Как снять нервное напряжение у грудного ребенка

Все груднички разные, кто-то спокоен и спит всю ночь, не пробуждаясь даже в мокрых пеленках, а кто-то бурно и чутко реагирует абсолютно на все. Последним все чаще в наше время ставят диагноз синдром повышенной нервной возбудимости. Что вызывает данное отклонение, и так ли нужно его лечить медикаментозно?

Признаки

  1. Двигательное беспокойство, возникающее при прикосновении или перемене положения тела.
  2. Услышав резкий звук, кроха вздрагивает.
  3. Выраженный тремор конечностей.
  4. Во время плача у младенца подрагивает подбородок.
  5. Плач ребенка звучит в высоких тонах, он словно не кричит, а визжит.
  6. Врожденный рефлекс Моро (ребенок раскрывает кулачки, если его ручки развести в стороны) возникает спонтанно в любом положении конечностей.
  7. Повышенный мышечный тонус.
  8. При перевозбуждении во время плача ребенок запрокидывает голову.
  9. При некоторых нарушениях ЦНС, в том числе и синдроме повышенной нервной возбудимости, у новорожденных не срабатывает подошвенный рефлекс. Пальчики вместо того, чтобы сжаться в ответ на манипуляцию, раскрываются веером.
  10. Груднички мало и беспокойно спят, часто лежат с открытыми глазами.
  11. У детей с СПНВ отмечаются частые срыгивания в сочетании с медленным набором веса.

Нервную возбудимость обязательно нужно лечить, нельзя объяснять подобное поведение младенца темпераментом или возрастными особенностями. Если вовремя не провести необходимую терапию и не скорректировать развитие крохи, данный синдром негативно скажется на его речи, мышлении и поведении.

  • Патологические процессы в нервной системе могут усилиться, и ребенок будет страдать от судорог;
  • нарушение рефлексов приводит к явному замедлению темпов освоения грудничком необходимых двигательных навыков;
  • ребенок может стать чрезмерно агрессивным или, наоборот, чересчур пассивным;
  • у детей, которые не получали необходимую терапию, отмечается задержка речевого развития, ребенок медленней будет нарабатывать активный словарный запас и употреблять слова в неправильных формах и сочетаниях;
  • во временем СПНВ перерастает в гиперактивность и дефицит внимания; дети неусидчивы, забывчивы, импульсивны, неаккуратны.

Важно вовремя диагностировать СПНВ и предпринять меры для того, чтобы помочь грудничку. Прием седативных средств только усугубит ситуацию в дальнейшем. Лечение повышенной возбудимости у младенца требует серьезного подхода и долговременной терапии под контролем невролога.

Причины

Повышенная нервная возбудимость возникает у тех детей, у которых в период внутриутробного развития, во время родов или во младенчестве произошло поражение ЦНС. Из-за нарушения связей коры и отделов головного мозга, начинаются патологические изменения.

Причины возникновения СПНВ:

  • Генетическая предрасположенность;
  • тяжелые роды;
  • вредные привычки в период беременности;
  • стрессы во время беременности;
  • прием во время вынашивания медикаментов, не рекомендуемых при беременности;
  • раннее отлучение от груди.

При осмотре крохи, у которого подозревается повышенная нервная возбудимость, невролог обязательно расспросит вас о ходе беременности, процессе родов, проверит, соответствует ли развитие младенца его возрасту. Оценив степень отклонения, специалист назначит соответствующую терапию и назначит курс лечения.

Лечение

Чтобы нервная система грудничка восстанавливалась, невролог в первую очередь рекомендует вам наладить распорядок дня крохи. Режимность сна, кормлений и прогулок — это залог нормального развития младенца.

Организм ребенка требует регулярного отдыха, а чтобы малыш мог крепко уснуть, он должен сильно потрудиться в период бодрствования.

Этому будут способствовать ежедневная гимнастика и расслабляющий массаж.

Рекомендации

  • В вашем доме должна быть благожелательная атмосфера;
  • при общении с крохой избегайте повышенных тонов, разговаривайте со всеми ласково и спокойно;
  • больше времени проводите с крохой на прогулках;
  • будет очень полезно, если вы сможете съездить на месяц с крохой на море или к горам;
  • если ребенок спит беспокойно, можете временно класть его с собой или, если у его кроватки снимается боковая стенка, приставить его спальное место вплотную к своей постели, создав единое пространство с малышом.

Ребёнок, живущий социальной жизнью, ходит в школу, общается с друзьями, посещает различные мероприятия и места массового скопления людей. Следовательно, поводов, чтобы испытать как положительные, так и отрицательные эмоции предостаточно. Подростка тоже может постигнуть стресс. Как уберечь ребёнка от него? Психологи советуют играть. Простые и эффективные игры помогут снять нервное напряжение у ребёнка, избавиться от тревог и научат выражать эмоции. Поэтому родители должны знать, что делать, если у подростка стресс, и как уберечь его.

