Как лечить ребенку неврологический запор

Остеопат Гуричев Арсений Александрович


Фото: Fabian Blank

Запор опасен и требует лечения ребенка. Применение многих лекарств у детей противопоказано. Что делать в случае запора у ребёнка + Психосоматика запора.

Согласно положениям Римского консенсуса функциональные запоры (запоры без других: инфекционных, травматических, токсических причин, аномалий развития и тд) относятся, наряду с остальными нарушениями дефекации, к синдрому раздражённого кишечника (СРК), среди которого выделяют:

  1. СРК с запором
  2. СРК с диареей
  3. СРК смешанного типа (с запором и диареей).

Нормальная частота стула у младенцев от нескольких раз в день до 2 раз в неделю. Если реже, или если ребёнок плачет при дефекации, если его каловые массы жёсткие, сухие, или наряду с этим есть выделения жидкости из заднего прохода, то это настораживающий признак.

Вздутие живота, плач или крик при нажатии на живот, выделения крови из заднего прохода, ухудшение общего состояния ребенка, сонливость и другие нарушения сознания, холодный пот, или повышение температуры тела, рвота, неврологические и другие симптомы — всё это требует незамедлительного осмотра врача (педиатра, хирурга, инфекциониста, невролога).

Тревожные признаки

(Hyams J. S., Di Lorenzo C., Saps M., Shulman R. J., Staiano A., van Tilburg M. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Child // Adolescent. Gastroenterology. 2016. ЙBenninga S., Nurko M. A., Faure C., Hyman P. E., James Roberts I. St., Schechter N. L. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Neonate/Toddler // Gastroenterology. 2016.)

    • запор с рождения или в возрасте менее месяца
    • выделение мекония более чем через 48 ч после рождения
    • болезнь Гиршпрунга в семье
    • лентовидный стул
    • кровь в стуле (видимая, или чёрный стул)
    • повышение температуры
    • рвота желчью (зелёная, жёлто-зелёная, тёмная)
    • аномалия развития щитовидной железы
    • значительное вздутие живота
    • аномалии развития ануса (положение, форма, отклонение межъягодичной борозды)
    • признаки spina bifida (пучок волос в крестцовой области, впадина в области крестца)
    • перианальный свищ, или фистула
    • неврологические симптомы (отсутствие анального рефлекса, кремастерного рефлекса, тонические нарушения, грубая задержка развития)
    • сильный страх во время осмотра.

Если опасности нет (был осмотр врача, исключающий опасность), или это состояние уже не в первый раз и нет настораживающих признаков, то стул надо налаживать.

Младенческая дисхезия — особая форма функционального запора у детей в возрасте до 6 месяцев в виде не более 10 минутного приступа беспокойства и крика с последующей успешной дефекацией — при условии отсутствия каких бы то ни было проблем со здоровьем

Причины запора

Периодически находятся те, или иные причины запоров. Много сообщений о связи запоров с ферментопатиями или аллергией на коровье молоко, а также запоров, связанных с обменом железа. По-видимому, важность значений этих вариантов переоценена.

Сегодня рассматривается биопсихосоциальная модель функциональных нарушений органов пищеварения (Drossman D. A. The functional gastrointestinal disorders and the Rome III process // Gastroenterology. 2006), согласно которой симптомы развиваются из-за комбинации нескольких физиологических причин и условий:

    • нарушение моторики кишечника и желчевыводящих путей
    • гиперчувствительность кишечника к нормальным медиаторам
    • изменение местного тканевого иммунитета кишечника
    • воспалительные реакции кишечника
    • нарушения нервной связи: ЦНС — энтеральная НС
    • психологические и социальные факторы (условия).

Неврологические особенности при запоре

По данным исследований нервной системы у детей с запорами установлено преобладание тонуса парасимпатической нервной системы у 82% детей с запорами, а симпатической — у 11% обследуемых. У 18% детей отмечалась повышенная агрессивность, в 1% случаев отмечалась аутоагрессия. Установлена акцентуация характера в виде эмоциональной лабильности в 21% случаев, а истероидности в 17% детей с запорами (Гасилина Т.В, Бельмер С. В. Вопросы медикаментозной терапии запоров функционального происхождения у детей).

