Йога для нервных детей


В практике йоги применяются три различных пути воздействия на мышцу: напряжение, растяжение и расслабление. Растяжение, достигая максимального предела, вызывает очень сильное раздражение рецепторов в местах прикрепления сухожилий. Далее это раздражение направляется по нервам в центральную нервную систему. Считается, что каждая отдельная асана йоги за счёт воздействия на определённую зону костно-мышечной системы активирует определённый участок центральной нервной системы. Далее эта волна активации продолжается по проводящим путям из определённого отдела ЦНС в связанный с ним орган или ткань.

В исследованиях получены данные, что выполнение асан йоги вызывает повышение энергообмена, однако в сравнении со статическими и динамическими упражнениями других систем, это повышение незначительно. В связи с этим не накапливается молочная кислота в тканях, а значит, такие занятия не требуют длительного восстановления. Выполнение позы мертвеца, шавасаны, например, снижает энергообмен на 10 %, это говорит о мышечном расслаблении.

Асаны на скручивание за счёт растяжения кишечника стимулируют перистальтику кишечника на всём его протяжении.

На протяжении длительного периода эволюции жизни на земле, постоянное взаимодействие с магнитными и другими полями Земли, организмы улучшали чувствительность к этим полям. Особенно эти воздействия заметны в нервной системе и сосудистом русле. Асана — это определённая конфигурация физического тела в магнитном поле земли. По этой причине с древних времен практики йоги уделяли большое внимание взаимосвязи организма с окружающей средой.

Правильно подобранный комплекс асан — это последовательная смена конфигурации тела в пространстве, которая ведёт к определённым изменениям последовательно на различных уровнях. Мы воздействуем на мышцу, вызывая в ней химические процессы, которые запускают волну возбуждения по нервам, ведущим в ЦНС. Таким образом, происходит нормализация функций отдельных частей тела и организма в целом. При систематическом повторении такой программы, у организма повышается общий уровень стрессоустойчивости и выносливости.


Экспериментально установлено, что при искусственном ограничении движения грудной клетки с одной стороны усиливается дыхание через противоположную ноздрю. Таким образом, выполнение скрученных поз будет повышать активность соответствующего полушария головного мозга.

Полное йоговское дыхание со скоростью около 5 циклов дыхания в минуту показывает снижение потребления тканями кислорода и уменьшение производства углекислого газа. Также медленное и ритмичное дыхание понижает частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Напротив, быстрое глубокое дыхание бхастрика повышает АД и ЧСС. Быстрое поверхностное дыхание капалабхати увеличивает тонус симпатической нервной системы и снижает тонус парасимпатической.

Предполагается, что кора больших полушарий может оказывать влияние не только на дыхательный центр продолговатого мозга, но и непосредственно на двигательные нейроны дыхательных мышц в спинном мозге. Исходя из этого, можно предположить, что регулярное применение дыхательных йогических техник приводит к постепенной передаче регуляции дыхательной функции из разряда рефлекторных процессов в разряд процессов осознанных, связанных с высшей нервной деятельностью ЦНС. Это способствует более тонкой регуляции процессов дыхания, в том числе в экстремальных условиях.


Обязательным компонентом большинства практик йоги является релаксация. Выполнение асан подкрепляется установкой на максимальное расслабление мышц, а также золотым правилом при составлении комплексов является Шавасана, или Поза полного расслабления. Это сопровождается снижением частоты дыхания, потребления кислорода и кожной проводимости, снижение симпатической активности вегетативной нервной системы.

Далее поговорим о влиянии йоги на головной мозг. Для этого рассмотрим электроэнцефалограмму.

Мозг принимает и посылает информацию в виде электрических нервных импульсов, электроэнцефалограф регистрирует эти изменения электрических потенциалов. Эти сигналы следуют в определённых ритмах, их условно разделяют на четыре диапазона частот.

Бета-волны — самые быстрые. Эти волны преобладают во время бодрствования, решения бытовых вопросов и активного взаимодействия с миром. В случае повышенного эмоционального фона, беспокойства, страха, этих волн становится ещё больше. При недостатке этого диапазона волн наблюдается депрессия, рассеянное внимание, плохое запоминание информации.