Причины появления стресса у детей

Многие знают, как влияет стресс на ребёнка. Поэтому необходимо выяснить причины возникновения недуга и признаки стресса:

  • 0-2 года. Разлука с родителями, особенно с мамой. Постоянные переезды с места на место, которые сказываются на режиме дня.
  • 2-4 года. Частое отсутствие мамы и папы, их развод, появление нового человека в семье.
  • 4-7 лет. Конфликты в семье. Поход в детский сад, где ребёнок на долгое время остается без родителей, в окружении незнакомых людей. Невозможность нормально общаться с воспитателями и другими детьми в саду.


Причины стресса в подростковом возрасте

  • Рождение брата или сестры. Родители все время и внимание уделяют младенцу, из-за чего у старшего ребёнка может возникнуть ревность к младшему. Он не может адекватно и правильно оценивать действия родителей.
  • Смена места жительства, проблемы со сном, конфликты с друзьями, усталость, которая возникла из-за обучения.
  • Долгое отсутствие или смерть близкого человека или питомца.
  • Факторы из внешнего мира (телевизор, интернет, окружающие люди).
  • Развод родителей.

Способы преодоления стрессовых ситуаций

Родители должны знать, как снять нервное напряжение у своих детей и как помочь справиться со стрессом:

  • Разрешите детям напрыгаться.

  • Раскрасьте каждый день.

Если ребёнок 5 лет испытывает стресс, фиксируйте внимание на настоящем. Нарисуйте все дни недели и раскрасьте каждый в определённые яркие цвета: понедельник – розовый, четверг – оранжевый, пятница – зеленая и так далее. Пусть в четверг Ваше чадо обращает внимание на предметы и вещи оранжевого цвета, ест оранжевые фрукты, носит оранжевые вещи.


  • Снимите с ребёнка маску.

Часто у детей 7 лет теряется мимика после того, как они испытали стресс, как будто лицо превращается в маску. Психологи рекомендуют начать с лепки из пластилина, затем осторожно переходите на маленькое личико ребёнка. Чистыми руками, смазанными маслом, потеребите его щёчки, подёргайте за ушки, погладьте лоб, а затем устройте соревнование, кто лучший кривляка. Корчите рожицы от души. Расслабьтесь – будет весело!

  • Отпустите стресс по течению.

Зачастую отрицательный опыт так глубоко западет в душу, что его сложно забыть, он как будто цепляется за наши мысли, не желая уходить в прошлое. Отпустите стресс в небо или по течению реки. Делайте это с осознанной радостью. Пусть ребёнок смастерит кораблик, соберёт все негативные мысли в кучу и с лёгким сердцем отпустит поделку по течению. Такое же можно сотворить и с надувным шариком, предложите чаду самому надуть шар.

  • Соберите гирлянду дружбы.

У каждого ребёнка свой темперамент и характер. Бывает, что ему не хочется общаться, помогите пережить неприятное событие. Пусть подросток вырежет из бумаги маленьких человечков, нарисует им глаза, рот, нос, даст имена членов семьи, знакомых и друзей, а затем склеит таким образом, как будто они держатся за руки – получится гирлянда дружбы. Это создаст образ объединения, даст ребёнку понять, что он не один.


  • Игра в важное имя.

Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя. Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая.

  • Пальчиковые рисунки.

  • Здесь и сейчас.

  • Выпустить пар.

Человек так устроен, что всем нашим эмоциям нужен выход. Нервный стресс у ребёнка – повод выпустить пар. Для выплеска негативных эмоций подойдёт борьба подушками. Из этой же серии забивание гвоздей, щёлканье пузырьков упаковки, сбивание кеглей.


Если из-за стресса ребёнок боится тактильного контакта, поиграйте в дождик. Сначала слегка бейте своими пальцами по его ладошкам, затем переходите на плечи, голову, спину и всё тело. Ваш дождик должен быть разной силы: то сильнее, то слабее.

Играйте чаще с ребёнком, балуйтесь, кривляйтесь, прогоняйте плохие мысли в окно, учите фокусироваться на настоящем, и тогда он будет здоров, а в семье воцарится здоровая психологическая обстановка. Скажите сыну или дочери, что Вы его или её любите и цените. Пусть ребёнок будет уверен, что Вы заботитесь о нём и всегда поможете в трудную минуту.

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям


Дети часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, а традиционные методы, такие как глубокое дыхание, не всегда помогают с ним справиться. Когда ребенку необходимо быстро снять напряжение, попробуйте один из способов, предложенных ниже.

1. Переверните ребенка вниз головой. Много столетий назад йоги обнаружили, что положение тела, в котором голова находится ниже уровня сердца, успокаивающе действует на организм. Для расслабления ребенку нужно наклониться, дотягиваясь ладонями до пальцев ног, или постоять на голове. Перевернутое положение тела укрепляет вегетативную нервную систему, отвечающую за стрессовые реакции организма.

2. Попробуйте визуализацию. Исследования показывают, что визуализация снижает уровень стресса. Предложите ребенку закрыть глаза и представить себе тихое, спокойное место. Затем помогите ему представить эту картину в деталях. Спросите, как выглядит это место, какие там запахи, что ощущает ребенок, находясь там.