Пищевые факторы запора

Пищевые факторы могут влиять на моторику кишечника и дефекацию. Наибольшее значение имеет растительная клетчатка, фрукты, овощи, вода, кислоты, соли, белок — в разной степени влияния.

Недостаток клетчатки

Недостаток клетчатки в пище, рафинированная пища, недостаточное потребление воды — наиболее частая пищевая причина (условие) запоров. Недостаточное количество пищевых волокон в пище ежедневного рациона — фактор риска запора (Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007).

Показано, что употребление растительной клетчатки и большого количества жидкости ускоряет кишечный транзит и размягчает кал (Carbohydrate and dietary fiber. In: Kleinman R. E., ed. Pediatric Nutrition Handbook, 6th Edition, Community on Nutrition. American Academy of Pediatrics, 2009) .

FLUIDS, FRUITS, FIBER

Жидкость, фрукты и клетчатка = решение при функциональных запорах у детей.

Достаточное количество жидкости принимаемой ребенком за день, с учетом потерь жидкости с потом из за жары, лихорадки, рвоты, учащённого мочеиспускания и д.р. Существуют разного рода расчётные нормы потребления воды, но они сложно применимы и сами по себе повышают нервозность родителей при невозможности их соблюсти. Достаточность потребления воды может быть определена простым способом — предложением ребёнку воды.

Клетчатка и фрукты

Российское общество детских гастроэнтерологов рекомендует следующий расчет нормы потребления пищевых волокон: к возрасту ребенка прибавить 5–10 г в сутки ((5–10) + n, где n — возраст в годах, т. е. 6–11 г/сут для годовалого ребенка) (Хавкин А. И., Файзуллина Р. А., Бельмер С. В., и др. Диагностика и тактика ведения детей с функциональными запорами. Вопросы детской диетологии. 2014; 12).

Фруктовые соки, фруктовые пюре, чернослив, яблоко, другие фрукты и овощи. Кислые и сахаристые вещества: фруктовые соки, чёрный хлеб, мёд, варенье, джем, кислое молоко. Овсяная, гречневая, перловая крупы (каши). Некоторые минеральные воды и в целом холодная пища.

Пища замедляющая моторику

Продукты и напитки, содержащие танины: чай, кофе, какао, некоторые, в основном цветные тёмные фрукты. Гранат, черника, кизил, хурма, некоторые сорта груши. Манная и рисовая каши (не все сорта риса). В целом тёплая и горячая еда.

Кроме налаживания рациона питания можно применять тренировку усаживания на горшок, создать условие опоры для ног, оказывать вербальную поддержку при удачной дефекации.

Тренировка усаживания подразумевает налаживание ритма дефекации, например по утрам, днём и вечером в одно и тоже время. Опора для ног ребенка при усаживании на унитаз — важное условие для возможности расслабить мышцы тазового дна, и согласованно повысить тонус мышц живота ( Inan M., Aydiner C., Tokuc B. Factors associated with childhood constipation // J Paediatr Child Health. 2007) .

Следующий шаг

Если диета не даёт нужного результата, то применяются тёплые ванны, массаж живота, желчегонные продукты (горечи, масла), слепой тюбаж (обсудить с педиатром). При неэффективности этих мер — глицериновые свечи, но лучше не злоупотреблять ректальной интервенцией. При бездейственности данных мер показано применение лекарственных средств, они назначаются педиатром и родители должны взвешено оценивать предполагаемые эффекты и безопасность препаратов.

Остеопатия — безопасный метод эффективный в большинстве случаев при запорах у детей (и у взрослых). В основном коррекции поддаётся вариант запора, обусловленный неврологическим компонентом: связь центральная нервная система — нервная система кишечника, вегетативная иннервация кишечника, коррекция дискинезий желчевыводящих путей, тонические нарушения гладкой мускулатуры собственно кишечника.

