Как беречь нервную систему ребенка

Есть одна важнейшая сторона в развитии ребенка, которая подчас ускользает от нашего внимания, — это работа центральной нервной системы, коры головного мозга. А между тем именно от создания правильных, нормальных условий для ее деятельности во многом зависят развитие, поведение и характер ребенка, состояние его здоровья.

Особенно важно обеспечить нормальную деятельность нервной системы в первые годы жизни малыша, в то время, когда происходит бурное ее развитие.

Что может привести к нарушениям в работе центральной нервной системы? Иногда это различные заболевания, иногда неправильный режим питания или погрешности в уходе за ребенком. Но чаще всего это происходит из-за утомления.

Ребенок в течение дня много двигается, играет, вследствие чего к концу дня у него наступает утомление. Если уставшего ребенка вовремя уложить спать, он, отдохнув, снова будет бодрым. Для малыша, который на прогулке много бегал, отдыхом будет спокойное занятие за столом. Если же вовремя не дать отдохнуть утомленному ребенку, может наступить опасное для него переутомление.

Сильная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, неспособность сосредоточить свое внимание на чем-нибудь одном, что так часто встречается у детей в более старшем возрасте, — все это последствия утомления нервной системы.

Предупреждать утомление нервной системы нужно с самого раннего возраста. И здесь мы сталкиваемся с большими трудностями. Обычно бывает нелегко заметить первые признаки утомления у маленького ребенка. Тем более, что многие родители считают нормальным, если ребенок в этом возрасте часто плачет, капризничает, быстро переходит от веселого настроения к раздражительности. А ведь все это иногда вызывается утомлением его нервной системы. Действительно, нередко трудно бывает отличить: просто капризничает ребенок или же он устал.

Детям раннего возраста, например, свойственна легкая отвлекаемость. Но если ребенок слишком часто отвлекается во время каких-нибудь своих занятий, игры, это может быть одним из признаков утомления. Об усталости может говорить и быстрая смена настроений.

Признаков утомления у маленьких детей очень много: у ребенка плохой аппетит, с трудом засыпает. Спокойный и веселый — он перед сном вдруг начинает капризничать и плакать. Обычно приветливый и добрый — с криком отнимает игрушку у приятеля.

Вы, наверное, не раз замечали, как ваш сын, недавно научившийся складывать из кубиков башню, в конце игры начинает беспорядочно накладывать их один на другой и, рассердившись, с плачем бросает. Это значит, что ребенок устал, он, наверное, хочет спать.

Когда устает взрослый, он прекращает утомившее его занятие. Маленький ребенок, естественно, не может сам разобраться в своем самочувствии. Он иногда не понимает, что устал. И здесь на помощь к нему должны прийти родители.

Самое важное для нервной системы малыша — это режим. Правильная смена сна и бодрствования необходима для предупреждения утомления. Четырехмесячный ребенок спит три-четыре раза в день. Годовалый ребенок — уже только два раза.

Иногда в семье рано переводят детей на один дневной сон. Делать это до полутора лет не следует. До года и шести месяцев ребенка необходимо укладывать спать днем дважды. Некоторые матери считают: ребенок долго спит ночью, а поэтому ему не обязательно спать днем второй раз. Это абсолютно неправильное убеждение. Надо ведь, чтобы ребенок не только спал положенное ему количество часов в сутки, но и чтобы сон его правильно чередовался с бодрствованием. Только так он вовремя получит необходимый отдых.

Но бывает так, что родители вовремя укладывают ребенка спать и днем, и вечером, а настоящего отдыха его нервная система все же не получает.

Происходит это потому, что сон ребенка бывает неполноценным. Вам, наверное случалось видеть у соседей вечером такую картину: почти на полную мощность включен телевизор, сидящие вокруг мужчины издают еще более громкие возгласы при каждом забитом голе. А в соседней комнате спит ребенок. Разве можно считать его сон полноценным? Конечно, нет.

Яркий свет в комнате, громкий разговор взрослых — все это мешает малышу. Он может при этом спать, но его нервная система не получает от такого сна полноценного отдыха. И напрасно некоторые родители считают своей заслугой то, что ребенок спит у них при любом свете и шуме. Конечно, не нужно создавать какие-то особенные условия. Слабый свет, спокойный, негромкий разговор не помешают сну малыша.