3. Предложите ребенку воду. Обезвоживание приводит к снижению умственной продуктивности. Дайте ребенку выпить стакан холодной воды и немного посидеть. Выпейте стакан воды сами, и вы заметите, как данная процедура успокаивает нервную систему.

6. Рисуйте. Рисование не только помогает отвлечься от источника стресса, но и развивает стрессоустойчивость. Если вас пугает даже мысль о том, что ребенок будет рисовать красками, позвольте ребенку порисовать, например, кремом для бритья на шторке в душе. Шторку будет легко вымыть, а ребенок не измажет всё вокруг.

7. Попрыгайте через скакалку. Установите таймер на две минуты, включите музыку и позвольте ребенку прыгать через скакалку в ритме музыки. Если ребенку трудно прыгать через скакалку, он может просто подпрыгивать на месте.

8. Попрыгайте в высоту. Устройте с ребенком соревнование, кто прыгнет выше, дальше или быстрее. Это еще один простой, но действенный способ выпустить пар с помощью физической активности.

9. Пускайте мыльные пузыри. Дуть на вертушку или пускать мыльные пузыри – такие занятия помогут ребенку контролировать дыхание а, заодно, нормализовать состояние психики. Кроме того, ребенку наверняка понравится бегать за лопающимися пузырями.

10. Примите горячую ванну. После трудного рабочего дня нет ничего приятнее, чем полежать в горячей ванне в полной тишине и с приглушенным светом. Ребенку данная процедура также поможет успокоиться, расслабиться и отвлечься от всех занятий. Позвольте ему взять с собой в ванную любимую игрушку и отдохнуть столько, сколько ему потребуется.

11. Примите холодный душ. Хотя этот способ полностью противоположен предыдущему, он также укрепляет организм. Холодный или даже прохладный душ помогает снять мышечное напряжение, улучшает приток крови к сердцу, заметно повышает настроение. Исследование, в котором приняли участие люди, практикующие закаливание, показало, что регулярное купание в холодной воде снижает напряжение, усталость, депрессию и негативные эмоции. Для совсем маленьких детей купание в холодной воде нежелательно. Лучше постепенно снижать температуру воды или попробовать контрастный душ.

12. Пейте теплые напитки. Теплые напитки в прохладный день дают телу ощущение тепла. Это похоже на объятия изнутри. Чашка горячего шоколада или теплого молока помогут малышу быстро прийти в состояние гармонии.

13. Задувайте свечи. Зажгите свечу и предложите задуть её ребенку. Затем зажгите её снова, но при этом немного отодвиньте от ребенка. С каждым разом ребенку нужно будет дышать глубже и глубже, чтобы задуть свечу. Так в игровой форме вы можете научить ребенка глубокому дыханию.

15. Посчитайте от 100 до 1. Счет в обратном порядке не только позволяет ребенку отвлечься от того, что его беспокоит. Он также развивает концентрацию внимания и полезен дошкольникам в качестве подготовки к школе.

17. Дышите животом. Большинство из нас дышит неправильно, особенно в стрессовых ситуациях. Предложите ребенку представить, что его живот – воздушный шарик. Ребенок должен дышать глубоко, чтобы наполнить шарик воздухом. Повторите это простое упражнение пять раз, и вы увидите, что ребенок станет намного спокойнее.

18. Сделайте пробежку. Бег снижает стресс эффективнее, чем визит к психологу. Десятиминутная легкая пробежка не только повысит настроение ребенку, но и позволит справляться со стрессом на протяжении нескольких часов.

20. Выговоритесь. Дети, способные свободно говорить о своих чувствах и о том, что их беспокоит, рано учатся разбираться в происходящих ситуациях и собственном отношении к ним. Родителям не следует сразу же советовать ребенку, как решить проблему. Сначала выслушайте ребенка и задайте ему наводящие вопросы, помогающие прояснить ситуацию.

21. Напишите письмо самому себе. Мы никогда не будем так же критичны к своему другу, как к самим себе. То же самое происходит и у детей. Научите их быть добрее к себе, а в трудных ситуациях спрашивайте, что бы они сказали в такой ситуации своему лучшему другу.

22. Украсьте стену. Речь не идет о красках и декорациях, можно просто повесить на стену плакат или картинку из журнала. Это поможет ребенку проявить свои творческие способности. В таком деле важен сам творческий процесс, а не результат.

23. Изготовьте доску визуализации. Пусть ребенок вырежет из журналов фразы и картинки, иллюстрирующие его интересы и мечты. Наклейте их на специальную доску на стене. Такое занятие поможет ребенку не только разобраться в том, чего он хочет от жизни, но и позволит отвлекаться от источника стресса в трудные моменты, фокусируя свое внимание на том, что ему действительно интересно.

24. Обнимите ребенка или позвольте ему обнять вас. Объятия способствуют выработке окситоцина – гормона, обеспечивающего работу иммунной систем организма. 20-секундные объятия снижают давление, улучшают самочувствие и снижают стрессовые реакции организма. Объятия принесут пользу и вам, и вашему ребенку.

