Как подготовить ребенка к школе советы невролога


Свои рекомендации даёт доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.

Забыл буквы? Не страшно


Елена Чеботарёва: Не думаю, что это много. Наоборот, на каникулы детям обычно задают кучу заданий. Родители и учителя считают, что летом тоже надо заниматься и навёрстывать всё, что было не сделано в учебном году. Дети нередко вообще не могут полностью переключиться на отдых. Между тем отвлечься, расслабиться и порезвиться в своё удовольствие (хотя бы часть лета) им просто необходимо.

– Учителя часто говорят, что они за лето даже буквы забывают.

– Это нормально, что на какое-то время дети забывают то, что выучили в школе. Ничего страшного здесь нет. Ведь и взрослым, когда они возвращаются из отпуска, тоже требуется время, чтобы вспомнить все детали рабочего процесса и войти в привычный режим. Таково свойство психики: человеку нужно время, чтобы переключиться с одной ситуации на другую.

Поэтому не стоит детей третировать за то, что забыли буквы, – наоборот, порадуйтесь: если ребёнок что-то забыл, значит, он отдохнул. Просто помогите ему вспомнить. Это несложно, тем более что в школьной программе в начале года предусмотрено повторение пройденного.


– Многие советуют начинать подготовку к школе с режима.

Создайте предвкушение

– Если ребёнку тяжело в прин­ципе вставать по утрам, что можно придумать?

– Во-первых, важно отследить, достаточно ли у него времени для сна, когда и как он ложится и засыпает. Во-вторых, очень хорошо, когда мама или папа будят его с улыбкой, обнимают, ласково называют, когда его уже ждёт вкусный зав­трак. Если есть предвкушение хорошего дня, то и просыпаться легче.

Самим родителям тоже нужно подготовиться – спланировать своё время. Когда взрослые в напряжении от того, что опаздывают на работу, когда начинают кричать, торопить, когда всё в спешке, детям вдвойне не хочется подниматься с кровати.


При этом чем старше ребёнок, тем более индивидуально стоит подбирать ритуал пробуждения. У подростков можно поспрашивать, что им нужно, чтобы утром хотелось просыпаться. Кого-то достаточно разбудить заранее, оставить в покое и через какое-то время напомнить, что уже совсем пора вставать. Подростку с таким типом темперамента, когда сложно просыпаться, нужна внешняя помощь. Но важно, чтобы он сам этой помощи захотел. Если он её не принимает, уговорите на две недели эксперимента: пусть просыпается и встаёт самостоятельно, а после сам решит, нужна ли ему родительская помощь.

– Как ещё можно уменьшить возможный стресс? Быть может, что-то следует предусмотреть заранее?

– Идеальный вариант (но, правда, сложновыполнимый) – сделать так, чтобы ребёнок успел соскучиться по школе. В течение лета разговаривать с ним о том, что будет хорошего в следующем учебном году: новые предметы или темы, интересные кружки, соревнования. Надо, чтобы появилось радостное предвкушение школы.

Можно предложить вместе пройтись по магазинам и закупить школьные принадлежности, выбрать красивую форму.

– Если ребёнку с трудом давалась учёба, он ходил в школу крайне неохотно, то вряд ли его увлечёт такой шопинг.

Если дело в том, что его не очень жалуют в классе и он боится каких-то встреч, можно обсудить, как спокойнее на это реагировать.


Когда бездельничать полезно

– А есть ли смысл на последнюю неделю нанять репетитора, чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в учёбе?

– Не думаю, что это разумно делать в последние дни августа. Лучше бы для этого выделять какое-то время в течение каникул. Ведь максимум, чего хотят дети, когда они возвращаются после отдыха, – встретиться с друзьями, побездельничать в привычной домашней обстановке или позаниматься какими-то любимыми делами.

– Учителя часто задают на лето много читать, но современных детей не так просто увлечь книжкой. Как быть, если лето кончается, а книжки не прочитаны?

