Интервью с детским неврологом


Стоит ли обращаться к неврологу, если с ребёнком всё в порядке? Спросим специалиста – детского невролога, врача высшей категории, кандидата медицинских наук Новикову Елену Борисовну.

Елена Борисовна – врач с 30-летним опытом, всю жизнь занимается лечением заболеваний нервной системы у детей, а также научной и преподавательской работой (доцент кафедры детской неврологии РМАПО). В сфере её научных интересов – тики и нейроиммунология (защищена диссертация по этой теме). Имеет более 50 публикаций по специальности. Ведёт приём на русском и английском языках.

Елена Борисовна, когда нужно первый раз показаться с ребёнком неврологу? И зачем?

Новорождённые дети рождаются с ещё незрелой нервной системой. Все знают, что младенец сначала не может даже самостоятельно держать головку, перевернуться на бочок. Но прямо на глазах ситуация меняется – практически каждый день малыш учится чему-то новому, приводя близких в восторг.

  • Первый визит к неврологу проводится в 1 месяц.
  • На первом году жизни профилактическая консультация детского невролога необходима каждые 3 месяца.
  • С 1 до 3 лет – посещайте невролога 1 раз полгода.
  • Далее детского невролога стоит посещать ежегодно профилактически, а также при появлении каких-то симптомов и вопросов к врачу.

Что смотрит врач?


Многие неврологические отклонения у детей могут протекать незаметно для окружающих. Но врач-невролог обнаружит их, проведя неврологическое обследование ребёнка, по отклонениям рефлексов, тонусу мышц и другим, выявляемым при врачебном осмотре, симптомам поражения центральной и периферической нервной системы.

Доктор расспросит маму о протекании беременности и родов, заболеваниях близких родственников, самочувствии и преобладающем настроении малыша, о том, как он спит и ест. Оценит нервную возбудимость ребёнка, слух, зрение, осязание. Проверит двигательную сферу, рефлексы, мышечный тонус.

Сейчас вокруг столько информации о здоровье и развитии детей – в книгах, СМИ, интернете. Кажется, там можно найти ответ на любой вопрос. Что Вы об этом думаете?

В наш век бурного развития интернета и всеобщей информированности всех обо всём создаётся иллюзия того, что можно самостоятельно понять, всё ли в порядке с ребёнком, принять меры для ускорения развития, профилактики отклонений в поведении и здоровье.

Однако, всё не так просто. Не стоит искать ответы на вопросы о здоровье в интернете. Не всё, что пишут в книжках, говорят по телевизору и рассказывают другие мамы на детских площадках корректно. И даже верную информацию нужно уметь правильно понять и применить.

Посоветуйтесь с врачом прежде, чем применять какие-то оздоровительные и развивающие методики и системы. Ведь каждый ребёнок уникален, и то, что полезно одному в определённом возрасте, не обязательно подходит другому.

А что должно насторожить родителей, стать причиной обращения к врачу-неврологу?

При появлении некоторых симптомов стоит посоветоваться со специалистом. Не всегда это свидетельство какого-то заболевания. Но стоит быть внимательным по отношению к здоровью малыша. Проверьтесь, чтобы напрасно не беспокоиться по пустякам, однако, не пропустить что-то действительно важное. Посоветуйтесь с доктором, если у вашего ребёнка:

В раннем детском возрасте -

  • беспокойный сон (трудности засыпания, частые вздрагивания, просыпания)
  • беспричинный плач
  • судороги
  • тремор подбородка
  • выбухающий родничок у младенца
  • частые срыгивания
  • запрокидывание головки во сне
  • отставание в формировании двигательных навыков и психо-эмоциональных реакций (не улыбается, не отличает своих и чужих, не интересуется игрушками и.т.д.)
  • ходьба на цыпочках, ходьба бочком, ползание в одну сторону, прихрамывание и др.
  • вялость ребенка или замедленность реакций

У детей постарше (дополнительно к перечисленным) -

  • жалобы вашего ребенка на частые головные боли
  • боль в спине и шее
  • повышенная утомляемость в школе
  • ваш ребенок не справляется со школьными заданиями
  • нервный тик и навязчивые движения
  • ребенок гиперактивный и плохо концентрирует внимание
  • недержание мочи и кала
  • повышенная тревожность и ночные страхи
  • заикание
  • ваш ребенок не разговаривает
  • снохождение

Конечно, необходимо показаться детскому неврологу, если:

  • произошла травма головы
  • ребёнок терял сознание или отмечался судорожный приступ

Важно амбулаторное наблюдение невролога, если ваш ребенок выписался из стационара, где находился по поводу неврологического заболевания

Раннее обращение к неврологу поможет правильно оценить состояние здоровья ребёнка, вовремя принять меры для гармонизации его развития, предупредить переход часто встречающихся минимальных возрастных отклонений в неврологические заболевания. Своевременно проведенное небольшое лечение убережёт вашего ребёнка от больших проблем.