25. Гуляйте на природе. Согласно исследованиям, 50-минутные прогулки на природе улучшают мыслительные процессы и снижают уровень стресса. Если у вас нет столько свободного времени, то даже 15-минутная прогулка на свежем воздухе поможет ребенку справиться со стрессом.

26. Представьте себя через несколько лет. Это отличный способ мотивировать ребенка поставить цели на будущее и стремиться к ним. Пусть он запишет, каким хочет видеть себя через неделю, месяц, год или более продолжительный срок.

27. Подуйте на вертушку. Как и в случае со свечей, данное упражнение тренирует дыхание ребенка, однако здесь акцент делается на контролируемый выдох, а не на глубокий вдох. Ребенок должен заставить вертушку крутиться медленно, потом быстро, потом опять медленно. Так он научится регулировать своё дыхание.

28. Лепите из пластилина. Во время лепки участки мозга, отвечающие за стрессовые реакции, становятся неактивными, поскольку импульсы активизируют другие участки мозга. Можно купить пластилин в магазине или сделать его своими руками.

29. Поработайте с глиной. Подобный эффект наблюдается и при работе с глиной. Позвольте ребенку вылепить что-нибудь из глины или сделать чашку с помощью гончарного круга. Это также прекрасная возможность для ребенка научиться чему-то интересному и сформировать новый практический навык.

30. Пишите. У старших детей ведение дневника или просто описание своих чувств на бумаге благоприятно сказывается на настроении, особенно если они уверены, что эти записи никто не читает. Дайте ребенку тетрадь, и пусть он опишет свои чувства. Убедите ребенка в том, что его записи никто не будет читать, пока он сам об этом не попросит. Постоянное ведение дневника положительным образом сказывается на памяти, концентрации внимания и мышлении ребенка.

33. Покатайтесь на качели. Катание на качели не только укрепляет мышцы ног и туловища, но также снижает уровень стресса (такой эффект имеют движения раскачивания). Покатайте ребенка на качели или он может покататься самостоятельно, чтобы успокоить эмоции.

35. Мните тонкую бумагу. Мять бумагу – одно из любимых занятий маленьких детей. Их успокаивает не только шелест бумаги, но и её текстура. Сенсорные импульсы активизируют определенные участки мозга, снижающие уровень стресса.

36. Лопайте пузырьки на упаковке. Купите немного такого материала и порежьте на небольшие куски, чтобы успокаивать ребенка в моменты стресса.

37. Катайте теннисный мяч по спине. Такая процедура действует в качестве легкого успокаивающего массажа. Делайте её, когда ребенку необходимы успокаивающие прикосновения. Массируйте плечи, шею и нижнюю часть спины – эти участки наиболее напряжены в момент стресса.

38. Массажируйте ступни небольшим мячиком. Это помогает улучшить кровообращение и воздействует на определенные точки на ступнях, помогая снять стресс и убрать напряжение мышц ног. Ребенку может покатать мяч по всей поверхности ступни, наступая на него с разной силой.

40. Слушайте музыку. Музыка улучшает настроение, способствует здоровому сну, снижает уровень стресса и беспокойства. Слушайте музыку различных стилей, установите оптимальный уровень громкости в доме, машине и спальне ребенка.

41. Устройте танцевальную вечеринку. Физическая нагрузка в сочетании с удовольствием от музыки принесет ребенку пользу. Ему понравится такая активность в сочетании с развлечением. Если ребенок в плохом настроении, сделайте музыку громче и устройте танцевальную вечеринку в комнате. Настроение ребенка мгновенно поднимется.

42. Покричите. Иногда плохое настроение ребенка связано с тем, что его переполняет слишком много эмоций. Пусть ребенок примет свободную позу и представит, как эмоции проходят сквозь его тело от пальцев ног до рта. Для их освобождения ребенку нужно громко закричать.

43. Поменяйте обстановку. Когда мы испытываем сильные негативные эмоции, иногда нужно просто выйти из дома. Смена обстановки поможет малышу быстро успокоиться. Если вы находитесь дома – выйдите на прогулку. На улице найдите спокойное место, где можно присесть. Смените обстановку и это поможет ребенку быстро восстановить самообладание.

44. Выйдите на прогулку. Мы часто ходим гулять для того, чтобы навести порядок в мыслях. На нас успокаивающе действует не только свежий воздух, но и естественные ритмы природы. Выйдите на прогулку вместе с ребенком, и, возможно, он поделится с вами причинами своего плохого настроения.

45. Запланируйте веселое занятие. Когда вы чем-то обеспокоены, кажется, что на вас давят стены и мир вот-вот рухнет. Некоторым детям необходимо помочь посмотреть в будущее, чтобы отвлечь от внутреннего диалога. Запланируйте какое-нибудь веселое занятие для всей семьи, позвольте ребенку поучаствовать в его обсуждении. Любая тема, связанная с будущим, будет ему полезна.

46. Испеките хлеб. Все бабушки в мире знают, что процесс выпекания хлеба помогает избавиться от стресса. В Интернете вы можете найти много простых рецептов приготовления хлеба. Ребенок может самостоятельно смешать ингредиенты и замесить тесто. Ему обязательно понравится результат вашей совместной работы.