Психологические и социальные факторы

Негативный, травмирующий опыт дефекации у ребёнка, связанный с болью, стрессом из за обстановки, повышенного внимания окружающих, холод или отсутствие других необходимых условий в общественных уборных, негативный опыт медицинской агрессии и другие условия могут сформировать рефлекс, связанный с дефекацией.

Эволюционные механизмы запора

Запор — реализация древнего эволюционного механизма, обеспечивавший у человека спасение через не оставление следов. Не оставление следов (экскрементов) позволяло не быть найденным хищником и, соответственно, избежать его нападения. Другой эволюционный механизм описывает схожую ситуацию, но другой контекст — запор хищника, как способ не быть обнаруженным жертвой на которую он охотится. Сравните активность дефекации травоядных (коров, лошадей) и хищников (кошек, собак).

В психоаналитических направлениях (Зигмунд Фрейд) акт дефекации интерпретируется как акт дарения (отдавания) и косвенно дефекация показывает способность отдавать (деньги), платить, расставаться с деньгами.

Приметы

На уровне культуральных символов жителей Европы дефекация, кроме прямого отторгающего символизма, также связана с богатством, положением: “Да он деньгами в туалет ходит”, “Хоть жопой ешь”, “ Как в начальство вышел — так с пенька серет ”.

Приметы в разных народах: “Наступил в говно — прибыль из неожиданного места”, “Наступил дерьмо — к деньгам”. В европейской сказке про Золотого осла последний выделяет не фекалии, а золотые талеры…

Тело, как сцена

Рудигер Дальке описывает запор, как выражение нежелания отдать, стремление удержать любой ценой. Запор напрямую связан с жадностью, свидетельствует о слишком большой любви к материальным благам и о нежелании с ними расставаться (Рудигер Дальке, Роберт Хёсль, Проблемы пищеварения, СПб, Весь, 2008, Рудигер Дальке, Торвальд Детлефсен, От болезни тела — к исцелению души, СПб, Весь, 2012).

Биологические конфликты запора

Представитель и продолжатель идей Новой Германской Медицины, Тотальной биологии и Исцеления воспоминанием Жильбер Рено (Жильбер Рено, Исцеление воспоминанием, М, Эксмо, 2017, Жильбер Рено Конспекты семинаров Исцеление воспоминанием, 2015 — 2018 гг) указывает на запор, как проявление следующих конфликтов:

  1. Конфликт идентичности на собственной территории: “У меня нет места, где я могу побыть собой, испражниться”
  2. Конфликт активного расставания: “Я переживаю расставание, но хочу удержать”.
  3. Конфликт расставания с тем, кто умер: “Я так скучаю по нему”.
  4. Конфликт, связанный с мобильностью: “Я должен идти, но я не хочу”.
  5. Конфликт неспособности довести дело до конца: “Я не могу продать дом”.
  6. Конфликт остановки: “Я не могу переварить и отпустить грязную ситуацию”.

Дети в данных случаях могут проявлять семейные конфликты (конфликты родителей).

Вторая по распространенности причина данной проблемы — стресс, который испытывает ребенок во время неправильного приучения к горшку. Если родители или воспитатели в детском саду приучают малыша ходить на горшок с жестким принуждением, в некомфортных условиях, стыдят его, сравнивают с другими детьми, подолгу держат на горшке, наказывают, у него формируется негативный опыт и отношение и к горшку, и к самому акту дефекации. Если своевременно не обратить внимание на эту проблему и не предпринять правильные меры по разрушению сложившегося стереотипа, психологический запор может перейти в хроническую форму, что негативно повлияет на состояние здоровья ребенка, существенно ухудшит качество его жизни и в течение долгих лет будет доставлять много неудобств.

4 года. В 4-летнем возрасте главной причиной проблем с дефекацией является неправильное питание (вредные продукты, дефицит в рационе овощей и фруктов, еда всухомятку и т.д.), вследствие которого нередко развиваются или расстройства кишечника с диареей, или физиологический запор. Обе ситуации неприятны во всех смыслах и способны привести к формированию негативного опыта в отношении дефекации с последующим развитием психологического запора.