Что такое аутизм, каковы причины этого заболевания?


Если кратко: это нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 3-х лет. Оно затрагивает все три сферы социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Обычные дети буквально живут социальной средой: следят за каждым движением и эмоцией взрослого или сверстника, хотят взаимодействовать с окружающими людьми. А дети с аутизмом отстранены от всего этого.

Исследований причин аутизма много, но однозначных ответов пока нет. В последнее время всё больше исследований говорят о связи аутизма с генами и генными мутациями.

Симптомы аутизма: на что стоит обратить внимание родителям?

Симптомов аутизма очень много, но не обязательно они являются проявлением именно этого заболевания. Это могут быть признаки энцефалопатии или нарушения слуха.

Вот какие жалобы я, как детский невролог, слышу на приёме:

Главное, что нужно понять: чем в более раннем возрасте проведена диагностика, тем раньше можно начать специализированно заниматься с малышом, например, поведенческой терапией, а значит — достичь лучших результатов.

Есть положительные результаты лечения детей-аутистов, есть исследования в этой области в США, они показывают: такие дети способны жить самостоятельно и быть успешными и счастливыми взрослыми. У многих детей-аутят — масса талантов, многие из них необыкновенно музыкальны, некоторые прекрасно разбираются в технике, решают сложные математические задачи. Не сравнивайте своего ребёнка ни с кем. Он уникален!

Как ребёнок-аутист видит мир? Каковы особенности восприятия окружающей действительности аутистом?

Для примера я расскажу об одном интересном исследовании, в котором с помощью специальной технологии слежения за глазами наблюдали, как дети с аутизмом смотрят фильмы и мультики.

Оказалось, дети с аутизмом рассматривают не мультяшного героя и его помощников, а полочку на заднем плане, какой–то предмет на полу и так далее, которые никакой социальной и информационной нагрузки не несут. То есть ребёнок в таком случае не может проанализировать ситуацию и, конечно, правильно отреагировать на неё. Нейротипичный ребёнок смотрит в глаза персонажу, обращает внимание на его эмоции, слушает речь и, таким образом, формирует представление о происходящем.

Насколько отличается в интеллектуальном плане ребёнок с аутизмом от здоровых детей?

При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трёх четвертях случаев имеется отчётливая умственная отсталость. Реже наблюдается высокий интеллектуальный уровень, таких детей обычно замечают сразу: у них более благоприятный прогноз развития. Но нужно учитывать, что даже с высоким интеллектом особенности коммуникации, поведения, мышления остаются, и это отличает их от нейротипичных детей.

Однако склонность к систематизации и ослабленная способность к целостному восприятию может привести к более успешным достижениям в науке или другой области, заинтересовавшей конкретного ребёнка с расстройством аутического спектра.

Как правильно выстраивать общение с таким ребёнком? Сможет ли ребёнок с аутизмом ходить в обычную школу и детский сад?

Российский и зарубежный опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что такие ребята должны обучаться в очной форме в коллективе сверстников, поскольку индивидуальное обучение на дому ведёт к дефициту социальных впечатлений, ограничению контактов привычной домашней обстановкой. Это способствует их вторичной аутизации и лишает возможности социальной адаптации.

Полученный на данный момент опыт обучения детей с расстройством аутического спектра доказывает, что необходимы разработка и использование разных моделей обучения, учитывающих всё разнообразие психофизических особенностей этих детей. Но важно понимать: нельзя просто посадить детей в класс без грамотного психолого-педагогического сопровождения.