47. Сплетите браслет. Работа руками вызывает состояние полной поглощенности занятием. Подобный эффект имеют такие занятия, как вязание, вышивка или любое другое дело, помогающие малышу забыть о внешних обстоятельствах.

48. Покатайтесь на велосипеде. Катание на велосипеде понемногу теряет популярность у детей. Но велосипедные прогулки не только благоприятны для суставов – они развивают равновесие и физическую выносливость. Можно организовать велосипедные прогулки всей семьей.

49. Раскрашивайте книги-раскраски. Раскраски – отличный способ занять и успокоить ребенка, развить у него мелку моторику и концентрацию внимания. Купите ребенку карандаши и фломастеры и раскрашивайте страницы книг-раскрасок вместе с ним.

Эти, казалось бы, простые способы, помогут не только улучшить психоэмоциональное состояние ребенка любого возраста, но и научить его лучше разбираться и справляться с негативными эмоциями. Эти навыки сослужат ему добрую службу на протяжении всей жизни.


Что, где, когда?

– Это тики, или по-другому – навязчивые состояния, – объясняет детский психиатр, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ Владислав Брагинский.

Они бывают у детей 5-11 лет. Мальчики страдают ими в 4 раза чаще, чем девочки. И подвержен тикам чуть ли не каждый десятый ребенок, в общем, нередкая напасть.

Тики никогда не тревожат ребенка во время сна. Зато усиливаются от волнения, возбуждения. В привычной обстановке они менее заметны, носят сглаженный характер. На интеллектуальные способности тики никак не влияют, человек может в детстве ими страдать, но прекрасно мыслить и во взрослой жизни дорасти хоть до академика.

Вызывают это расстройство разные причины, поэтому и прогноз, и лечение при тиках – тоже разные.

Психиатры их делят на два основных типа:

● невротические (по новой международной классификации – транзиторные, преходящие);

● и неврозоподобные (хронические).

Тик от испуга

Допустим, ваш совершенно здоровый, спокойный ребенок испугался чужой собаки, которая бросилась на него во дворе, или строгой учительницы, устроившей ему разнос перед всем классом, и теперь у него дергается глаз, или мышца щеки, или он делает такие движения шеей, как будто освобождается от тесного воротничка. Это тик невротический. Несмотря на устрашающее название, невротический тик – простой вариант. Он возникает от внешней травмы – испуга, стресса, напряжения – и лечится врачом за пару недель, от силы за пару месяцев. После лечения исчезает бесследно.

Что требуется в этом случае от родителей?

● Показать ребенка врачу.

● Создать дома спокойную обстановку.

● Не загружать несчастного усиленными занятиями по математике, иностранным языкам, информатике.

● Если тики вызваны школьными конфликтами, поговорить с учителем, чтобы не относился слишком строго.

Но навязчивые состояния этого типа встречаются не так уж часто, они составляют только 10% от всех тиков.

Причина и повод

Иное дело странное покашливание, которое возникло как-то у моего сына. Тут можно и не догадаться, что это тик. Таких неврозоподобных, хронических навязчивых состояний большинство, по словам Владислава Брагинского, среди тиков они занимают 85-90%. Причина их – слабость нервной системы ребенка. Она возникает, когда у мамы сложно протекает беременность, или из-за проблем во время родов (например, у младенца была асфиксия – кислородное голодание, или роды были затяжные, со стимуляцией, или пришлось делать кесарево сечение, или накладывать щипцы. ), или из-за болезней самого малыша в первые месяцы жизни – болезни тоже изменяют реактивность нервной системы.

Часто он начинается с реального события: у ребенка, например, ячмень, который все время ощущается, мешает, от этого ребенок часто моргает. Потом ячмень проходит, а моргание превращается в навязчивое, неконтролируемое действие. Или у моего сына, например, был бронхит. Два месяца со времени болезни прошло, все анализы крови хорошие, а кашель тянется и тянется.

Ребенок понимает, что тики – движения необычные, болезненные. Он часто стесняется их, на людях пытается сдерживаться, но от этого испытывает огромное внутреннее напряжение, которое его страшно утомляет. Попытки контролировать тики кончаются тем, что они только усиливаются.

Неврозоподобные тики лечатся трудно, долго. Могут то возникать, то на месяц или на полгода пропадать, потом возвращаться вновь даже без видимого толчка, например повинуясь сезонным колебаниям. Время обострения тиков – весна и осень.

Как лечить

Хотя медицина и утверждает, что тики – это не на всю жизнь, ребенка надо лечить, а значит, обязательно показать врачу: психиатру или психоневрологу, психотерапевту.

Во-первых, для того, чтобы убедиться, что ваш случай – всего лишь слабость нервной системы, а не симптомы серьезных душевных болезней. Врач может об этом судить, изучив, в обрамлении каких других расстройств наблюдается тик. Например, неврозоподобные тики сочетаются с быстрой утомляемостью, раздражительностью, слезливостью, изменчивостью настроения, плохим сном.