– Очень хороший вариант – это аудиокниги, тем более что их можно слушать где угодно. Некоторым детям помогает чтение вместе с родителями либо по очереди: каждый читает свой кусочек, а потом они вместе пере­сказывают и обсуждают прочитанное. Современные дети приучены к быстрому мельканию картинок. Им сложно сосредоточить внимание, чтобы долго следить за рассуждениями автора или описаниями природы в толстых книжках. Участие родителей помогает удерживать внимание на одном сюжете. Важно только, чтобы такое занятие не превратилось в полностью родительское чтение.

Можно найти фильмы, снятые по книжкам. Но нужно понимать, что сюжет фильма часто отличается от книги. Поэтому фильмы лучше рассматривать как способ заинтересовать ребёнка прочитать книгу. Известно же, что после выхода хорошего фильма по какому-то литературному произведению продажи книг возрастают. И с детьми это тоже может сработать.


Вообще же каникулы – лучшее время, чтобы больше быть с детьми, проводить досуг в приятном общении и совмест­ных развлечениях, а не усиленной подготовке к школе.


Методист начальной школы лицея № 1502 при национальном исследовательском университете МЭИ Марина Думина:

– Я бы тоже советовала начать с того, чтобы привести в порядок режим дня ребёнка. Сейчас для этого самое время. Постепенно переносите время отбоя на более ранние часы: для младших школьников желательно не позже девяти вечера, максимум полдесятого.

Можно повторить с детьми основные темы по математике или окружающему миру. Например, какие растения встречали на даче или за городом. Можно обсудить фрукты, овощи при сборе урожая на даче, вспомнить устный счёт, но обязательно в игровой форме. Можно привлечь ребёнка к походу в магазин, чтобы там он посчитал сумму покупок. Если летом была интересная поездка, то вместе подготовьте сообщение о том, что он узнал о другом регионе или стране, необычном озере, горах и т. д. Детям нравится, когда они могут выступить перед одноклассниками в роли экспертов, а те их с удовольствием слушают.


Здесь важно не переусердствовать. Есть чрезмерно ответственные родители, которые на лето закупают гору учебной литературы с рабочими тетрадями. По таким детям сразу видно, что они подготовлены и занимались всё лето. Но они приходят в школу уставшими. Ко второй-третьей неделе сентября настолько вымотаны, как будто каникул и не было вовсе. С одной стороны, им нравится, что многое умеют и знают, с другой – начинают быстро скучать на уроках, потому что учитель ориентируется на большинство, т. е. на одноклассников, которые летом не занимались и поначалу только повторяют подзабытый материал.

Ещё важно перед началом учебного года проверить здоровье ребёнка. Обязательного требования предоставить в школу справку о прохождении медосмотра сейчас нет. И случается, что родители приводят в школу больных детей. Сходите к врачу – вам самим будет спокойнее.

Следите за зрением. Бывает, что ребёнок мучается, потому что не видит, что пишут на доске, от напряжения зрения начинаются головные боли. И со слухом тоже бывают проблемы, потому что дети всё лето пользуются гаджетами с наушниками.

1 Нужно заранее пройти консультации всех врачей для того, чтобы оценить здоровье ребенка. Это можно сделать как в поликлинике, так и на днях открытых дверей, которые регулярно проходят в московских детских больницах по выходным.



2 Приучите ребенка к режиму.

3 Приучите его к физкультуре. Если малыш много и подолгу болеет, то, может быть, лучше отдать его в школу позднее, через год. В любом случае этот вопрос нужно решать вместе с вашим педиатром.

4 Обратите особое внимание на развитие речи. Ребенок должен не просто хорошо и связно говорить, но и воспринимать речь на слух. Для этого полезно давать малышу разнообразные несложные задания. Например: "Сходи в детскую комнату, найди там красный мяч, отнеси его в кухню, положи рядом со стулом и вернись ко мне". Попросите ребенка повторить ваши слова, а затем уже выполнить просьбу.

5 Для успешного обучения должна быть хорошо развита не только мелкая моторика, но и зрительно-моторная координация. То есть умение одновременно смотреть на доску, на которой пишет учитель, и писать самому. Чтобы развить эти навыки, идеально подойдет срисовывание по образцу геометрических фигур или простейших рисунков, а также конструирование, но именно по образцу.



