Как учителю беречь нервы

Сейчас очень модно ругать учителей, системное образование, модно читать про новейшие методики и разбираться в альтернативных школах. Появилась волна продвинутых родителей, отказавшихся от стандартного обучения и стремящихся превратить годы школы для своих детей не в муку, а волну счастливого познания, и это прекрасно! Но при этом происходит обесценивание того позитивного и качественного, что есть в обычной образовательной школе. И что самое страшное - обесценивание учителей, положивших на алтарь образования свою жизнь.

Принято предъявлять претензии учителям, ведь они воспринимаются как обслуживающий персонал! И модно быть недовольными. Учителям достается со всех сторон - от родителей, от учеников, от администрации. Их жизнь проходит в постоянном напряжении всех душевных сил.

Недавно пригласили в лицей провести в нескольких классах сказкотерапию. И я наблюдала нелицеприятные картины унижения учителей - достойных, удивительных, мужественных людей. Потому что жить в таком аду неуважения и продолжать нести знания с любовью - это великое мужество!

Я наблюдала, как учительница начальных классов, работающая с этими детьми уже 4 год, мягко взаимодействует с ними. Меня поразил мальчик с рассеченной бровью, пронзительно-проникновенным взглядом. Когда его начали донимать другие мальчишки, что-то кидая в него, пытаясь достать и ущипнуть, а он, мгновенно покраснев, уже сжал кулаки, классная мама подошла к нему и просто положила руку на плечо - мягко и с трепетным теплом. Мальчик сразу успокоился. Потом она поделилась, что мальчишки нападают на этого умного, ранимого парня, дразня его тем, что его бросил отец. А он в ответ бъет их. И как приходится каждый день беседовать с ними, примирять. И столько любви и заботы было в ее словах!

В конце уроков пришли родители забрать детей из школы - многие влетели, даже не поздоровавшись и не сказав до свидания учительнице, которая вот уже 4й год проводит с этими детьми большую часть своей жизни, и их дети проводят большую часть своей. Прибежала и мама этого мальчика с рассеченной бровью и тоже не поздоровавшись, но не увидев своего сына, грубо спросила - где ее ребенок и почему за ним не следят! Ребенок тут же появился, но никаких извинений не было, ни спасибо за учебный день, ни до свидания. Я смотрела на эту учительницу и как-то все сжалось от несправедливого отношения к ней. Заметив мои округлившиеся глаза, учительница ответила:

- Этой маме очень трудно приходится - поднимать сына без отца и чьей-то помощи! Дай ей Бог сил!

Мне хотелось поклониться ей до земли - этой удивительной женщине, настоящему человеку-педагогу, Учителю. А сколько таких скромных и неизвестных никому подлинных учителей в наших школах. И никто не знает - сколько ран на их сердце! Сердце, где живет каждый ученик. И я знаю, что она думает о них и покидая стены школы, размышляет, как быть с этим и с тем, как помочь освоить программу и трансформировать деструктивное поведение. Порой такие учителя думают о детях больше некоторых родителей.

Однажды православный священник освящал пространство школы и благословляя, сказал:

- Бог Вам в помощь! Это очень прекрасный и самоотверженный труд - просвещение детей! Вы знаете, что когда анализировали кости умерших людей, оказалось, что самый изношенный скелет у учителей! Вот так непросто быть учителем. Так что берегите себя, дорогие учителя! И Бог Вам в помощь!

Учителей нужно беречь - ведь в их руках души детей, будущее растущего поколения. Конечно, было бы прекрасно, если бы у них была высокая зарплата и больше выходных, чтобы восстанавливать свои силы. Все мы думаем о детях. А об учителях подумает кто?

В детстве у меня была любимая учительница по литературе Вера Васильевна. Я садилась всегда на первую парту, чтобы лучше слышать и впитывать все, что она говорила. Она учила нас думать, анализировать, высказывать свою точку зрения, побуждала творить. Ее речь была похожа на нежный шелест листьев на ветру, на шепот ветра, вдохновенного, весеннего, распахивающего душу, дарящего октровения-прозрения. Это было так непонятно многим из нашего класса. и ее голос часто заглушали стоящие на головах мальчишки. И все же в ее классе у всех были лучшие показатели по русскому и литературе. Ее литературный кружок вспоминается как время счастья - здесь собирались все белые вороны из разных классов и уже без мешающих нормальных учеников, мы внимали ее трепетному зову по дороге познания мира. Окончив школу, я вовлеклась в водоворот студенческой жизни и забыла про Веру Васильевну. Конечно, я вспомнила ее волшебные уроки с благодарностью, но как-то не находила времени написать ей, поздравить с праздником, зайти в гости. Она очень любила дома устраивать литературные посиделки с чаепитием. Когда же я решила узнать как ее дела и навестить - ее уже не было. И я хочу поблагодарить, но она это уже не услышит.