Надо исключить редкий тип таких навязчивых состояний, при которых тики с годами усложняются.

Во-вторых, когда диагноз станет ясен, врач назначит лечение.

Для начала это могут быть физиопроцедуры: хвойные ванны (они очень хорошо действуют на 5-6-летних детей), успокоительный чай, электросон, электрофорез с бромом. Все это расслабляет нервную систему. Полезен массаж воротниковой зоны – он улучшает кровоснабжение мозга. Хорошо на ночь попить теплое молоко с медом – оно тоже успокаивает. Одними такими простыми средствами можно достичь многого.

При тиках полезна психотерапия или психокоррекция. Это и гипноз, для ребят постарше – аутотренинг – умение самовнушением помочь себе расслабиться, и специальные дыхательные упражнения для релаксации – всему этому ребенка научит врач.

И кроме лечения словом нужны лекарства: витамины, препараты, улучшающие питание мозга, его обмен веществ, седативные средства.

А родителям можно посоветовать:

● Создайте дома спокойную обстановку.

● Следите, чтобы ребенок со слабой нервной системой обязательно высыпался.

● Ему нужен щадящий режим и полноценный отдых в выходные дни.

● Особенно берегите его нервную систему после болезни: даже пустячная простуда делает ее уязвимой еще на две недели.

● И не обсуждайте его тики. Чем больше вы о них говорите, тем ребенку становится хуже. Он и так понимает, что с ним что-то неладно, и ждет от вас помощи.

Кстати

Виды навязчивых движений:

  • Моргание
  • Подергивание щеки, плеча, ноги
  • Заведение глаз вверх
  • Навязчивый кашель
  • Навязчивые глотательные движения
  • Нахмуривание лба
  • Шумное дыхание
  • Втягивание живота
  • Выбрасывание руки в сторону

Личное мнение

Иосиф Пригожин:

– Психологическое состояние ребенка во многом зависит от атмосферы в семье. Если атмосфера добрая, любящая, то и особых проблем с нервными перевозбуждениями у детей не будет.

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости — неврологическое нарушение у новорожденных, возрастом от 1 до 4-х месяцев. По статистике, данный диагноз в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Чаще всего причиной патологии выступает легкая степень перинатального поражения нервной системы.

В странах СНГ детские неврологи рассматривают синдром нервной возбудимости как патологию, а зарубежные специалисты считают его пограничным нарушением, не требующим срочного медикаментозного вмешательства.

Важно! При отягощающих обстоятельствах и отсутствии лечения повышенная нервная возбудимость у грудничков способствует дальнейшему развитию невротических заболеваний

О том, как лечить повышенную возбудимость нервной системы у новорожденных, в медицине до сих пор ходят споры. В некоторых случаях можно не использовать лекарственное лечение, но многие родители больше доверяют медикаментозным препаратам. Популярностью пользуются натуральные растительные средства.

Краткие сведения о патологии

Практически у каждого второго грудничка выявляются расстройства ЦНС (код МКБ G00-G99) в той или иной степени. Чаще всего они легко поддаются коррекции и не требуют длительного восстановления, так как первые месяцы жизни функциональность нервных клеток у детей можно нормализовать, главное, правильно подобрать лечение.

При развитии синдрома нервно-рефлекторной возбудимости (СНРВ), у малыша наблюдается гиперактивность. Он вздрагивает во сне, что способствует его пробуждению, становится раздражительным и часто плачет. При этом отмечаются снижение врожденных сосательных рефлексов, тремор, иногда судороги конечностей.

Такое состояние вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Он не высыпается и испытывает постоянное чувство голода, что проявляется подобными симптомами. Такого малыша очень сложно накормить и успокоить, он практически постоянно плачет и требует к себе повышенного внимания.

Многие родители стараются решить проблему самостоятельно, используя различные ванночки с травами, которые часто провоцируют аллергические реакции у ребенка, прибегая к длительным прогулкам на свежем воздухе, массажам перед сном и т.д. А некоторые и вовсе используют седативные препараты, что делать категорически нельзя, ведь их прием может вызвать привыкание, что в последующем приведет к еще большим расстройствам ЦНС.

Лечением синдрома повышенной возбудимости должен заниматься врач после выявления точной причины его возникновения. Только правильно подобранная терапия способна предотвратить появление серьезных последствий в будущем.

Обучение и школа

Синдром гипервозбудимости часто становится причиной плохих оценок в школе. Внимание ребенка постоянно переключается, поэтому сфокусироваться на протяжении всего урока, на том, что рассказывает преподаватель ребенку достаточно сложно.

Ошибки в тексте и задачках чаще всего допускаются именно по невнимательности. Проще говоря, никаких навыков самоорганизации не наблюдается. Учитель в свою очередь может думать, что ребенок все делает из вредности. У таких деток обычно очень корявый почерк, много исправления в тетрадках.

На начальном уровне у детей с синдромом нормальный уровень интеллекта, как у всех. Однако, если родители не обращаются внимание на поведение своего отпрыска, то, со временем у ребенка будет наблюдаться скудный словарный запас, они плохо справляются с абстрактными задачами и плохо понимают, что такое пространство и время. В случаях, когда никаких мероприятий по устранению синдрома не проводится, у ребенка может появиться вторичное снижение интеллектуального развития.