5 лет. Обычно в этом возрасте неврогенные запоры возникают редко, так как дети уже в состоянии осмыслить информацию о том, насколько важно правильно питаться, а также регулярно и своевременно опорожнять кишечник. Зачастую в этот период родители продолжают исправлять собственные ошибки, совершенные в предыдущие годы, развенчивая сложившиеся у ребенка негативные стереотипы относительно акта дефекации.

Рекомендации педиатров и психологов но этому поводу можно разделить на две равноценные по значению группы — абстрактные и конкретные. В первой группе лишь две позиции, но их важность невозможно переоценить, без них никакие практические действия не принесут желаемого результата. Это безусловная любовь к малышу и огромное терпение. Приучайте ребенка к горшку постепенно, без давления и наказаний, в доброжелательной спокойной обстановке, с учетом индивидуальных особенностей его физического и психического развития. Кому-то эта процедура дается легко и быстро, а кто-то осваивает ее в течение долгих месяцев. Искусственно, а тем более неумело ускорять этот процесс крайне нежелательно.

При этом следует помнить, что оптимальной периодичностью дефекации ребенка является один раз в день. В пределах нормы — 1 раз в 2 дня. Обеспечение этого условия — залог нормального функционирования ЖКТ и безболезненного акта опорожнения кишечника.

Что же касается практических действий, направленных на предотвращение развития и лечение психологических запоров, то врачи советуют:

Во-первых, не допускать развития кишечных расстройств и физиологического запора вследствие неправильного питания. Для этого нужно ввести в рацион ребенка много свежих фруктов и овощей в свежем, отварном, запеченном или тушеном виде. Для улучшения работы кишечника полезно включать в детское меню чернослив, курагу, инжир, тыкву в любом виде, свежие (в 1-й день приготовления) кисломолочные продукты, а также контролировать, чтобы ребенок часто и много пил воды и полезных напитков (компотов, морсов, киселей и др.). При этом нужно ограничить употребление малышом сладостей, свежего хлеба, выпечки, сладкой газированной воды, фастфуда. А лучше всего не приучать ребенка к такой еде.


Что такое психологический запор, причины какого характера его вызывают и чем он отличается от обычного? Обо всем этом и пойдёт речь в данной статье.

Проблемы с нормальным стулом у взрослых – это явление не редкое. Практически каждый третий ощущал на себе неприятные симптомы в связи с отсутствием дефекации. При этом большинство даже не догадывается об настоящих причинах данного заболевания.

В результате перемены режима питания или рациона, или образа жизни с недостаточной физической активностью человека могут появиться проблемы с дефекацией. Обычные затруднения с дефекацией спровоцированы патологиями в кишечнике и в других органах желудочно-кишечного тракта, если его вовремя не вылечить он может перейти в хронический запор. Для лечения обычного запора необходимо начать питаться правильно, вести более подвижный образ жизни и использовать специальные свечи, которые обладают хорошими смазывающими качествами.

В медицине выделяют еще один вид запора – неврогенный. Под ним подразумевают отсутствие нормального стула, которое не имеет объективных причин и объясняется наличием психологических проблем или патологий нервной системы. Поскольку подавление позыва на дефекацию вызвано психологическими факторами, чтобы вылечить такой недуг следует обращаться к неврологу или психотерапевту.

Психологические проблемы запора

Существует множество психологических причин отсутствия нормального стула. Среди самых распространенных можно выделить следующие:


  1. Заболевания нервной системы;
  2. Психические заболевания;
  3. Стрессовые ситуации;
  4. Командировки, частые поездки. Человек не может опорожниться в незнакомом для него месте.
  5. Скользящий график работы. Не вырабатывается привычка на определенное время испражнения;
  6. Синдром раздраженного кишечника.

Как определить причину появления неврогенного запора?

Чаще всего точно определить почему возник неврогенный запор у взрослых достаточно тяжело. Выявить проблему и определить недуг, который стал причиной запора, можно лишь при появлении других симптомов. К примеру, боли в животе и плохой аппетит, бессонница и головная боль, усиленное газообразование, метеоризм и тому подобное. Если при обследовании выявлены заболевания, влияющие негативно на работу кишечника, следует предпринять все меры, чтобы их устранить. Точных рекомендаций как бороться с неврогенным запором дать нельзя – это дело лечащего врача пациента.