Последние годы она провела в одиночестве, не понятая дирекцией школы, оставшись одна, она постепенно потеряла смысл, перестала узнавать знакомых, могла выйти в мороз босиком и бродить по улицам. Я думаю, что этого могло не случиться, если бы мы - ее благодарные ученики периодически приезжали к ней, звонили, писали и благодарили за огромный мир, который она открыла для нас! Очень часто жизнь теряет смысл, когда человек не видит свою нужность в этом мире. Веры Васильевны давно уже нет, а боль при воспоминании вспыхивает горечью - ничего уже не изменить.

Пока мы живы и живы наши учителя, мы можем позвонить, поговорить, поблагодарить. И не забывать поздороваться и сказать спасибо за школьный день тем, к которым сейчас ходят наши дети. Это не занимает много времени, но это может стать спасательным кругом прекрасным людям, отдавшим свою жизнь нам.

Мы так часто откладываем хорошее на потом. Потом поддержу - через день, месяц, год, 5, 10. Позже прощу - недели, месяцы, годы. Я всегда успею набрать номер или написать, но. не сейчас. И так иногда случается, что когда у нас наступает это сейчас - сказать это уже некому и незачем. И нет того человека, кого можно было вовремя поддержать. А вдруг, от нашей поддержки зависела чья-то жизнь? Чье-то желание жить. Думаете слишком? Нити жизни бывают хрупки и тонки, и в ней бывает даже больше, чем мы о ней думаем. И всем нам нужно быть нужными. Может быть кто-то из наших близких сейчас нуждается в одобрении и поддержке. Это так важно - услышать!

1. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ? КАК ОНО ФОРМИРУЕТСЯ

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом специфических свойств и качеств:

а) Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

б) Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет.

в) На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика.

г) Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты нашего воздействия на духовный мир школьника – слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений.

д) Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера.

Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знание и умения, доведенные до степени мастерства, Но и поднятые до уровня искусства. Безграничная вера в человека, в доброе начало в нем – вот что должно жить в нашей душе, если вы думаете посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.

Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков.

Еще одна черта, без которой, по-моему, невозможно педагогическое призвание. Я бы назвал эту черту гармонией сердца и разума.

Воспитывая это умение, необходимо глубоко проникать в душу ребенка, вдумываться в то, чем он живет, как он смотрит на мир, что представляют собой для него люди, окружающие его.

Чтобы стать настоящим воспитателем, надо пройти эту школу сердечности – в течение длительного времени познавать сердцем все, чем живет, что думает, чему радуется и чем тревожится ваш питомец.

2. О ЗДОРОВЬЕ И ПОЛНОТЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАДОСТИ УЧИТЕЛЯ

Учителю надо беречь сердце и нервы. Но как беречь сердце и нервы? Умение владеть собой, держать себя в руках – одно из самых необходимых умений, от которого зависят и успех деятельности педагога, и его здоровье. Неумение правильно тормозить ежедневные и ежечасные возбуждения, неумение владеть ситуациями – вот что, прежде всего, издергивает сердце, изматывает нервную систему учителя.

Сделайте неприятное, раздражающее – смешным, и вы станете полным властелином мыслей и чувств коллектива.

Правильный отдых, особенно летом и зимой, развивает и укрепляет компенсаторные способности нервной системы, служит выработке выдержки, уравновешенности, умения подчинять эмоциональные порывы контролю разума. Многие опытные учителя, проработавшие в школе 30, 40 и больше лет, рассказывают, что выдержку, самообладание воспитывает у них, в частности и в особенности, длительное общение с природой, в котором физическое напряжение сочетается с мыслью, наблюдениями.

Надо уметь бережно расходовать нервные силы в повседневном труде – это тоже очень важный залог здорового сердца и здорового духа.

3. КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ИСТОЩЕНИЕ НЕРВНЫХ СИЛ В ПРОЦЕССЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка.