Причины СНРВ

Как уже говорилось в самом начале, основными провокаторами синдрома являются негативные факторы, воздействующие на ребенка в период внутриутробного развития. К таковым относятся:

  • Прием наркотических средств матерью.
  • Злоупотребление алкогольными напитками и курение.
  • Инфекции, перенесенные женщиной в период беременности.
  • Стрессы.
  • Отсутствие полноценного питания.

Также среди основополагающих факторов развития синдрома возбуждения нервной системы находятся:

  • Многоплодие.
  • Гипоксия.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Кесарево сечение.
  • Травмы, полученные во время родов.

Влияние этих негативных факторов приводит к нарушению связи коры и отделов головного мозга, что и приводит к расстройствам ЦНС и дальнейшему развитию СНРВ. При этом, не всегда удается выявить отклонения сразу же после рождения. Ребенок может на протяжении нескольких недель вести себя спокойно и ничем не отличаться от других детей. Но позже появляются первые симптомы, которые обязательно должны насторожить родителей и заставить их обратиться за помощью к специалисту.

Что приводит к поражению ЦНС

  • недоношенность
  • хроническая внутриутробная гипоксия плода
  • гипоксически-ишемические поражения головного мозга в родах
  • внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные)
  • несовместимость крови плода и матери (Rh-конфликт)
  • травматические, инфекционные, токсические поражения головного мозга в интра- и постнатальном периоде
  • врачебная ошибка при родах (родовая травма)

Вы можете кликнуть по выделениям и познакомиться с подробностями.

Как проявляется синдром?

В норме новорожденный большую часть времени спит. Бодрствует он мало, и если ребенок накормлен и находится в чистом подгузнике, то он практически не капризничает. Малыш с СНРВ ведет себя совершенно иначе. У него отмечается снижение сосательного рефлекса, после употребления пищи он часто срыгивает, набор веса происходит медленно.

При наличии синдрома даже его крик отличается от здорового грудничка. При плаче фиксируются звуки в высоких тонах, кажется, что он не кричит, а визжит. Все это сопровождается запрокидыванием головы назад, тремором подбородка и конечностей.

Как утверждает доктор Комаровский, есть еще один характерный признак развития СНРВ, который можно определить самостоятельно. В норме, если у новорожденного развести руки в стороны, то он раскручивает кулачки. При синдроме малыш это делает спонтанно, находясь абсолютно в любом положении. Во время осмотра также можно отметить снижение мышечного тонуса и отсутствие подошвенного рефлекса (если ребенка поставить на ножки, пальчики, вместо того, чтобы сжиматься, раскрываются, словно веер).

Малыши с синдромом ПНРВ беспокойны. Они часто просыпаются и вздрагивают при прикосновениях или резком звуке. Периодически могут лежать с открытыми глазами, не реагируя на происходящее вокруг.

Появление хоть одного симптома СНРВ должно являться для родителей серьезным поводом для обращения к неврологу. Возбудимость ЦНС необходимо в обязательном порядке лечить. Подобное поведение не стоит связывать с темпераментом или возрастными особенностями ребенка. Так как если заболевание действительно имеется, отсутствие своевременной терапии может негативно сказаться на речи, поведении и мышлении малыша в будущем.

Главные признаки

Ключевые признаки гипервозбудимости у грудничка сводятся к:

  • Плохому сну, причем не время от времени, а регулярно. Плохо засыпает, зачастую просыпается по ночам от любого шума. Среди ночи издает звуки, похожие на крик либо плач.
  • Низкому аппетиту. Недостаточно кушает, с нежеланием берет грудь либо бутылочку. Сосет лениво.
  • Сжатию кулачков.
  • Страдальческому выражению лица.
  • Кожа ребенка может показаться на первый взгляд голубоватой (мраморного оттенка) либо красной, так как ее пронзает сеть кровеносных сосудов, находящихся очень близко к ее поверхности.
  • Со стороны ребенок кажется скованным и зажатым.

Понаблюдайте за малышом: синдром гипервозбудимости у новорожденных показывает себе почти мгновенно. Для наблюдательных родителей не составит труда отметить, что с их крохой что-то не так и его действия отличаются от общепризнанных мерок в этом возрасте.

Какие же выделяет Комаровский симптомы гипервозбудимости у грудничка? С лечением, которое предлагает известный педиатр, и симптомами гипервозбудимости можно ознакомиться, посмотрев видео, представленное ниже.

Чем опасен синдром?

Синдром ПНРВ характеризуется развитием патологических процессов в головном мозге. И если их не устранить, они могут усилиться, что впоследствии приведет к частым судорогам и эпилептическим припадкам.

Помимо этого, нарушенные сосательные рефлексы при СНРВ могут стать причиной развития дистрофии и возникновения иных проблем со здоровьем. Также детки с таким диагнозом плохо осваивают двигательные навыки, они поздно начинают ходить и самостоятельно кушать.