Но не только недостаточный и неполноценный сон может вызвать утомление нервной системы ребенка.

Иногда бывает так. Режим дня маленького налажен правильно: на сон, прогулку и еду отведены определенные часы; обстановка в семье спокойная, а ребенок все-таки капризничает и раздражается, то он слишком вялый, то, наоборот, чересчур возбужденный. Это может происходить потому, что родители, соблюдая режим, не учитывают индивидуальных особенностей ребенка.

Вспомните, как по-разному, например, просыпаются дети. Одному стоит только открыть глаза — и он уже улыбается, уже тянется к игрушке, хочет немедленно спуститься на пол. Другой же просыпается с трудом, долго не хочет отвечать на вопросы, настроение его пониженное, он вот-вот заплачет.

И неправильно делает мать, если в первом случае она, занятая домашними делами, задерживает ребенка в постели, не сразу одевает его, заставляет ждать, пока приготовит завтрак.

Настроение у ребенка падает, вынужденное бездействие вызывает раздражительность.

А если ваш ребенок просыпается с трудом, не следует сразу же заставлять его вставать. Надо поговорить с ним, привлечь его внимание к чему-нибудь яркому, радостному, чтобы помочь ему проснуться и создать хорошее настроение.

Однообразная деятельность также ведет к утомлению.

Ребенок весь день находится в движении и не устает, и в то же время он быстро утомляется, если ему, например, приходится долго идти за руку со взрослым.

Отчего так происходит? Объясняется это очень просто. Ребенок, играя, меняет характер своих движений — в работе находятся разные мышцы и, соответственно, различные участки коры головного мозга, которые ведают работой этих мышц. Поэтому малыш не устает. Другое дело, когда ему приходится все время выполнять одни и те же движения.

— Папа, на ручки, — хнычет маленькая девочка. Отец недоумевает: — Целый день бегаешь, а сейчас не можешь дойти до дома сама.

А она действительно не может, потому что устала.

Чтобы ребенок был бодрым, спокойным и веселым, нужно разнообразить его занятия. При этом, повторяем, надо помнить, что дети сами не могут понять, что они устали. Они часто бегают, пока не упадут от утомления, или требуют вновь и вновь рассказывать полюбившуюся сказку, хотя давно уже пора спать и глаза у них слипаются от усталости. И родители, конечно, не должны идти на поводу у детей. Трехмесячный ребенок может бодрствовать непрерывно 1 час, шестимесячный — 2, годовалый — 3 — 3 с половиной часа, не больше.

Здоровый ребенок трех лет может без каких-либо признаков утомления бодрствовать 6 с половиной часов. Но заниматься чем-либо одним более 20 — 25 минут он не может.

Плохо, когда малыш слишком много находится в сидячем положении или же, наоборот, чересчур много бегает. И то и другое ведет к быстрому утомлению нервной системы. Поэтому необходимо спокойные игры чередовать с подвижными, время от времени менять характер занятий детей.

Нельзя все время развлекать ребенка, надо дать ему возможность побыть одному, на какой-то срок сосредоточиться на определенном занятии.

Нервная система ребенка чрезвычайно уязвима и хрупка, поэтому ее надо оберегать от резких внешних раздражителей. Малышей утомляют громкие звуки, издаваемые некоторыми игрушками, громкая речь взрослых, и особенно окрики.

Не следует водить маленьких детей в кино, разрешать им смотреть телевизор, брать их с собой в гости, где собирается много народа. Такие непосильные нагрузки ведут к утомлению ребенка и ничего, кроме вреда, ему не приносят.

Утомление нервной системы у детей могут вызывать и другие ошибки, допускаемые родителями в воспитании.

Например, что можно сказать о тех родителях, которые вечером затевают с ребятами шумную, возбуждающую игру? После этого малыш долго не может уснуть, сон его неглубок и неспокоен.

— Да он сам просит, — оправдываются родители.

Конечно, маленьким детям очень нравится, когда взрослые играют с ними. Несколько раз так поиграли с малышом перед сном, и вот он уже не хочет ложиться в постель и требует, чтобы мать или отец развлекали и забавляли его снова.

— Смотри, папа, а в этом темном углу не Бармалей сидит?