Будьте не только слушателем, потребителем музыки детства, но и ее творцом – композитором. Создавайте светлые, жизнерадостные мелодии в музыке детства, от которой зависит ваше здоровье, сила вашего духа, состояние вашего сердца. Ваш рояль и ваша нотная тетрадь, где вы пишете музыку детства, ваша дирижерская палочка, которая повелевает мелодиями, - это очень простая и в то же время очень сложная вещь – оптимизм.

Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах.

Доброжелательность, разумная доброта – вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоотношений педагога и детей.

Я тысячу раз говорил, и буду твердить до смерти, что взаимная доброжелательность учителя и детей – это те тончайшие нити, которые соединяют сердца и благодаря которым – заметьте, это исключительно важно в нашем педагогическом труде – человек понимает человека без слов, чувствует тончайшие движения души другого человека.

4. БУДЬТЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ!

Быть доброжелательным – означает относиться к ребенку так, как вы отнеслись бы к собственному сыну. Что, прежде всего, необходимо для спасения сына? Сердце потребовало бы чего-то такого, что создало бы в душе сына моральную чистоту и красоту, сделало бы его настоящим человеком. Доброжелательность педагога выражается, прежде всего, в умении не допустить, чтобы ребенок стал плохим, предостеречь его от ошибочных шагов.

Помните, что успехи ребенка в учении, его чувство собственного достоинства – это огонек радости вашего творческого труда, уважаемый мой коллега.

5. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ АБСТРАКТНОГО ЧЕЛОВЕКА

Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы приложить механически все закономерности обучения и воспитания. Нельзя требовать от ребенка невозможного.

Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде. А это значит, что в учении должна быть индивидуализация – и в содержании умственного труда, и во времени. Взаимная доброжелательность учителя и ученика сочетается с взаимным доверием.

Успех в учении – это, образно говоря, тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим. Берегите эту тропинку и этот огонек.

Я продумываю, что будет делать каждый ученик. Для всех подбираю такую работу, которая принесла бы успех. Если ученик не сделал хотя бы маленького шага по пути к овладению знаниями, - это пропавший для него урок. Безрезультатный труд – вряд ли есть более серьезная опасность, подстерегающая и ученика, и учителя.

У меня всегда вызывают досаду и недоумение жалобы кое-кого из учителей: ребенок шалит на уроке, занимается посторонними делами… Да не может этого быть, дорогие товарищи, если вы по-настоящему подумали о том, как заставить трудиться каждого ученика!

6. ГДЕ БРАТЬ ВРЕМЯ? СУТКИ ИМЕЮТ ТОЛЬКО 24 ЧАСА

В чем же заключается эта подготовка? Это – чтение. Повседневная, на всю жизнь дружба с книгой. Не прекращающееся ни на один день журчанье ручейка, пополняющего реку мысли. Надо, чтобы школьный учебник основ науки, которую вы преподаете, был для вас азбукой. Чтобы в море ваших научных познаний, основы которых вы даете школьникам, учебник был каплей. Тогда на подготовку к урокам не будет уходить несколько часов.

Количество переходит в качество: чем шире фон, на котором школьный учебник выглядит, как маленький луч в ярком потоке света, тем заметнее то профессиональное качество, которое создает фундамент педагогического мастерства: способность распределять внимание при изложении материала на уроке. Учитель объясняет, например, тригонометрические функции, но главная его мысль – не о функциях, а об учениках: он наблюдает, как работает каждый школьник, какие трудности восприятия, мышления, запоминания встречают отдельные воспитанники. Он не только учит, но и умственно воспитывает в процессе учения.

7. ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ

На первом месте – научить детей учиться. Одна из главных ваших забот – установить правильное соотношение между объемом теоретических знаний, которыми овладевают дети, и практическими умениями и навыками.

Без умения бегло, сознательно, выразительно читать и воспринимать прочитанное, бегло и безошибочно писать – не может быть и речи об успешном учении в средних и старших классах. Умение читать надо довести до такой ступени автоматизма, чтобы восприятие зрением и сознанием значительно опережало произношение вслух.

8. О СОХРАНЕНИИ В ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАНИЙ

Учителя начальной школы! Ваша важнейшая задача – построить прочный фундамент знаний. Обратите внимание на элементарную грамотность.

Обучая детей в начальных классах, я всегда имел перед собой список главнейших орфограмм.

