощи можно решать только путем тесного сотрудничества между клиникой, подростковой службой и интернатами. Те дети и подростки, которым показан перевод из клиники в терапевтический интернат, нуждаются и в особом педагогическом подходе, и в лечебных мероприятиях. Это значит, что участвующие в процессе перевода врачи, психологи, педагоги и социальные работники должны быть чрезвычайно компетентными в своей области и готовыми к совместной работе. Херцка (Herzka) описал проблему соотношения между психотерапией и педагогикой следующим образом: «Ребенок с психогенной реакцией нуждается в психотерапии, потому что он болен, и в педагогике, потому что он ребенок.

Как показывает опыт, время пребывания в терапевтическом интернате в среднем составляет от двух до трех лет. Длительный срок тесного общения между подростками и персоналом интерната делает их взаимоотношения чрезвычайно важными. К задачам воспитателей относится определение условий совместного проживания и обеспечение их соблюдения, а также формирование общих установок, помощь в развитии социальных контактов и способов общения, выработка у подростка ощущения, что его воспринимают как личность со всеми его проблемами.


В отличие от педагогической работы с подростками, имеющими нарушения социального поведения, где на первом плане стоит четкое соблюдение правил в целях модификации поведения, при воспитании подростков с невротическими и психосоматическими расстройствами этот круг проблем менее актуален. Речь идет в большей степени о модификации таких способов поведения, как чрезмерная приспособляемость и тормозимость. Это делает необходимым составление индивидуальных планов.

Показания к лечению в психотерапевтическом интернате вытекают из промежуточного положения этой дополнительной службы между клиническим модусом терапии, с одной стороны, и амбулаторным обслуживанием — с другой. Лечение в интернате обеспечивает более интенсивную терапию по сравнению с амбулаторным лечением и замену неудовлетворительной семейной структуры. Семья может переживать это и как обиду, и как облегчение. Продолжительность отношений с сотрудниками терапевтического интерната может легко спровоцировать ревность родителей или, наоборот, полный отказ от ответственности за воспитание ребенка (Arendt, Bosselmann).

Для проведения психотерапии в интернате важны те же предпосылки и условия, которые были описаны для стационарного лечения. Нужно, однако, учитывать, что в данном случае роль взаимоотношений между педагогом и ребенком оценивается неизмеримо выше. Успешная психотерапия возможна лишь на основе высоко квалифицированной работы по воспитанию и обслуживанию пациентов. При этом особое значение имеет сотрудничество педагогов и терапевтов. Педагогические и терапевтические мероприятия должны быть взаимосвязаны, должны поддерживать друг друга и приводить к терапевтическому воздействию, способному устранять даже многолетние хронические расстройства или по крайней мере модифицировать их настолько, что подросток сможет реализовать свои учебные, профессиональные и личностные жизненные планы. Для создания такой терапевтической среды важно, чтобы психотерапевты, которым поручено лечение, были штатными сотрудниками интерната: как показывает опыт, это позволяет создать наилучшим образом согласованную концепцию лечения.

Вполне разумной представляется идея о профилировании таких реабилитационных учреждений. Безусловно нет необходимости создавать интернаты только для пациентов с нарушениями пищевого поведения, только для девочек, подвергавшихся сексуальному насилию, или только для больных с навязчивостями. Однако условия реабилитации подростков, страдающих шизофренией, сильно отличаются от тех, в которых нуждаются психосоматические пациенты (с нарушениями пищевого поведения) и подростки с неврозами. Наконец, для подростков с нарушенным социальным поведением нужны совсем иные педагогические и терапевтические стратегии (например, стратегии, модифицирующие поведение), т. е. необходим дифференцированный подход. Важно также учитывать возрастные различия пациентов (группы детей — группы подростков).

При планировании и проведении стационарной психотерапевтической работы важно выбирать подходящие для данного случая условия терапии. Основная идея при этом должна заключаться в том, что ограничения нормального образа жизни (например, при лечении в клинике) вводятся только на тот период, когда это необходимо, и перевод в менее жесткие условия должен осуществляться как можно скорее.

Каких детей обучают в коррекционных школах. Белый список специальных школ.

Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова "нарушение", "коррекционный" применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.


По закону. Виды коррекционных школ

Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.

Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые "условия". И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.

А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.