Несколько советов для выстраивания коммуникации с ребёнком с расстройством аутического спектра:

  • Будьте терпеливы. Вспышки ваших эмоций не приведут ни к чему хорошему, вы должны быть позитивно настроены.
  • Проявляйте чуткость. Если ребёнок игнорирует вас, вы не должны воспринимать это за личную обиду: он по-другому мыслит.
  • Уделяйте достаточно внимания ребёнку. Не нужно становиться навязчивым и требовательным.
  • Речевая атмосфера. Говорите чётко, без криков, коротко и ясно. У вас должен быть план или дневник на каждый день: ребёнку так будет легче воспринимать изменения.
  • Мотивируйте похвалой. Развиваете ребёнка в игровой форме. Обучите ребёнка желаемому поведению — прочитайте основы поведенческой терапии.

Возможно ли лечение и выздоровление? Или заболевание считается неизлечимым?

Полностью излечить человека от аутизма вряд ли удастся. Но, повторюсь, есть исследования, доказывающие: при подключении специализированного воздействия на малыша в ранний период можно ослабить признаки аутизма.

Мы часто слышим в СМИ, что некоторая часть людей с аутизмом могут жить более-менее самостоятельно. Есть интересные жизненные истории, как ребёнок становится программистом или художником, пишет прекрасные стихи. Конечно, у них продолжают оставаться сложности в области социального взаимодействия, коммуникации, проявления слишком узких интересов, необычный когнитивный профиль. Но большое количество людей с таким расстройством могут жить достаточно независимой жизнью.

Расскажите о конкретных примерах вашей врачебной практики, когда лечение помогало или хотя бы не давало усугубить заболевание?

В моей практике не было чудесного исцеления от аутизма. Но могу отметить, что у детей эмоционально зрелых родителей, объективно оценивающих ситуацию, эффект от лечения всегда лучше и проявляется быстрее. Коррекция состояния ребёнка должна быть не только у психолога или логопеда, но и дома, усилия должен прилагать каждый член семьи.

Примеры улучшения состояния детей с расстройством аутического спектра в моей практике:

  • улучшился зрительный контакт, стало легче договориться с ребёнком,
  • появились первые целенаправленные слова: зовёт маму, теряет её из виду,
  • стало меньше истерик и раздражений, не кусается после курса лечения,
  • ребенок стал проситься в туалет.

Был мальчик в моей практике, который только к 11-ти годам заговорил. Нельзя передать радость его мамы: она уже потеряла надежду, что услышит когда-либо речь сына. После каждого курса лечения обычно есть заметные результаты — не стоит отчаиваться.

Мой малыш ещё не ходит, хотя соседские уже бегают. Ребёнок непоседливый и чересчур активный, вдруг у него гиперактивность. Пошли в школу — стал плохо спать.

Родителей постоянно одолевают страхи и беспокойства. Не хочется лишний раз ходить по врачам, но и упускать время нельзя. В каких случаях действительно необходимо показать ребёнка специалисту?


— Инна Вячеславовна, с какими проблемами к вам чаще всего обращаются?

— Первое — это задержки развития речи и нарушение звукопроизношения. Как происходит речевое развитие? Сначала малыш говорит 2-3 слова, затем словарный запас расширяется, появляются фразы, вопросы, затем из фраз составляются предложения. И к 3-4 годам формируется речевое развитие. Но не у всех детей эти этапы проходят одинаково быстро. Бывает, что ребёнок не только не говорит, но и не понимает обращенную речь, не выполняет просьбы. В этом случае необходимо проверить также слух.

Второе — дефицит внимания с гиперактивностью. В этом случае мы наблюдаем нарушение внимания, двигательную расторможенность, импульсивность поведения. Чаще всего родители в этом случае жалуются на трудности с обучением, так как такие дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока, постоянно отвлекаются. Отсюда низкая успеваемость при достаточно высоком уровне интеллекта.

Третье — неврозы в виде тиков, раздражительности, быстрой утомляемости, снижения настроении. Если вовремя не обратиться к врачу, можно усугубить состояние.

— Почему эти проблемы так частотны? С чем это связано?

— Неврологические заболевания в детском возрасте вызваны различными факторами, которые оказывают влияние на развивающийся головной мозг ребенка. Во-первых, это воздействие токсических веществ ( приём алкоголя, лекарств, курение, в том числе и пассивное). Во-вторых, воздействие стрессовых факторов ( во время беременности, психологический климат в семье). В-третьих, неправильное питание ( недостаток микроэлементов и витаминов). В-четвёртых, перенесённые травмы и некоторые инфекционные заболевания.


— Думается, один из самых беспокойных для родителей периодов — возраст до года? В каких случаях действительно пора паниковать?

— В настоящее время профилактические осмотры детского невролога рекомендовано проходить в 1 месяц, 1 год, 3 года, 6 лет, 7 лет.