Согласно исследованиям, у людей с высокой активностью головного мозга в диапазоне бета и низкой активностью в других диапазонах — альфа и тета, наблюдаются характерные проявления: курение, переедание, азартные игры, прочие зависимости. Эти люди часто успешны, так как их восприятие и реакция на раздражители более активна. При этом совершенно безвредные рядовые ситуации могут вызвать чрезмерную реакцию, заставляя искать понижения уровня напряжения через приём алкоголя и т. д.


Альфа-волны возникают, когда мы закрываем глаза и расслабляемся, отпуская поток мыслей. Биоэлектрические колебания при этом замедляются и появляются всплески альфа-волн. Сначала редко, потом чаще, приводя в конечном итоге к состоянию приятной умиротворённости, альфа-состояние. Исследования показали, что именно это состояние мозга наилучшим образом подходит для усвоения новой информации и откладывания её в памяти. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового человека в спокойном состоянии альфа-волн много. Недостаток их может говорить о стрессе, неспособности к обучению и даже полноценному отдыху. Именно в альфа-состоянии в головном мозге производится больше эндорфинов и энкефалинов, характеризующих состояние радости и повышение болевого порога. Чем больше человек радуется, тем к большим трудностям он готов. Также альфа-волны являются своеобразным мостом, связывающим сознание с подсознанием. Многочисленными исследованиями установлено, что люди, пережившие детскую травму или травму во время военных действий, катастроф, показывают подавление альфа-волн. С неспособностью самостоятельно успокаиваться и входить в альфа-режим связывают всевозможные пристрастия: наркотические вещества увеличивают общую электрическую активность, повышая при этом и драгоценные альфа-волны.

Тета-волны возникают при переходе от спокойствия к сонливости, они медленнее двух предыдущих и более ритмичные. Это состояние называют ещё сумеречным, мы находимся между мирами бодрствования и сна. Здесь возможно появление сноподобных образов, детских воспоминаний. В таком состоянии появляется доступ к содержимому бессознательного, свободным ассоциациям, озарениям и творческим идеям.

С другой стороны, в тета-состоянии сознание становится более восприимчивым к внешним воздействиям и установкам, механизмы психических защит ослабевают, пропуская информацию глубже в подсознание.

Дельта-волны включаются в состоянии глубокого сна или другом бессознательном состоянии. Однако существуют данные о случаях пребывания в этом состоянии без потери осознанности. Это происходит в глубоком трансе. В этом состоянии выделение гормона роста максимально, а процессы восстановления и регенерации идут наиболее активно. Благодаря современным методам компьютерного анализа получены данные, что в состоянии бодрствования в мозге присутствуют волны каждого диапазона, при этом с ростом эффективности работы мозга мы наблюдаем увеличение синхронности этих волн на симметричных участках двух полушарий. Височная зона справа колеблется симметрично левой и так далее.


На начальных этапах занятий йогой акцент делается на расслаблении тела. Далее акцент переносится глубже, к расслаблению ума в медитации. При этом достигаются состояния высокой аплитуды бета-ритма, в которых практикующий переживает сложнейшие тонкие опыты, которые, к сожалению, невозможно описать словами и совершенно не с чем сравнить.

При глубокой релаксации замедляется дыхание, что способствует стабилизации ритмов ЭЭГ. Напротив, ускорение вентиляции лёгких сдвигает pH в щелочную сторону и выводит ритмы ЭЭГ из равновесия. Также по ЭЭГ можно определить, что при замедлении дыхания в медитации не наблюдаются симптомы кислородного голодания. Обычно гипоксия характеризуется увеличением доли дельта и тета волн, чего не наблюдается при медитации. Комплексное использование дыхательных упражнений и медитации приводит к повышению уровня гемоглобина, снижению рН крови, фиксируется снижение холестерола в крови.

Разнообразные практики системы йоги помимо общеоздоравливающего воздействия способны влиять на различные системы тела достаточно локально и избирательно. Здесь скрывается огромный потенциал использования системы для коррекции конкретных патологических состояний.

Асаны йоги представляют систему чередования определённого напряжения и расслабления мускулатуры (степень расслабления предельно высокая), максимального сжатия и последующего растяжения и расслабления внутренних органов.

Это позволяет оказывать особое массирующее воздействие на мышцы, внутренние органы и железы. Можно отметить более мягкое и при этом более действенное воздействие, чем при поверхностных мануальных манипуляциях или современном массаже.