Неврогенный запор у ребенка и его основные причины

Сталкиваясь с таким недугом как психологический запор у ребенка, большинство родителей понятия не имеют, что делать. Эта болезнь начинается с обыкновенного запора в связи с неправильным питанием и растет эта проблема с каждым днем так, что родители начинают паниковать.

В результате проблем с пищеварением и обычным запором, ребенок во время похода в туалет начинает чувствовать боль. В итоге формируется боязнь дефекации. Малыш начинает бояться, что в следующий раз ему снова будет больно опорожняться, от этого он зажимается, до последнего сдерживается, и может даже обкакаться. Такая ситуация опять вызывает затруднения с дефекацией и болезненные ощущения у ребеночка.

Неврогенный запор у детей может возникнуть в разном возрасте, однако зачастую данное явление педиатры наблюдают у деток от двух до четырех лет.

Психологический запор у ребенка 3 года случается в период привыкания к детскому саду или, когда ребенок оказывается в незнакомом месте (в гостях, в больнице). Когда ребенок сознательно сдерживает испражнения и долгое время игнорирует позывы, в конечном итоге, это влечет за собой самого нарушения механизма дефекации, запор может приобрести хронический характер. Малыш может ощущать страх перед походом в туалет даже в нормальных условиях, поскольку уже подсознательно ожидает боли.

В свою очередь хронический запор может спровоцировать в той или иной степени следующие последствия:

  1. Появление трещин прямой кишки, болезненности и кровотечений из заднего прохода;
  2. Плохое всасывание полезных веществ;
  3. Отравление организма;
  4. Воспаление слизистой оболочки;
  5. Повышение газообразования;
  6. Нарушение местного кровообращения;
  7. Развитие неврологических проблем.

Родителям не стоит воспринимать проблему у ребенка только как трудность с походом в туалет, хронический запор является серьезным недугом, который нужно начинать лечит как можно скорей.

Как лечить психологический запор?

Существует много методик лечения проблем с отсутствием нормального стула. Их использование зависит от того, почему возникла проблема сбоя механизма работы кишечника. Поэтому перед началом лечения запора и приемом каких-либо медикаментов, необходимо обратиться к врачу для определения диагноза. Поскольку самостоятельный прием лекарств может повлечь за собой усложнение состояния и обострение основной болезни.

К решению проблемы неврогенного запора у взрослого следует подходить поэтапно. Первым делом следует выявить психологическую причину отсутствия нормального стула. Процесс испражнения напрямую зависит от работы головного мозга. Перистальтика и продвижение каловой массы к выходу из прямой кишки контролируется нашим подсознанием, которое нам не подвластно. Но управлять можно сознанием, поэтому для решения проблемы с отсутствием позывов к опорожнению следует осознанно обдумать ее и заставить кишечник работать в некомфортных условиях.

Когда подходит время необходимого испражнения нужно увеличивать количество выпитой воды. Будучи в гостях, командировке или другой не привычной обстановки в свой рацион стоит добавлять больше количества клетчатки, кислых фруктов и овощей, которые способствуют ускорению вывода кала наружу.

Ну и, разумеется, для борьбы с отсутствием регулярного стула следует увеличить свою физическую активность. Ходьба, бег, плавание помогут избавиться от проблем с запором.

Если у вашего ребенка отсутствует постоянный стул, это может быть психологический запор, что делать в таком случае? Чтобы помочь преодолеть неврогенный запор необходимо сделать следующее:

  1. Обеспечить малышу мягкое безболезненное испражнение. При появлении неврогенного запора следует обязательно обратиться к гастроэнтерологу, чтобы сдать анализы на копрологию и дизбактериоз. Врач может обнаружить инфекции, или недостаток лакто-, бифидобактерий и прописать лечебный курс. Гастроэнтеролог также порекомендует лечебную диету для ребенка.
  2. Придать ребенку психологической уверенности. Необходимо с помощью похвалы, игр, сказок убедить ребенка, что какать — это обычный повседневный процесс и совершенно безболезненный.