Однако я бы рекомендовала показывать ребёнка первого года жизни специалисту каждые 3 месяца, так как за первый год проходит несколько основных этапов развития: малыш начинает сидеть, ползать, ходить, появляются первые слова.

Родителям следует насторожиться, если их ребенок:

в 3 месяца не реагирует на громкие звуки и яркий свет; слабо или совсем не двигает ножками или ручками; не держит устойчиво голову;

в 8 месяцев не сидит;

в 12 месяцев не может стоять или ходить;

— Почему после года следующий осмотр рекомендуется в 3 года?

Однако даже если вас ничего не беспокоит, желательно посещать детского невролога каждый год. Это необходимо для оценки речевого и интеллектуального развития.

— Можно ли проигнорировать поход к неврологу перед первым классом?

— Перед поступлением в 1 класс осмотр невролога обязателен. Оценивается не только интеллектуальная готовность, но и эмоциональная. Вчерашнему дошкольнику необходимо привыкнуть к новому коллективу детей и взрослых, новому режиму дня, к обязанности выполнять требования учителя, к систематической умственной работе, относительной неподвижности на уроках. У первоклассников часты жалобы невротического характера: утомляемость, головные боли, нарушения сна и аппетита. Могут возникнуть вредные привычки, например, обкусывание ногтей или сосание пальца. Длительность периода адаптации детей к обучению индивидуальна и колеблется от 3 до 16 недель, у большинства — 5-6 недель. Лучше предупредить жалобы, а не дожидаться развития неврозов.


— С каждым классом нагрузка на учеников возрастает, появляются новые предметы, требуется больше времени на выполнение домашнего задания. Поэтому в какой-то момент могут возникать функциональные нарушения со стороны нервной системы. Не стоит игнорировать головные боли, быструю утомляемость, снижение настроения, раздражительность или даже агрессивность. Консультация невролога поможет справиться с проблемами.

Чтобы попасть на страничку клиники, нажмите на кнопку.


Звоните: 8-908-952-3008, 33-04-93.

Приходите: ул. Грдины, 27.

Автобусы: № 5, 21, 27, 56, 60, 66, 168;

Маршрутки: № 5, 27, 29, 52, 62, 62а.

Неврологические проблемы у детей в современной медицине не такая уж и редкость. Многие сталкиваются с последствиями родовых травм или падений, наследственными заболеваниями или развитием неврологических патологий. Каждый случай индивидуален, но некоторые ответы на частые вопросы вы можете найти в нашем интервью с детским неврологом Соловьёвой Анной Вячеславовной


1. Чем именно занимается детский врач-невролог? В чём специфика его работы?

– Главная задача детского невролога – оценить развитие психической, моторной, речевой сфер ребёнка на разных возрастных этапах и выявить неврологические проблемы. И врачу, и родителям важно вовремя обнаружить состояния, которые требуют своевременного назначения лечения. Поэтому визит к неврологу с новорождённым малышом откладывать не стоит.

2. Когда ребёнок и невролог встречаются впервые? Как родителям подготовится к визиту?

– Первый профилактический осмотр невролога проводится в один месяц. Перед консультацией необходимо подготовить интересующие вас вопросы. Мне как неврологу нужна будет следующая информация: особенности протекания беременности и родов, продолжительность сна и бодрствования ребёнка, набор массы на первом месяце жизни. На приём возьмите с собой медицинскую документацию, которую выдавали при выписке из роддома. Желательно, чтобы малыш во время осмотра был сыт и выспался – тогда его поведение позволит провести всесторонний осмотр.

3. В связи с новыми нормами, осмотр неврологом детей до года проводится дважды – в 1 месяц и в 12 месяцев. Раньше осмотров было четыре. С чем это связано?

– Я считаю, это связано с высокой нагрузкой врачей узких специализаций, просто нет возможности в условиях поликлиники осуществлять профилактические осмотры настолько часто. Но вы можете не беспокоиться: любой ребёнок, нуждающийся в осмотре невролога, будет направлен педиатром на консультацию по показаниям. Сроки осмотра педиатром не изменились и осуществляются ежемесячно. Если врач общей практики заподозрил возможность нарушений на самых ранних стадиях, то он обязательно вам это скажет и направит ко мне.


4. Каких неврологических заболеваний нужно опасаться у ребёнка на первом году жизни, а каких – не стоит?