6 Сформируйте у ребенка положительный образ школы и учителей. Это очень важно. Ребенок должен хотеть в школу не только потому, что он станет "взрослым", приобретет другой статус, но и потому, что он многому научится, потому что в школе работают замечательные учителя, которые ему будут помогать.

7 Правильно выбирайте рюкзак. Тут важно учитывать несколько моментов: его размер, вес, анатомическую форму, конструкцию, правильность расположения на спине, прочность и безопасность материала. Нужно выбрать вариант, с которым ребенку будет максимально комфортно. А для этого важно, чтобы рюкзак соответствовал росту и возрасту ребенка, был оснащен широкими регулированными надплечниками, чтобы сосуды и нервы в области шеи и плеч не передавливались.

Также желательно, чтобы рюкзак был оборудован дополнительными ремнями в области талии и плотно прилегал к спине на уровне примерно 10 см от поясницы. Обращайте внимание на осанку ребенка.

8 Какая обувь нужна? Лучше всего для школьника - кожаная обувь на небольшом каблуке, не превышающем 2 см. Желательно, чтобы у обуви был плотный задник. При этом кеды или чешки для постоянного ношения не подходят.



9 Заранее подготовьте мебель для учебы. Главное, чтобы она соответствовала росту ребенка: высота стула должна быть равной длине его голени. Если мебель куплена на вырост и стул слишком высокий, то под стопы лучше поставить скамеечку. Ребенок должен сидеть, опираясь на спинку: так уменьшается нагрузка на его позвоночник. При этом хорошо, если спинка стула имеет на уровне поясницы выпуклость. Если такого изгиба нет, можно прикрепить к ней небольшой валик диаметром 5-10 см. А глубина сиденья не должна превышать три четверти длины бедер.

Еще один важный момент: если край стула упирается в подколенные ямки, то это плохо отражается на кровообращении ног, мышцы не получают должного питания, а кровь застаивается. Кроме того, сиденье не должно быть слишком мягким. А край стола должен находиться на уровне нижней части груди так, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было 30 см; между грудью и столом расстояние 2 см.

Если стол высокий, то голова и левое плечо при письме сильно наклоняются влево, а если слишком низкий, то, наоборот, левое плечо поднято, а правое опущено. Приобретите специальную подставку для книг: она поддерживает их на достаточной высоте и наклонно к столу, что позволяет держать голову на одной линии с туловищем.

10 Не перенапрягайте ребенка специальной подготовкой к школе. Все развивающие задания лучше всего включать в сюжетно-ролевые игры, тогда обучение будет эффективно и принесет ребенку радость.

До 1 сентября остается две недели, самое время озаботиться не только закупкой школьных принадлежностей, но и проверить здоровье ребенка, чтобы выяснить, насколько он готов к серьезным учебным нагрузкам, напоминают специалисты. Если что-то не в порядке, нужно поскорее принимать меры — начинать лечение (коррекцию), подать справку, чтобы школьнику подобрали соответствующую группу для занятий физкультурой, решить, в какие кружки-секции стоит начать ходить сразу и что, наоборот, пока отложить.


Первый раз в 1-й класс

БЕРЕГИТЕ СЕРДЦЕ

- Перед тем, как впервые начинать учебу в школе, я настоятельно рекомендую обследовать детей максимально, - подчеркивает доктор Тимаков. - Ребенок должен быть готов как к умственным нагрузкам, так и к физическим, поскольку придется регулярно посещать уроки физкультуры. Увы, есть печальная статистика: сейчас растет количество летальных исходов во время таких занятий и спортивных секций. У многих детей ослаблена сердечно-сосудистая система из-за сидячего образа жизни, зацикленности на гаджетах и неправильного питания, приводящего к набору лишнего веса. Врач может вовремя заметить проблемы и дать рекомендации: какие физнагрузки будут безопасны для конкретного ребенка в школе и на дополнительных занятиях.