Около 25% детей, посещающих детского гастроэнтеролога, страдают от запора. Запор у ребенка вызывает чрезмерный дискомфорт и, когда его игнорируют, могут возникнуть другие осложнения. Далее указаны различные причины запора, его признаки и пути оказания помощи ребёнку.

Запор (с лат. constipation, obstipatio – скопление, накопление) – функциональное расстройство кишечника, которое выражается задержкой стула больше чем на 24 – 36 ч, возрастанием интервала между процессами дефекации в сравнении с субъективной физиологической нормой, затруднением опорожнения, высвобождением скудного количества плотных фекалий; у старших детей – чувством неполного опорожнения.

Причины запора у младенцев, детей до 7 лет

В силу анатомо-физиологического несовершенства пищеварительной системы и влияния многочисленных факторов риска, единая причина болезни не установлена. Запор у ребенка – комплексное, полиэтиологическое заболевание, имеющее индивидуальные механизмы развития и проявления. Воздействие факторов риска и ряд других обстоятельств приводят к замедлению пропульсивной деятельности кишечника, скоплению плотных масс в дистальных отделах, возникновению характерных симптомов патологии.

К ним относят следующие факторы:

В их число входят следующие факторы:

Сюда относят следующее:

  • органические заболевания кишечника (болезнь Гиршпрунга, долихоколон и долихосигма (удлинение отделов кишечника), трещины анального отверстия, геморрой;
  • дефицит железа;
  • рахит;
  • неврологические заболевания (миопатии, парезы, параличи различного генеза);
  • у девочек воспалительные процессы внутренних половых органов;
  • эндокринные и обменные заболевания (сахарный диабет, гипотиреоз, муковисцидоз).

К ним можно отнести:

  • кодеин и его производные;
  • седативные средства (Фенобарбитал, антидепрессанты, производные фенотиазина,);
  • Лоперамид;
  • энтеросорбенты;
  • антациды и т. д.

Виды запора

Этот тип носит временный характер. Запор у ребёнка возникает нечасто, длится всего несколько дней.

Он может быть вызван изменением в диете или режиме дня, путешествиями, отсутствием физических упражнений, болезнями или применением лекарства.

Запоры у детей длятся более трёх месяцев, а иногда и продолжаются в течение многих лет. Расстройство нарушает повседневную жизнь ребёнка. Оно не проходит без изменения диеты и физических нагрузок, требует применение медицинских препаратов, отпускаемых по рецепту врача.

Функциональный (идиопатический) запор подразумевает, что не существует идентифицируемого причинного органического состояния.

Данный тип расстройства обычно начинается после неонатального периода. Почти всегда есть намеренное или подсознательное удержание стула. Острая форма часто предшествует хроническому течению. Стул становится твёрдым, меньшим по объёму и труднопроходимым, что приводит к раздражению в анальном отверстии и появлению трещин.

Поскольку акт дефекации становится болезненным, возникает добровольное удержание фекалий, чтобы избежать боли. Далее позыв к дефекации исчезает, поскольку прямая кишка вмещает всё содержимое. Этот порочный цикл постепенно усугубляется, так как увеличивается объём кала, который необходимо вывести.

Основные проявления

У грудных детей с задержкой акта дефекации видимые изменения минимальны. При длительной кишечной дисфункции возможно обнаружить увеличение размеров живота, обусловленное накоплением каловых масс в дистальных отделах ЖКТ. Дети жалуются на чувство неловкости, полноты и распирания в животе, в особенности в левой стороне.

При отхождении плотных и спаянных между собой фекальных масс у пациента в анальной области возникает резкая боль, что обусловлено появлением надрывов и трещин. Ребёнок в последующем не решается на акт дефекации, сопровождаемый болезненными ощущениями, начинает самопроизвольно задерживать опорожнение кишечника, вследствие возникает длительный запор, а порой теряется рефлекс на дефекацию.

Диагностика

Диагностику проводят в две стадии.

На первой стадии врач тщательно собирает и анализирует анамнез, уточняет факторы и соматические расстройства, способствующие формированию болезни, проводит физикальный осмотр.