Если вы своевременно не прекратите чтение таких сказок и рассказов, которые чрезмерно волнуют ребенка, возбуждают его воображение, вы можете серьезно расшатать его еще не окрепшую нервную систему.

Обилие впечатлений, даже радостных, приятных, также может вызвать у ребенка утомление. Если родители чуть не ежедневно приносят ребенку все новые и новые игрушки и книжки, он быстро перестает ими интересоваться. Едва перелистав книжку, он тут же бросает ее и тянется за игрушкой. Яркая картинка не привлекает его, как прежде, и не вызывает у него никакого восторга. Но и игрушка уже не может надолго задержать его внимания. Это также говорит в какой-то мере об усталости нервной системы. Частая смена впечатлений требует от ребенка большого нервного усилия, и это утомляет его.

Дети раннего возраста не могут долго заниматься чем-то одним, но им также трудно сразу прекратить свое занятие и быстро переключиться на что-нибудь другое.

— Сейчас же кончай играть и иди умываться! — требует мать.

Но маленькому ребенку очень трудно сразу прервать игру. Все его внимание сосредоточено на ней, игра заинтересовала его. Чтобы оторваться от нее, ребенку нужно сделать определенное усилие. Однако это для него нередко очень сложная, а иногда и непосильная задача. А если мать, не учитывая этой особенности нервной системы ребенка, будет настаивать на быстром выполнении своего требования, малыш начнет раздражаться. Он отказывается выполнить требование матери, становится непослушным.

Еще хуже, когда родители сами, без предупреждения, прекращают игру, отнимают и прячут понравившуюся ребенку игрушку. Этим они не только не добиваются послушания, а, наоборот, вызывают у детей раздражение и нежелание слушаться.

Если вы хотите, чтобы ребенок оставил игру, постарайтесь чем-нибудь отвлечь его.

Иногда родители из самых лучших побуждений все время одергивают ребенка.

— Вова, сиди за столом прилично! — Не хлопай дверью! — Не мешай папе читать газету!

Все это совершенно справедливые требования. Но если непрерывно делать детям замечания, это начинает раздражать их, вызывает у них сопротивление и нервозность.

— Миша, нельзя двигать стулья! — Перестань бегать!

Запреты иногда так и сыплются на ребенка. А он не может долго находиться без какого-либо занятия, а тем более сидеть неподвижно. Ребенок устает, начинает капризничать, раздражается.

Нельзя заставлять детей сидеть спокойно за столом и долго ждать, пока им подадут еду.

Так вот, не стоит бояться такого рода капризов. К детям нужно относиться чутко и внимательно, но — когда это необходимо — и требовательно. Потакать им не надо и, конечно, нужно запрещать то, что нельзя делать, но, запрещая что-либо, старайтесь тут же заинтересовать малыша каким-нибудь другим занятием.

Очень важно в воспитании ребенка придерживаться единства требований в семье. А ведь часто бывает так, что бабушка разрешает делать то, что не позволяет мать, а мать нарушает запреты отца. Ребенок не понимает, почему, когда отца нет дома, ему можно играть с письменным прибором на столе, а когда приходит отец, это уже не разрешается. Он продолжает тянуться за пресс-папье, и тут его настигает грозный окрик отца. Как это плохо, когда кто-нибудь из членов семьи старается снискать расположение ребенка, разрешая ему делать то, что не позволяют остальные!

— Какая нехорошая мама, она не дает Сереженьке свои пуговицы! — говорит двухлетнему малышу бабушка. — А мы, пока ее нет, поиграем с пуговичками.

И попробуйте в следующий раз не дать Сереже пуговицы — он будет требовать их с криком и слезами, и сама бабушка долго не сможет успокоить его.

Несогласованность действий и требований членов семьи, при которой сегодня ребенку разрешают делать то, за что наказывают завтра, раздражает малыша, нервирует его.

Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребенка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье могут быть созданы хорошие условия для нормального развития его нервной системы.

Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребенка. Там, где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны, капризны.

Вы приходите с работы усталый и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно накрыла вам на стол. А на вас смотрят внимательные глаза вашего сына. Он слушает вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно ваша перепалка с женой.

Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо маленьким детям не меньше, чем вовремя приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых.

Автор-составитель: воспитатель – Сюсюкина Г. Н.