– Есть определённые нормы психического и моторного развития малыша на первом году жизни, и от них никуда не деться. Сейчас часто пишут, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому на сроки развития обращать внимания не стоит. Однако врачи с этим могут поспорить. Если ребёнок отстаёт в приобретении нового моторного навыка на месяц и более (не держит голову, не переворачивается, не сидит и т.д.), то это серьёзный повод прийти на консультацию.

Повышенная активность, срыгивания, беспокойный сон – это, чаще всего, физиологические, нормальные для ребёнка состояния, но, если у мамы это вызывает тревогу, то лучше обратиться к педиатру, а не к неврологу.

5. Если малыш упал с кровати или коляски, обязательно ли бежать к неврологу? Что должно насторожить родителей?

6. В каких случаях ребёнку действительно необходима срочная консультация невролога?

– При острых состояниях: потеря сознания, судороги, отсутствие или сильное нарушение сна, сильные головные боли, приступы длительного крика, острой гипоксии – медлить нельзя, и консультация невролога необходима в самое ближайшее время.


7. Какие игрушки вы как невролог советуете для самых маленьких детишек?

– Игрушки должны соответствовать возрасту малыша, и их не должно быть много. Ребёнок не должен спать в кроватке с плюшевыми друзьями – есть риск удушения. На первом году жизни лучше не использовать мягкие игрушки, потом малышу нужны развивающие игрушки. Маленьким деткам будут интересны многофункциональные подвесные игрушки, различные дуги, музыкальные комплексы и яркие погремушки. Нужны такие игрушки, в которых ребёнку самому нужно что-то сделать: построить, рассортировать, слепить, собрать в единое целое.

8. Какие процедуры вы считаете обязательными для грудничков – массаж, плавание, зарядка?

– Я считаю важными в формировании моторного развития ребёнка курсы общего массажа – по 10 раз в 3 и в 6 месяцев. В остальные сроки – по показаниям специалистов. Плавание полезно с рождения под наблюдением специально обученных людей. Самостоятельная гимнастика должна проводится ежедневно с месячного возраста.

9. Стоит ли опасаться приёма препаратов, если их назначает невролог? Можно ли обойтись без них?

– Любое назначение специалиста должно обсуждаться с ним по конкретному ребёнку и конкретному заболеванию. Родителям необходимо ознакомиться с противопоказаниями, побочными эффектами назначенных препаратов. При появлении каких-либо вопросов лучше проконсультируйтесь с лечащим врачом, а не отменяйте лекарство самостоятельно. Препараты, которые на данный момент назначаются детишкам с раннего возраста, прошли необходимые клинические исследования и считаются безопасными. При применении любого лекарственного средства со стороны ребёнка возможны аллергические реакции и другие побочные действия, при индивидуальной непереносимости лекарственное средство отменяется.

10. В заключение ваш главный совет всем родителям – читателям нашего блога.

– Для роста и развития здорового ребёнка необходимы адекватное питание, много общения, спокойная и любящая обстановка в семье, и зачастую этого достаточно. Не ищите проблем и болезней в своём ребёнке, спокойно и адекватно наблюдайте за его развитием. Многие мамы боятся заметить проблему в своей крохе, но при этом не торопятся обращаться к врачам. Если у вас появились вопросы или жалобы, смело идите к специалистам, ведь многие состояния у детей являются частью определённого этапа развития. Большинство заболеваний лучше поддаются лечению при раннем выявлении проблем.

– Нина Николаевна, при каких симптомах стоит сразу идти на прием к неврологу?

– Какие неврологические проблемы самые распространенные?

Встречаются так называемые демиелинизирующие заболевания (при которых происходит распад оболочек нервов) – это заболевания-хамелеоны, они проявляются по-разному: в виде головокружений, преходящей слепоты, потери зрения на один глаз, нарушения речи. Это опасные состояния.

– Много ли у вас пациентов с такими проблемами?

– Увеличилось число людей, которые приходят к нам в отделение на консультацию по поводу радикулитов. Количество инсультов, по статистике, растет во всем мире. 5 миллионов человек ежегодно получают инсульт, 30 процентов из них умирает,

50-60 процентов становятся инвалидами. В 2017 году с этим диагнозом только в нашем отделении пролечилось 907 человек, в 2018-м – уже 968. Из них инсультов ишемических или инфарктов мозга было, соответственно, 826 и 893. Количество кровоизлияний головного мозга также увеличивается: 67 в 2017-м году и 69 – в 2018-м.