ОТ ОРТОПЕДА ДО ОКУЛИСТА

- Чтобы избежать физических перегрузок, нужно сделать ребенку обследования сердца: УЗИ и ЭКГ. Если обнаружатся какие-либо отклонения — обязательно сходить к кардиологу, - советует наш эксперт. - Также у школьников боли в области сердца могут быть связаны с нарушением осанки, поэтому нужно побывать у ортопеда и хирируга. Осмотр этих специалистов важен в любом случае, поскольку большинство современных детей страдает плоскостопием, которое может привести как к нарушению осанки, так и к проблемам с иннервацией рук, сердца и других органов — то есть блокируется передача импульсов от центральной неврной системы для управления этими органами.

ПРОВЕРЯЕМ ЩИТОВИДКУ

- Важно сделать УЗИ брюшной полости, посмотреть состояние печени, поджелудочной, селезенки, желчного пузыря, - продолжает доктор Тимаков. - Девочкам рекомендуется УЗИ органов малого таза, чтобы исключить проблемы с яичниками. И обязательно для всех — УЗИ щитовидной железы. К сожалению, в стандартах профилактических медосмотров Минздрава этого обследования сейчас нет, но я настоятельно рекомендую проверять щитовидку — сейчас скрытые патологии в этом органе встречаются у детей все чаще. Такие нарушения негативно влияют на сердце, обмен веществ, сон, память, на работу многих внутренних органов.

Еще непременно заглядываем к лору для проверки слуха. И сдаем анализы крови и мочи. Желательно сделать биохимический анализ крови (самый простой, не расширенный), чтобы посмотреть в первую очередь уровень глюкозы в крови и показатели воспаления.


КСТАТИ

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Вы вправе пройти диспансеризацию в удобное для себя время

- Графики диспансеризации ребенка, составленные поликлиникой, для родителей обязательной силы не имеют. Если вы решили, что хотите пройти обследования, предусмотренные правилами Минздрава для определенного возраста ребенка, именно накануне учебного сезона — то имеете полное право на это, - поясняет председатель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, юрист Алексей Старченко. - Чтобы не вступать в разбирательства в детской поликлинике, проще всего позвонить в страховую медицинскую компанию, выдавшую вам полис ОМС, и сообщить желательную вам дату для прохождения диспансеризации. Еще хочу дать совет: если вы отказываетесь от прохождения медосмотров по правилам Минздрава (по закону у родителей есть такое право. - Авт.) и/или наблюдаетесь в коммерческой детской клинике, то письменно ставьте в известность участкового педиатра о том, что ребенок регулярно бывает на осмотрах у врачей. Это нужно, чтобы подстраховаться от предъявления претензий органов опеки.

Август - время готовиться к новому учебному году! Все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!


Август - время готовиться к новому учебному году! Все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!

Ваш малыш пошел в первый класс? Поздравляем! Это очень ответственный год для него и не менее важный - для вас. Помимо приятных впечатлений, обычным делом становятся переутомления с непривычки, а также стрессы, плохой сон.

Мы побеседовали с врачом-невропатологом Аллой Ешану, чтобы узнать, как распознать неврологическое заболевание у ребенка и как минимизировать нервное напряжение.



Почему у детей часто болит голова?

Головная боль у детей должна стать поводом для серьезного беспокойства родителей, так как оно говорит о неполадках в организме ребенка. Понять, с чем связана жалоба на головную боль у ребенка, посещающего детский сад или школу, родителям бывает иногда довольно трудно. Головные боли у детей бывают разного происхождения (органического либо психоэмоционального характера ) – после сотрясения мозга, после перенесённых вирусных заболеваний, при низком гемоглобине, при хронически воспалённых аденоидах и это только часть. Самая частая головная боль у детей это головная боль напряжения, которая чаще всего возникает из-за психоэмоциональных нагрузок, даже позитивного характера (например , длительный просмотр любимого мультика) . Также возникает при неправильном режиме сна и бодрствования, при малоподвижном образе жизни, при неправильном питании и самое главное, при плохом взаимопонимании между взрослыми дома (выяснение отношений при ребёнке или ещё хуже разгружать свои эмоции на ребёнке)


Как понять, что у ребенка заболевание неврологического характера?