Дошкольный возраст характеризуется активным темпом роста и развития всех органов, в том числе и нервной системы ребенка. В таком возрасте она пластична, гибка и легко ранима. Это обязывает взрослых бережного отношения к ребенку. Всем известно, что нервные клетки разрушаясь не восстанавливаются. У детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Налаженный и отрегулированный ритм жизни положительно влияет на эти процессы. Для стабильного развития нервной системы необходим правильный режим. Мы поговорим не о значении режима сна, питания, закаливания, а рассмотрим условия развития и роста ребенка.

Огромную роль для бережного отношения к нервной системе играет спокойная обстановка в семье, но не каждый об этом знает и помнит. Чтобы ребенок рос спокойным, большое значение имеют предоставленные ему возможности играть и заниматься в специально отведенном для него уголке, а также режим тишины, устраняющий все раздражающие громкие звуки (радио, телевизор, магнитофон). Главное, доброжелательные отношения между членами семьи. Ребенок приходит из детского сада утомленный, и любой раздражитель действует на него особенно сильно, так как это конец дня.

Нет необходимости доказывать, как глубоко влияют на детей скандалы в семье, неуважительное отношение, покрикивание, резкость в обращении друг к другу старших. Повышенный тон выводит малыша из равновесия. Ребенок, находясь в атмосфере конфликтов начинает чаще нервничать, покрикивать, разговаривать с окружающими заимствованным от близких тоном.

Огромную роль в охране нервной системы детей играют установленные между взрослым и малышом отношения. В ребенке надо уметь видеть человека и обходиться с ним справедливо, в этом случае он обретает уверенность, защищенность, что приводит к уравновешенности нервных процессов.

Вседозволенность тоже может навредить. Дети привыкают к расхолаживанию в дисциплине. Строгость приводит к уравновешенности, но всему должна быть мера.

Требования к ребенку должны быть едины у обоих родителей, тон обращения спокойным и приветливым.

Постоянный шум приводит к быстрому утомлению, ухудшению памяти, снижению внимания, повышенной раздражительности. Ребенок, привыкая к высоким раздражителям, перестает реагировать на спокойный тон и сам начинает говорить громко. Вечером малыш должен быть окружен покоем, чтобы подготовиться к ночному отдыху. Не рекомендуется устраивать шумные, подвижные игры перед сном. Необходимо поиграть в постройке из настольного строителя, порисовать, вылепить из пластилина или глины фигуру.

С раннего возраста приучайте детей к спокойным вечерним занятиям, так они постепенно вырабатывают потребность к спокойным действиям, не мешая взрослым после трудового дня.

Большой вред приносит ребенку длительное сидение у экрана телевизора, частое посещение кино.

Зачастую родители не понимают, что приносят большой вред своему ребенку на новогодние праздники в детском саду, на производстве, в доме культуры, посещая многочисленные утренники с суетой, шумом, нервозностью. Ребенокбыстро переутомляется: нарушается режим сна и питания, многообразное впечатление утомляют нервную систему.

Любая болезнь ослабляет организм, травмирует нервную систему, отсюда появляется повышенная раздражительность, обидчивость, капризы, снижается работоспособность, они не могут управлять собой. На таких детей нельзя кричать и прибегать к наказаниям.

Нет двух моралей: для детей больных и здоровых. Разумная требовательность поможет ребенку после выздоровления восстановить утраченное равновесие и спокойствие.

Ночные страхи, боязнь темноты, заикание – не редко является следствием запугивания. Надо объяснить малышу необоснованность страха и раскрыть содержание его волнений.

Изнежив, заласкав, избаловав ребенка и превратив его в эгоиста, родители теряются перед бурным выражением не подчинения. Разумными требованиями не испортить нервы ребенку.

Требования дисциплинируют поведения ребенку, где есть дисциплина и порядок, там дети растут спокойными.

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения, Москва 1974 г.

2. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., Международный Образовательный Психологический Колледж, 1995 г.

3. Гурович Л. М. Ребенок и книга, книга для воспитателя детского сада, Москва просвещение 2002 г.

Фитнес в жизни ребенка На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит большой путь физического и духовного развития. Появляясь на свет совершенно беспомощным.

Консультация для родителей Адаптация – это проблема не только воспитателей это проблема родителей!Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека.