Сбор анамнеза часто помогает отличить функциональный запор от болезни Гиршпрунга.

Особенно важно выяснить, когда у ребёнка впервые был стул после рождения. У большинства детей с болезнью Гиршпрунга возникают запоры сразу или вскоре после появления на свет. У более чем половины младенцев с этой патологией отсутствует меконий (первородные фекалии) в первые 36 часов жизни.

Также врач должен задать вопросы о специфических симптомах запора у ребёнка, о начале и их продолжительности, есть ли болезненность и кровотечение, ассоциированные с дефекацией.

У детей до 3 лет идиопатический запор возникает во время приучения к горшку. У ребёнка раннего и дошкольного возраста задержка стула может развиваться после пелёночного дерматита или обезвоживания.

У старших детей функциональный запор не редко развивается при поступлении в школу, потому что они отказываются опорожнить кишечник, пока находятся в школе.

Самой важной частью физикального осмотра является ректальное исследование. Врач должен его провести у любого ребёнка с хроническим запором, независимо от возраста, чтобы исключить основные анатомические аномалии, которые могут обуславливать запор, такие как:

  • анальная атрезия (заращение отверстия) и уретроперинеальный свищ (полый канал на коже промежности);
  • непроходимость кишечника (эффект калового завала);
  • болезнь Гиршпрунга.

Среди детей с болезнью Гиршпрунга прямая кишка, как правило, довольно мала и пуста. После обследования у младенца может возникнуть жидкий стул, поскольку функциональная обструкция временно ослаблена.

У ребёнка с функциональным запором прямая кишка, как правило, увеличена, а стул присутствует только за анальным краем.

Важно подтвердить наличие анального (кожного) рефлекса. Чтобы его вызвать, врач штифтом погладит кожу на промежности. В ответ на поглаживание внешний анальный сфинктер будет сжиматься. Отсутствие этого рефлекса может указывать на аномалию с периферическими сенсорными или двигательными нервами, или центральными связями, опосредующими рефлекс.

Второй этап обследования инструментальный. Его инициируют в том случае, если назначенная терапия не оказала достаточного эффекта, клиническая картина сохраняется, а врач сомневается в функциональном характере патологии, подозревая наличие аномалий дистального отдела ЖКТ, болезни Гиршпрунга. Применяют ректоромано- или колоноскопию и ирригографию.

В соответствии с Римскими критериями II, функциональный запор диагностируют, если у пациента есть не менее двух из приведённых проявлений:

  • отсутствие дефекации не менее 25 % обычного времени испражнения;
  • запор продолжается не менее года без использования слабительных;
  • потребность чрезмерного натуживания;
  • стул комковатый или твёрдый;
  • ощущение не полного опорожнения (этот критерий не может быть применим для детей грудного и раннего возраста);
  • менее двух актов дефекации в неделю.

Если имеется только нерегулярная дефекация, а перечисленные критерии запора отсутствуют, диагностируется функциональная задержка стула.

Как помочь ребёнку при запоре

Лечение запоров у детей – достаточно сложная и длительная задача.

Диетические изменения, такие как увеличение потребления жидкости и углеводов, обычно рекомендуются как часть лечения запоров.

Сбалансированная диета

Плохо абсорбируемые сахара (например, сорбит) встречаются во многих фруктовых соках (например, из чернослива, груши, яблока). Эти сахара увеличивают частоту стула. Если у ребёнка запор, рекомендуется соблюдать сбалансированную диету, включающую цельные зерна, фрукты, овощи и обильное потребление жидкостей.

Исключение коровьего молока

Следует исключить из рациона младенцев и детей раннего возраста белок коровьего молока в течение определённого периода времени, поскольку он усугубляет хронический запор.

Излишние или неэффективные диетические изменения

Не требуется переводить ребёнка на молочную смесь с низким содержанием железа. В нескольких исследованиях показано, что употребление богатых железом смесей не связано с развитием запора.

Также нет достоверных сведений, что применение пробиотиков эффективно при лечении запоров у взрослых и детей.