Обратиться к неврологу в скором времени нужно, если ваш ребенок:

  • тяжело засыпает и часто просыпается, при этом его сон становится беспокойным
  • во сне плачет, разговаривает, скрипит зубами
  • во время плача тяжело, длительно и с трудностью, вдыхает воздух и при этом синеет
  • быстро утомляется, часто бывает раздражен , становится *нытиком*
  • у ребенка во время плача трясутся ручки, или подбородок (может быть и нормой, но определить это точно сможет только врач).
  • у ребенка частые головные боли
  • он не усидчив , на короткое время концентрирует внимание и быстро отвлекается , плохо успевает в школе
  • он не контактирует со сверстниками.



Как подготовить ребенка к первому классу?

За неделю до школы, приучать ребёнка просыпаться в то время, как он будет просыпаться во время учёбы, подготовить его к правильному режиму сна и бодрствования. Ограничить время провождения у компьютера, телевизора и т.п. Чаще гулять, при этом загуливая на территорию будущей школы для знакомства с ней и рассказывать, как ему там будет интересно (чтобы избежать эмоционального стресса). Желательно пройти медицинский контроль и не для галочки , а убедиться что у ребёнка хорошее зрение , хороший гемоглобин, нет хронических либо скрытных заболеваний , чтобы ничего не мешало ребёнку хорошо усвоить материю и радовать родителей. Первый класс, это огромный стресс для него и поэтому не загружайте его дополнительными занятиями либо кружками. Дома уроки делать с частыми перерывами, не забывать что ребёнок усваивает уроки всего лишь в течение 20 минут, после чего он должен отдохнуть ( желательно не за компьютером). Я бы хотела отметить один важный момент, с котором часто сталкиваюсь, если во время выполнения домашнего задания у мамы не хватает терпения, она повышает голос, возбуждается , начинает кричать на ребёнка, то лучше оказаться от совместного выполнения задания ( не всем дано быть учителями) , лучше доверить это профессионалам (на продлёнке, либо кому то из родных, кому хватает терпение). Мамы, не переживайте, за 12 лет учёбы они всё успеют и почерк ещё десять раз поменяется, а ваши взаимоотношения останутся тёплыми и нервная система здоровой.


Можно совет мамам от невропатолога

Если у ребенка появились головные боли, родителям надо понять если они происходят от нарушенного режима дня либо перенагрузки , либо стрессовых ситуаций ,принять меры по их устранению , а не купировать головную боль таблетками. Так же необходимо проводить больше времени на свежем воздухе. Следите за тем, чтобы ребенок не засиживался долго за компьютером или телевизором, соблюдал режим дня , правильно и регулярно питался. Всегда , особенно зимой в отопительный сезон позаботьтесь о вентиляции комнаты, где ребенок делает уроки. Если же боль не купируется , то необходимо обратится к детскому невропатологу.


Подготовила Кристина Скрипник


С ними не поспоришь, поэтому я заранее выспросила, на что обратить внимание во время медосмотра, чтобы от него был толк.

Педиатр встретится дважды

Поставьте его дважды в планах на медосмотр: первым и последним. Сначала он даст направление ко всем узким специалистам и назначит анализы. Опираться будет на данные медицинской карты — нет хронических заболеваний, патологий и прочего — получите пятерых специалистов и два анализа, в противном случае всё решается в индивидуальном порядке. Я это к тому, что вам представляется отличная возможность проверить детей на уровень сахара в крови, сделать узи сердца и брюшной полости, поэтому требуйте смело то, что вам важно.

После прохождения всех врачей, вы вернётесь к педиатру за результатами анализов и подведением общих итогов (а может, даже назначением группы здоровья). Кстати, свекровь (диабетик со стажем) строго-настрого запретила кормить сына после шести вечера сладким и фруктами, если на следующий день сдаём кровь. Мол, эти продукты повышают сахар и к утру он не успевает вывестись. У меня нет причин ей не верить.