Девять правил матери

10.04.2019 в 18:51, просмотров: 6729

Мы живем в век скоростей — постоянно торопимся, бежим, никуда не успеваем. И сегодня стресс стал неотъемлемой частью жизни всех — и не только взрослых, но и детей. И если кратковременные стрессы для организма даже благотворны, то затяжные могут стать причиной разных заболеваний в будущем. Поэтому задача каждого взрослого — вовремя заметить симптомы стресса у ребенка и принять меры, которые помогут предупредить неприятные последствия.


Далеко не каждый родитель может списать особенности детского поведения на стресс. Как определить, что у ребенка начался стресс? Что делать? Об этом мы узнали у экспертов.

Как рассказывает детский невролог, педиатр, профессор кафедры детских болезней Первого МГМУ им. Сеченова Лусине Хачатрян, если раньше повышенная тревожность и фобии у детей встречались не так часто, то в наш век высоких скоростей они стали уже привычным явлением.

Поэтому, конечно, со стрессом, которому дети подвержены не меньше взрослых, нужно бороться — чтобы впоследствии избежать серьезных осложнений. Между прочим, даже малыши могут испытывать нервные перенапряжения — в основном на фоне различных физиологических изменений в организме и непривычных внешних условий. Причиной таких стрессов могут быть переезд, болезнь, разлука с мамой, прорезывание зубов, поход в поликлинику, смена климата или обстановки вообще, посещение детсада.

Как проявляется детский стресс? Ребенок становится излишне возбудимым, у него нарушается сон, появляются проблемы с аппетитом, он плачет больше, чем обычно, становится суетливым, иногда агрессивным, в некоторых случаях появляется нервный тик. Если вы заметили за своим ребенком такое, нужно обратиться к детскому неврологу.

Как бороться с детским стрессом? Существует немало способов, которые позволят вам пережить эту ситуацию и сохранить здоровье ребенка в будущем.

Первое. Очень важно соблюдать режим дня. В первую очередь режим сна и бодрствования. Если беспокойный сон у ребенка сохраняется, помогут дыхательные упражнения и спокойные игры. Кроме того, при детской бессоннице хорошо помогают различные виды творческой активности (рисование, лепка и пр.) А вот телевизор лучше отключать по возможности насовсем. Гаджеты тоже должны войти в жизнь ребенка как можно позже.

Второе. Очень важно давать понять ребенку, что он находится в безопасности, что его близкие люди всегда рядом и готовы помочь. Это вовсе не значит, что вы должны находиться с ним неотлучно. Но пользуйтесь каждой удобной возможностью, чтобы обнять своего малыша, подержать его за руку, сказать ласковое слово.

Третье. Если ребенку предстоит смена обстановки (переезд, поход в детский сад, отпуск), его нужно приготовить к этому заранее. Постоянно рассказывать о том, что ждет его. Однако если вы понимаете, что с переменой обстановки ваш ребенок вдруг стал агрессивен, с этим помогут справиться закаливание и водные процедуры. Отличный эффект дает и модная ныне энимал-терапия (то есть общение с приятными животными).

Четвертое. Очень важную роль в борьбе со стрессом играют различные игры — они помогают детям перенести центр тревоги на вымышленные ситуации и снять напряжение.

Пятое. Стресс у школьника — особое явление. Он может возникать по самым разным причинам: из-за того что не складываются отношения с учителем или одноклассниками; из-за того что поставили плохую отметку; из-за предстоящих экзаменов и пр. Вот основные симптомы стресса в школьном возрасте: утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании, прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки), замкнутость, заикание, головные боли, раздражительность. Роль правильного режима дня, в который входят не только подъем и отход ко сну в одно и то же время, включая выходные, но и завтрак, обед и ужин по расписанию, играет очень большую роль. Улучшить сон помогают водные процедуры перед сном — душ комфортной температуры. Кроме того, работа у ребенка школьного возраста должна чередоваться с отдыхом.

Шестое. В период стресса очень важно обеспечить организм витаминами. Посоветуйтесь с педиатром, какой витаминный комплекс подойдет именно вашему малышу в зависимости от его индивидуальных особенностей. Кроме того, детям подойдут гомеопатические препараты от стресса, которые одновременно устраняют и психоэмоциональные, и физические проявления стресса. Кстати, исследования, проведенные на кафедре детских болезней Первого МГМУ им. Сеченова, показали, что 87% детей с фобиями, нарушениями коммуникации и повышенной тревожностью прекрасно выздоравливали на гомеопатическом лечении.