Зоны спинного мозга, отвечающие за чувствительность внутренних органов находятся по соседству с зонами, отвечающими за определённые кожные или мышечные участки. В случае очень сильного возбуждения, поступающего из, например, желчного пузыря (причиной может быть желчный камень), возникнет соответствующая болезненность при нажатии на область над ключицей справа. В случае воздействия на проекционные зоны упражнениями йоги или массажем, возникающий импульс проходит к соответствующему органу и вызывает там усиление кровотока. Усиление кровотока в свою очередь способствует усилению процессов обмена в этой области, а следовательно, регенерацию.

Кроме того, некоторые асаны йоги со значительным, но кратковременным напряжением определённых групп мышц (например, Поза павлина), вызывают торможение ряда вегетативных функций в ЦНС. Это не кажется полезным с первого взгляда, однако, при выходе из асаны наблюдается состояние подобное прорыву плотины, заторможенные функции на время обретают большую мощь. Подобный импульс способен активировать неиспользуемые обычно пути кровообращения и иннервации. В частности, нормализуется кислотность желудка и режим эвакуации желудочного содержимого, повышается уровень лейкоцитов, свёртываемость крови.

В то же время в исследованиях выявлено, что регулярные занятия статическими асанами способствуют снижению свёртываемости крови. Замечено повышение уровня гемоглобина. Про этом снижается уровень некоторых форменных элементов крови (фибриноген, тромбопластин, тромбоциты), но это компенсируется увеличением их срока жизни и продуктивности. В связи с этим отмечается положительная роль йоги в предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний.

Использование упражнений системы йоги способствует улучшению функции сердечной мышцы, также снижает уровень холестерола в крови (на 23 %). Отмечается также восстановление внутреннего слоя кровеносных сосудов сердечной мышцы, что приводит к естественному расширению их просвета. По данным Гарвардского степ-теста, после 2 месяцев занятий йогой фиксируется более благоприятная реакция сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.


Отмечается позитивное влияние упражнений йоги при гипертонических состояниях. В данном случае действие обусловлено определённым влиянием на вегетативные центры нервной системы, после чего происходит депрессорная реакция: через час после выполнения асан артериальное давление снижается более чем на 20 мм рт.ст. Релаксационные методы и медитативные состояния также показывают снижение АД. Сочетание статического напряжения и последующего расслабления снижает АД ещё сильнее.

Помимо гипертонии отмечается высокая эффективность системы йоги при работе с бронхиальной астмой. У занимающихся регулярно обнаружены значительные сдвиги в сторону увеличения скорости воздушного потока при выдохе. Оздоровительный эффект перевернутых поз йоги при варикозном расширении вен ног обусловлен не только механическим облегчением оттока крови, но, в первую очередь, улучшением тонуса сосудов, вызванным рефлекторным изменением тонуса вен при поднятии и последующем опускании нижних конечностей.

При пассивных наклонах тела головой вниз выявлены изменения вентиляции и газообмена в лёгких, состава газов крови, эластичности лёгких и грудной клетки, а также изменения функции гормональной системы, органов пищеварения, гемодинамики, терморегуляции, процесса выделения пота.

Способность к произвольному управлению температурой тела под влиянием занятий по системе йоги имеет большое прикладное значение при различных патологических состояниях. Кратковременное значительное повышение температуры тела препятствует размножению многих инфекционных возбудителей (кокков, спирохет, вирусов) и положительно влияет на целый ряд функций организма (возрастает интенсивность фагоцитоза, стимулируется выработка антител, увеличивается выработка интерферонов и др.). Произвольное повышение температуры всего тела опытными йогами не сопровождается интоксикацией и повреждением жизненно важных органов. В исследованиях выявлено, что последователи направления йоги Там-по (жара) могут повышать температуру пальцев рук и ног на 8,3ºС. Подобные температурные изменения связывают с изменениями активности симпатической нервной системы и рефлекторными механизмами, определяющими состояние обмена веществ и интенсивность периферического кровообращения.


У лиц с пониженной устойчивостью к гипоксии наблюдается снижение эндогенного антиоксиданта SOD (супероксиддисмутаза) — ключевого фермента антиокислительной защиты эритроцитов. При систематическом выполнении дыхательных упражнений йоги отмечается значительное уменьшение количества свободных радикалов, увеличение SOD, улучшение антиоксидантной системы организма. Также выявлено, что при комплексном использовании физических, дыхательных и релаксационных упражнений йоги у детей школьного возраста и студентов повышаются (на 43 %) тестовые показатели памяти.