  • 1 вида — для глухих
  • 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
  • 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
  • 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
  • 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 7 вида — для детей с задержкой психического развития
  • 8 вида — для детей с умственной отсталостью

Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в "обыкновенное" учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. "Это учителя не умеют его учить" (и они зачастую действительно не умеют). "С ним надо больше заниматься" (да — если знать, как именно). "Надо просто построже спрашивать" (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в "отстающие" не хочется. Да и страшно — вдруг "слабый" старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с "проблемными" детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.


Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в "спецшколу" или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами. В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение "я хуже всех". То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность ("Продержаться бы сегодня. сейчас. еще один урок. ") переходит в апатию ("А зачем стараться? Все равно не получается!"). Апатия перетекает в депрессию ("У меня никогда ничего не выйдет!") или протест ("Все плохо? Так пусть будет еще хуже!"). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют "тотальным регрессом". Уверенность "я — неудачник" остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа. Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо "класса для дураков". Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения ("За кем он будет тянуться?" — спрашивают родители). Наконец — "Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития". Для многих — невыносимо.

Доктор, дай лапу!

В борьбе за будущее подходят все средства. В комплексе. В хороших спецшколах это прекрасно понимают и стремятся по мере возможностей (у частных центров их побольше, у государственных поменьше) уделять внимание не только учебе. Самое простое и эффективное средство для поднятия иммунитета и работоспособности — фитобары с лечебными чаями и кислородными коктейлями — доступно всем. Бассейн, специальная гимнастика и массаж — тоже не редкость. "Конек" 532-й школы — занятия по методу Монтессори. Специалисты из "Святого Георгия" делают ставку на экзотическую пока эвритмию. "Ковчег" обещает арт-терапию и исцеляющее общение с лошадьми — иппотерапию. А еще можно отправиться к "собачьему доктору" в кинологический центр "Ордынцы" на сеанс канистерапии, или к белухе Касперу — на "лечение дельфинами".

Все вместе: инклюзивные школы

Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.

Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.

Казнить нельзя помиловать

Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.

Прямая речь

Екатерина, мама Златы Левченко (у Златы аутизм):

"Когда пришло время отдавать Злату учиться, я, как и большинство родителей, не хотела даже думать о коррекционной школе. Однако больше никуда нас не брали. И мы решили попробовать. Я не жалею совершенно. Дочка каждое утро радостно бежит на учебу, где ей уделяют много внимания. В классе всего 6 человек, и подход к каждому ребенку индивидуальный. Программа, конечно, слабовата, но у Златы проблемы с мелкой моторикой и речью, поэтому ей пока достаточно нагрузки. Когда решим наши проблемы, тогда, конечно, будем искать что-то другое".

Статья предоставлена сайтом "Health News"

Отметим также распространенное явление: в российские интернаты для детей с нарушениями развития (относящиеся как к системе образования, так и к системе социальной защиты) зачастую попадают и дети со сравнительно легкой степенью психоинтеллектуальных нарушений24. Как правило, это вызвано некомпетентностью определенной категории специалистов (прежде всего, детских психиатров и других специалистов, участвующих в решении судьбы такого ребенка и не знакомых с современными представлениями о реабилитации таких детей), характерной для России, и вытекающей отсюда широко распространенной гипердиагностикой.

С сожалением приходится констатировать25, что даже при достаточном и регулярном финансировании дети-инвалиды в государственных учреждениях находятся в бедственном положении. Зачастую они не обеспечены полноценным питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, мебелью; не обеспечиваются в необходимом количестве медикаментами, слуховыми аппаратами, очками, вспомогательными бытовыми средствами для ухода и передвижения. Широко распространены нарушения их имущественных и жилищных прав. Многие здания интернатных учреждений для детей-инвалидов нуждаются в капитальном и текущем ремонте, санитарное состояние помещений неудовлетворительное. Руководители интернатных учреждений не выполняют своих обязанностей по защите прав детей-инвалидов, в результате чего многие из них не получают алиментов, пенсий, пособий, за ними не закрепляется жилье. Не решается проблема обеспечения жильем инвалидов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

^ Дети-инвалиды в семье

Нарушение приоритетов приводит к тому, что на ребенка с про­блемами развития, живущего в семье, выплачивается лишь небольшая соци­аль­ная пенсия, но для него нет ни детских садов, ни школ; по сравне­нию с обычными детьми он чудовищно обделен. Надо учесть, что мать, имея такого ребенка, как правило, работать не может. Нередко подобные семьи распадаются. В итоге семья зачастую фактически остается без кормильца, его отсутствие не может быть скомпенсировано мизерной социальной пенсией.