Ортопед расскажет, как выбрать стол

Ребята отвели будущего школьника на платный осмотр к ортопеду в медицинский центр. Сходили удачно: позвоночник оказался в порядке, а вот стопа у парня сформировалась неправильно. В первый класс пойдёт в ботинках с ортопедическими стельками и начнёт заниматься дома лечебной физкультурой.

В общем, там таких тонкостей куча. Я отвечала на поток её вопросов, а сама чувствовала себя как в пятом классе у доски, когда русичка стоит напротив и третий раз спрашивает, на какой слог делать ударение. А я не знаю, я вообще его никуда не хотела делать, а теперь стою и думаю, что надо делать ноги… Но в итоге мне всё очень понравилось, вышла воодушевлённой.

Окулист проверит зрение

Не торопите окулиста, даже если считаете, что ребёнок отлично видит, пусть врач делает своё дело. Проследите, чтобы он показал ребёнку разноцветные круги — проверил на признаки дальтонизма (он чаще встречается у мужской половины населения и жить особо не мешает, разве что вас не возьмут в лётное училище и будут трудности с получением водительских прав). Если зрение у ребёнка плохое, смело берите справку и просите классного руководителя посадить чадо поближе к доске, не дальше третьей парты.

Отоларинголог пошепчется и заглянет в рот

Этот специалист с особым усердием проверяет у дошкольников слух. Шепчет что-то из противоположного угла кабинета, а ребёнок ему отвечает. Конечно, посмотрит состояние слизистой горла и носа, нет ли воспалений. У отоларинголога всё просто и быстро, если малыш здоров. Разве что попросите проверить уши на наличие серных пробок — иногда они влияют на остроту слуха, а избавиться от серы можно не выходя из кабинета.

Стоматолог посчитает молочные зубы

Примерно в 7-8 лет молочные зубки начинают заменяться постоянными, поэтому крайне важно раз в полгода водить ребёнка на осмотр к стоматологу, причем лучше к одному и тому же.

Невролог поговорит по душам

Если честно, мне немного жаль неврологов. Стоит им сказать, что ребёнок перевозбуждён или гиперактивен, как воинственные матери начинают кричать, что сами эти неврологи гипервозбуждённые и на деточку напраслину возводят. Видела такое не раз. Так вот, на осмотре перед школой невролог просто обязан всматриваться в вашего ребёнка досконально, чтобы определить особенности нервной системы и дать рекомендацию (только рекомендацию!) о способе обучения. Кому-то предлагают коррекционные классы, если у дошкольника плохо поставлена речь, но мои знакомые отдали сына в обычную школу, где он научился прекрасно говорить за первое полугодие.

Наши друзья со своим проверенным со всех сторон будущим первоклассником для полной картины пошли ещё на приём к детскому психологу. Он побеседовал с ребёнком и определил его уровень зрелости и готовности к школе, а также обратил внимание на проблемные зоны, с которыми дома надо работать (например, на рассеянное внимание).

Полный осмотр — и сразу в школу

Семья наших друзей бегала по врачам, как стайка молодых ланей, потому что приёмы были в разных поликлиниках, иногда даже в противоположных частях города. Мы с мужем после всех их рассказов пришли домой и решили, что заплатим и пройдём осмотр у всех в одном каком-то центре. Благо город-миллионник такую возможность может предоставить.


Но все же, добавляет Наталья Викторовна, родителям будущего ученика минимум за год до школы стоит завести определенные правила, если они еще отсутствуют в семье. Эти правила касаются питания, быта, режима и профилактики заболеваний.

— За один год вряд ли можно что-то кардинально изменить. Но надо понимать, что базой здоровья для ребенка является рациональное питание с рождения, организованный быт, организованный режим дня, правильная профилактика различных хронических заболеваний. Это и лечебная физкультура, и своевременная вакцинация, и санитарно-гигиенические нормы. Научите ребенка до школы мыть руки, умываться, чистить зубы, — советует врач. — Даже отношения в семье влияют на здоровье ребенка. Он будет спокойнее и адекватнее, если у него дома спокойная атмосфера.