Детский организм нуждается в эмоциональной и физической разгрузке. Принято считать, что разрядиться можно только с помощью активных игр, агрессивных тренировок в зале или бассейне. Это не так.

Рассмотрим более спокойный вариант зарядки для тела и духа. Это детская йога. Чем полезна индийская гимнастика для малышей с года, когда лучше начинать обучение, какие упражнения подобрать для занятий дома, узнаете в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

В чем польза

Рассматривать йогу односторонне, как гимнастику ошибочно. Это философия, наука, мировоззрение, дидактика, древняя практика работы с духом через тело. Детская йога в этом смысле ничем не отличается от взрослой.


  • Улучшается координация. Малыши чувствуют напряжение тела, управляют мышцами, позвоночным столбом.
  • Тренируется физическая сила. Йога для детей требует выносливости, несмотря на кажущуюся легкость выполнения асан.
  • Нормализуется кровообращение. За счет правильного дыхания, закаливания, вытягивания позвонков сосуды перестают испытывать нагрузки, кровь движется свободно.
  • Улучшается работа мозга. Клетки мозговых структур насыщаются кислородом, стабилизируется кровообращение.
  • Укрепляются внутренние органы. Системная работа становится сбалансированной, оптимально эффективной. Укрепляется иммунитет, нормализуется работа ЖКТ, решается проблема запоров.
  • Повышается уверенность в себе.
  • Восстанавливается гармония внутри и во взаимоотношениях с окружающими.
  • Эмоции под контролем.
  • Улучшается успеваемость в школе за счет роста способностей памяти, внимания.
  • Снижается тревожность, нервозность.
  • Малыши чаще улыбаются, становятся позитивнее.

Положительный эффект от занятий древней гимнастикой для малышей комплексный. ЦНС укрепляется за счет тренировки тела и наоборот.

Это интересно! У йоги много направлений. У каждого своя философия, теоретическая основа. При выборе студии для детских занятий расспросите преподавателя, какой вид йоги взят им за основу. Для физически слабых дошкольников подходит упрощенный вариант хатха-йоги, для усиленной работы над гармонией духа выбирайте студии лайя- или кундалини-йоги.

Оптимальный возраст для начала

Начинать оздоровительный фитнес можно почти с любого возраста, даже в годик, делая простые дыхательные и гимнастические упражнения в домашних условиях.

Заниматься серьезно, с конкретной целью, посещая курсы или специальные центры, лучше в старшем дошкольном возрасте.

Педагоги, практикующие занятия йогой с малышами, советуют выбирать возрастной период для начала тренировок и знакомства с нетрадиционной гимнастикой по следующим критериям:

  • Грудному ребенку достаточно занятий дома с мамочкой. Младенцам нравятся растяжки, поглаживания, закаливающие процедуры. На этом этапе о философии речь, конечно, не идет. Но достичь эмоционального комфорта от семейного увлечения возможно.
  • В 2–3 года проводите короткие дыхательные и физические упражнения в детском саду. Занятия проходят в игровой форме, длительность не превышает 30 минут 1–2 раза в неделю.
  • В 4–5 лет дети повторяют за инструктором более сложные движения, контролируют дыхание. Тренировки продолжайте в ДОУ, повторяйте дома 2–4 раза в неделю. Длительность занятия – 30 минут.
  • В 6–7 лет приводите дошкольника в центр йоги. Это оптимальный возраст для начала освоения практики, особенно если не занимались йогой в садике. Для детей составляется специальная программа с элементами дыхательных тренировок. Урок может длиться 40 минут.
  • С 8–13 лет школьники осваивают упрощенные техники медитаций, сложные асаны. Тренировка продолжается более 40 минут–1 часа.
  • Подростки, прошедшие детский курс йоги, занимаются дома самостоятельно. Сложность упражнений зависит от уровня физической и моральной подготовленности ребенка.

Со скольких лет познакомить ребеночка с йогой, решает каждый родитель сам.

Практика показывает, что раннее обучение не приносит вреда. Если мамы и папы сами увлекаются индийской гимнастикой, то приводят детей к тренерам в 2–3 года, но перед этим занимаются дома с 6 месяцев–1 года.