О профессионализации как следующей стадии социализации подростков с серь­езными нарушениями развития в нынешних условиях говорить не приходится: мастер­ских предпрофессиональной подготовки для них в стране не существует. Эти подростки не имеют надежды на социализацию и включение в общественно-полезный труд. Их перспектива – сидение дома при стареющих родителях, а после смерти родителей – тот же психоневро­логический интернат.

Детям-инвалидам, оставшимся в семье, реально достается очень небольшая часть того, что положено им по праву. В особенно бедственном положении находятся семьи, воспитывающие таких детей в регионах России и российской глубинке28, где дети лишены даже тех социальных льгот и медицинской помощи, которые необходимы для поддержания жизни. В ряде регионов вопреки требованиям законодательства медицинская помощь детям-инвалидам оказывается исключительно на платной основе, что полностью исключает возможность ею воспользоваться для сотен тысяч бедствующих российских семей; лекарства бесплатно практически не отпускаются даже детям-инвалидам, больным сахарным диабетом и бронхиальной астмой, что создает угрозу их жизни. Детям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оперативное лечение проводится либо согласно установленным для регионов квотам либо за счет родителей. Детские учреждения не укомплектованы врачами, медсестрами и другими специалистами. Неудовлетворительно выполняются требования закона о санаторно-курортном лечении детей-инвалидов.

Остро стоит вопрос обеспечения несовершеннолетних инвалидов специальными средствами передвижения. Дети не обеспечиваются даже инвалидными колясками. В большинстве регионов дети-инвалиды не обеспечиваются автотранспортными средствами. Положение усугубляется тем, что с 1995 г. Правительство Российской Федерации вопреки требованиям закона29 не определило порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации стоимости транспортных расходов.

Детям-инвалидам не созданы условия для безбарьерного доступа к жилым зданиям, образовательным, здравоохранительным учреждениям, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры, для них не приспособлен общественный транспорт. Это еще одно серьезное препятствие к реализации возможности вести полноценный образ жизни.

Несвоевременно производятся выплаты пособий гражданам, имеющим детей-инвалидов. Во многих субъектах Российской Федерации не выполняются требования законодательства о предоставлении семьям, имеющим детей-инвалидов, льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и пользования телефоном. Нормы закона о льготном порядке предоставления жилья и улучшении жилищных условий семьям, имеющим детей-инвалидов, не выполняются практически нигде.

Реабилитация

^ Отсутствие реабилитационной инфраструктуры

Федеральные органы исполнительной власти, субъектов Российской Федерации при совершенно неудовлетворенных региональных и территориальных потребностях в таких услугах никаким образом не способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений. Вопреки предложениям негосударственных реабилитационных организаций, органы исполнительной власти почти повсеместно отказываются заключать с ними договора на оказание такого рода услуг. В ведущих научно-исследовательских институтах и негосударственных реабилитационно-образовательных организациях работают крупнейшие специалисты-профессионалы и накоплен обширный научно-практический опыт реабилитации и образования таких детей. Несмотря на это, у органов власти различных уровней, к сожалению, так и не находится возможности реализовать сколько-нибудь серьезные программы подготовки специалистов и обучения их современным методам комплексной реабилитации детей с серьезными нарушениями развития.

^ Лишение семьи альтернативных возможностей

^ 1. Несоставление и ненадлежащее составление индивидуальных программ реабилитации (ИПР)

^ 2. Отказ в компенсации стоимости полученных реабилитационных услуг

Образование

^ Общая ситуация

^ Отсутствие образовательной инфраструктуры для детей, воспитывающихся в семьях

^ В нарушение статьи 18 того же Закона подавляющее большинство детских дошкольных учреждений общего типа не принимает детей-инвалидов дошкольного возраста с серьезными нарушениями развития Специальные дошкольные учреждения имеют, как правило, пятидневный режим пребывания ребенка (по сути, интернат), что резко снижает шансы полноценного развития такого ребенка.

^ Лишение семьи альтернативных возможностей

Одной из причин отказа (хотя юридически это не может служить основанием для отказа) называется отсутствие подзаконного акта – Федеральных нормативов затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях различных видов, которые должны утверждаться Правительством РФ и не приняты до сих пор.