Печальная тенденция: инсульты все чаще случаются у молодых и даже у детей. Как говорит Нина Николаевна, у детей причина кроется в патологии развития. Взрослые страдают от стрессов, которые приводят к повышению артериального давления, а это главный фактор, который может закончиться инсультом.

– У нас в отделении не так давно лежал молодой человек 23-х лет, инсульт у него случился из-за того, что резко поднялось давление. Он не гипертоник, просто перенервничал, и сосуды среагировали таким образом. Еще один молодой человек поступил к нам после того, как трое суток работал ночами где-то на высоте, спал по часу в сутки. Силы организма не безграничны.

А вообще контингент в неврологическом отделении достаточно пожилой: госпитализируются в основном пациенты за 80 лет, бывают и по 90-92 года.

– Нина Николаевна, что нужно делать, чтобы инсульт не застал врасплох?

– Можно ли полностью восстановиться после инсульта?

– Правда, что все болезни от нервов?

– Не все. Например, сахарный диабет в большинстве случаев возникает от переедания сладкого и неправильного питания. Если взять заболевания сердца, то здесь частично нервная система имеет значение, так как она регулирует частоту, сократимость миокарда. Но еще больше сердечные заболевания провоцируют наследственность, атеросклероз, какие-то пороки сердца и так далее.

– Нервные клетки и вправду не восстанавливаются?

– Потихоньку восстанавливаются, если удар был небольшим. В этом помогают время, помощь врача и лекарства.

– Что вредит нашей нервной системе?

– Во-первых, не стоит непосильно физически нагружать тот же позвоночник – например, носить мешки с картошкой на себе. Лучше избегать и компрессионных нагрузок на позвоночник, например, прыжков с парашютом. Еще неполезно загорать. Наши люди сейчас любят ездить в экзотические страны, где агрессивное солнце может привести к сбою иммунную систему. А иммунная система может запустить заболевание любой другой системы, в том числе и нервной.

Сахарный диабет, повышенное давление, ишемическая болезнь сердца, системный атеросклероз – все они рано или поздно могут привести к инсульту, потому лечить их надо своевременно.

– А что – как бальзам на нервы?

Важны для нервной системы и физические упражнения. Необязательно бегать, посещать тренажерный зал. Достаточно просто каждый день ходить по улице. И еще обязательно нужно полноценно отдыхать, высыпаться. Для нервной системы оптимально спать восемь часов и именно ночью.

Заведующая неврологическим отделением Бобруйской городской больницы СМП им. В. О. Морзона Нина Николаевна Матвейчик ведет прием.

И качество пищи. Многие употребляют большое количество углеводов – булочки, конфеты, пирожные, торты. Как нам один профессор говорил: углеводы – это три минуты в желудке и всю жизнь на бедрах. Это жировая ткань, которая откладывается не только под кожей, но и на стенках сосудов, способствует образованию атеросклеротических бляшек, которые закрывают просвет в сосудах. Если сосуды забиты, они не питают мозг. Вот потому и происходит снижение памяти, а в пожилом возрасте развивается слабоумие.

– Нина Николаевна, а сами вы что делаете для того, чтобы сохранить свою нервную систему здоровой?

– У меня на работе много негатива, так как поступают тяжелые пациенты, возникают проблемы у их родных. Из-за всего этого у меня большая психоэмоциональная нагрузка. Я все пропускаю через себя, морально дистанцироваться от пациентов и их проблем у меня не получается. Каждую ситуацию переживаю ярко и эмоционально. Но когда вокруг много негатива, даже небольшая положительная эмоция его нейтрализует. Поэтому я следую своему совету и ищу позитив где только возможно. Хожу много пешком, радуюсь природе, любой погоде. Если где-то плохо, необходимо сменить картинку перед глазами. Люблю посмотреть хороший фильм, почитать что-нибудь философско-психологического плана. Обожаю музыку: играю на баяне, гитаре (в детстве окончила музыкальную школу по классу баяна), сочиняю стихи, пою песни. Для меня музыка – это самый мощный заряд позитивной энергии, я в ней купаюсь.

  • В Минском мединституте училась вместе с Александром Солодухой.

  • В юности перед Ниной стоял выбор: медицина, музыка или журналистика.

Бежала девочка, бежала в погоне за высокой планкой,

И не заметила, как стала красивой девушкой с огранкой.