Особенности йоги для детей


Йога для малышей – доступный способ весело проводить время в группе с ровесниками или родителями. Чтобы индийская зарядка не принесла вреда, организовывайте уроки по простым правилам:

  1. Для детей раннего возраста, до 6–7 лет, превратите тренировку в игру. Выбирайте простые, доступные асаны, но добивайтесь их точного повторения.
  2. Соблюдайте последовательность заданий. Комплекс для занятий дома подбирайте на основе видеоуроков, мастер-классов.
  3. Первые занятия должны длиться недолго (10–15 минут). Не отбивайте охоту к гимнастике нудными и затянутыми уроками. Лучше сделать 5–6 упражнений эффективно и с хорошим настроением, чем 20, но через силу.
  4. Проветривайте спортивный зал или тренируйтесь на улице в теплые месяцы. Правильное дыхание требует свежего воздуха.
  5. Составьте расписание занятий так, чтобы они проходили в дневное время. Вечер, период подготовки ко сну – не лучший вариант.
  6. Покормите ребенка за 1–1,5 часа до физкультуры и через 30–60 минут после.
  7. Постелите мягкие коврики, чтобы коленочкам, спине, ножкам было удобно.
  8. Наденьте на малыша шортики, футболку из дышащей, тянущейся материи, носочки.
  9. Снимите очки, украшения, часы.
  10. Попросите ребенка сходить в туалет перед уроком.
  11. Позы, задания подбирайте по возрасту.

Упражнения

Тренировочные задания для детсадовцев и школьников – это облегченный вариант комплекса для взрослых. Для тренировки выбирайте любые из перечисленных, но ориентируйтесь на возраст юного йога.

Лучший способ заинтересовать маленьких детей повторять телодвижения за инструктором или мамой – игра. Придумайте интересные ассоциативные названия для простых упражнений сами. Если ребеночку нравится зайчик, мишка, то акцентируйте сюжет урока на этих персонажах.

Приведем пример урока для начинающих осваивать йогу в возрасте 3–6 лет. Число заданий зависит от степени физической подготовленности малыша. На первом–третьем уроке их должно быть от 5 до 10, потом количество постепенно увеличивается.

Обучать таким упражнениям заранее не нужно.

Сядьте в упрощенную позу по-турецки, стопы необязательно соединять плотно. Потяните руки в стороны. Чуть наклоняйте корпус.


Переворачиваемся на живот, встаем с опорой на ладони и колени. Поочередно вытягиваем руки, ноги, потягиваемся, гнем спинку. Можно делать парами, если учеников двое и больше, стараясь лапками дотянуться друг до друга.


Ровно стоим, вдыхаем, опускаем руки и корпус вниз. Выдыхаем.

Делаем движения руками из стороны в сторону, как будто метем пол веником.

Ходим по коврику и обратно с опорой на внешнюю, а потом внутреннюю стороны стоп. Можно немного попрыгать после прогулки.


Садимся на пол. Ноги прямые. Вытянуты перед собой. Дотягиваемся пальцами рук до пяток. Складываемся пополам максимально низко. Опускаем голову, прячемся в коленках. Фиксируемся, возвращаемся в исходное положение.


Сядьте на пол и скрестите ноги. Одну ручку заводим назад, ставим за спину с упором на ладошку. Другую упираем в колено. Осторожно поворачиваем корпус назад. Оглядываемся. Меняем руки.


Зайчик захотел покачаться. Ложимся на коврик. Отрываем от пола руки и ноги. Заводим руки назад, обхватываем коленки и качаемся на животике. Можно использовать как парный вариант упражнения. Ребенок фиксирует позу, взрослый раскачивает. Потом наоборот.

В роли мячика выступает голова.

Зайчик бросил мяч, он покатился. Крутим головой по сторонам, движения осторожные, медленные. Выполнять можно лежа, приподняв корпус на вытянутых руках, сидя и стоя.


Ноги скрещены в голени, руки ладонями вверх лежат на коленках. Можно скрестить пальцы, как настоящие йоги, и помычать. Дышим ровно, через носик. Закрываем глазки, молчим. Наступает полное спокойствие, отдыхаем.

Они точно понравятся малышам. Их вводите с третьего–четвертого занятия.


Встаем на коленки. Делаем вдох, опускаем грудь к бедрам. Выдыхаем, встаем как собачка и рычим.

Стоим на полу, тянем руки вверх на вдохе, можно привстать на пяточки. На выдохе опускаемся.


Ложимся на коврик лицом вниз. На вдохе поднимаем корпус, голову с опорой на вытянутые вперед руки. Шипим как змея – выдыхаем. Ноги выпрямлены, не двигаются.