Новые привычки должна принять вся семья, создавать специальные условия только для ребенка малоэффективно, считает педиатр.

— Прививайте в семье культуру питания. Ребенок должен позавтракать перед тем, как выйти из дома. Завтрак — один из важнейших приемов пищи, особенно для школьника, который первую половину дня будет активно заниматься, — рекомендует Наталья Климова. — Конечно, это не должна быть колбаса. Желательно каша, и не обязательно молочная. Следуйте известным и простым правилам. Вареное яйцо лучше жареного, а свежие блинчики, пожаренные без масла, лучше магазинного полуфабриката.


За год до школы ребенку нужно обязательно пройти медосмотр. Игнорировать его не стоит, даже если вас ничего не беспокоит. Узкие специалисты оценят физическое и нервно-психическое развитие будущего первоклассника, ведь во многом именно от здоровья будет зависеть его успех в учебе.

Убедиться в том, что развитие ребенка до школы идет как надо, можно легко — приведя его к логопеду. Ведь этот специалист не только учит правильно произносить звуки. Речь малыша напрямую зависит от его уровня развития. Ребенок не построит красивое, развернутое предложение, если не будет обладать широким для его возраста кругозором и богатым запасом слов. Обнаружить, где именно с речью что-то пошло не так, и поможет логопед.

Школа — стресс, считают врачи: в садике ребенок много двигался, а в классе придется сидеть.

— У детей настолько фрагментарно сформированы представления об окружающем мире, что, если спросить ребенка, знает ли он животных жарких стран или севера, он растеряется. А ведь это дошкольный возраст и это все должно формироваться посредством общения с родителями, просмотра правильных телепередач, чтения правильной литературы, в том числе энциклопедий. Это все причины школьной неуспеваемости, — предупреждает логопед. — В первом классе оценки не ставят, получается, что ребенок, недостаточно освоивший программу первого класса, переходит во второй, когда у него снижается школьная мотивация за счет неуспешности в первом классе.

Школа для ребенка — стресс, считают врачи-ортопеды. Ведь в детском саду он активно двигался, а в классе ему придется много сидеть.

— В первую очередь обратите внимание на то, как ребенок сидит на стуле. Умеет ли он использовать спинку стула, как позиционирует корпус тела относительно сиденья, спинки и стола, за которым он будет писать и читать, — советует врач-ортопед-травматолог и мануальный терапевт Евгений Квиткин. — В идеале позиция должна быть такой, чтобы между туловищем и бедром был тупой угол, то есть надо сидеть, слегка откинувшись, должен быть поясничный упор, чтобы поясница не провисала, а имела небольшую поддержку. Тогда не будет нарушаться кровообращение в паховой области, где проходят магистральные кровеносные сосуды.


Амурские врачи и учителя констатируют: все больше детей идут в школу уже с искривлением позвоночника.

Часто нарушение осанки связано с другим нарушением — зрения, отмечает Евгений Квиткин. Поэтому посетить офтальмолога — тоже обязательный пункт в подготовке к школе.

— Если у ребенка плохое зрение, он интуитивно тянется вперед, сгибает верхний отдел позвоночника. Надо сразу определиться, как ребенок зрительно подготовлен к школе, — советует Евгений Анатольевич. — Осанка — это ведь не только ортопедическая проблема. Вертикальная поза контролируется тремя органами — позвоночником со стопами, вестибулярным аппаратом и глазами. Все три системы между собой коннектятся, и мы, соответственно, выбираем ту или иную форму управления осанкой. Надо, чтобы все эти органы вместе работали хорошо.

— Обнаружить сколиоз на ранних стадиях непросто, потому что деформация видна только при утомлении мышц спины, а после отдыха исчезает, — предупреждает Дина Феликсовна. — В дальнейшем искривление отмечается постоянно, у пациента нарушается осанка, форма грудной клетки, лопатки и плечи находятся на разной высоте. При прогрессировании заболевания подвижность позвоночника значительно уменьшается, физические нагрузки приносят боли, на этой стадии дети нередко жалуются на боли неврологического характера.