Очень большое значение имеет игровой элемент в процессе обучения. Это не только таблица умножения, но и наиболее часто употребляемые случаи, сложения, вычитания, деления, умножения в пределах тысячи. Это также наиболее типичные измерения и превращения величин.

Чем сложнее понятие, которое изучается в данный момент, тем интереснее, увлекательнее должны быть книги, которые читает ученик.

Советую всем учителям: создавайте интеллектуальный фон для запоминания, заучивания, сохранения в памяти программного материала.

Помните, что чем труднее ребенок, чем больше, казалось бы, непреодолимых затруднений встречает он в учении, тем больше ему надо читать.

11. ЗНАНИЕ – И ЦЕЛЬ, И СРЕДСТВО

Знать – это значит уметь применять знания. О знаниях можно говорить лишь тогда, когда они становятся фактором духовной жизни, захватывают мысль, пробуждают интерес.

Стремитесь к тому, чтобы знания учащегося были не конечной целью, а средством, чтобы они не превращались в неподвижный, мертвый багаж, а жили в умственном труде школьника, в духовной жизни коллектива, во взаимоотношениях между школьниками, в том живом и непрерывном процессе обмена духовными богатствами, без которого нельзя представить полноценного интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетического развития.

В начальных классах, уже с первых шагов обучения наиболее важным элементом знаний становится слово, точнее, реальный, окружающий мир, выражающийся в слове, которое открывается перед ребенком новыми, совершенно не знакомыми ему до поступления в школу, гранями. Первые и, на мой взгляд, самые широкие шаги по лестнице знаний ребенок делает, познавая мир через слово.

В умственном труде учащихся на первом месте стоит не заучивание, не запоминание чужих мыслей, а размышление самого ученика как живое творчество, как познание предметов, вещей, явлений окружающего мира с помощью слова, как познание в связи с этим тончайших оттенков самого слова.

12. О ДОБЫВАНИИ ЗНАНИЙ

Учить так, чтобы знания добывались с помощью уже имеющихся знаний – в этом, на мой взгляд, заключается высшее мастерство дидактика.

Добывать знания – это значит открывать истину, отвечать на вопрос.

Готовясь к уроку, надо продумывать материал под этим углом зрения – найти те незаметные с первого взгляда узелки, где происходит сцепление причинно-следственных связей, из которых и рождаются вопросы. Ведь вопросы пробуждают желание знать.

Как подвести учеников к вопросу?

Для того, чтобы ученики добывали знания думая, учителю надо хорошо знать их знания. Один очень хорошо помнит изученное, другой кое-что забыл. Вот здесь надо быть таким руководителем умственного труда, чтобы каждый, вслушиваясь в мое объяснение, следовал своим путем, извлекал из кладовых сознания то, что там хранится, а если в ином месте этих кладовых – пустота, если нить мысли у кое-кого обрывается, устранить разрыв в мысли. Но это тоже требует большого искусства и мастерства. Там же, где никаких пустот и разрывов в знаниях нет, я прибегаю к сокращенному объяснению.

13. КАК ВЕСТИ УЧЕНИКОВ ОТ ФАКТОВ К АБСТРАКТНЫМ ИСТИНАМ

Ученик вызубрил, не понимая.

Это зло особенно сказывается в изучении грамматики, арифметики, алгебры, геометрии, физики, химии, т.е. предметов, содержание которых представляет собой систему обобщений, а знания, по которым выражаются, прежде всего, в умении применять эти обобщения в практической работе.

Ведите учеников к запоминанию через осмысливание (осознание), понимание многочисленных фактов, вещей, предметов, явлений. Не допускайте запоминания того, что еще не понятно, не осмысленно. Пусть от осмысливания фактов, вещей, явлений до глубокого понимания абстрактной истины (правила, формулы, закона, вывода) лежит через практическую работу, которая как раз и представляет собой овладение знаниями.

Не умеют думать над задачей, не умеют мысленно охватывать зависимость между величинами те школьники, которые заучивают абстрактные обобщения без осмысливания достаточного количества фактов. И наоборот, если запоминание абстрактной истины в умственном труде школьника основывается на мысленном углублении в факты, если он, не заучивая, запомнил – он видит в арифметической задаче не какую-то комбинацию цифр, а зависимость между величинами.

Построенный на научных основах умственный труд школьников приводит к тому, что математика помогает детям усваивать историю, а историю содействует развитию математических способностей.

Не допустить, чтобы при первом изучении материала ученик наделал много ошибок и в то же время добиться, чтобы он заучил правило и правильно формулировал его – задача не столь простая, как кажется с первого взгляда.