Бежала девушка, бежала, достигнув планку, вверх толкала,

А время быстро ускользало, и женщиною зрелой стала.

Бежала женщина, бежала, пора уже остановиться,

А планка в небе птицей стала и не дает угомониться.

Бежала дряхлая старуха. Обугленные нервы рвутся.

Без сил, без зрения, без слуха. Но есть на что ей оглянуться.

Нина Матвейчик – не только доктор, но и поэт. В 2009 году она издала сборник своих стихов.

Взрослые люди легко определяют тип головной боли и понимают, какие симптомы требуют консультации с врачом. Но если речь идет о детях, все не так однозначно: малыши часто не могут объяснить свои ощущения, а родители теряются, как им помочь.


О том, почему у детей возникает головная боль, Realist’у рассказала Ольга Холодницкая, детский невролог клиники Into-Sana.

С какими жалобами и в каком возрасте к детскому неврологу обращаются чаще всего?

Головная боль — одна из самых распространенных причин обращения к детскому неврологу. Чаще всего на нее жалуются дети школьного возраста.

У малышей тоже может болеть голова, но у них это в большинстве случаев является симптомом какого-либо соматического заболевания — гипертермического синдрома, острых респираторных заболеваний, ацетонемического синдрома, железодефицитной анемии и др.

Как распознать головную боль у маленького ребенка, который еще плохо разговаривает?

Действительно, в силу возраста, маленького лексического запаса и социальной незрелости детям бывает тяжело передать свои ощущения. Они будут воспринимать боль в любой части головы как головную. Будь-то ухо, зуб или глаза — ребенок будет говорить, что болит голова.

Маленькие дети часто жалуются на головную боль при усталости, после шумных активных игр в вечернее время, либо наоборот, после продолжительного сна или при гиподинамии — длительного просмотра мультфильмов или электронных игр.

А какая головная боль характерна для школьников?

Чаще всего у них наблюдается головная боль напряжения. По статистике, на нее приходится 60% всех случаев головной боли у детей школьного возраста.

Как проявляется головная боль напряжения? Связана ли она с учебным процессом в школе?

Эта головная боль может возникать в любое время дня. У детей это чаще всего вторая половина дня и вечер. Продолжительность боли — от 30 минут до 1,5 часов. Дети жалуются на боль в лобно-височной области, преимущественно ноющего характера. Также боль может сопровождаться сонливостью, раздражительной реакцией на шум и яркий свет.

Головная боль напряжения чаще всего встречается во время учебного процесса — в период летних каникул дети на нее почти не жалуются. Такая боль связана с умственными и эмоциональными нагрузками, сидячим образом жизни.

Дети, которых беспокоит головная боль напряжения, как правило, перфекционисты — очень ответственные и чувствительные.

Как лечить головную боль напряжения?

Главное — соблюдать режим дня. У ребенка должен быть полноценный, достаточный сон. В течение дня обязательно следует активно отдыхать. Задание родителей — научить детей рационально организовывать свой рабочий день.

Нужно избегать длительных игр на электронных носителях, особенно в вечернее время, перед сном. Свет экранов вызывает нарушение синтеза меланина — гормона сна. Это может привести к бессоннице, нарушению графика сна и как следствие — к головной боли.

Нужно ли давать ребенку лекарство от головной боли напряжения?

Если боль интенсивная и ребенок не может выполнять свою привычную работу, можно использовать некомбинированные анальгетики. Посоветуйтесь с семейным доктором, педиатром или детским неврологом, какие именно анальгетики выбрать.

Чаще всего головная боль напряжения проходит после отдыха, прогулки на свежем воздухе. Снять ее можно и с помощью массажа затылка, шеи и воротниковой зоны.

В каких случаях при головной боли родителям следует срочно обращаться к врачу?

Без врача не обойтись, если головная боль возникает в ночное время, сопровождается рвотой, усиливается в горизонтальном положении, сопровождается нарушениями речи, объемом движений в руках или ногах. Также опасной является головная боль на фоне высокой температуры тела.

Какой совет Вы бы дали родителям?

Родители должны помнить, что самое главное в профилактике заболеваний — это любовь и собственный пример. От того, какой образ жизни мы ведем, как организуем свой рабочий день, какую еду и напитки употребляем, как говорим между собой и со своими детьми, насколько подвергаемся эмоциональным нагрузкам, зависят наше здоровье и здоровье наших детей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.