При этом ребенок, у которого был диагностирован СПНРВ, трудно приспосабливается к социуму. У него отмечаются частые смены настроения. Он может становиться чрезмерно агрессивным и опасным для других детей, или же, наоборот, пассивным.

Задержка развития речи – еще одно последствие отсутствия должного лечения. И нужно отметить, что малыши с таким диагнозом не только начинают поздно говорить, но и неправильно сочетать слова, что будет делать его речь непонятной и несвязной. По мере развития синдрома ПНРВ, дети становятся гиперактивными, забывчивыми, неаккуратными, чрезмерно эмоциональными и требуют к себе повышенного внимания.

Развитие синдрома ПНРВ негативным образом сказывается на психическом состоянии ребенка, что нередко становится причиной возникновения проблем в детском саду и школе. С возрастом нагрузка на нервную систему увеличивается и она перестает справляться с поставленными перед ней задачами, блокируя поступающую информацию. Это, в свою очередь, является провокатором иных синдромов ЦНС, проявляющихся частыми судорагами, тяжелыми психоэмоциональными расстройствами и приводящие к развитию ДЦП .

Почему это происходит?

Существует ряд причин, которые могут привести к синдрому гипервозбудимости:

  • Травмы. Прежде всего, внутричерепные, которые были получены в процессе родов. Виновниками таких травм чаще всего становится медицинский персонал.
  • Стремительные и слишком быстрые роды, которые приводят не только к излишней активности малыша, но и к другим тяжелым последствиям.
  • Гипотоксические роды. Такие ситуации происходят на фоне асфиксии плода и новорожденного. К такому состоянию может привести нарушение плацентарного кровообращения.
  • Инфекционные причины. Причиной заражения может стать сама мать, которая заболела инфекционным заболеванием в период вынашивания плода. Также это может произойти в первые дни жизни малыша.
  • Токсико-метаболические. В таких ситуациях виновата лишь мать, возможно, она курила, и не важно, сигареты или кальян, либо употребляла спиртные напитки или недозволенные медицинские препараты, нарушала их дозировку.

Однако гипервозбудимость новорожденных может появиться и на фоне постоянных стрессов у матери. Ведь нервная система малыша формируется намного раньше, чем он появляется на свет.

Методы диагностики СПНРВ

Чтобы выявить синдром нейрорефлекторной возбудимости, применяются современные компьютерные технологии. Наиболее подробную информацию дает КТ. Это обследование позволяет получить точную оценку состояния головного мозга и происходящих в нем патологических процессах. Если его проведение по каким-то причинам становится невозможным, прибегают к МРТ и рентгенологическому исследованию.

При подозрениях на развитие синдрома, обязательным является осмотр у невролога. При помощи специальных манипуляций, он сможет определить, имеются ли у ребенка отклонения в ЦНС или нет. Если расстройства присутствуют, после полного обследования он поставит точный диагноз и назначит соответствующую терапию.

Симптомы Гипервозбудимости у детей:

У детей дошкольного возраста родители отмечают такие симптомы:

  1. Дома ребенок не успокаивается, постоянно бегает, прыгает, быстро переключаясь с одной деятельности на другую.
  2. В садике персонал недоволен поведением ребенка, он часто отказывается выполнять то, что от него просят.
  3. Сверстники отмечают агрессивность ребенка, часто с малышом никто не хочет дружить.
  4. Ребенок часто не дослушивает объяснения няни или воспитательницы, хватается за дело.
  5. Ребенок слабо контролирует свои поступки и слова, а также внимание.

Симптомы гипервозбудимости у новорожденных:

  1. Нарушения сна.
  2. Ребенок просыпается от малейшего шума, плохо засыпает.
  3. Во сне отрывисто вскрикивает.
  4. Плохо кушает.
  5. Кулачки сжаты.
  6. Выражение личика может быть страдальческим.
  7. На коже часто видна сетка сосудов, из-за чего кожа кажется голубой. Сосудики могут быть красного цвета. Их выраженность усиливается на морозе.

Лечение СПНРВ

Синдром ПНРВ не требует госпитализации. Терапия включает в себя консервативные методы, которые вполне могут осуществляться в домашних условиях или дневном стационаре. К ним относятся:

Лучший способ заниматься гимнастикой при синдроме ПНРВ, ходить вместе с ребенком в бассейн. Вода не только снимает напряжение с мышц, но и оказывает тонизирующее действие. Плавание обеспечивает устранение спазмов, улучшает обменные процессы и кровообращение в организме.

Профилактика

Очень важно, после рождения малыша соблюдать режим дня, регулярно посещать врача. Родителям следует обязательно отказаться от вредных привычек. За малышом следует ухаживать, делать ему массаж, закаливать.

Не последнюю роль играет своевременность обследования у врача будущей мамы. Очень важно не допустить перинатального поражения центральной нервной системы у малыша, то есть устранить все факторы, которые могут привести к гипоксии плода, родовой травме ребенка (повреждение позвоночника, внутричерепные травмы и прочие). Хотя, появление таких травм в большей степени зависит от профессионализма акушера.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.