14. ПЕРВОЕ ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Один из корней отставания, неуспеваемости школьников – недостаточное первое изучение материала.

Обязательно должна быть на уроке самостоятельная работа, в процессе которой осмысливаются факты, и происходит переход к обобщающей истине (речь идет об уроках естественного цикла, а также об уроках грамматики).

Очень важно, чтобы в осмысливании был уже и элемент применения знаний.

15. ОСМЫСЛИВАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА КАК ЭТАП УРОКА

Понять – это еще не означает знать, понимание – еще не знание. Для того, чтобы были твердые знания, необходимо осмысливание.

Что значит осмысливание? Ученик думает над тем, что он воспринял, проверяет, насколько правильно он понял материал, пробует применять приобретенные знания на практике.

16. КАК ПРОВЕРКУ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ СДЕЛАТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ УМСТВЕННЫМ ТРУДОМ

Не допускайте, чтобы единственной целью проверки знаний было — поставить ученику оценку. Пусть как мож­но чаще оценивание знаний сочетается с другими целями, и, прежде всего, с новым осмысливанием, развитием, уг­лублением знаний. Не допускайте крайности — оценивания каждого ответа, каждой письменнойработы — это приво­дит к отрицательным результатам. Почему это так — сле­дует объяснить специально.

17. ОЦЕНКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЕСОМЫМИ

Оценка лишь тогда становится стимулом, побуждающим к активному умственному труду, когда отношения между учителем и ребенком построены на взаимном доверии и доброжелательности. Если хотите, оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания. По тому, как относится ученик к оценке, поставленной учителем, можно сделать безошибочный вывод о том, как он относится к учителю, насколько верит ему и уважает его. По по­воду оценивания знаний хотелось бы дать несколько со­ветов.

Во-первых, пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.

Оценка всегда охватывала труд учени­ка за какой-то период и включала оценивание нескольких видов труда - и ответ (может быть, несколькоответов), и дополнение к ответу товарища, и письменную работу (небольшую), и внеклассное чтение, и работу практиче­ского характера.

Во-вторых, я никогда не ставил неудовлетворительной оценки, если ученик не мог в силу тех или иных условий, обстоятельств овладеть знаниями.

Никогда не спешите выставлятьнеудовлетворительную оценку. Помните, что радость успеха - это могучая эмо­циональная сила, от которой зависитжелание ребенка быть хорошим.

В-третьих, вообще не ставьте никаких оценок, если вы видите, что знания учеников туманные, что в их представ­лении о вещах и явлениях, которые изучаются, есть какие-то неясности.

В-четвертых, надо избегать вопросов, которые требо­вали бы ответа совершенно точно повторяющего то, что излагалось учителем или заучено из книги.

Есть в педаго­гическом процессе одна очень интереснаявещь — я бы назвал ее трансформацией знаний.

Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Педагог – человек, постоянно находящийся в окружении людей. Подход к каждому ученику порой так сложно найти, что учитель не всегда справляется с такой задачей. И дело вовсе не в профессионализме или его отсутствии. Ученики часто забывают, что педагог – тоже человек, у которого есть чувства, эмоции и переживания.


Что же делать, чтобы избежать подобных ситуаций? В статье будут охарактеризованы действенные способы избавления от его симптомов.

Степень загруженности

Прежде чем разобрать способы по борьбе с таким состоянием, следует узнать меру нагрузок, испытываемых педагогом систематически.

  • Педагог, ответственно относящийся к своей работе, проводит, по меньшей мере, два часа ежедневно на подготовку к последующему занятию. Многие люди ошибочно полагают, что проведение урока заключено в пределы сорока пяти минут. Но это в корне не так. Перед занятием учитель должен составить план, найти интересный учебный материал, до малейших деталей продумать эффективные способы удержания внимания учеников на изучении предмета. Учитель должен составлять детальную методику проведения уроков, а также разрабатывать способы работы с классом, как с общественной, так и с индивидуальной точки зрения.
  • Работа в образовательном учреждении предполагает теоретическую и практическую часть. Последнюю всегда нужно проверять. Ученики пишут самостоятельные, контрольные работы, сочинения. Все это требует тяжелого умственного труда преподавателя при проверке работ.
  • Взаимодействие с классным журналом, дневниками, и заполнение различного рода документации также негативно сказываются на психическом здоровье учителя. Все они требуют высокой концентрации внимания и сил, что часто ведет к перенапряжению.
  • Внеклассная работа – тот вид работы, который занимает огромное количество сил и нервов. Чего еще говорить, если учитель еще дополнительно занимается группой продленного дня.
  • Свой отпечаток оставляют разговоры с родителями учеников. Мало того, что нужно найти подход к ученику, так и еще к его родителю. Часто родители с учителями не могут поладить, что повлечет за собой также эмоциональное перенапряжение. Затем учителю приходится судорожно искать пути решения споров.