Для взрослых и детей ежедневные физические нагрузки помогут пищеварению и облегчат запор.

Регулярная двигательная активность благоприятствует быстрому движению пищи через толстую кишку и помогает мышцам кишечника сжиматься, перемещая отходы.

С другой стороны, отсутствие активности приводит к слабости кишечника, что затрудняет регулярное отхождение фекалий.

Плавание и езда на велосипеде на регулярной основе также будут полезны.

Основой фармакологической терапии запора является использование достаточного количества слабительного для достижения желаемого эффекта. Непрерывное применение слабительных препаратов может потребоваться в течение нескольких месяцев, пока не исчезнет связь между актом дефекации и болью.

Осмотические слабительные:

  • полиэтиленгликоль;
  • гидроксид магния;
  • лактулоза;
  • сорбитол;
  • цитрат магния;
  • фосфат натрия.

Препараты способствуют притягиванию воды из клеток, что приводит к расширению кишечника и усилению его перистальтики.

Слабительные со стимулирующим эффектом:

  • Сеннозид;
  • Бисакодил.

Препараты этой группы усиливают перистальтическую активность в желудочно-кишечном тракте. Большинство этих агентов также стимулируют выделение соли и воды в толстом кишечнике.

Смягчители стула:

  • докузат натрия.

Препарат насыщает стул водой и жиром, способствуя его размягчению.

Ранние исследования показывают, что ежедневное употребление травяного чая на основе фенхеля, аниса, бузины и сенны в течение 5 дней может уменьшить запор.

Семена фенхеля стимулируют движение мышц в пищеварительном тракте, что приводит к здоровому пищеварению и регулярным актам дефекации. Семена фенхеля также предотвращают образование газа у детей.

В некоторых случаях можно использовать клизму, чтобы помочь устранить запор. Однако это следует делать только по рекомендациям врача.

Также возможно развитие электролитного дисбаланса, что потребует дополнительного лечения.

Осложнения запора у детей

Серьёзные запоры могут привести к более тяжёлым состояниям, в том числе и к таким, как:

  • ректальное кровотечение из-за постоянного напряжения для опорожнение кишечника;
  • анальная трещина — небольшая рана в области заднего прохода;
  • геморрой — увеличенные, воспалённые кровеносные сосуды вен в прямой кишке;
  • каловый завал, когда сухой кал скапливается в анусе и прямой кишке, что приводит к обструкции.

Когда запор угрожает жизни пациента

Запор сам по себе не приводит к летальному исходу. Но при продолжительной задержке стула могут возникнуть определённые изменения, которые становятся причиной смерти.

Исследования показали, что пациенты с запором находятся в группе риска развития онкологических заболеваний. Пищеварительный тракт человека пропускает через себя тысячи канцерогенов.

При нерегулярном опорожнении кишечника эти химические соединения задерживаются в организме, что приводит к появлению атипичных клеток. У пациентов с запорами опухоль чаще обнаруживается в местах скопления кала – селезёночном и печёночном углу, сигмовидной и слепой кишке.

Профилактика запора у ребёнка

  1. Необходимо предлагать детям продукты с высоким содержанием клетчатки, такие как фрукты, овощи, фасоль, цельнозерновые хлопья и хлеб. Если ребёнок не привык к диете с высоким содержанием грубого волокна, то можно начать с добавления нескольких граммов клетчатки ежедневно в пищу, чтобы предотвратить появление газа и вздутие живота.
  2. Следует поощрять ребёнка пить много жидкости.
  3. Регулярная физическая активность стимулирует перистальтику кишечника.
  4. Посещение туалета должно быть для ребёнка комфортным. Можно предоставить малышу скамеечку для ног, чтобы у него было достаточно опоры для комфортного опорожнения кишечника.
  5. Важно напоминать ребёнку, чтобы он никогда не игнорировал позывы к акту дефекации.

Заключение

Запор может поражать людей в любой возрастной группе, и в конечном итоге это может привести к возникновению многих проблем, таких как геморрой, анальные трещины, каловый завал. Поэтому важно изменить привычки в еде, а также выпивать много жидкости, чтобы предотвратить это заболевание.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.