Седьмое. Важно следить за питанием ребенка: он должен получать достаточное количества белка, полезных жиров и углеводов. В рационе должно быть как можно больше пищевых волокон (клетчатки), которыми богаты овощи, фрукты, квашеная капуста, злаки, отруби. Многие признают и пользу пробиотиков.

Восьмое. Физическая активность — один из самых действенных способов борьбы со стрессами в любом возрасте. Разумные нагрузки помогают снять эмоциональное напряжение и повысить стрессоустойчивость ребенка. К ним относятся бег, велосипед, лыжи, теннис, танцы, плавание. Кстати, исследователи из Университета Миссури (США) обнаружили, что всего полчаса интенсивных занятий любым спортом значительно снижают уровень стресса. Ведь физические нагрузки приводят к усиленной выработке гормонов радости эндорфинов, так необходимых для борьбы с любыми нервными нагрузками.

В любом случае каждый детский стресс требует консультации с врачом. И, конечно, предельной внимательности со стороны взрослых.

Заголовок в газете: Стрессы детям не игрушки
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27949 от 11 апреля 2019 Тэги: Дети , Спорт, Отдых Места: США

Дата публикации: 21.01.2014

Тип материала: Статья

Здоровая нервная система – основа хорошего физического и психического развития ребенка. Нервная система является главным регулятором деятельности всех внутренних органов человека.

Как надо воспитывать ребенка, чтобы вырастить его здоровым, психически полноценным человеком?

Во-первых, родители должны начать заботиться о ребенке начиная еще с младенческого возраста. Каждое, даже незначительное заболевание ребенка влечет за собой изменения в деятельности нервной системы и задержку ее развития. Чем чаще болеет маленький ребенок, тем сильнее он отстает и в физическом, и в психическом развитии. Это происходит потому, что во время болезни в кровь ребенка поступают токсины, которые могут вызвать нарушение функций любого органа и системы организма.

Не все родители понимают важность правильного воспитания ребенка раннего возраста, и в особенности в первые недели и месяцы его жизни. Только что родившийся ребенок почти все время спит. Просыпаясь, он кричит, беспокойно двигая ручками и ножками, мимика его лица выражает недовольство. И только с конца первого месяца жизни эти особенности поведения изменяются. Ребенок начинает следить глазами за двигающимися предметами, начинает улыбаться, сон прерывается периодами спокойного бодрствования. Неправильное воспитание в этот ответственный период жизни ребенка может нанести серьезный вред ранимой нервной системе малыша. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенку полезнее всего спать: дают соску, покачивают и т.д., не учитывая того, что растущему ребенку требуется все меньше времени на сон. Таков закон психического развития ребенка, и нарушать его – значит наносить большой вред этому развитию. Дети, которые бодрствуют меньше нормы, растут или слишком возбудимыми, или, наоборот, вялыми, безразличными к окружающему.

Отрицательно на работу мозга действует пассивность ребенка. У детей, которых постоянно во время бодрствования пеленают, держат в коляске или на руках, нарушается деятельность нервной системы.

Необходимо помнить, что шум в доме – один из сильнейших раздражителей нервной системы ребенка. Даже громкие разговоры могут стать причиной излишней возбудимости или подавленности ребенка. Изобилие музыкальных игрушек также нарушает нормальную деятельность нервной системы.

Некоторые взрослые считают, что чем больше разговаривать с ребенком, тем скорее он научится говорить. Для этого начинают разговаривать с малышом целый день, а иногда включают для него или телевизор или радио. Это очень вредно, так как изобилие и беспорядочность звуковых раздражителей утомляют ребенка, делают его нервозным.

Самое лучшее средство восстановления затраченной во время бодрствования нервной энергии – это сон. Поэтому беречь нервную систему ребенка – значит создавать все необходимые условия для сна. Порой молодые родители, организуя сон ребенка, допускают ошибки. Некоторые мамы считают, что чем активнее малыш будет вести себя перед сном, тем крепче он будет спать. А результат к удивлению родителей, получается противоположный: ребенок возбужден, плачет от переутомления, плохо засыпает.