Стоим на коврике. Складываем ладошки перед собой в позе молящегося. Вдох. Поднимаем руки вверх, ладони не размыкаем. Выдох. Разводим руки по сторонам.

Встаем на вытянутые руки и ноги. Корпус образует треугольник. Стоим 30 секунд, дышим ровно. Вытягиваем позвонки.


Садимся, ножки складываем в позу лотоса.

Кладем руки на коленочки. На вдохе поднимаем коленки, на выдохе – опускаем. Увеличиваем ритм, машем ножками, как бабочка крыльями.

Упражнения для мальчиков и девочек повышенной сложности похожи на задания для взрослых. Не требуйте доскональной точности исполнения на первых уроках, делайте вдвоем, чтобы ребенок мог понять технику складывания рук, ног, наклонов и удерживания равновесия.


Выполняется стоя. Скрестите ноги так, чтобы левая нога обхватила правую ниже колена. Можно немного присесть для равновесия. Руки скрещиваются на груди, правая накрывает левую, ладони подняты к лицу. Делайте вдох-выдох, паузу 2–3 секунды, меняйте положение рук.


Садимся на пол, стопы соединяются перед собой, колени разведены в сторону. Наклоняем тело вперед, стараясь положить носик на пол. Раковина закрыта. Вдох, выдох, пауза. Раскрываем раковину.


Разведите ноги на ширину плеч. Сядьте на корточки, руки заведите за ноги. Держитесь крепко. Чуть раскачайтесь и подпрыгните. Можно проквакать. Если прыгать не выходит, удерживайте равновесие максимально возможное время.

Необходима для тренировки и развития пресса. Сядьте на коврик. Поднимите вытянутые прямо ноги вверх, схватите их ладонями. Удерживайте тело прямым с опорой на пятую точку. Можно немного раскачиваться, чтобы удержать равновесие.


Встаем прямо. Вдыхаем. Начинаем потихоньку наклоняться вперед, ведомую ногу поднимайте наверх, заводя назад. Руки – в стороны. Выдыхаем. Фиксируем положение. Спина и поднятая нога должны образовать прямую линию.

Лежим на спине. Поднимаем попу, опираемся на вытянутые ноги. Руки занесите назад, упритесь в пол ладонями, поднимите плечи. Должна образоваться прямая линия от груди до пальцев ног (как горка).

Ложимся на спину, осторожно приподнимаем корпус, опираясь на руки и ноги. Фиксируем положение. Важно, чтобы руки не расходились в стороны. Повреждения позвоночного столба для такого упражнения являются противопоказанием.

Непростой вариант даже для продвинутых йогов. Нужно встать в позу мостика лицом вниз. Сделать шаг, поднять ногу и руки наверх одновременно. Вытягивайте ладонь и носок. Удерживайте равновесие.

Противопоказания

У йоги нет особых противопоказаний. Заниматься можно детям с любыми заболеваниями, уровнем физподготовки, даже с I степенью ДЦП. Важно правильно подобрать комплекс упражнений и соблюдать технику их исполнения. Список предостережений для родителей и детей небольшой:

  1. Если есть травмы позвоночника, шеи, не делайте скручивания, стойку на голове.
  2. Глубокие наклоны тела назад запрещены при патологиях щитовидки.
  3. До 14 лет не заставляйте ребенка изгибаться в любую сторону максимально глубоко. Позвоночник еще не готов к серьезным взрослым нагрузкам.
  4. При патологиях сердечно-сосудистой системы запрещены перевернутые асаны.

На заметку родителям! Если на тренировках инструктор не делает разграничений заданий по возрасту, не обращает внимания на особенности физической подготовки детей, состояние их здоровья и имеющиеся заболевания, поменяйте студию. Полезность йоги для малышей во многом зависит от профессионализма и опыта учителя.

Увлеченность и интерес к йоге у ребенка будет возрастать, если школьник почувствует наслаждение, удовольствие от процесса медитаций, складывания тела в разные позы.

Не задерживайтесь слишком долго на простейшем уровне заданий. Постепенно вводите более сложные элементы. Разговаривайте после тренировки. Узнавайте, что ребенок чувствует, подталкивайте к осознанию происходящего внутри. Рассказывайте, на какие поступки, мысли, ощущения наталкивает тренировка вас.

Если малыш поймет суть йоги, проникнется философией, жить без занятий не сможет ни дня. Индийская гимнастика станет необходима как воздух.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.