Благодаря этим и ряду других причин, учитель может время от времени испытывать эмоциональное перенапряжение.


10 способов преодолеть стресс

Подобные эмоции могут испытывать абсолютно все, но учителя больше подвержены нервным срывам. Чтобы избежать их, рекомендуется придерживаться определенных рекомендаций.


Заключение

Педагог – человек, максимально подверженный нервным расстройствам. Иногда кажется, что профессия неблагодарная, но это не совсем так. Если следовать всем рекомендациям, можно проводить занятия с наименьшим ущербом для ментального здоровья. А потому, от работы педагог сможет получать только удовольствие.

В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребёнка.

Будьте не только слушателем и потребителем музыки детства, но и её творцом – композитором.

Создавайте светлые, жизнерадостные мелодии в музыке детства, от которой зависит ваше здоровье, сила вашего духа, состояние вашего сердца.

Ваш рояль и ваша нотная тетрадь, где вы пишете музыку детства, ваша дирижерская палочка, которая повелевает мелодиями, – это очень простая и в то же время очень сложная вещь – оптимизм.

Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника.

Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах.

Доброжелательность, разумная доброта – вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоотношений педагога и детей.

Я тысячу раз говорил, и буду твердить до смерти, что взаимная доброжелательность учителя и детей – это те тончайшие нити, которые соединяют сердца и благодаря которым (заметьте, это исключительно важно в нашем педагогическом труде!) человек понимает человека без слов, чувствует тончайшие движения души другого человека.


Быть доброжелательным – означает относиться к ребёнку так, как вы отнеслись бы к собственному сыну.

А что, прежде всего, необходимо для спасения сына?

Сердце потребовало бы чего-то такого, что создало бы в душе сына моральную чистоту и красоту, сделало бы его настоящим человеком.

Доброжелательность педагога выражается, прежде всего, в умении не допустить, чтобы ребёнок стал плохим, предостеречь его от ошибочных шагов.

Помните, что успехи ребёнка в учении, его чувство собственного достоинства – это огонёк радости вашего творческого труда, уважаемый мой коллега.

Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы механически приложить все закономерности обучения и воспитания.

Нельзя требовать от ребёнка невозможного.

Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.

А это значит, что в учении должна быть индивидуализация – и в содержании умственного труда, и во времени.

Взаимная доброжелательность учителя и ученика сочетается с взаимным доверием.

Успех в учении – это, образно говоря, тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонёк желания быть хорошим.

Берегите эту тропинку и этот огонёк.

Я всегда заранее продумываю, что будет делать каждый ученик. Для всех подбираю такую работу, которая принесла бы успех.

Если ученик не сделал хотя бы маленького шага по пути к овладению знаниями, – это пропавший для него урок.

Безрезультатный труд – вряд ли есть более серьезная опасность, подстерегающая и ученика, и учителя.

У меня всегда вызывают досаду и недоумение жалобы кое-кого из учителей: ребёнок шалит на уроке, занимается посторонними делами…

Да не может этого быть, дорогие товарищи, если вы по-настоящему подумали о том, как заставить трудиться каждого ученика!

Проблема свободного времени – это одна из важнейших проблем не только обучения, но и интеллектуального воспитания, всестороннего развития.

Свободное время необходимо ученику, как воздух для здоровья: оно необходимо для того, чтобы ученик успешно учился и не чувствовал постоянной угрозы отставания. Знаете, как бывает: стоит ребёнку проболеть несколько дней, как он уже очень отстал…

Свободное время ученика рождается на уроках. Его творцом является умный, думающий учитель.

Его первый помощник в создании свободного времени – сам ученик. От него в большой мере зависит, в каком состоянии находятся знания – в состоянии подвижности, активности, или же в состоянии окостенения.

Но есть ещё одно условие, от которого зависит создание свободного времени. Это – режим труда и отдыха.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.