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым темпом роста и развития всех органов и систем, и в особенности нервной системы. Поэтому, уважаемые родители, относитесь бережно к ранимой нервной системе ребенка, так как от этого в дальнейшем зависит психическое здоровье вашего ребенка.

Дошкольный возраст характеризуется активным темпом роста и развития всех органов, в том числе и нервной системы ребенка. В таком возрасте она пластична, гибка и легко ранима. Это обязывает взрослых бережного отношения к ребенку. Всем известно, что нервные клетки разрушаясь не восстанавливаются. У детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Налаженный и отрегулированный ритм жизни положительно влияет на эти процессы. Для стабильного развития нервной системы необходим правильный режим. Мы поговорим не о значении режима сна, питания, закаливания, а рассмотрим условия развития и роста ребенка.

Огромную роль для бережного отношения к нервной системе играет спокойная обстановка в семье, но не каждый об этом знает и помнит. Чтобы ребенок рос спокойным, большое значение имеют предоставленные ему возможности играть и заниматься в специально отведенном для него уголке, а также режим тишины, устраняющий все раздражающие громкие звуки (радио, телевизор, магнитофон). Главное, доброжелательные отношения между членами семьи. Ребенок приходит из детского сада утомленный, и любой раздражитель действует на него особенно сильно, так как это конец дня.

Нет необходимости доказывать, как глубоко влияют на детей скандалы в семье, не-уважительное отношение, покрикивание, резкость в обращении друг к другу старших. Повышенный тон выводит малыша из равновесия. Ребенок, находясь в атмосфере конфликтов начинает чаще нервничать, покрикивать, разговаривать с окружающими заимствованным от близких тоном.

Огромную роль в охране нервной системы детей играют установленные между взрослым и малышом отношения. В ребенке надо уметь видеть человека и обходиться с ним справедливо, в этом случае он обретает уверенность, защищенность, что приводит к уравновешенности нервных процессов.

Вседозволенность тоже может навредить. Дети привыкают к расхолаживанию в дисциплине. Строгость приводит к уравновешенности, но всему должна быть мера.

Требования к ребенку должны быть едины у обоих родителей, тон обращения спокойным и приветливым.

Постоянный шум приводит к быстрому утомлению, ухудшению памяти, снижению внимания, повышенной раздражительности. Ребенок, привыкая к высоким раздражителям, перестает реагировать на спокойный тон и сам начинает говорить громко. Вечером малыш должен быть окружен покоем, чтобы подготовиться к ночному отдыху. Не рекомендуется устраивать шумные, подвижные игры перед сном. Необходимо поиграть в по-стройке из настольного строителя, порисовать, вылепить из пластилина или глины фигуру.

С раннего возраста приучайте детей к спокойным вечерним занятиям, так они постепенно вырабатывают потребность к спокойным действиям, не мешая взрослым после трудового дня.

Большой вред приносит ребенку длительное сидение у экрана телевизора, частое посещение кино.

Зачастую родители не понимают, что приносят большой вред своему ребенку на новогодние праздники в детском саду, на производстве, в доме культуры, посещая много-численные утренники с суетой, шумом, нервозностью. Ребенок быстро переутомляется: нарушается режим сна и питания, многообразное впечатление утомляют нервную систему.

Любая болезнь ослабляет организм, травмирует нервную систему, отсюда появляется повышенная раздражительность, обидчивость, капризы, снижается работоспособность, они не могут управлять собой. На таких детей нельзя кричать и прибегать к наказаниям.

Нет двух моралей: для детей больных и здоровых. Разумная требовательность поможет ребенку после выздоровления восстановить утраченное равновесие и спокойствие.

Ночные страхи, боязнь темноты, заикание – не редко является следствием запугивания. Надо объяснить малышу необоснованность страха и раскрыть содержание его волнений.

Изнежив, заласкав, избаловав ребенка и превратив его в эгоиста, родители теряются перед бурным выражением не подчинения. Разумными требованиями не испортить нервы ребенку.

Требования дисциплинируют поведения ребенку, где есть дисциплина и порядок, там дети растут спокойными.

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения, Москва 1974 г.

2. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В., Международный Образовательный Психологический Колледж, 1995 г.

3. Гурович Л. М. Ребенок и книга, книга для воспитателя детского сада, Москва просвещение 2002 г.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.