— Школьная зрелость наступает в полные 7 лет. Именно с этого возраста ребенок должен идти в первый класс. Родители часто пытаются отдать детей в школу и в 6 лет, и в неполные 6. Это неправильно. Исключение можно сделать только для сентябрьских-октябрьских детей. Если есть проблемы с речью, то тем более стоит подождать до полных 7 лет, ничего страшного в этом нет, — говорит Антонина Фомина, заведующая неврологическим отделением Благовещенской детской городской клинической больницы.

Перед школой дети обязательно проходят осмотр у невролога, иногда необходимо обратиться к специалисту заранее. Часто бывают проблемы с кровотоком, поэтому отправляем пациентов на дополнительное обследование. В школе ребенок берет в руку ручку и у него появляется напряжение между кистью и плечом. От этого потом возникают головные боли. В этом случае назначаем УЗИ магистральных артерий головы. Кому-то поможет массаж, кому-то потребуется более глубокое обследование.

Неврологические проблемы у детей в школе обернутся снижением успеваемости, проблемами с поведением, неусидчивостью. Дети вообще стали более активными. Сейчас эра гиперактивных детей. Они и будут двигать мир. Поэтому активность — еще не патология, но уделите больше внимания воспитанию ребенка. Оно играет основную роль в том, чтобы активный ребенок мог сидеть и слушать учителя.

— Любые хорошие правила крайне редко выполнимы в силу различных обстоятельств. Не ставьте себе сверхзадачи, когда вы создаете ребенку приятные условия, а сами при этом ломаете свои биоритмы, — советует врач-педиатр Наталья Климова. — Мое негласное правило — без фанатизма. Чтобы ребенок вырос счастливым, здоровым и грамотным, нужно, чтобы родители тоже вели такой образ жизни — счастливый, здоровый и грамотный. И не важно, в детский сад идет ребенок, или школу, или в институт. Если в семье создан микроклимат и все условия, чтобы личность развивалась гармонично и в физическом плане, и психоэмоциональном, то, я думаю, все эти моменты переходов ребенком будут пережиты гораздо лучше.

Современные родители стремятся отдать своих детей в развивающие центры и клубы. На занятиях педагоги учат дошколят читать, считать и писать. Но многое из того, что получают там дети, могут дать сами родители. Главное — разговаривать с ребенком, считают учителя начальных классов. Это поможет будущему первокласснику расширить словарный запас, научиться выражать мысль и пересказывать, например, события, которые с ним произошли за день, или просмотренный мультфильм. Этот навык — пересказывать — ему пригодится в школе на протяжении всех 11 лет обучения.


— Чтобы ребенок хорошо учился, до школы начните тренировать его память, — советует педагог с 36-летним стажем, учитель начальных классов благовещенского лицея № 6 Ольга Сергиенко. — Учить только стихотворения недостаточно. В игровой форме делайте тренировочные упражнения. Например, покажите ребенку картинки — сначала пять штук, закройте их и проверьте, сколько он запомнил. Постепенно доведите количество картинок до 10, для ребенка 5—6 лет это приемлемо. Хорошо, если он вспомнит половину и больше. Так вы натренируете его зрительную память. Чтобы развить слуховую, вместо картинок называйте предметы, которые вы видите, когда, например, идете из садика домой. Достаточно пяти слов. Если ребенок называет четыре, это уже хорошо. В классе мы пишем диктанты, я читаю предложения из четырех слов. Некоторые дети не могут запомнить, приходится диктовать по одному слову.

Полезным будет потренироваться с дошкольником в усидчивости. Ведь учителю потребуется не менее 20 минут, чтобы объяснить ученику новый материал на уроке.

— Родителям своих учеников я советую: засеките время, сколько ребенок может сидеть и внимательно смотреть какую-то телепередачу — не мультик. А сколько времени он может рассматривать детский журнал? Обычно 5—7 минут — а этого очень мало! — говорит Ольга Сергиенко. — Собирайте с ребенком пазлы, играйте в настольные игры, учите его концентрировать внимание.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.