^ Поражение в праве на образование

^ Отсутствие профессионального обучения

В нарушение российского законодательства54 на сегодняшний день в России не разработаны государственные образовательные стандарты для обучения и профессиональной подготовки молодых людей с серьезными нарушениями развития. Соответственно, не существует и государственных образовательных учреждений для их профессионального обучения55. За последние годы развалилась и пришла в упадок система мастерских даже для людей с нарушениями легкой и средней степени тяжести, функционирующих ранее при психоневрологических диспансерах.

До сих пор так и не заработало законодательство о квотировании рабочих мест, призванное в массовом порядке обеспечить инвалидам рабочие места. Почти везде работодатели, сэкономив средства на создании рабочих мест для инвалидов, вместо этого фактически откупаются от них этими средствами. Это происходит потому, что обучать инвалидов профессии и создавать специально приспособленное для их работы производство очень дорого: НГО не в состоянии решить такие задачи, а государство этим не занимается. Без целенаправленных усилий государства56 решить эту проблему невозможно.

_________ Заметим, что некоторые категории детей-инвалидов (глухие и слабослышащие, слепые, дети с легкой степенью психоневрологических проблем или с проблемами движения, но с сохранным интеллектом) все же получают ту или иную помощь в государственных учреждениях. Помощь им также не достаточна и не вполне эффективна. Однако, если, к примеру, дети с проблемами движения и относительно сохранными интеллектом и психикой, не имея в России безбарьерного доступа ко всему, чем пользуются здоровые дети, имеют хотя бы возможность дистанционного доступа к образованию и культуре, то дети с выраженными психоневрологическими проблемами поражены в правах тотально. Таким детям не поможет наличие пандусов, слуховых аппаратов и книг для чтения по системе Брайля: им нужна постоянная квалифицированная комплексная помощь – интенсивные регулярные занятия в течении ряда лет с различными специалистами. Для них образование неотделимо от реабилитации; только таким образом можно подготовить их к дальнейшей достойной жизни.

Инвалидность становится тяжелым испытанием для родителей малыша. Далеко не все справляются с этой ответственностью, поэтому иногда единственным выходом становится помещение его в детский дом инвалидов. В них за подопечным ухаживают и оказывают своевременную медицинскую помощь.

  1. Типы учреждений для детей-инвалидов
  2. Для обучаемых детей
  3. Для необучаемых детей
  4. Детские дома для детей-дошкольников с недостатками физического развития
  5. Для глухих и слабослышащих
  6. Для слепых и слабовидящих
  7. Дома-интернаты для детей с недостатками физического развития
  8. С поражением опорно- двигательного аппарата
  9. Слепоглухонемых

Типы учреждений для детей-инвалидов

Устройство детей, оставшихся без попечителей, осуществляется в разных формах. Их усыновляют (удочеряют) или отдают под опеку в приемную семью. Но большинство подопечных в детских домах составляют дети с отклонениями и множественными нарушениями развития. Не всегда находится семья, готовая взять на себя такие заботы, ведь это требует больших моральных и материальных ресурсов.


По статистике, 30 тысяч детей-инвалидов в России живет в интернатах. Четверть из них имеют психические расстройства, такой же процент страдает от врожденных аномалий, а 16% имеют нарушения нервной системы. В России есть несколько типов государственных учреждений, которые присматривают за такими детьми.

  1. Детский дом. Сюда попадают малыши до 4-х лет. ДД делятся на обычные и специализированные. Например, существуют учреждения для детей с пороками сердца, неврологическими диагнозами и т.д. Финансирует их государство, а также благотворительные организации.
  2. Детские приюты – этот тип учреждения встречается редко. Как правило, в них помещаются дети старше 3-х лет, которые по каким-либо причинам временно не могут находиться в семье. Причиной этому могут быть как семейные проблемы, так и плохое здоровье родителей, другие факторы. Приюты выступают промежуточным этапом между улицей и детским домом.
  3. Детские дома делятся на несколько категорий – по возрасту и по заболеваниям. К первой относятся дошкольные, школьные, специальные, коррекционные детские-дома. Ко второй – детские дома для слабослышащих детей, с УО, ДЦП, с тяжелыми нарушениями речи и комбинированные. Каждое учреждение отвечает своим целям.
  4. Интернаты для детей-инвалидов – это не детские дома в привычном понимании этого слова. Они предназначены для 5-дневного пребывания, а на выходные детей забирают родители или опекуны. В них дети получают среднее или начальное образование, если по какой-то причине обучение не может осуществляться в обычной школе.

После четырех лет малышей переводят в следующее государственное учреждение. Обучаемые попадают в дом-интернат для детей инвалидов. Там они находятся круглосуточно. В интернатах учат не только общеобразовательным предметам, но и самостоятельности: подопечные готовятся к самостоятельной жизни после окончания учебы.

Согласно данным Министерства труда, почти 96% несовершеннолетних из ДД получают обучение в той или иной форме.

Около 14% посещают школы или детские сады, но большая часть (53%) получает образовательные услуги на базе детских домов для детей-инвалидов. Это означает, что специалисты и коррекционные педагоги приходят к своим подопечным непосредственно в учреждение.


К сожалению, обучать детей-инвалидов в государственных учреждениях стали лишь недавно. Ранее подростки с ментальными и психоневрологическими заболеваниями нередко признавались необучаемыми.

Статистика показывает, что у многих детей-инвалидов старше 14 лет не было шанса чему-то научиться: только 54% из них получают образовательные услуги. Виной всему отсутствие условий и комплексного плана по инклюзивному образованию. Тем временем, необучаемых нередко считают тех, у которых просто не было шанса на развитие, поскольку им не обеспечили условия для развития.

Детские дома для детей-дошкольников с недостатками физического развития

В дома инвалидов для детей отправляют малышей с аномалиями здоровья. Так как они нуждаются по состоянию здоровья в особом уходе, социально-трудовой адаптации и обучении, в обычные ДД детей-инвалидов не определяют. В зависимости от диагноза распределяют в учреждения: для глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих. Существуют и школы-интернаты для тех, кто признан обучаемым.

Обучение глухих или слабослышащих детей в ДДИ проводится после вынесения заключения ПМК. По достижению 18 лет сироты переводятся в интернаты, но чаще всего начинают жить самостоятельно, вне государственного учреждения.

Глухота или плохой слух не препятствуют обучению, поэтому чаще всего дети получают полное среднее образование, после чего поступают в профессиональный колледж. Воспитатели также приучают детей к самостоятельности и независимости в различных социальных и бытовых ситуациях.

В детских домах для слепых и слабовидящих также стараются по мере возможностей компенсировать болезнь детей и обучить их всему необходимому:

  • формированию социально-бытовых навыков;
  • развитию элементарной трудовой деятельности;
  • устранению проблемного поведения.

В каждом ДД есть спальни, игровые комнаты и изолятор, куда помещают больных детей. Выход на огражденную территорию учреждения осуществляется группами под присмотром воспитателя.

Дома-интернаты для детей с недостатками физического развития

Дети с множественными нарушениями нуждаются в большей поддержке, поэтому их отправляются в специализированные детские дома.


В детских домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития чаще всего живут пациенты с множественными неврологическими нарушениями, в том числе и с поражениями опорно-двигательного аппарата. Такие учреждения, как правило, состоят из нескольких этажей. На первом находится отделение для лежачих детей и для тех, кто может передвигаться только на коляске. Здесь же располагается медицинский блок и кабинеты ЛФК и массажа.

Слепые и глухие дети могут изучать мир только наощупь и на вкус. Поэтому в детских домах, которые ориентированы на такие заболевания, особое внимание уделяется сенсорным комнатам, восполняющим пробелы в ощущениях. Все в таком учреждении сделано с учетом особенностей детей: стенки коридоров выложены фактурной плиткой, а рядом с каждым кабинетом или комнатой висят фактурные изображения. У каждого подопечного свой распорядок дня, который он узнает с помощью карточек с выпуклыми картинками. Позже дети учатся читать по книгам, напечатанным шрифтом Брайля.

Детский дом для инвалидов– это государственное учреждение, которое оказывает помощь детям, оказавшимся в нем. Это не хорошо и не плохо, они просто есть и пока что нужны обществу. Вряд ли можно надеяться на то, что ДД для детей-инвалидов в ближайшее время исчезнут – слишком много детей остаются без поддержки семьи. Но государственные учреждения постоянно развиваются, и условия в них меняются к лучшему.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.